Святые помощники

                 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

                         УНИВЕРСИТЕТ им.БАУМАНА

                       АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

                                РЕФЕРАТ

                           СВЯТЫЕ  ПОМОЩНИКИ

                 Научный  руководитель: Петров В.Н.

                 Студент группы АК4-21: Файнштейн И.А.

                            Москва   1994

          

                   С В Я Т Ы Е     П О М О Щ Н И К И

           Во все  времена,  обращая к небу свои мольбы,  русский

      человек надеялся на божественную помощь в своих делах.  Так

      было  и  в эпоху язычества,  когда олицетворявшие природные

      силы многочисленные боги считались покровителями  различных

      сторон  деятельности  человека,  хранителями его здоровья и

      семейного благополучия. С приходом на Русь христианства эти

      обязанности  языческих богов в народном сознании были расп-

      ределены среди христианских святых,  в которых люди Древней

      Руси продолжали видеть своих небесных помощников.

           Особенности почитания святых основывались,  как прави-

      ло,  на отдельных сюжетах их житий,  порой даже на незначи-

      тельных эпизодах.  "Обязанности" святых были строго распре-

      делены.  Многие  из  них  покровительствовали крестьянскому

      труду,  оберегали урожай и скот.  Особо чтился пророк Илия,

      унаследовавший  функции  языческого Перуна-громовержца.  От

      него ждали избавления от засухи и защиты от пожаров. Святой

      Георгий считался покровителем не только воинов, но и земле-

      пашцев,  и даже невест, поскольку он спас от дракона царев-

      ну.  Торговцы особо чтили великомученицу Параскеву, ведь ее

      имя переводится как "пятница", а именно по пятницам на Руси

      устраивались  базары.  Святитель  Никола  оказывал помощь в

                                 - 2 -

      разных делах,  в том числе и в мореплавании, а апостол Петр

      покровительствовал  рыболовам.  Для  сохранения супружеской

      верности молились Гурию,  Самону и Авиву,  помощницей же  в

      трудных родах считалась великомученица Анастасия. Со време-

      нем функции святых помощников расширялись, ими наделялись и

      вновь канонизированные русские святые.  Так Зосима и Савва-

      тий Соловецкие стали покровителями пчеловодов.

           Святые помощники почитались по всей Руси, но ярче все-

      го их культ проявился в Новгороде,  жителям которого всегда

      был свойствен практический подход ко всему, в том числе и к

      делам веры.  В новгородском искусстве как нигде  больше  мы

      встречаем изображения небесных покровителей.  Уже в 12 веке

      маленькие фигурки этих святых  писались  на  полях  больших

      икон, а с конца 13 столетия в Новгороде стали писать и ико-

      ны исключительно с их изображением.  Святых в подобных ико-

      нах изображали сразу трех-четырех,  иногда и больше. Предс-

      тавлены они были строго фронтально,  обращенными к молящим-

      ся, готовыми немедленно оказать помощь по горячей к ним мо-

      литве.  Часто над ними изображали покровительницу Новгорода

      - икону Богоматери-Знамение. С древности изображения святых

      помощников включали в росписи храмов. Не редкость изображе-

      ния святых помощников и в искусстве древнего Пскова,  в ос-

      тальных же землях Руси они встречаются не часто.

           Покровителями домашнего скота на Руси считались Власий

                                 - 3 -

      и Спиридон.  В Новгороде культ этих святых зародился  очень

      рано.  Уже в 12 веке там существовал храм, посвященный Вла-

      сию.  Власий,  епископ Севастийский,  живший в 14  веке,  в

      юности был пастухом.  Во время гонения на христиан он скры-

      вался в пустынном месте на горе  Аргос  в  Каппадокии,  где

      благословлял и лечил диких зверей. Как покровитель скотово-

      дов он почитался уже в Византии, а его большой популярности

      на  Руси  способствовало  созвучие имен Власия и языческого

      "скотьего" бога Велеса,  чьи функции он и  унаследовал.  Не

      случайно  в  Новгороде  его храм был поставлен на Велесовой

      улице.

           Спиридон, епископ Тримифунтский,  жил в 4 веке на ост-

      рове Крит.  Он тоже происходил из пастухов и не оставил это

      занятие,  уже  будучи  епископом,  поэтому его изображали в

      пастушьей шапке,  сплетенной из ивовых прутьев  (Власия  же

      всегда можно узнать по длинной заостренной бороде). В житии

      Спиридона описываются многочисленные чудеса святого,  в том

      числе, связанные с домашним скотом. Поскольку память свято-

      го приходится на день зимнего солнцестояния ( в народе  его

      называли "спиридоньев поворот"), то его почитание было свя-

      зано также с культом плодородия.  Власий и  Спиридон  часто

      изображались вместе благословляющими стада.  Именно так они

      представлены на храмовой иконе новгородской  церкви  Власия

      ХУ  века.  Мастер  показал и "специализацию" святых:  около

                                 - 4 -

      Спиридона изображены козы и овцы, которых он при жизни пас,

      а рядом с Власием - коровы и свиньи, поскольку в житии Вла-

      сия есть эпизод, когда святой возвратил вдовице украденного

      у нее волками поросенка - "вепреца"- целым и невредимым.

           Святые мученики Флор и Лавр покровительствовали  коне-

      водам. Братья-близнецы, они жили в Иллирии во 2 веке и были

      каменотесами.  Строя языческий храм, они обратили в христи-

      анство жреца, вернув зрение его сыну, в глаз которого попал

      осколок камня ( в связи с этим их почитали  и  как  целите-

      лей).  Сам  храм  святые  посвятили Христу,  водрузив в нем

      крест и отслужив службу,  за что заживо были засыпаны  зем-

      лей.  Хотя житие Флора и Лавра не давало повода для почита-

      ния их как покровителей коней,  тем не менее их культ, воз-

      никший  на Балканах,  имел именно такой оттенок,  вероятно,

      под влиянием античной легенды о братьях  Диоскурах.  Святые

      пользовались общерусским почитанием. Изображение Лавра сох-

      ранилось в росписях звенигородской церкви Успения на Город-

      ке начала 15 века, связываемых некоторыми исследователями с

      Андреем Рублевым.  В Новгороде же сложилась совершенно ори-

      гинальная иконография Флора и Лавра, которая была очень по-

      пулярна также в северных землях. На таких иконах изображали

      Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Их композиция стро-

      го симметрична,  почти геральдична.  Сюжет основывается  на

      апокрифическом  источнике - архангел Михаил вручает поводья

                                 - 5 -

      лошадей Флору и Лавру. Внизу изображали трех конюхов, кото-

      рые гонят табун лошадей.  Их имена Спевсипп, Елевсипп и Ме-

      левсипп означают  "ускоряющий  бег  коня",  "гонящий  коня"

      и"ухаживающий за конем". По преданию, это жившие в Каппадо-

      кии во 2 веке конюхи  языческой  богини  Немезиды,  ставшие

      христианами-мучениками.  Иногда  Флора  и  Лавра изображали

      иначе - едущими на конях и с братской  любовью  обнимающими

      друг друга,  как на иконе 16 века из собрания Государствен-

      ного Эрмитажа.

           Новгородцы любили  в одной иконе изображать сразу нес-

      кольких святых помощников , собирая своеобразный их "панте-

      он".  На провинциальной новгородской иконе 16 века иконопи-

      сец представил сразу всех покровителей скотоводов.  Есть на

      ней и Чудо о Флоре и Лавре, и благословение скота Власием и

      Модестом. Модест к 16 столетию заменил Спиридона в его пат-

      рональных  функциях.  На  Руси его часто называли Медостом.

      Святой Модест по преданию был Иерусалимским  архиепископом.

      Его житие, известное в различных версиях, во многом напоми-

      нает житие Власия (также был пастухом и прославился исцеле-

      нием скота).  Жил Модест на рубеже 3 - 4 веков,  был казнен

      за отказ поклониться языческим богам,  а память его отмеча-

      ется  18  декабря  (здесь и далее дни памяти святых даны по

      старому стилю) - близко к Спиридону.  Иконы Модеста, где он

      изображался  со  скотом,  были  популярны на русском Севере

                                 - 6 -

      очень долго.  Известно, что в 18 веке по специальному указу

      Синода они изымались как неканоничные.

           Среди святых помощников, чтившихся на Руси, было нема-

      ло целителей,  к которым обращались с молитвой в случае бо-

      лезни.  Самыми популярными из них были, без сомнения, Косма

      и  Дамиан.  Христианская  традиция  знает нескольких святых

      врачей-братьев, носивших эти имена. Одни из них, чья память

      приходится  на  1  ноября,  жили в 6 веке в Малой Азии,  их

      обычно называют Асийскими. Они не были мучениками, но боль-

      них,  лечимых  ими безвозмездно,  наставляли в христианской

      вере.  Другие Косма и Дамиан,  жившие в 3 веке в Риме, были

      убиты своим учителем лекарем-язычником из зависти. Их назы-

      вают Римскими и отмечают память 1 июля.  И, наконец, третьи

      Косма  и Дамиан,  современники Римских,  жили в Аравии ( их

      память отмечается 17 октября).  За  отказ  принести  жертву

      идолам их подвергли мучительным пыткам и отсекли головы. На

      Руси все эти святые часто не разделялись,  а чтились  некие

      Косма  и Дамиан,  совмещающие черты житий всех шестерых.  В

      древнерусской живописи также нередко происходила путаница в

      их изображении,  хотя в иконописных подлинниках - специаль-

      ных руководствах,  указывавших мастерам, как какого святого

      писать,- их строго различали.  Так Асийских Косму и Дамиана

      надлежало писать как Флора и Лавра, то есть бородатыми сре-

      довеками,  одинаковыми ликом.  Римские должны были писаться

                                 - 7 -

      следующим образом:  Косме надлежало походить на Дмитрия Со-

      лунского,  а Дамиану - на великомученика Георгия. У обоих в

      правой руке изображался крест, а в левой сосудец, указываю-

      щий на их врачебное занятие. Аравийские Косма и Дамиан, как

      и Асийские, писались средовеками, оба с бородами, держащими

      в  руках  перо  и  сосудец.  Тем не менее в иконописи часто

      встречаются смешанные изображения святых лекарей-бессребре-

      ников,  как на иконе первой половины 15 века,  происходящей

      из Дмитрова.

           На новгородской  иконе  16 века "Косма,  Иаков Иеруса-

      лимский и Дамиан" изображены,  очевидно,  Асийские  святые,

      так как они представлены близнецами,  как Флор и Лавр. Тре-

      тий святой на этой иконе - Иаков Иерусалимский - особо  по-

      читался в Новгороде. Там уже в 12 веке было два посвященных

      ему храма. В Софийском соборе в приделе Иоакима и Анны хра-

      нился крест-мощевик,  в котором была частица его мощей. Иа-

      кова называют Братом Божьим, поскольку он был сыном Иосифа,

      обручившегося  с девой Марией.  Он принадлежит к семидесяти

      апостолам и издавна почитается православной церковью.  Пер-

      вый епископ Иерусалима,  автор одного из соборных апостоль-

      ских посланий, он принял мученическую смерть во время осады

      города  императором  Веспасианом.  В Новгороде культ Иакова

      обладал одной особенностью,  благодаря  которой  его  часто

      изображали вместе со святыми целителями: святитель считался

                                 - 8 -

      избавителем от смертоносной язвы. Писали Иакова Иерусалимс-

      кого как Власия с длинной бородой.

           В Византии одним из наиболее почитаемых целителей  был

      святой великомученик Пантелеймон. На греческой иконе 14 ве-

      ка из Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина юный

      святой представлен в алом мученическом венце и с атрибутами

      врача в руках - в своей обычной иконографии. Сын язычника и

      христианки,  Пантелеймон  жил в Сирии в конце 3 века в годы

      правления императора  Максимиана.  Названный  при  рождении

      Пантелеоном,  то  есть подобным льву,  за свою бескорыстную

      помощь больным был прозван Пантелеймоном,  то есть милости-

      вым  ко  всем.  За  обращение больных в христианство он был

      предан мучительной казни. Частицы мощей святого хранятся по

      всему христианскому миру,  но более всего их на Афоне,  где

      основанный русскими монастырь стал носить имя Пантелеймона.

      В древности на Руси Пантелеймон не был столь популярен, как

      другие врачи-бессребренники.  Широко  почитаться  он  начал

      только в 19 веке в связи с ростом авторитета Афона в России

      и привозом оттуда множества  списков  с  чудотворной  иконы

      святого. Эти списки в большом количестве и сейчас находятся

      в действующих храмах.

           Если покровителями  княжеской  власти  на Руси издавна

      считались святые воины, то у представителей выборной власти

      в Новгороде - посадских и тысяцких - тоже был свой небесный

                                 - 9 -

      патрон. Им считался Ипатий Гангрский, живший при императоре

      Константине и бывший епископом города Гангры на берегу Чер-

      ного моря.  Он принимал участие в первом Вселенском  соборе

      христианской  церкви и известен как активный противник ари-

      анской ереси. Ипатий принял мученическую смерть от рук про-

      тивников  христианства.  В  Новгороде его изображения можно

      было найти уже во фресках церкви Спаса на Нередице конца 12

      века.  Имелся в городе и посвященный святому храм, где хра-

      нились его мощи.  Поскольку в житии Ипатия есть немало эпи-

      зодов, где он выступает как борец с искушающими его бесами,

      то почитали его и как защитника от бесовских сил.  На иконе

      16 века из Третьяковской галереи святой представлен как су-

      ровый,  неколебимый в своих убеждениях старец,  исполненный

      огромной  силы духа.  В клеймах изображены чудеса святого и

      главным образом мучения, которые он стоически претерпел пе-

      ред своей кончиной.  Особенности письма,  колорит позволяют

      отнести икону к произведениям тверской школы.

           Помогая человеку,  защищая его от невзгод,  болезней и

      несчастий, святые помощники были в его глазах надежной опо-

      рой  в жизни.  Народное сознание опоэтизировало образы этих

      святых в преданиях, духовных стихах и иконописи.

                            ЛИТЕРАТУРА

           1. Всеобщая история искусств, т.2.

           2. Н.А.Дмитриева "Краткая история искусств".

           3. "Юный художник", N 1, 1994.

           4. "Юный художник", N 2, 1994.