Автоматизация учета затрат на производство и выход растениеводческой продукции в сельскохозяйственных предприятиях

Содержание

Введение                                                                                                          3

1 Обзор литературы                                                                                       5

1.1 Экономическая сущность затрат                                                             5

1.2 Общий анализ современного рынка программного обеспечения                  13

1.3 Обзор возможностей комплекса «1С: Предприятие 7.7»                           16

2 Учет затрат и выхода продукции при производстве растениеводческой   продукции при «ручном» ведение бухгалтерского учета                                  23

2.1 Методологические основы и задачи учета                                             23

2.2 Первичная учетная документация                                                           26       2.3 Аналитический и синтетический учет затрат и выхода продукции растениеводства, исчисление себестоимости зерна                                          28

2.4 Финансовая отчетность по учету затрат в растениеводстве                       33

2.5 Совершенствование учета затрат и выхода продукции растениеводства 35

3 Технология компьютерного учета. Сущность задачи. Порядок работы      38

Заключение                                                                                                            46

Список использованной литературы                                                                  47

Введение

Каждый бухгалтер понимает что бухгалтерский учет необходимо автоматизировать. Но далеко не каждый знает, что для этого нужно делать и какова его роль в этом процессе. И в процессе автоматизации должен активно участвовать.

Без автоматизации бухгалтерского учета невозможна автоматизация управления деятельностью предприятия. Именно с бухгалтерского учета  нужно начинать автоматизации управления. На это оказывают влияние следующие факторы:

·        Автоматизация бухгалтерского учета стала неотложной задачей, так как внешние пользователи бухгалтерского учета требуют предоставление отчетов в электронном виде и на машинных носителях;

·        Задачи бухгалтерского учета хорошо структурированы, имеют известный и несложный алгоритм решения с преобладанием арифметических операций;

·        Бухгалтерский учет собирает и регистрирует информацию обо всех хозяйственных операциях, которая необходима и остальным управленческим структурам предприятия.

Целью данной курсовой работы является изучение и разработка отдельной области в бухгалтерском учете его компьютеризированной формы. В курсовой работе рассматриваются вопросы, связанные с теоретическим ознакомлением информационных технологий на современном этапе, а также рассмотрение вопросов связанных с ведением традиционного («ручного») бухгалтерского учета выбранной области. В данной работе рассматривается вопрос автоматизации учета затрат на производство и выход растениеводческой продукции в сельскохозяйственных предприятиях.

Так, в процессе написания курсовой работы возникают следующие задачи:

1.     теоретическое ознакомление с информационными технологиями;

2.     изучение «ручного» способа ведения бухгалтерского учета;

3.     постановка практической задачи, для рассмотрения ее в системе автоматизированной формы бухгалтерского учета;

4.     решение практической задачи на программе, позволяющей автоматизировать бухгалтерский учет.

1Обзор литературы

1.1 Экономическая сущность затрат

Себестоимость – это обособившаяся часть стоимости, в которой потребленные в производстве материала, средства и оплата труда выражены в денежной форме. Это экономическая категория она является изначальной и обобщающим показателем процесса производства. Себестоимость  продукции сельского хозяйства должна быть во всех случаях достоверной, не искаженной. При убыточности  или низкой рентабельности того или иного другого продукта сельского хозяйства предприятие должно осознанно потреблять те ресурсы, цены на который относительно дешевле, или  уменьшить до объективно возможного минимума их потребление.

В планово-финансовой работе сельскохозяйственных предприятий себестоимость продукции служит единственным и надежным ориентиром для расчета цен на нее. Если исходить из предпосылки, что любая производственная деятельность предполагает затраты, то от любой производственной  деятельности в рыночных условиях ожидается получение прибыли. Такой подход к использованию категорий себестоимости и цены вынуждает все хозяйствующие субъекты исчислять себестоимость продукции сельского хозяйства по единым принципам.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в 2003 году издало Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве.

Методические рекомендации призваны обеспечить единство состава и классификации затрат, методов их учета, исчисления себестоимости продукции во всех сельскохозяйственных организациях.

Первый вид себестоимости назван А. П. Кучериным – технологическая. Второй – производственная. Последнее представляет собой технологическую себестоимость плюс дополнительные издержки по доведению данного продукта до нужных предприятию потребительских свойств.

Третий вид себестоимости – полная (коммерческая). В ее состав входит производственная себестоимость плюс дополнительные издержки по реализации. Данный вид себестоимости присущ только товарной продукции.

А. П. Кучерин предложил поэтапное формирование производственных затрат и исчисление себестоимости  зерновых культур.

Из теории исчисления производственной себестоимости следует, что к каждому виду технологической себестоимости продукции следует прибавить производственные затраты, связанные с доведением ее до кондиции возможного хранения без потерь на постоянном месте, франко- склад.[3].

Важнейшим источником повышения эффективности развития зерновой отрасли  является снижение себестоимости продукции.

По мнению Н.В. Климовой , одним из приоритетных направлений стабилизации сельскохозяйственного производства является увеличение размеров производства зерна, повышение его эффективности и развитие собственной переработки зерновых культур. При этом особая роль принадлежит снижению издержек производства: продуктивности зерновых культур.[2].

В современных условиях все более очевидной становиться необходимость повышения действенности и оперативного контроля над организацией учета затрат по местам их возникновения, видам продукции и центрам ответственности.

Эффективная организация контроля обеспечивается применением нормативного учета. Основными ее слагаемыми являются:

·        предварительная составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих норм расхода по основным статьям издержек производства в натуральном и денежном выражении и использование их в учете;

·        учет изменений действующих текущих норм по мере внедрения организационно-технических мероприятий и определение влияния этих изменений на уровень себестоимости продукции;

·        учет отклонений фактических расходов от действующих норм по местам их возникновения, объектам учета (видам продукции, работ, услуг или однородных изделий), статьям расходов, причинам и виновникам (инициаторам);

·        учет фактических затрат на производство с подразделением затрат по нормам, отклонениям от норм и изменение норм.

Такая организация учета позволяет осуществить  текущий контроль за затратами на производство, поскольку фактические затраты в текущем учете сопоставляются с нормативными и выявляются отклонения от норм. Использование этой информации дает возможность принимать в оперативном порядке необходимые решения в управлении себестоимостью продукции.

Нормативный учет в организациях, как показывает практика, применяется в основном в качестве способа калькулирования себестоимости продукции. В калькуляционных ведомостях затраты подразделяются, как правило по изделиям в разрезе калькуляционных статей расходов с подразделением затрат по нормам, изменениям норм и отклонения от норм. При этом нормативная себестоимость отдельных выпускаемых изделий на основании нормативных калькуляций и количественных данных  о выпуске этих изделий. Суммируя затем нормативные затраты по всем выпускаемым изделиям, определяют нормативную себестоимость всего товарного выпуска продукции по статьям расходов. В калькуляционные ведомости записывают по итогам суммы изменений норм и отклонений от норм и устанавливают фактическую себестоимость товарной продукции.

Фактическая себестоимость каждого изделия исчисляется алгебраическим сложением нормативной себестоимости и учтенных по данному изделию сумм отклонений и изменений норм в разрезе статей расходов с помощью формулы

СФНН/п +-Он/п.;

 Где Сф— фактическая себестоимость изделий

       Cн— нормативная себестоимость

        ИН—изменение норм

        ОН—отклонение от норм

         П.—количество выпущенных изделий

Нормативный способ калькулирования себестоимости продукции позволяет экономически обоснованно исчислять фактическую себестоимость выпуска и каждой единицы отдельных видов продукции.

Основное достоинство системы нормативного учета и контроля –выявление в оперативном порядке отклонений фактических затрат от действующих норм расхода материалов, заработной платы и других производственных затрат, их причин и влияния на себестоимость продукции. Организация на отдельных участках производства систематического наблюдения за отклонениями от действующих норм позволяет в оперативном порядке устранить недостатки. Практика показывает, что система нормативного учета и контроля является универсальной. Она не противоречит сложившимся методам  учета затрат и калькулирования себестоимости, а наоборот, предлагает необходимость группировки затрат по определенным объектам учета. В зависимости от этого можно различать отдельные варианты методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (попередельный, попроцентный, позаказный и поиздельный).

Применение системы нормативного учета и контроля и на ее основе оперативное выявление отклонений от норм расхода является основным средством повышения действенности контроля за снижением издержек производства. При этом учет отклонений организуется таким образом, чтобы можно было выявить отклонение по местам их возникновения, причинам и виновникам.

Результатная информация, формируемая в системе нормативного учета и контроля затрат на производство, используется в управлении руководителями соответствующих уровней, управления для постановки перечня заданий отдельным подразделениям, установления периодичности заданий и  сроков их доведения до исполнителей - должностных лиц, а также корректировки принятых управленческих решений.

В связи с этим учетная информация, по мнению П.П.Новиченко, с точки зрения, ее использования может быть подразделена на три вида.

Первый вид – информация, необходимая для фиксации хода производства и уровня затрат на производство, не требующая реагирования со стороны работников управления, минующая руководителя и направляемая непосредственно в бухгалтерию организации. Примерам такой информации может служить сведения о фактических затратах на производство в пределах действующих норм затрат. Такая информация передается в компьютеры, которые преобразуют ее, и создают результатную информацию, используемую для составления отчетности и ее анализа.

Второй вид- информация об отклонениях от установленных нормативов, по которым разработанными ранее программами предусмотрены типовые решения для ликвидации отклонений и автоматическое регулирование процесса производства. Такая информация вводится с первичных документов и поступает на ЭВМ, в которой предварительно вводится нормативные данные. Любое  отклонение   фактических данных от нормативных, вызывает соответствующую реакцию, передаваемую управляющим устройством в виде, например, скорректированной программы работы цехов и участков.

Третий вид- информация об отклонениях от установленных нормативов, не предусмотренных программой, по которой должно быть принято решение руководителя. Информация поступает главным образом  в виде первичных документов, учетных регистров и других носителей информации. Поступающая информация переводится на технические носители информации. Такая информация обрабатывается обязательно с участием специалиста, если процесс предварительно не запрограммирован или программа не предусмотрела данного отклонения.

При такой организации учета становится возможным управление затратами на производство и себестоимость продукции по отклонениям, когда рассматриваемая и принимаемая первичная документация, отражающая расход в пределах действующих норм, фиксируется экономическими службами организации, а в подразделениях организации все внимание специалистов (бухгалтеров, финансистов и других) сосредоточено на выявлении отклонений от норм, выявление причин и виновников (инициаторов) отклонений  и установлении наиболее существенных отклонений с целью принятия необходимых решений.[5].

В экономической литературе имеются и другие предложения, например, в сельскохозяйственных предприятиях по кредиту счета 90 «Продажи» предлагается учитывать выручку и внереализационные доходы, а  по дебету- материальные затраты на производство, обязательные платежи в бюджет, проценты за кредит банку, уплаченные штрафы, пени, неустойки, суммы отчислений на создание фонда потребления, 90 рекомендуется закрывать ежемесячно; затраты на счетах производства учитывать только по материальным расходам, а себестоимость продукции начислять внесистемно; при определении остаточного дохода, по мнению этих авторов, нет необходимости корректировать издержки производства на разность между себестоимостью остатков нереализованной продукции на начало и конец отчетного периода, а также учитывать изменение остатков незавершенного производства. Типовая номенклатура калькуляционных статей  затрат для сельскохозяйственных предприятий и производственных кооперативах АПК должна содержать следующие статьи: затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование, социальное обеспечение и медицинское страхование, семена и посадочный материал, удобрения, средства защиты растений, работы и услуги, затраты на содержание основных средств; затраты на организацию производства и управлению; прочие затраты; непроизводственные расходы.

Применение этой типовой номенклатуры статей при учете затрат на производство позволит на предприятиях АПК, во-первых, определить в учете элементы распределения и перераспределения чистого дохода общества от непосредственно производственных затрат сельскохозяйственного предприятия; во- вторых, усилить контроль за действительными издержками производства; в-третьих, улучшить и расширить экономический анализ издержек производства для выявления резервов их снижения  и в-четвертых, получить обоснованную информацию о производственных затратах, необходимую для научного управления производством в условиях развития рыночных отношений.[6].

Проблема роста производства и повышения качества продукции сельского хозяйства остается весьма острой, спрос и покупательская способность населения опережает ее производство. Сельское хозяйство, и особенно земледельческие отрасли все еще в сильной степени зависят от погодных условий, весьма велики потери продукции на стадиях производства, уборки, транспортировки, хранения. Несмотря на увеличивающуюся техническую оснащенность, темпы роста производительности труда остаются низкими. Более того, за последние годы прослеживается тенденция снижения этих темпов, а также значительное сокращение фондоотдачи и роста издержек производства. Все это определяет, наряду с совершенствованием экономического механизма хозяйствования, необходимость изыскания и включения в производство всех возможных резервов для повышения его эффективности.

С этой целью в первую очередь приводятся в действие внутренние резервы, связанные с повышением эффективности использования земли и техники, совершенствованием технологии производства, укреплением трудовой дисциплины, широким внедрением прогрессивных форм организации труда, методов выполнения рабочих процессов.

Среди отраслей сельского хозяйства производство зерна играет ведущую роль. Здесь наиболее высокий уровень механизации, создающий реальные условия для внедрения системы машин и поточно-индустриальной организации выполнения взаимосвязанных технологических процессов на разных стадиях производства.[5]

Важнейшим источником повышения эффективности зерновой отрасли является снижение себестоимости продукции. От уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Определяющим резервом снижения издержек производства зерна является сокращение затрат на 1 га и повышение продуктивности зерновых культур.

Среди резервов снижения себестоимости продукции зерновых культур особый акцент следует сделать на предупреждение и ликвидацию причин, вызывающих перерасход затрат. Однако перерасход затрат на производство зерна по статьям можно выявить только в процессе оперативного анализа издержек.[6].

В связи с сокращением государственных закупок зерна и приватизацией элеваторов и Хлебоприемных предприятий перед товаропроизводителями остро встала проблема его хранения. Если раньше практически все товарное зерно принадлежало государству и вывозилось из хозяйств в период уборки урожая, сейчас половина сельскохозяйственных предприятий оставляет его на длительное хранение у себя с целью продажи вне сезона, рассчитывая на более высокие цены реализации.

В настоящее время многие предприятия внедряют автоматизированные системы бухгалтерского учета (АСБУ).  Можно считать, что всеобщая компьютеризация, в том числе и учетной работы, является велением времени. Это подтверждается хотя бы тем, что в 2004 году в промышленно развитых странах на приобретение специализированного программного обеспечения (ПО) бухгалтерского учета и связанных с его внедрением услуги, по данным International Data Corporation ,было израсходовано свыше 4,5 млрд.$.

Россия пока отстает от западных стран по уровню оснащенности компьютерной техникой, однако темпы роста внедрения автоматизированных систем управления, являются довольно высокими. По данным обследований ЦИЭС «Бизнес-Программы - Сервис», на настоящий момент АСБУ используют в работе не менее 500 тыс. российских предприятий и организаций на производстве ПО АСБУ специализируются несколько сотен фирм и еще около 2300 организаций заняты в сфере услуг компьютеризации бухгалтерского и оперативного учета. Это свидетельствует о большом спросе на АСБУ, который год от года становится все выше.

Внедрение АСБУ позволяет существенно повысить оперативность и достоверность обработки  учетной информации. Однако создание сопряжено и с немалыми затратами, которые во многом зависят от особенностей используемых компьютерных технологий. Последние в немалой степени влияют на производительность функционирования системы обработки информации в целом. [4].

1.2 Общий анализ современного рынка программного обеспечения.

Выбор программ предлагаемый сегодня разработчиками очень большой. Каждый заявляет, что его программа лучшая. Трудно разобраться во всем этом многообразии.

Однако далеко не всем фирмам, занимающимся индустрией программных технологий, удается открыть формулу успеха и «сводить Баланс» интересов со своими партнерами, пользователями, конкурентами, с государством, многие годы получать положительное «Сальдо» практически на всех направлениях этого нелегкого пути в условиях нынешней российской деятельности.

Среди отечественных разработчиков прикладного экономического программного обеспечения особо выделяются следующие: 1С, АйТи, Галактика, ДИЦ, Интеллект-Сервис, Парус, Цефей, электронные деньги, а из разработчиков информационно-правовых систем- Гарант, ЦКР (Кодекс), Консультант + и другие.

То, что развитие идет по спирали, наглядно видно на примере деятельности корпорации «Галактика», которая прошла тернистый путь длинною в 12 лет: от разработки индивидуально заказных и локальных отраслевых программ к универсальным тиражируемым комплексам и обратно, к отраслевым, но уже на значительно более высоком уровне. Создание новых технологий управления, неотъемлемой частью которых являются корпоративные информационные системы и программные комплексы – вот основная «галактическая» линия сегодня. Корпорация «Галактика» разработала широкий спектр отраслевых решений, учитывающих особенности различных бизнес – процессов. Новые модули модели системы «Галактика» - «Техническая подготовка производства», «Управление розничной торговли», «Кредиты, векселя, займы», «Спецодежда», «Экспорт - импорт» - существенно расширяют возможности адоптации типовых решений корпорации применительно к отраслевой специфике.

«Интеллект - сервис» -один из ведущих производителей программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета, торговли и управления. Компания основана в 1990 году. Центральный офис находится в Москве, работают филиалы в Киеве и Минске. Общая численность персонала – более 300 человек и свыше 500 дилеров в различных регионах России, Украины, Беларуси. Кроме программ фирма осуществляет поставку компьютеров, оргтехники, торгового оборудования, установку и поддержку локальных сетей, занимается обучением персонала клиентов. Оборот компании в 1998 году составил более 5 млн.долл..  Программы  серии «БЭСТ», известны многим тысячам пользователей, пополнились на сегодняшний день новыми разработками: системой «БЭСТ - Ф» - для анализа финансовой деятельности; «БЭСТ- Маркетинг» - для проведения маркетингового анализа эффективности рекламы, рынков, товаров, конкурентов и прочие;  «БЭСТ - Плановик» предназначена для автоматизации планирования деятельности предприятий. Для розничной торговли выпущен вариант «БЭСТ- 4- Магазин», имеющий связь с кассовым и торговым оборудованием, удаленным магазином (филиалом). Кассовый программный модуль «БЭСТ-КПМ» автоматизирует рабочее место кассира  –  операциониста.

Компании «Инфософт» в январе 1999 года исполнилось 10 лет, возраст по нынешним временам немалый. Эта фирма – одна из немногих серьезно и последовательно занимавшееся автоматизацией учета в промышленности, успешно осваивала и другие отрасли, в том числе и бюджетную сферу. За этот период создано три поколения программных продуктов, получивших признание многих тысяч пользователей самых разных сфер деятельности: комплекс «Бухучет – Финансы - Бизнес»; сетевая бухгалтерская система «Интегратор», программа «Зарплата»; программные модули корпоративной системы.

Фирма «1С» сохраняет несокрушимость и уверенность позиций лидера. Продукция фирмы «1С» и ее деятельность получают все большее признание и распространение. Опрос показал, что около 46% фирм – пользователей ПО отдают предпочтение продукции «1С».

Среди наиболее популярных программных продуктов фирмы «1С» особое место занимают программы системы «1С:Предприятие 7.7». Существуют модификации этого комплекса для отраслевых применений, бюджетных организаций, для торговли, медицины, автотранспортных предприятий, учета по международным стандартам и другие.

Спектр новых разработок фирмы столь обширен, что трудно выделить какую – либо. Но все же наиболее значимой из них можно назвать комплексную конфигурацию «1С:Предприятие 7.7» - «Бухгалтерия + Торговля +  Склад +  Зарплата +  Кадры», позволяющую организовать в единой системе эффективный всесторонний учет фирмы.

Учитывая, сложность сегодняшней ситуации фирма «1С» выпустила ряд недорогих «антикризисных» вариантов своих популярных экономических программ стоимостью в среднем примерно в два раза ниже обычных версий. Их использование дает возможность эффективной работы предприятиям с очень ограниченными финансовыми ресурсами.

Никто не утверждает что бухгалтер должен обладать знаниями и навыками программиста – профи, между тем грань, их разделяющая, становится год от года все более неразличимой. И причины, этому способствующие, лежат на поверхности. Дело состоит в том, что сколько есть предприятий – столько существует и рабочих планов счетов, столько есть и традиций ведения учета (вариантов учетной политики предприятия). Производители программных продуктов, учитывая это обстоятельство и пытаясь сделать свой товар универсальным, вынуждены выпускать на рынок программы, требующие проведения целого комплекса предварительных настроек. Некоторые из них однозначно требуют от бухгалтера – пользователя владения начальными навыками общения с вычислительной техникой. И эта тенденция из года в год усиливается.

1.3 Обзор возможностей комплекса «1С:Предприятие 7.7»

     

 «1С:Предприятие 7.7» является мощной системой предназначенной для комплексной автоматизации бухгалтерского учета во всех мыслимых масштабов. Компонентность этой системы позволяет в каждом индивидуальном случае подобрать оптимальное решение, учитывающее специфику организации. Набор компонент может определяться индивидуально и в последствии пополняться.

Компонента «Бухгалтерский учет » предназначена для учета наличия и движения средств предприятия. Она может использоваться как автономно, так и совместно с другими компонентами «1С:Предприятие» в любых «соотношениях».

«1С:Бухгалтерия 7.7» позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета, а именно:

·        учет операций по банку и кассе;

·        учет основных средств и нематериальных активов;

·        учет материалов и МПБ;

·        учет товаров и услуг;

·        учет производства продукции;

·        учет валютных операций;

·        учет взаиморасчетов с организациями;

·        учет расчетов с подотчетными лицами;

·        учет расчетов по зарплате;

·        учет расчетов с бюджетом и др. разделы учета.

«1С:Бухгалтерия 7.7» позволяет реализовать самые гибкие схемы учета. А именно, предусмотрено:

·        использование нескольких планов счетов одновременно;

·        многоуровневые планы счетов;

·        многомерный, многоуровневый количественный аналитический учет;

·        многовалютный учет по неограниченному числу валют;

·        ведение на одном компьютере учета для нескольких предприятий.

«1С:Бухгалтерия 7.7» позволяет автоматизировать подготовку, печать и хранение любых первичных документов:

·        платежные поручения;

·        счета на оплату и счета фактуры;

·        приходные и расходные кассовые ордера;

·        накладные, требования, доверенности и другие документы.

Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту.

Исходной информацией в «1С:Бухгалтерия 7.7» является операция, которая отражает реальный хозяйственный акт, произошедший на предприятии.

Каждая операция может содержать бухгалтерские проводки для отражения совершенной хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Проводки «принадлежат» операции и всегда существуют вместе с операцией.

Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество проводок, например, при начислении амортизации основных средств.

Операции могут вводиться в ручную. Для удобного ввода операций «1С:Бухгалтерия 7.7» использует типовые операции – сценарии формирования бухгалтерских проводок для оформления типовых актов хозяйственной деятельности.

«1С:Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих бухгалтеру получить информацию за произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью детализации. Это две группы отчетов:

Отчеты по синтетическому учету:

·        оборотно - сальдовая ведомость;

·        шахматная ведомость;

·        главная книга;

·        журнал-ордер и ведомость по счету;

·        анализ счета - за период и по датам;

·        карточка счета.

Отчеты по аналитическому учету:

·        оборотно – сальдовая ведомость по счету в разрезе объектов аналитического учета;

·        анализ счета в разрезе объектов аналитики;

·        анализ объекта аналитики по счетам;

·        карточка операций по объекту аналитики.

«1С:Бухгалтерия 7.7» включает набор форм бухгалтерской и налоговой отчетности «на все случаи жизни». Эти формы ежеквартально обновляются фирмой «1С» и бесплатно распространяются среди зарегистрированных пользователей программы.

«1С:Бухгалтерия» может быть адоптирована к любым особенностям учета на конкретном предприятии силами самих пользователей. В состав системы входит Конфигуратор, который позволяет:

·        настраивать систему на различные виды учета и реализовать любую методологию учета;

·        редактировать свойства справочников: изменять состав хранимой информации, количество уровней вложенности;

·        создавать новые справочники произвольной структуры;

·        настраивать внешний вид и поведение форм для ввода информации;

·        редактировать существующие и создавать новые необходимые документы любой структуры;

·        изменять экранные и печатные формы документов;

·        создавать новые журналы для работы с документами и произвольно перераспределять документы по журналам;

·        редактировать формы и алгоритмы формирования стандартных отчетов;

·        создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки информации;

·        описывать поведение элементов системы на встроенном языке.

И, наконец, сервисные функции:

·        контроль корректности вводимых проводок;

·        табло счетов (оперативный просмотр итогов по счетам);

·        проверка возможности удаления «неиспользуемых» бухгалтерских счетов, объектов аналитики, документов;

·        возможность подключения компьютерного видеокурса и правовой системы «1С:Гарант»;

·        управление правилами округления сумм.

Связь с другими приложениями Windows:

·        возможность импорта и экспорта информации через текстовые файлы позволит обмениваться данными практически с любой программой;

·        встроенный язык содержит средства работы с файлами баз данных формата DBF.

«1С:Бухгалтерия 7.7» поддерживает современные средства интеграции приложений: OLE, OLE Avtomation и DDE. Использование этих средств позволяет:

·        управлять работой других программ, используя встроенный язык, например, формировать отчеты и графики в Microsoft Excel;

·        получать доступ к данным «1С:Бухгалтерия 7.7» из других программ;

·        вставлять в документы и отчеты «1С:Бухгалтерии 7.7» объекты созданные другими программами – например, помещать в первичные документы логотип фирмы;

·        размещать в документах и отчетах рисунки, графики и фотографии.

Развитые средства администрирования позволяют администратору системы:

·        вести список пользователей системы;

·        назначать пользователям пароли на вход в систему;

·        назначать пользователям различные права на доступ к информации, обрабатываемой системой;

·        формировать индивидуальные пользовательские интерфейсы, включающие меню и панель инструментов;

·        просматривать список работающих пользователей;

·        получать историю работы пользователей.

Любая компонента «1С:Предприятие» может использоваться как автономно, так и совместно с другими компонентами.

При совместном использовании компоненты «1С:Предприятие» не только работают с общими данными в одной информационной базе, но и полностью объединяют свою функциональность. В этом случае пользователь работает, фактически, с единой системой, комплексно отражающей хозяйственную деятельность предприятия с использованием возможностей установленных компонент. Предлагаемые фирмой «1С» конфигурации «Торговля +  Склад + Бухгалтерия» и «Бухгалтерия + Зарплата + Кадры» представляют собой комплексные прикладные решения, совместно использующие возможности различных компонент системы «1С:Предприятие». Конфигурация «Торговля +  Склад +  Бухгалтерия» предназначена для комплексной автоматизации торговых организаций. В данной конфигурации  решена задача совмещения эффективной системы оперативного учета и управления торговыми операциями с корректным и методически правильным отражением торговых операций в бухгалтерском учете. Конфигурация  «Бухгалтерия +  Зарплата +  Кадры» предназначена для организаций, которым требуется автоматизировать ведение бухгалтерского учета, и при этом требуется сложный расчет зарплаты.

Для пользователей системы программ «1С:Предприятие» фирма «1С» предлагает набор решений по подключению различного оборудования, применяемого в торговле и складском деле: ККМ, сканеров и принтеров штрих – кодов, дисплеев покупателя, электронных весов, терминалов сбора данных. Эти решения основаны на технологии внешних компонент и режимов экспорта – импорта информации.

Программные продукты системы «1С:Предприятие» способны «расти» вместе с организацией, в которой они работают. 

2.Учет затрат и выхода продукции при производстве растениеводческой продукции при «ручном» ведение бухгалтерского учета.

2.1 Методологические основы и задачи учета.

Растениеводство – одна из основных отраслей сельскохозяйственного производства. Для удовлетворения потребности населения в продовольствии в растениеводстве должен быть обеспечен значительный рост среднегодового валового сбора зерна, повышена урожайность зерновых культур, увеличено производство других основных видов сельскохозяйственной продукции. Важной задачей растениеводства является резкое увеличение производства кормов для создания прочной кормовой базы животноводства.[6]

Важную роль в решении этих задач должен играть точный и своевременный учет затрат и выхода продукции отрасли растениеводства. Правильно организованный учет затрат в растениеводстве имеет первостепенное значение.

На кругооборот средств в растениеводстве существенный отпечаток накладывает сезонный характер производства, в частности разрыв между периодами производства затрат и выхода продукции. Производственные затраты в отрасли растениеводства совершаются в течение длительного времени, причем крайне неравномерно; возмещение средств – выход продукции происходит в момент, определяемый естественными условиями созревания растений. Эти особенности нельзя не учитывать при организации учета затрат в отрасли.

Поскольку производственный процесс в растениеводстве длится многие месяцы и параллельно производятся затраты под урожай двух смежных лет, постольку бухгалтерский учет должен четко разграничивать затраты по годам. Поэтому затраты сельскохозяйственных предприятий в растениеводстве в бухгалтерском учете делятся на затраты под урожай текущего года и затраты под урожай будущих лет.

Кроме того, затраты в растениеводстве осуществляются в отдельных производствах, на возделывании многих конкретных культур, что также должно четко фиксироваться в бухгалтерском учете. Поэтому аналитический учет производственных затрат организуется по видам производств и по культурам, к возделыванию которых относятся затраты.

Производство в растениеводстве не единовременный процесс. Он складывается из разнородных работ, выполняемых в осенний, зимний, весенний и летний период. Технологический процесс производства в растениеводстве включает следующие комплексы работ: подготовку почвы к посеву, посев (посадка), уход за посевами, уборку урожая. Каждый из этих комплексов состоит из большого количества конкретных работ. Например, подготовка почвы к посеву включает пахоту, боронование, прикатывание, культивацию и т.д. Следовательно, производимые затраты в бухгалтерском учете должны быть разграничены по видам выполняемых работ.

В производственном процессе отрасли растениеводства при выполнении конкретных работ расходуются нефтепродукты, семена, удобрения, изнашиваются машины и прочие основные средства, оплачивается труд производственных рабочих и т.д. Все эти конкретные расходы в учете накладываются отдельно, то есть постатейно (по статьям затрат согласно их номенклатуре при исчислении себестоимости).

Ввиду рассредоточения сельскохозяйственного производства выполняемые работы и затраты одновременно производятся в разных подразделениях хозяйства – в бригаде № 1, бригаде № 2 и т.д. Бухгалтерский учет должен обеспечить разграничение затрат в растениеводстве по конкретным подразделениям хозяйства.

Таким образом, в соответствии с особенностями производственного процесса в отрасли растениеводства в учете должно быть обеспечено разграничение затрат и получение соответствующих итоговых данных по смежным годам производства, по основным видам производства и культур, по основным видам выполняемых работ, по основ-ным статьям (видам) затрат, по конкретным подразделениям хозяйства.

Что касается первого признака, то раздельное получение данных о затратах по годам производства обеспечивается  за счет открытия отдельных аналитических счетов затрат под продукцию урожая текущего и будущего годов. Как правило, в начале каждого года, перешедшие с прошлого года, включают в затраты под продукцию текущего года; затраты под урожай будущего года обособляют.

Разграничение затрат по их видам, т.е. постатейный учет затрат, обеспечивается за счет соответствующего построения формы регистров. Учет затрат на производство ведут в регистрах многострочной или многографной формы, где по открываемому счету выделяют отдельные строки или графы для учета каждого вида затрат.

Разграничение затрат по подразделениям хозяйства обеспечивается также за счет соответствующего построения аналитического учета. Как правило, для этих целей используют лицевые счета подразделений или заменяющие их регистры (производственные отчеты).

Разграничение затрат по производствам, культурам и видам выполняемых работ может быть обеспечено с помощью применения различных методов учета затрат. Известно несколько методов организации учета затрат в растениеводстве. Независимо от различий в методах учета выполненных работ единым принципом учета затрат в растениеводстве длительное время являлось открытие аналитических счетов по видам возделываемых культур и их группам. Иногда счета открываются в целом по подразделениям.

Основные нормативные документы по учету затрат и исчисления себестоимости:

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

2.Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемые в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661.

3. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве (утверждено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 6 июня 2003 г.  № 792).

2.2 Первичная учетная документация.

Все записи в бухгалтерском учете о затратах и выходе продукции на производство зерна основываются на данных соответствующих первичных  документов. Эти документы можно группировать по четырем признакам:

·  по учету затрат труда,

· предметов труда,

· средств труда,

· выхода продукции,

В документах по учету затрат труда отражают произведенные в отрасли растениеводства трудовые затраты на выполнение конкретных работ по возделываемым культурам и начисленная при этом оплата. На механизированных работах применяют учетные листы тракториста- машиниста( форма №133-АПК), на немеханизированных работах учетные листы труда и выполненных работ (формы №65), табель учета рабочего времени (форма№140-АПК).

Расход  семян на посев и посадочного материала оформляют актом расхода семян и посадочного материала (форма№183-АПК); расход удобрений, ядохимикатов и гербицидов – актами об использовании минеральных и органических удобрений, ядохимикатов и гербицидов (форма №262-АПК);  мелкого  инвентаря, – актами на списание производственного и хозяйственного инвентаря,  (форма№263-АПК). В конце месяца данные первичных документов заносятся в отчет о движении материальных ценностей (форма№265-АПК).

Документы по учету затрат средств труда фиксируют произведенные в отрасли растениеводства затраты по использованным средствам труда, которые выражаются в начисленной амортизации. Заполняют ведомость начисления амортизационных отчислений за месяц (форма№48-АПК) и ведомость распределения амортизации по основным средствам отрасли растениеводства (форма№110-АПК). Также заполняют расчет амортизационных отчислений по основным средствам по состоянию на начало года; расчет амортизационных отчислений по поступившим и выбывшим основным средствам; ведомости дефектов на ремонт машин, ведомости распределения текущего ремонта.

Документы по учету выхода продукции. По зерновым культурам – реестр отправки зерна и другой продукции с поля (форма№161-АПК),путевка на вывоз продукции с поля (форма№164-АПК), талоны шофера и талоны комбайнера (форма№165 а, б, в-АПК), реестр приема зерна и другой продукции (форма №162-АПК), реестр приема зерна весовщиком (форма№166-АПК), ведомость движения зерна и другой продукции (форма№167-АПК).

Данные документов по учету затрат труда систематизируют по каждому работнику для начисления и выплаты заработной платы и по категориям работников для контроля за использованием фонда заработной платы. Данные документов по учету  предметов труда систематизируют по направлениям поступления и расхода материальных ценностей, но не используют – по материально ответственным лицам. Данные документов по затратам средств труда систематизируют по группам и видам однородных основных средств. Данные документов по выходу продукции систематизируют по видам продукции, материально ответственным лицам, направлениям поступления и расходования продукции. В отрасли растениеводства данные всех документов систематизируют по объектам учета затрат – видам работ и культурам. Для этого применяют журналы учета работ и затрат, которые ведутся в бригадах, используются также накопительные ведомости. Виды работ под ту или иную культуру записывают в соответствии с технологическими картами.

2.3 Аналитический  и синтетический учет затрат и выхода продукции растениеводства, исчисление себестоимости зерна.

Учет затрат  и выхода продукции растениеводства ведется на счете 20, субсчет 1. По дебету этого счета учитываются затраты, а по кредиту – выход продукции ( в течении года – в плановой оценке с доведением ее в конец года до фактической).

В течении года записи по дебету и кредиту производятся нарастающими суммами, в текущем балансе данные субсчета показывают развернуто. Только в конце года определяют свернутое сальдо, которое отражают в заключительном балансе сумму незавершенного производства.

Объектами учета затрат в отрасли растениеводства являются:

1.     сельскохозяйственные культуры (или группа культур);

2.     сельскохозяйственные работы;

3.     сельскохозяйственные затраты подлежащие распределению;

4.     прочие объекты.

Во вторую группу выделяются сельскохозяйственные работы, затраты по которым не могут быть отнесены на объекты учета по культурам (группам культур) под урожай текущего года.  Это относится к затратам под урожай будущих лет, то есть незавершенному производству растениеводства. В частности, сюда выделяют посев озимых, подъем зяби, вывозка удобрений на поля, снегозадержание по каждой культуре.

Затраты на конец года, учтенные на этих аналитических счетах остаются в незавершенном производстве и переходят на следующий год.

Отдельные виды затрат нельзя сразу отнести на объекты учета первой или второй группы, так как они относятся к нескольким объектам. Их  называют распределенные затраты. В течении года их учитывают на отдельных аналитических счетах, а в конце года распределяют. К ним относят амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в растениеводстве, подлежащие распределению; текущий ремонт основных средств, используемым в растениеводстве.

К четвертой группе относят затраты, связанные с послеуборочной доработкой продукции (очистки и сушки).

Учет затрат в отрасли растениеводства ведется по следующей номенклатуре статей:

1)     Оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

2)    Семена и посадочный материал;

3)    Удобрения  минеральные и органические;

4)    Средства защиты растений;

5)    Содержание основных средств, в том числе:

а) нефтепродукты,

б) амортизация,

в) ремонт основных средств,

6)    Работы и услуги,

7)    Организация производства и управления,

8)    Прочие затраты.

По первой статье учитывают все виды денежных и натуральных выдач, носящих характер заработной платы (оплаты труда), работникам различных категорий, чей труд затрачен непосредственно на возделывание зерновых культур.

В затраты производства по данной статье  включают заработную плату, начисленную по сдельным расценкам за выполненные работы, надбавки трактористам- машинистам за классность. Также учитывают по данной статье продукцию, выдаваемую акционерам в счет оплаты труда.

Затраты труда по этой статье отражают в кооперативе в денежном измерении - суммы начисленной заработной платы и в трудовом количестве затраченных часов.

На статью «Семена и посадочный материал» относят израсходованные под зерновые культуры семена и посадочный материал. Затраты семян отражают в двух измерителях в натуральном – количество (кг) и в денежном.

Стоимость израсходованных семян отражают в данной статье в балансовой оценке; покупных  - по ценам приобретения плюс расходы за доставку, собственного производства, перешедших с прошлого года – по фактической себестоимости, текущего года - по плановой себестоимости с корректировкой в конце года до фактической. В себестоимость семян включают расходы на их доведение до посевных кондиций (сушка, очистка, сортировка и т.д.).

В статье «Удобрения» включают учет внесенных под зерновые культуры все виды удобрений (минеральные, органические). Органические  удобрения учитываются и в натуральных измерителях (в тоннах),  и в денежных, по оценке на основании фактической себестоимости производства.

По статье «Средства защиты растений» отражают затраты на борьбу с сорняками, вредителями и болезнями зерновых культур, различных средств химической защиты растений. Затраты препаратов отражают по количеству и по стоимости приобретения.

По статье «Содержание основных средств» отражают затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию, амортизацию и ремонт (либо отчисления на ремонт) основных средств. Относят на эту статью расходы на оплату труда персоналу, обслуживающему основные средства (кроме трактористов на сельскохозяйственных работах). Также учитывают расход нефтепродуктов на работу машинно-тракторного парка, комбайнов (по количеству и стоимости).

На данную статью относят затраты на ремонт основных средств, использованных на производство по зерновым культурам.

По статье «Работы и услуги» ведут учет выполненных в растениеводстве работ и услуг вспомогательными производствами своего предприятия, а также сторонними организациями.

В статье «Организация производства и управления» учитывают суммы отраслевых и общебригадных расходов растениеводства, которые относятся сюда путем распределения  со счета 25 «Общепроизводственные расходы» пропорционально установленной  базе. Сюда же перечисляют путем распределения суммы общехозяйственных расходов со счета 26 «Общехозяйственные расходы».

 В статье «Прочие затраты» учитывают те затраты, которые не вошли в предыдущие статьи (износ спецодежды и спецобуви, страховые платежи по страхованию посевов и т.п.).

По кредиту счета 20 субсчет 1 отражается выход продукции.

 Итоги затрат по культурам за месяц заносят в производственный отчет по растениеводству. Записи в первом разделе  делают на основании журналов учета работ и затрат. По затратам, которые не отражаются в журналах учета работ и затрат, записи осуществляют на основании первичных документов. Так, суммы начисленной амортизации по основным средствам отражают на основании расчета амортизации. Материальные затраты отражают на основании отчетов материально ответственных лиц.

Во втором разделе производственного отчета отражают выход продукции, который показывают по бригадам общее количество и стоимость полученной продукции за месяц и нарастающим итогом с начала года.

В третьем разделе производственного отчета обороты по кредиту счета 20/1 систематизируют по корреспондирующим счетам, которые затем заносятся в  журнал – ордер №10/2. Кредитовые обороты по счету 20/1 « Растениеводство» переносятся в журнал- ордер 10АПК.

В растениеводстве текущий учет затрат завершается в конце года исчислением фактической себестоимости продукции. Продукция растениеводства подразделяется на основную, сопряженную и побочную продукцию. К основной относится продукция, для получения  которой организовано производство (зерно, картофель, овощи и т.п.).

К побочной относится такая продукция, которая получается в силу биологических особенностей  и производственных условий одновременно с основной продукцией, но имеет второстепенное значение (солома, полова и мякина).

Два и более основных продукта, являющихся результатом одного и того же процесса, называют сопряженными.

Исчисление себестоимости – важный и ответственный этап в учетной работе. Поэтому ей предшествует подготовительная работа: проверяют разграничение затрат по годам и правильность отнесения на аналитические счета затрат прошлых лет; проверяют правильность списания затрат по погибшим посевам; уточняют все количественные показатели, отраженные по счету 20, субсчету 1 «Растениеводство».

Объектами калькуляции себестоимости в растениеводстве является основная (сопряженная) продукция, а также побочная продукция, используемая в хозяйстве.

Объектами исчисления себестоимости продукции зерновых культур является основная продукция- зерно и побочная –солома.

Отнесение затрат на солому производится исходя из норматива затрат в хозяйстве на уборку,  прессование, транспортировку, скирдование и другие работы по заготовке соломы. Используемые зерноотходы с примесью зерна при расчете переводят в полноценное зерно, исходя  из данных лабораторного анализа по определению процента содержания зерна в отходах.[6]

Согласно Методическим рекомендациям себестоимость должна рассчитываться по следующей схеме: исходя из расходов, приходящихся на работы по уборке, прессованию, транспортировке, скирдованию и другим работам по заготовки соломы, затраты относят на побочную продукцию. Затем общую сумму затрат (за вычетом стоимости побочной продукции) распределяют на  зерно и зерноотходы пропорционально удельному весу содержания в продукции полноценного зерна и зерноотходов. Себестоимость 1ц продукции определяется делением затрат  на соответствующую физическую массу  зерна и зерноотходов после её очистки и сушки

2.4 Финансовая отчетность по учету затрат в растениеводстве.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета, и является завершающим этапом  учетной работы.

Данные отчетности используются  внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Наиболее полной бухгалтерской отчетностью является годовая. Годовой отчет сельскохозяйственного предприятия состоит из большого числа конкретных форм отчетности. Основная таблица годового отчета является форма № 1 «Бухгалтерский баланс», составляемый на 1 января следующего года. В нем отражается состояние средств предприятия и источников их образования. В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» отражаются полученные за год финансовые результаты. В ней прежде всего показывают результат от реализации продукции (прибыль, убыток). В других статьях отражают прочие доходы и расходы и выводят чистый результат.

В отчетность по учету затрат растениеводства входят следующие формы годового отчета:

-         форма № 6-АПК «Основные показатели»,

-         форма № 9-АПК «Производство и себестоимость продукции растениеводства».                                      

       В форме № 6-АПК «Основные показатели» отражается стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах, валовый доход, среднегодовая стоимость всех основных средств, наличие энергетических мощностей в хозяйстве.

       В форме № 9-АПК «Производство и себестоимость продукции растениеводства» дают основные показатели о производстве, затратах и себестоимости продукции в отрасли растениеводства. Эта форма состоит из нескольких частей. Основу ее составляет таблица исчисления себестоимости продукции растениеводства. В ней по культурам и группам культур указывают фактически посеянную площадь, затраты всего и с выделением в том числе: оплаты труда с отчислениями, затраты на семена, удобрения, содержание основных средств. Также в таблице указывается сбор основной продукции, себестоимость единицы и всей продукции; в отдельной графе отражают прямые затраты труда на основную продукцию в человеко-часах.

2.5 Совершенствование учета затрат и выхода продукции растениеводства.

Совершенствование учета затрат и выхода продукции растениеводства можно добиться единственным способом – автоматизацией работы бухгалтерской службы.

Под автоматизацией рабочего места понимается специализированная диалоговая человеко-машинная система программно – аппаратных средств, используемых бухгалтером  на всех этапах технологии автоматизированного решения учётно-экономических задач.

Оптимальное функционирование АРМ предусматривает соблюдение следующих требований:

· Оперативной обработки данных в режиме реального времени;

· Автоматизированного получения форм первичных документов;

· Решение в структуре АРМ задач оптимального развития отрасли хозяйства;

· Создание на базе АРМ внутрихозяйственной и межхозяйственной многоуровневой информационно- вычислительной сиcтемы;

· Прямого доступа пользователя к системе;

· Возможности альтернативных решений по алгоритму «что будет, если….».

АРМ бухгалтера должно осуществлять функцию автоматизированного учета и контроля  в пределах подсистемы бухгалтерского учета, а соответственно взаимодействовать с АРМ экономиста, АРМ агронома, АРМ зооинженера и другими АРМ.[7]

При автоматизации учета затрат на производство на базе ПЭВМ по всем счетам затрат обычно организуется одно АРМ бухгалтера. Особенностью организации учета затрат на производство является то, что данный участок учета широко использует информацию от других АРМов (по учету материальных ценностей, денежных средств, расчетных операций и др.), так как расход соответствующих средств отражается на дебете счетов затрат на производство. А поступление продукции – по кредиту. Кроме того, АРМ бухгалтера по учету производства должно быть тесно взаимосвязано с АРМами в подразделениях, поскольку сводный учет затрат на производство целиком базируется на данных учета затрат в подразделениях.

В информационную систему АРМа по учету производства входят следующие информационные массивы:

1.     Массив бухгалтерских записей по счетам учета затрат на производство,

2.     Массив оборотов в разрезе корреспондирующих счетов с начала года,

3.     Массив нормативно – справочных данных по счетам учета затрат на производство,

4.     Вспомогательные массивы заготовок форм первичных документов (документограмм),

5.     Справочные массивы классификаторов технико- экономической информации,

6.     Другие массивы.

Справочные массивы классификаторов включают в следующие данные, которые согласно ключевым реквизитам (кодам второго уровня) автоматически извлекаются и используются при обработке информации: коды структурных подразделений, корреспондирующих счетов, статей затрат, элементов затрат, отклонений от норм (при нормативном методе учета) и др. При получении данных от подразделений бухгалтер считает (воспроизводит) на дисплей необходимую формулу и с клавиатуры вводит в нее полученную оперативную информацию (документ, ведомость, реестр и т.д.) и ключевые реквизиты (коды второго уровня), по которым система автоматически извлекает из соответствующего массива и заполняет нужную в данном случае нормативно – справочную информацию, а также производит нужные вычисления. Все это при необходимости воспроизводится на дисплей. Одновременно полученная запись получает в массив выходных форм в принятой в них систематизации данных. Выходная информация при необходимости может воспроизводится на дисплее (любыми извлечениями) и распечатываться в виде машинограмм системного бухгалтерского учета.[4]

3. Технология компьютерного учета. Сущность задачи. Порядок работы.

В СПК «Луч» в течение года произошли следующие хозяйственные операции: (отделение1, МОЛ Горцев М.И.)

п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма (руб.)

1

Начислена заработная плата:

-работникам, занятым на выращивании

озимой пшеницы.

-общепроизводственному персоналу растениеводства.

-общехозяйственному персоналу растениеводства

12000

4000

6000

ИТОГО

22000

2

Израсходованы семена на посев

- озимой пшеницы

1600000

3

Израсходованы удобрения:

- на выращивании озимой пшеницы

4800000

4

Израсходованы нефтепродукты:

- на выращивание озимой пшеницы

105000

5

Начислена амортизация по основным средствам:

- на выращивании озимой пшеницы

- ОПР растениеводства

-ОХР растениеводства

900

1300

2650

ИТОГО

4850

6

Произведены отчисления в резерв предстоящих расходов

И отнесены на увеличение затрат:

- на выращивание озимой пшеницы

1000

7

Причитается за электроэнергию электросетям:

- на ОПР растениеводства

- на ОХР растениеводства

2500

7000

ИТОГО

9500

8

Оприходована готовая продукция по плановой себестоимости:

- озимая пшеница (14000 по 400 рублей за 1ц)

5600000

Вызвать программу из меню кнопки «Пуск»:

Пуск-Программы-1С:Предприятие.

Работу начинаем с заполнения справочников. Заходим в меню справочники-подразделения. И вводим подразделения. Ввод нового подразделения начинается с нажатия верхней левой кнопки- новая строка.

Для эффективного управления производством важно иметь сведения о структуре себестоимости, то есть из каких элементов она складывается, какая часть приходится на материалы, какая на оплату труда, на обслуживание машин и оборудования. Для этой цели предусмотрена организация аналитического учета по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается предприятием самостоятельно в зависимости от характера и структуры производства. Установленный на предприятии перечень вводится в справочник «Статьи затрат». Аналогично в данном задании будут заполнятся справочники «Статьи общепроизводственных затрат» и «Статьи общехозяйственных затрат».

 

Заполнение справочника «Виды продукции» осуществляется через меню «Справочники-Виды продукции (работ, услуг)». При вводе значения реквизита «Код» можно воспользоваться общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции услуг, либо назначить коды видам деятельности самостоятельно, исходя из принятой на предприятии системы кодирования информации.

В реквизите «Наименование» указывается наименование вида продукции.

В реквизите «Тип номенклатуры» указывается значение-продукция.

Заполняем справочник сотрудники. Заполнение которых осуществляется через меню «Справочники-сотрудники». В графе «Табельный номер» вводится присвоенный рабочему табельный номер. В реквизите «ФИО» вводится фамилия, имя, отчество. И аналогично заполняются следующие графы.

         Справочник «Места хранения МПЗ» предназначен для ведения списка мест хранения МПЗ. Он организован в виде простого списка. Каждый элемент описывается двумя реквизитами «Код» и «Наименование», а также вводится реквизит-«МОЛ». Он предусмотрен для ввода и хранения информации о материально-ответственных лицах по каждому из подразделений. Данная графа заполняется путем выбора ответственного сотрудника из справочника «Сотрудники».

Справочник «Номенклатура» предназначен для хранения списка товаров и продукции. Доступ к справочнику может быть осуществлен через меню «Справочники - Номенклатура».

Реквизит «Тип» предназначен для определения, к какому типу ТМЦ относится данный элемент. В данном случае вводится значение продукция.

В реквизите «Наименование» вручную указывается наименование номенклатурной единицы, т.е озимая пшеница.

Реквизит «Вид» заполняется путем выбора соответствующего значения из справочника «Виды продукции (работ, услуг)».

Реквизит «единица измерения» используется при печати первичных документов.

Следующий реквизит может фигурировать под двумя наименованиями:

- если в качестве вида номенклатуры выбрано значение «Товар», то реквизит будет иметь наименование «учетная (покупная) цена», соответственно, в данном поле указывается, покупная цена, которая используется при выписке документов по оприходованию купленных товаров.

-если в качестве вида номенклатуры выбрано значение «Продукция», тогда в этом поле вводится плановая себестоимость, которая используется при учете передачи готовой продукции на склад.

Реквизиты «Отпускная цена» и «Валюта отпускной цены» используются для оформления документов при продаже продукции.

Реквизиты «Ставка НДС» и «Ставка НП» также используются при выписке первичных документов.

По данным задачи справочник «Номенклатура» будет выглядеть следующим образом:

         В справочник «Материалы» вводятся сведения о приобретаемым товарам непосредственно в процессе ввода хозяйственных операций и документов. Данный справочник имеет следующий вид:

        

        

        

         В справочник «Основные средства» можно зайти по следующему алгоритму: меню «Справочники - Внеоборотные активы – Основные средства».

         Инвентарный номер присваивается в бухгалтерии или автоматически получает значение, равное единице.

         В графу «Наименование» вводится полное наименование объекта.

         В графу «Вид (группа) ОС» вводится одно из возможных значений принадлежности ОС к типовой группе.

         В поле «Место эксплуатации» путем выбора из справочника «Подразделения» указывается подразделение, в котором используется объект ОС.

         В реквизите «Дата ввода в эксплуатацию» указывается дата зачисления основного средства на баланс организации по акту приемки-передачи основных средств.

         Закладка «бухгалтерский учет» заполняется для основных средств, стоимость которых погашается через амортизационные отчисления. Настройка реквизитов на этой закладке определяет порядок начисления амортизации для целей бухгалтерского учета. Внешний вид закладки зависит от положения флажка «Начислять амортизацию» на закладке «Общие сведения».

         Закладка «Налоговый учет». Настройка реквизитов на этой закладке определяет порядок начисления амортизации для целей налогового учета. Внешний вид закладки зависит от положения флажка «Начислять амортизацию» на закладке «Общие сведения».

        

        

         Поступление материалов оформляется через меню «Документы – Учет материалов – Поступление материалов» и оформляется приходным ордером.

          

         В окне вид поступления вводится поступление от поставщика. В окно склад выбираем из справочника «Места хранения» выбираем склад на который поступают данные материалы.

         В окне «Поставщик» выбираем из справочника «Контрагенты» того поставщика от которого поступили материалы.

         В графе материалы выбираем наименование тех материалов которые к нам поступили, вводим количество поступления и цену по которой приобрели эти товары.

         Графы сумма, НДС, всего заполняются автоматически. На рисунке представлено поступление нефтепродуктов. Поступление семян и удобрений производится аналогично. Эти поступления автоматически будут записаны в Журнале операций. Поступление материалов оформляется проводкой

         Дт 10.1  Кт 60.1- поступили материалы от поставщика.

Операцию начисления заработной платы проводим через Журнал операций.

         -работникам занятым на выращивании озимой пшеницы  Дт 20  Кт 70;

         -общепроизводственному персоналу Дт 25  Кт 70;

         -общехозяйственному персоналу Дт 26  Кт 70.

         Расход семян, удобрений и нефтепродуктов осуществляется через меню «Документы – Учет материалов- Перемещение материалов» и заполняется Требование-накладная. Где указывается вид перемещения, т.е. передача в производство, склад с которого отпускаются материалы – склад нефтепродуктов, счет отнесения затрат - 20, вид номенклатуры – озимая пшеница, затраты на производство – материальные затраты, подразделения – отделение1. также заполняются графы «материалы» т.е. какие материалы отпущены - нефтепродукты, «вид мпз», сколько затребовано и сколько отпущено. Аналогично отпускаются в производство семена и удобрения. Отпуск материалов оформляется проводкой Дт 20  Кт 10.1

        

        

Документ «Начисление амортизации» рассчитывает суммы износа основных средств и нематериальных активов за месяц и отражает их на счетах производственных затрат.

Операцию «Начислена амортизация по основным средствам»:

-на выращивание озимой пшеницы  Дт 20  Кт 02.1;

-общепроизводственные расходы растениеводства Дт 25 Кт 02.1;

-общехозяйственные расходы растениеводства Дт 26 Кт 02.1.

         Операция «Отчисления в резерв предстоящих расходов и отнесение их на увеличение затрат»:

-на выращивание озимой пшеницы Дт 20  Кт 96.

Оформляется эта проводка через меню «Операции – Журнал операций».

         Операция «Причитается за электроэнергию»:

-на общепроизводственные расходы растениеводства Дт 25  Кт 76;

-на общехозяйственные расходы растениеводства Дт 26  Кт76.

Также вводится эта операция через меню «Операции – Журнал операций».

         Для оформления операций, связанных с выпуском готовой продукции предусмотрен документ «Передача готовой продукции на склад». Это проводится через меню «Документы – Учет материалов – Передача готовой продукции на склад».

        

         При проведении документа автоматически формируются бухгалтерские проводки по дебету счета 43 и кредиту счета 40, отражающие факт выпуска готовой продукции в плановых ценах. Аналитический учет на счете 40 ведется по видам продукции, а на счете 43 – по номенклатуре и местам хранения.

         Документ «Закрытие месяца» является многофункциональным документом, обеспечивающим автоматическое формирование проводок, переносящих остатки по счетам и определение прибыли (убытка). Это проводится через меню «Документы – Регламентные – Закрытие месяца». При закрытии месяца закрываются все необходимые счета. И уже через меню «Отчет – Отчет по проводкам» можно рассмотреть закрытие счетов, списание счетов, корректировку выпуска продукции, корректировку себестоимости продукции и определить финансовый результат. Также эти операции можно просмотреть и в Журнале операций.

          По данной задаче сформируем следующие документы:

·        Журнал проводок за март 2006 года; (Приложение 1)

·        Журнал операций за март 2006 года; (Приложение 2)

·        Оборотно-сальдовую ведомость за март 2006 года (Приложение 3).

Заключение.

После написания курсовой работы можно сделать следующие выводы.

В курсовой работе были рассмотрены следующие моменты:

·        Ознакомление  с информационными технологиями, позволяющими автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях;

·        Ознакомление и определение объема работы при «ручном» способе ведения бухгалтерского учета;

·        Решение хозяйственных операций как при «ручной» форме учета так и при автоматизированной форме учета.

После проведения данного объема работы можно сказать, что бухгалтерская работа и сами непосредственно бухгалтера отдают свое предпочтение автоматизированной форме ведения бухгалтерского учета. Автоматизация бухгалтерского учета позволяет сократить время, объем обрабатываемой информации, позволяет сократить количество описок и прочих бухгалтерских ошибок.

Но сама автоматизированная форма бухгалтерского учета требует от бухгалтера определенных навыков и способностей обращения с компьютерной программой. Бухгалтер должен знать все тонкости при работе с данной программой. При этом он должен быть при установлении бухгалтерских итогов и точки актуальности расчетов, правильно устанавливать дату проводимого документа, следить за тем, что документ был вовремя проведен и записан.

 

Список использованной литературы

1  Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утв. Приказом министерства сельского хозяйства РФ от 6 июня 2003г №792);

2 Климова Н.В. Себестоимость зерна и перспективы ее снижения// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий-2004-№2;

3  Кучерин А,П, Оформление издержек и исчисление себестоимости продукции зерновых культур// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий-2005-№8;

4   Николаев В.П. о внедрение автоматизированной системы бухгалтерского учета// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий-2005-№-5;

5   Новиченко П.П. Система нормативного учета и контроля издержек производства// Бухгалтерский учет-2004-№-10;

6   Пизенгольц М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2, М.: Финансы и статистика, 2002г;

7    Подольский В.И., Дик В.В., Уринцов А.И. Информационные системы бухгалтерского учета.-М.:ЮНИТИ,1998;

8  Чистов Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 7.7 (Новый план счетов). Практическое пособие-СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2002