Частица как часть речи
К о н с п е к т
урока русского языка в 7 классе
Частица как часть речи
Цели урока:
1.
2.
3.
4.
Оборудование: учебники («Теория. 5-9 классы», «Практика. 6-7 классы»).
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. III. Сообщение цели и темы урока. IV. Наблюдение над языком. V. Вывод. VI. Работа с учебником. VII. Закрепление (выполнение упражнений). VIII. Подведение итогов. IX. Задание на дом. |
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, чтобы у вас на столах лежало все, что необходимо для урока: учебник («Теория. 5-9 классы», «Практика. 6-7 классы»), тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.) Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. С места не выкрикиваем. 1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола. 2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей? 3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. 4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?) 5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? 6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.) Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи. Посмотрите на доску, здесь дан текст. Ваша задача – записать его, объяснить постановку знаков препинания, назвать части речи. 1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.) - Какова цель употребления в речи слова как? (Для выражения чувства говорящего – восхищения. Это восклицательная частица. Именно такие частицы «делают» предложение восклицательными.) 2. - Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины! - Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.) - Какова цель употребления бы, не, все-таки, ли?
Сделаем вывод, какую роль играют частицы в речи. (Частицы выражают различные чувства говорящего.)
Прочитаем §151. Читаем внимательно, после прочтения вы должны будете ответить на вопросы. - Какая часть речи называется частицей? - Какую синтаксическую роль выполняют частицы в предложении? - Для чего служат частицы? Закрепим то, что мы узнали о частице, о ее роли в предложениях. Выполним устно упр. 859. Прочитаем пары предложений в правой и левой колонках. Ответим на вопросы: - Какие предложения более выразительны? За счет каких слов это достигается? - Какие дополнительные смысловые оттенки придают частицы значениям слов или предложениям? Следующее упр.862. Нам необходимо доказать, что выделенные слова являются частицами. Посмотрим на образец рассуждения в учебнике. Образец доказательства Ох, лето красное! Любил бы я тебя… (А.Пушкин.) 1. Выделенное слово бы не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для образования формы условного наклонения глагола. Следовательно, это частица. Выполняем упражнение. Дополнительные вопросы: - Что общего у частиц с другими служебными частями речи? - Чем они отличаются от предлогов и союзов? Упр. 863 выполняем письменно. Задание: спишите предложения, заключая частицы в овал. Какую роль частицы выполняют? Подведем итог нашего урока. Ответьте на вопросы. - Что нового мы узнали на уроке? - Какая часть речи называется частицей? - Для чего служат частицы? Откройте дневники и запишите задание на дом. Дома: §151, упр. 864. (по образцу): найти в предложениях частицы, с помощью которых образованы формы слов (наклонение глагола, степени сравнения прилагательных или наречий). |
Анализ
Тип данного урока русского языка – урок сообщения учащимся новых знаний (урок по морфологии). Урок отвечает основным требованиям к современному уроку русского языка.
- В начале урока сообщена тема, перед учащимися поставлены задачи, в конце – подведен его итог.
- На уроке проведено повторение пройденного. Повторение проведено необычным способом – отгадывание кроссворда. Это помогло учащимся определить тему урока.
- Новый материал связан с изученным материалом (это вызывает у учащихся интерес к новому). При объяснении нового материала был использовано наблюдение над языком. Само объяснение построено на ярких выразительных примерах и максимальной активности и самостоятельность учащихся. Учащиеся включены в поиск нового. Это активизирует их познавательную деятельность.
- Объяснение нового материала носит научный и доступный характер.
- Для закрепления используются разнообразные виды интересных и целенаправленных упражнений. Они носят как устный, так и письменный характер. Упражнения для закрепления даны в системе от более легких к более трудным.
- Урок не перегружен теоретическим материалом.
- На уроке проведена работа с учебником. Это необходимое условие, так как учебник является главным средством обучения.
- На уроке проведена работа над развитием устной речи, мышления учащихся, над общим развитием.
- Домашнее задание записано на классной доске, оно не повторяет классной работы.
Учитель _____________________ / _________________________
Практикант __________________ / _________________________
Директор школы _____________ / _________________________