Нравственная и эстетическая культура

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

2

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………….

3

Элементы духовной культуры………………………………………………..

3

Нравственная культура общества…………………………………………….

3

Типы морали…………………………………………………………………...

4

Нравственная культура личности, её структура……………………………..

4

Золотое правило нравственности……………………………………………..

4

Эстетическая культура………………………………………………………...

4

Категория «художественное». Содержание понятия………………………..

5

Категория «художественный образ»…………………………………………

6

Категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое………….

6-8

ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ…………………………………..

9

Основные элементы искусства………………………………………………..

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

11

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….

12

ВВЕДЕНИЕ

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние куль­туры. Она понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества раз­вития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это «вторая природа».

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Перспективы развития мирового общества в ХХ-ХХI веках все более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её интиподы и показатели культурного несовершенства человека. Они обостряют и активизируют глобальные, региональные и конкретно-локальные экологические и социальные проблемы, создают опасность для жизнедеятельности людей. Одна из таких комплексных проблем - возрастание агрессивности человека, усиление деструктивности, антикультурности его поведения и  деятельности не только по отношению к естественной, но и искусственной, созданной самим же человеком, социальной среде и самим людям. Современный тип личности приобретает все более угрожающую и опасную противоречивость и двойственность. Данное положение не характеризует все человечество, но тенденция достаточно явная и устойчивая.

Нравственная и эстетическая культура характеризуют преимущественно духовную жизнь общества и личности, их духовный мир - сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Нравственные и эстетические чувства, нравственное и эстетическое понимание - элементы духовной культуры субъектов. Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей людей. Но нравственность проявляет себя на практике и в других сферах жизни - в экономике, политике, социальной жизни, в праве и др. Она есть явление не только духовной, но и материальной жизни, имеет явно выраженную специфику. Эстетическая культура как отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества - явление прежде всего духовной жизни. Но при их культурологической характеристике обнаруживаются некоторые общие признаки морали и художественного творчества. Они обусловливают рассмотрение нравственной и  эстетической культуры в их взаимосвязи.

Сущность и содержание нравственной

и эстетической культуры

Нравственная и эстетическая культура субъектов общества выступают элементами духовной культуры.

Духовная культура общества включает:

@  воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

@  народную художественную культуру;

@  искусство как профессиональный вид художественного творчества;

@  эстетическую культуру;

@  культуру научной жизни;

@  культуру образования;

@  культуру воспитания;

@  культуру свободы совести;

@  культуру нравственно-духовной жизни;

@  информационную культуру.

Как видно из этого перечня, нравственная и эстетическая культура охватывают не все содержание духовной культуры общества. Нравствен­ная культура общества - это совокупность норм, принципов и законо­мерностей, отражающих, выражающих и регулирующих жизнедеятель­ность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали.

Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаи­моотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры нрав­ственного сознания субъектов общества; б) культуру поведения и обще­ния; в) культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духов­ной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсут­ствию достоинства и совести, другим антиморальным явлениям.

По содержанию нравственная культура - это развитость нравственно­го сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, обще­ния и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенст­ва, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Нравственная культура - это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование «золотому правилу нравственности», правилам этикетов.

Она включает общечеловеческие, внутриобщественные, корпоратив­ные (групповые) и индивидуально-личностные элементы. В процессе исторического развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояния обществ, от­ношения в них субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое содержание морали и нравственной культуры.

Нравственная культура субъекта - производное и субъективирован­ное отражение морали общества. В одних случаях мораль и нравствен­ность отождествляются, а понятия употребляются как синонимы. В спе­циальных исследованиях мораль понимается как должное, как повеление, совокупность императивов, а нравственность означает сущее, действительное, практическое, как есть на самом деле. В данном смысле различие морали и нравственности отражает важный признак нравственной (практической) культуры - единство морально-должного и нравственно-сущего, слова и дела.                             

В истории человечества существовали типы морали: мораль древних, общинных обществ, мораль рабовладельческих обществ, мораль средневековых феодальных обществ, буржуазная мораль Нового времени и со­временная мораль обществ ХХ-ХХ1 вв. Им соответствовали разные по содержанию и субъектам формы нравственной культуры. Современное планетарное общество представлено очень разнообразными по степени  зрелости, по носителям и содержанию формами нравственной культуры. Основными ее вариантами являются религиозно-нравственная и светско-нравственная культуры.                          

Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная культура у конкретных людей формируется и реализуется стихийно, а также целенаправленно и целесообразно. Она распро­страняет свое воздействие на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и зна­чимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в пове­дении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив. Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества со­стоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Нравственная культура - одна из древнейших видовых культур. Сво­им отношением к добру, гуманизму, социальной справедливости, миро­любию она тесно взаимосвязана с эстетической культурой.

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, коми­ческого и других.

Художественная культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессиональ­ного искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную куль­туру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эс­тетическое сознание и его культурные формы. Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавер­шенном труде «Эстетика». Им было обозначено совершенное чувст­венное познание, вершина которого - красота. Для Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвы­шающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика - это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общест­ва, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и спосо­бы воспроизводства искусства.

Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент - искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин - «художественное сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание» как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины «эстетическое сознание» или «художественно-эстетическое сознание». Не употребляются также и словосочетание «искусственная культура», «министерство искусства». Их суть выражена более естественными словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура, искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле «ведающее» только искусством).  

Содержание художественно-эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы. Во-первых, развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов. Во-вторых, мера развития видов искусства и степень интегрированности субъектов в их функционирование. В-третьих, утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов. В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизм художественного мышления и деятельности. В-шестых, многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.                                       

Эстетика как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающий человека мир и самого человека с использованием категорий - «художественное», «художественный образ», «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», «комическое», «серьезное», «игровое» и др. Одной из основных является категория «художественное». Она имеет несколько значений. Художественное означает все относящееся к искусству, воспроизведению действительности в художественных образах. Например, художественная литература, художественное творчество, художественное мышление, художественная школа. Понятие «художественное» выражает и относящееся к произведениям искусства (демонстрация произведений живописи, скульптуры, графики и т.п. как художественные выставки). Художественное означает также свойственное произведениям искусства, содержанию или стилю деятельности их создателей. Например, реализм, сюрреализм, авангардизм присущи не только произведениям живописи, но составляют ее жанровые направления. Они указывают также на стиль художественного творчества создателей таких произведений. Категория «художественный» применяется и для подчёркивания индивидуальных особенностей человека, его задатков и направленности: художественные наклонности ребенка, талант художника.

Обобщая понимание категории «художественное», можно подчеркнуть, что содержание и виды многообразной деятельности представителей искусства, народной художественной культуры отражаются в данной категории в форме чувственных или абстрактно-логических образов сознания, которые отличаются от образов науки, политики, религии и т.д.; привнесением в них признаков изобразительного, музыкального, теат­рального, танцевального, эстрадного и других видов творчества.

В совокупности признаки и образуют содержание понятия «художе­ственное». Оно обусловлено отражением признаков художественного творчества на «трех уровнях»: а) на уровне фиксации признаков приро­ды, самого человека, человеческой культуры; б) на уровне формирова­ния признаков художественного мышления в сознании субъекта; в) на уровне «соединения», интеграции признаков материального мира и при­знаков художественного мышления в непосредственном процессе худо­жественного творчества. Поэтому понятие «художественное» отличается от другого, близкого к нему понятия «художественный образ» многооб­разием форм, широкой степенью обобщения признаков художественной культуры и ее видов.

Категория «художественный образ» означает эмоционально окра­шенное отображение средствами, способами и формами искусства, мас­совой культуры и народного художественного творчества объективного и субъективного мира в конкретном виде творчества. Так, художественный образ в музыке отличается от художественного образа в живописи или цирковом искусстве тем, что отражает действительность средствами и способами музыкального творчества, содержит в себе признаки музыки как самостоятельного вида творчества. Художественные образы в лите­ратурном творчестве связаны, как правило, с конкретными персонажа­ми, их характером, поведением, общением и деятельностью, моральнос­тью или аморальностью содержания жизни и т.п. Наташа Ростова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, Евгений Онегин в одноименном романе в стихах А.С. Пушкина, Василий Тёркин в поэме А.Твардовского, Ми­хаил Пряслин в романе Ф.Абрамова «Пряслины» - персонажи, художе­ственные образы которых являются высокими образцами творчества, различаются признаками и жанровыми характеристиками. Но это кон­кретные образы индивидуально-личностного или обобщающего стиля, результат писательского (прозаического) или стихотворного творчества их создателе. В художественных образах реалистичность сочетается с фантазийностыо, строгость передачи художественно-эстетических при­знаков со свободой и незавершенностью, персонифицированность с отвлеченностью или типичностью.

Художественный образ трудно сформировать, не обращаясь к более конкретным категориям эстетики: прекрасное, возвышенное, трагичес­кое, комическое и др.

Прекрасное - категория, отражающая признаки, состояние или форму объекта, которые характеризуются совершенством, гармонией, завершенностью, мерой, уникальностью, симметрией, про­порцией, ритмом. Это обобщенное, синтезированное определение, иде­альная теоретическая модель прекрасного. Применительно к предметам и явлениям природы, жизни людей, конкретным художественным обра­зам категория «прекрасное» может отражать далеко не все перечисленные признаки. Категории «прекрасная погода», «красивые горы», «прекрасная игра актера», «прекрасная музыка» и другие несомненно имеют свое содержание и признаки. Но все они отражают и что-то типичное которое и закреплено в понятии «прекрасное».

Прекрасное имеет как бы различные степени выражения: менее красивое, более красивое, красивое, прекрасное и др. Они характеризуют ценностное отношение человека к прекрасному, его полноте и завершенности. Одно из пониманий прекрасного, красивого -  соответствие формы предмета или художественного образа его содержанию. Прекрасное соотносится с безобразным как своим антиподом. В безобразном отсутствуют признаки прекрасного. Часто безобразное в художественном творчестве используется для усиления восприятия прекрасного.     

Возвышенное - категория, отражающая значительное и устойчивое, обладающее большой силой духа или воздействия на внутренний мир человека, на его поведение, общение и деятельность. Возвышенное включает в себя человеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению совершенных идеалов, гражданственность, мужество и героизм, государственный и народный патриотизм, другие признаки и элементы. Например, С.Л.Франк считал земную любовь прозаическим явлением, не дающим подлинного, последнего смысла жизни. Возвышает прозаический смысл жизни «...высшее, абсолютное благо, наполняющее нашу жизнь». Это высшее благо должно быть вечным, божественным.  

Возвышенное может соотноситься и с мирским, с повседневным. Так, мотивами лидерства могут быть амбиции, корыстные интересы, честолюбие. Они не связаны с возвышенным. Напротив, подчеркивают несовершенство человека и его устремлений, эгоистическую направленность личности.

Но лидерство может быть и бескорыстным, как стремление человека к какому-либо совершенству в непосредственной жизни, в поведении или деятельности. Добившись больших успехов в чем-либо по сравнению с другими, человек ставит цель «подтянуть» до своего уровня других. Он - лидер по ценностным социальным ориентациям, бескорыстен и гуманистичен. Например, Михаил Пряслин в романе Ф.Абрамова «Пряслины» очень хорошо умел косить хлеба, травы на лугу и стремился быть в этом впереди всех. Для него возвышенное - мастерство в труде и лидерство.

Став бригадиром, он требовал от членов бригады не отставать от него ни на уборке хлебов, ни на сенокосе. Идущие за ним, отмечает писатель, ненавидели бригадира. Они никак не могли понять: зачем такое рвение и напряжение сил, если платят всем все равно одинаково. Уравниловка в оплате труда была тормозом для проявления любых ростков возвышенного у членов бригады. Но для Михаила Пряслина она не стала сдерживающей фактором. Он неизменно стремился к лучшему, совершенному в труде и в отношениях с людьми. Бригада не приняла его. Победило «уравнитель­ное» мнение, далекое от возвышенного.    

Но, обратившись к фактам проявления патриотизма, отваги и героиз­ма наших граждан в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, можно обнаружить сотни и тысячи примеров бескорыстных подвигов и поступков. За годы войны, например, произведено 5 млн. 300 тыс. на­граждений военнослужащих орденами и 7 млн. 580 тыс. награждений медалями: Более 11 тысяч человек удостоены звания Героя Советского Со­юза. Всего за годы войны орденами и медалями было награждено свыше 7 млн. советских воинов. За доблестный труд в тылу были награждены более 12 млн. человек.

Несомненно, что подвиги на фронте и в тылу советские люди совершали во имя Родины, народов Отечества, во имя сохранения неза­висимости страны и защиты отечественной культуры. Прекрасное и воз­вышенное, тесно связанное с трагизмом неизбежных потерь и разруше­ний, проявлялось массово, но, как правило, не пафосно, не рекламно, а жизненно, повседневно.

Писатель В.Шишков в небольшом рассказе «Дед Андрей» описыва­ет, например, эпизод сбора народных денег сибиряками на боевую тех­нику для Красной Армии. Дед Андрей слыл среди односельчан скупым и прижимистым, но работящим и богатым человеком. Получив от внука письмо с фронта, где рассказывалось о том, что в Подмосковье собраны народные деньги на танковую колонну, он глубоко задумался. И когда в колхозе тоже стали собирать деньги на боевую технику, дед Андрей не сразу решился отдать свои сбережения. В связи с пониманием возвы­шенного интересен финал рассказа. Когда весь зал ликовал и приветствовал деда Андрея, его там уже не было. Для него, вероятно, главным и возвышенно-ценным была победа над своей скупостью. «Он, - пишет В.Шишков, - торопился домой. «Господь сподобил... доброе дело, самое добрецкое», - выборматывал он сам себе, и на обычно хмуром лице его светилась улыбка». Прекрасное и возвышенное в служении Родине, в защите ее от фа­шистских агрессоров не менее прекрасно и глубоко жизненно отразили в своих произведениях писатели А.Толстой, М.Шолохов, Л.Леонов, С.Сергеев-Ценский, А.Фадеев, К.Федин, В.Шишков, П.Павленко, Л.Соболев, Б.Горбатов, В.Катаев, А.Платонов, Н.Чуковский, Ю.Бон­дарев, Ю.Нагибин, В.Закруткин, Б.Полевой, В.Астафьев, И.Падерин, В.Тельпугов и многие другие. Прекрасное и возвышенное в годы Великой Отечественной войны приобрело особое звучание в творчестве поэтов: В.Лебедева-Кумача, Д. Бедного, Н. Тихонова, А Суркова, М. Исаковокого, А. Прокофьева, О. Берггольц, А. Твардовского, К. Симонова, М. Джалиля, А Фатьянова, В. Рождественского, С. Маршака, К. Кулиева, С. Щипачева, С. Михалкова, М. Дудина, Е. Долматовского, Л. Ошанина и многих других. Героическому и возвышенно-гражданскому в годы войны посвящали свои произведения художники, музыканты, театральные дея­тели, артисты эстрады, представители других видов искусства.

Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным. В сравнении с предательством, обманом, трусостью, двуличностью, бес­честием, несправедливостью, религиозным фанатизмом или бюрокра­тизмом то положительное, что выражено в прекрасном и возвышенной воспринимается более глубоко. Для художественного творчества такое противопоставление не только требование объективно отражать жизнь и не менее объективно воспроизводить художественную культуру, но и стиль самого творчества. Важной категорией эстетики является «трагическое». Она отражает острую борьбу различных сил и самих людей. Содержание трагического составляют глубокие человеческие переживания, страсти, страдание и горе, ценностно значимые утраты, отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. Обобщенное определение трагического проявляется более кон­кретно, а в художественном творчестве может выражаться непосредст­венно, открыто, зримо или опосредованно, скрыто, неявно.        

Трагическое соотносится с комическим. Категория «комическое» так же отражает борьбу различных сил и самих людей, их жизненные ситуации и характеры, но через несерьезность (шутливость) или никчемность, мелочность, неполноценность, поверхностность. Комическое позволяет сравнивать предметы и процессы, отношения людей и их качества с под­линным, настоящим, серьезным и глубоким, критически осмысливать себя и окружающую действительность.                         

В художественном творчестве комическое может быть представлено не только шуткой, но и насмешкой, издевкой над человеческими слабостями. Оно выражается юмором, сатирой, иронией и сарказмом. В этих формах комического отношения людей и сами люди характеризуются с нарастанием доли насмешливого и остро-оскорбительного.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры.

Искусство как форма культуры

Искусство - это специализированное художественное творчество. Оно выступает главным элементом художественной культуры как вида духовной культуры общества. Специфика искусства как профессиональ­ного творчества состоит в следовании традициям, сложившимся в лите­ратуре, музыке, танце, живописи и т.д., а также в новаторском переосмыслении произведений прошлого и создании новых. Поэтому творчество профессионалов в искусстве тесно связано с народным худо­жественным творчеством. Но данное творчество имеет всегда авторский характер. Каждый представитель искусства стремится к неповторимости своего творчества, которая выражается в стиле, жанре, формах и других отличительных признаках.

Так, в изобразительном живописном искусстве есть художники порт­ретисты, пейзажисты, баталисты, а также реалисты, кубисты, сюрреали­сты или супрематисты и др. С одной стороны, они избирают для своего творчества существующие традиционные направления, жанры и стили. А с другой - привносят что-то свое, неповторимое, как И. Репин или И. Айвазовский, П. Пикассо или С. Дали, К. Малевич.

Природу можно воспринимать как среду обитания людей, источник сырья и ресурсов для промышленности, сферу земледелия или правовых отношений между государствами и другими субъектами. Но природа - один из первых и традиционных объектов эстетического отражения и ху­дожественного воспроизведения. Примером такого эстетическо-художественного отображения природы может послужить четверостишье С.Маршака.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист!

Современное искусство очень многообразно. Оно включает следую­щие основные элементы:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, моза­ика и др.

3. Художественная литература

4. Музыкальное искусство

5. Хореография

6. Театральное искусство

7. Эстрадное искусство

8. Киноискусство

9. Цирковое искусство

10. Декоративно-прикладное искусство                       

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство      

12.Компьютерное художественное творчество и др.  

Дискуссионным остается вопрос о соотношении искусства и художест­венного народного творчества; искусства и массовой культуры. В современном понимании творцами искусства являются только специалисты – люди, имеющие соответствующее образование, профессиональную подготовку.

Искусство имеет авторский характер. Оно преимущественно коммерциализовано. Занятие художественным творчеством представляет для профессионала не только увлечение, реализацию своих интересов и спо­собностей, но и источник средств к жизни. Качество художественного творчества не всегда учитывается как признак созданного произведения искусства.

Народная культура самобытна. Художественное народное творчест­во - процесс стихийной самореализации людьми своих художественных способностей, а также результат отражения ситуаций и событий практи­ки, мечтаний о лучшей жизни, фантазий. Произведения народного твор­чества не имеют авторов, они не создаются специально для развития то­го или иного направления художественного творчества и не связаны с добыванием средств жизни.

Сказания и предания, былины, народные сказки и песни, пословицы и поговорки, частушки и музыка создаются многими людьми, народам». К художественному народному творчеству относятся многие промыслы, существующие как традиция и не получившие характер организованных производств со специально подготавливаемыми кадрами, орудиями и средствами творчества. К художественному народному творчеству условно можно отнести и любительское авторское творчество. К искусству оно не относится из-за любительского характера. Но оно может быть качественным, составлять источник получения средств к жизни. Любительские современные произведения - авторские, хотя авторство, как правило, не закреплено юридически и может быть со временем утеряно.

По своим признакам и особенностям воспроизведения бытия, устойчивости существования в художественно-эстетической культуре общества, конкретных народов художественное неспециализированное творчество можно отнести к искусству. К такому творчеству также применимы категории эстетики как теории искусства. Вместе с тем народное художественное творчество - относительно самостоятельный элемент художественной культуры.                                             .

Искусство проявляет себя в духовной культуре общества своими функциями, признаками, содержанием, особым языком передачи художественно-эстетической информации. Искусство «оформляет» духов­ную культуру своими образами и стилями, категориями и принципами.

Искусство как форма культуры - это один из способов существования содержания духовной культуры и ее модификаций, внутренняя организация содержания духовной культуры и внешний облик конкретных ее проявлений, связанный с внутренним единством содержания.

Искусство выступает одной из форм духовного освоения мира чело­веком. Возникая в процессе трудовой деятельности, искусство приобре­тает относительную самостоятельность в духовном освоении бытия бла­годаря своим особым признакам, образам, языку. Искусство удовлетворяет эстетические потребности людей, воспроизводя себя в ху­дожественных произведениях и воздействуя на духовный мир человека. Такие явления в искусстве, как эстетический идеал, эстетический вкус, чувство прекрасного и другие, позволяют выявлять через форму искусст­ва красивое в природе и в жизни людей, то, что нравится всем или мно­гим как чистый образ, лишенный всякой утилитарной окраски.

Искусство как форма духовной культуры - необходимый и законо­мерный способ существования человека и человечества. Оно регулирует жизнедеятельность людей по своим законам: закону красоты, закону со­вершенства, закону возвышенности духовных ориентаций человека и его практической жизни; закону трагического и комического в функционировании общества и т.д. Искусство, как и мораль, формируют ценност­ное восприятие и понимание бытия.

Как форма культуры, искусство упорядочивает духовную жизнь обще­ства своими средствами и способами, позволяет соединять культурность людей с их цивилизованностью. Художественные формы музыкального, театрального, изобразительного, литературного, эстрадного, циркового и других видов искусства демонстрируют уровень и качество развития всей духовной культуры. Они - зримый и конкретный показатель гуманизма и миротворчества, достигнутых обществом. Формы искусства - свиде­тельство поворота общества к человеку и среде его обитания - природе. К человеку как первому элементу и главной ценности социально-истори­ческого процесса. К природе как исходному источнику понимания совер­шенного и прекрасного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказанное свидетельствует о том, что на первый план в созидательной деятельности мирового сообщества выдвинулась задача воспроизведения культурной личности. Главными ценностями у нее должны быть образованность и воспитанность, такие конкретные качества, как гуманизм, ответственность, позитивная общечеловеческая мировоззренческая ориентация. То есть все то, что и составляет содержание культуры личности. Важно изучать положительный исторический опыт своего народа, планетарной цивилизации, не допускать повторения трагических событий прошлого. Наука культурология нацелена на решение этих и многих других проблем настоящего и будущего развития. Отдельному человеку изучение культурологии поможет оптимально интегрироваться в функционирование культуры, сформировать необходимые качества.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура - это важней­шие традиционные для человека и общества элементы их культуры. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нравственная и художественная культура - явления практического функционирования не только духов­ной, но и материальной культуры общества. Искусство выступает важ­ным средством привнесения в духовную культуру художественных обра­зов, прекрасного и возвышенного. Оно формирует и воспроизводит духовную культуру по законам красоты.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. М., 2001.

2.        Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.

3.        Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2000.

4.        Антология русской философии. Т.1 СПб., 2000 стр. 483-484.

5.        История второй мировой войны. 1939-1945. Т.12, 1982, стр. 492.

6.        Борев С.В. Эстетика: В 2 т. М., 2000.

7.        Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998.