Технико-экономический анализ. Анализ выручки (дохода) (предприятия от основной деятельности)

СОДЕРЖАНИЕ:

 TOC o "1-3" Анализ выручки предприятия от  реализации продукции, работ и услуг     2

Анализ уровня среднереализационных цен                                                            8

Анализ структуры потребителей товаров                                                               11

Анализ «мощности» клиентуры                                                                                                    12

Анализ роста потребителей                                                                                                            12

Анализ процесса приспособления специфики предприятия к запросам потребителей      13

Анализ стоимости управления потребителями, на которых ориентировано предприятие 13

Методы линейного программирования                                                                  14

Литература                                                                                                                                   15

Анализ выручки предприятия от  реализации продукции, работ и услуг

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

·        объема реализации продукции (VРП);

·        ее структуры (УДi);

·        себестои­мости (Сi);

·        уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 1.

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб.(19296-17900), или на 7,8%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчислен­ную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализован­ной продукции:

DП (vрп, уд) = 18278 – 17900 = +378 млн. руб.

Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатель

План

План, пересчитан­ный на фактичес­кий объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

95250

96600

99935

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

77350

78322

80639

Прибыль от реализации продукции (П)

17900

18278

192%

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо пла­новую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовы­полнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, или в условно-натуральном исчислении (157600 туб : 159000 туб * 100–100 = –0,88%) и результат разделить на 100:

DПvрп = 17900 * (–0,88%) / 100 = –158 млн. руб.

Затем можно определить влияние структурного фактора (из пер­вого результата нужно вычесть второй):

DПуд = 378 – (–158) = + 536 млн. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

DПс = 78322 – 80639 = –2317 млн. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продук­цию устанавливается сопоставлением фактической выручки с ус­ловной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

DПц = 99935 – 96600 = +3335 млн. руб.

Эти же результаты можно получить и способом цепной под­становки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2).

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продук­ция неоднородна по своему составу), для чего желательно использо­вать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

             S(VРПфi)        157600

%РП = ______________  =  __________  *  100  =  99,12 %

             S(VРПплi)       159000

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн руб.(17900 * 99,12%/100).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестои­мости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

S(VРПфi * Цплi) – S(VРПфi * Сплi).

Прибыль при таких условиях составит 18278 млн. руб. (96600--78322).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

S(VРПфi * Цфi) – S(VРПфi * Сплi).

Сумма прибыли в данном слу­чае получится 21613 млн. руб. (99935-78322).

По данным табл. 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

 Таблица 2. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

По­каза­тель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, млн руб.

объем реали­зации

струк­тура то­варной продук­ции

цена

себе­стои­мость

План

План

План

План

План

ВРпл – ПСпл

17900

Усл1

Факт

План

План

План

Ппл * Крп

17742

Усл2

Факт

Факт

План

План

ВРусл – Псусл

18278

УслЗ

Факт

Факт

Факт

План

ВРф - Псусл

21613

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

ВРф - ПСф

19296

Изменение суммы прибыли за счет:

·        объема реализации продукции

DПvрп = Пусл1 – Ппл = 17742 – 17900 = –158 млн. руб.;

·        структуры товарной продукции

DПстр = Пусл2 – Пусл1 = 18278 – 17742 = +536 млн. руб.;

·        средних цен реализации

DПцен = ПуслЗ – Пусл2 = 21613 – 18278 = +3335 млн. руб.;

·        себестоимости реализованной продукции

DПс = Пф-Пусл3 = 19296 – 21613 = –2317 млн. руб.

Итого         +1396 млн руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевы­полнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж — на 158 млн. руб.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 3) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

                     (УДфi – УДплi) * П1пл

DПудi = S{_________________________________} * VРПобщ.ф

                                      100

где П1пл, — сумма прибыли на единицу продукции;

VРПобщ.ф — фак­тический общий объем реализованной продукции в условно-на­туральном выражении;

УДi — удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.

Таблица 3. Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации

Вид про­дук­ции

Объем

реализации в условно-натураль­ном измерении,

туб

Структура товарной продукции, %

Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.

Изменение

прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб.

план

факт

план

факт

+,–

A

B

C

D

57000 56000 27000 19000

48500 53000 30500 25600

35,85 35,22 16,98 11,95

30,77 33,63 19,35 16,25

–5,08

–1,59 +2,37 +4,30

100

100

130

162,6

–5,08

–1,59

+3,08

+6,99

Всего

159000

157600

100,00

100,00

112,58

+3,40

В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, сред­няя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибы­ли - на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.

Анализ уровня среднереализационных цен

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более вы­сокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:

                  (Цн – Цп) * VРПн

DЦкач  =  __________________________

                           VРПобщ

где Цн и Цп — соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПн — объем реализации продукции нового качества;

VРПобщ — общий объем реализованной продукции 1-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.

В основу первого положен принцип цепных подстановок: сравни­вается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановом сортовом составе (табл. 4). Если полученную разность разделить на общее количе­ство фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества.

Этот расчет можно представить в виде формулы

ВРусл1 = S(VРПобщ.ф * Удфi) * Цiпл

Врусл2 = S(VРПобщ.ф * Удплi) * Цiпл

           ВРусл1 – ВРусл2      22531875 – 22417500

DЦ = _________________________ = _____________________________ = +3,75 тыс. руб.

               VРПобщ.ф                         30500

В основу второго способа расчета положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:

          S (УДфi – УДплi) * Цiпл     (+5 * 750) + (–5 * 675)

DЦ = ______________________________­­­­­­­­____ = ______________________________ = +3,75 руб.

                            100                                         100

Полученные данные свидетельствуют о том, что за счет по­вышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручка от ее реализации увеличилась на 114375 тыс. руб. (22 531 875-22 417 500), а средняя цена 1 туб - на 3,75 тыс. руб.

Таблица 4. Расчет влияния качества изделия С на его среднюю цену реализации

Сорт продук-ции

Цена за туб, тыс. руб.

Объем реализации, туб

Удельный вес cортов, %

Фактичес-кий объем продаж при плановой сортности, туб

Выручка от продаж, тыс. руб.

план

факт

план

факт

+,–

При фактической сортно-сти

При плановой сортности

I

750

21600

25925

80

85

+5

24400

19443750

18300000

II

675

5400

4575

20

15

–5

6100

3088125

4117500

Всего

27000

30500

100

100

30500

22531875

22417500

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 5).

Таблица 5. Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены единицы продукции по изделию С

Рынки сбыта

Цена за туб. тыс руб.

Объем

реализации, туб

Структура реализации, %

Измене­ние сред­ней цены тыс. руб.

план

факт

план

факт

+,–

Госзаказ

670

16200

16775

60

55

–5

–33,5

По договорным ценам

750

8100

10675

30

35

+5

+37,5

Прочие

730

2700

3050

10

10

Всего

27000

30500

100

100

+4,0

В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены 1 туб увеличился на 4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 122 млн. руб. (4 тыс. руб. * 30500 туб).

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 6).

Таблица 6. Факторы изменения среднереализационных цен

ФАКТОР

Изменение средней цены реализации, тыс. руб.

A

B

C

D

Качество продукции

+45,0

–5,0

+3,75

+5,20

Рынки сбыта

–40,0

–3,3

+4,00

+8,30

Повышение цен в связи с инфляцией

+15,0

+18,3

+27,25

16,50

Всего

+20

+10,0

+35,00

+30,00

 Анализ структуры потребителей товаров

При рассмотрении основных характеристик всех потребителей продукции отрасли, к которой относится изучаемое предприятие, можно заметить, что потребители достаточно разнородны, поэтому предприятия мо­гут ориентироваться на определенных потребителей в зависимости от стратегии развития.

Логически предприятие должно выделять (при прочих равных условиях) потребителей, чья «торговая мощь» наиболее мала, рост и потенциал роста наиболее велики, удовлетворение потребностей более всего соответствует сфере деятельности предприятия, и за­траты на управление в сочетании с удовлетворением потребностей наиболее низкие. Безусловно, невозможно соединить все эти требо­вания, так как они могут быть просто взаимоисключающими: мини­мизация силы клиента чаще всего не совпадает с уменьшением сто­имости поставок или с возможностями роста.

Анализ каждой из четырех принципиальных характеристик позволит определить стратегию, которой следует предприятие, и вынести суждение о его деятельности.

Анализ «мощности» клиентуры

Точная оценка «торговой мощи» потребителей предприятия осуществляется в соответствии с позициями, которые мы описали выше в ходе исследования потребителей отрасли. Основ­ными критериями являются характеристики поставляемой продук­ции (дифференцированной или не дифференцированной, уровень качества продукции с точки зрения клиентуры, наличие или отсут­ствие трансфертных цен), относительная значимость поставляемой продукции по отношению к покупкам потребителей, их концентрированность или распыленность, уровень рентабельности, уровень информированности и приверженность потребителей к начальной интеграции.

Анализ роста потребителей

Рост потребителей продукции предприятий может быть оценен с учетом развития: отрасли; стратегических сфер деятельности изуча­емого предприятия; уровня рынка предприятия.

Анализ процесса приспособления специфики предприятия к запросам потребителей

Анализ конкуренции позволяет выявить силу и слабость оцени­ваемого предприятия по отношению к его конкурентам. Углублен­ный анализ клиентуры потребителей продукции отрасли должен позволить установить специфичность закупок основных клиентов относительно качества, поставок и т. п. Сближение двух анализов сделает возможным диагностику уровня адаптации специфики про­филя предприятия к потребностям клиентуры. Очевидно, что пред­приятие с универсальным оборудованием может сосредоточить свои усилия на тех клиентах, покупающих дифференцированную продукцию, а не на тех, которые удовлетворяются стандартной продукцией.

Анализ стоимости управления потребителями, на которых ориентировано предприятие

Стоимость такого управления может значительно варьироваться в зависимости от структуры потребителей. Эксплуатационные за­траты меняются в зависимости от клиентуры, уровня стандартиза­ции и специфичности запрашиваемой продукции, регулярности за­казов, объема заказов, стоимости транспорта, изменения каналов распределения.

Финансовые затраты могут меняться в зависимости от предо­ставляемых условий кредита (условия должны оцениваться с учетом возможного повторного финансирования предприятия), от пункту­альности оплаты потребителями своих обязательств. Правильно оценить эти финансовые затраты можно при помощи финансового анализа предприятий-клиентов.

Методы линейного программирования

Методы линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, с которыми до­вольно часто приходится иметь дело в экономике. Решение таких задач сводится к нахождению крайних значений (ма­ксимума и минимума) некоторых функций переменных ве­личин.

Линейное программирование основано на решении систе­мы линейных уравнений (с преобразованием в уравнения и не­равенства), когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. Для него характерны математическое выражение переменных величин, определенный порядок, по­следовательность расчетов (алгоритм), логический анализ. Применять его можно только в тех случаях, когда изучаемые переменные величины и факторы имеют математическую определенность и количественную ограниченность, когда в ре­зультате известной последовательности расчетов происходит взаимозаменяемость факторов, когда логика в расчетах, мате­матическая логика совмещаются с логически обоснованным пониманием сущности изучаемого явления.

С помощью этого метода в промышленном производстве, например, исчисляется оптимальная общая производитель­ность машин, агрегатов, поточных линий (при заданном ассор­тименте продукции и иных заданных величинах), решается задача рационального раскроя материалов (с оптимальным выходом заготовок). В сельском хозяйстве он используется для определения минимальной стоимости кормовых рационов при заданном количестве кормов (по видам и содержащимся в них питательным веществам). Задача о смесях может найти применение и в литейном производстве (состав металлургичес­кой шихты). Этим же методом решаются транспортная зада­ча, задача рационального прикрепления предприятий-потреби­телей к предприятиям-производителям.

Все экономические задачи, решаемые с применением линей­ного программирования, отличаются альтернативностью ре­шения и определенными ограничивающими условиями. Ре­шить такую задачу — значит выбрать из всех допустимо возможных (альтернативных) вариантов лучший, оптималь­ный. Важность и ценность использования в экономике метода линейного программирования состоят в том, что оптималь­ный вариант выбирается из весьма значительного количества альтернативных вариантов. При помощи других способов ре­шать такие задачи практически невозможно.

Литература

1.     Баканов,  Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория  экономического  анализа: Учеб. для  студентов экон.спец.-4-е изд. , доп  и перераб.- М.: Финансы и статистика,1997.-416 с.:ил.

2.     Борисов, Евгений Филиппович. Экономическая теория:[Учебник для студентов  вузов  по  направлению и спец. "Юриспруденция" ].- М.:Юристъ, 1997.-568 с.

3.     Ришар, Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности  предприятия / Пер.с фр., под ред. Л.П. Белых. — М.: Аудит,1997. — 376 с.: ил.

4.     Савицкая, Глафира Викентьевна. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студентов  вузов, обуч. по  экон. спец. и направлениям.- 2-е изд., перераб., доп.— М. ; Минск: ИП "Экоперспектива", 1998. — 498 с.: ил.