Свободные экономические зоны сущность, возможности

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени  Л. Н. Гумилева

Кафедра экономической теории

на тему:

«Свободные экономические зоны:

сущность, возможности»

                                                                                  Выполнил: Кожахметов М. У и А-13

                                                   Приняла: Ахметова Ш. Б.

Астана 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение___________________________________________________________ ___3

1. Характеристика свободных экономических зон_________________________ 4

1.1 Понятие, сущность, возможности СЭЗ________________________________ __4

1.2 Виды свободных экономических зон________________________________ ___ 6

1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ____________________________________ __ 10

2. Свободные экономические зоны Казахстана___________________________ 16

2.1 Первые СЭЗ в Казахстане_______________________________ _____________16

2.2 Проблемы функционирования правового режима СЭЗ____________________ 18

2.3 Наличие налоговых и таможенных льгот делает привлекательным

климат СЭЗ для потенциальных инвесторов________________________________20

3. СЭЗ как приоритетное направление в экономике_______________________23

3.1 Зоны внешней торговли______________________________________________23

3.2 Предпринимательские зоны____________________________ ______________28

3.3 Технологические парки___________________________________________ ___30

Заключение________________________________________ __________________34

Список использованной литературы________________________________ ____35

Приложение №1_______________________________________________________36

Введение

Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит от уме­ло­го по­ис­ка и нахождения приоритетных направлений промышленной и регио­на­ль­ной по­литики, которые на сегодняшний день еще не до конца сформиро­ва­лись. С дру­гой стороны, стратегия Правительства на уско­рен­ное проведение ре­форм и жест­кий контроль над бюджетными расхо­дами находятся под по­сто­янной кри­ти­кой со стороны общественности и влиятельных лоббистских груп­пировок. Нам думается, что в такой си­туации одним из позитивных ша­гов на пути транс­фор­мации экономики может стать организация нацио­на­ль­ной системы сво­бод­ных экономиче­ских зон (СЭЗ), которая пока не включена в список приоритетных за­дач Правительства. Между тем назревшая потреб­ность во всесторонней ли­бе­ра­­лизации экономики, а также ряд особенностей ка­зах­станского пост­со­циа­листи­че­ского развития, включая этносоциальные, дают основания по­лагать, что дан­ный вопрос заслуживает несравненно боль­ше­го к себе внимания. При этом со­зда­ние национальной системы свободных эко­но­ми­ческих зон в Казахстане тре­бует учета местной специфики и изуче­ния за­рубежного опыта. В данной работе мы покажем станов­ление и проб­лемы создания и функционирования СЭЗ в Казахстане, и об­об­щим опыт тех стран, в которых организация свободных экономических зон имела положительный результат.

Целью данной курсовой работы является выявление возможностей свободных экономических зон, сущность, а также их значимость в мире.

Задачами данной курсовой работы являются:

§  Анализ свободных экономических зон в нашей стране

§  Выявление основных форм свободных экономических зон

§  Значение СЭЗ для экономики Казахстана

В первой главе рассматривается сущность экономических зон и причины их создания.

Во второй главе анализируется становление СЭЗ в Казахстане и их проблемы в развитии.

В третьей главе, посвященной мировому опыту создания СЭЗ, рассматриваются СЭЗ США.

1. Характеристика свободных экономических зон

1.1 Понятие, сущность, возможности СЭЗ

Специальная экономическая зона (зона свободной торговли, зона свободного или совместного предпринимательства и т.д.), ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В конце 80-х годов в развитых капиталистических странах действовало около 600 подобных зон, через которые осуществлялось почти 6 % мировой торговли. Такие зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем. [1]

По оценкам западных специалистов, к 2010 году через раз­личные свободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхпри­быль. Крупнейшие международные корпорации считают орга­низацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. [2]

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где использу­ется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организа­ций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в пол­ной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от опреде­ленного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предприниматель­ство. Фактически государство лишь сокращает масштабы сво­его вмешательства в экономические процессы.

Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториально­сти, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зо­ны».

Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире?

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов откры­той экономики. Их функционирование связывается с либерали­зацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Эко­номика свободных экономических зон имеет высокую степень от­крытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инве­стиций. [3]

Фактически свободные экономические зоны представляют своеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах миро­вого хозяйства капиталов.

Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увя­зывают стремя основными задачами:

·      стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;

·      рост занятости;

·      превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъ­емлюще использовать особый инвестиционный климат и поэто­му использует частичную, локальную открытость в виде спец­зоны. [3]

Мировой опыт создания и функционирования свободных эко­номических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, со­зданными для углубления интеграции с мировым рынком стиму­лирования международных экономических связей (зоны свобод­ной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответству­ющих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличать­ся друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны со­здавались для реализации региональной политики, направлен­ной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобо­да деятельности и значительные финансовые льготы. Эти про­граммы не имели специальной ориентации на привлечение ино­странного капитала.

С подобной же целью создавались свободные экономические зоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранного капитала.

1.2 Виды свободных экономических зон

Организационно-функциональная структура свободных эко­номических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную экономиче­скую зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная клас­сификация по признаку хозяйственной специализации — по про­филю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации свободных, экономических зон отводится зонам промышленной обработки.

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматри­вается как обособленная территория, где все предприятия-рези­денты пользуются льготным режимом хозяйственной деятель­ности. Согласно второму подходу, зона — это льготный ре­жим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся стра­нах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фир­мы, магазины «дьюти фри»).

Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с ХVII-XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнацион­ные склады для хранения, упаковки и незначительной обработ­ки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распростра­нены в мире. Наибольшее развитие зоны свободной торговли по­лучили в США. Их создание предусмотрено специальным зако­ном США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек.

Такие зоны представляют собой ограниченные участки тер­ритории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в т. ч. внешнеэко­номической деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона.

В соответствии с существующим законодательством США зоны свободной торговли, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализирован­ные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами наци­ональной таможенной территории. В них осуществляются опе­рации по складированию и переработке ввезенных товаров (упа­ковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, дея­тельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования ком­бинации режимов зон свободной торговли и импортозамещаю­щих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчи­тывалось около 500 зон свободной торговли.

К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международ­ных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции тор­говых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и ка­питал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на терри­тории со специальным таможенным режимом, где производит­ся экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льго­тами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной струк­туры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. Наи­больший эффект от таких зон был получен в «новых индустри­альных странах».

Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономикой развивающихся стран, когда с сере­дины 60-х годов возникла необходимость стимулирования про­мышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны относятся к зонам третьего по­коления (70-80-е годы). Они образуются стихийно или создают­ся специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и за­рубежные исследовательские, проектные, научно-производствен­ные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финан­совых льгот.

Наибольшее число технико-внедренческих зон функциониру­ет в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.

Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового про­изводства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительствен­ных программ создано два десятка технополисов на базе веду­щих научных организаций. В КНР подобные зоны также созда­ются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой тех­нологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как иннова­ционные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как экс­портно-производственные зоны, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и ор­ганизаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимате­лей благоприятным, валютно-финансовым, фискальным режи­мом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в оф­фшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — это не быть резидентом страны, где находится офф­шорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. На­логовые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.

К числу стран, где уже давно функционируют оффшор­ные компании — Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, в Западном Самоа, Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налого­обложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Па­нама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, сво­бодным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капита­ла, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организую­щих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополни­тельных иностранных капиталов, получении дохода от пребыва­ния зарегистрированной компании в оффшорной зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банков­ском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недви­жимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По неко­торым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорно­го бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличи­вающих объемы оффшорной деятельности.

Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшор­ные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер. [4]

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной дея­тельности на территории отдельных административных обра­зований. К ним можно отнести 5 специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зо­ну «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зо­ны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, имеется проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта свободная экономическая зона должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рас­считан на 20 лет, его стоимость на первом этапе оценивается в 90-110 млрд. долл.

СЗЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монго­лии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сы­рье для переработки. Предприниматели, организовавшие про­изводство в свободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы.

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению т. н. еврорегионов, как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение по­граничных областей различных государств, прежде всего в хо­зяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг с дру­гом. Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей свою деятельность в рамках еврорегиона, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации пригра­ничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в созда­нии еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания». [4]

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китай­ской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование пригра­ничных свободных экономических зон с сопредельными страна­ми ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Ки­таем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, мо­жет способствовать развитию приграничной торговли, реализа­ции крупных совместных проектов на основе использования сы­рьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российских.

1.3 Привлечение инвестиций в СЭЗ

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) вызывает в различных кругах общества дискуссии о целесообразности учреждения таких зон, об их задачах и целях, местах размещения и т.п. Эти обсуждения неизбежны, необходимы и являются неотъемлемой частью процесса утверждения нового явления в жизни страны. Поддержка со стороны прогрессивных политических и общественных организаций, правительства, отдельных политических деятелей и деловых кругов играет важную роль и может сделать концепцию свободных экономических зон в стране и приемлемой, и работоспособной.

Не менее важно решение вопроса об участниках свободных зон – зарубежных и национальных инвесторах. Именно состав участников определяет успех или неудачу этой новой формы хозяйствования в экономической системе страны, а они зависят, прежде всего, от реакции инвесторов, которые захотели бы вложить свои капиталы в зоны. Анализ мирового опыта показывает, что разработчики свободных экономических зон сталкиваются с трудностями, связанными не только с различием стимулирующих факторов для иностранных и национальных инвесторов, но и с противоположным, а порой взаимоисключающим характером таких стимулов. То, что может быть основным стимулом для иностранного инвестора (например, выход на внутренний рынок), может иметь второстепенное значение для национального инвестора.

Работа создателей зон осложняется ещё и тем, что они сами пока не отдают себе отчета в том, что стимулы и побудительные мотивы могут по-разному пониматься иностранными и национальными инвесторами. Например, для местных инвесторов наличие в зонах хорошо развитой инфраструктуры может иметь большое стимулирующее значение для осуществления капиталовложений, а для иностранного инвестора такой «стимул» является обязательным предварительным условием рассмотрения возможности инвестиций в зону. При этом отправной точкой для иностранного инвестора будет не уровень инфраструктуры в зоне, а уровень и качество инфраструктуры в собственной стране или в других зарубежных странах. Местные инвесторы могут считать условия, созданные в какой-либо конкретной зоне, более чем исключительными и технически современными (например, система управления), в то время как иностранные инвесторы могут быть настроены более критически. Это противоречие представляется непреодолимым и его необходимо принимать во внимание при разработке и реализации проектов зон.[5]

Расхождение в оценках привлекательности свободных экономических зон не исключает возможности «консенсуса» с иностранными инвесторами. Фактором, стимулирующим иностранного инвестора участвовать в зоне, является не качество инфраструктуры (это лишь предварительное условие), на беспошлинный импорт товаров и услуг, освобождение от налогов и другие льготы, а возможность получения прямого выхода на внутренний рынок. Не менее важно для них объем и возможность использования средств, получаемых в результате их деятельности в зоне. Проблема здесь заключается в необходимости перевода прибыли за рубеж, включая дивиденды по находящимся в обороте акциям. Без решения этого вопроса многие фирмы будут воздерживаться от вложения значительных капиталов в свободные экономические зоны.

Прямые иностранные инвестиции в свободные экономические зоны возможно рассматривать как метод постепенной интеграции иностранных фирм в национальную экономику. Поэтому уже на стадии планирования СЭЗ необходимо предусмотреть возможности установления прямых и обратных связей иностранных фирм с местными предпринимателями. Такие связи призваны обеспечить получение местных сырьевых товаров, компонентов, полуфабрикатов, комплексного оборудования и услуг. Доступ к местным ресурсам является важным стимулом для иностранных инвесторов. Но на практике добиться этого для иностранных фирм, действующих в зоне, может оказаться достаточно трудным делом и потребовать длительного времени. Уделяя большое внимание данному фактору, разработчики зоны стараются учитывать следующие моменты.

Во-первых, многие местные ресурсы, которые могли бы закупаться иностранными фирмами, уже являются дефицитными  в стране. А рост спроса в результате выступления на рынке иностранных фирм, работающих в зоне, может только осложнить ситуацию. Если речь идет о ближайшей перспективе, то иностранные фирмы, руководствуясь своими собственными интересами, могут преодолеть дефицит, оплачивая эти ресурсы по более высоким ценам. Но это может ускорить развитие инфляционных процессов и обострить проблему дефицита ресурсов для других фирм, работающих в стране. В долгосрочном плане дополнительный спрос со стороны фирм, работающих в зоне, заставит местных поставщиков увеличить производственные мощности для удовлетворения этого нового спроса. Но такой процесс занимает несколько лет.

Во-вторых, качество и технологический уровень местных ресурсов может не соответствовать стандартам, предъявляемым к этим ресурсам иностранными фирмами, работающими в зоне. Это проблема, с которой иностранные фирмы сталкиваются во всех случаях, когда используют местные ресурсы. Со временем местные поставщики постепенно повышают технологический уровень своего производства. Однако это технологическое совершенствование не проходит автоматически. Если разрыв в уровнях технологии достаточно велик, иностранные фирмы могут принять решение о прекращении связей с местными поставщиками и продолжать свою деятельность в зоне, опираясь на своих традиционных поставщиков. Из этого следует, что необходима система методов, стимулов и организационных форм установления экономических и технологических связей между иностранными фирмами свободных зон и местными предприятиями, работающими за её пределами.

В-третьих, необходимость учета величины и уровня затрат, требуемых для установления прямых связей между иностранными фирмами, работающими в зоне, и местными предприятиями. Ошибочно предполагать, что местные фирмы, не задумываясь, будут снабжать иностранные фирмы товарами и услугами, соответствующими техническим стандартам покупателя и имеющимся в достаточном количестве. Такая ситуация скорее исключение, чем правило. А это означает, что солидные инвестиции должны быть вложены в расширение производственных мощностей и повышение технологического уровня местных предприятий, находящихся за пределами зоны, а также в обеспечение производственных связей между этими предприятиями и фирмами, действующими в зоне. Такие инвестиции принесут пользу всей экономике (при условии, что фирмы, получившие новое развитие таким путем, будут поставлять товары и услуги и на местный рынок). Решение проблемы требует финансовых затрат, которые ранее, возможно, не предусматривались, а это увеличивает объем инвестиций на создание свободных экономических зон.

Наличие перечисленных проблем – дефицит сырьевых ресурсов и финансирования, низкий технический уровень местных предприятий, низкое качество местных товаров и услуг – обусловливает сложность решения вопроса установления связи между действующими в зоне иностранными фирмами и местными предприятиями, действующими за пределами зоны. Из этого следует, что на первых этапах доступ к местным рынкам сырья не является сильным мотивом для потенциальных иностранных инвесторов. Тем не менее, возможность иметь доступ к местным ресурсам в долгосрочной перспективе может стать для них весомым аргументом.

Развитие снабжения иностранных фирм в СЭЗ местными ресурсами относится к категории досрочных мероприятий и нет серьезных оснований сомневаться в том, что хотя бы небольшое число потенциальных инвесторов может проявить готовность участвовать в разработке таких ресурсов. Разработчики зон часто предполагают, что одним из основных преимуществ для иностранных участников свободных экономических зон является уровень финансовых или других стимулов, предоставляемых правительством страны, создающей СЭЗ. Действительно, так и было при создании первых СЭЗ. Однако за прошедшие десятилетия число зон в мире настолько возросло, что относительные преимущества для иностранных инвесторов (налоговые льготы, субсидии, освобождение импорта от пошлин, частично беспошлинный экспорт и другие) во многом, если не полностью, потеряли свое стимулирующее значение.[5]

Поскольку все страны, которые хотят иметь или имеют свободные экономические зоны, предоставляют практически одинаковые льготы, то страна, которая желает использовать эти льготы в качестве основного стимула для привлечения иностранных инвестиций, должна будет предоставить более существенные льготы по сравнению с другими странами. Это будет настолько обременительно для страны в финансовом отношении, что поставит под сомнение общую экономическую и финансовую целесообразность учреждения таких зон. Льготы, которые предоставляются в зонах, можно подразделить на две группы.

1. Общие льготы (обычно предоставляются всеми странами):

§  беспошлинный импорт товаров и услуг;

§  освобождение от уплаты налогов на период до 15 лет;

§  косвенные субсидии в виде предоставления в распоряжение фирмы обустроенной территории.

1.       Специальные льготы (предоставляются конкретной страной):

§  Процентная скидка с налога на прибыль (до 50%)

§  Специальные субсидии для возмещения  фирмам расходов за пределами страны;

§  Скидка иностранным фирмам при покупке оборудования местного производства.

Многие льготы из группы общих льгот на самом деле являются символическими и в стоимостном выражении равны нулю. Так введение 10-летнего льготного периода на выплату налогов не является финансовой потерей для государственного бюджета, поскольку в отсутствие такого периода инвестор, возможно, не заинтересовался бы зоной. Как показывает опыт, специальные льготы играют лишь второстепенную роль в принятии иностранными фирмами решения об участии в зонах. В лучшем случае, эти льготы обеспечивают лишь небольшую дополнительную выгоду, которая часто не реализуется. Вместе с тем, затраты на предоставление специальных льгот может оказаться значительными, поскольку получателями их потенциально может быть большое число фирм. Страна, которая намеревается участвовать в конкуренции на мировом рынке свободных экономических зон, должна предложить стимулы и льготы, которые будут находиться на уровне мировых требований или превосходить этот уровень. Такой же подход существует на мировом рынке зон в отношении наличия в зонах экономических преимуществ.[5]

Изучение мирового опыта показывает, что ни одна зона не может работать успешно без соответствующей инфраструктуры: обустроенной территории, сети телекомунникаций, снабжения водой, электроэнергией, без доступа к аэропорту, без наличия жилья для местного и иностранного персонала. То, что 15-20 лет тому назад рассматривалось инвесторами как сравнительное преимущество (близко расположенный международный аэропорт, хорошая телефонная связь и т.п.), сейчас считается одним из исходных условий, без удовлетворения которого иностранная фирма просто не будет рассматривать вопрос об участии в зоне. Постепенное усреднение материальных и экономических льгот подтверждает, что эти две группы предоставляемых преимуществ недолго будут весомым аргументом для привлечения иностранных инвесторов в зоны. Они являются лишь предварительным условием для принятия инвестором положительного решения об осуществлении инвестиций или о возможности инвестиций в будущем. Окончательное решение – вкладывать капитал в зону или нет – зависит от тактических и стратегических соображений инвестора.

Если исходить из того, что зоны с самого начала будут ориентированы на размещение в них как иностранных, так и местных предприятий, то необходимо разработать и условия привлечения в зоны национальных фирм и инвесторов. На первый взгляд представляется, что привлечь национальных инвесторов не сложно, так как они заинтересованы в использовании развитой инфраструктуры и льгот, предоставляемых зоной. Но как показывает практика, положение может быть совершенно иным. Национальные инвесторы могут занять скорее выжидательную позицию или, проявив на первых порах заинтересованность, затем могут отказаться от участия в зонах. Это объясняется тем, что вполне реальные преимущества зоне могут превышать для них возможные сложности работы в непривычных для национальных фирм условиях работы в зонах. Очень трудным для них предоставляется переход от методов организации и управления производством, которые они используют, к работе в новых производственных, технологических и организационных условиях.

Таким образом, при разработке проектов свободных экономических зон необходимо уделять соответствующее внимание проблеме привлечения национальных предприятий, которые успешно бы функционировали бы в данной свободной экономической зоне.[5]

Общей характерной чертой различных видов свободных эко­номических зон является наличие благоприятного инвестици­онного климата, включающего в себя таможенные, финансо­вые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с об­щим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некото­рые количественные отличия по зонам разных стран; по суще­ству они, как правило, сходны.

2. Свободные экономические зоны Казахстана

2.1 Первые СЭЗ в Казахстане

Первые свободные экономи­ческие зоны в Казахстане появились в 1991 году: Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской области, субзона на базе пред­приятия «Талдыкорганвнештранс» в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная тор­говая зона «Атакент» в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Во­сточно-Казахстанская, Карагандин­ская и Мангистауская) были объяв­лены свободными экономическими зонами. Однако первый опыт обра­зования СЭЗ не достиг задуманных целей из-за несовершенного пра­вового и организационного механиз­ма функционирования, не было до­статочной самостоятельности в ре­шении финансовых, налоговых и других вопросов.

Вновь создаваемые специ­альные экономические зоны пред­ставляют собой ограниченные тер­ритории РК, на которых действует особый правовой режим.[6]

Согласно статье 3 вышеназ­ванного указа, СЭЗ «создаются в целях ускоренного развития реги­онов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных экспортоориентированных произ­водств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения ин­вестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, вне­дрения современных методов уп­равления и хозяйствования, а также решения социальных про­блем».[7]

Реформирование экономичес­кой системы привело в движение рыночные механизмы, что предпо­лагает интеграцию в мировую эко­номику за счет разнообразных форм торгового и делового сотруд­ничества. СЭЗ, являясь инструмен­том ускорения регионального раз­вития, оказывают положительное воздействие на экономику, что и показывает опыт других стран. На международной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвя­щенной проблемам развития сво­бодных экономических зон, СЭЗ рассматривались как точки эконо­мического роста и интеграции стран и регионов.[6]

Показатели экономического роста Лисаковской специаль­ной экономической зоны сви­детельствуют о стабилизации экономического положения в ре­гионе. Со дня образования Лиса­ковской СЭЗ в 1993 г. объем про­мышленного производства увели­чился в 22,9 раза, рост производ­ства в 1997 г. составил 74%. Объем розничного товарооборо­та в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%. Сохранились действующие предприятия, со­зданы десятки новых в легкой и пищевой промышленности, что позволило расширить ассорти­мент выпускаемой продукции. Ди­намичное развитие получили хо­зяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов бюджета значи­тельно увеличился (59.8%). Адми­нистративный совет получил воз­можность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий.[8]

Первый год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется ожив­лением и оздоровлением промышленных предприятий, наблюдает­ся ежемесячный рост объемов вы­пускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического и социального развития были на­правлены на реализацию програм­мы СЭЗ, обустройство и расшире­ние новой столицы.[9]

Придание статуса специаль­ной экономической зоны городу Кызылорде позволило осуще­ствить мероприятия по возобнов­лению работы длительно простаи­вающих предприятий, освоению новых производств, оказанию под­держки малому и среднему пред­принимательству, привлечению ин­вестиций.  (Приложение №1)

Приложение №1.

Таблица 1. Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.

СЭЗ

1996

1997

1998

1999

2000

Акмолинская

40

40

40

40

40

Лисаковская

20

25

30

35

40

Жайрем-Атасуйская

10

10

20

30

40

Кызылординская

-

20

40

40

40

В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленно­сти увеличился на 3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышлен­ности – на 57,8%. Производство сельскохозяйственных жаток воз­росло в 23 раза. запасных частей к сельхозмашинам - в 4 раза. бу­маги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейных изделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерских изделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи (ТОО «Ансар», ТОО «Темирхан»), муки пшеничной (ДТОО «Айдан Агро»), фруктовых соков (АО «Сыр-Шарабы»). Возобновлено произ­водство нетканых материалов в ДТОО «Айдан ФНМ». обуви - в ДТОО «Айдан-обувь', яиц. мяса птицы - в ДТОО «Айдан-Аккус». Малые предприятия увеличили объем производства в 3.1 раза.[10]

В настоящее время в регионе действуют 7 совместных предпри­ятий, из них 4 - по разработке неф­тегазовых месторождений. В тече­ние 1997 г. в развитие Кызылординской СЭЗ было вложено и ос­воено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл. США) иностранных инвести­ций, на стадии рассмотрения нахо­дятся проекты на сумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США).

Таким образом, создание и становление СЭЗ в Казахстане по­зволяет осуществлять экономичес­кие реформы в регионах: разви­вать производство промышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительные рабо­чие места и обеспечивать заня­тость населения, расширять по­ставки на внутренний рынок кон­курентоспособных товаров и услуг производственного и непроизвод­ственного назначения.

2.2 Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон

Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования для финансо­вой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного ре­гулирования. государственной ре­гистрации юридических лиц, ли­цензирования. пребывания ино­странных граждан.

Административные советы мо­гут формировать финансовые фон­ды или. в случае совпадения гра­ницы СЭЗ с границей администра­тивно-территориальной единицы, единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской СЭЗ одновремен­но являются и бюджетами соответ­ственно гг. Акмолы, Кызылорды, Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и земли запа­са Жезказганской области. В до­ход финансового фонда или бюд­жета СЭЗ зачисляются общегосу­дарственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридически­ми и физическими лицами, заре­гистрированными на территории СЭЗ в качестве налогоплательщи­ков. Платежи в специальные фон­ды, предусмотренные действую­щим законодательством, не могут быть источниками формирования финансового фонда (бюджета).

По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета увеличило пос­ледний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с 54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично дина­мика доходов бюджета Лисаков­ской СЭЗ свидетельствует о посто­янном росте объема бюджета. По­ступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. по Кызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметь СЭЗ значитель­ные денежные средства для выполнения социально-экономичес­ких программ развития региона. [14]

Взаимоотношения финансово­го фонда (бюджета) СЭЗ с выше­стоящим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в фи­нансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что способствует развитию не только зоны, но и региона в целом.

Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административный совет специ­альной экономической зоны может учреждать целевые финансовые фонды, а том числе фонд эконо­мического и социального развития. Такой фонд образован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотрено образование фон­да инвестиций, связанного с обу­стройством новой столицы, по Жайрем-Атасуйской - фонда соци­альной защиты.

Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свобод­ных бюджетных средств, отчисле­ний и сборов неналогового харак­тера. доходов от проведения тор­гов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожерт­вований юридических и физичес­ких лиц, а также иных источников. не запрещенных действующим за­конодательством.

Средства фонда экономичес­кого и социального развития на­правляются на финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на со­здание и расширение мощностей по производству товаров народно­го потребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели. В частности, из фон­да экономического и социального развития Кызылординской СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на об­щую сумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального пред­принимательства на сумму 2.48 млн. тенге.[8]

Налогообложение на террито­рии СЭЗ осуществляется в соот­ветствии с Налоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов льгот­ный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в раз­мере 20% (против 30%).

Кроме льготы по подоходно­му налогу с юридических лиц, в со­ответствии с Законом РК «О госу­дарственной поддержке прямых инвестиций» хозяйствующим субъектам для реализации приори­тетных проектов могут предостав­ляться льготы и преференции:

·      в виде государственных на­турных грантов;

·      на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде по­нижения ставки подоходного нало­га, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не более 50% основной ставки.

Льго­ты предоставляются Государствен­ным комитетом РК по инвестици­ям. Для специальных экономичес­ких зон целесообразно было бы ввести его уполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогу с юриди­ческих лиц неконкурентна со льгот­ным режимом, предусмотренным в вышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в других регионах, чем в СЭЗ.[10]

Учитывая происходящие ре­формы в финансово-кредитной и налоговой системе республики, а также опыт других стран, добив­шихся успехов в области дей­ственности налоговой политики СЭЗ (например, США, Китай), ста­новится очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в частности уста­новление дополнительных льгот.[8]

Таможенное регулирование регламентируется соответствую­щими указами Президента РК. Тер­ритория СЭЗ рассматривается как находящаяся вне таможенной тер­ритории Республики Казахстан, и на ней действует режим свобод­ной зоны. Он предусматривает ос­вобождение от таможенных по­шлин и налогов ввозимого обору­дования, сырья, материалов, а так­же других товаров, необходимых для выполнения производственных операций. При вывозе товары. произведенные или подвергнутые переработке на территории СЭЗ, тоже освобождаются от таможен­ных пошлин. Организовав пред­приятие в СЭЗ, можно беспошлин­но ввозить оборудование и сырье и беспошлинно же вывозить гото­вую продукцию. Остальные това­ры при ввозе с территории СЭЗ на другие территории и вывозе за пределы РК облагаются таможен­ными пошлинами в зависимости от страны происхождения. Учитывая. что хозяйствующие субъекты име­ют еще и налоговые льготы, мож­но отметить, что режим таможен­ного оформления СЭЗ стимулиру­ет производство, выпуск экспортоориентированной продукции.[8]

2.3 Наличие налоговых и тамо­женных льгот делает привлека­тельным климат СЭЗ для потен­циальных инвесторов

В Кызы­лординской СЭЗ уже работают со­вместные предприятия по добыче нефти и газа, и есть конкретные предложения по организации про­изводства лекарственных препа­ратов (Индия), обуви (Турция), рас­ширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладитель­ных напитков (Израиль) и др.[10]

Необходимо отметить, что спе­циальные экономические зоны име­ют принципиальное отличие от сво­бодных таможенных зон. и если в последних не предусмотрено осво­бождение розничной продажи то­варов от таможенных пошлин и на­логов. то эта норма не может быть приемлемой для СЭЗ. Товары на­родного потребления ввозятся на территорию СЭЗ, как правило, для их реализации населению, поэто­му целесообразно освободить там розничную продажу товаров от та­моженных пошлин и налогов.

Банковская деятельность осу­ществляется в соответствии с бан­ковским законодательством, для иностранных инвесторов на тер­ритории СЭЗ предусмотрено пра­во открытия счетов в националь­ной или иностранной валюте.

Государственная регистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и предста­вительств юридических лиц в со­ответствии с указом Президента РК должна производиться уполномо­ченным органом Министерства юс­тиции непосредственно на терри­тории зоны. Однако внесенные из­менения в статью 13'Указа Прези­дента РК, имеющего силу закона, от 26 января 1996 г. № 2823 зна­чительно ухудшили условия реги­страции юридических лиц, особен­но совместных предприятий с уча­стием иностранного капитала, вы­нужденных теперь проходить реги­страцию только в Министерстве юстиции. Исходя из того. что по­рядок регистрации юридических лиц должен быть упрощенным, не­обходимо, чтобы хозяйствующие субъекты, организующие СП, ре­гистрировались на этой же терри­тории. В мировой практике регис­трацию хозяйствующих субъектов осуществляют органы управления на территории СЭЗ, поэтому видит­ся целесообразным восстановле­ние порядка регистрации юриди­ческих лиц.

Лицензирование деятельнос­ти, осуществляемой хозяйствую­щими субъектами на территории СЭЗ. производится в соответствии с действующим законодатель­ством РК.

Порядок пребывания иностран­ных граждан установлен соответ­ствующим законодательством РК и международными соглашениями, участником которых является рес­публика. Для выполнения функций по оформлению въезда, выезда, транзита и пребывания иностран­ных граждан и лиц без гражданства и их транспортных средств на тер­ритории СЭЗ центральными испол­нительными органами создаются отдельные подразделения соответ­ствующих государственных орга­нов. Однако отсутствие консульс­ких пунктов и агентств на террито­рии отдельных СЭЗ сдерживает оперативное оформление порядка пребывания иностранных граждан.

Изучение опыта СЭЗ РК пока­зало, что в целях эффективного го­сударственного регулирования экономики, обеспечения их нор­мального функционирования необходимо совершенствование нормативно-правовой базы СЭЗ. Для этого следует:

·      во-первых, предусмотреть государственную регистрацию юридических лиц, а также учет­ную регистрацию филиалов и пред­ставительств юридических лиц на территории специальной экономи­ческой зоны через уполномочен­ные органы Министерства юс­тиции РК:

·      во-вторых, предусмотреть в статье 74 Указа Президента РК. имеющего силу закона, от 20 июля 1995 года № 2368 «О таможенном деле в Республике Казахстан» дополнение о том, что на терри­ториях специальных экономичес­ких зон, на которых действует ре­жим свободной таможенной зоны, может производиться розничная продажа товаров для внутренне­го потребления;

·      в-третьих, необходимо вне­сение изменений и дополнений в действующие законодатель­ные акты по расширению полно­мочий административных сове­тов и увеличению льгот и префе­ренций. Вызвано это тем. что хо­зяйствующие субъекты, осуществ­ляющие деятельность на территории специальной экономической зоны, порой оказываются в менее выгод­ных условиях, чем находящиеся за ее пределами. Административные советы, призванные решать практи­чески все вопросы, касающиеся де­ятельности СЭЗ, не имеют соответ­ствующих полномочий. Более того. в специальных экономических зонах других стран для инвесторов обес­печены более привлекательные ус­ловия, чем в Казахстане. К приме­ру, отечественные предпринимате­ли предпочитают устанавливать свои взаимоотношения со свобод­ной экономической зоной «Бишкек» ввиду ее большей привлекательно­сти, чем с СЭЗ Казахстана.[10]

Внесение дополнений и изме­нений в соответствующие норма­тивные акты будет способствовать улучшению правового режима функционирования специальных экономических зон и позволит обеспечить ускоренное экономи­ческое развитие данных регионов.

3. СЭЗ – приоритетное направление в экономике

3.1 Зоны внешней торговли

Первые ЗВТ, создававшиеся на основе За­кона о зонах внешней торговли (1934 г.) пре­следовали цели глубже вовлечь США в миро­вую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добить­ся снижения уровня безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «великой депрессии». В соответствии с Законом, в составе Министерства торговли США был создан Комитет по зонам внешней торговли, занимающийся рассмотрением и ут­верждением заявок на организацию этих зон, а также регулирующий деятельность их админи­страции. В 1950 и в 1991 гг. в указанный Закон были внесены существенные поправки и допол­нения. Направленные на расширение деятель­ности ЗВТ и ее диверсификацию.[11]

Согласно существующему законодательству, ЗВТ, действующие на территории США, под­разделяются на зоны общего назначения и спе­циализированные (субзоны). Зоны общего на­значения (они располагаются, как правило, око­ло или на территории портов и аэропортов) на­ходятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначе­ния имеет сдаваемые в аренду площади для хра­нения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр с доступом к любым способам транспортировки; в большинстве таких зон имеются также площадки промышленных пар­ков, на которых пользователи зон могут распо­лагать свое хозяйство, коммунальные услуги предоставляются на основе публикуемых тари­фов для государственных компаний.

Сфера деятельности зон общего назначения (представляющих американский вариант того, что в международной практике называется зо­ной свободной торговли или свободной гава­нью) в основном охватывает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки: а ряде случаев допускается незначительная обработка реэкс­портируемых иностранных товаров. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого Комитетом по зонам внешней торговли различ­ным организациям, существующим при прави­тельстве штата или при местных властях (на­пример администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства. Агентствам и корпорациям по экономическому развитию и т.д.). Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хо­зяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширение тор­говли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми орга­низации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.

Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах — в Нью-Йор­ке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подоб­ные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган). Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штаг Гавайи). Одна­ко более всего количество зон общего назначе­ния увеличилось в 70—80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление кон­курентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле (из 52 созданных в 1970 г. Зон общего назначения 24 были расположены в го­родах, не имеющих выхода к океану или Вели­ким озерам). Важную роль в этом процессе, по­мимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торго­вой инфраструктуры.

Специализированные зоны (субзоны) орга­низуются в интересах компаний (обычно круп­ных), деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы толь­ко на одного пользователя. Такие зоны созда­ются решением руководства зон общего назна­чения, утверждаемым Комитетом по внешне­торговым зонам, для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или раз­личных промышленных производств. Посколь­ку статус субзоны является вторичным по от­ношению к статусу зоны общего назначения и, как правило, предоставляется уже существую­щим производствам, для его получения не тре­буется отдельного законодательства. Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение опера­ций, и технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально размешают­ся за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, нала­живания импортозамещающих производств.[12]

Впервые специализированные зоны возник­ли в 1952 г. После внесения в Закон 1934 г. До­полнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные (в том числе сборочные) производства, и вначале стали временными пло­щадками для проведения торговых ярмарок. Первая специализированная зона, в которой были размешены производственные мощности, была утверждена Комитетом по зонам внешней торговли в 1962 г. В г. Пенуэлос (Пуэрто-Рико), где компания «Юнион карбайд», получив раз­решение на закупку неквотированного объема сырой нефти для выпуска необходимой продук­ции, построила нефтехимический завод. В 1980 г. В США насчитывалось семь специали­зированных зон, имевших различные льготы в торговых операциях с сырой нефтью, транс­портным и конторским оборудованием, тексти­лем и стальными трубами. В середине 80-х го­дов в субзонах было разрешено создавать пред­приятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной тех­ники, телефонных аппаратов, холодильных ус­тановок и автомобилей. Именно льготы, полу­чаемые автомобильными компаниями в этой сфере бизнеса, способствовали дальнейшему росту числа специализированных зон.[13]

Торговые зоны общего назначения в боль­шинстве случаев компактно располагаются на одном участке и занимают небольшие, в не­сколько сот акров (1 акр = 0,4 га) территории (бывают, правда, и исключения, когда эти зоны в силу производственной необходимости рас­ширяются и занимают несколько земельных участков, находящихся в одном районе, но не смежных]. Большинство зон общего назначения имеет в своем составе одну или две, а иногда три—четыре специализированные зоны, а в зоне общего назначения, расположенной в Кан­зас-Сити (штат Миссури), действует 6 субзон.[13]

Практика показывает, что большинство со­здаваемых зон функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объек­тивных и субъективных причин не смогла вы­полнить поставленные перед ними задачи.

В последние 25 лет в США наблюдался бы­стрый рост количества ЗВТ: за 1975—1992 гг. число зон общего назначения увеличилось с 17 до 190, а специализированных зон — с 2 до 259. Сейчас на рассмотрении Комитета по зонам внешней торговли находятся заявки на откры­тие еще около 70 зон. Вместе с тем в виду не­эффективности часть ЗВТ была закрыта (за 195 5—1992 гг. — тринадцати), деятельность отдельных была приостановлена (за 1939— 1981 гг. — пяти), права некоторых (за 1988— 1990 гг. — трех) были переданы другим зонам.

К настоящему времени ЗВТ существуют в 48 штатах практически на территории всей страны. География их размещения свидетель­ствует о том, что наибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих вы­ход к морю или океану (Техас — 26 зон, Нью-Йорк — 13, Флорида — 12, Калифорния — 7 зон), либо в штатах, не имеющих выхода к вод­ным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами (Огайо — 8 зон, Индиана и Иллинойс — по 6, Аризона и Ми­чиган — по 5, Северная Каролина — 4 зоны). Помимо удобного географического положения создание ЗВТ диктовалось комплексом эконо­мических, производственных и социальных факторов.[13]

Широкому распространению СЭЗ способ­ствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям (как мест­ным, так и иностранным), действующим на их территории. Главные из них таковы.

1. Таможенные пошлины и внутренние налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары пере­возятся из зоны внешней торговли на террито­рию таможни и предназначаются для внутрен­него потребления.

2. Товары, находящиеся в ЗВТ, не облагают­ся таможенными пошлинами и с них не взима­ются акцизные сборы; частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов.

3. Товары, которые экспортируются из ЗВТ в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не под­лежат квотированию.

4. Товары, экспортируемые из зоны внеш­ней торговли, благодаря хорошо отлаженной на ее территории системе охраны не требуют боль­ших страховых затрат.

5. Таможенная процедура при экспорте то­варов из ЗВТ сведена к минимуму.

6. Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся на территорию ЗВТ. Исклю­чение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможен­ной службы.

7. Импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствии с проце­дурой, позволяющей импортеру уплачивать та­моженную пошлину либо на товар, поступив­ший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину.

8. Импортеры продукции таких отраслей промышленности, как судо- и автомобилестро­ение, производство конторского и промышлен­ного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в ЗВТ, при ввозе конечного продукта на таможен­ную территорию США освобождаются от уп­латы так называемого инверсированного или обратного тарифа. Механизм установления по­следнего предусматривает более высокие по­шлины на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. Освобождение от такого тари­фа позволяет, например, автомобильным ком­паниям США. Осуществляющим в ЗВТ сборку различных узлов и блоков из деталей внутрен­него и импортного производства, при их ввозе на таможенную территорию США уплачивать пошлину в размере 2.5% ад валорем (ставка, которая применяется при импорте готовых авто­мобилей), а не обычную 4-11% (ставка на им­порт комплектующих деталей), В 90-е годы око­ло 90% экономической активности в ЗВТ было связано с деятельностью фирм обрабатываю­щей промышленности (главным образом авто­мобилестроительной), стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из ЗВТ для обеспечения работы своих предприятий на территории США, что давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции.[13]

Для многих компаний крайне важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на пери­од нахождения иностранных товаров в преде­лах ЗВТ (до момента их выпуска на таможен­ную территорию США), а также невзимание по­шлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинам многие дистрибьюторы товаров иностранного производства располагаются на территории ЗВТ. Несмотря на, как правило, существую­щий запрет розничной торговли на террито­рии зон, компании розничной торговли, рас­полагающие на этих территориях свои скла­ды, также выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.[13]

О масштабах и основных направлениях де­ятельности зон внешней торговли США свиде­тельствуют следующие данные. В 1992 г. Общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд. долл. (по сравнению с 102 млн. в 1970 г.), в том чис­ле в зонах общего назначения 10,7 млрд. и в специализированных зонах — 83,1 млрд. долл. В конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130-150 млрд. долл.

Расширение хозяйственной деятельности ЗВТ происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе использования как местных, так и зарубежных материалов (среди последних — компоненты и узлы автомобилей, сырая нефть, оборудование для производства аудиотехники, конторское и оптическое обору­дование, компоненты и узлы для телевизоров и электронной техники). Основные пользователи субзон — заводы по сборке автомобилей (в 1996 г. Их было около 40), на них приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составля­ют 75% от общего объема завозимых в ЗВТ то­варов (в субзонах их доля еще выше — более 80%). В настоящее время в зонах внешней тор­говли обоих типов действует более 2,8 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых составляет около 320 тыс. человек.

Таким образом, зоны внешней торговли, глу­боко интегрированные в экономику страны вносят заметный вклад в ее социально-эконо­мическое развитие, прежде всего, стимулируя американские компании с помощью льготного налогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции, более кон­курентоспособной по сравнению с иностранной продукцией, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли так­же благотворно влияет на инвестиционный кли­мат в стране, противодействуя тенденции сокра­щения рабочих мест и способствуя росту внеш­ней торговли (через ЗВТ проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны). Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внут­реннего рынка — в начале 90-х годов здесь было реализовано 88% продукции, производимой и перерабатываемой в ЗВТ.

В последние годы США прилагают большие усилия в направлении повышения эффективно­сти зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью в начале 90-х годов на фе­деральном уровне была разработана специаль­ная программа, нацеленная на повышение эф­фективности зон и постепенную переориента­цию их деятельности с импортных на экспорт­ные операции. В соответствии с этой програм­мой были приняты меры по оказанию поддерж­ки американских фирм, действующим в ЗВТ в тех отраслях, где существует жесткая конкурен­ция со стороны иностранных компаний. В чис­ле таких мер — изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий. [13]

3.2 Предпринимательские зоны

Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направлен­ной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предприни­мателям большей свободы деятельности и зна­чительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех «д»: дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.

По юридическому статусу предпринима­тельские зоны в США подразделяются на три типа — федеральный, штатный и местный. От­носящиеся к тому или иному типу зоны созда­ются, соответственно, решениями правитель­ственных органов на федеральном, штатном и местном уровнях. Власти, обращающиеся за разрешением на создание ПЗ к вышестоящим государственным органам, должны четко обо­значить свои обязательства по отношению к этим образованиям. Так, власти штата, получа­ющие подобные разрешения в Министерстве жилищного строительства и государственного управления, должны указать, какие льготы (на­логовые, административные и др.) на уровне штата предоставляются создаваемой зоне.

ПЗ обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площа­дью от 2,5 до 5 кв. км (в некоторых случаях — до 13 кв. км), не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний.

ПЗ всех типов образуются и действуют на основе правительственных программ, принима­емых исполнительной властью США на различ­ном уровне. Так, в соответствии с программой развития предпринимательских зон на уровне штатов, принятой в 1980 г., подобные зоны были созданы в 36 штатах. Однако каждый штат в силу своих социально-экономических особен­ностей имеет собственное законодательство, ре­гулирующее создание и функционирование зон. Первая ПЗ, находящаяся под юрисдикцией шта­та, была организована во Флориде в 1980 г.

Государственная программа федеральных предпринимательских зон была принята в 1987 г. на основе Закона о жилищном строитель­стве. В соответствии с этой программой было создано 100 федеральных предпринимательс­ких зон. Жизнь вскоре потребовала внесения существенных корректив в действующую про­грамму, что привело к принятию Конгрессом США в начале 90-х годов ряда законов, направ­ленных на повышение эффективности создава­емых ПЗ.

Для получения статуса предпринимательс­кой зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых таковы: более 70% жителей данного района должны иметь личный или се­мейный доход ниже 80% среднего дохода жи­телей данного города или всей страны; уровень безработицы в этом районе должен быть зна­чительно выше существующего во всем городе или во всей стране.

Основные ограничения, касающиеся орга­низации ПЗ всех типов управления, распрост­раняются на срок, на который они создаются. В большинстве штатов он составляет 10—20 лет (в штате Коннектикут — б, в штате Кентук­ки — 7 лет). Федеральные предпринимательс­кие зоны создаются на 20 лет, и в дальнейшем решением исполнительной власти срок может быть продлен.[13]

На федеральном уровне ПЗ организуются и курируются Министерством жилищного стро­ительства и городского развития после получе­ния и утверждения соответствующей заявки от правительства штата или местных властей. На местном уровне предпринимательские зоны управляются муниципальными органами.

В 700 городах и пригородных районах США действуют свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней. Быстрое распространение этих зон объясняется уже упоминавшимися эко­номическими и другими льготами, предостав­ляемыми действующим на их территории аме­риканским компаниям для развития производ­ства и увеличения занятости. На федеральном уровне — это пятипроцентная скидка на нало­ги. выплачиваемые при строительных и ремонт­ных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на рабо­ту (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмена налога на увеличение стоимости капитала. На уровне различных штатов — это пятидесяти­процентная скидка на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизи­ана) и строительных материалов (штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предпри­ниматели, которые создают в ПЗ новые рабо­чие места.

Помимо экономических стимулов на пред­принимателей, действующих в зонах, распрос­траняется и ряд других льгот (в частности, уп­рощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности). Правительства некоторых штатов предоставля­ют зонам прямую поддержку. Так, в штате Кон­нектикут создан специальный фонд в размере 1 млн. долл. для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.

Федеральное правительство и власти шта­тов продолжают политику расширения органи­зации ПЗ и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бре­менем на бюджета всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессив­ных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Благодаря распространению ПЗ в США было создано или сохранено в 1987 г. 80 тыс. рабочих мест, в 1991 г. — около 95 тыс. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные про­граммы для проживающих в них и постепенно­му увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых. [13]

Следует особо отметить, что предпринима­тельские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономических задач посред­ством опоры на местный капитал и рабочую силу.

3.3 Технологические парки

В отличие от зон свободной торговли и пред­принимательских зон для создания технологи­ческого парка обычно не требуется разрешения того или иного правительственного органа. Ус­ловием их создания является наличие опреде­ленной среды, характеризующейся сочетанием соответствующих географических, экономичес­ких, научных и социальных факторов. В послед­ние годы некоторые штаты стремятся искус­ственно создавать у себя такую среду, исполь­зуя различные стимулы. Нельзя не отметить, что в современных условиях технопарки играют важную роль в повышении конкурентоспособ­ности США на мировом рынке и в развитии на­циональной базы для высокотехнологичных производств.

Подавляющая часть парков не получает ка­ких-либо привилегии от государственных орга­низаций. Режим их работы такой же, как и у фирм. действующих в высокотехнологичных производствах, хотя в 50—60-е годы эти фир­мы (как и технопарки) имели определенные льготы по сравнению с компаниями, функцио­нировавшими в традиционных отраслях эконо­мики (например, снижение налога на ускорен­ную амортизацию капитала, скидка с налога на инвестиции, предназначенные на исследования и развитие высокотехнологичной продукции), отмененные в 70-е годы.

Определенные преимущества имеют фир­мы, действующие в высокотехнологичных от­раслях национальной экономики на основе фе­деральных контрактов (в основном в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правитель­ство выделяет значительные средства для осу­ществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производ­ством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентрированы в технологических парках, последние, соответственно, оказывают­ся в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологичными производствами, для размещения своих пред­приятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, харак­теризующих каждый из таких парков, благода­ря которому стимулируется дальнейшее разви­тие высокотехнологичных и наукоемких произ­водств.

В США существуют два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе от­дельных личностей или частных организаций, и такие, которые создавались по указанию пра­вительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действую­щие технопарки относятся к первому типу. Сре­ди них: технопарк Силиконовая долина в г. Сан-та-Клара (Калифорния) неподалеку от Станфордского университета; «Бостонский маршрут 128», расположенный рядом с Массачусетсом технологическим институтом и Гарвардским университетом; Парк-треугольник Северной Ка­ролины, созданный в центре района, где распо­лагаются три университета — университет Дюка, университет Северной Каролины и уни­верситет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подоб­ных центров не только в других районах США, но и за границей.[13]

Согласно различным оценкам, в настоящее время в США насчитывается от 80 до 150 тех­нопарков. Хотя конкретные формы их органи­зации и управления не единообразны, технопарки, как правило, являются совместной собствен­ностью на деловых началах университета, мест­ного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Финансирование технопарков осу­ществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотво­рительными организациями, местными муници­палитетами, федеральными ведомствами и ми­нистерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые яз технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными орга­низациями.

Несмотря на разнообразие форм управления, и источников финансирования, всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предостав­ление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и уче­ным, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает пре­доставление в аренду производственных и кон­торских помещений, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг, осуществ­ление технологической экспертизы индивиду­альных изобретений, составление бизнес-пла­нов создаваемых компаний, содействие в полу­чении займов у Администрации по делам ма­лого бизнеса и т.д.

Значительную экономию средств венчурным фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его централизованными службами: секретарскими услугами, компьютерной техни­кой и программным обеспечением, копироваль­ной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.

Основное требование, выдвигаемое руко­водством технопарка входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследовании и разработок в области высоко­технологичных производств и соответствие спе­циализации парка приоритетным направлени­ям исследований, проводимых в базовом уни­верситете. Поэтому в рамках технопарка раз­решаются все виды деятельности, научной и ад­министративной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками вен­чурных фирм.

Еще одна характерная черта деятельности технопарков — их сотрудничество с промыш­ленными компаниями, которые в свою очередь получают доступ к университетским ресурсам и имеют возможность привлекать к работе пре­подавательский состав и наиболее способных студентов и аспирантов, пользоваться библио­текой и т.д.;. Для технопарка. и в частности для университета как основного его подразделения, подобное сотрудничество дает возможность не­посредственно участвовать в практической ре­ализации идеи и результатов исследований, использовать более современное исследовательс­кое оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, обеспечивать дополнитель­ными заработками сотрудников университета. Нередко на территории технопарка создается и промышленное производство, правда, в боль­шинстве случаев при условии, что оно предназ­начено для выпуска опытных партий продук­ции, сборки высокотехнологичных изделий, явившихся непосредственным результатом ис­следований и разработок, выполненных в пар­ке венчурными фирмами.[2]

Несмотря на рост числа технологических парков, не все они оказываются эффективны­ми. Причины неэффективной работы ряда тех­нопарков разные, но главная, как показывает практика, заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особен­ностям технопарков следует отнести и продол­жительный период становления. Например, для достижения успеха потребовалось технологи­ческому парку Силиконовая долина около 35 лет, технологическому парку-треугольнику Се­верной Каролины — 30, технопарку универси­тета Юта — около 20 лет. [13]

В последние годы процесс создания техно­логических парков в США несколько замедлил­ся. Отмечаются не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельнос­ти существующих: улучшаются системы управ­ления, происходит более четкая специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и пра­вительственные организации увеличивают ас­сигнования на помощь молодым венчурным фирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих тех­нологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производ­ством, возрастанию наукоемкости последнего. О роли, которую играют технологические пар­ки в экономике США, свидетельствует тот факт, что в 1995 г. Силиконовая долина, которая счи­тается центром высокотехнологичной инду­стрии, привлекла 1,29 млрд. долл. (более 20%) из общей суммы в 6,1 млрд. долл. общих инве­стиций, вложенных во все промышленные пред­приятия США.[13]

Заключение

Анализ деятельности свободных экономических зон свидетельствует, к сожалению, о том, что пока они не выполняют основной своей роли – служить очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Их вклад в хозяйственное развитие страны чрезвычайно мал. Но это вовсе не говорит о том, что функционирование свободных экономических зон в нашей стране не имеет перспективы.

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В свободных экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций. В то же время образование свободной экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

У нашей страны есть относительно небольшой опыт по привлечению инвестиций в СЭЗ. Возьмем для примера СЭЗ «Астана – новый город» (Приложение №1).

СЭЗ «Астана  новый город» до 2007 года планируется вложить инвестиций в строительство объектов на сумму 238,6 млрд. тенге (1,6 млрд. долларов США). В текущем году на территории СЭЗ «Астана  новый город» планируется освоить за счет всех источников финансирования 47,7 млрд. тенге (317 млн. долларов США). По структуре инвестиций 44,7% составят средства госбюджета, 15,1% инвестиции национальных компаний, 26,8% капитал частных компаний, и 13,4% гранты иностранных государств [14]

Таким образом, свободные экономические зоны – это мощный инструмент по привлечению иностранных инвестиций, а также они могут использоваться для сглаживания экономических показателей регионов страны.

Список использованной литературы

1. Большой экономический словарь, издательство «Москва», 2002 год

2. Информационно-маркетинговый центр инвестиций //investments.com.uaru.wikipedia.org

3. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. М., 1996 г.

4. Мозаис П.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономической зоне. Дело и право. 1994 №2,3

5. Соц. Гуманитарные знания, №1, 2001г. Басенко А.М, канд. эк. наук, доцент// Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны

6. www.kazinvest.kz

7. Закон Республики Казахстан от 26.01.1996 года №2823 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан

8. www.government.kz

9. www.astanabuild.kz

10. www.astana.dan.kz

11. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

12. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. - Деловые люди, 1994, N 3

13. Р.Зименков. Свободные экономические зоны: американский опыт. // Российский экономический журнал, 1998, №2.

14. Из интервью агентству «Хабар» Директора соответствующего департамента Ережепова Бирлика Бекмурзаевича (21.02.07)

Приложение №1

 SEQ Рисунок \* ARABIC 1