Свобода прессы и социальная ответственность журналиста (на примере Костромских СМИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Костромской государственный университет

имени Н. А. Некрасова”

Курсовая работа по основам творческой деятельности журналиста

СВОБОДА ПРЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА (НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКИХ СМИ)

Выполнила студентка 2 курса

отделения журналистики

филологического факультета

КГУ им. Н.А.Некрасова

Смирнова Елена Владимировна

Научный руководитель:

доцент кафедры журналистики

Малахов А.А.

Кострома, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Источники законодательства о СМИ…………………………………..5

1)    Международные договоры……………………………………………..5

2)    Конституция РФ………………………………………………………...8

3)    Законодательство субъектов РФ……………………………………...10

4)    Закон о СМИ…………………………………………………………...13

Глава II. 1) Обязанности и права журналиста……..…………………….….....15

               2) Позиция журналиста и ответственность за нее………..…………17

Глава III. 1) Независимая журналистика в России: проблемы существования…………………………………………………………………...19

                2)Костромская пресса………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы……………………………………………………………....28

Приложения………………………………………………………………….…..29

ВВЕДЕНИЕ

В связи с расширением масштабов журналистики и журналистской деятельности, а также в силу повышения роли нашей профессии в мире, сейчас предъявляются жесткие требования к уровню подготовки работников СМИ. Следовательно, необходимы не только практические навыки, но и теоретические знания. Именно с этой целью – дать наиболее полный объем теоретических знаний – и создаются сейчас факультеты и отделения журналистики. И именно с этой целью пишется данный проект.

         В данной работе мне бы хотелось рассказать о свободе слова в нашей стране, о тех, документах, которые регулируют её и решают вопросы, связанные с ней. И выяснить, а существует ли вообще свобода слова в нашей стране? А также, какая ответственность возлагается на журналиста, как носителя информации, и непосредственно определить, что же такое свобода слова.

И так что же такое свобода слова? В русском и других языках слово «свобода» имеет множество значений. Так, например, «Толковый словарь русского языка» В.И.Даля дает следующее определения «свободы»: «это своя воля, простор, возможность действовать по своему; отсутствие стеснения, неволи рабства, подчинения чужой воле». В обыденной жизни оно также может употребляться как «раздолье», «отсутствие затруднений и стеснений», «незанятое время», «непринужденность», «независимость», «отсутствие обязательств». В общественной жизни – «это пребывание вне заключения», «отсутствие крепостной зависимости», «отсутствие какого-либо гнета». В науке — «возможность высказывать личную точку зрения», «владение знаниями и навыками, позволяющими решать задачи» и т.д.  Как видно, все эти значения содержат общее «ядро» — «отсутствие стеснений» — внешних и внутренних, физических и психологических, «знаньевых» и языковых, других ограничений. Если же сказать короче — это отсутствие всего того,  что мешает проявлению жизнедеятельности  личности, группы,  общества в целом.

Если же говорить о понятии «свободы» применительно к журналистской деятельности, то следует сказать следующее. Определенно, это не возможность журналиста  делать то, что ему хочется, и так, как ему этого хочется. Именно такое-то понимание свободы, как вседозволенности, и приводит к хаосу, творящемуся в современном мире. Проблема свободы стыкуется и с социальной позицией журналиста: мера свободы зависит от верности социальной позиции, так как свобода только внешне кажется возможностью принимать любые решения, давать первые пришедшие в голову оценки, выдвигать кажущиеся субъективно-привлекательными решения.

Подлинно свободное поведение определяется как творческое использование знания необходимости, умение действовать в рамках необходимости, добиваясь при этом таких результатов, которые прямо не запрограммированы ею. Ведь все изобретения человека, например, в среде информационной техники (от письменности до компьютера, от телеграфа до спутников связи) — это результат творческого использования  знания закономерностей, творческой деятельности «внутри» необходимости.

         Нужно сказать еще и о том, что свобода слова — это скорее возможность журналиста поднимать острые социальные, политические, экономические и другие вопросы, касающиеся современности, безбоязненно. Однако не следует забывать и о нравственной стороне вопроса — допускать в эфир или в печать аморальные материалы, способствующие разложению морально этического состояния общества, а не его повышению, абсолютно невозможно!

        

ГЛАВА I

Источники законодательства о СМИ

1)    Международные договоры

 Как гласит статья 15 Конституции РФ (см. приложение 1), основным источником права в нашей стране являются общепризнанные нормы и принципы международного права, международные, соглашения, договоры, заключенные РФ. В случае возникновения конфликта между законами, принятыми в РФ, и нормами международного права, действуют последние.

А.Г.Рихтер в своей книге «Правовые основы журналистики» говорит о том, что журналист обязательно должен, не только знать, но и понимать нормы, как минимум, трех документов, касающихся, так или иначе, его профессиональной деятельности. Это «Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод». Эти документы содержат нормы о свободе информации, распространяющиеся на «акул пера». Следует отметить, что и сами журналисты играют особую роль в обеспечении и реализации прав каждого на свободу слова и доступ к информации.

Ведущую роль в обеспечении общества информацией играют международные договоры. На это существует две причины. Первая — необходимость объединений государств на основе тех принципов и правил, которые они разделяют. Вторая причина состоит в том, что все эти документы гласят о праве распространения информации не зависимо от государственных границ. В идеале, государства не должны ограничивать информационные потоки кроме случаев, когда речь заходит о сохранении государственной тайны. Что же такое государственная тайна? Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [9].

Итак, теперь остановимся на каждом из выше упомянутых документов немного подробнее, чтобы дать представления о них.

«Всеобщая декларация прав человека» была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948. Она содержит перечень прав и свобод человека, состоящий из тридцати статей. Статья 19 данного документа говорит о том, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Следующий документ («Международный пакт о гражданских и политических правах») также был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г., но вступил в силу только в 1976г. «Пакт» предусматривает права каждого человека на свободу мысли, совести и религии. Статья 19 содержит положения о свободе информации, но в расширенном виде. Появление дополнительных положений связано с тем, что одни государства начали обвинять другие в непредставлении их гражданам информации и препятствии ее распространения. Именно для определения ограничения на свободу информации статья 19 и была сформулирована более подробно (см. приложение 2). Данная статья накладывает ограничения на использование информации. Но, однако, это ограничение должно быть зафиксировано в национальном законе и быть необходимым:

а) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, закона, здоровья или нравственности населения;

б) для уважения прав и репутации других лиц.

А если посмотреть статью 20 того же «Пакта», то видно, что государству позволяется запретить в своих законах пропаганду войны, разжигание расовой, религиозной, национальной ненависти, пропаганду войны и насилия (см. приложение 2).

Однако следует отметить, что статья 19 позволяет ограничить свободу слова и мнения только в двух случаях:

1)    защита прав и репутации человека;

2)    охрана конфиденциальной информации, государственной безопасности, а также общественного порядка, здоровья и  нравственности населения.

Наконец, третий документ, который необходимо знать журналисту, — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В России она вступила в силу 5 мая 1998 г.. С ее ратификацией Россия приняла обязательства защищать права, установленные конвенцией. Также РФ признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (основание — статья 2 Конвенции) «обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов» [10;15].

10 статья Конвенции, содержащая положения о свободе выражения мнения, накладывает еще большее ограничения на свободу слова, чем Международный пакт о гражданских и политических правах (см. приложение 3).

2) Конституция РФ

Как известно, Конституция РФ была принята 12 декабря 1993. Она возглавляет всю систему российских источников права и в связи с этим остальные подзаконные акты не могут противоречить нормам, описанным в ней. Статья 29 Конституции РФ является основой для законодательства о СМИ в нашей стране (см. приложение 1).

Часть первая данной статьи говорит о том, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова». Как известно, все права делятся на две категории:

1) предоставляемые каждому (право на свободу мысли и слова, право на свободу получения, распространения информации и т.д.);

2) права, предоставляемые только гражданам РФ (право избирать и быть избранным, право на предоставление жилища и т.д.).

Как видно, государство не имеет права вмешиваться в свободу слова и мысли без особой на то причины, так как свобода слова и мысли — естественна для человека. Однако следует отметить, что под свободой мысли и слова понимается невмешательство в процесс формирования собственных убеждений и мнений человека, запрет пропаганды ограничения свобод других людей и призывов к этому самому ограничению.  Также свобода слова является признаком демократического государства, члены которого заинтересованы в равном участии всех граждан  в обсуждении и принятии решений по тем или иным вопросам, касающихся данного государства.

Так же упомянутая статья Конституции говорит, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Право человека на свободу поиска и получения информации предполагает общедоступность и открытость источников информации. Одним из таких источников являются СМИ. Получение и распространение информации должно осуществляться и с соблюдением законодательства о СМИ, о политической и иной общественной деятельности и  т.д. Говоря о «свободе массовой информации» и запрете цензуры, следует отметить тот факт, что речь идет о возможности свободно распространять информацию через СМИ, а не о праве СМИ заниматься чем угодно.

Конституция РФ вносит запрет на цензуру. Статья 3 Закона о СМИ гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается» (см. приложение 5). Исходя из такой формулировки, к цензуре можно отнести также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей.

Однако следует сказать о том, что цензура со стороны редактора или частного владельца СМИ, церкви, политических партий и т.д. имеет место быть, так как с юридической точки зрения цензура может быть только предварительной. В смысле закона, а не в обыденном понимании, под цензурой понимается именно государственное вмешательство в деятельность СМИ.

3) Законодательство субъектов РФ

Согласно Конституции РФ 1993 года вся наша страна делится на 89 субъектов, в число которых входят все области, края, республики, автономная область, автономные округа и т.д. Как субъекты РФ  эти образования имеют полное право на издание правовых актов, которые будут регулировать различные сферы, находящиеся под их наблюдением. Получается, что и СМИ попадают под сферу интересов местных законодательных органов.

В статьях 71, 72, 73 Конституции РФ (см. приложение 1) перечислены вопросы, которые находятся в ведении региональных и федеральных властей, а также в совместном ведении РФ и ее субъектов. Но СМИ ни в одной из этих статей не упоминаются, что дает возможность региональным и федеральным законодательным органам толковать данные статьи по-разному при решении вопросов, касающихся СМИ.

Однако некоторые положения указанных выше статей Конституции вплотную касаются СМИ. Так статья 71 только к федеральному ведению относит такое положение, как защита прав и свобод человека (в том числе право на поиск, получение, производство и распространение информации).

В свою очередь статья 72 говорит о том, что вопросы воспитания и культуры находятся как в ведении региональных, так и федеральных властей. В их числе и административный контроль за СМИ, за их отношениями с госвластями субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Совместное ведение говорит о том, что органы региональной власти в праве принимать законодательные и иные акты, регламентирующие указанные выше сферы, но вместе с тем не противоречащие актам федерального законодательства. До принятия Президентом РФ Владимиром Путиным курса «диктатуры закона» на приведение регионального законодательства в соответствии с Конституцией РФ и законодательством на уровне федераций местные власти игнорировали такие законы [1; 21].

Законодательство о СМИ в российских регионах разрабатывается скорее с той целью, чтобы усилить контроль за деятельностью журналистов, для пресечения инакомыслия и критики, а не с тем, чтобы регулировать их деятельность относительно вопросов культурного своеобразия или того, каким образом СМИ должны следовать местным традициям и обычаям. Однако местное законодательство, бывает, противоречит федеральному, создавая тем самым дополнительные трудности в установлении принципа верховенства права в России. Как пишет «Независимая газета»: «Еще в 2000 году полпредам поручили привести региональные законы в соответствие с федеральными. Однако они могли лишь рекомендовать региональным начальникам трансформировать собственные конституции» [14].

Индекс свободы производства информации по Костромской области за 2000 год составляет 34,5%.

Нужно сказать, что в местных законах о СМИ нет отклонений от Федерального законодательства. В местных законах порядок предоставления господдержки СМИ противоречит Федеральному законодательству.

В области отсутствует порядок предоставления государственной поддержки, закрепленный нормативными документами. Изданные Постановление Главы администрации Костромской области № 290 от 17.04.97 г. «Об управлении по делам печати и массовой информации администрации Костромской области» и Постановление Костромской областной Думы № 363 от 05.09.96 г. «О предоставлении на 1996 год редакциям районных, городских газет, областным газетам «Северная правда» и «Молодежная линия», журналу «Губернский дом» налоговых льгот по уплате налогов в территориальный фонд» не развивают норм федерального законодательства о государственной поддержке, а содержат лишь некоторые предписания. К примеру: «освободить печатные СМИ от уплаты налога на пользователей автодорог», «Управлению финансов, Управлению по делам печати и массовой информации ежегодно выделять денежные средства на поддержку СМИ».

В законодательстве Костромской области отсутствует четкий порядок предоставления государственной поддержки печатным и электронным СМИ. Тогда возникает вопрос: а как же разрешить данное противоречие?

Существует два варианта решения поставленного вопроса.  Первый — жалоба на имеющиеся противоречия от федеральной власти (в лице прокуратуры или Министерства юстиции) региональным законодателям. Однако на деле федеральные власти не могут заставить региональные внести изменения в местные законы.

Второй вариант — проводить дело через судебную систему. Лицо, чьи права были нарушены, может обратиться в суд с ходатайством восстановить их. Однако местные суды, как известно, зависимые от местной власти, скорее всего, отклонят иск, само по себе это уже будет основанием для последующего обжалования решения в федеральном суде, дойдя до Верховного или Конституционного суда.

4) Закон о СМИ

Несмотря на все выше сказанное, в основе массово-информационного права в нашей стране лежит Закон «О средствах массовой информации», принятый Верховным Советом России 27 декабря 1991 и подписанный в тот же день Президентом РСФСР Борисом Ельциным. В силу же Закон вступил со дня его опубликования, то есть с 14 февраля 1992 года.

Во многом этот Закон «О СМИ» повторял концепцию и положения существовавшего до него Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». Оба эти закона разрабатывались одними и теми же людьми: Ю.М.Батуриным, М.А.Федотовым и В.Л.Энтиным.

Как известно, до Октябрьской революции в нашей стране уже были различные акты о печати, цензуре и т.д. Но в результате смены режима в 1917 все существовавшие законы, касающиеся журналистской деятельности в целом, были отменены. Вслед за Декретом  о печати Совета Народных Комиссаров (27 октября (9 ноября) 1917) большевистское правительство вводит жесткую цензуру и до конца 1917 закрывает 92 (!) газеты. И аж до 1990 года деятельности СМИ не регулировалась специальными законами. Вся же деятельность СМИ регулировалась решениями, принятыми Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Советом Министров СССР. Решения принимались абсолютно по всем вопросам, начиная с того, кто будет главным редактором той или иной центральной газеты, заканчивая вопросами о строительстве типографий, разделения или слиянии газет и т.д. Однако вопросы о мелких средствах массовой информации решали партийно-советские структуры в регионах [13; 4-22].

Как видно, такое положение вещей не устраивало не только журналистов, но и руководителей страны. Исходя из этого, следует, что было принято  решение о подготовке законов, которые регулировали бы деятельность печатных СМИ, телерадиовещательных каналов и регулировали бы гласность. В связи с этим позднее стали появляться так называемые независимые СМИ, которыми руководили учредители.  Учредитель имеет право учреждать средство массовой информации, а для того, чтобы оно могло выйти в свет, необходимо зарегистрировать в органах, уполномоченных в этой сфере (до 1990 года регистрация СМИ в России не требовалась) [12; 10-16]. Регистрация СМИ началась только с 1 августа 1990 года.

ГЛАВА II

1) Обязанности и права журналиста.

Права и обязанности журналиста прописаны в статьях 47 и 49 «Закона о СМИ». Права и обязанности накладывают на журналиста определенную ответственность.

Так журналист должен нести полную ответственность за публикуемые им материалы. Ее мера зависит от того, какое в конкретном случае допущено нарушение: было ли это злоупотребление предоставленными ему правами (скажем, в области сбора материала), свободой слова или нарушение иного рода. К действующему законодательству, на основании которого оцениваются действия журналиста, в первую очередь относятся Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации.

Если журналист готовит материал к печати, то, согласно статьям, о которых говорилось выше, он должен "проверить достоверность сообщаемой ему информации". В отдельных случаях журналист освобождается от проверки, а также от ответственности за неточности, ошибки, содержащиеся в материале (смотри статью 57 «Закона о СМИ» (приложение 5)).

Хотелось бы также обратить внимание на статью 47, трактующую вопрос о правах журналиста. В своих взаимоотношениях с администрацией сотрудник редакции опирается на демократические нормы, определенные Законом. Он имеет право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за его подписью материала, противоречащего его убеждениям, снять свою подпись под выступлением, содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки, а также распространять подготовленные им материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Вообще же права отказываться от редакционного задания Закон журналисту не предоставляет. Если бы это было сделано, то права журналиста вступили бы в конфликт с его обязанностями. В статье 49 есть оговорка о том, что журналист обязан отказаться, если редактор дает ему задание, являющееся незаконным по своему характеру. В случае несогласия с программой редакции и уставом следует просто уйти из данного коллектива.

Завершая разговор о законе "О средствах массовой информации" отметим, что очень важен уже сам факт, что закон действует, выступая в качестве правового регулятора во взаимоотношениях общества и его структур с прессой и журналистами. Если в своё время союзный Закон был своего рода прорывом в тоталитарной системе, то российский Закон существенно упрочил позиции, завоеванные прогрессивной журналистской общественностью. Задача заключается в том, чтобы и правоохранительные органы, и работники газет, журналов, радио, телевидения добивались реального соблюдения статей Закона в текущей практике.

2) Позиция журналиста и ответственность за нее

Журналисту всегда важно помнить об ответственности за переданную им информацию. Прежде всего, журналист ответственен перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность требует, чтобы во всех обстоятельствах журналист действовал в соответствии со своим нравственным сознанием. Ответственность журналиста возникает и за позицию, выбранную им.

Прежде всего, следует отметить нравственную черту позиции. Так, например, трактует ее Д. С. Авраамов: «Помимо основных мировоззренческих принципов в структуре  позиции присутствуют обобщённые знания, идейно-политические и нравственные убеждения. Но многокомпонентность жизненной позиции не исключает её цельности. Причём синтезатором всегда выступает нравственность. Для самого человека позиция – это он сам. Собственные принципы обязательно выступают в нравственной оболочке: «Это исповедую, на том и стою». И поэтому субъективно жизненная позиция совпадает с позицией нравственной. Человек не разделяет в ней знания и нравственность. И то и другое – его личные принципы».

Необходимо также привести два определения понятий, на первый взгляд дублирующих содержание понятия «позиция».   Это убеждения и мировоззрение. «Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека». «Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации».

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о понятии «позиция» как таковом:

1) позиция, как и убеждения, является составляющей частью мировоззрения;

2) позиция предполагает наличие системы поведения журналиста и способов ее выражения;

3) позиция включает в себя долю оценочности, нравственные ориентиры и осознанную ответственность личности.

А вот некоторые журналисты, в том числе и костромские, забывают об ответственности, возложенной на их плечи.

Так, например, всем известной «Народной газете» в прошлом приходилось платить по счетам, предъявленным после выборных баталий. Газета, если можно так сказать, "наехала" на начальника управления ФСБ, прокурора области, отрабатывая заказные материалы, и проиграла суды, связанные с их исками.

Жизнь газеты «Костромской курьер» также не обошлась без судебных приключений. Сотрудники редакции попросту занимались зарабатыванием денег, не заботясь о репутации издания, достоверности и нравственном уровне информации, предоставленной читателям. Этим газета вредит не только самим читателям, но в большей степени тем лицам, о которых она пишет. В одной из публикаций была оскорблена депутат областной Думы Валентина Ямщикова, которая, прежде чем обратиться в суд, пришла в Большое жюри областной журналистской организации за помощью. Жюри приняло решение, рекомендующее газете извиниться перед депутатом. Однако, несмотря на это, редактор "Костромского курьера" не только не принял во внимание рекомендации корпоративного органа журналистского сообщества, но написал в ответ довольно скандальное письмо, чем показал неуважение к организации, защищающей права журналистов.

Есть версия, что упомянутые конфликты в большей степени связаны с экономической несамостоятельностью редакций изданий, что, в принципе, типично для большинства региональных газет.

Глава III

1) Независимая журналистика в России: проблемы существования

Большая ошибка, что на протяжении многих лет понятие свободы слова фактически подменялось журналистским правом. Свобода слова – это не право журналистов, на профессиональное достижение или завоевание. Это не право говорить то, что думаешь, в том числе и любую чушь, которая может прийти в голову журналисту. Свобода слова – это все-таки конституционное право народа получать достоверную информацию.

Где написано, что независимому журналисту можно обманывать народ? Да, очень непросто творить журналистам так называемых официальных изданий под таким грузом ответственности. Может, нет той легкости пера, вольного полета мысли. Кому-то приходится откладывать творческие планы, если им не находится фактографического подтверждения. Но что ближе к европейским стандартам журналистики – свобода измышлений или свобода, ограниченная ответственностью?

Кстати в Европе со свободой все обстоит совсем по-другому. Об экономической свободе СМИ речь пойдет дальше. Если говорить о свободе слова, то там ее рамки уже, строже и четче очерчены.

Существует на Западе такая теория социальной ответственности. Человек по своей природе не может разумно распоряжаться неограниченной свободой. Отсюда – право на свободу слова одних и право других на свободу защиты от чужой свободы. На этой базе возникают этические кодексы.

Один из первых сводов журналистских норм был создан в 1923 г. в США под названием "Каноны журналистики". Его приняло американское общество газетных редакторов. Судя по содержанию первых кодексов, их составители находились под влиянием возникшей в начале века концепции свободной прессы, или, как ее иначе называют, либеральной. Истоки этой концепции восходят к идеям Дж. Мильтона, Т. Джефферсона, Дж.-Ст. Милля, а ее содержание может быть сведено буквально к нескольким пунктам (см. приложение 6).

Общая демократическая направленность этой концепции благотворно сказалась на содержании первых журналистских кодексов. В качестве высших ценностей в них провозглашаются свобода слова и право всех людей на получение правдивой информации.

Эти принципы не лишают и не могут никого лишить свободы слова. Но на тех, кто входит в профессиональные объединения, они налагают нравственную обязанность бороться за общечеловеческие ценности, за мир, демократию, социальный прогресс. Эта демократическая борьба провозглашается профессиональным долгом честного журналиста.

Российский Кодекс журналистской деятельности был одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года (см. приложение 7).

В действующих ныне кодексах должны учитываться значительные перемены, происходящие в сфере коммуникаций, и новые нравственные проблемы, возникающие в этой связи.

В нашей стране существуют организации, защищающие права журналистов. Это, например, Фонд защиты гласности, (его основная цель – содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них – содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в современной России) и Союз журналистов (его цель — содействие профессиональной творческой деятельности российских журналистов; содействие утверждению и реализации свободы массовой информации, укреплению гарантий права граждан на оперативное получение всесторонней и достоверной информации по каналам электронной и печатной прессы и т.д.). В нашей области существует Костромское отделение Союза журналистов, председателем которого до недавнего времени был Алексей Малахов.

Независимости хочется всем, не одним только журналистам. Но мы всегда почему-то зависим от чего-нибудь. Издания не могут быть независимы не только от закона, но и от общественной морали. Если же журналист чувствует себя независимым от нее, считает, что можно все, – начинается то, о чем предупреждал Ф. Достоевский, – бесовщина. В такой ситуации возникает вопрос: что важнее – обеспечить независимость такому журналисту или обеспечить независимость от него общества?

Журналистика — это такая профессия, где волей-неволей приходится ходить на грани фола, по острию. Только «ходить по острию» – не значит «орать». Порядочность — последнее, если не единственное, убежище журналиста. Журналисты должны стараться быть порядочными сами по себе и распространять волны порядочности вокруг себя.

Членам журналистского сообщества нужно чаще вспоминать старую истину, гласящую, что честь и совесть не продаются, и,  потеряв их однажды, за деньги не купишь.

В любой борьбе, особенно за свободу, важно не потерять себя, контроль над собой. Журналист хорош, если сохранил профессиональное любопытство и способность изложить суть фактов.

У каждого своя правда, а для журналиста нет понятия правды, но есть понятие честности и точности. Говорить, что журналист должен писать правду, было бы бредом и лицемерием. Кто более честен и искренен в постижении истины (которая, в конечном итоге, непостижима), тот и более точен.

Известный столичный адвокат Генри Резник предлагает: «Пора журналистам вспомнить о нравственности. Многие улыбнутся: господи, ну какая нравственность, когда там большие деньги. Так я могу вам сказать: ничего другого нет. Надо создавать условия, когда за такие нарушения люди будут отторгаться от сообщества, как прокаженные. Ничего другого не придумано!» [5].

И такие условия, если их создать, тоже будут способствовать самореализации свободной журналистики. Важно все-таки понять, что свобода — это и есть ограничения, условия. Именно они делают ее ощутимой, ценной, желанной.

А вот достижимой свободу прессы помимо вышеперечисленных благородных стремлений могут сделать продуманные экономические механизмы, будь то государственная поддержка СМИ или грамотная финансовая политика издания.

Этическая неурегулированность и беспринципность журналистики – лишь следствие неразвитости российского бизнеса, владеющего ей. Не все западные технологии применимы не только потому, что журналистика «плохая». Причина глубже – не сформированы еще нормальные рыночные отношения. Журналистика сама подстраивается под бизнес, но не наоборот.

Вот небольшие выводы по прочитанной вами главе:

1) Что такое независимость журналиста?

Понятно, что дистиллированной независимости нет. Понятие «независимость журналистики» следует ограничить независимостью от конкретных явлений. Характеризующим признаком независимости журналистов является независимость экономическая и политическая, которые позволяют журналисту работать в соответствии с собственными взглядами и принципами.

2) В чем заключается этика свободного журналиста?

Самоцензура (то есть боязнь журналиста создания материалов, выход которых в свет может повлечь негативные для автора последствия), честность, точность, нравственность, ответственность.

3) Как должны взаимодействовать власть и СМИ?

СМИ действительно могут выступать оппозицией власти. Но при этом не стоит забывать о чести и чистоплотности. Настоящая оппозиция, тем более журналистская, должна быть критиком, пусть безжалостным, но конструктивным. Ответом власти должно быть создание нормальных условий для работы средств массовой информации. Это важнейшая обязанность государства перед обществом.

4) Может ли выжить свободная и независимая пресса?

Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Может, при условии содействия ей со стороны государства и направленности журналистики на общество, а не на власть. При условии использования современных подходов в работе журналистов, редакторов, издателей и готовности ждать перемен и идти вперед, меняться и оставаться верным себе.

Журналистика такая же, как мы сами, мы и наше общество. И наверно со временем мы научимся пользоваться свободой, за которую бились. Реализация взаимозависимости между демократией и журналистикой для процветания личной и общественной жизни — путь очень долгий. Но необходимо должны встать на него, если наше общество собирается пожать плоды свободы.

2) Костромская пресса

А как же обстоит дело со свободой слова в Костроме?

Из независимых от власти СМИ в Костроме могут позволить себе оппонировать власти только "МК" и "Хронометр". Былую славу некогда сильных "Костромских ведомостей" сегодня возрождают журналисты, известные в регионе. По данным Фонда защиты гласности "Костромские ведомости" были одним из наиболее сильных изданий в нашем городе.

А вот, например, газета "Костромской край", учрежденная в апреле 2003 года региональным отделением партии "Единая Россия", в период выборной компании напечатала ряд статей, жестко критикующих губернатора области Виктора Шершунова, который тут же постарался возбудить уголовное дело против издания по трем статьям Уголовного кодекса РФ. Одна из статей предусматривала наказание виновных до трех лет лишения свободы. В рамках возбужденного уголовного дела в редакции газеты "Костромской край" провели обыск. По словам главного редактора газеты Дмитрия Евстигнеева, сотрудники газеты были готовы к обыску и приняли эту процессуальную процедуру, как должное. Естественно, оперативники ничего криминального в редакции не нашли. После выборов газета получила иск о защите деловой репутации, но уже не губернатора Шершунова, а администрации города. Губернатор инициировал судебный процесс против «Костромского края», опубликовавшего ряд критических материалов в период кампании по выборам депутата Государственной Думы от нашей области. Другое дело, что газета эта, как и орган Народной партии «Голос народа», позиционировали себя как партийные.

Опять же ссылаясь на Фонд защиты гласности можно сказать, что Костромская область относится к группе субъектов федерации с неблагоприятными условиями для свободы массовой информации.

Причиной этого является политика областных властей, которые не стремятся к открытому диалогу с обществом. Об этом говорит реакция высших должностных лиц на информационные запросы: 13 из 24 чиновников (54%), в адрес которых направлялись запросы, их проигнорировали.

Вот, например, за 1999–2000 годы поступили сведения о 5 медийных конфликтах:

• нарушения, связанные с аккредитацией – 1;

• нарушение профессиональной самостоятельности и вмешательство в деятельность редакции – 2;

• незаконное воспрепятствование деятельности СМИ и журналиста – 1;

• распространение в СМИ запрещенных материалов и разглашение специально охраняемой законом тайны – 1.

Пример довольно старый, но показательный: 27 января 1999 года, глава администрации Костромской области Виктор Шершунов издал распоряжение, которым «в связи с многочисленными случаями умышленного искажения фактов, за систематическое распространение не соответствующих действительности сведений о деятельности администрации» редактор службы информации «Костромского информационного телеканала» Александр Зайцев был лишен аккредитации при администрации области. Данное распоряжение противоречит статье 48 «Закона о СМИ», так как не имеется вступившего в законную силу решения суда. Александр Зайцев был вынужден обратиться в прокуратуру Костромской области. В феврале того же года прокуратура Костромской области сообщила редактору службы информации «Костромского информационного телеканала» Александру Зайцеву, что по его обращению о лишении аккредитации при администрации Костромской области проведена проверка. Перед главой администрации области прокуратурой поставлен вопрос о приведении в соответствие с Законом РФ «О средствах массовой информации» его распоряжения, которым Александра Зайцева лишили аккредитации. Тем не менее, глава администрации области Виктор Шершунов 4 февраля издал новое распоряжение, которым лишь сократил срок лишения аккредитации до двух месяцев.

Заключение

В заключение данного проекта необходимо сказать, что решение каждым журналистом творческих и иных проблем своего труда представляет высшую степень проявления свободы в журналистике, речь идет о возможности выбора решения вопроса.

Настоящая возможность для реализации творческих намерений появляется у журналиста в том случае, если он ставит перед собой нравственные задачи и его цели совпадают с одухотворенной идеей прогресса.

Поэтому прогрессивной называется такая журналистика, которая действует в пользу исторической необходимости, а реакционной — журналистика, стремящаяся задержать исторический прогресс. Дорога к подлинной свободе творчества трудная, и прокладывать ее приходится, используя все свои способности, знания, делая ответственный выбор на пути служения человечеству, в гармонии с познанными законами развития общества. Именно такое понимание «свободомыслия» должно быть свойственно журналистам при неприятии «вольнодумства».

И все-таки, зависимость прессы от тех или иных факторов будет всегда, важно только, чтобы была возможность выбора того, от кого зависеть.

Необходимо не забывать журналисту том, что свобода слова — это скорее его возможность поднимать острые проблемы, касающиеся современности, не оглядываясь на «власть имущих». Однако не следует забывать и о нравственной стороне вопроса — нельзя способствовать стремительно развивающейся тенденции к распространению неэтичных материалов в современных СМИ. А это возможно только в том случае, если журналист понимает ответственность, лежащую на нем, и стремится к повышению своего нравственного потенциала.

В ходе проделанной мною работы было выяснено, что состояние свободы слова в нашей области, а в частности в Костроме, оставляет желать лучшего. И связано это непосредственно с зависимостью тех или иных изданий от финансирующих их органов, а также с нежеланием некоторых журналистов поддерживать положительную репутацию издания, в котором им приходится работать. Возможно, это связано в первую очередь с нравственной развитостью журналиста.

И что же остается делать? Самообразовываться и стремиться к повышению нравственного потенциала личности. Стараться искоренять конфликтные ситуации, а не поливать грязью оппонента.

Библиография

1) Воинов А.Е. «Законодательство о СМИ и практика его применения в республиках — субъектах РФ» — М., 1997; 21.

2) Гущин В. «Глас вопиющего...» — М.: 1999; 40-45.

3) Даль В.И. «Толковый словарь русского языка. Современная версия» — М.: Изд-во Эксмо, 2004; 581.

4) Дэннис Э., Мэррилл Дж. «Беседы о масс-медиа» — М.: 1997; 15-34.

5) Журнал «Журналист», №№ 1-12, 1999, №№ 1-11, 2000.

6) Журнал «Профессия – журналист». №№ 1-10, 2000.

7) Журнал «Среда». №№ 1, 4, 6, 2000.

8) Закон о государственной тайне (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)

9) Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» — 4-е издание, дополненное. — М.: Азбуковник, 2004; 704.

10) Рихтер А.Г. «Правовые основы журналистики» — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002; 15.

11) Федотов М.А. «Правовые основы журналистики». Т.4. — М.: 2001; 4-22.

12) Прохоров Е.П. «Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах» — М., 2001; 10-16.

13) Федотов М.А. «Правовые основы журналистики». Т.4. — М.: 2001;

Электронные ресурсы

14) http://www.blotter.ru/news/article096F3/default.asp

15) http://www.frip.ru/newfrip/cnt/library/books/0011/part4

16) http://www.mediart.ru/content/view/3/57

17) http://www.nispi.ru/digest/digest/digest171.shtml

18) http://www.press.try.md/view.php?id=27411&iddb=Main

Приложение 1

Конституция РФ (выдержки)

Статья 15

     1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

     2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

     3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

     4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 29

     1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

     2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

     3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

     4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

     5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 71

     В ведении Российской Федерации находятся:

     а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

     б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

     в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

      г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

     д) федеральная государственная собственность и управление ею;

     е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

     ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

     з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

     и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

     к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

     л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

     м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

     н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

     о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

     п) федеральное коллизионное право;

     р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72

     1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

     а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

     б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

     в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

     г) разграничение государственной собственности;

     д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической

безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

     е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

     ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

     з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

     и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

     к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

     л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

     м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

     н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

      о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

     2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

                                Статья 7З

     Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Приложение 2

Международный пакт о гражданских и политических правах (выдержки)

Статья 19.

     1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

     2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

     3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

     а) для уважения прав и репутации других лиц;

     б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

                               Статья 20.

     1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.

     2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Приложение 3

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (выдержки)

Статья 10

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

Приложение 4

Уголовный кодекс РФ (выдержки)

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

     1. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, —      наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

     2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения — наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

     1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности — наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

     2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, — наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды

     1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, — наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

     2. Те же деяния, совершенные:

     а) с применением насилия или с угрозой его применения;

     б) лицом с использованием своего служебного положения;

     в) организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

     1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны —наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

     2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Приложение 5

Закон о СМИ (выдержки)

Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Статья 57. Освобождение от ответственности

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс - служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Приложение 6

Каноны журналистики (выдержки)

1.      Пресса является общественным или полуобщественным институтом. Ее главная цель – информировать читателя, развлекать его и помогать ему контролировать правительство.

2.      Пресса доступна любому гражданину, и каждый, имеющий достаточно средств, может издавать газету.

3.      Пресса контролируется самопроизвольным процессом установления истины на "свободном рынке идей".

4.      В ней запрещены клевета и непристойности.

5.      Наконец, пресса – четвертая власть в государстве. Она несет ответственность перед обществом и обязана представлять общество в целом.

Приложение 7

Кодекс профессиональной этики российского журналиста

1. Журналист всегда обязан действовать, исходя из принципов профессиональной этики, зафиксированных в настоящем Кодексе, принятие, одобрение и соблюдение которого является непременным условием для его членства в Союзе журналистов России.

2. Журналист соблюдает законы своей страны, но в том, что касается выполнения профессионального долга, он признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

3. Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений.

Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным.

При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.

Журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления злонамеренное искажение фактов, клевету, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации; журналист вообще не должен принимать ни прямо, ни косвенно никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикации материалов и мнений любого характера.

Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати.

Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия. Никто не вправе запретить ему снять свою подпись под сообщением или суждением, которое было хотя бы частично искажено против его воли.

4. Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

5. Журналист полностью осознает опасность ограничений, преследования и насилия, которые могут быть спровоцированы его деятельностью. Выполняя свои профессиональные обязанности, он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов, равно как социального и национального происхождения.

Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания. Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны с содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан, безусловно, избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.

Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения.

6. Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности.

Журналист сознает, что его профессиональная деятельность прекращается в тот момент, когда он берет в руки оружие.

7. Журналист считает недостойным использовать свою репутацию, свой авторитет, а также свои профессиональные права и возможности для распространения информации рекламного или коммерческого характера, особенно если о таком характере не свидетельствует явно и однозначно сама форма такого сообщения. Само сочетание журналистской и рекламной деятельности считается этически недопустимым.

Журналист не должен использовать в личных интересах или интересах близких ему людей конфиденциальную информацию, которой может обладать в силу своей профессии.

8. Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях, заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане.

Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

9. Журналист отказывается от задания, если выполнение его связано с нарушением одного из упомянутых выше принципов.

10. Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилия, оскорбления, морального ущерба, диффамации.