Таможенные пошлины и сборы и их роль в формировании доходной части бюджета РФ

Введение.

На  сегодняшний  день  в структуре внешнеэкономической деятельности  Российской  Федерации,  как  и  во  всей  экономике  страны, происходят  глубокие  изменения.  Если  раньше внешнеэкономическая  деятельность,  а значит  и  импорт  товаров  и  услуг,  была  монопольной  сферой  деятельности  государства,  то  сегодня  ситуация  изменилась:  Российская  Федерация пошла  по  пути  либерализации  внешней  торговли,  открыв  свободный  доступ  к  участию  в  ней  предприятий,  организаций  и  других  хозяйствующих  субъектов.

 Предприятие,  желающее  “раздвинуть”  рамки  своей  хозяйственной  деятельности  за  территорию  Российской  Федерации, сталкивается  с  такими  вопросами,  как правила  экспорта-импорта  товаров  и  услуг,  порядок  валютных  операций  при  экспорте-импорте,  процедура  выхода  на  мировой  рынок.  Немаловажную  роль  здесь  играют  и  вопросы,  связанные  с  порядком  налогообложения  внешнеэкономической  деятельности.  От  государства  в  данной  ситуации  требуется  создание  таких  условий  функционирования,  которые  бы  способствовали  реализации  целей  внешнеэкономической  политики  страны. 

Грамотно  построенная  налоговая  система  в  области  внешнеэкономической  деятельности,  ее  структура,  цели  налоговой  политики    окажут  огромное  влияние  и  на  функционирование  экономики  в  целом,   и  на  все  макроэкономические  показатели  развития  страны,  и  на  предпринимательскую  активность  юридических  и  физических  лиц. Таким  образом,  налогообложение  является  одной  из  важнейших  составляющих  внешнеэкономической  политики  государства.

Цель  курсовой  работы  -  рассмотреть виды таможенных платежей в РФ и показать их роль в формировании доходов федерального бюджета.

I.                  Правовая природа таможенных платежей.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Таможенный кодекс от 18 июня 1993 г. N 5221-I вступил в силу с января 1994 года, и  действует в настоящее время с изменениями и дополнениями от 19 июня, 27 декабря 1995 г., 21 июля, 16 ноября 1997 г., 10 февраля 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая, 30 июня 2002 г.

При перемещении через таможенную границу Российской Федерации и в других случаях, установленных статьей 110 Таможенного кодекса, уплачиваются следующие таможенные платежи:

1)                таможенная пошлина;

2)                налог на добавленную стоимость;

3)                акцизы;

4)                сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5)                сборы за выдачу квалифицированного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6)                таможенные сборы за таможенное оформление товаров;

7)                таможенные сборы за хранение товаров;

8)                таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9)                плата за информирование и консультирование;

10)           плата за принятие предварительного решения;

11)           плата за участие в таможенных аукционах.

Специфика таможенных платежей сегодняшнего дня состоит в том, что уже никто не препятствует вывозу или ввозу товаров в Россию; таможенное оформление происходит в субъектах федерации по месту нахождения предприятия или гражданина, где и должна происходить оплата пошлины, налогов и сборов, т.е. таможенный контроль и оформление происходят не только на границе, но и внутри страны. Появилось понятие внутренней и пограничной таможни. Сложился и действует порядок, при котором, ввезенный товар, представляется на границе или в международном аэропорту и направляется для декларирования и оформления во внутренний таможенный орган.

Правовая природа таможенных платежей имеет большое практическое значение. Она определяет назначение и использование средств, получаемых в соответствии с Таможенным кодексом.

Таможенные платежи, установленные ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, обладают разной правовой природой, из которой следует, соответственно, определенное место в системе государственных доходов и конкретное финансовое назначении каждого платежа.

Часть платежей - НДС и акцизы - косвенные налоги в полном смысле этого слова. Им свойственны индивидуальная безвозмездность, обязательность уплаты в установленные государством сроки, их размер входит в цену товара и, в конечном счете, оплачивается покупателем. Эти особенности определяют их поступление в федеральный бюджет.

К таможенной пошлине полностью относятся все перечисленные особенности косвенных налогов, единственное ее отличие от них - закон не называет ее налогом буквально.

Остальные таможенные платежи относятся к неналоговым доходам государства. Им свойственны индивидуальная возмездность, добровольность уплаты, для них характерен признак целевой направленности.

Из всех возмездных платежей можно выделить группу, имеющую характер платы государству за выполнение действий, имеющих юридическое значение:

-            сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

-            сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

-            плата за принятие предварительного решения.

Остальные возмездные платежи, взимаются в оплату других действий различного рода: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные платежи, носящие возмездный характер, входят в систему неналоговых доходов государства, поступают во внебюджетный фонд, консолидируются в бюджете, имеют целевую направленность, расходуются в порядке указанном в законе о бюджете на текущий год.

Криминалистическое значение имеет то обстоятельство, что вследствие особенностей правовой природы, уклониться можно только от уплаты платежей, входящих в систему налоговых доходов государства. Исключение составляют таможенные сборы за таможенное оформление, которые, хотя и являются неналоговым доходом государства, но уплачиваются вместе с налоговыми платежами до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

В результате стремительного входа России в рыночную экономику конкретные размеры платежей изменяются Правительством и Законами очень динамично. Однако уяснение правовой природы налогов и неналоговых платежей должно давать правильное понимание экономических инструментов государства, позволять ориентироваться в финансовых процессах, определять налоговую политику предприятия, защищать права юридических лиц и законные интересы граждан.

II. Таможенные платежи, их виды.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом, либо иным лицом в соответствии с Таможенным кодексом  до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу Российской Федерации, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях - государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов Российской Федерации в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации совместно с Министерством связи Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

При предоставлении отсрочки или рассрочки уплата таможенных платежей обеспечивается в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом.

За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым этим банком кредитам. Лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка уплаты таких платежей не предоставляется.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица, либо внесением на депозит причитающихся сумм.

При залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у залогодателя, если таможенный орган Российской Федерации не примет иного решения.

Залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа Российской Федерации.

Оформление залога и обращение взыскания на предмет залога осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о залоге.

В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение операций в иностранной валюте. Указанные банки и иные кредитные учреждения включаются по их заявлению в реестр, который ведет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (Приказ ГТК № 41 от 16.01.01).

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом Российской Федерации в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации не для коммерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке.

За время задолженности взыскивается пеня в размере 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты.

При отсутствии у плательщика денежных средств, взыскание обращается на имущество плательщика в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

При попытке уклонения от уплаты таможенных платежей Государственный таможенный комитет Российской Федерации по представлению таможенного органа Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении операции по счетам плательщика до момента фактической уплаты, являющееся обязательным для исполнения банком и иными кредитными учреждениями.

В случае если лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации не является декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они не знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они не знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей.

При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются.

Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

1. Таможенная пошлина.

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза).

Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

 В Российской Федерации ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих перемещение через таможенную границу РФ, видов сделок, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О Таможенном тарифе».

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.             Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки, в установленном Правительством размере.           Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются, если страной происхождения товара является страна, в торгово-политических отношениях с которой не применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ).           Ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, являющихся пользователями национальной схемы преференций. Перечень таких стран утвержден Постановлением Правительства РФ №1057 от 13.09.94.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, - ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются.           Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие из государств - бывших участников СССР, с которыми заключены двусторонние соглашения о свободной торговле. Это - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

·                   адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости);

·                   специфические (в определенной сумме к количественной или весовой единице измерения товаров);

·                   комбинированные(альтернативные) ставки сочетают  в себе элементы двух первых видов. Обычно комбинированные таможенные тарифы содержат несколько типов ставок на один и тот же товар.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам (в определенной сумме к количественной или весовой единице измерения товаров) или комбинированным ставкам, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной торговли.

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и сезонные.

Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.

Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования.

Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством Российской Федерации на основании результатов повторного антидемпингового расследования, которое проводится в порядке, установленном статьями 18 и 20 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", по инициативе Правительства Российской Федерации или на основании запросов заинтересованных лиц.

Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев.

Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

В случае введения специальных защитных мер на срок более чем один год условия их применения (объем импортной квоты, ставка специальной пошлины) рассматриваются Правительством Российской Федерации в течение указанного срока для определения возможности их смягчения в целях адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.

В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены.

Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.

Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 года № 791 "О введении дополнительной импортной пошлины"

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".

2. Налог на добавленную стоимость.

Применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствие с Таможенным кодексом, Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Федеральным Законом № 36-ФЗ от 02.01.00            Налог на добавленную стоимость уплачивается непосредственно декларантом, либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов применяется в отношении:

- продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации;

- по товарам для детей по перечню, установленному частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Коды указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов Российской Федерации отдельными нормативными документами ГТК России.

В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

 Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется как сумма:

- таможенной стоимости товаров;

- подлежащей уплате таможенной пошлины;

- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

 Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О Таможенном тарифе" и используется при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, а также применении иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства.

Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость.

 Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки товаров) основывается на общих принципах такой оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Порядок ее применения устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона РФ "О таможенном тарифе".

Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма таможенной декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом РФ в соответствии с законодательством РФ.

 Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости, определенная в качестве составляющей коммерческой тайны или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом РФ исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.

В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.

 При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении которой налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.

 Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:

Сндс = (Ст + Пс + Ас) x Н, где

Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;

Ас - сумма акциза;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле:

Сндс = (Ст + Пс) x Н, где

Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Пс - сумма ввозной таможенной пошлины;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по формуле:

Сндс = Ст x Н, где

Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

Налог на добавленную стоимость в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле:

Сндс = (Ст + Ас) x Н, где

Сндс - сумма налога на добавленную стоимость;

Ст - таможенная стоимость ввозимого товара;

Ас - сумма акциза;

Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

 Общая сумма налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

 При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, установленном ГТК России.

Налог на добавленную стоимость уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров.

В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, налог на добавленную стоимость уплачивается государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы налога на добавленную стоимость на счета таможенных органов Российской Федерации.

По письменному разрешению ГТК России налог на добавленную стоимость может уплачиваться на счета Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

По желанию плательщика налог на добавленную стоимость может уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.

Уплата сумм налога на добавленную стоимость в различных видах валют допускается с согласия таможенного органа.

3. Акцизы.

Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом, Законом Российской Федерации "Об акцизах",  Федерального Закона № 2-ФЗ от 02.01.00 № 01-06/36951, постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.99 № 1008 "О марках акцизного сбора", Приказа ГТК № 896 ОТ 03.10.00.             Объектом налогообложения признается операция по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подлежат обложению акцизами следующие подакцизные товары:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;

- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

- товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция (спирт пищевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) ювелирные изделия.

7) автомобили легковые и мотоциклы;

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ГТК России.

 Налоговые ставки (ставки акцизов) по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, являются едиными на всей территории Российской Федерации и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих такие товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы уплачивает непосредственно декларант, либо иное лицо в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты акцизов исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты акцизов, в порядке, установленном ГТК России.

По товарам, подлежащим обязательной маркировке акцизными марками установленного образца, оплата марок является авансовым платежом по акцизам.

Ставки авансового платежа в форме приобретения акцизных марок утверждаются Правительством Российской Федерации.

Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, установлена в размере:

0,75 рубля - на алкогольную продукцию;

0,075 рубля - на табак и табачные изделия.

Порядок приобретения акцизных марок, представления в таможенные органы отчета об их использовании и возврата таможенными органами денежных средств, уплаченных при покупке марок, устанавливается ГТК России по согласованию с Минфином России.

По желанию плательщика, акцизы могут уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации.

Уплата акцизов в различных видах валют допускается только с согласия таможенного органа.

Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате акцизов производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации - на день уплаты.

   Акцизы уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров.

В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, акцизы уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы акцизов на счета таможенных органов Российской Федерации.

При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

1) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения акциз уплачивается в полном объеме;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которого он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;

4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз уплачивается при ввозе указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации;

5) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, не предназначенных для производственной или иной деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты акциза в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Уплата акциза при перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации подакцизных товаров производится в соответствии с правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами ГТК России.

При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме, в рублях и копейках за единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов, как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины.

При освобождении от уплаты таможенной пошлины в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты суммы акциза условно начисленная сумма таможенной пошлины не включается.

В случае освобождения от уплаты акциза для целей учета в налогооблагаемую базу для его исчисления условно начисленная сумма таможенной пошлины включается.

Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров, в отношении которых налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным ставкам акцизов, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акциза, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

С = Н х А,  где

С - сумма акциза;

Н - налоговая база (таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму подлежащей уплате таможенной пошлины);

А - ставка акциза в процентах.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, исчисляется как произведение соответствующей ставки акциза и налоговой базы:

С = А х Кт,  где

С - сумма акциза;

А - ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения товара;

Кт - количество товара (в единице измерения, за которую установлена данная ставка акциза).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, и которые подлежат маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок:

Спл = Собщ - См,  где

Спл - сумма акциза, подлежащая уплате;

Собщ - общая сумма акциза по товарам декларируемой партии, отнесенным к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:

Собщ = Сумма Ст ,  где

Сумма - знак суммы;

Ст - сумма акциза в отношении товаров определенной емкости или расфасовки, рассчитанная по формуле:

Ст = Кт х Ку х А х Кк ,  где

Кт - количество товаров определенной емкости или расфасовки (для табачных изделий - количество пачек, для алкогольной продукции - количество бутылок или иных емкостей);

Ку - коэффициент, учитывающий соответствующую емкость или расфасовку (для табачных изделий - количество изделий в пачке, для алкогольной продукции - объем бутылок или иных емкостей);

А - ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения;

Кк - коэффициент, учитывающий объемное содержание безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в алкогольной продукции (крепость). Коэффициент КК используется в случае, если ставка акциза установлена за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

См - часть суммы акциза, уплаченная при покупке акцизных марок за товары декларируемой партии, отнесенные к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:

См = Стм х Км ,  где

Стм - стоимость акцизной марки в рублях, установленная Правительством Российской Федерации;

Км - количество марок.

Общая сумма акциза при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых данным налогом по разным ставкам акцизов, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров.

В случае если в соответствии с международным договором Российской Федерации с иностранным государством отменяются таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, особенности налогообложения подакцизных товаров, происходящих из такого государства или выпущенных в свободное обращение на его территории и ввозимых на территорию Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок налогообложения таких товаров доводится до сведения таможенных органов нормативными правовыми актами ГТК России.

4. Таможенные сборы за таможенное оформление.

Порядок таможенного оформления определяется как нормами Таможенного кодекса Российской Федерации, так и иными актами российского законодательства.

В зависимости от стадии таможенного оформления его порядок определяется различными нормативными актами, каждый из которых регламентирует отдельные вопросы таможенного оформления.

Основным документом по данному вопросу является Таможенный кодекс РФ, а именно раздел 4 - "Таможенное оформление". Порядок таможенного оформления определяется также актами Правительства РФ и Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ). Важным документом также является Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", 5003-1, от 21 мая 1993 года, действующий с 1 июля 1993 года и Закон № 25 от 05.02.97 «О внесении изменений и дополнений в Закон «О таможенном тарифе». Эти документы определяют порядок взимания таможенных пошлин, что является неотъемлемой частью таможенного оформления.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств, производимое таможенными органами, регулируется чаще всего актами ГТК РФ. Вот некоторые из них:

§   приказ ГТК РФ  № 162 от 16.12.98 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации"

§   приказ ГТК РФ  № 951 от 20.10.00 «О внесении дополнений в приказ ГТК от 16.12.98»;

§   приказ ГТК РФ  № 429 от 25.05.00 «Об утверждении инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи»;

§    приказ ГТК РФ  № 1010 от 09.11.00 «Об утверждении Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление»;

§   приказ ГТК РФ  № 844 от 19.09.00 «О порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками соглашений о Таможенном союзе»;

§   приказ ГТК РФ  № 701 от 14.08.00 «О выдаче заключений о таможенном оформлении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации»;

§   приказ ГТК РФ  № 577 от 05.08.00 «О таможенном контроле и таможенном оформлении экспресс-товаров» и другие нормативные акты.

 В процессе таможенного оформления различаются такие стадии, как: предварительные операции, временное хранение, декларирование, деятельность таможенного брокера и таможенного перевозчика, оформление основных таможенных документов, таких, как грузовая таможенная декларация, декларация таможенной стоимости и другие операции таможенных органов.

Таможенное оформление - процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, определяется как совокупность операций, производимых должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

Таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель или получатель товаров, либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа Российской Федерации, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Язык, на котором производится таможенное оформление, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом и нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Начало таможенного оформления начинается не позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа Российской Федерации заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств.            В целях таможенного оформления таможенные органы Российской Федерации вправе брать пробы и образцы товаров и проводить их исследование (экспертизу).

За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождающем багаже международных почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров, исключая товары не для коммерческих целей - дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которой контролируется Центральным банком Российской Федерации, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы взимаются в двойном размере.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.

5. Таможенные сборы за хранение товаров.

За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской Федерации, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, исходя из средней стоимости оказанных услуг.

Таможенные сборы за хранение представляют собой вид таможенного платежа, уплачиваемого за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы.

Определение величины сборов находится в компетенции ГТК РФ и в настоящее время установлены Приказом ГТК от 07.10.93 N 388 "Об утверждении Положения о временном хранении (складах временного хранения)".             Порядок расчета таможенного сбора за хранение товаров на таможенном складе установлен Приказом ГТК от 22.02.94 N 72 "Об утверждении Правил учреждения таможенных складов таможенными органами и использования таких складов".

В случае фактического помещения товаров и транспортных средств на склад временного хранения в течение суток с момента уведомления таможенного органа о прибытии груза сборы за хранение вышеназванных товаров взимаются в следующем размере:

-         за хранение товаров – сумма, эквивалентная 0.04 ЕВРО за килограмм в сутки;

-         за хранение транспортных средств – сумма, эквивалентная 3 ЕВРО за единицу в сутки.

Если товары и транспортные средства фактически не были помещены на склад временного хранения в течение суток с момента уведомления таможенного органа о прибытии груза, то сборы за хранение вышеназванных товаров не взимаются.

В случае помещения товаров на транспортном средстве на склад временного хранения без разгрузки в течение первых суток и в последующие сутки сборы за хранение вышеназванных товаров взимаются соответственно в сумме, эквивалентной 0,04 евро за кг в сутки и в сумме, эквивалентной 3 евро  за единицу (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т.п.) в сутки.

За хранение на складе временного хранения таможенного органа транспортных средств, перемещаемых в качестве товаров, таможенные сборы за хранение вышеназванных товаров взимаются в сумме, эквивалентной 0,04 евро за кг в сутки.

При применении ставки таможенных сборов за хранение товаров и транспортных средств на складе временного хранения за неполный календарный день (неполные сутки) применяются ставки за одни календарные (полные) сутки.

Если товары и транспортные средства находятся на складе временного хранения полный и неполный календарный день (т.е. полные и неполные сутки), то к таким товарам применяются ставки таможенных сборов за двое суток.

Таможенные сборы за хранение на таможенном складе уплачиваются в размере 0,02 евро за 1 кг брутто в сутки, а за хранение в специально приспособленных помещениях (например, особый температурный режим) в размере 0,03 евро.

Региональные таможенные управления вправе устанавливать свои суммы сборов за хранение, но не выше сумм, установленных ГТК.

Согласно распоряжения ГТК от 01.02.00 № 01-99/100 в целях усиления таможенного контроля за товарами, помещаемыми под таможенный режим таможенного склада, увеличения собираемости таможенных платежей и на основании ст. 24, 43 Таможенного кодекса Российской Федерации ограничивается срок нахождения в режиме таможенного склада товаров, имеющих установленные сроки годности или реализации (лекарственные средства, продукты питания и т.п.), при таможенном оформлении таких товаров в соответствии с таможенным режимом таможенного склада.           Устанавливается такой предельный срок хранения товаров, помещаемых под таможенный режим таможенного склада, с учетом даты изготовления и срока (даты) годности (реализации) таких товаров и требования, что их выпуск для свободного обращения или помещение под иной таможенный режим с таможенного склада должен быть осуществлен не позднее, чем за три месяца до окончания их срока (даты) годности или реализации.

         

6. Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров.

За таможенное сопровождение товаров взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации.

Согласно распоряжения ГТК от 17.11.00. № 01-99/1265  и приказа ГТК № 897 от 03.10.00 «Об утверждении Положения о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств» в целях усиления таможенного контроля, исключения случаев недостоверного декларирования и неуплаты таможенных платежей в отношении отдельных категорий товаров на основании статьи 23 Конвенции МДП 1975 г. и статьи 136 Таможенного кодекса Российской Федерации необходимо производить доставку иностранных товаров, указанных в перечне, перемещаемых автомобильным транспортом в регион деятельности Центрального таможенного управления, а также между таможенными органами Центрального таможенного управления, при условии их таможенного сопровождения в случае, если у таможенного органа Российской Федерации имеются основания полагать, что перевозчик, либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации.

Перечень некоторых отдельных товаров, доставка которых осуществляется с таможенным сопровождением.

PRIVATEКод по ТН ВЭД России

Наименование позиции

7321

Печи отопительные, печи отопительно - варочные и печи для приготовления пищи (включая со встроенными котлами центрального отопления), фритюрницы, жаровни, горелки для плит, подогреватели для разогрева пищи и аналогичная бытовая аппаратура неэлектрическая, и их части, из черных металлов

8418

Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое или других типов; тепловые насосы.

8421

Центрифуги, включая центробежные сушилки; оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей или газов

8423

Оборудование для взвешивания (кроме весов чувствительностью 0,05 г или выше), включая весы, оборудованные устройствами для подсчета и контроля массы товаров; разновесы для весов всех типов

8450

Машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством

8469

Машинки пишущие, кроме принтеров товарной позиции 8471; устройства для обработки текстов

8471

Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные

8472

Оборудование конторское (например, гектографические или трафаретные множительные аппараты, машины адресные, автоматические устройства для выдачи банкнот, машины для сортировки, подсчета или упаковки монет, машинки для заточки карандашей)

8476

Автоматы торговые (например, для продажи почтовых марок, сигарет, продовольственных товаров или напитков), включая автоматы для размена банкнот и монет

85

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

9006

Фотокамеры (кроме кинокамер); фотовспышки и лампы - вспышки, кроме газоразрядных ламп товарной позиции 8539

9402

Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения, поворота, подъема и наклона; части вышеупомянутых изделий

7. Информирование и консультирование.

Лицо, в отношении которого принято решение таможенным органом Российской Федерации, совершено действие должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, а также лицо, в отношении которого решение не принято или требуемое действие не совершено в течение трехмесячного срока, вправе обратиться в этот таможенный орган в двухмесячный срок со дня принятия решения совершения действия либо истечения срока их принятия или совершения с запросом о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы такого лица непосредственно и индивидуально.

Запрос подлежит рассмотрению таможенным органом Российской Федерации в месячный срок.

При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменном виде.

Акты законодательства Российской Федерации по таможенному делу, иные акты законодательства Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации общего характера подлежат опубликованию соответственно в печатных изданиях высших федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и изданиях Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает опубликование наиболее важных правовых актов по таможенному делу в иных средствах массовой информации, а также издание сборников правовых актов по таможенному делу.

Краткие справки об основных положениях таможенного и иного законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации, предоставляются для общедоступного ознакомления в местах нахождения таможенных органов Российской Федерации.

Тексты опубликованных правовых актов предоставляются всем заинтересованным лицам за плату, взимаемую в размерах, определяемых Государственным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Указанная плата не взимается в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, в том числе решениями Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Работники таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений Государственного таможенного комитета Российской Федерации консультируют по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, в порядке определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ст. 391 ТК).

За консультации взимается оплата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Указанная плата не взимается, если правовой акт не опубликован, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, в том числе решениями Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Размеры платы за предоставление текстов правовых актов и консультирование таможенными органами РФ следующий (в долларах США):

1.              За предоставление текстов опубликованных правовых актов, изданных (заключенных) таможенными органами:

в течение 1 рабочего дня

в течение 3 рабочих дней

в течение 7 дней

в течение 14 дней

не позднее 30 дней

2,0

1,0

0,8

0,4

0,2

2.              За предоставление текстов неопубликованных правовых актов, изданных таможенными органами - суммы, увеличенные в 2 раза.

3.              За предоставление текстов актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации - суммы, уменьшенные в 2 раза.

4.              За предоставление текстов правовых актов (базовая расчетная по договору об абонементном обслуживании сумма)

-в течение 3 рабочих дней со дня издания

(государственной регистрации, получения) 

-в течение недели со дня издания

(государственной регистрации, получения)  

-в течение 2 недель со дня издания

(государственной регистрации, получения) 

-в течение 20 дней со дня издания

(государственной регистрации, получения)

-в течение 30 дней со дня издания

(государственной регистрации, получения)

-1 раз в месяц 

-1 раз в 3 месяца

10,0

5,0

3,0

1,0

0,5

0,3

0,2

Базовая расчетная сумма используется при абонементном обслуживании сроком от одного до трех месяцев.

При шестимесячном сроке абонементного обслуживания базовая расчетная сумма увеличивается в 1,2 раза, при годовом сроке - в 1,5 раза.            Сумма предоплаты рассчитывается исходя из ежемесячного издания правовых актов объемом 100 страниц (если правовые акты относятся не более чем к четырем таможенным режимам или двум разделам Таможенного кодекса Российской Федерации или Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" - 50 страниц).

5.              За устную консультацию при разовом обращении:

-         обычную

-         обычную вне времени работы

-         срочную

-         срочную вне времени работы

7,0

10,0

14,0

20,0

6. За письменную консультацию при разовом обращении:

-         в течение 1 рабочего дня

-         - в течение 3 рабочих дней

-         - в течение 7 дней

-         - в течение 14 дней

-         - в течение 21 дня

-         - не позднее 30 дней

30,0

25,0

20,0

16,0

12,0

10,0

7. За консультирование на основе договора об абонементном обслуживании: (базовая расчетная сумма)

а) устная консультация:

-         обычная

-         срочная

10,0

15,0

б) письменная консультация:

-         в течение 1 рабочего дня

-         в течение 3 рабочих дней

-         в течение 7 дней

-         в течение 14 дней

-         в течение 21 дня

-         не позднее 30 дней

50,0

40,0

32,0

26,0

22,0

20,0

Базовые расчетные суммы используются при абонементном обслуживании сроком от одного до трех месяцев.

При шестимесячном сроке абонементного обслуживания базовая расчетная сумма увеличивается в 1,2 раза, при годовом сроке - в 1,5 раза. Сумма предоплаты рассчитывается исходя из ежемесячного предоставления устных консультаций продолжительностью 10 получасов или письменных ответов объемом 20 страниц.

8. Принятие предварительного решения.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, а также отдельные таможни Российской Федерации, определяемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, могут принять предварительное решение относительно классификации товаров, их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей и по другим вопросам применения актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции.

Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения направляет в таможенные органы Российской Федерации письменный запрос. Запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, любые другие необходимые сведения в зависимости от характера запрашиваемого предварительного решения.

Запрос отклоняется, если вынесение предварительного решения не представляется возможным. Отклонение запроса о принятии предварительного решения обжалованию не подлежит.

Предварительное решение является обязательным для таможенных органов Российской Федерации. Предварительное решение действует в течение одного года в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации заявителем.

За принятие предварительного решения взимается оплата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Таможенные органы Российской Федерации могут аннулировать, изменить или отозвать предварительное решение, принятое ими либо нижестоящими таможенными органами Российской Федерации.

Аннулирование или изменение предварительного решения производится, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, предоставленной заявителем, а также в случае изменения законодательства Российской Федерации, имеющего отношение к предварительному решению и вступает в силу со дня принятия решения об аннулировании или изменении.

Предварительное решение может быть отозвано, если имеются достаточные основания для этого. Решение об отзыве вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его принятия.

При аннулировании, изменении или отзыве предварительного решения плата за его принятие возврату не подлежит, если заявитель воспользовался этим решением, либо предоставил неполную или недостоверную информацию.

Аннулирование, изменение и отзыв предварительного решения обжалованию не подлежат.

9. Сборы за выдачу лицензий таможенными органами  РФ.

Таможенный кодекс РФ впервые предоставил российским юридическим и физическим лицам возможность заниматься хозяйственной деятельностью в сфере таможенного дела. Создана правовая основа для деятельности в качестве таможенного брокера, таможенного перевозчика, для организации таможенных, свободных складов и складов временного хранения, а также для учреждения магазинов беспошлинной торговли.

Разрешение на осуществление такой деятельности оформляется путем получения лицензий на осуществление того или иного вида деятельности в сфере таможенного дела. Порядок выдачи лицензий и срок их действия определяются ГТК РФ. За выдачу лицензий таможенными органами взимаются таможенные сборы.

Для получения лицензии, дающей право на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера необходимо:

а) иметь в штате специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный аттестат;

б) заключить договор страхования своей деятельности. Страховая сумма не может быть менее 10000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

в) иметь материально-техническое оснащение, достаточное для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;

г) иметь условия обеспечивающие ведение учета и отчетности точно и полно отражающих операции с товарами подлежащими таможенному контролю.

Порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и срок ее действия определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

За выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, а также за возобновление её действия установлены следующие сборы:

·        за выдачу лицензии - в размере 500-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

·        за возобновление срока действия лицензии - 1000-кратного установленного законом размера

·        минимальной месячной оплаты труда.

 Лицензия может быть аннулирована Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче.

Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии. Лицензия может быть отозвана государственным таможенным комитетом российской Федерации в случае:

1)    неоднократного невыполнения обязанностей таможенного брокера;

2)    неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных ГТК;

3)    причинения неправомерного существенного ущерба представляемому лицу, в том числе путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, что установлено судом;

4)    признания таможенного брокера несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности;

5)    пользование услугами специалиста, не имеющего, либо лишенного квалификационного аттестата специалиста, квалификационный аттестат которого аннулирован, отозван или признан недействительным или специалиста, действие квалификационного аттестата которого приостановлено;

6)    нарушения налогового законодательства Российской Федерации.

Отзыв действует с даты принятия решения об отзыве. Повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено по истечении двух лет со дня вынесения решения об аннулировании и отзыве лицензии при условии устранения причин послуживших основанием для ее аннулирования или отзыва.

Действие лицензии может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что таможенный брокер злоупотребляет своими правами. Приостановление действия лицензии производится региональным таможенным управлением Российской Федерации на срок до трех месяцев.

Для получения лицензии, дающей право на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, необходимо:

а) иметь транспортные средства, оборудование которых удовлетворяет определяемым Государственным таможенным комитетом Российской Федерации требованиям, направленным на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

б) заключить договор страхования своей деятельности. Страховая сумма не может быть менее 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

в) иметь в собственности и в полном хозяйственном ведении либо арендовать на срок не менее трех лет такое количество надлежаще оборудованных транспортных средств, которое обеспечивало бы прибытие в течение 24 часов хотя бы одного транспортного средства в место таможенного оформления в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором таможенный перевозчик зарегистрирован.

Порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика и срок ее действия определяются государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

За выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика со сроком действия 3 года взимается сбор в размере 500-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, при выдаче лицензии со сроком действия 6 лет указанный размер сбора удваивается.

Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика может быть аннулирована или отозвана, либо ее действие может быть приостановлено таможенными органами Российской Федерации.

Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана на основании установленного порядка заявителю, либо если она была выдана на основе не полных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче.

Решение об аннулировании действует с даты выдачи лицензии. Лицензия отзывается в случае:

-         неоднократного невыполнения обязанностей таможенного перевозчика, включая необоснованные отказы в перевозке товаров и документов на них, использование необорудованных надлежащим образом транспортных средств и установления платы за перевозку, не соразмерной со средней стоимостью оказываемых услуг;

-         неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных настоящим Кодексом;

-         причинения неправомерного существенного ущерба отправителю товаров и документов на них, в том числе путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, что установлено судом;

-         признание таможенного перевозчика несостоятельным, либо объявления им своей несостоятельности.

Отзыв действует с даты принятия решения об отзыве. Повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено по истечении одного года со дня вынесения решения об аннулировании или отзыве лицензии при условии устранения причин, послуживших основанием для ее аннулировании или отзыва.

Действие лицензии может быть приостановлено на срок до трех месяцев при наличии достаточных оснований полагать, что таможенный перевозчик злоупотребляет своими правами.

При аннулировании или отзыве лицензии сборы за  ее выдачу возврату не подлежит.

За выдачу лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли взимается сбор в размере 500-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Такая лицензия выдается ГТК РФ.

За выдачу лицензии на учреждение различных видов складов владелец помещений подает в таможенный орган соответствующее заявление и установленные документы и с него взимаются сборы в следующих размерах:

а) на учреждение таможенного склада:

·        при общей площади склада до 1000 кв. м.  включительно - в сумме 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

·        при общей площади склада от 1000 до 2000 кв. м - в сумме 1500-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

·        при общей площади склада свыше 2000 кв. м - в сумме 2000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

б) на учреждение свободного склада:

·        при общей площади склада до 1000 кв. м включительно - в сумме 2000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

·        при общей площади склада свыше 1000 кв. м - в сумме 3000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

в) на учреждение склада временного хранения - в размере 800-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

10. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

Порядок выдачи квалификационного аттестата, срок его действия, а также требования к специалистам по таможенному оформлению определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть аннулирован Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, если такой аттестат не мог быть выдан на основании установленного порядка заявителю, либо если он был выдан на основании неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о выдаче аттестата. Решение об аннулировании действует с даты выдачи квалификационного аттестата.

Квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть отозван Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в случае, если специалист:

а) неоднократно не выполнил свои обязанности перед таможенными органами Российской Федерации;

б)неоднократно нарушил либо не выполнил требования законодательных и иных правовых актов по таможенному делу;

в) признан виновным в подделке документов, совершении хищения во взяточничестве, а также в случае неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных Таможенным Кодексом;

г) неправомерно причинил существенный ущерб представляемому лицу, в том числе путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию, что установлено судом;

д) нарушил налоговое законодательство Российской Федерации.

Отзыв действует с даты принятия решения об отзыве.

В случае признания таможенного брокера несостоятельным, либо объявление им о своей несостоятельности, квалификационные аттестаты его специалистов автоматически признаются недействительными.

Специалист по таможенному оформлению может быть лишен квалификационного аттестата по решению суда.

Повторное заявление о выдаче квалификационного аттестата может быть рассмотрено по истечении шести месяцев со дня его аннулирования, отзыва или признания недействительным при условии устранения причин, послуживших основанием для этого, либо по истечении срока, определенного судом.

Действие квалификационного аттестата может быть приостановлено при наличии достаточных оснований для сомнения в добросовестности осуществления специалистом по таможенному оформлению своих обязанностей.

Приостановление действия квалификационного аттестата производится региональным таможенным управлением Российской Федерации на срок до двух месяцев.

За выдачу квалификационного аттестата взимается сбор в размере 20-кратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда. За возобновление действия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению - в размере 40-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. (Приказ ГТК от 18 марта 1998 года N 152 "Об утверждении Положения о специалисте по таможенному оформлению"           При аннулировании, отзыве, признании недействительным, приостановлении действия или лишении по решению суда квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению сборы за его выдачу или за возобновление его действия возврату не подлежат.

11. Плата за участие в таможенных аукционах.

Товары, транспортные средства и иные предметы, обращенные в федеральную собственность, подлежат реализации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, на таможенных аукционах, товарных биржах, либо через торговые предприятия и организации, в том числе создаваемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Реализация товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность, производится по свободным (рыночным) ценам и в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Размер платы за участие в таможенных аукционах определяется путем сложения стоимости входного билета на аукцион, а также 10 % сбора со стоимости приобретенного товара в пользу устроителей аукциона.

III.           Роль таможенных пошлин в формировании

доходной части бюджета.

Доходы федерального бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти федерального уровня.

Доходы бюджета РФ формируются  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ и подписанным Президентом РФ 31 июля 1998г., за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений. Таможенные пошлины относятся к налоговым доходам федерального бюджета

Согласно Приложению 2 к Федеральному Закону «О Федеральном бюджете на 2003 год», в котором определяются нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2003 год доля отчислений таможенных пошлин и сборов установлена в размере:

(в процентах)

Код бюджетной классификации Российской Федерации

Наименование налога (сбора)

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

1060100

Таможенные пошлины

1060101

Ввозные таможенные пошлины

100

1060102

Вывозные таможенные пошлины

100

1064000

Прочие    налоги    и    пошлины, взимаемые     в      связи      с осуществлением внешнеэкономических операций

100

Чтобы проследить динамику доли таможенных пошлин в формировании доходной части федерального бюджета, необходимо рассмотреть структуру  его доходов за несколько последних лет. В 2000 г.  доходы федерального бюджета составили 797 200,9 млн. рублей, в 2001 – 1 193 482,9 млн., увеличившись на 396 282 млн. рублей или на 49,7% .  В 2002 году федеральный  бюджет был утвержден по доходам в сумме 2 125 718,2 млн. рублей, что превысило доходы  2001  года на 932 235,3 руб. (на 78,1%). В бюджет на 2003 г. доходы составляют 2 417 791,8 млн. рублей. Это на 292 073,6 млн. (на 13,76%) больше, чем в предыдущем финансовом году.

В структуре налоговых доходов федерального бюджета на 2000 год доля таможенных пошлин составила 25,48 % (12, 52% – вывозные, 12, 96% - ввозные таможенные пошлины), доля таможенных сборов незначительна (см. рис.1).

рис. 1. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2000 году

В 2001 году доля ввозных таможенных пошлин уменьшилась более чем в 2 раза, составив 5,26%, доля вывозных также снизилась, но не намного – до 11,83 % (см. рис. 2). Таким образом, в целом таможенные пошлины составили 17,09 % от всех налоговых доходов федерального бюджета.

рис. 2. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2001 году.

В 2002 году ситуация меняется -  происходит, небольшое увеличение доли таможенных пошлин, которая составила в целом 18, 77% от общей суммы налоговых поступлений в бюджет (см. рис. 3). На графике отчетливо видно, что по объему сборов сумму таможенных пошлин превысила лишь сумма НДС.

рис. 3 Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2002 году.

Что касается налоговых доходов федерального бюджета на текущий  финансовый год, то здесь доля таможенных пошлин несколько снизилась – до уровня 17,75%.

рис. 4. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2003 году.

В денежном выражении таможенные пошлины и другие сборы составили:

2002 год                                                                                                                     (тыс. рублей)

Код бюджетной классификации Российской Федерации

Наименование налога (сбора)

Сумма

1000000

Налоговые доходы, всего

1726310100,0

1020300

Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации

3555200,0

1060100

Таможенные пошлины

324108900,0

в том числе:

1060101

ввозные таможенные пошлины

118669000,0

1060102

вывозные таможенные пошлины

205439900,0

Всего доходов

2125718200,0

2003 год                                                                                                                    (тыс. рублей)

1000000

Налоговые доходы, всего

1 892 363 700,00

1020300

Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации

3 659 500,00

1060000

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

335 975 500,00

в том числе:

1060101

Ввозные таможенные пошлины

150 355 900,00

1060102

Вывозные таможенные пошлины

185 619 600,00

Всего доходов

2 417 791 800,00

За апрель 2003 года, как сообщает ГТК России,  таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 63,58 млрд. рублей. Установленное Правительством Российской Федерации плановое задание выполнено на 122 процента. Таким образом, за четыре месяца текущего года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 219,97 млрд. рублей, что составило 109,5 процента от планового задания.

Таким образом, несмотря на то, что утвержденные суммы таможенных пошлин и акцизов в текущем финансовом году больше, чем в предыдущем, можно сделать вывод о существовании тенденции к снижению доли таможенных пошлин в налоговых доходах федерального бюджета РФ.

Заключение.

На сегодняшний  день  в  импорте  Российской  Федерации,  как  и  во  всей  экономике  страны, происходят  глубокие  изменения. От  государства  в  данной  ситуации  требуется  создание  таких  условий  функционирования,  которые  бы  способствовали  реализации  целей  внешнеэкономической  политики  страны. Немаловажную  роль  здесь  должна  сыграть  грамотно  построенная  система  налогообложения  импорта  товаров.

На  сегодняшний  день  перспективы  налогообложения  импорта  товаров   определяются  главным  образом  динамикой  импортных  таможенных  пошлин  в  силу  того,  что  другие  инструменты  налогообложения  импорта (налог  на добавленную  стоимость  и  акцизы),  хотя  и  выполняют  регулирующую  функцию,  все  же  остаются  более  статичными,  поскольку  скорее  призваны  создать  равные  условия  и  для  импортных,  и  для  отечественных  товаров  на  внутреннем  рынке  Российской  Федерации,  нежели  оперативно  реагировать  на  изменение  ситуации  во  внешнеэкономической  деятельности.  Что  касается  таможенных  пошлин,  то  они   являются  более  гибким  инструментом,  так  как по  своему  экономическому  назначению  призваны  выполнять  роль  регулятора  внешней  торговли. 

Стратегическими направлениями развития таможенной службы Российской Федерации в 2003 году являются:

-         упрощение процедур таможенного оформления и контроля, создание центров таможенного оформления;

-         максимальное использование информационных технологий и автоматизированных систем управления;

-         выявление и пресечение экономических преступлений и правонарушении, наносящих ущерб безопасности страны, установление эффективного контроля за внешнеторговыми операциями;

-         повышение роли таможенной службы в совершенствовании и реализации таможенно-тарифной политики;

-         развитие института таможенных брокеров (поверенных);

-         развитие партнерских отношений между таможенными органами и деловыми кругами;

-         усиление борьбы с коррупцией;

-         реализация концепции модернизации таможенных органов.