Татьяна - главная героиня романа Евгений Онегин
РЕФЕРАТ
На тему: “Татьяна - главная героиня романа
Евгений Онегин”
Выполнила:
Проверила:
- 2004 г. -
Содержание.
I Взаимосвязь персонажей. Татьяна в сравнении с Онегиным и Ленским.
Татьяна и Ольга.
II Семантика имени Татьяна.
III Образ Татьяны в романе.
IV Есть ли у Татьяны прототип?
Любое художественное произведение состоит из системы образов, понятий, структуры, содержит сюжет, содержательность связей. Для того, чтобы показать и доказать настоящей работой то, что Татьяна является главной героиней романа, следует рассмотреть её образ со всех литературоведческих пластов; следует обратить внимание каким образом Пушкин А.С. преподносит нам свою героиню, что говорит о ней он сам, а также, что думают о ней персонажи произведения “ Евгений Онегин ”. Лишь только таким образом можно ответить на поставленный вопрос: ”является ли Татьяна главной героиней произведения Пушкин А.С. Евгений Онегин ”?
Художественное произведение всегда представляет собою сложную систему, не менее сложную нежели отражаемая в нём жизнь. В художественную систему литературного произведения входят объективные и субъективные элементы. Объективные - это те обстоятельства, сцены, события, лица, которые “ присутствуют ” в самой действительности и не зависят от сознания художника. Субъективные же элементы произведения - это всё то, что художник привносит от себя в создаваемую им картину жизни. Это разные углы зрения на изображаемое, это точки зрения (автора, героев, второстепенных персонажей), воспроизводимые в произведениях. А также, это читательское отношение к тому, что изображено художником. И поэтому при анализе художественного произведения нельзя забывать о том, что значительная доля его содержания заключена в подобных связях между всеми его элементами.
Роман назван именем главного героя, и казалось бы, что все остальные образы возникают в произведении, чтобы помочь более полно и глубоко понять его натуру. Но вот уже в начале второй главы видно, что повествователь и Онегин разошлись: Пушкин перестал связывать с Онегиным представление о подлинном герое русской жизни.Тут возникает закономерный вопрос: “ Почему? ” Не потому ли, что он осознал уже к началу работы, что Онегин - всего лишь своеобразная " ось ", вокруг которой совершается крушение крупных, мелких и мельчайших образов, втянутых в сюжетное действие.
Логика сюжетного построения реалистического романа не позволяет опираться на необоснованные случайности. Встреча Онегина с Ленским и с Татьяной неизбежна, так же как неизбежно " присутствие " в романе образа повествователя, коллективного образа - портрета светской толпы, многочисленных штрихов, из которых складывается обобщённое представление об образе народа. Но эта неизбежность практически всюду выражается в форме случайности.
Так, встреча с Ленским могла произойти при тех обстоятельствах, какие описаны Пушкиным в 6 строфе II гл.:
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
Как Онегин, так и Ленский, оказался, в сущности, белой вороной среди дворян. Ленский отказывается говорить о хозяйственных делах с людьми, которые погружены в мелочные заботы быта, которые пытаются наладить крепостническое хозяйство - и в этом видят смысл жизни. У Ленского иной смысл бытия: душа его устремлена к идеалам, его помыслы отданы возвышенным вопросам. Он поэт, он образованный человек. В Ленском много есть такого, что уже не доступно Онегину. Он сохранил свежесть чувств и ту открытость, которая выглядит в глазах в глазах светского завсегдатая беззащитностью. Он нравственно светлее, его душа пока ещё отличается незамутнённостью. Достоинства несомненны, но Пушкин не спешит поднять один образ над другим. В Онегине есть нечто такое, чего Ленский не успел ещё приобрести и без чего Пушкин не мыслил настоящего героя.
Итак, что даёт сопоставление Онегина с Ленским? Что прибавляет это сопоставление к их характеристикам, к пониманию их натур?
Когда Онегин встаёт рядом с Ленским, особенно резко сознаётся, как он душено испепелён, как много сгорело в нём чистого, возвышенного, какою дорогою ценою оплатил он своё презрение к светской толпе и к окрестным помещикам. И тогда мы понимаем: Онегин уже опустошён, а Ленский ещё пуст душою. Видно одно герои романа - люди очень разные.
Пушкин не только открывал многообразие типов, существовавших в действительности, но и стремился исследовать закономерные мотивы их поведения, открывал их связь с социально - историческими обстоятельствами, которые порождали эти типы, поведения и чувствования.
Итак, уже два типа открыл он, но ведь не в одних же мучениях может обнаружиться героическое начало. Нужна героиня! Не станет ли ею Ольга? Ей посвящена двадцать третья строфа второй главы. Ольга вошла в роман вместе с Ленским. Душа её настолько не сложна и не глубока, что Пушкин, характеризуя предмет поэтических восторгов Ленского, ограничился едва ли не одними внешними приметами:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдите верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Да ведь это заурядней шее воплощение книжного типа так называемой северной девы! Тип опоэтизированный второстепенными писателями и воплощённый чуть ли не в каждом романе западных романтиков той поры. Отчего же он безмерно надоел повествователю? Тут нет сомнений: он надоел той неизвестностью, которая трижды подчёркнута: всегда, всегда, всегда, Ольга - всегда скромна, послушна, весела. А задумывалась ли она о чём-либо? У Пушкина не нашлось ни одного сравнения или эпитета, с помощью которых был бы дан намёк на богатство или сложность этой души.
Однако сюжетная роль этого образа значительна. И не только потому, что с его помощью можно создать извечный любовный треугольник. Ольга просто не во вкусе Онегина. Он равнодушно скользнул взглядом по её лицу и до конца исчерпал эту пустую душу. И если ему всё-таки пришлось стреляться с Ленским из-за неё, так ведь это же чистейшее недоразумение - и читатель это знает задолго до его рокового выстрела.
И тем не менее, как бы казался второстепенным образ Ольги, без него роман также не состоялся бы, как и без Ленского. Без Ольги нет подхода к Татьяне. В образе Татьяны воплощены такие качества, которых Пушкин не обнаружил в Онегине и Ленском. Скажем прямо: качества, без которых Пушкин не мыслил подлинного героя или героиню.
Татьяна избегала опустошающего воздействия света. Но в отличие от Ленского, она не попала под влияние книг мечтательных романтиков. Татьяна читала много, так что голова пылала от мечтаний, но тут следует обратить внимание на два обстоятельства, подчёркнутые Пушкиным.
Во-первых, круг чтения Татьяны несравненно шире, чем у Ленского. Новейшая романтическая поэзия не была для неё высшим воплощением искусства. Судя по именам героев, известных ей, она упивалась лучшими образцами до романтической просветительской литературы. И не только воспевание мировой скорби, тоски и безнадёжности привлекало её и казалось ей наиболее естественным человеческим качеством. В просветительской литературе особенное внимание уделялось воспеванию долга, верности, стойкости под ударами судьбы и способности к самопожертвованию. Как мы увидим далее, эти уроки не прошли даром для Татьяны: она усвоила, что есть в жизни кое-что поважнее и выше личной свободы и любви.
А во-вторых, при формировании её нравственных понятий влияние книг особым образом сочеталось с влиянием народнопоэтического творчества. В голове её теснился ряд книжных героев, но она пытливо, жадно смотрела на русский быт, на русскую природу, на игры деревенских детей, на жизнь своих родителей и их крепостных. Татьяна на всегда почувствовала себя связанной с этой повседневной, внешне неказистой, но поэтической жизнью. В ней пробудилось сознание, что она не Полина, не Селина, не Дельфина, а именно Татьяна, с ног до головы русская девушка. Это чувство можно назвать национальной гордостью. Оно то и было той основой, на которой произрастало героическое начало в людях. Пушкин А.С., как и многие его современники был убеждён: без чувства гордости за свой народ, за своё страну, за своё культуру нет, и не может быть героев.
Как это могло произойти в эпоху видимого разобщения дворянства с народом? Как показать типичность подобных настроений Татьяны? Ведь до Пушкина многие писатели изображали и осуждали именно как типическое иное стремление - увлечение западными модами, приобретение национальной культурой России? Многие отвернулись от неё, многие демонстративно выражали пренебрежение к якобы низким проявлением старинного, русского быта. Но не все! Пушкин обнаружил не однородность правящего сословия. Сначала он показал столичную толпу. Потом указал на провинциальную дворянскую чернь. А потом обратил внимание читателей на так называемое патриархальное дворянство. По его мнению, оно отличалось некоторой близостью к народному быту. В этой-то патриархальной среде и выросла Татьяна. Не только предания старины, рассказы няни, не только привычные виды поэтической природы возбуждали в душе Татьяны чувства близости к своему народу. Вероятнее всего, что она попросту не задумывалась о спорах в критике, о народности, о патриотизме, об ответственности передового дворянства перед Россией. Всё было проще: она чувствовала и думала как истинно русский человек. Жизнь родителей служила для неё примером того, как наносные зарубежные увлечения, свойственные молодости, спадают под воздействием народного быта.
Так в роман входят родители Татьяны. Без них осталась бы неясной подобная особенность развития её характера. А вот у Онегина был, сущности, близкий отец. О его матери Пушкин вообще не упомянул. Неважно: умерла ли она, оставил ли её муж или оставила ли она мужа и ребёнка. Важно, что она не участвовала в нравственном развитии Онегина. Не было необходимости вводить в роман и родителей Ленского: не они сыграли главную роль в становлении его личности. Но невозможно правильно понять характер Татьяны, если из системы романа мысленно "убрать" её родителей. Почти восемь строф отвёл ей Пушкин - больше, чем для характеристики Ленского. Они не участвуют в сюжетном действии. От них не зависит, как сложатся отношения между героями романа. Единственное вмешательство в течение событий оказала мать, когда она решила отвезти Татьяну в Москву на "ярмарку невест". Но именно они многое дали для раскрытия пушкинского замысла. Вот что пишет поэт перед самым концом второй главы, в тридцать пятой строфе:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдные песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушали молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюдо по чинам.
Эти впечатления и наполняют душу Татьяны. Она как бы впитала основы народной нравственности. Её внутренний мир полным и богатым, её душевные силы не истрачены, её наблюдательность обогащена мечтами и размышлениями. Татьяна объективно оказалась выше, интереснее как личность, духовно богаче Онегина и Ленского. Один со своей житейской опытностью, а другой со своей книжной премудростью романтическими мечтами, они оба не смогли правильно понять Татьяну. Онегину это оказалось не под силу и впоследствии, через три с лишним года после первого свидания, когда Татьяна вышла замуж. А она, ещё не искушённая житейски, почти девочка, вплотную подошла к разгадке его характера. И в какой-то мере её догадка совпадает с авторской оценкой этого яркого и странного воплощения одного из типов русской жизни:
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее - слава богу -
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной…
Сопоставим три образа ещё в одном отношении: сравним цели и устремления этих героев.
Ленский, может быть, и стал бы поэтом с большим общественным резонансом, хотя Пушкин более вероятным предполагал другой вариант его жизненного пути. Не будь этой злополучной дуэли, он через неделю женился бы на Ольге: день свадьбы был уже назначен. Женившись, он явно ушёл бы в тихие радости семейной жизни. Провинциальный поместный быт засосал бы его. Во всяком случае, по предположению Пушкина, при подобном существовании в провинциальной глуши наиболее вероятным вариантом жизненного пути является утрата большой, общественно значимой цели. Но большой цели не было и Онегина, хоть он имел возможность соприкоснуться с теми правящими верхами, где многие из решений отзывались на судьбе народа и государства.
А какую цель могла поставить перед собой Татьяна? Ведь служение обществу всё ещё оставалось недоступным для женщины в самодержавно-крепостнической России
1820-х годов. Татьяна видит свой долг в утверждении нравственной чистоты. Личные она приносит ради сохранения твёрдости перед соблазнами светского общества. Назначение героини романа в следующем: Пушкин считал необходимым показать, что в русской действительности нет фатального предрасположения к духовной опустошённости. В образе Татьяны воплощён один из привлекательных типов, реально существовавших в жизни. С её образом связано убеждение поэта в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над без духовной средой.
По наполненности души и глубине чувств, мы видим, что Татьяне нет равных героев в произведении. Почему же Пушкин выбирает главную героиню женщиной? С чем это связано? Откуда имя Татьяна? Множество вопросов возникает, и что ответить на них нужно обратиться к Пушкинским записям.
Пушкин А.С. - истинный знаток женщин. Вряд ли ещё можно найти мужчину в истории, который настолько тонко, как Пушкин, знал женскую природу, психологию, душу, умел ценить женскую красоту, неповторимость, загадку. Т.е. другими словами Пушкин, знал не только внешнюю, но и внутреннюю сторону женщин, ценил дорожил этим. Этика и эстетика пушкинского взгляда на женщин была не однородна, многогранна, а также глубоко уважаема, что естественным образом делала ему честь в глазах женщин.
Незамедлительно подтверждение выше сказанному мы находим в "Евгений Онегин" в следующих строках: "Младые грации Москвы". Именно они говорят нам о том, что Пушкин знаток не понаслышке с женским полом. А известный критик Ю.М. Лотман в своей книге "Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"" пишет, что таковые "грации" существовали при дворе в пушкинское время, и берёт на себя смелость, высказывать такое предположение, что это были: Елизавета Ивановна Нарышкина, Марья Аполлоновна Волкова и Александра Ивановна Пашкова, т.е. если брать это замечание критика во внимание, то получается, что у каждого есть свои жизненные прототипы. А значит и у любимой героини Пушкина - Татьяны тоже есть свой прототип. Но начнём постепенно.… Почему Пушкин даёт героине имя Татьяна? Что оно значит? Что он хочет этим сказать? Попытаемся в настоящей работе последовательно ответить на эти вопросы.
Татьяна!?
Словарь имён даёт следующее определение этому имени:
"Очень эмоционально и одновременно принципиальна. Она достаточно упрямая, властная. Дружить предпочитает с мужчинами, рядом с которыми обычно чувствует себя более мягкой и женственной, или в кругу подруг. Татьяны талантливы, глубокий внутренний мир, зачастую мешает им быть понятыми окружающими.
Что же из этих качеств мы видим в пушкинской Татьяне? Все!
А посему не случайно это имя. Следует заметить, что критика отнеслась с непониманием, когда роман "Евгений Онегин" увидел свет, потому как не принято было деревенским (на тот момент) именем Таня называть детей дворянского происхождения, а романисты (со своей исключительностью во всём) также не поняли, как можно назвать главную героиню романа таким простеньким на их взгляд именем.
Но Пушкин глубже! Он знал о том, что по преимуществу имя Таня деревенское, что он хочет эти подчеркнуть?
Место действия в романе играет большую и совершенно специфическую роль. События всё время развиваются, в каком либо конкретном пространстве: в Петербурге, в Москве, в деревне, на почтовом тракте. При этом характер событий оказывается тесно связанным с местом, в котором они развёртываются. Деревня - органичный мир Татьяны (вот почему взято автором данное имя). Татьяна чужая в Москве - в доме тётки и в зале Благородного собрания - и в Петербурге в собственном доме. Татьяна в Петербурге тоскует по "бедному жилищу", но Петербург это не только "ветошь маскарада", светский и придворный "омут". Салон Татьяны - оазис высокой культуры, духовного аристократизма, это "пушкинский мир". Простота и естественность поведения людей здесь перекликаются с простотой истинной народности, и это делает переход Татьяны в столичный мир, в одном опустошение, безусловно, насильственным, в другом - естественным и органичным. "Свой мир" для Татьяны - это тот мир, к которому она хотела бы вернуться, а свой мир для Онегина - это тот, от которого он хочет бежать. Даже из этого обзора видно, к какому из героев ближе автор, кого он как бы выделяет, кого "приближает" к себе.
Критика не понимала Пушкина зачем он назвал таким именем героиню, а люди уже почти два века восхищаются этим именем, дают его своим дочерям, влюбляются в девушек, названных Татьянами. Чем же так полюбилась героиня?
Начиная описывать Татьяну, Пушкин использует настойчивое повторение частиц НЕ и НИ.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей…
… Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела…
И дальше: "её изнеженные пальцы не знали игл", "узором шёлковым она не оживляла полотна", "куклы… Татьяна в руки не брала", "в горелки не играла". Пушкин рассказывает не столько о том, какой была Татьяна, сколько о том, какой она не была: обычной. В Татьяне всё своё, всё не обычное, не похожа она ни на девиц из романа, ни Дуню, что "разливает чай" и пишет: "Приди в чертог ко мне златой!", ни на свою сестру Ольгу и её подруг.
… … .. страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей…
… Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…
… Ей рано нравились романы…-
вот и всё с чем изначально знакомит Пушкин, говоря о Татьяне. Этого казалось бы, совсем мало, но Пушкин пишет о ней очень серьёзно, без улыбки, как о Ленском; без сожаления, как об Онегине, - на уважении к героине.
В романе главное не повороты сюжета, а мысли, чувства, искания героев автора. Татьяна умет верить, мечтать, ждать, надеяться, любить:
"Давно её воображенье,
Сгорая негой тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томление
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала … кого-нибудь,
***
И дождалась… Открылись очи,
Она сказала это он!"
Что это значит - "душа ждала кого-нибудь"? Неужели Татьяне действительно всё равно, кого полюбить? Ведь вокруг неё много молодых людей: Петушковы, Пыхтины, Буяновы, - но эти люди не привлекают Татьяну, она ждёт кого-нибудь необыкновенного, отличного от всех, с кем ей приходилось до сих пор встречаться. "И дождалась!"
Белинский, объясняя характер Татьяны, говорит: " Весь внутренний мир Татьяны заключается в жажде любви, ничто другое не говорило её душе, ум её спал…Девические дни её ничем не были заняты, в них не было своей череды труда и досуга…Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создавала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший её внутренний огонь, что её ум не чем не был занят."
"И вдруг является Онегин. Он весь окружён тайной: его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром, среди которого он является таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни - всё это произвело таинственные слухи, которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить её к решительному эффекту первого свидания с Онегиным."
Татьяна совсем не знает Онегина: она видела его один только раз, да ещё слышала неодобрительные разговоры "расчётливых соседей". Она знает лишь, что Евгений не такой, как все вокруг, - этого оказывается достаточно, чтобы заинтересоваться, а потом полюбить. Но ведь надо же знать, кого любишь! А Татьяна не знает людей за исключением соседей, она ни кого не видела, - мужчины знакомы ей только по романам, она и наделяет Онегина качествами литературных героев:
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон,-
Всё для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Рассказывая о любви Ленского, Пушкин не как не позволяет читателю отнестись к этой любви слишком серьёзно: мы видим его лёгкую улыбку, чувствуем его недоверие к возвышенным страстям героя. Описывая любовь Татьяны, автор один только раз позволяет себе улыбнуться: "бесподобный Грандисон, который нам наводит сон…". Но эта улыбка адресована не Татьяне, а Ричардсону - создателю достаточно скучного романа.
К любви Татьяны Пушкин относится всерьёз и, более того, благоговейно. Почему же? Ведь, на первый взгляд, это та же романтически - напыщенная, выдуманная страсть, что у Ленского: ведь Татьяна тоже
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет на изусть
Письмо для милого героя…
Ведь Татьяна так же не знает и не понимает Онегина, как Ленский не знает и не понимает Ольги! И, казалось бы, Пушкин, рассказывая в строфах VIII-X о любви Татьяны, выбирает такие же возвышенные слова, как те, которыми говорил о Ленском: "очи", "жаркий одинокий сон", "волшебной силой", "уныние", "сладостный роман", "обольстительный обман", "плоды сердечной полноты"…
Слова такие же, а отношение автора к герою - иное. И это отношение, естественно, передаётся читателю. Если Ленский "сердцем милый был невежда", душа у него "безумная", блаженство "минутное", чувства "давно не новые" - то Татьяну Пушкин называет "девой милой", "мечтательницей нежной".
Вот что пишет Белинский: "здесь не книга родила страсть, но страсть не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было воображать Онегина Вольмаром, Малек - Аделем, де - Линаром и Вертером? Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что Татьяны тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина".
Татьяна очень мало знала жизнь, людей и даже себя - как и Ленский. Но по характеру она совсем иной человек, чем Ленский: "существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная" (Белинский). И придуманная любовь Ленского может оказаться недолговечной, рассыпаться от первого же прикосновения жизни, то любовь Татьяны - настоящее большое чувство, как бы по-книжному оно не проявлялась. Вот почему Пушкин уважает эту любовь и преклоняется перед Татьяной. Потому что в обыкновенной русской деревне среди глупых надутых помещиков и замученных ими крестьян, среди пошлых сельских барышень вырос характер яркий, сильный, способный на трудное счастье неразделённой любви…
С тобой теперь я слёзы лью,
Татьяна, милая Татьяна!
Ты в руки модного тирана
Уже отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая, но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство томное зовёшь…
На протяжении пяти строк Пушкин два раза называет Татьяну "милой", да и вообще это слово постоянно сопутствует Татьяне. "Волшебный яд желаний”, "искуситель роковой", "недвижны очи", "мгновенное пламя" - все эти слова Пушкин употребляет всерьёз; потому что любит Татьяна всерьёз, а других слов она не знает.
Знаменитый разговор Татьяны с няней - две любви, две судьбы. Казалось бы, огромная разница: девушка - дворянка 20-х годов XIX века, окруженная вниманием семьи, заботами крепостных, - и крестьянская девушка чуть не середины XVIII века, ребёнком ещё отдана "в чужую семью", скорее как работница, чем как жена.
Татьяне уже кажется не вероятным такое замужество:
Да как же ты венчалась, няня?
- Так видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет…
Но ведь и судьба Татьяны, с нашей точки зрения, ужасна: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей матушки, выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска своего света, или ждать, когда её повезут в Москву, на "ярмарку невест" - каким унизительным кажется, нам подобное путешествие!
Татьяна пытается вырваться из этого привычного для сельской барышни круга. Она - первая! - пишет письмо Онегину. Даже в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь - и это ведь, в сущности, правильно: такие понятия, как гордость, честь, не стареют. Во времена же Татьяны такой поступок был совсем уже не приличным. А мы не только не осуждаем Татьяну, но и сочувствуем ей. И читатели - современники сочувствовали. Потому что у неё есть могучий защитник - - Пушкин. Он сравнивает искреннюю, бесхитростную Татьяну с девушками и женщинами света - и мы с отвращением смотрим на изображаемых Пушкиным "причудниц":
"Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада".
"Они суровым поведеньем
Пугая робкую любовь,
Её привлечь умели вновь".
"Кокетка судит хладнокровно".
"Говорит она: отложим -
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведём".
Все эти дамы отвратительны своей не искренностью. А для Пушкина неестественность, лицемерие, фальшь - страшное зло. Позже он в "Сказке о мёртвой царевне" вновь воспёт простоту и естественность царевны, которая "живёт без всякой славы, средь зелёныя дубравы у семи богатырей". И в жене своей Пушкин больше всего ценил её "милый, простой тон". В том же 1833 году он писал ей: "Ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московской барышней".
Поэтому и защищает Пушкин Татьяну, что
"в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте".
Она "любит без искусств", "доверчива", "от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным". Главное же для Пушкина - "милая простота" Татьяны. Условности света не имеют для неё значения. Она полюбила - и знает, что навсегда; это даёт ей право написать письмо своему избраннику.
Ещё предвижу затрудненья:
Родной спасая честь,
Я должен буду, без сомненья,
Письмо Татьяны перевесть
Она по-русски плохо знала…
Но как же так? Татьяна - "русская душою", с её любовью к русским лесам, с её няней? Как же она с няней разговаривала? Конечно, по-русски, но видимо, только с няней да с дворовыми. Читала Татьяна по-французски и по-английски, писать ей тоже было легче на чужом языке, так её воспитали.
Татьяна написала и сложила письмо в строфе XXI, кончающейся вопросом: "Татьяна! для кого ж она?" Целых десять строф отделяет этот вопрос от самого письма. Пушкин описывает лицемерных светских красавиц, сообщает о своей не любви к ученым женщинам, обращается к "певцу пиров и грусти томной", поэту Баратынскому, с "просьбой нескромной": "чтоб на волшебные переложил… страстной девы иноплеменные слова".
Пушкин сознательно создаёт момент ожидания, которым уже охвачен читатель. Что же написала Татьяна Онегину? Что и Как - если сам Пушкин не осмеливается "переложить" её письмо "на волшебные напевы"?
И вот, наконец, строфа XXXI - одна из самых нежных и страстных, и сильных строф романа:
Письмо Татьяны предо мною,
Его я свято берегу,
И напечатать не могу.
Кто ей внушил и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Кто ей внушил умильный вздор,
Безумный сердца разговор,
Я не могу понять. Но вот
Неполный, слабый перевод,
С живой картины список бледный,
Или разыгранный Фрейшиц
Перстами робких учениц…
Письмо Татьяны пронизано тем же громадным чувством, о котором уже рассказывал наш Пушкин, и выражено теми же книжными словами, которые уже показывал нам поэт. Но автор "Евгения Онегина" сумел показать, как книжными словами живёт настоящее чувство. Татьяна прекрасно понимает, что поступок её неприличен с точки зрения привычно морали окружающих людей:
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Любой знакомый Татьяне молодой человек стал бы призирать её за то, что она первая написала ему письмо. Любой - но не Онегин. Она чувством понимает людей лучше, чем умом, она знает: Онегин не такой, как все, он не осудит, не станет презирать её, - ведь эта самая необычность Онегина и привлекла её к нему! Письмо Татьяны - это чудо! Порыв, смятение, тоска, страсть, мечта, и при этом всё оно подлинно, оно написано именно русской девушкой, начитанной и не искушённой, нежной и одинокой, чувствительной и застенчивой. Татьяна начинает своё письмо, как полагается: она обращается к Онегину на "вы", но вскоре мы видим переход на "ты". Она сбивается, чувства сильнее её, они захлёстывают героиню целиком. Сквозь книжные фразы прорывается её собственная интонация:
"Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает".
Мы уже видели: ни мать, ни отец, ни Ольга, ни Ленский, ни соседи не в состоянии понять Татьяну. Она верит, что её может и должен понять Онегин: недаром она так долго ждала и дождалась. А он не захотел, не сумел, испугался понять её.
Пушкин не любит многоточий, он почти не когда не употребляет их в своей авторской речи. Но здесь - в концовке письма Татьяны - он три строчки из четырёх заключает многоточиями, и мы чувствуем смятение героини, мучительную смену тоски и надежды.… И снова возникает это "вы" - как и в начале, неудавшаяся попытка сохранить спокойный, вежливый тон:
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю….
Письмо написано. Но нужно ведь ещё решится его отправить!
Татьяна то вздохнёт, то охнет;
Письмо дрожит в её руке,
Облатка розовая сохнет
На воспалённом языке.
К плечу головушкой склонилась.
Сорочка лёгкая спустилась
С её прелестного плеча.
Пушкин не только любит свою героиню, он понимает и жалеет её. Всего два слова "головушка", "прелестного" - но в этих двух словах такая нежность и сочувствие.
Наступило утро, Татьяна вся в волнении, речь её прерывиста:
Не думай… право… подозренье…
Но видишь… ах! не откажи.
Няня не понимает Татьяну. Кто же поймёт? Никто, только Онегин. И Татьяна отправляет письмо.
Но день протёк, нет ответа.
Другой настал: всё не как нет.
Но Татьяна не находит себе места, она уносится мыслями в мир своих чувств, уходит от привычного, обыденного, пишет на стекле заветный вензель…. Но так и не оказалась готова Татьяна на встречи с Онегиным, уж очень сильно его ждала. Пушкин любит свою героиню и сочувствует ей, подтверждение этому мы видим на протяжении всего произведения.
Авторы произведений очень часто такие зарисовки, как сны. В них мы - читатели, можем видеть проявление бессознательного тех, героев, которым снятся эти сны. Писатели используют данный приём для того, чтобы как можно более ярко и понятно представить образы героев. Татьяна также видит сны, причём она видит вещий сон, который скоро сбудется.
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идёт по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, тёмный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жёрдочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток…
… недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега, сквозь вершины
Осин, берёз и лип нагих
Сияет луч светил ночных…
И ведёт себя героиня вполне естественно, не как вымышленный персонаж, а как земная, реальная девушка, - она боится:
Снег рыхлый по колено ей,
То длинный сук её за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок,
То выронит она платок…
Конечно, страшно в тёмном лесу ночью. В самом обыкновенном лесу с Татьяной происходят удивительные приключения. Ей встретится не какой-нибудь другой зверь, а самый что ни есть главный герой русских сказок - медведь. Он - то проводит её к таинственному шалашу, где "ярко светится окошко". Тут уже начинаются чудеса:
" за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой".
"Вот мельница в присядку
И крыльями трещит и машет:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!"
Мы знаем, что Татьяна с детства любила "страшные рассказы зимою, в темноте ночей", - в её сне оживают чудовища из народных сказок, среди этих чудовищ оказывается Онегин, и он властвует над всеми, "он там хозяин, это ясно…". В сне отражаются мечты Татьяны, её надежды, её любовь: Онегин нежен с ней, он спасает её, он ласков - такой сон понятен, объясним: именно такого исхода ждала девушка от гаданий, хотела увидеть любовь Онегина. Но в конце повествования сна появляется Ольга и Ленский, возникает ссора:
Спор громче, громче: вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Как могла Татьяна предугадать случайную, нелепую ссору между друзьями, которая возникнет через несколько дней? Над Татьяной и её сном Пушкин не смеётся. Слишком много в этом сне трагичного, слишком много связано с жизнью, окружающей бедную девушку. А после сна мы видим праздник, но на нём не весело ни Онегину, ни Татьяне и если повнимательней вчитаться в описание праздника, то можно легко сопоставить:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп
Людская молвь и конский топ…
(во сне)
и
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога…
Если сравнить эти строки из сна Татьяны и из описания собравшихся на бал соседей, сразу становится ясно, кто именно снился Татьяне и почему среди чудовищ оказался Онегин. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походят на людей, а на самом деле вот они какие: "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой… вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке…".
Татьяна видела во сне не сказку, а просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей; она не смогла бы объяснить почему её снится ссора Онегина с Ленским, но ведь эта ссора и на самом деле была неизбежна: слишком холоден и себялюбив был Онегин, слишком наивен был Ленский. Ничего таинственного, необъяснимого нет во сне Татьяны; просто любящее сердце помогло ей понять предугадать приближения несчастья… А чудовище из сна есть и наяву, и ещё не известно где они страшнее?!
У Татьяны богатая широкая душа. Её натура глубока и искренна. Образ героини многомерный, он вбирает в себя все положительные начала. Не рисует ли Пушкин в Татьяне свой женский идеал? Без всяких сомнений, да. Существует мнение, что Пушкин наделил героиню многими своими чертами, лишь только переложил их в женскую сущность, и это для него не составило большого труда, т.к. без всякого сомнения можно сказать, что Пушкин был истинным знатоком женщин, умел ценить в них и ум, и красоту, мудрость, некоторое легкомыслие. Автор романа "Евгений Онегин" поистине знал чем дышат женщины изнутри, и в образе Татьяны запечатлел таковой образ, который был бы для него самого наиболее близок, который бы мог очень тонко и точно понимать автора. Но вымышленный ли это образ, или всё же есть женщины, либо женщина с которой он списан? Есть прототип? В жизни не часто случается, чтобы здравствующий человек стал утверждать, что он стал героем литературного произведения. И что знаменитый писатель увековечил не отдельно факт его биографии, не просто черты характера или оригинальные привычки - таких примеров в литературе не счесть, - а воспроизвёл точно и обстоятельно целую эпоху его жизни, запечатлел его личность во всей сложности и изломах. Но именно такая история произошла с Натальей Дмитриевной Фонвизиной, смело провозгласившей, что она является прообразом Татьяны Лариной. Признание Фонвизиной долго не включались в литературный оборот - о них знали и только. Впервые к записям и рассказам Натальи Дмитриевны как к ценному историческому источнику В.И. Шенрок. В очерке "Одна из жён декабристов" (1894 г.) исследователь, с некоторыми оговорками, отожествляет её с героиней пушкинского романа. За ним это стали признавать и другие пушкиноведы. И лишь в последнюю четверть века, когда были обнаружены новые документы и синтезированы ранее известные известные факты, точка зрения на Н.Д. Фонвизину как на прототип Татьяны Лариной стала преобладающей. Б. Смиренский в статье "Замечательная русская женщина" выявил эту тенденцию наиболее определённо: "Многие женщины считались… героинями бессмертного романа А.С. Пушкина. Называли Екатерину Ивановну Фок и Епроксию Николаевну Бульф, Екатерину Стройновскую, Наталью Кочубей. Новые материалы архива позволяют назвать прототипом пушкинской Татьяны Наталью Дмитриевну Фонвизину". Наиболее же аргументировано и документально идентифицирует Фонвизину и Ларину С.Н. Кайдаш в работах 1970-1980 г.г.
Биография Натальи Дмитриевны, изложенная ею самой и позднее "реконструированная" многочисленными биографами совпадает, даже в деталях, с пушкинским жизнеописанием юности и замужества Татьяны. Порою кажется, что это нарочито подчёркивается. Первоначально (в пушкинских черновиках) совпало даже имя:
Её сестра звалась Наташа.
Фонвизин родился в 1803 г. Пушкиноведы посчитали, что Татьяна Ларина тоже родилась в 1803 году. Обе мечтательны, задумчивы, глубоки, интересны. Много общих черт, которые действительно указывают на подлинность прототипа. Татьяна после замужества "закружилась в вихре света", Фонвизина тоже рассказывала Францевой, что она тоже "должна была постоянно посещать свет". Наталья Дмитриевна никому и никогда не говорила о своём личном знакомстве с Пушкиным, а она была достаточно легка на вымыслы. До отбытия поэта в южную ссылку она была ребёнком и до 1826 г. не посещала Петербург. Третью же главу "Евгения Онегина", где впервые появляется Татьяна, Пушкин начал писать в Одессе, в феврале 1824 года - если у его героини и был реальный прототип, то во всяком случае, не молодая жена отставного генерала Фонвизина. В переписке Пушкина супруги Фонвизины, ни их родители не упоминались. Наталья Дмитриевна, правда, могла встретить поэта в Москве зимой или весной 1827 г. у общих знакомых либо в театре, но ей больной, проводившей мужа на каторгу и решившейся последовать за ним в Сибирь, было тогда не до зрелищ и светских раутов. И даже В.И. Шенрок, первый из литературоведов признавший Фонвизину прототипом Татьяны Лариной, констатировал: "Если не ошибаемся, Пушкин не когда не встречал Наталью Дмитриевну". На закате дней, 1865 г. Н.Д. Фонвизина написала свою "Исповедь". Это удивительный человеческий документ - биография, представлявшаяся абсолютно достоверной потому, что в ней с предельной искренностью и самообножением раскрыты интимнейшие подробности жизни автора. Однако в "Исповеди" Наталья Дмитриевна, стремилась доказать, что она и Татьяна Ларина - одно и тоже лицо, свободно варьирует своими биографическими фактами. "Исповедь” - скорее талантливо и темпераментно написанное художественное произведение, но специфический и не достоверный исторический источник.
Также многих реально существовавших женщин "пробовали" исследователи на прототип Татьяны Лариной, но ни одна из них не подошла, во многих мы видим лишь какие-то черты Татьяны, отголоски её поведения.
Так был ли прототип?
Нет.
Татьяна Ларина - это вымышленный персонаж, существующий в бессмертном произведении Пушкина "Евгений Онегин". Автор наделяет главную героиню без сомнения, главную, потому что мы не однократно убеждались и в авторской любви к Татьяне, видели: как он её жалеет. Именно эти качества авторские по отношению к своему герою и дают нам смелость заявлять, что Татьяна главная героиня романа, с настолько тонким, чутким, ярким внутренним миром, что далеко не каждый человек может этим похвастаться. Татьяна - как в быту того времени, когда жил Пушкин, так и по сей день эксклюзивна (если так можно выразиться). Она наделена такими качествами характера, которые в совокупности вряд ли можно встретить у живого человека, и именно отсюда фраза "Татьяна - милый идеал". Она идеал всего - идеал женщины, в своем понимании женского мира, идеал человека - своими поступками и мыслями - она настолько чиста и одновременно глубока, что нам не за что её упрекнуть.
Да! Да Татьяна вышла замуж, такова её судьба она не любит мужа, но!
Я другому отдана
И буду век ему верна.
По замыслу автора героиня не должна была выходить замуж, но Пушкин в письме говорил: "От меня сбежала моя Татьяна", т.е. он не смог дать другую развязку произведению, т.к. такой поступок именно в духе Татьяны. Он настолько глубоко, тонко, ярко вырисовал героиню, что она "ожила", и "получила право" на "собственные" поступки. А это как нечто другое доказывает:
Татьяна - главная героиня романа.
Также это говорит и об отсутствии у неё прототипов, т.к. она не была бы свободной, не смогла бы никуда убежать, если бы Пушкин её с кого-то списывал.
Словарь:
Герой произведения - одно из главных действующих лиц литературного произведения. Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развёртывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.
Персонаж - действующее лицо художественного произведения.
Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Степень реалистичности произведения определяется степенью проникновения в реальность, глубиной полнотой её художественного познания. Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художественной фантазии.
Список литературы
Источник:
1.
Словари:
1. - 95 г.
Справочные издания:
1. VI - Т. Путеводитель по Пушкину. М - Л., 1931 г.
2.
М., 1964 г.
3. - В книге: Пушкин Итоги и проблемы изучения.
М - Л., 1966 г.
Используемая литература:
1. - 81 г.
2. - 85 г.
3. - 74 г.
4. - 71 г.
5. - П. 93 г.
6.
7. - 90 г.
8.
9. - 86 г.