Святые помощники
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им.БАУМАНА
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
СВЯТЫЕ ПОМОЩНИКИ
Научный руководитель: Петров В.Н.
Студент группы АК4-21: Файнштейн И.А.
Москва 1994
С В Я Т Ы Е П О М О Щ Н И К И
Во все времена, обращая к небу свои мольбы, русский
человек надеялся на божественную помощь в своих делах. Так
было и в эпоху язычества, когда олицетворявшие природные
силы многочисленные боги считались покровителями различных
сторон деятельности человека, хранителями его здоровья и
семейного благополучия. С приходом на Русь христианства эти
обязанности языческих богов в народном сознании были расп-
ределены среди христианских святых, в которых люди Древней
Руси продолжали видеть своих небесных помощников.
Особенности почитания святых основывались, как прави-
ло, на отдельных сюжетах их житий, порой даже на незначи-
тельных эпизодах. "Обязанности" святых были строго распре-
делены. Многие из них покровительствовали крестьянскому
труду, оберегали урожай и скот. Особо чтился пророк Илия,
унаследовавший функции языческого Перуна-громовержца. От
него ждали избавления от засухи и защиты от пожаров. Святой
Георгий считался покровителем не только воинов, но и земле-
пашцев, и даже невест, поскольку он спас от дракона царев-
ну. Торговцы особо чтили великомученицу Параскеву, ведь ее
имя переводится как "пятница", а именно по пятницам на Руси
устраивались базары. Святитель Никола оказывал помощь в
- 2 -
разных делах, в том числе и в мореплавании, а апостол Петр
покровительствовал рыболовам. Для сохранения супружеской
верности молились Гурию, Самону и Авиву, помощницей же в
трудных родах считалась великомученица Анастасия. Со време-
нем функции святых помощников расширялись, ими наделялись и
вновь канонизированные русские святые. Так Зосима и Савва-
тий Соловецкие стали покровителями пчеловодов.
Святые помощники почитались по всей Руси, но ярче все-
го их культ проявился в Новгороде, жителям которого всегда
был свойствен практический подход ко всему, в том числе и к
делам веры. В новгородском искусстве как нигде больше мы
встречаем изображения небесных покровителей. Уже в 12 веке
маленькие фигурки этих святых писались на полях больших
икон, а с конца 13 столетия в Новгороде стали писать и ико-
ны исключительно с их изображением. Святых в подобных ико-
нах изображали сразу трех-четырех, иногда и больше. Предс-
тавлены они были строго фронтально, обращенными к молящим-
ся, готовыми немедленно оказать помощь по горячей к ним мо-
литве. Часто над ними изображали покровительницу Новгорода
- икону Богоматери-Знамение. С древности изображения святых
помощников включали в росписи храмов. Не редкость изображе-
ния святых помощников и в искусстве древнего Пскова, в ос-
тальных же землях Руси они встречаются не часто.
Покровителями домашнего скота на Руси считались Власий
- 3 -
и Спиридон. В Новгороде культ этих святых зародился очень
рано. Уже в 12 веке там существовал храм, посвященный Вла-
сию. Власий, епископ Севастийский, живший в 14 веке, в
юности был пастухом. Во время гонения на христиан он скры-
вался в пустынном месте на горе Аргос в Каппадокии, где
благословлял и лечил диких зверей. Как покровитель скотово-
дов он почитался уже в Византии, а его большой популярности
на Руси способствовало созвучие имен Власия и языческого
"скотьего" бога Велеса, чьи функции он и унаследовал. Не
случайно в Новгороде его храм был поставлен на Велесовой
улице.
Спиридон, епископ Тримифунтский, жил в 4 веке на ост-
рове Крит. Он тоже происходил из пастухов и не оставил это
занятие, уже будучи епископом, поэтому его изображали в
пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев (Власия же
всегда можно узнать по длинной заостренной бороде). В житии
Спиридона описываются многочисленные чудеса святого, в том
числе, связанные с домашним скотом. Поскольку память свято-
го приходится на день зимнего солнцестояния ( в народе его
называли "спиридоньев поворот"), то его почитание было свя-
зано также с культом плодородия. Власий и Спиридон часто
изображались вместе благословляющими стада. Именно так они
представлены на храмовой иконе новгородской церкви Власия
ХУ века. Мастер показал и "специализацию" святых: около
- 4 -
Спиридона изображены козы и овцы, которых он при жизни пас,
а рядом с Власием - коровы и свиньи, поскольку в житии Вла-
сия есть эпизод, когда святой возвратил вдовице украденного
у нее волками поросенка - "вепреца"- целым и невредимым.
Святые мученики Флор и Лавр покровительствовали коне-
водам. Братья-близнецы, они жили в Иллирии во 2 веке и были
каменотесами. Строя языческий храм, они обратили в христи-
анство жреца, вернув зрение его сыну, в глаз которого попал
осколок камня ( в связи с этим их почитали и как целите-
лей). Сам храм святые посвятили Христу, водрузив в нем
крест и отслужив службу, за что заживо были засыпаны зем-
лей. Хотя житие Флора и Лавра не давало повода для почита-
ния их как покровителей коней, тем не менее их культ, воз-
никший на Балканах, имел именно такой оттенок, вероятно,
под влиянием античной легенды о братьях Диоскурах. Святые
пользовались общерусским почитанием. Изображение Лавра сох-
ранилось в росписях звенигородской церкви Успения на Город-
ке начала 15 века, связываемых некоторыми исследователями с
Андреем Рублевым. В Новгороде же сложилась совершенно ори-
гинальная иконография Флора и Лавра, которая была очень по-
пулярна также в северных землях. На таких иконах изображали
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Их композиция стро-
го симметрична, почти геральдична. Сюжет основывается на
апокрифическом источнике - архангел Михаил вручает поводья
- 5 -
лошадей Флору и Лавру. Внизу изображали трех конюхов, кото-
рые гонят табун лошадей. Их имена Спевсипп, Елевсипп и Ме-
левсипп означают "ускоряющий бег коня", "гонящий коня"
и"ухаживающий за конем". По преданию, это жившие в Каппадо-
кии во 2 веке конюхи языческой богини Немезиды, ставшие
христианами-мучениками. Иногда Флора и Лавра изображали
иначе - едущими на конях и с братской любовью обнимающими
друг друга, как на иконе 16 века из собрания Государствен-
ного Эрмитажа.
Новгородцы любили в одной иконе изображать сразу нес-
кольких святых помощников , собирая своеобразный их "панте-
он". На провинциальной новгородской иконе 16 века иконопи-
сец представил сразу всех покровителей скотоводов. Есть на
ней и Чудо о Флоре и Лавре, и благословение скота Власием и
Модестом. Модест к 16 столетию заменил Спиридона в его пат-
рональных функциях. На Руси его часто называли Медостом.
Святой Модест по преданию был Иерусалимским архиепископом.
Его житие, известное в различных версиях, во многом напоми-
нает житие Власия (также был пастухом и прославился исцеле-
нием скота). Жил Модест на рубеже 3 - 4 веков, был казнен
за отказ поклониться языческим богам, а память его отмеча-
ется 18 декабря (здесь и далее дни памяти святых даны по
старому стилю) - близко к Спиридону. Иконы Модеста, где он
изображался со скотом, были популярны на русском Севере
- 6 -
очень долго. Известно, что в 18 веке по специальному указу
Синода они изымались как неканоничные.
Среди святых помощников, чтившихся на Руси, было нема-
ло целителей, к которым обращались с молитвой в случае бо-
лезни. Самыми популярными из них были, без сомнения, Косма
и Дамиан. Христианская традиция знает нескольких святых
врачей-братьев, носивших эти имена. Одни из них, чья память
приходится на 1 ноября, жили в 6 веке в Малой Азии, их
обычно называют Асийскими. Они не были мучениками, но боль-
них, лечимых ими безвозмездно, наставляли в христианской
вере. Другие Косма и Дамиан, жившие в 3 веке в Риме, были
убиты своим учителем лекарем-язычником из зависти. Их назы-
вают Римскими и отмечают память 1 июля. И, наконец, третьи
Косма и Дамиан, современники Римских, жили в Аравии ( их
память отмечается 17 октября). За отказ принести жертву
идолам их подвергли мучительным пыткам и отсекли головы. На
Руси все эти святые часто не разделялись, а чтились некие
Косма и Дамиан, совмещающие черты житий всех шестерых. В
древнерусской живописи также нередко происходила путаница в
их изображении, хотя в иконописных подлинниках - специаль-
ных руководствах, указывавших мастерам, как какого святого
писать,- их строго различали. Так Асийских Косму и Дамиана
надлежало писать как Флора и Лавра, то есть бородатыми сре-
довеками, одинаковыми ликом. Римские должны были писаться
- 7 -
следующим образом: Косме надлежало походить на Дмитрия Со-
лунского, а Дамиану - на великомученика Георгия. У обоих в
правой руке изображался крест, а в левой сосудец, указываю-
щий на их врачебное занятие. Аравийские Косма и Дамиан, как
и Асийские, писались средовеками, оба с бородами, держащими
в руках перо и сосудец. Тем не менее в иконописи часто
встречаются смешанные изображения святых лекарей-бессребре-
ников, как на иконе первой половины 15 века, происходящей
из Дмитрова.
На новгородской иконе 16 века "Косма, Иаков Иеруса-
лимский и Дамиан" изображены, очевидно, Асийские святые,
так как они представлены близнецами, как Флор и Лавр. Тре-
тий святой на этой иконе - Иаков Иерусалимский - особо по-
читался в Новгороде. Там уже в 12 веке было два посвященных
ему храма. В Софийском соборе в приделе Иоакима и Анны хра-
нился крест-мощевик, в котором была частица его мощей. Иа-
кова называют Братом Божьим, поскольку он был сыном Иосифа,
обручившегося с девой Марией. Он принадлежит к семидесяти
апостолам и издавна почитается православной церковью. Пер-
вый епископ Иерусалима, автор одного из соборных апостоль-
ских посланий, он принял мученическую смерть во время осады
города императором Веспасианом. В Новгороде культ Иакова
обладал одной особенностью, благодаря которой его часто
изображали вместе со святыми целителями: святитель считался
- 8 -
избавителем от смертоносной язвы. Писали Иакова Иерусалимс-
кого как Власия с длинной бородой.
В Византии одним из наиболее почитаемых целителей был
святой великомученик Пантелеймон. На греческой иконе 14 ве-
ка из Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина юный
святой представлен в алом мученическом венце и с атрибутами
врача в руках - в своей обычной иконографии. Сын язычника и
христианки, Пантелеймон жил в Сирии в конце 3 века в годы
правления императора Максимиана. Названный при рождении
Пантелеоном, то есть подобным льву, за свою бескорыстную
помощь больным был прозван Пантелеймоном, то есть милости-
вым ко всем. За обращение больных в христианство он был
предан мучительной казни. Частицы мощей святого хранятся по
всему христианскому миру, но более всего их на Афоне, где
основанный русскими монастырь стал носить имя Пантелеймона.
В древности на Руси Пантелеймон не был столь популярен, как
другие врачи-бессребренники. Широко почитаться он начал
только в 19 веке в связи с ростом авторитета Афона в России
и привозом оттуда множества списков с чудотворной иконы
святого. Эти списки в большом количестве и сейчас находятся
в действующих храмах.
Если покровителями княжеской власти на Руси издавна
считались святые воины, то у представителей выборной власти
в Новгороде - посадских и тысяцких - тоже был свой небесный
- 9 -
патрон. Им считался Ипатий Гангрский, живший при императоре
Константине и бывший епископом города Гангры на берегу Чер-
ного моря. Он принимал участие в первом Вселенском соборе
христианской церкви и известен как активный противник ари-
анской ереси. Ипатий принял мученическую смерть от рук про-
тивников христианства. В Новгороде его изображения можно
было найти уже во фресках церкви Спаса на Нередице конца 12
века. Имелся в городе и посвященный святому храм, где хра-
нились его мощи. Поскольку в житии Ипатия есть немало эпи-
зодов, где он выступает как борец с искушающими его бесами,
то почитали его и как защитника от бесовских сил. На иконе
16 века из Третьяковской галереи святой представлен как су-
ровый, неколебимый в своих убеждениях старец, исполненный
огромной силы духа. В клеймах изображены чудеса святого и
главным образом мучения, которые он стоически претерпел пе-
ред своей кончиной. Особенности письма, колорит позволяют
отнести икону к произведениям тверской школы.
Помогая человеку, защищая его от невзгод, болезней и
несчастий, святые помощники были в его глазах надежной опо-
рой в жизни. Народное сознание опоэтизировало образы этих
святых в преданиях, духовных стихах и иконописи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщая история искусств, т.2.
2. Н.А.Дмитриева "Краткая история искусств".
3. "Юный художник", N 1, 1994.
4. "Юный художник", N 2, 1994.