Святая равноапостольная княгиня Ольга
Общеобразовательная средняя школа № 2
Реферат
По истории России
На тему: «Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга»
Выполнила:
Ученица 9 «Б» класса
Гончарова О. О.
Проверил:
Преподаватель истории
Дьяков А.Л.
Ст. Старощербиновская
2007 г
План
1. Вступление……………………………………………………………….3
2. Легенды о происхождении………………………………………4
3.Месть…….…………………………………………………………………..9
4.Правление…………………………………………………………………12
5.Крещение………………………………………………………………….14
6. Места и памятники………………………………………………….18
7. Заключение………………………………………………………………22
8. Список использованной литературы………………………24
Вступление.
Речь пойдет о времени, скрытом веками, и давно уже канувшем в небытие, но оставившее неизгладимый след в истории государства Российского. О первой русской христианке, а после Святой, княгине Ольге.
В своём реферате я решила написать именно о ней, о правительнице, которая превратила языческую Русь в развитую христианскую страну, ничем не уступающую передовым европейским государствам того времени.
Личность этой женщины заинтересовала и поразила меня. Мне захотелось написать о ней т.к. меня зовут также как и её, Ольга. Она моя покровительница и святая. Также она великая женщина много сделавшая для Руси, она праматерь нашего православия, мудрая правительница, верная жена, любящая мать.
Личность каждого человека выражается в его деяниях, поступках. В той памяти, что они оставляют людям, их деяния, и их след в отечественной истории. В житиях и проповедях, канонизирующих Святую Ольгу, все события описаны с большим пафосом. Многое преувеличено. Речь ведется только о личности, о характере, о душе княгини. Но из всего этого напыщенного повествования можно извлечь много фактов, касающихся моей темы.
За время подготовки этой работы я очень многое узнала о княгине Ольге. Мне кажется, что я не зря потратила своё время. По-моему мнению каждый человек должен знать о происхождении своего имени и в честь кого его назвали.
«Она предрекла христианству в земле нашей,
как зарница перед солнцем, как утренняя заря
перед светом полуденным. Как луна в ночи, так
светила она между людьми неверными. Она и
по смерти молит Бога за Русь»
Преподобный Нестор Летописец.
О характере и личности этой княгини существует так же много мнений, как и ее происхождении. Одни её считают хитрой и очень мстительной, жестокой. Это мнение историков. Другие - святой, справедливой, благочестивой и чистой сердцем княгиней. Это преимущественно писания о Святой Ольге, проповеди. Причисленную к лику святых княгиню наделяют свойствами маловероятными в то время вообще. Ей прощают жестокие казни и расправы над древлянами, считают ее месть праведной. Но никто не оспаривает её острый ум и редкую красоту, позволивших ей попасть в семью правящих князей. А вскоре и самой стать мудрой правительницей.
Её происхождение окутано тайной, одни историки говорят, что она была из рода князей Изборских, потомков Гостомысла (первого русского государственника, правившего на Руси ещё в дорюриковы времена, а также призвавшего некогда варяга Рюрика править Русью). Другие источники утверждают, что она была из варяжского народа, и удочерена Олегом. Но все же чаще всего придерживаются мнения о её славянском происхождении. Вот так описывается молодая Ольга в одной из церковных проповедей: «Будущей великой княгине поначалу дали имя Прекрасна. Она действительно поражала всех и внешней, и душевной красотой. С юности Прекрасна была чужда суеты и суетности. Но, любя уединение среди полей и дубрав, хранила в сердце торжественный строй высоких и непраздных мыслей. Еще не зная истинного Бога, она в силу своей чистоты и невинности тянулась к нему всем существом. На ней сбылись слова священного писания: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Ей был уготован поистине божественный путь…» - проповедь Владимира, архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского.
А после, когда выходила замуж за Игоря получила имя Ольги (). - Имя скандинавское. Ведь у варягов Рюриковичей было принято женить своих сыновей на девицах со скандинавскими именами. Также существует мнение о том, что Олег во время своего похода, остановившись на ночлег, увидел Ольгу и влюбился в неё, но по каким-то неизвестным причинам не женился на ней, а лишь дал ей своё имя. Об этом следует стихотворение:
«Я одно лишь помню только –
Всё опять сбылось точь-в-точь:
Ты же – Ольга,
Ты же - Ольга,
Перевозчикова дочь…
Я опять угрюм и грозен,
Старый, вещий князь Олег,
Я стою на перевозе,
Тороплюсь сыскать ночлег.
Пред моим усталым гневом
Сникло всё, как пред грозой.
И лишь голос юной девы
Кружит песней над водой.
Как бы кто красу не сглазил!
Всё в неё диво, в склад и в лад;
Речь ведёт с великим князем
Гордо, ласково, впопад.
Я в свой стольный град уеду,
Буду мёд и пиво пить,
Долго – долго ту беседу
Буду в памяти хранить.
И всё будет, как когда-то…
Лишь в одном я отступлю:
К милой Ольге шумных сватов,
Я, конечно, не пошлю…»
Примечание: Стихотворение Игоря Кобзева «Ольга», «Сборник советских стихотворений 60-70 годов».
В летописи упоминается, что в 903 году (по преданию летописи, тогда Ольге было 10 лет) её «привели» в качестве невесты княжичу Игорю его воспитатель и пестун князь Олег. Тогда Игорь уже возмужал, пришло ему время жениться, и Олег выбрал для своего подопечного жену.
Могло такое быть или не могло? Оказывается, что при заключении династических браков всё определяли родители, и затем малолетняя невеста подрастала уже при дворе своего будущего мужа. Так было на Руси, так было и в Византии. Поэтому, как мы видим, что в 10 лет ( в Х веке) возможно заключить брак. Понятно, что не в 10 лет великая княгиня киевская Ольга основала город Псков. Археологическими раскопками установлено, что поселение на стрелке кремлёвского мыса при слиянии Псковы и Великой существовало и раньше, начиная с 60-х годов IX века и принадлежало местному племю кривичей, являясь небольшим. Едва ли этот маленький городок был известен тогда в стольном Киеве. А вот Изборск, который был тогда значительным центром, знали наверняка. Так что Иоакимовская летопись о том же событии сообщает: «Егда Ингорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска». Давно обратили внимание на то, что едва ли летописное «от» можно понимать как «из», то есть, «от Плескова» как «из Пскова». Скорее, как «из окрестностей Пскова», или, согласно Иоакимовской летописи, «из окрестностей Изборска» - в зависимости от того, откуда откладывать расстояние. Существуют разные мнения по поводу «Плескова» - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении - Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу — Мудрой.
Как известно, ранние русские летописи составлялись с начала XII века, когда город Псков был уже хорошо известен, и привязка исторической родины княгини Ольги шла к Пскову.
Интересно, что само имя Ольга представляет женскую форму имени Олег. Связаны эти два исторических персонажа и в другом смысловом контексте: ведь Олег в русских летописях называется вещим, а Ольга – мудрой. Она как бы продолжила духовную традицию своего великого предшественника и «передала» свою мудрость внуку Владимиру. Эта внутренняя связь была для русских книжников очень важна, может быть, именно поэтому имена Ольги и Олега в летописных сказаниях связаны друг с другом. Уже позже в исторических памятниках появится и псковское село Выбутино, исстари принадлежавшее Ольге, там потом якобы появился на свет и Владимир. Вот почему некоторые историки прошлого даже предполагали, что Ольга являлась родственницей вещему Олегу, и семья его, таким образом, породнилась с княжеской династией Рюриковичей. Но всё это лишь предположения.
А если сложить воедино все факты, то получится, что Олег не женившись на Ольге, не хотел расставаться с ней и поэтому выдал её замуж за Игоря.
А много позже, в ХV – XVI веках, возникли разные легенды о происхождении Ольги, так или иначе пытавшиеся объяснить, почему же именно её взял в жёны князь Игорь. Одна из таких легенд считала, что происходила Ольга якобы из рода болгарских царей и родилась в древней болгарской столице городе Плиске (так преобразилось в сознании создателя легенды название русского Пскова - Плескова). Теперь всё становилось на свои места. Ольга – не просто неизвестная девушка, а ровня русскому князю. Болгария в те времена уже была христианской страной, там развивалась и славянская письменность, распространяемая учениками солунских братьев – Кирилла и Мефодия. Потому и была Ольга милостива к христианству, потому и хотела крестить всю Русь. А если она и вправду была болгарской княжной, тогда понятной становится и внешняя политика её сына Святослава, воевавшего с Византией и Болгарией, буквально «рвавшегося» из Руси на юг. Ведь Святослав оказывался потомком болгарских царей 55 ! Но эта красивая легенда вряд ли соответствует истине. Ведь возникла она спустя много веков после жизни княгини, когда на Руси широко распространялось влияние культуры балканских, южнославянских народов, а сама Русь стала наследницей гибнувшей Византии.
Примечание: WWW. Mystic-Chel.Ru. Древняя Русь.
Когда Ольгу канонизировали, когда прославил её русский народ, появились и легенды о её жизни, а некоторые из них вошли в её жития. Одно из таких преданий, оказавшееся самым распространённым, рисует Ольгу простой крестьянской девушкой, родившейся в селе Выбутино (Выбуты) - находящееся в 12-15 км. От Пскова вверх по Великой (река). Село Выбуты нынче не существует, осталось только селище – археологический культурный слой на месте деревни Х века и последующего древнерусского времени. Здесь же находится каменный храм во имя пророка Ильи XV века. По местному преданию он был поставлен рядом с деревянной церковью, основанной на этом месте княгиней Ольгой. По тому же преданию, в этом храме как будто хранились сани, оставленные здесь княгиней. Как говорил Нестор: «И сани ея стоят в Плескове и до сего дня». Таким образом, Псков искусственно избрали, как родину Ольги. Предание повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты.
Ему очень хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он
увидел плывшего по реке в лодке юношу и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел что это не юноша, а молодая красивая девушка. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания. Но юная красавица изумила его своею скромностью, разумом и твердостью воли. «Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя». Такой твердый ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не посмел говорить с нею.
Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки, и взял ее в жены, с согласия и с помощью Олега. Эта девушка и была будущей княгиней киевской Ольгой. Другое местное псковское предание сообщает, что с Игорем было девять человек дружины, и что князь подарил ей на память кольцо. Местные жители показывали даже, где происходила эта знаменитая переправа – напротив ныне существующей деревни Горки или даже напротив выбутской церкви.
Эта сказочная легенда сделала Ольгу плотью от плоти, кровью от крови русского народа – и её простое происхождении подчёркивало её величие. Крестьянская девушка, ставшая русской княгиней, крестившаяся в Константинополе, принесла христианскую веру – православную – на нашу родину, и весь народ обратился к ней. Выходит, местной была эта девушка, принесшая исконные традиции в иноземную княжескую династию.
Такова «участь» героев древней истории всех народов. Скупые слова исторических памятников оставляют слишком много вопросов , и последующие поколения стремятся добавить что-нибудь новое, наполнив известные факты интересным содержанием и расцветив рассказ яркими подробностями. Говоря об Ольге, мы не раз ещё столкнёмся с разнообразными легендами и многочисленными загадками, которыми так изобилует начальная русская история.
После сообщения о женитьбе Игоря и Ольги летопись ничего не говорит о судьбе княгине не протяжении целых 40 лет. Да и о самом Игоре известно не слишком много. Его внешняя политика была столь же активной, но не столь удачной, как деятельность его предшественника Олега. Игорь ходил войной на Византию в 941 году, но потерпел сокрушительное поражение. Через три года он решил повторить поход. На этот раз собрав громадное войско, Игорь двинулся на империю через территорию соседней Болгарии и приближение столь внушительной силы не на шутку встревожило византийцев. Греки прислали посольство и поспешили заключить мир, не доводя дело до войны. Русско-византийский договор 944 года вошёл в текст «Повести временных лет» как менее выгодный для Руси, чем договор Вещего Олега. На обратном пути на Русь (945 г.) Игорь решил вновь собрать дань с древлян, и был ими убит за то, что попытался сделать это до ранее назначенного срока. Один из греческих летописцев, Лев Дьяков, уверяет, что древляне разорвали Игоря, привязав к двум деревьям, нагнутым до земли и потом отпущенным.
После смерти князя Игоря Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Также она унаследовала крайне трудное государственное положение дел: первый серьезный бунт, мог грозить полным развалом, еще не до конца сросшемуся из отдельных племен, государства. Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди недавно покорённого литовского населения. Успех мятежа мог явиться роковым соблазном и для других недавно покоренных племен.
Вскоре к ней явилось древлянское посольство. Двадцать «лучших мужей» приплыли в ладье в Киев и пришли к княгине с такими словами: «Послала нас Древлянская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Древлянскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала». С точки зрения современного человека, такое предложение выглядит, по меньшей мере, странным, однако в древних обществах такое вполне могло быть: победитель, убийца правителя, мог вместе с властью взять в жёны и вдову убитого. Таким образом, как бы обеспечивалась законная преемственность власти. Но Ольга не согласилась с этим предложением. Она задумала жестоко отомстить древлянам за смерть Игоря. Эта месть была очень жестокой, даже по тем временам. Именно в этот период проявились все ее дурные наклонности, вся изощренность ума ее была направлена во зло. «Ольга была еще язычница. А языческое мщение - это даже не ветхозаветное «око за око и зуб за зуб», это был древний гнев, безудержный, беспощадный, ненасытный.
Она своим хитрым умом расставила ловушки, в которые попались все древляне. Первому посольству она сказала, что хочет воздать ему честь и назавтра пригласит в княжеский терем. Но на приглашение княгини послы должны отвечать: «Ни едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье». Так и случилось, а перед этим княгиня приказала выкопать во дворе большую яму. Когда же послов принесли в ладье, Ольга приказала бросить их в яму и живых засыпать землей. При этом она спросила их: «Хороша ли вам честь?» - на что посланцы Мала отвечали: «Горше нам Игоревой смерти». После этого Ольга послала к древлянам сказать: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Древляне отправили второе посольство (странно, что, согласно летописи, даже не поинтересовались, что же случилось с первым).
Новым послам Ольга приказала вымыться в бане, прежде чем прийти к ней. Древлян заперли в бане и подожгли. Так погибло второе посольство древлян. Тогда княгиня послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте мёды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Тризной назывался большой поминальный пир. Если умирал знатный человек, то славяне делали над ним земляную насыпь, оттого и вышли курганы в степях. Древляне свезли к могиле Игоря много мёда (под мёдом в Древней Руси подразу-
Примечание: Пчелов Е.В. «Монархи России». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. с 53.
мевался терпкий, хмельной напиток), туда же пришла с небольшой дружиной Ольга. Собрались туда и древляне и спрашивают Ольгу: «А где же наши послы?» Она отвечает им: «Послы с дружиной приедут». Древляне напились, и Ольга приказала своим дружинникам перебить их. 5000 древлян погибли от мечей киевских воинов. На могильный холм Игоря она швырнула и голову князя Мала.
После этого Ольга вернулась в Киев и собрала войско. Вместе с ней отправился на войну и сын Святослав. Летопись рисует его маленьким мальчиком двенадцати лет. Но поскольку по традиции именно князь должен начать войну, бросив копьё. Святослав бросил своё копьё и оно упало к ногам его коня, а воеводы Свенельд и Асмуд, воспитавший князя Святослава, закричали: «Князь уже начал, потянем, дружина, за князем».
Киевское и древлянское войска схлестнулись в сражении. Древляне были разбиты и бежали в Искоростень. А Ольга, подойдя к городу начала его осаду. Взять древлянскую столицу с ходу не удалось. Осаждённые отчаянно сопротивлялись. Всё лето простояла Ольга под Искоростенем и,
наконец, придумала новую хитрость. Она предложила древлянам мир, с условием, что они выплатят ей дань. «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяж кой дани, как муж мой, поэтому и прошу у вас этой малости», - льстиво заявила она.
Получив требуемую дань, княгиня раздала своим воинам по птице и распорядилась привязать к лапкам голубей и воробьёв паклю и зажечь её. Вечером голуби и воробьи были пущены на волю и полетели в свои гнёзда, в город. Скоро весь Искоростень запылал в огне страшного пожара. Обезумевшие люди бросились за крепостные стены, но тут их настигали дружинники Ольги и безжалостно убивали. От города остались дымящиеся руины, население было частично убито, а частью пленено. Оставшиеся должны были платить непомерную дань. Так рассказывает «повесть временных лет» о расправе Ольги над древлянами.
Столь жесткое поведение княгини Ольги показывает нам методы разрешения конфликтов, характерные для русов, — они придерживались правила «кровной мести», причем киевская княгиня четырежды мстит древлянам за смерть своего мужа, мстит быстро и жестоко, в корне подавляя любое возможное сопротивление. Даже эти разные способы разрешения конфликтов у славян и «рода русского» свидетельствуют, что у русов и славян
Примечание: Пчелов Е.В. «Монархи России», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2004. с. 54
сохранялись различные традиции, имеющие истоком разное этническое происхождение и разные формы организации общества. Но, совершая кровавое дело языческой «справедливости», Ольга утратила бесценную вещь - душу сына Святослава. Она взяла маленького князя с собой на войну. Тогда Святослав на всю последующую жизнь опьянился кровавым вином войны. После он стал великим войном, разгромившим Хазарский каганат, долго терзавший Русь. Но Святослав так и не смог принять христианства, ставя мнение его дружины и воинскую честь выше истинной веры и культуры» - проповедь Владимира, архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского…
Всё это повествование пронизано легендарными мотивами. Историки давно обратили внимание на то, что три мести Ольги древлянам соответствуют элементам языческого похоронного обряда: сначала покойника несли в ладье, затем сжигали, а потом следовала тризна по умершему. Но как бы то ни было, сказания о мести Ольги вполне вписываются в общий контекст языческой обрядности.
Сожжение Искоростеня с помощью птиц легендарно. На самом деле практически такое неосуществимо, ведь птицы с горящей паклей не летят обратно в свои гнёзда. Однако обычай поджигать птицам хвосты вообще очень древний – он имел культовое значение. Его применение в качестве военной хитрости (реально невозможной) отмечена в легендах многих народов.
Князь Игорь мало занимался делами правления, а его воинственный наследник Святослав вообще не заботился о внутренней жизни государства, предоставив все эти заботы матери. Историки называют Ольгу первой истинной правительницей Руси. Чего не было до Ольги – это культурного устроения земли, бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные походы. Летопись отмечает, что в укрощении Древлянской земли Ольга ходила не как грабитель, а как управитель «и идет Вольга по Дерьвостей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки, суть становища ее и ловища».
Отдохнув после тяжелой войны всего лишь «лето едино» в следующем году идет Вольга Новугороду и устави по Месте посты и дани, и по Лузе оброки и дани»
Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Ее предшественники – варяги, как и все германцы, строили только замки: рубили города, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, кроме взятия дани, не было дела. Ольга повела себя как первый государь Руси, она вспомнила о мирных –
Примечание: www. Mystic-Chel.Ru. Древняя Русь.
обязанностях власти. Она, говорил Карамзин: «Разделила Землю на погосты или волости».лавным делом всех её предшественников на престоле была война, а она начала упорядочивать жизнь народа: делить землю на погосты, устанавливать справедливые размеры оброков, давать простые и ясные указы о том, как люди должны относиться к государству и друг к другу. Великая Княгиня, провождаемая воинскою дружиною, вместе с юным Святославом объехала всю Древлянскую область, уставляя налоги в пользу казны государственной; но жители Искоростеня долженствовали третью часть дани своей посылать к самой Ольге в ее собственный Удел, в Вышгород, основанный, может быть, героем Олегом и данный ей в ведение, как невесте или супруге Великого Князя. чему увидим и другие примеры в нашей древней Истории. Сей город, известный Константину Багрянородному и знаменитый в Х веке, уже давно обратился в село, которое находится в 7 верстах от Киева, на высоком берегу Днепра, и замечательно красотою своего местоположения. - Ольга, кажется, утешила Древлян благодеяниями мудрого правления.
Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева.
Разгромив древлян, она решила предотвратить подобные мятежи впоследствии. В 947 г. вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики). Такие нововведения она сделала не только в Древлянской земле, но также и в Новгородской, и на тех территориях, которые подчинялись киевской власти. Таким образом она стремилась укрепить внутреннее единство Древнерусского государства. И действительно, за время её правления мы не встретим упоминаний о том, чтобы какие-либо из племен вышли из-под контроля киевской княгини. Она без сомнения сделала все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью воспоминал о сем благодетельном путешествии Ольги. Вероятно, что сия Княгиня, рожденная во Пскове, какими-нибудь особенными выгодами, данными его гражданам, способствовала тому цветущему состоянию и даже силе, которою он после, вместе с Новымгородом, славился в России, затмив соседственный, древнейший Изборск и сделавшись столицею области знаменитой. Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга жила в Киеве несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовью своего признательного сына и не менее признательного народа.Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.
Наконец, важнейшим достижением Ольги следует счи-тать установление мирных отношений с Византийской империей. Империя. разумеется, относилась к Руси как к варварской стране, разговор с которой возможен только с позиций силы. Все предшественники Ольги воевали с Византией. После нескольких походов заключались и мирные договоры, но целью русских князей в основном оставалась нажива. Русским купцам необходимо было обеспечить свободу торговли в Средиземноморском регионе, и достигалось это также военными походами. Ольга пошла совсем по другому пути. С этой целью она совершила свою знаменитую поездку в Константинополь. Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории.
До сих пор точно не определена сама дата этого знаменательного события. Русские летописи в большинстве своем датируют поездку Ольги 955 годом. Но упоминания о приемах русской княгини оставил и сам император Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского царя». Однако он, к сожалению, тоже не указал год, хотя пометил два приема архонтиссы росов 9 сентября, в среду, и 18 октября, в воскресенье. Путем соотнесения числа и дня недели можно определить, что приемы Ольги, о которых говорит Константин, состоялись в 946 или 957 году. Конечно, Ольга могла побывать в Константинополе и не один раз, но ситуация осложняется тем, что русские летописи свидетельствуют о крещении княгини именно в Византии, а Константин совершенно не упоминает об этом. Хотя, в общем, это можно объяснить, ведь цель сочинения византийского императора состояла совсем в другом – дать конкретные рекомендации на конкретных примерах по дипломатическому этикету. Однако и имя княгини в его трактате – Эльга, а никак не Елена, то есть она фигурирует в сочинении императора под своим языческим, а не христианским именем.
Все эти противоречия породили множество разнообразных гипотез в исторической науке. Одни историки считали, что Ольга ездила в Константинополь и крестилась там в 957 году, и объявляли дату русских летописей ошибочной. Другие полагали, что Ольга побывала в Константинополе дважды или даже трижды. Третьи вообще считали, что княгиня крестилась уже в Киеве, а в Византию отправилась христианкой. Основанием для этого служил и факт присутствия в свите Ольги священника Григория. Но ведь само по себе это ещё мало, о чём говорит. Григорий мог быть переводчиком или же он готовил Ольгу к принятию такого важного таинства. Возникало предположение, что княгиня вторично крестилась в Константинополе, уже официально, а до того времени была тайной христианкой. В общем, версий достаточно. Сейчас распространено несколько мнений, в том числе и о поездке Ольги в 946 году. Она должна была заручиться поддержкой могущественного южного соседа. Поездка Ольги имела два важнейших результата. Во-первых, между Русью и Византией надолго установился мир, а русские воины в качестве союзников или наемников даже участвовали в военных действиях византийской армии и флота в Сирии. А во-вторых, и это самое главное, - Ольга стала христианкой. Она приняла новое имя Елена, в честь матери римского императора, основавшего Константинополь, Константина Великого, и жены самого Константина Багрянородного. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней. «Я язычница, - ответила русская княгиня. - Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, - иначе не крещусь». Император исполнил желание Ольги, а затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, - ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».
Конечно, рассказ летописи о сватовстве императора к Ольге не следует воспринимать буквально. Константин тогда был женат и, разумеется, сам прекрасно знал, что крестный отец не может жениться на крестной дочери. Легенда о сватовстве подчёркивала высокое положение Ольги и её общение на равных с правителем могущественнейшей в ту пору державы. С другой стороны, она объясняла крещение Ольги, демонстрировала её хитрость, которая помогла ей принять новую веру.
Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, — говорит преподобный Нестор Летописец — склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись Патриарху, промолвила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских».
Ольга стала первой христианкой в княжеской семье, но поездка в Византию показала ей, что, пока Русь остаётся языческой страной, она не сможет на равных поддерживать отношения с другими сильными государствами. Поэтому Ольга, как могла, пыталась распространить христианство на Руси. Однако все её усилия оказались тщетны. Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться». Святослав отвечал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?"
Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была, наконец, умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына. Но Ольга любила своего сына и говорила: «Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день, воспитывая сына до его возмужания и совершеннолетия. Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Оль- гу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей — созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси. Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников. Ольга стремилась соблюдать независимость своего государства от Византийской империи. Так, будучи сама крещена в Византии, в 959 г. Ольга обратилась с просьбой прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства к императору Священной Римской империи Оттону I, противнику
Примечание: Карамзин - «История государства российского» - том 1 М. 1967- стр.126,
Византии. В 962 г. римские проповедники во главе с епископом Адальбертом прибыли на Русь, но они встретили холодный, даже враждебный прием и вынуждены были возвратиться восвояси ни с чем. Современные исследователи полагают, что изгнания римских посланников потребовала христианская община русов, недавно переселившаяся в Киев из Моравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Эта давняя вражда между русами-христианами и римским престолом во многом и объясняла изначальное неприятие в Киеве римско-католической церкви. Но всё же небольшая христианская община в Киеве существовала. Стояла и первая русская церковь - Святого Ильи.
В чем же заключается историческое значение Ольги? Именно на её мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Черного моря. В сущности, весь этот почти 100-й период от правления варягов до Игоря был не столько русской историей, столько варяжской – это была история их походов на Византию. Завоевание Руси было попутным. Оно было не целью, а лишь средством другого великого завоевания, захвата второго Рима.
Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971–1972 гг.) Началось строительство храмов - храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.
Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Она передала свою власть сыну, воинственному Святославу, который оказался лишь номинальным правителем и проводил все время в походах, расширяя границы Руси. Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.
Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле останков княгини Ольги. На верху саркофага было устроено оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце само открывалось, и было видно нетленное тело, светящееся, словно солнце. И многие люди исцелялись возле гробницы от разных болезней. А кто приходил без веры, тому оконце не отворялось и чудес не случалось.
Уже в XI в. в разных древнерусских источниках прослеживается желание прославить княгиню Ольгу, как православную святую. Однако сам факт канонизации княгини Ольги произошел позднее, когда – неизвестно. День памяти — 11 (24) июля.
«В глубокой старости, после многих праведных трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная Ольга. Господь и по смерти прославил ее останки. Когда ее продолжатель, равноапостольный князь Владимир (святой), по совету митрополита Леонтия Киевского, вскрыл ее могилу, тело ее оставалось нетленным и благоуханными » - Проповедь Владимира, архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского…
Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь.
При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке.
Также Ольга путешествовав по всему государству оставляла после себя памятники - ночлеги и места, где она, следуя обыкновению тогдашних Героев, забавлялась ловлею зверей - долгое время были для сего народа предметом какого-то особенного уважения и любопытства. В районе Выбут река Великая делает изгиб, и всего в районе этого 4-километрового изгиба по обоим берегам реки существует 19 мест, которые преданиями так или иначе связываются с именем княгини Ольги. Было много упоминаний со времен пребывания здесь самой княгини Ольги. Ольгина Гора в районе Выбут упоминается в 1394 году - в связи с военным столкновением псковичей и новгородцев.
По рассказам жителей ближайших деревень, рядом с церковью, немного выше кладбища, под обрывом берега реки лежал камень-валун с выбитым на нём "следом Ольги" приблизительно 36 - 37 размера - отпечаток босой ступни с изображением пальцев ноги. Сейчас этот камень не сохранился.
Существует изображение некого Ольгиного камня на литографии 1882 года с аннотацией: "Ольгин камень в Выбутах близ Пскова". На боковой поверхности камня видно высеченное изображение креста. Это и есть самый знаменитый и почитаемый из Ольгиных камней. Он располагается в 300 м к северу от деревни Бабаево - за дачными участками близ границы выбутского карьера. Верхняя часть камня, а также стоявшая над ним кирпичная часовня утрачены. Однако нижняя часть этой каменной скалы сохранилась, и сейчас на ней установлен памятный железный кованый крест. С камнем связывалось множество преданий, в том числе и о княгине Ольге, которая, по преданию, сидела на этом камне и оставила на нём отпечаток ступни или ступней. Показывали даже отпечаток платья Ольги на камне. Камень исстари считался священным, но почему - уже Н.К. Богушевский "... никак не мог узнать". Рассказывали, что княгиня Ольга, собираясь в выбутсую церковь к заутрени, бросила этот камень и успела к службе. Другая легенда говорит, что княгиня несла камни в платке, собираясь "на войну с поганью", то есть с язычниками, и платок прорвался, так что камень выпал. Ещё одна легенда гласила, что камень был принесён Ольгой во время построения храма - в знак того, чтобы храм был поставлен на другом месте. На правом берегу здесь стоит церковь св. Ильи. Дата строительства храма неизвестна, но по архитектуре его можно отнести к XV веку. Церковь одноглавая, одно-апсидная, двухпролетная звонница стоит отдельно. Памятник архитектуры средневековья относится к псковской школе зодчества. В былые времена рядом с Ильинским храмом был 2-х этажный Ольгинский храм, от которого сохранились лишь руины.
На лужайке перед Ильинским храмом в 1993 году установлен памятный знак: красивый гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты - родина княгини Ольги.
Примерно с километр к северо-востоку от храма Илии Пророка, находится основание некогда огромного Ольгина камня, взорванного в XX веке. Сейчас около его остатков установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом. Рядом с камнем в 1888 году была построена кирпичная Ольгинская часовня. К сожалению, она не сохранилась. Чуть ниже Выбут р. Великая разделяется на 2 рукава островом. Правый рукав реки, более глубокий, носит название "Ольгины ворота", левый (мелкий, с каменистым дном) — "Ольгины слюды" (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча Ольги с князем Игорем.
Рядом с камнем проводились молебны, сюда доходил крестный ход из Пскова, учреждённый в 1868 году. По нижней сохранившейся части камня видно, что это серого цвета гранит с тёмными и белыми включениями большого количества кварца. Согласно геологическому определению, это не валун, а пробившаяся через известняки материковая скала, что довольно большая редкость для здешних мест. Такие скалы, пробивающиеся через дёрн, составляют зато непременную деталь пейзажа в Швеции и в Норвегии. Известно, что по дошедшим до нас преданиям, отец и мать княгини Ольги были "от рода варяжского", то есть скандинавы, поселившиеся в здешних местах. Вероятно, выходцы из северных земель испытывали на Руси острую ностальгию по родным для них каменистым ландшафтам их родины и наверняка обратили внимание на столь родную для них - и единственную в округе - скалу.
Между прочим, ближайшая скандинавская вещь - игла от застёжки для плаща - найдена всего в 1,5 км от этого места - на другой стороне реки у деревни Ерошиха в слое первой половины Х века - то есть, как раз времени княгини Ольги.
На западной окраине д. Бабаево, по рассказам местных жителей, лежал ещё один Ольгин Камень, который затем был смещён в сторону карьера. Возможно, это тот самый камень-валун со следом, который лежит в группе сдвинутых откуда-то камней слева от тропинки при подходе к большому Ольгиному Камню. Рядом с остатками большого Ольгиного Камня местные жители показывают ещё один камень, на котором как будто тоже сидела княгиня Ольга.
Камни с отпечатками следа - не редкость в Псковской земле. Известно около 100 пунктов, где они есть или когда-то были. А в землях Латвии и Литвы их значительно больше. Есть они и на севере Беларуси. В сопредельных же землях их много меньше. Культ поклонения языческим камням - по происхождению балтийский и очень древний. Вся территория Псковской области входит в зону распространения топонимики балтийского типа. Это значит, что здесь когда-то жили племенные группировки, близкие по языку современным латышам и литовцам. Археологические данные уточняют когда - в V - IX веках. Именно в это время в курганах встречаются вещи балтийских типов. Потом часть этих камней перешла "в ведение" славян, а какие-то из них были освящены сооружением христианских часовен и связывались с культом местных святых, которые действительно боролись с язычеством в тех местах. Такова, очевидно, и судьба "ольгиных" камней-следовиков.
На противоположном берегу реки Великой расположены деревни Ерусалимка, Паничьи Горки, а чуть выше по течению, в полутора километрах от дер. Горы находятся в дер. Ольгенец (Волжино, Волженец, Выдор). В начале этого века здесь были видны развалины большой каменной постройки. По преданию, это был Ольгин дворец, а возможно, и церковь. Крестьяне считали это место святым и не распахивали его, хотя развалины находились посреди поля, и хотели даже на этом месте устроить часовню в честь святой княгини Ольги.
В этой деревне до сих пор пользуются колодцем, выдолбленным в крутой береговой известняковой скале. Он заполняется прозрачной холодной водой из "Ольгина ключа", из которого, по преданию, брала воду сама княгиня Ольга.
Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то можно попасть в село Покровское. По преданию, это село являлось отчиной Ольги и тут когда-то был основанный ею монастырь. Этот монастырь в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекою.
Памятник Великой равноапостольной княгине Ольге. В юбилейный год в Пскове появились два памятника княгине Ольге.
Скульптор В.Клыков. Памятник поставлен в год 1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи. Это - подарок городу в юбилейный год.
Образ великой киевской княгини Ольги по преданию, родившейся в пос. Выбуты, запечатлен в этом памятнике г. Пскова.
Второй памятник поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская» в честь 1100-летия первого упоминания г. Пскова в летописи. Автор Зураб Церетели подарил памятник городу. Княгиня Ольга изображена как воительница. нашел отражение образ великой псковитянки как первой христианки на Руси.
Существует версия о том, что сохранилось изображение Ольги на одной из фресок первой половины XI века в Софийском соборе Киева. Это было во время ее поездки в Византию в 946 году.
Заключение.
Каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы. И наконец было принято христианство, что укрепляло власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Оно стало в православной традиции одним из определяющих факторов нашего дольнейшего исторического развития.
Так Ольга, вдова Игоря, установила нормы повинностей – дым. Сроки и места сбора дани: уроки и погосты. Ольга первой из членов княжеской фамилии приняла христианство.
Сын Ольги и Игоря Святослав больше внимания уделял делам внешней политики. И из-за этого погиб в 972 г в засаде печенегов у днепровских порогов. Как женщина, Ольга была способнее ко внутреннему распорядку, хозяйственной деятельности; как женщина, она была способнее к принятию христианства. Ольга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец ее перед собою и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная Вера, более нежели когда-нибудь, служит ему опорой или утешением в печальных размышлениях о тленности человека. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов Христианства; могла из любопытства беседовать с Церковными Пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть Христианкою и сама отправилась в столицу Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике.
Да, Ольга была Великой Княгиней. Еще долго после кончины Ольги те, кто помнил ее правление, называли ее мудрейшей из всех людей, и поистине разум ее был сильнее, чем у всех русичей того времени, ибо сделал святую княгиню богомудрой. И хотя в начале своего правления мудрость эта была направлена отнюдь не на божественные и благие дела. С дьявольской хитростью и изобретательностью она изводит древлян, творя месть за смерть мужа. Но потом, переосмыслив все сделанное, она раскаивается и становится на праведный путь: принимает христианство сама и пытается принести эту религию на Русь. По словам жития: «начатки просвещения народа нашего Господь соизволил в посрамление жестокосердных мужей явить через блаженную Ольгу» - проповедь Владимира, архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского…
Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал ее «провозвестницей христианской земли».Главная заслуга Ольги в том, что после смерти Князя Игоря, она не дала распасться еще слабой русской государственности.
Не следует забывать, что именно Ольга явилась проматерью христианства на Руси. Дальнейший процесс Крещения Руси продолжил её внук Князь Владимир.
Судьба Святослава настигла его весной 972 г., у днепровских порогов (на острове Хортица), князь попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою. По преданию, хан Куря, убивший его, сделал из черепа Святослава чашу и, в знак своей воинской доблести, пил из нее вино по праздникам.
К 988 г. по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр Владимир принял окончательное решение: принять православную веру и окрестить весь народ русский.
Без сомнения Ольга сделала все для блага и рассвета государства. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою».
Примечание: Карамзин – «История государства российского» - Том 1. М.: 1967 – с. 126
Список использованной литературы.
1. А.С. Орлов и др. «Основы курса истории России», Москва, «Простор», 2002
2. «История России в лицах V-XX вв», Москва, «Русское слово», 1997
3. М.Н. Зуев «История России», Москва, 1998
4. Под редакцией А.Н. Сазарова, А.А. Новосельцева «История России с древнейших времен до конца XVII века», Москва, «АСТ», 1996
5. «Хрестоматия по истории России», Москва, «Международные отношения», 1994
6. Пчелов Е.В. «Монархи России», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2004
7. А.О. Ишимова «Большая энциклопедия истории России», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2003
8. Карамзин «История государства российского» Том 1. М., 1967
9. WWW. Mystic-Chel.Ru. Древняя Русь.
10. Сайт храма Александра Невского http://pskov.pobeda.ru/;