Тактические планы в менеджменте

Оглавление

1.    Введение                                                                    3

2.    Особенности тактического планирования 4

3.    Анализ информации и прогнозирование             5

4.    Процесс планирования                                           8

5.    Планирование                                                           9

6.    Заключение                                                               15

7.    Список литературы                                                 16

Введение

Термин «тактика» - первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей.

Тактическое планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Если стратегическое планирование рассматривать, как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, производственную программу и оперативно-календарное планирование – процессом их реализации. В результате составляется план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную и производственную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период. Разработке плана экономического и социального развития предприятия предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов и неиспользованных возможностей.

Тактическое планирование позволяет реализовать резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда.

Особенности тактического планирования

Выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;

 результаты тактических решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды от внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска мяса птицы в особой упаковке при приобретении новых мощностей); для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений - продуктовых, региональных, функциональных.

Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это - планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации. Процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы и включает следующие основные моменты:

1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также определяются пути для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.

Анализ информации и прогнозирование

Планирование и прогнозирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспек­ти­ве. По­это­му на­деж­ность прогнозирования за­ви­сит от точ­но­сти полученной и обработанной информации — фак­ти­че­ских по­ка­за­те­лей про­шло­го.

Воз­мож­ные раз­но­вид­но­сти про­гно­зов мож­но пред­ста­вить в ви­де сле­дую­ще­го ря­да:

1.     Эко­но­ми­че­ские про­гно­зы — но­сят пре­иму­ще­ст­вен­но об­щий ха­рак­тер и слу­жат для опи­са­ния со­стоя­ния эко­но­ми­ки в це­лом по ком­па­нии или по кон­крет­ным из­де­ли­ям.

2.     Про­гно­зы раз­ви­тия кон­ку­рен­ции — ха­рак­те­ри­зу­ют воз­мож­ную стра­те­гию и прак­ти­ку кон­ку­рен­тов, их до­лю на рын­ке и так да­лее.

3.     Про­гно­зы раз­ви­тия тех­но­ло­гии — ори­ен­ти­ру­ют поль­зо­ва­те­ля от­но­си­тель­но пер­спек­тив раз­ви­тия тех­но­ло­гий.

4.     Про­гно­зы со­стоя­ния рын­ка — ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за рын­ка то­ва­ров.

5.     Со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние — ис­сле­ду­ет во­про­сы, свя­зан­ные с от­но­ше­ни­ем лю­дей к тем или иным об­ще­ст­вен­ным яв­ле­ни­ям.

Неформальные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

На­гляд­ная ин­фор­ма­ция — это ин­фор­ма­ция, по­лу­чае­мая от средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (кро­ме пе­чат­ных ор­га­нов), а так­же смеж­ни­ков, по­став­щи­ков, кон­ку­рен­тов.

Ма­те­ри­аль­ные рас­хо­ды по­лу­че­ния та­кой ин­фор­ма­ции не­зна­чи­тель­ны, од­на­ко тре­бу­ют боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва вре­ме­ни.

Пись­мен­ная ин­фор­ма­ция — это ин­фор­ма­ция, по­лу­чае­мая из пе­чат­ных ис­точ­ни­ков пе­рио­ди­че­ской пе­ча­ти. Так же, как и на­гляд­ная, пись­мен­ная ин­фор­ма­ция не име­ет глу­бо­ко­го ха­рак­те­ра и бы­ст­ро ус­та­ре­ва­ет.

Про­мыш­лен­ный шпио­наж — ин­фор­ма­ция, по­лу­чен­ная по­сред­ст­вом про­мыш­лен­но­го шпио­на­жа, из­на­чаль­но, как важ­ней­шая, на­хо­дит­ся под за­щи­той поль­зо­ва­те­ля. Та­кая ин­фор­ма­ция яв­ля­ет­ся наи­бо­лее цен­ной.

Ко­ли­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

При­ме­не­ние та­ких ме­то­дов це­ле­со­об­раз­но в слу­ча­ях ус­той­чи­вой экс­т­ра­по­ля­ци­он­ной на­прав­лен­но­сти ис­сле­дуе­мо­го яв­ле­ния. Ина­че го­во­ря, лишь то­гда, ко­гда мож­но пред­по­ло­жить, что дея­тель­ность в про­шлом име­ла оп­ре­де­лен­ную тен­ден­цию, ко­то­рую мож­но ожи­дать и в пер­спек­ти­ве, имею­щей­ся ин­фор­ма­ции дос­та­точ­но для вне­се­ния воз­мож­ных кор­рек­тив и вы­яв­ле­ния ста­ти­сти­че­ски дос­то­вер­ных за­ви­си­мо­стей.

Ка­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

Ана­ли­зи­руя дея­тель­ность пред­при­ятия, со­став­ляя про­гноз его функ­цио­ни­ро­ва­ния, ана­ли­тик не все­гда рас­по­ла­га­ет ин­фор­ма­ци­ей, дос­та­точ­ной для ко­ли­че­ст­вен­ных ме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния, а иной раз выс­шее ру­ко­во­дство фир­мы по­про­сту не по­ни­ма­ет слож­ных ме­то­дов ко­ли­че­ст­вен­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния, что, в лю­бом слу­чае, тре­бу­ет при­ме­не­ния ка­че­ст­вен­ных ме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния.

Ка­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния пред­по­ла­га­ют об­ра­ще­ние к мне­нию экс­пер­тов — лю­дей наи­бо­лее ком­пе­тент­ных по ис­сле­дуе­мым во­про­сам.

К ка­че­ст­вен­ным ме­то­дам про­гно­зи­ро­ва­ния мож­но от­не­сти сле­дую­щие:

§  Мне­ние жю­ри, как пра­ви­ло, сво­дит­ся к обоб­ще­нию мне­ний экс­пер­тов с даль­ней­шим их ус­ред­не­ни­ем;

§  Мо­дель ожи­да­ния по­треб­но­стей — ме­тод, яв­ляю­щий­ся в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни об­рат­ным ме­то­ду со­во­куп­но­го мне­ния, про­из­во­дит­ся оп­рос кли­ен­тов;

§  Ме­тод экс­перт­ных оце­нок — ото­бран­ные и поль­зую­щие­ся до­ве­ри­ем экс­пер­ты за­пол­ня­ют оп­рос­ный лист.

Из всей со­во­куп­но­сти воз­мож­ных ме­то­дов ана­ли­за од­ним из наи­бо­лее пер­спек­тив­ных яв­ля­ет­ся бал­ло­вый ме­тод. Его мож­но ис­поль­зо­вать не толь­ко для про­гно­зи­ро­ва­ния, но и для пла­ни­ро­ва­ния и для ана­ли­за. Этот ме­тод по­зво­ля­ет объ­ек­ти­ви­зи­ро­вать со­во­куп­ность субъ­ек­тив­ных мне­ний.

В на­стоя­щее вре­мя бал­ло­вый ме­тод ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся при ре­ше­нии мно­же­ст­ва за­дач пла­ни­ро­ва­ния и про­гно­зи­ро­ва­ния в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­но­сти ис­ход­ных дан­ных, на­при­мер оп­ре­де­ле­ние воз­мож­ных ва­ри­ан­тов ре­ше­ния управ­лен­че­ской за­да­чи с ко­ли­че­ст­вен­ным ис­чис­ле­ни­ем пред­поч­ти­тель­но­сти ка­ж­до­го из ва­ри­ан­тов, ко­ли­че­ст­вен­ной оцен­ки сте­пе­ни влия­ния на ана­ли­зи­руе­мый объ­ект раз­лич­ных фак­то­ров и мно­гих дру­гих.

В ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае эта­пы и по­сле­до­ва­тель­ность их про­ве­де­ния име­ют свою спе­ци­фи­ку, тем не менее, су­ще­ст­ву­ет об­щая ме­то­до­ло­гия бал­ло­во­го ме­то­да, ко­то­рую в фор­ма­ли­зо­ван­ном ва­ри­ан­те мож­но пред­ста­вить сле­дую­щим об­ра­зом:

§  фор­му­ли­ро­ва­ние це­ли про­ве­де­ния экс­перт­но­го ана­ли­за;

§  оп­ре­де­ле­ние груп­пы спе­циа­ли­стов, обес­пе­чи­ваю­щей про­ве­де­ние экс­пер­ти­зы;

§  раз­ра­бот­ка и обес­пе­че­ние про­ве­де­ния экс­перт­но­го ана­ли­за;

§  фор­ми­ро­ва­ние груп­пы экс­пер­тов, уча­ст­вую­щих в экс­пер­ти­зе;

§  раз­ра­бот­ка ан­ке­ты с фор­му­ли­ро­ва­ни­ем во­про­сов, ис­клю­чаю­щих их двоя­кую трак­тов­ку и ори­ен­ти­ро­ван­ных на ко­ли­че­ст­вен­ную оцен­ку;

§  про­ве­де­ние ан­ке­ти­ро­ва­ния;

§  ана­лиз ан­кет;

§  про­ве­де­ние ан­ке­ти­ро­ва­ния во вто­рой, тре­тий, чет­вер­тый раз, в за­ви­си­мо­сти от слож­но­сти ис­сле­до­ва­ния и тре­буе­мой точ­но­сти;

обоб­ще­ние ре­зуль­та­тов

Процесс планирования

Процесс планирования - это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом;

Первый этап. Фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплекс целей). Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.¹

Планирование

Устойчивость функционирования предприятия, фирмы, компании в условиях рынка определяется в том числе наличием действий по согласованию внешнего проявления их элементов. При этом обеспечение соответствия между целями, задачами и потенциальными возможностями предприятия является основой для обоснования направлений деятельности. Данные действия объединены в рамках стратегического планирования, которое в сочетании с маркетингом обеспечивает возможность роста организации с точки зрения экономических показателей.

Планирование является естественной частью менеджмента. Планирование - это умение предвидеть цели фирмы , предугадать результаты ее деятельности и оценить ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Планирование помогает ответить на четыре важных вопроса.

1. Что хочет представлять из себя фирма ?

2. Где она находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности?

3. Куда она собирается двигаться?

4. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты ее основные цели?

Планирование — первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть», а «предвидеть - это уже почти действовать».

Планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Еще А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

Принцип единства  предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.

Понятие «система» означает:

1) существование совокупности элементов;

2) взаимосвязь между ними;

3) наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов  организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например организация в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада) и их интеграции.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждой член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Каковы выгоды реализации принципа участия?

Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностей работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.

В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.

В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы жесткие, вертикально построенные структуры, некоторые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации.

Смысл принципа непрерывности заключен в том, что:

- процесс планирования на предприятиях должен осуществляться         постоянно, в рамках установленного цикла;

- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу , (второй — на смену первому, третий — на смену второму и т.д.).

Второе из условий непрерывности планирования — постоянное следование планов  друг за другом - компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи  прерывания компаниями процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение  определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок:

- неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов; изменяются не только фактические предпосылки, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным. И наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгодами.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

Принцип поточности. Всякий план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Стратегическое,   долгосрочное   планирование   вынуждено   ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.¹

Заключение

Планирование и успех организаций. Некоторые организаций, как индиви­ды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого тру­да на формальное планирование. Более того, планирование са­мо по себе не гарантирует успеха, организация, создающая тактические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто сущест­венных благоприятных факторов для организации. Современны темп изменения и увеличения знании является настолько большим, что тактическое плани­рование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей.  Знание того, чего организация хо­чет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формаль­ное планирование способствует снижению риска при принятии решения. При­нимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недосто­верной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Пла­нирование, поскольку оно служит для формулирования установленных це­лей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня тактическое планирование становится скорее прави­лом, чем исключением.

Список литературы

1.       Стратегическое планирование. Под ред. Уткина ЭА. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ", Издательство ЭКМОС, 1998.

2.       Одегов Ю.Г„ Журавлев П.В. Управление        персоналом:         Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997.

3.       Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: «Дело», 1992.

4.       Автор: Видяпина В.И.-БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2