Своеобразие конфликтов в драме А.Н. Островского "Гроза"

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет            имени Максима Танка»

Кафедра русской и зарубежной литературы

Своеобразие конфликтов в драме                          А.Н. Островского «Гроза»

Курсовая работа

Студента II курса,

факультета русской филологии

Паторского Леонида Анатольевича

Научный руководитель:

доцент

Карпушин Сергей Владимирович

Минск 2006.

                                         СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                             3

История создания, идея, герои                                                         5

Характер, конфликт и особенности сценического

Действия                                                                                             9

Проблема взаимоотношений между миром и

Личностью                                                                                         11

Идея обреченности «темного царства»                                          14

Протест Катерины                                                                            15                                                                      

Особенности конфликта                                                                  17

Заключение                                                                                       22

Список использованной литературы                                              23

                                         ВВЕДЕНИЕ

В каждом драматическом произведении связь между ком­позицией, конфликтом и жанром очень тесная, эти три компонента произведения просто не могут не перекликаться друг с другом, и достаточно часто, обозначив его жанровое определение, выделен­ное мелким шрифтом на титульном листе, мы угадыва­ем не только формопроявление и сюжетное разрешение, а вместе с ним и идейно-тематическую основу произведения, но и основной конфликт, порождающий эти идеи. Иногда само жанровое определение (в этом случае зачастую подчеркнутое автором) может просто не соответствовать основным традициям жанрового деления в литературе. Тот факт, что жанровое определение автора вдруг не соответствует форме или содержанию, наводит на мысль, что и конфликт тут намного глубже, чем диктуют рамки одного избранного жанра. Если же писатель нарочно подчеркивает это несоответствие между формой и содержа­нием, то исследователи, критики сталкиваются с еще одной загадкой, разрешение которой важно для понимания кон­фликта, а, следовательно, и идеи произведения. Ярким при­мером могут служить гоголевские «Мертвые души», не слу­чайно названные поэмой. Своим произведением Н.В. Гоголь как бы подводит итог развития литературы, за­ставляя отточенные до совершенства уже существующие жанры работать по-новому, и целью такой работы является выявление более глубокого конфликта.

Картины в пьесе «Гроза», и история ее создания  обнаруживает множество сходств и различий постижения формально-содержательных элементов художественной ткани произведения. А.Н. Остров­ский не подводил итоги, не синтезировал новые жанры, тем не менее, жанровое определение «Грозы» как бытовой социальной драмы, данное им самим, является не совсем точным, а соответственно, и один, лежащий на поверхности конфликт, по сути, заменяется другим, более глубоким и сложным. Жан­ровое определение А. Островского явилось лишь данью лите­ратурной традиции. Конфликту же здесь суждено сыграть со­всем иную роль.

Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера в которого – истинно Калиновская – все же основана на любви, на свободной мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.

Цель исследовательской работы: проанализировать художественное произведение на уровне раскрываемых в нем конфликтов.

Задачи: рассмотреть систему конфликтогенов на формально-содержательном уровне организации текстового материала; проанализировать роль главных героев, их поступков в процессе организации конфликтной ситуации.

Объект исследования: раскрытие эврестического потенциала социально-бытового конфликта в рамках художественного произведения.

Предмет исследования: раскрытие специфики проявления социально-бытового конфликта сюжетно-композиционной и языковой основах художественного произведения.

Методы исследования: психологический анализ художественного произведения.

Прогнозные предложения о развитии объекта исследования: В драме «Гроза» можно исследовать огромное количество проблем. Для  произведения продуктивным является исследование таких проблем, как: взаимоотношение между «старым» и «новым» поколением в произведении; новые взгляды на жизнь «молодого» поколения людей Калинова; будущее Калинова и др.

Научная новизна исследовательской работы определяется характером привлекаемого материала и способами её литературоведческой интерпретации.

                    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИДЕЯ, ГЕРОИ

Александр Николаевич Островский (1823-1886) – великий русский драматург. Развивая традиции реалистической драматургии Грибоедова, Пушкина, Гоголя, он своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене. Его театр явился школой ряда поколений русских актеров.

Существует версия, что Островский писал "Грозу", будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.

Пьеса была написана в 1859 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха. Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачная представительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом "ест" домашних, разводит ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу устоев "темного царства". Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нее отношения: "Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего". Под этой смиреной жалобой Кабанихи - человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.

«Гроза», опубликованная в 1860 году, явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо, нежели во всех предшествующих пьесах, раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.

Образами Дикого, Кабанихи, Феклуши, полусумасшедшей барыни драматург показал, что господствовавшие в тогдашней жизни общественные отношения основаны были на диком произволе, деспотизме и жестоком насилии. Дикой и Кабаниха, богатейшие люди города Калинова, держат всю власть в своих руках. Они делают все, что им заблагорассудится.

В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу  за свои человеческие права.

В центр драмы «Гроза» Островским поставлена Катерина – натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильного характера. Она сама говорит о себе, что уродилась такая горячая. «Если очень мне тут опостынет, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» - говорит она. – «Здесь все как будто из-под неволи».

В главной героине драмы писатель нарисовал новый тип – самобытной, цельной, самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца темного царства.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.

Добролюбов назвал Катерину характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение  в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что он представляет «художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи»[1].

Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам кабанинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму. Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных условий темного царства.

Ведущие образы «Грозы» раскрываются на широком социально-бытовом фоне, органически включенном в развитие действия. В «Грозе» второстепенные действующие лица (Кулигин, Феклуша) не участвуют прямо в развитии основной сюжетной интриги, но они необходимы, они служат воплощению темы и идеи произведения и помогают драматургу нарисовать в пьесе многостороннюю картину русской жизни. Искусно используя самые разнообразные изобразительные средства общенародного языка, Островский делает речь персонажей «Грозы» социально типичной и одновременно отчетливо индивидуальной, конкретной, образной, живописной.

Композицию «Грозы» драматург мастерски подчиняет естественному раскрытию лежащего в основе пьесы конфликта, отражающего борьбу между изжившей себя крепостнической моралью и прогрессивными стремлениями к проявлению человеческих прав. Действие «Грозы», отличаясь эпической широтой, глубоко драматично, оно непрерывно нарастает в своем внутреннем и внешнем динамизме. Повышая драматичность и сценичность пьесы, Островский прибегает к контрастному изображению, к параллелизму между переживаниями действующих лиц и явлениями, происходящими в природе (гроза), к резким поворотам в развитии действия, насыщает пьесу эпизодами высокого эмоционального напряжения. Эта пьеса, действие которой выносится и на улицу, и на площадь, - произведение огромной социальной масштабности, отчетливой демократической идейности, глубоко типических характеров и высокой театральности.

Наиболее глубокое раскрытие идейного смысла и художественных особенностей «Грозы» дал Н.А. Добролюбов. Незадолго до появления «Грозы» он выступил со статьей «Темное царство», в которой гениально истолковал творчество Островского как обличителя темного царства самодержавной России, как писателя, обладавшего «глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и ярко существенные ее стороны».

«Гроза» послужила новым доказательством справедливости положений, высказанных революционно-демократическим критиком. Добролюбов разъяснял, что народность «Грозы», как и всего творчества Островского, заключается в том, что его пьесы, показывая господствующие в жизни сложные отношения со всеми их последствиями, служат «отголоском стремлений, требующих лучшего устройства»[2].

ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕСТВИЯ

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля, леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» - восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть счастливой. Однако это не так. Идет борьба новых сил, молодого поколения с отжившими общественными порядками и их защитниками. Молодое поколение в пьесе представляют Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон. Каждый из них по-своему противостоит «темному царству», основными представителями которого являются Кабаниха и Дикой. В основе композиции «Грозы» лежит любовная драма. Завязка действия начинается с признания Катерины в том, что она не любит Тихона, а любит Бориса. Любовь Катерины драматична, так как она воспитана в религиозной семье. Ее чувства входят в противоречие с теми взглядами, которые ей привили с детства. Поэтому она считает свою любовь к Борису грехом, который не в силах побороть. Ее страдания усиливаются еще и тем, что она правдивый и искренний человек: «обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». Чувство Катерины ни в ком не вызывает самочувствия, одна Варвара жалеет ее и старается ей помочь. Однако Варвара предлагает Катерине помощь, которая противоестественна для Катерины и только усиливает ее страдания. Варвара, воспитанная в семье Кабанихи, научилась лгать и изворачиваться, увидев в этом возможность противостоять гнету матери. Варвара живет по принципу: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». По этому же принципу живет ее возлюбленный Кудряш, работающий у Дикого. В образе Дикого показана грубая сила самодурства. Речь Дикого невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или зависит от него материально. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как зависит от него. Дикой жаден. Смысл его жизни - приобретать и увеличивать свое богатство. Для этого он не брезгует никакими средствами. Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. Однако в облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комичного. Кабаниха же самая зловещая фигура в городе. Она соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Жертву свою она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха - выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Ни Тихон, ни Варвара не смеют ей открыто противоречить. Однако их не устраивают патриархальные порядки в доме. Варвара говорит: « что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски...» Она тайно встречается с Кудряшом и предлагает такой же способ Катерине. Катерине трудно пойти на это, но она решает: «Будь, что будет, а я Бориса увижу!» Однако она не может долго скрывать свою любовь и решается на покаяние. Публичное покаяние показывает всю глубину ее страданий, нравственное величие, решительность и силу воли. Она говорит Борису: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда». Но публичное покаяние не приносит ей облегчения. Катерина остается совершенно одна, ей неоткуда ждать поддержки. Вся будущая жизнь представляется ей сплошным мучением за совершенный грех. Ее положение в семье становится невыносимым. В таком состоянии Катерина могла опереться только на любимого человека. Но Борис не мог быть такой опорой. Материально зависимый от Дикого, он подчиняется его воле и уезжает в торговую слободу Кяхту. Что же осталось Катерине? «Куда теперь? Домой идти?.. Опять жить? - спрашивает она себя. - Нет, нет, не надо, нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Умереть бы теперь...» Единственный выход, который она находит, - броситься в Волгу. Испытав свободу и подлинное счастье, она не может смириться с гнетом зловещей Кабанихи. Против этого восстала вся ее несгибаемая натура, но противостоять этому миру в неравной борьбе она не имела сил. Гибель Катерины - стихийный вызов «темному царству». Именно в непримиримости и решительности протеста Катерины Добролюбов увидел «шаткость и близкий конец самодурства». Бегут в другие края Кудряш и Варвара, Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться...» Добролюбов воспринимал гибель Катерины не только как «горькую», но и «отрадную»: в ней он увидел «протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МИРОМ И ЛИЧНОСТЬЮ

В центре авторского внимания находится кризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьеса оказывается гимном живой душе, которая отважилась на смелый протест, на противостояние окаменевшему миру. А эта проблема будет актуальна во все времена.

Классицистическая “окаменелость” персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление всему, что не соответствует его законам, порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, неспособные существовать вне его замкнутого круга. Безразлично, нравится им эта жизнь или нет — в другой они жить просто не сумеют. Герои пьесы принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость — скрытая пружина всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать по большей части “марионеточные” движения. Автор постоянно подчеркивает их несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центр повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и семейные проблемы. Доминанта этого малого мирка — старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства — дочь, сын, невестка и почти бесправные обитатели дома: Глаша и Феклуша. Та же “расстановка сил” организует и всю жизнь города: в центре Дикой (и не упомянутые в пьесе купцы его уровня), на периферии — лица все менее и менее значительные, не имеющие денег и общественного положения.

От мира Калинов отгородился столь прочно, что вот уже больше века не проникает в город ни одно веяние живой жизни. Посмотрите на калиновского “прогрессиста и просветителя” Кулигина! Этот механик-самоучка, чьи любовь к науке и страсть к общественному благу ставят его на грань юродства в глазах окружающих, все пытается изобрести “перпету-мобиль”: он, бедный, и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана принципиальная невозможность создания вечного двигателя... Он вдохновенно декламирует строки Ломоносова и Державина, и даже сам пишет стихи в их духе... И оторопь берет: будто не было еще ни Пушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некрасова! Архаизм, живое ископаемое — Кулигин. И его призывы, его идеи, его просветительские монологи об общеизвестном, о давно открытом кажутся калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением основ:

«Д и к о й. Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну, говори!

Кулигин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

            Я телом в             прахе истлеваю,

            Умом громам             повелеваю.

Д и к о й. А за эти вот слова тебя к городничему...»

Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны: всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А что же происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаются бездны — словом, “Сатана там правит бал”. В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное и независимое существование двух миров: патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного, постоянно меняющегося, Островский видел их принципиальную несовместимость, обреченность застывшей, не способной к обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющей его “всей стремительно несущейся жизни”, патриархальный мир вообще отказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, в котором — единственном — может быть оправдана его угрюмая, враждебная всему чужому замкнутость. Вокруг Калинова творится невообразимое: там с неба падают целые страны, населенные кровожадными народами: например, Литва «на нас с неба упала... и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». Там живут люди «с песьими головами»; там вершат свой неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турецкий.

«Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю”. Этот миллион даст Кулигину на судилище «право сноса», будет самым веским аргументом в его пользу. А пока миллиона нет, умница Кулигин «покоряется». Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш, покоряется затянутый уже в замкнутое пространство Калинова Борис. Катерина же покориться не может. Выродившаяся в патриархальном сознании в пустой обряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всего личностно; она верует и кается с пылом первых христиан, не закостеневших еще в религиозной обрядности. И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или декламирующего стихи Кулигина. Потому Калинов устраивает над Катериной суд.

В блестящем этюде “А судьи кто?” В. Турбин тонко исследует тему суда в “Грозе”: “Никого не хочет судить Кулигин. С усмешкой уклоняется от роли судьи простушка Варвара: «Что мне тебя судить? У меня свои грехи есть». Но не им противостоять охватившему Калинов массовому психозу. А психоз разжигают две мельтешащих на сцене чудачки: странница Феклуша и барыня с лакеями. Феклушины повествования о Махнутах и людях в песьими головами представляются Турбину важнейшим элементом поэтики пьесы: «И глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира: фантастический и реальный». И опять мы встречаемся со сборищем монстров, кентавров. Правда, на сей раз их причудливые фигуры — только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы, яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове.

Этот суд затаился в ожидании жертвы. И жертва является: в раскатах грома, в сверкании молнии раздается естественное, честное слово взалкавшей очищения грешницы. А что было дальше, слишком известно. Где-то в царстве Махнутов турецкого и персидского Катерину, может быть, помиловали бы; но в Калинове пощады ей нет.

Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим, всенастигающим словом самодеятельного суда, грешница уходит из жизни: «В омут лучше... Да скорей, скорей!»

ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА»

Развитие действия в "Грозе" постепенно обнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. "Но чудное дело, - пишет Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве", - самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров". Таково "темное царство" - воплощение всего строя жизни царской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческого достоинства. В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина - натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфере ханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между "темным царством" и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишь до поры. "А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" - говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость "темного царства". Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини - это протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не может больше мириться с гнетом "самодурной силы", значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ к решительной борьбе. Для своего времени, когда Россия пережила период громадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма "Гроза" имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной литературе.

                                ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ

Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном  царстве".  Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень  любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: "Я жила, ни об чем не  тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю".

Катерина  отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей  семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать. "Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню  какой-то "мудреной", "чудной". Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и  подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась горячая!".  Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - проникнута высокой  поэзией и иногда напоминает нам народною песню.

Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим,  религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные  предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.  Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.  Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.  Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее  душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства", которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается... Катерина  кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством".

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ

       Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий «темного царства» и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можно определить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и в античной трагедии. Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум-мобиле, что является отличительной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный человек. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катерины - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы «Домостроя». То чувство, которое зародилось в Катерине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство. Пьеса «Гроза» - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

Если рассматривать «Грозу» как социально-бытовую драму, то и вытекающий из этого конфликт выгля­дит довольно просто: он как бы внешний, социальный; внима­ние зрителей поровну распределено между героями, все они, как шашки на доске, играют почти одинаковые роли, необходимые для создания сюжетной канвы, они запутывают и потом, мелькая и перестраиваясь, как в пятнашках, помогают разрешить запутанный сюжет. Если система персонажей рас­кладывается таким образом, что и конфликт возникает и раз­решается как бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и имеем дело с драмой бытового характера, ее конфликт прост и легко угадывается. Что же происходит в «Грозе»? Замужняя женщина, довольно богобоязненная, полюбила другого чело­века, тайно встречается с ним, изменяет мужу. Единственное, что волнует ее — это ее отношения со свекровью, которая яв­ляется представителем «века минувшего» и свято охраняет именно букву закона, а не само содержание, говоря иносказа­тельно. Катерина при такой раскладке конфликта и таком его понимании в свете жанрового определения «Грозы» как соци­ально-бытовой драмы является олицетворением нового време­ни, «века нынешнего», и наряду с Тихоном, Варварой, Кудря­шом борется против пережитков прошлого, против домостроя, против самой атмосферы застойника отмерших правил и по­рядков, олицетворением которого является дореформенный Калинов. Легко выявляются и главные антагонисты — Кате­рина и Кабаниха. В таком духе понимали «Грозу» многие кри­тики и, в частности, Н. А. Добролюбов. Вот сталкиваются сильные личности, два антагониста, кто-то из них должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы, обреченным человеком оказывается не старая Кабаниха со своими архаическими взглядами на жизнь, а молодая, полная сил Катерина, окру­женная своими единомышленниками. В чем же дело? Что же произошло? Конфликт старого и нового, «века нынешнего и века минувшего», казалось бы, разрешен, но несколько стран­ным образом. Все это приводит нас к мысли о том, что кон­фликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и тоньше, чем на пер­вый взгляд кажется. Безусловно, искусно выстроенная сюжет­ная линия, противостояние двух сильных личностей — Кате­рины и Кабанихи имеют место и дают нам возможность наблю­дать конфликт социально-бытового характера, напоминаю­щий любой нынешний телесериал. Но глубоко скрытый кон­фликт выявляется здесь при несколько ином прочтении пьесы и другом жанровом определении, при другой трактовке сюже­та «Грозы». Определение жанра «Грозы» и понимание кон­фликта как социально-бытового, данного А. Н. Островским, является здесь не только данью традиции, но и, пожалуй, единственно возможным вариантом в то время. А. И. Журав­лева так объясняет это явление: «...вся история предшество­вавшей Островскому русской драматургии не давала образцов такой трагедии, в которой героями были бы частные лица, а не исторические деятели, хотя бы и легендарные»[3]. Итак, жанровое определение «Грозы» при другой трактовке — трагедия, а трагедия, соответственно, предполагает более высокую сту­пень конфликта, чем в драме. Противоречие осуществляется не на уровне системы персонажей, а на более сложном уровне. Конфликт возникает, прежде всего, в сознании героя, который борется с самим собой.

История трагедии уходит далеко в глубь веков, но обычно действующими лицами, начиная от античной трагедии, яв­лялись исторические личности. Достаточно вспомнить Анти­гону Софокла, которая не знает, как ей поступить, не нару­шив своих моральных, внутренних нравственных принципов (а отнюдь не «внешних», синтезированных государственных законов).

Таков и конфликт у А. Н. Остров­ского, он внутренний, нравственный, только его переживает не царская дочь или знатная дама, а простая купеческая жена. Воспитанная на христианской морали и домостроевских прин­ципах, она с ужасом видит их крушение не только вокруг, но и внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее рушится, «время стало в умоленье приходить», говорит странница Феклуша. Сознание своей" греховности и в то же время понимание того, что она ни в чем не виновата и не в ее силах противостоять страсти, доводит ее до неразрешимого противоречия внутри себя.

Катерина не может не любить Тихона — ведь так она пре­дает Бога в своей душе, но тем не менее случается страшное, и Катерина не в силах что-либо изменить. Конфликт состоит не в антагонизме Кабанихи и Катерины, которая на первый взгляд добивается права на свободу выбора чувств, конфликт заложен в самой Катерине, видевшей в такой борьбе преступ­ление против Бога и не сумевшей смириться с этим. И не Каба­ниха губит Катерину, как в финале восклицает Тихон, воспри­нимающий все происходящее с точки зрения человека нового времени, — Катерину губит собственная гнетущая противоре­чивость ее чувств. Но понимание внутренних переживаний Катерины недоступно Тихону, как и всем другим персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются на второй план, служат лишь фоном, декорацией для проявления характера Катерины, как, например, Дикой или барыня. А по сути, один из главных ге­роев, Борис, вообще характеризуется как «принадлежащий более к обстановке». Все герои как бы образуют единое целое — их неверие вкупе с прогрессивным мировоззрением Кулигина выступает своеобразным противовесом фанатичной вере Катерины. В то же время почти сектантская вера Катери­ны приводит к неразрешимому противоречию в ее душе, тогда как все остальные давно примирились со своей совестью. Это противоречие не может мирно разрешиться, и Катерина не способна пойти на компромисс с самой собой.

Катерина резко отличается от всех остальных героев, тем не менее она очень похожа на Кабаниху. Обе фанатично верят, обе осознают ужас проступка Катерины, но если Кабаниха ох­раняет старое, отжившее, то Катерина к тому же верит всей душой, и для нее все эти испытания во много раз тяжелее, чем для Кабанихи. Не выдерживая состояния неопределенности, Катерина видит выход в покаянии, но и это не приносит ей об­легчения. Покаяние уже не играет особой роли, возмездие не­отвратимо, Катерина, как все истинные верующие, фаталист­ка и не верит в то, что можно что-либо изменить. Покончить с трагическим конфликтом в душе можно лишь одним спосо­бом — лишиться ее, лишить ее бессмертия, и Катерина совер­шает самый тяжкий грех — самоубийство.

Итак, мы видим, что кульминация и развязка этой траге­дии диктуется самим жанром, и это уже не социально-быто­вая драма с ее внешним конфликтом. Пьеса строится по за­конам трагедии; жанр, композиция, сюжет — все влияет на конфликт, делая его тонким и многогранным, глубинным и многозначительным.

Можно с уверенностью сказать: «Гроза» является как бы началом возникновения новой традиции и одновременно остается по своеобразности конфликта «уникальным явлени­ем в русской литературе XVIII века».

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любовь – это не только самое возвышенное чувство человека, но и самое человечное. Иногда поднимает человека из самых глубин жизни, со всеми его недостатками и несовершенствами, и ведет к белоснежным вершинам духа. А иногда оно столь огромно, что может найти себе только трагический исход. Именно так, трагически, оборвалась жизнь главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза». И во всём случившимся она винила только себя, ни на кого, и ни на что не обижаясь. Её уход из жизни станет, наверное, горьким упрёком тем, кто знал её и любил, укором в их нерешительности, неумении и даже нежелании понять своих любимых.

Драму «Гроза» можно назвать трагедией «горячего сердца». Всё в ней овеяно дыханием сжигающей страсти, все полно трагических контрастов и конфликтов. Все столкновения характеров, чувств, интересов доведены до крайности, исключающей компромиссы и примирения.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что только русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все  лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

В своем произведении А.Н. Островский показал трагедию женской судьбы в условиях, мещанской семья, которая следовала заветам и традициям домостроя. Писатель показал, как из жизнерадостной и наивной девушки жестокая семья делает человека, способного на самоубийство, то есть человека доведенного до крайней степени отчаяния и разочарования в жизни.

Несмотря на то, что этому произведению более 140 лет, оно до сих пор остается во многом современным. Ведь еще во многих семьях женская доля остается такой же тяжелой, как и доля Катерины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 1998. - №3

2.     Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 2003. - №8

3.     Добролюбов Н.А. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III

4.     Журавлева А.И. «Гроза» А.Н. Островского. // Лит. в шк. – 1984 - №2

5.     Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. -  М.: Изд-во Моск. ун-та. 1998. - с. 35-56

6.     Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева. // Лит. в шк. – 1967. - №3

7.     Петрова С.М. История русской литературы XIX века. - М.: Просвещение. 1974. - с 225-241

8.     Писарев М.И. Гроза. Драма А.Н. Островского. «Оберточный листок». 1860. - №20

9.     Подрубная Е.А. В жизни всегда есть место подвигу. // Рус. яз и лит. – 2000. - №5

10. Репина Л.Г. Тема «Горячего сердца» в творчестве А.Н. Островского. // Рус. яз и лит. – 2001. -  №5

11. Фокин П.Е. Гроза в «Грозе». // Рус. речь. – 1985. - №2


[1] Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III, стр. 198.

[2] [2] Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений, в 3-х т., т. III, стр. 177

[3] А.И. Журавлева