Таможенное право
Тема 1: Таможенное право как отрасль казахстанского права
План лекции
1. Предмет таможенного права
2. Методы и принципы таможенного права
3. Система таможенного законодательства и права
4. Источники таможенного права
Тезисы лекции
1. В последнее время заметно возрастает роль государства и права в регулировании международного обмена товарами, услугами и разнородной информацией. Государство, основываясь на конкретных юридических актах, устанавливает соответствующие таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные платежи, налоги, утверждает таможенные правила и иные формы правового и управленческого воздействия га участников внешнеэкономической деятельности. С помощью соответствующих норм права правоохранительные органы принимают меры к нарушениям таможенных правил, ведут оперативно-розыскную и профилактическую работу в таможенной сфере. В связи с этим сейчас комплексно и достаточно активно обсуждается проблема появления нового вида правовых отношений – таможенных правоотношений, а отсюда и проблема формирования такой новой отрасли казахстанского права, как таможенное право.
Таможенное право – это формирующая отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих таможенные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к таможенной деятельности в целом. Следовательно, при определении содержания таможенного права необходимо, прежде всего, определить совокупность юридических норм, регулирующих таможенные отношения в современном обществе.
Отсюда можно заключить, что содержание таможенного права характеризует и специфическая таможенная деятельность. Эта деятельность с правовой точки зрения является совокупностью организационных, документальных или оперативных действий, совершаемых определенными субъектами и требуемых таможенным законодательством. На практике таможенная деятельность связана с таможенным досмотром, проверкой таможенными органами документов, учетом товаров и транспортных средств, с проверкой таможенных платежей, с дознанием по таможенным правонарушениям и т.д.
2. В юридической литературе в последние годы обсуждаются также проблемы методов и принципов таможенного права. Причем в этомсмысле прежде всего речь идет о совокупности приемов, способов воздействия норм таможенного права на общественные отношения.Выделяются и исследуются самые разнообразные методы, способы и принципы правового воздействия, а именно: императивный метод, диспозитивный метод, разные способы правового регулирования (предписания, дозволения, запрещения), принципы демократизма таможенного права, законности, эффективности, учета международно-правового сотрудничества и т.д. А также существуют иные методы воздействия на поведение участников таможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий.
Делегирующий метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляет конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства.
Рекомендательный метод правового регулирования таможенных отношений выражается в том, что законодатель предоставляет участникам этих правоотношений самим выбирать те или иные варианты поведения. То есть он рекомендует, задает некую программу таможенной деятельности.
Санкционирующий метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель предусматривает тому или иному участнику таможенных отношений право самому принимать решение по интересующим его проблемам, но данные решения в то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке.
Принципы таможенного права – это зафиксированные в правовых нормах регулируемые таможенные отношения, положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие системный характер ее нормам и институтам и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования таможенных отношений в обществе. Одним из главных принципов таможенного права является принцип верховенства Конституции РК. Важным принципом таможенного права является принцип приоритетности интересов государства в определении всей таможенной политики в современных условиях. Не менее важным принципом таможенного права является принцип единства системы таможенной службы и центра управления ее деятельности.
3. В частности, речь идет о значительной совокупности норм права, регулирующих отношения в таможенной сфере, основные из которых могут быть представлены в специальной матрице отношений. Полнота правового регулирования таможенных правоотношений в этом контексте может быть достигнута, если вся совокупность рассматриваемых норм таможенного права «перекроет» все наиболее важные объекты, явления и процессы, подлежащие таможенно-правовому воздействию.
Следовательно, при анализе понятия системы таможенного законодательства мы прежде всего, говорим о совокупности норм таможенного права, из которых состоит этот вид законодательства; о регулировании с помощью указанных норм права и законов различных объектов, явлений и процессов в обществе. То есть по сути, понятие системы таможенного права здесь непосредственно определяется через совокупность таможенно-правовых норм, ее составляющим. Таким образом, система таможенного права представляет собой относительно систематизированный порядок таможенно-правовых норм.
С точки зрения важности законодательных актов и общественных отношений, систему таможенного законодательства можно представить следующим образом:
- таможенно-правовые нормы Конституции РК;
- законодательство об организации таможенного дела;
- законодательство о правовом регулировании перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- законодательство о правовом регулировании таможенного оформления товаров;
- законодательство о правовом регулировании декларирования товаров, хранения;
- законодательство о таможенных платежах и валютном контроле;
- международное таможенное законодательство.
Таможенные правоотношения и нормы таможенного права
Регулирование с помощью права таможенных отношений осуществляется посредством установления определенных таможенно-правовыхнорм, т.е. путем установления правил поведения субъектов таможенных отношений и применения норм таможенного права. Нормы таможенного права регулируют взаимоотношения таможенных органов, граждан, организаций и другие, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают данным регулируемым отношениям особый таможенно-юридический характер – характертаможенно-правовых отношений: субъекты указанных отношений выступают в качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей. Поэтому можно сделать вывод, что таможенные отношения между самыми разнообразными участниками – таможенными органами, предприятиями, организациями, в которых последних участвуют в качестве носителей прав и обязанностей, установленных нормами таможенного права, называются таможенно-правовыми отношениями.
В целом сущность таможенно-правовых отношений в обществе можно охарактеризовать, следующим образом:
- во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественные отношения таможенных органов, граждан, предприятий;
- во-вторых, это отношения граждан, таможенных органов, организаций, предусмотренные и урегулированные нормами таможенного права, выражающими идеи законности в таможенно-правовой сфере;
- в-третьих, они являются средством решения задач в области формирования единого таможенно-правового пространства РК, стран СНГ, защиты прав товаропроизводителей, товарообмена, укрепления экономической безопасности и многих других
Такова наиболее общая характеристика таможенно-правовых отношений. Одновременно они содержат ряд особенностей, которые дополняют приведенную выше характеристику и позволяют выделять эти правоотношения среди других видов правоотношений.
2. Как видно из приведенного выше определения таможенного права, норма данного права представляет собой правило поведения участников таможенных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенных порядке и форме и вступает в силу в конкретный законодательный срок. А совокупность указанных норм составляет предмет и содержание самого таможенного права.
Однако отдельно взятая норма таможенного права, группа таких норм – это еще не само таможенное право. Таможенное право, как и право вообще, - прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической структурой общества».
В то же время норма таможенного права, в отличие от социальных норм вообще, - это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает своими специфическими особенностями и признаками. Становится очевидным, что в норме таможенного права всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступать участники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме таможенного права независимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае, или в ином положении.
3. Известно, что нормы таможенного права, как и все остальные юридические нормы, применяются на определенном пространстве и в течении определенного времени, т.е. в процессе правоприменительной деятельности в таможенной сфере необходимо четко представлять себе действие указанных норм в пространственном и во временном измерениях. Проблема применения норм таможенного права в пространстве решается обычным способом. Законы и иные акты таможенного характера РК, принятые соответствующими государственными органами страны и в установленном порядке, действуют на всей территории Казахстана и субъекты РК. Применение норм таможенного права во времени несколько усложнено. Здесь в первую очередь нужно иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо закона или акта в целом. Основополагающим при этом является правило, согласно которому в таможенной сфере применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенных органов, причем действующими нормативными актами признаются акты, вступившие в силу. Законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования в газете «Казахстанская правда», «Юридическая газета». В данных законах, в постановлениях о введении в действие закона могут устанавливаться конкретные даты вступления в силу, разное время начала действия отдельных норм, содержащихся в одном законе. Указы Президента, постановления Правительства РК вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования, если в указанных актах не установлен срок вступления их в силу. В таможенной области новые нормативные акты могут иметь обратную силу, а старые – применяться к отношениям, возникшим или существовавшим в период их действия. По решению нормотворческих органов, закрепленному в Таможенном кодексе РК, в самом нормативном акте или акте о введении его в действие.
В таможенных отношениях действует правило: противозаконность и наказуемость действий или бездействия определяется нормой, действовавшей во время совершения этого деяния. Однако норма, устанавливающая противозаконность и наказуемость деяния или смягчающая наказание, имеет обратную силу, т.е. с момента вступления ее в силу распространяется также на деяния, совершенные до ее выхода в свет. С момента вступления в силу нормы, устанавливающей противозаконность, соответствующие деяния, совершенные до ее вступления в силу, не считаются таможенными правонарушениями.
4. Под источниками таможенного права понимаются соответствующие внешние формы правовых норм, которые позволяют выразить их действенность в определенной системе и методах правового регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела. В качестве источников таможенного права выступают правовые акты государственных органов, в которых содержатся обязательные правила поведения.
Система источников таможенного права закреплена в Таможенном кодексе РК, согласно которой законодательство РК о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса, закона «О таможенном тарифе», иных актов законодательства РК, принятых в соответствии с Таможенным кодексом. Общее руководство таможенным делом в соответствии с законодательными актами РК осуществляют Президент РК и Правительство РК, которые в целях регулирования общественных отношений в рассматриваемой области издают соответствующие нормативные акты.
Центральным органом контролирующим деятельность таможенных органов является Комитет таможенного контроля РК Министерства финансов РК.
Из анализа вышеприведенного можно сделать вывод, что система источников таможенного права состоит из нормативных актов органов государственной законодательной и исполнительной власти, к которым относятся:
- конституционные нормы, являющиеся нормами прямого действия и закрепляющие исходные начала и основные принципы таможенного дела в РК;
- нормы законодательства, рассчитанные на длительный период действия и так или иначе регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела;
- нормы текущих правовых актов по вопросам таможенного дела, издаваемых Президентом РК, Правительством РК, Комитетом таможенного контроля РК министерства финансов РК, а также совместные акты КТК РК МФ РК с другими министерствами и ведомствами;
- нормы международных правовых договоров и соглашений по таможенному делу, участниками которых является Республика Казахстан.
Тема 2 Таможенный контроль
План лекции
1. Понятие таможенного контроля, его виды и основные формы осуществления
2. Принципы организации таможенного контроля
3. Особенности таможенного контроля некоторых категорий товаров
4. Личный досмотр
Тезисы лекций
1. Отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенного контроля, регулируются разделом 12 Таможенного кодекса РК.
Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан в целях обеспечения соблюдения законодательства РК, а также иного законодательства Республики Казахстан и международных договоров,контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РК.
Таможенный контроль является одним из средств реализации таможенной политики государства. Его основная цель — выявление с помощью различного рода проверок соответствия проведенных таможенных операций и действий таможенному законодательству, соблюдения физическими и юридическими лицами, участвующими в таможенной деятельности, установленных таможенных правил и процедур.
Следует обратить внимание на то, что в деятельности таможенных органов большую роль играет реализация функций, обеспечивающих исполнение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю.
Среди большого количества функций, реализуемых таможенными органами РК, значительную роль играют те, которые призваны обеспечить исполнение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю. В их число входят:
— обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнениемкоторого возложен на таможенные органы;
— обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защиты экономических интересов РК;
— осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
— взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;
— обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
В соответствии с Таможенным кодексом РК таможенный контроль производится в следующих формах:
— проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
— таможенный досмотр (осмотр товаров и транспортных средств, личныйдосмотр как исключительная форма таможенного контроля);
— учет товаров и транспортных средств;
— устный опрос физических, в том числе должностных, лиц;
— проверка системы учета и отчетности;
— осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазиновбеспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляетсядеятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
В зависимости от формы осуществления таможенный контроль подразделяется на:
— проверку необходимых для таможенных целей документов на товары итранспортные средства;
— осмотр товаров и транспортных средств;
— досмотр товаров и транспортных средств.
При этом первая форма таможенного контроля является документальным контролем, вторую и третью следует отнести к контролю фактическому.
В организации таможенного контроля необходимо отметить специфику его методов, определяемую совокупностью приемов и способов его проведения. Можно выделить следующие методы контроля:
— обычный таможенный контроль по прибытии товаров и транспортныхсредств в таможенный пункт;
— таможенный контроль во время движения транспортного средства;
— сплошной таможенный контроль, когда используются все его формы,предусмотренные ТК РК;
— выборочный таможенный контроль, заключающийся вприменении выборочных форм таможенного контроля и характеризующийсянаибольшей демократичностью.
Кроме того, в необходимых случаях, установленных таможенным законодательством РК, при проведении таможенного контролямогут применяться и другие методы контроля, в том числе разрешается использование различных специальных технических средств, химических приборов и т.п. Например, использование технических средств способствует упрощению процедуры таможенного контроля, сокращению времени таможенного оформления и таможенного контроля, а также имеет большое значение в борьбе с контрабандой товаров и транспортных средств.
В практической деятельности таможенных органов все виды, формы и методы таможенного контроля находятся в тесной взаимосвязи.
Следует отметить, что все эти виды таможенного контроля взаимосвязаны и направлены на установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.
Проверка документов на товары и транспортные средства. Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств. Однако возможны случаи, когда таможенный контроль заключается только в проверке документов.
По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам: транспортные документы, торговые, таможенные и др.
К транспортным документам относятся те, по которым товары перемещаются через таможенную границу при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом — накладные, коносаменты (применительно к железнодорожному транспорту также дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции) и др.
К торговым документам относятся: контракты, счета-фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы, составляемые поставщиками товаров.
К таможенным относятся документы, выданные и удостоверенные в надлежащем порядке должностными лицами таможенных органов.
К другим документам относятся: сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны
ема 3: Таможенные режимы
План лекции:
1. Классификация таможенных режимов с экономической точки зрения
2. Таможенный склад, выпуск товаров для свободного обращения, экспорт товаров, реэкспорт товаров, реимпорт товаров
3. Переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров вне таможенной территории, временный ввоз, временный вывоз
4. Свободный склад, свободная таможенная зона, транзит товаров, магазин беспошлинной торговли, отказ от товара в пользу государства, уничтожение товара
5. Новшества касающиеся таможенных режимов принятые с введением Таможенного кодекса Республики Казахстан (по сравнению с законом РК «О таможенном деле в РК»).
Тезисы лекций
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными режимами. Понятие «таможенный режим» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.
В узкоспециальном значении, используемом в таможенном законодательстве Республики Казахстан, это понятие обозначает «совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, для таможенных целей».
Таможенный режим становится одной из основных категорий таможенного законодательства Республики Казахстан. С ее помощью определяется:
- конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели применения);
- условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;
- права и обязанности бенефициара таможенного режима;
- в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу.
Таможенный кодекс республики Казахстан содержит общий перечень видов таможенных режимов товаров и транспортных средств:
1. выпуск товаров для свободного обращения
2. реимпорт товаров
3. таможенный склад
4. магазин беспошлинной торговли
5. переработка товаров на таможенной территории
6. переработка товаров для свободного обращения
7. переработка товаров вне таможенной территории
8. временный ввоз товаров и транспортных средств
9. временный вывоз товаров и транспортных средств
10. экспорт товаров
11. реэкспорт товаров
12. транзит товаров
13. уничтожение товаров
14. отказ от товара в пользу государства
15. свободная таможенная зона
16. свободный склад
17. специальный таможенный режим
Таможенные режимы, в зависимости от их роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности, можно условно разделить на 2 группы. Для первой группы характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений порядок применения таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зрения таможенные режимы этой группы выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции (выпуск товаров для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт)
Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные режимы, отличающиеся более гибким использованиемтаможенно-правовых инструментов регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразные потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные режимы этой группы, предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара только в строго определенных целях. Разрешение на применение таких таможенных режимов выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций. Таким образом, предоставлениеэкономических таможенных режимов носит целевой и индивидуальный характер.
Правовой механизм использование таможенных режимов объективно предполагает наделение таможенной администрации значительными полномочиями. Это выражается в первую очередь в принятии таможенным органом (его должностным лицом) решения о возможности поместить конкретный товар под определенный таможенный режим, то есть предоставить в каждой конкретной ситуации разрешение на использование данного режима, либо об отказе в таковом, исходя из экономической оценки допустимости и целесообразности данной операции (с учетом общей концепции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности).
Экономические таможенные режимы предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврат ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных ограничений, лицензирования, квотирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Из установленных в таможенном кодексе таможенных режимов к группе экономических можно отнести следующие: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, временный ввоз и временный вывоз, свободная таможенная зона, свободный склад, переработка товаров вне таможенной территории. Перечисленные таможенные режимы имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с коммерческой деятельностью.
Таможенный склад – это таможенный режим, предназначенный для хранения под таможенным контролем ввезенных товаров в специальных помещениях или местах, имеющих статус таможенного склада, без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров.
Срок хранения товаров на таможенном складе определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, но не может превышать 3 года со дня помещения товаров под таможенный режим таможенного склада. Товары, имеющие ограниченный срок годности хранения, потребления реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму и вывезены с таможенного склада непозднее чем за 60 календарных дней до истечения указанных сроков.
Товары, предназначенные для экспорта, хранятся под таможенным контролем; при этом предоставляются льготы, предусмотрены законодательством (например, освобождение от таможенных пошлин и налогов или возврат уплаченных сумм).
Понятие таможенного склада уже давно используется во внешнеторговом и финансовом законодательстве. Государство всегда охотно шло на создание таможенных складов, поскольку помимо выгод для развития торговли это приводило к созданию на его территории товарных запасов. А постоянный резерв товаров, создание и содержание которого не сопряжено с какими-либо расходами для государства, особенно важен в период социальных, экономических и политических потрясений.
Таможенный склады используются не только в таможенном деле. Аналогичные режимы используются в финансовом праве применительно к косвенным налогам на товары, подлежащие обложению внутренними налогами. Следует различать понятия «Таможенный склад» и «режим таможенного склада (таможенного складирования)». Таможенный склад представляет собой место, где в установленном порядке допускается складирование товаров, попадающих под действие определенного режима. Чаще всего этот режим является таможенное складирование. Однако в некоторых случаях на таком складе могут храниться товары и под другими таможенными режимами.
Магазин беспошлинной торговли.
Развитие международной торговли привело к появлению ряда новых таможенных режимов, одним из которых является магазин беспошлинной торговли. Использование такого режима позволяет продать иностранный товар под таможенным контролем на таможенной территории данной страны без взимания таможенных пошлин и налогов и применения к товарам мер экономической политики.
Специфика беспошлинной торговли отчетливо проявляется в сравнении с другими таможенными режимами. От таможенного склада магазин беспошлинной торговли отличается прежде всего целью помещения под таможенный режим: не для хранения товаров в течении определенного срока, а для его скорейшей продажи. Тот факт, что товар иностранного производства реализуется на таможенной территории РК без взимания таможенных пошлин и налогов, применения мер экономической политики, составляет основное отличие таможенного режима магазина беспошлинной торговли.
Потенциальных покупателей привлекает в таких магазинах в первую очередь то, что товары продаются в них по ценам, в которые не включены таможенные налоги.
Ведь последние значительно увеличивают цену по сравнению с аналогичными отечественными товарами, особенно в отношении подакцизных товаров, что существенно влияет на конкурентоспособность продаваемого товара.
В качестве объекта данного таможенного режима могут выступать как товары иностранного производства, так и отечественные. Как те, так и другие предназначаются для продажи только физическим лицам выезжающим за пределы таможенной территории РК, таким образом, вывоз товаров, приобретенных в магазине таможенной территории – непременное условие применения этого режима. С целью контроля за его соблюдением работники такого магазина делают отметки о покупке товаров в проездных документах своих клиентов. Форма отметки определяется владельцем магазина по согласованию с таможенным органом.
В отношении данного режима деятельность таможенных органов сводится к контролю:
- за соблюдением таможенного законодательства в процессе торговли;
- за фактическим вывозом товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли.
Как правило, магазины беспошлинной торговли открываются в залах ожидания для пассажиров, отъезжающих за границу. А также для транзитных пассажиров в крупных аэропортах, портах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через государственную границу, предназначенных для пересечения границы физическими лицами. Торговые залы должны находиться обязательно за линией таможенного контроля, т.е. за пределами места, отведенного для производства таможенного оформления товаров, вывозимых физическими лицами при их следовании через таможенную границу РК. В тоже время расположение торговых залов должно исключать возможность доступа в них лиц, въезжающих на территорию РК. Обустройство торговых залов, подсобных помещений и склада магазина должно быть таким, чтобы исключались возможность поступления и изъятия товаров помимо таможенного контроля и гарантировалась невозможность доступа к ним посторонних.
Таможня, в зоне деятельности которой находится магазин беспошлинной торговли, имеет право устанавливать конкретные требования к обустройству и месту расположения помещений магазина.
Местом производства таможенного оформления товаров, помещаемых в магазин беспошлинной торговли, может быть только склад магазина. Туда товары помещаются в присутствии или с ведома уполномоченных должностных лиц таможенного органа.
Свободная таможенная зона. Свободный склад.
В соответствии с Таможенным кодексом РК содержание таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада заключается в том, что иностранные товары размещаются и используются с соответствующих территориальных границах или помещениях без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики, за исключением мер по безопасности товаров.
Под таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада могут быть помещены товары. Не запрещенные к ввозу на территорию РК и вывозу с нее.
В Контексте мер таможенно-тарифного регулирования свободная таможенная зона и свободный склад представляют собой беспошлинную торговую и складскую территорию, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты таможенных пошлин и налогов, то есть с точки зрения налогового режима она рассматривается как находящаяся за пределами таможенной границы.
Подобная экстерриториальность касается не только налогового режима (таможенно-тарифного регулирования), но и административного режима внешнеторговых отношений. В отличие от режима таможенного склада, при котором товары могут храниться на складе до трех лет, таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада предполагают хранение товаров без ограничения сроков.
Привлекательность таможенного режима свободной таможенной зоны проявляется с созданием в Казахстане разнообразных свободных экономических зон. Считается, что создание структуры свободной экономической зоны целесообразно начинать с учреждения свободных таможенных зон. В сравнении с другими разновидностями свободных зон беспошлинные зоны просты организационно, компактны, требуют сравнительно небольших начальных затрат. С практической точки зрения это означает сокращение сроков разработки нормативных материалов и проведения необходимых согласований, меньшие трудности с поиском источников финансирования подбором и обучением персонала, планировкой и оснащением этой зоны. Деятельность свободных таможенных зон позволит накопить опыт в администрировании свободными экономическими зонами и, кроме того, предоставит иностранным предпринимателям возможность присмотреться к новым инвестиционным проектам, имея в виду понятную осмотрительность зарубежных партнеров в отношении новых капиталовложений в экономику РК.
Транзит товаров
Институт транзита порожден объективными потребностями международного товарообмена и имеет такую же многовековую историю, как и сама международная торговля.
В правовом механизме транзита можно выделить два типа отношений, возникающих соответственно при транзите транспортных средств и транзите товаров.
Регламентация транзита транспортных средств занимает обособленное место в таможенном регулировании внешнеэкономической деятельности. Это можно объяснить тем, что транспортные средства играют, прежде всего, роль вспомогательного звена в системе международного товарооборота и не является, как правило, непосредственным объектом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Поэтому представляется закономерным, что положения Таможенного кодекса РК, посвященные таможенному транзиту, относятся только к товарам.
Длительное время товары, провозимые транзитом через таможенную территорию, облагались таможенными пошлинами. Примерно к концу 18 века осознание противоречия такой практики с экономическими интересами государства привело к упрощению условий транзита и освобождению товаров, провозимых транзитом по таможенной территории, от уплаты сборов и пошлин. Одновременно с развитием коммуникаций, средств транспорта и увеличением объема международных товаропотоков начал складываться таможенный режим транзита, позволяющий устранить действие протекционистских мер в отношении товаров, перемещаемых по таможенной территории под таможенным контролем.
Экономический характер режима в первую очередь определяется его значением для:
- развития и облегчения международных перевозок (внешний аспект);
- стимулирования деятельности в сфере услуг по транспортировке и обработке грузов (внутренний аспект).
Развитию режима транзита способствовала и разработка различных международно-правовых документов, направленных на унификацию регулирования и облегчения условий транзита товаров. На национальном уровне использование режима транзита, разнообразие форм его применения диктуются специфическими внутренними факторами (например, наличием на территории государства развитой транспортной инфраструктуры).
Таможенный кодекс РК дает общее определение таможенного режима транзита товаров: «Транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Республики Казахстан, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики».
Исходя из характера источников правового регулирования и сферы применения таможенного транзита, можно выделить следующие его типы (формы):
- международный транзит, использование которого регламентируется положениями международных конвенций по вопросам транзита либо предусматривается отдельными положениями иных международных соглашений, не посвященных специально вопросам транзита (например, Всемирной почтовой конвенции, в которой, среди прочего, установлен порядок транзита почтовых отправлений);
- транзит товаров, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством.
5. В законе «О таможенном деле в РК» предусматривалось всего 15 таможенных режимов, то в Таможенном Кодексе их всего 17. Если в законе РК «О таможенном деле в РК» таможенный режим временного ввоза и вывоза товаров определен как один вид, то в Таможенном кодексе данный режим разделен на два самостоятельных режима. Приведено в соответствии с Киотской конвенцией наименование режима «Переработка товаров для свободного обращения», в законе он назывался «Переработка товаров под таможенным контролем», что являлось совсем не точным наименованием таможенного режима, так как и при переработке на таможенной территории товары находятся под таможенным контролем.
Дополнительно введен специальный таможенный режим, под который предполагается помещать товары без взимания таможенных пошлин и налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Также в Таможенном кодексе четко определяется перечень лиц, несущих ответственность за несоблюдение таможенного режима и перечень случаев, освобождающих от такой ответственности.
Основной концепцией при регламентации таможенных режимов является приближение к требованиям и условиям Специального приложения Киотской конвенции.
Днем заявления товаров под определенный таможенный режим считается дата регистрации таможенной декларации таможенным органом, а днем помещения товаров под таможенный режим считается дата выпуска товара таможенным органом. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенного режима несет декларант в соответствии с законами Республики Казахстан. В ст. 118 указаны случаи и обстоятельства, при которых лица не несут ответственности.
Теперь рассмотрим изменения и особенности применения некоторых таможенных режимов. Так, для таможенных режимов переработки, выдаваемого вместо обязательства об условиях переработки, выдаваемого таможенными органами, сейчас представляется заключение уполномоченного государственного органа об условиях переработки, а при ремонте товаров предоставление заключения не требуется.
Переработка товаров на таможенной территории (статьи 152-163). Важнейшие изменения коснулись условий помещения товаров под данный таможенный режим. Если раньше по выбору декларанта требовалась уплата ввозных таможенных пошлин и налогов, либо гарантия уполномоченного банка, либо внесение на депозит таможенного органа причитающихся сумм, то в Таможенном Кодексе такая норма отсутствует, и это во многом облегчает механизм использования режима.
Предельный срок переработки, включая время, необходимое для фактического вывоза продуктов переработки, составляет 3 года, вместо 2-х лет, предусмотренных ранее действовавшим законодательством. Продление сроков в пределах 3-х лет осуществляется таможенным органом. Однако таможенный кодекс предусматривает предоставление отчета в течении 20 календарных дней со дня истечения сроков переработки по установленной форме.
Переработка товаров вне таможенной территории (статьи 173-187). При использовании данного режима теперь предусмотрены меры экспортного контроля. Изменения в части обеспечения уплаты вывозных пошлин данного режима не коснулись в отличие от предыдущего таможенного режима. Сохранены сроки переработки (2 года), а порядок продления сроков идентичен предыдущему режиму. Предусмотрена замена продуктов переработки иностранными товарами, если они совпадают по своему описанию, количеству, стоимости, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки. В статье 180 определен порядок замены продуктов переработки при ремонте. Непосредственно в Кодексе присутствует норма по применению таможенных пошлин и налогов (ст 183), что не было предусмотрено в Законе РК «О таможенном деле в Республике Казахстан». Этот вопрос регулировался ведомственными инструкциями. Несколько изменен порядок завершения режима. Так, согласно ст. 187. не позднее дня истечения срока переработки товаров вне таможенной территории, установленного в соответствии со статьей 176 ТК РК, продукты переработки должны быть ввезены на таможенную территорию Республики Казахстан или помещены под таможенный режим экспорта товаров. Изменение таможенного режима допускается без фактического представления товаров или продуктов переработки таможенному органу.
Временный ввоз товаров (статьи 188-196). В Таможенном кодексе ранее действовавший режим временного ввоза и вывоза товаров разделен на два самостоятельных режима. Рассматриваемых режим предусматривает соблюдение требований по безопасности товаров с последующим вывозом товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
Кардинальное изменение в условиях помещения под режим временного ввоза – отсутствие п. 4статьи 65 Закона РК «О таможенном деле в РК» (неиспользование товаров для коммерческой деятельности), который был камнем преткновения и споров до настоящего момента. Исчисление сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при частичном освобождении, производится в валюте контракта на дату регистрации таможенной декларации. Периодичность уплаты сумм таможенных пошлин и налогов определяется декларантом. Существенные изменения коснулись срока временного ввоза и порядка их продления. Так, срок временного ввоза товаров определяется декларантом в соответствии с целями и обстоятельствами такого ввоза, но не может превышать 3 года (ранее было 2 года), за исключением отдельных случаев. Изменение сроков временного ввоза свыше трех лет осуществляется в соответствии с частью 2 п.1 статья 192. При продлении сроков временного ввоза товаров таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются, таможенная декларация не подается. Предусмотрена возможность передачи права пользования, распоряжения или отчуждения временно ввезенного товара иному лицу, являющемуся правопреемником, а также возможность приостановления режима временного ввоза.
Временный вывоз товаров (статьи 197-205). Как и в прежнем законодательстве, данный режим содержит практически те же нормы, что и временный ввоз товаров, но направлен на вывоз товаров с последующим ввозом на таможенную территорию Республики Казахстан.
Реэкспорт (статьи 209-211). Данный таможенный режим заслуживает особого внимания, так как изменения затронули практически всю его структуру. Самой главной особенностью является предоставленная возможность возврата поставщику товаров, не соответствующих условиям внешнеэкономической сделки, в течении 6 месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
Реэкспорт товаров – таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на территорию Республики Казахстан, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов без применения мер нетарифного регулирования, за исключением мер в области экспортного контроля.
Статьей 210 определены условия для помещения товаров под данный режим, при этом реэкспорт товаров подакцизных товаров осуществляется при условии обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов либо таможенного сопровождения. Возврат обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов осуществляется после подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Республики Казахстан.
Реимпорт товаров (статьи 121-123). Под режим реимпорта помещаются товары, ранее вывезенные с территории Республики Казахстан в режиме экспорта и ввозимые обратно с освобождением от таможенных пошлин и налогов, без применения мер нетарифного регулирования. В кодексе добавлены требования по безопасности товаров и мер в области экспортного контроля.
Препятствием к помещению товаров под таможенный режим реимпорта является операции по ремонту, которые привели к увеличению стоимости товаров по сравнению со стоимостью на момент их вывоза. Полностью изменены условия возврата таможенных пошлин. Возврат ранее уплаченных таможенных пошлин производится только в отношении товаров, по которым установлены дефекты на момент пересечения таможенной границы при вывозе либо в случае незавершения внешнеэкономических сделок по обстоятельствам, не зависящим от лица. По этим причинам товары возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу при соблюдении условий, определенных таможенным кодексом.
При помещении под таможенный режим реимпорта товаров части партии экспортированных товаров возврат уплаченных сумм производится по количественному соотношению этой части к партии экспортированных товаров.
Уничтожение товаров (статьи 220-224). При рассмотрении этого режима нужно отметить несколько изменений, которых не было ранее. Уничтожение допускается, если товары, заявляемые к таможенному режиму уничтожения товаров, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
В отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, таможенный режим уничтожения товаров может быть заявлен владельцем таможенного склада по согласованию с лицом, поместившим товары на таможенный склад.
Уничтожение товаров производится под таможенным контролем в сроки, определенные таможенный органом для фактического уничтожения товаров, исходя из способа уничтожения и места его проведения.
Отказ от товара в пользу государства (статьи 225-228). Здесь мы видим небольшие изменения в назначении таможенного режима, дополнительно введено требование по безопасности товаров. Основным новшеством является перечень товаров, которые не допускаются к помещению под данный таможенный режим, ранее этот перечень определялся Правительством Республики Казахстан.