Н.С. Хрущев

    1. ВВЕДЕНИЕ.

        Время, когда  Советским  Союзом управлял Никита Сергеевич

    Хрущев, кажется мне интересным  по  нескольким  причинам:  во

    первых, в этот период произошло великое множество событий, во

    многом определивших дальнейшее развитие многих стран; во вто-

    рых, произошла  очередная для России смена политического кур-

    са; в-третьих,  это время прошло не так давно - все эти собы-

    тия свершились немногим более тридцати лет назад.

        Когда Хрущев пришел к  власти,  международная  обстановка

    была очень сложной.  После второй мировой войны мир,  объеди-

    нившийся было для победы над фашизмом, снова разбился на нес-

    колько лагерей. Отношения между капиталистическими странами и

    СССР продолжали прогрессировать в сторону ухудшения.

        Получив управление страной в такое сложное время, Хрущеву

    пришлось проявить весь свой управленческий и  дипломатический

    талант, чтобы   уладить  отношения  противоположных  лагерей.

    Внешняя политика  СССР  получила  совершенно  противоположные

    принципы: улучшение международных отношений,  разрядке напря-

    женности и разоружении.

        Нельзя говорить о деятельности Хрущева, не зная о нем ни-

    чего.  Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971)  был  выходцем  из

    беднейшего  крестьянства Курской губернии.  Как и большинство

    детей бедняков,  он был вынужден пойти работать уже в 12 лет.

    В 1918 г.  вступил в партию большевиков,   участвовал в граж-

    данской войне.  После гражданской войны начинается  партийная

    карьера Н.С.Хрущева.  Сначала на периферии,  затем - в Москве

    (с 1935 г.  он возглавляет Московские городскую  и  областную

    партийные  организации),  позднее - на Украине (В 1938 г.  он

    становиться первым секретарем ЦК КП (б) Украины и  кандидатом

    в члены Политбюро,  а еще через год - членом Политбюро ЦК ВКП

    (б)).

        Во время  Великой Отечественной войны Хрущев в разные пе-

    риоды был членом военных советов Юго-Западного,  Сталинградс-

    кого, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. Закон-

    чив войну в звании генерал-лейтенанта, Н.С.Хрущев вернулся на

    Украину,  где с 1944 по 1947 г.  работал председателем Совета

    Министров Украинской ССР,  затем вновь был избран первым сек-

    ретарем ЦК КП (б).

        С декабря 1949 г.  он опять попадает в Москву  на  ту  же

    должность  - первого секретаря Московского и областного коми-

    тетов партии.  С марта 1953 г., после смерти Сталина, целиком

    сосредатачивается на работе в ЦК,  а в сентябре 1953 г. изби-

    рается Первым секретарем ЦК. В 1958 г. Н.С.Хрущев становиться

    Председателем Совета министров СССР.  Уходит он с этих постов

    после Пленума ЦК в октябре 1964 г.,  где он был освобожден от

    занимаемых должностей  "по  состоянию  здоровья".  Он получил

    звание персонального  пенсионера  союзного  значения.  Никита

    Сергеевич Хрущев  умер  11 сентября 1971 г.

        Такова краткая биография Н.С.Хрущева,  человека,  который

    стал символом  целой  эпохи в жизни Советского Союза.  Уже по

    ней ясно, каким неординарным человеком он был. Эта неординар-

    ность сыграла свою роль и во внешней политике СССР.

    2. ЛИБЕРИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА.

        Внутренняя эволюция  СССР  после  смерти Сталина повлекла

    новую ориентацию страны и в сфере  внешней  политики.  Журна-

    листские  сообщения изменились:  они заметно смягчились.  Для

    людей это было удивительно: ведь раньше людям твердили только

    о негативных чертах Запада.  Пресса начала писать не только о

    том,  что плохого произошло в других странах,  но и о том по-

    лезном,  что можно там найти. Обновляя контакты с зарубежными

    странами,  Советское правительство старалось расширять торго-

    вые отношения. Это было выгодно не только СССР, но и западным

    странам, которые получили возможность выхода на новый, обшир-

    ный рынок своей продукции,  чего они были лишены после второй

    мировой войны. Новые отношения с внешним миром не могли огра-

    ничиваться  только экономикой.  Правительство СССР установило

    прямые контакты и начало  обмен  делегациями  с  парламентами

    других стран. Быстро росло число журналистов, аккредитованных

    в Москве.

        Событием, изменившим расстановку сил в послевоенном мире,

    стал стал запуск 4 октября 1957 года  первого  искусственного

    спутника Земли. С этой даты начался отсчет "космической эры".

    Превосходство советской науки было усилено первыми временными

    неудачами аналогичных экспериментов в США.  Кульминацией стал

    день 12 апреля 1961 года:  впервые человек,  советский космо-

    навт Юрий Гагарин, совершил орбитальный полет вокруг Земли.

        Успехи СССР в освоении космического пространства  явились

    результатом деятельности блестящей группы ученых, возглавляе-

    мых академиком Королевым. Идея обогнать американцев в запуске

    спутника исходила как раз от него. Хрущев был горячим сторон-

    ником Королева. Успех этих начинаний имел огромный политичес-

    кий и пропагандистский резонанс в мире.  Дело в том, что СССР

    был окружен кольцом американских военных баз,  на которых на-

    ходилось ядерное оружие, т.е. Советский Союз находился факти-

    чески под прицелом США. Для СССР же США оставались практичес-

    ки неуязвимыми,  так как у него не было таких баз.  Теперь же

    положение в корне изменилось Советский Союз отныне владел  не

    просто  ядерным  оружием,  но и межконтинентальными ракетами,

    способными доставить его в заданную точку мира.  С этого вре-

    мени  США  утратили  неуязвимость из-за океана.  Теперь и они

    оказались под той же угрозой,  что и СССР.  Если до этого мо-

    мента в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появи-

    лась вторая, более слабая, но имеющая достаточный вес для оп-

    ределения всей мировой политики.  На американцев,  недооцени-

    вавших возможности своего противника,  это произвело  шоковое

    впечатление.  США и всему миру отныне пришлось учитывать мне-

    ние Москвы в решении международных вопросов.

        Положительным сдвигом в  международной  обстановке  стало

    совместное  обсуждение  главами  ведущих государств,  впервые

    после окончания второй мировой войны,  современных проблем. А

    первой такой встречей было совещание в Женеве 18-23 июля 1955

    г.  глав правительств СССР, Англии, Франции и США. Хотя к ка-

    ким-либо  договоренностям  прийти не удалось,  но даже просто

    сам факт созыва этого совещания имел положительное  значение.

    Предложения  СССР носили больше пропагандистский характер,  а

    западные западные державы требовали от  СССР  реальных  дейс-

    твий:  проведение  демократизации в восточноевропейских стра-

    нах, а также решения вопроса о создании единых австрийского и

    германского государств (в восточной части Австрии по-прежнему

    находились советские войска,  а ГДР существовала с 1949  г.).

    СССР же вынес же такое нереальное предложение, как заключение

    договора о коллективной безопасности в Европе без  каких-либо

    предварительных консультаций.  Естественно, что это предложе-

    ние было отвергнуто в западноевропейских столицах.

    3. ДИПЛОМАТИЯ РАЗОРУЖЕНИЯ.

        Другой проблемой переговоров и разногласий с  Западом,  и

    особенно с США,  было разоружение.  В ядерной гонке Советский

    Союз к удивлению США достиг значительных успехов.  Однако это

    было трудное соревнование, которое налагало на нашу экономику

    непосильное бремя и не позволяло повысить уровень  жизни  со-

    ветских людей, который оставался по-прежнему низким.

        Действия СССР в этом направлении были очень активными: во

    второй половине 50-х годов было сделано множество инициатив в

    области разоружения. Было предложено резко сократить все виды

    вооруженных  сил  и  оружия,  причем приступать к разоружению

    предлагалось немедленно, не предусматривался какой-либо конт-

    рольный механизм,  разоружение должно было проводиться сразу,

    без разбиения на этапы.  Но западные лидеры недаром были  из-

    вестны  своим прагматизмом,  поэтому инициативы СССР,  будучи

    рассмотренными как нереальные и не заслуживающие  обсуждения,

    были также отвергнуты.

        Советское правительство пыталось отстоять свои  предложе-

    ния.  Для этого было проведено крупное одностороннее сокраще-

    ние Вооруженных сил. В августе 1955 г.  Верховный Совет  СССР

    принял решение о их сокращении на 640 тыс. человек. На сокра-

    щение пошли и другие социалистические страны Европы.  На  это

    снижение численности армии не закончилось: 14 мая 1956 г. ру-

    ководство СССР решило в течение года  осуществить  еще  более

    значительное  сокращение  своих Вооруженных Сил - на 1,2 млн.

    человек сверх проведенного в 1955 г.  В 1957 г.  СССР внес  в

    ООН ряд предложений о приостановке испытаний ядерного оружия;

    о принятии обязательств об отказе применения атомного и водо-

    родного оружия; о сокращении вооруженных сил СССР, США, Китая

    до 2,5 млн., а затем - до 1,5 млн.; о ликвидации баз на чужих

    территориях. В 1958 г. СССР прекращал в одностороннем порядке

    проведение ядерных испытаний, ожидая аналогичного шага от за-

    падных  стран.  А в сентябре 1959 года Н.С.Хрущев выступил на

    Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного  разоружения"

    всех  стран,  которая была довольно холодно встречена капита-

    листическими странами. Но в целом западные страны насторожен-

    но отнеслись к инициативам СССР и выдвинули ряд таких встреч-

    ных условий, как разработку разработку мер доверия и контроля

    за исполнением принятых решений. А от этих мер в свою очередь

    отказывался Советский Союз, рассматривая их как вмешательства

    во внутренние дела.  Получился замкнутый круг: Советский Союз

    делал предложения, заранее зная, что на них не согласятся.

        Главным своим  противником  на  международной  арене СССР

    рассматривал США.  Это было следствием того,  что эта  страна

    была  единственным противником,  способным поразить Советский

    Союз. Для нейтрализации этой угрозы главную ставку в развитии

    Советской  Армии  Н.С.Хрущев делал на развитии Ракетных войск

    стратегического назначения, подчас пренебрегая развитием дру-

    гих родов и видов войск.  Такая политика была недальновидной,

    и в дальнейшем принесла значительный урон  Вооруженным  силам

    СССР.

        Н.С.Хрущев был первым главой не только советского,  но  и

    русского правительства,  который нанес визит в США в сентябре

    1959 года.  Две недели он путешествовал по Америке. Визит за-

    кончился переговорами с президентом США Эйзенхауэром.  Однако

    никаких соглашений подписано не было.  Тем не  менее  в  этой

    встрече  были  заложены  основы  прямого  диалога между двумя

    странами в будущем.

        Иллюзиям от визита Никиты Сергеевича в США неожиданно по-

    ложил конец инцидент,  когда 1 мая 1960 года американский са-

    молет-разведчик был сбит ракетой над Уралом. Пилот был захва-

    чен живым вместе со шпионской аппаратурой. США были поставле-

    ны  в затруднительное положение.  Эйзенхауэр взял ответствен-

    ность на себя.  Н.С.Хрущева критиковали и соотечественники  и

    союзники за чрезмерную уступчивость,  поэтому он был вынужден

    принять серьезные дипломатические меры.

        Инцидент случился накануне новой встречи в верхах, назна-

    ченной на 16 мая в Париже. Советское правительство более двух

    лет требовало такой встречи. В тот момент, когда все уже соб-

    рались во французской столице,  Н.С.Хрущев потребовал,  чтобы

    перед началом переговоров американский президент принес изви-

    нения. Поэтому переговоры не могли быть даже начаты. Уже сог-

    ласованный ответный визит, который Эйзенхауэр как первый аме-

    риканский президент должен был нанести в СССР,  был  отменен.

    Обстановка обострилась.  СССР был окружен цепью из 250 амери-

    канских баз. Однако новые факторы давали ему возможность пре-

    одолеть  этот  барьер и поразить далекого противника.  Дело в

    том, что после берлинского кризиса в СССР была испытана водо-

    родная бомба, которая была эквивалентна 2500 бомбам, сброшен-

    ным на Хиросиму.

    4. ОТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ.

        Вторая половина  50-х - первая половина 60-х годов харак-

    теризовалась улучшением отношений Советского Союза с  различ-

    ными странами:  Турцией, Ираном, Японией, с которой в 1956 г.

    была подписана декларация, предусматривающая прекращение сос-

    тояния войны и восстановление дипломатических отношений, тог-

    да же велись двусторонние переговоры с Англией,  Францией.  В

    1958 г.  было  заключено  соглашение с США о сотрудничестве в

    области культуры., экономики, обмена делегациями ученых, дея-

    телями культуры  и  др.  Произошла  нормализация  отношений с

    Югославией.

        4.1 БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС.

        Одной из  многих проблем,  стоявших перед СССР во внешней

    политике,  была задача стабилизации  ситуации в  послевоенной

    Европе.  Необходимо было юридически закрепить ситуацию,  сло-

    жившуюся после второй мировой войны.

        Главной же  европейской  проблемой оставался "германский"

    вопрос. Советский Союз выступал за подписание мирного догово-

    ра, который не был заключен за столько лет после войны, одна-

    ко речь шла о договора не с Германией,  которой больше не су-

    ществовало, а с обоими немецкими государствами.

        Предложение, выдвинутое коллективно странами  Варшавского

    Договора в мае 1958 года,  было отвергнуто США и их союзника-

    ми,  выступившими против любого официального  признания  ГДР.

    Формально  их политика была направлена на старый вариант объ-

    единения,  то есть под главенством ФРГ. Это влекло за собой и

    непризнание  блоком НАТО новых земель,  принадлежавших Польше

    после окончания войны, между реками Одер и Нейсе.

        Несговорчивость двух различных блоков привела в результа-

    те к серьезному кризису 1961 года в Германии.  Согласно потс-

    дамским мирным соглашениям,  Берлин,  как и вся Германия, был

    разделен на три оккупационные зоны:  СССР, США и Англии. СССР

    отдал свою зону ГДР в 1949 г., которая после этого стала сто-

    лицей социалистической Германии, а США и Англии образовали из

    своих зон Западный Берлин, территорию, фактически подвластную

    ФРГ.  Территорию  Западного  Берлина западные государства ис-

    пользовали как базу для работы спецслужб.  В то же время мно-

    гие  не согласные с порядками в Восточной Германии рассматри-

    вали Западный Берлин в качестве транзитного пункта для  пере-

    езда на Запад, а те, кто остался в стране, - в качестве удоб-

    ного места для контактов с представителями  политических  сил

    Запада.  Правительства  СССР  и  ГДР  считали Западный Берлин

    "рассадником империализма",  и делали все возможное для огра-

    ничения  его  отрицательного  воздействия  на немецкой земле.

    Весной-летом 1961 г. в ГДР произошло обострение политического

    кризиса,  вызванное  тем,  что  значительная  часть населения

    страны, прежде всего молодежь в крупных городах, стала откры-

    то выступать за изменение политического строя страны.

        С территории Западного Берлина Западом проводилась актив-

    ная политика оказания широкой финансовой,  материальной и ор-

    ганизационной помощи недовольным. Перед правительством ГДР со

    всей очевидностью встал вопрос об отделении Западного Берлина

    от  его  остальной  части.  Для  прекращения  контактов между

    "внутренней и внешней контрреволюцией" была возведена  знаме-

    нитая стена из бетонных плит. После этого попасть из Западно-

    го в Восточный Берлин стало возможным только через  контроль-

    но-пропускные пункты.

        Конечно, создание Берлинской стены привело не к  укрепле-

    нию  международных отношений,  а отрицательно сказались на их

    развитии в Европе и во всем мире. Налаживание отношений  было

    отложена еще на несколько лет.

        4.2 КАРИБСКИЙ КРИЗИС.

        Вслед за  "берлинским  кризисом" последовал еще один,  на

    фоне которого события "берлинского кризиса" казались не столь

    серьезными.  Он получил название "карибского",  или,  как его

    называют в странах Запада,  "ракетного кризиса".  Этот кризис

    поставил мир на грань мировой катастрофы, так как СССР и США,

    как никогда ранее, оказались у черты термоядерной войны.

        1 января 1959 года на Кубе произошла революция, в резуль-

    тате которой был свергнут тиранический режим Батисты, поддер-

    живаемого США. К власти пришли сторонники Фиделя Кастро, нас-

    троенные антиамерикански.  США развернули массированную  про-

    пагандистскую и подрывную войну  против  Кубы,  планировалось

    даже  нанесение  бомбовых  ударов  по  стратегическим пунктам

    страны.  Но все ограничилось несколькими вылазками американс-

    ких наемников,  с успехом отраженные кубинской армией. В кон-

    це-концов правительство Кубы было вынуждено искать  защиты  у

    других стран. Такой страной стал СССР.

        Правительство СССР увидело в данной проблеме  возможность

    расширить  социалистический  лагерь  и построить свой форпост

    прямо у берегов США.  В этих условиях СССР в 1962  г.  принял

    решение  разместить  на острове ракеты среднего радиуса дейс-

    твия с ядерными боеголовками.  В течение  нескольких  месяцев

    рухнула американская система безопасности,  создававшаяся США

    весь XX век.  Она была основана на  том,  что  неприятельские

    войска  не смогут поразить  своим оружием территорию Америки.

    Теперь же появилась военная база СССР у самых берегов США.

        Белый дом  потребовал убрать с Кубы уже установленные ра-

    кеты и вернуть военные корабли, которые везли новые ракеты. В

    противном случае он угрожал нанести ракетно-бомбовые удары по

    ним,  за чем неизбежно последовала бы  полномасштабная  война

    между двумя странами.  В последний момент (22-27 октября 1962

    г.) лишь благодаря прямым переговорам по  трансатлантическому

    телефону  между  президентом США Джоном Кеннеди и лидером Со-

    ветского Союза Н. Хрущевым, удалось предотвратить ядерный ка-

    таклизм.  СССР вывез ядерные ракеты с Кубы,  вернул корабли в

    свои порты.  Взамен США  пообещал  не  организовывать  прямые

    вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты средне-

    го радиуса действия с ядерными боеголовками,  нацеленными  на

    СССР.

        Карибский  кризис  был  кульминацией обострения отношений

    государств периода "холодной войны".  После этого стал проис-

    ходить медленный  и  непостоянный процесс улучшения отношений

    между странами социализма и капитализма.

        Таким образом,  дойдя до края  пропасти,  оба  противника

    отступили.  Для  США  и  СССР атомная война была неприемлемым

    средством продолжения политики.  Поэтому не удивительно,  что

    после кубинского кризиса возобновился диалог двух стран. Меж-

    ду Москвой и Вашингтоном была  открыта  линия  прямой  связи,

    позволившая  главам  двух  правительств немедленно вступать в

    контакт в чрезвычайных случаях. Между Хрущевым и Кеннеди была

    установлена определенная  степень  сотрудничества,  но период

    относительного спокойствия продолжался недолго, так как вско-

    ре американский президент был убит.

    5. ОТНОШЕНИЯ С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ.

        В отношениях СССР с социалистическими странами также было

    не все гладко. После осуждения после XX съезда КПСС сталиниз-

    ма,  процесс пересмотра позиций вызвал в правящих  компартиях

    Европы политические разногласия. Пытаясь уменьшить количество

    власти,  которая могла быть сосредоточена в  одних  руках,  в

    каждой  из стран Восточной Европы разделили высшие партийные,

    правительственные и государственные посты.  Все  это  явилось

    результатами политической борьбы. Самые трагические формы она

    приняла в Венгрии.

        5.1 КРИЗИС В ВЕНГРИИ.

        Политика СССР   в   восточноевропейских  социалистических

    странах оставалась практически такой же жесткой, как и ранее.

    Хотя под  влиянием  "оттепели"  братские страны получили нес-

    колько большую политическую самостоятельность, попытки выхода

    за рамки дозволенной "либеризации" резко пресекались. Подлин-

    ной национальной  трагедией  явилось  вооруженное  подавление

    восстаний в Венгрии в 1956 г. и в ГДР в 1961 г., хотя антисо-

    ветские выступления более мелкого масштаба имели  место  и  в

    других странах,  прежде всего в Польше (1956 г.  - волнения в

    Познани).

        В сентябре-октябре 1956 г. правительство Венгрии, поддер-

    жанное широкими слоями народа  и  армии,  пыталось  выйти  из

    жесткой зависимости  от СССР,  восстановить демократию в "за-

    падном" варианте.  Оно заявило о своем выходе из  Организации

    Варшавского Договора  и  прекращении союзнических отношений с

    СССР. Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и

    практически оказалась  вне  закона.  "Октябрьская революция",

    как сейчас в Венгрии называют события 1956 г., была подавлена

    при помощи советских войск,  как находившихся в стране, так и

    введенных из СССР.  Были восстановлены власть компартии и все

    союзнические обязательства  Венгерской Народной Республики (4

    ноября 1956 г.  Будапешт был оккупирован советскими войсками,

    погибло около 20 тыс.  венгров). Прямое использование советс-

    ких войск для разрешения социально-экономического  кризиса  в

    суверенном государстве  было  крайней формой вмешательства во

    внутренние дела страны (хотя и США, ФРГ и другие западные го-

    сударства активно  поддерживали  "революционеров").  Наряду с

    разоблачением сталинизма на XX съезде КПСС венгерские события

    1956 г.  привели  к  падению авторитета СССР на международной

    арене, в том числе популярности коммунистических идей в  мире

    и ослаблению мирового коммунистического движения.

                                * * *

        Одним из  самых важных событий 1955 года явилось примире-

    ние СССР с Югославией.  Советское руководство пришло к заклю-

    чению,  что югославский режим не стал "реставрированным капи-

    тализмом",  а что Югославия следует к социализму своим путем.

    Большая  заслуга  в  восстановлении  отношений с этой страной

    принадлежала Хрущеву,  который прибыл в Белград с  визитом  и

    подписал  соглашение о взаимном уважении и невмешательстве во

    внутренние дела ни по каким мотивам.  Это было первое призна-

    ние  многообразия путей к социализму,  провозглашенного на XX

    съезде КПСС.

        Во время событий 1956 года внутри социалистической систе-

    мы обрисовались три полюса:  Москва,  Пекин и Белград. Хрущев

    пытался  действовать  вместе с обеими столицами.  Трудности в

    общении состояли,  прежде всего, в полярности взглядов на со-

    бытия  в Венгрии.  Югославы были противниками вмешательства в

    дела венгров. Китайцы - наоборот, считали, что надо решитель-

    но  вмешаться  и "навести порядок".  Сближение позиций СССР и

    Китая привело к критике югославского руководства, из-за кото-

    рого снова возникла кризисная ситуация.

        Важную роль в консолидации коммунистов мира сыграло  меж-

    дународное Совещание коммунистических и рабочих партий,  сос-

    тоявшееся в Москве.  Поводом для него стало празднование 40-й

    годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.  На

    совещание прибыли делегации всех 64 коммунистических и  рабо-

    чих партий.  Оно было созвано,  чтобы найти общий путь выхода

    из кризиса, последовавшего за XX съездом. Совещание проходило

    в два этапа.  На первом этапе присутствовали 12 правящих пар-

    тий, а на втором этапе - были все. На нем был принят Манифест

    мира.  Главная роль на совещании принадлежала советским и ки-

    тайским представителям.

        К сожалению, совещание оказалось попыткой заменить старые

    международные организации общим форумом, на котором можно бы-

    ло бы давать политические указания, имеющие ценность для каж-

    дой партии. Как показал опыт, эта затея не имела успеха.

        В конце  50-х-начале  60-х  годов  снова возникли сложные

    проблемы во взаимоотношениях СССР с Китаем и Албанией.  Обви-

    нив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ле-

    нинизма,  резко выступив против осуждения культа  личности  в

    Советском  Союзе,  эти две страны в начале 60-х годов практи-

    чески прекратили отношения с СССР.  Реальное обострение нача-

    лось в 1960 г., а уже в 1961 г. были практически прерваны от-

    ношения между Албанией и СССР.  Албания отказалась  предоста-

    вить  СССР военно-морские базы и арестовала советские подвод-

    ные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанс-

    кое  правительство  опиралось на помощь и поддержку "великого

    китайского народа".

        Обострение советско-китайских  отношений вело к фактичес-

    кому развалу единой социалистической системы,  созданной Ста-

    линым после второй мировой войны. Разногласия между двумя ве-

    ликими державами были вызваны тем,  что Китай уже  больше  не

    хотел  мириться  с  ролью  младшего  брата в социалистической

    семье и стремился оттеснить с господствующих позиций  Советс-

    кий Союз.  Естественно,  что руководство СССР не могло согла-

    ситься с этим,  что и вызывало постоянно  растущую  напряжен-

    ность.

    6. ОТНОШЕНИЯ СССР С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ.

        По мере того,  как утихала прямая конфронтация между СССР

    и США,  нарастала скрытая борьба между ними в странах "треть-

    его мира".  В  50-е годы многие азиатские колониальные страны

    получили независимость, в начале 60-х годов этот процесс стал

    происходить в африканских странах.  Как СССР, так и США пыта-

    лись иметь в правительствах этих стран "своих людей", направ-

    лять их  внешне-  и внутриполитические курсы.  При этом обоим

    сторонам оказывалась как экономическая, так и военная помощь.

        Во второй  половине  50-х годов в "третьем мире" были две

    главные "горячие точки": Юго-Восточная Азия и Ближний Восток.

    Практически во  всех  странах  этих  регионов шла вооруженная

    борьба, возглавляемая коммунистами, против правительств. Осо-

    бенно интенсивно она велась а Южном Вьетнаме,  Лаосе, Таилан-

    де, Малайзии,  а также в Бирме. Коммунистов активно поддержи-

    вали СССр и Китай.  Первоначально они действовали вместе, за-

    тем противоборствуя друг с другом.

        На рубеже 50-60-х годов создалась ситуация,  когда комму-

    нистические движения в ряде стран были близки к захвату влас-

    ти. Лишь массированная помощь со стороны США, Англии и других

    стран позволили правящим режимам  стабилизировать  положение.

    СССР стремился  наладить  дипломатические отношения с некото-

    рыми развивающимися странами,  с тем чтобы "оторвать"  их  от

    "империалистического лагеря".  Наиболее прочные связи устано-

    вились у Советского Союза с Индией и Индонезией. Довольно ус-

    пешно развивались отношения с Бирмой, Камбоджей, Непалом.

        Установление прочных дипломатических и экономических  от-

    ношений  с  развивающимися  странами использовалось Советским

    Союзом зачастую с тем,  чтобы ослабить в них  влияние  бывших

    колониальных  держав и создать тем самым благоприятную обста-

    новку для прихода к власти прокоммунистических  правительств.

    Именно в это время в советском политическом словаре стало по-

    являться словосочетание "развивающиеся страны  социалистичес-

    кой ориентации".  Во второй половине 50-х-начале 60-х годов к

    этим странам СССР относил Индию и Индонезию.

        Если поддержка Индийской Республике со стороны Советского

    Союза выражалась в экономической и военной помощи (СССР  пос-

    тепенно становиться основным поставщиком военной техники), то

    отношения с  Индонезией  приобретали  элементы  политического

    сотрудничества. Наиболее успешным оно было во второй половине

    50-х годов,  когда СССР и Китай действовали совместно.  Одним

    из проявлений  подобного  подхода была  программа социалисти-

    ческих преобразований в Индонезии и активнейшая поддержка  ее

    правительством повстанческих движений в соседних государствах

    (прежде всего в Малайзии),  которые ориентировались на запад-

    ные страны. Если в Индии умеренный и прагматический курс при-

    носил плоды (в частности,  СССР занял позицию нейтралитета во

    время индокитайского вооруженного конфликта в Гималаях в 1962

    г.), то более открытый индонезийский  эксперимент  завершился

    неудачей, когда  в результате военного государственного пере-

    ворота в Индонезии в 1965 г.  было смещено правительство  Су-

    карно.

        Военная и дипломатическая помощь СССР  была  определяющим

    фактором в достижении мирных соглашений по Вьетнаму в 1954 г.

    Результатом этих соглашений было  появление  социалистической

    Демократической Республики Вьетнам.

        Не менее сложные процессы происходили и на Ближнем Восто-

    ке. В  конце  40-х  -  начале 50-х годов большинство арабских

    стран освободились от колониальной зависимости;  в  некоторых

    из них,  как,  например,  в Египте в 1952 г., к власти пришли

    военные с националистическими программами. С 1948 г. в регио-

    не существовало государство Израиль, созданное согласно реше-

    ниям ООН,  за которые голосовали США и СССР. Откровенно проа-

    мериканский курс  израильского  правительства  и антизападная

    политика ряда арабских стран были одной из  основ  конфликта.

    Другой не  менее важной причиной был еврейский и арабский на-

    ционализм, который толкал  соседние  народы  к  непреодолимой

    вражде.

        СССР поддерживал арабские страны как в политическом, эко-

    номическом, так  и  в военном плане,  особенно крупную помощь

    получила Объединенная Арабская Республика (строительство Асу-

    анской плотины).  Открыто  помощь  СССР Египту была оказана в

    1956 г. во время агрессии против Египта Англии, Франции и Из-

    раиля (причина  и повод - национализация Египтом Суэцкого ка-

    нала). СССР не только полностью вооружил и обучил  египетскую

    армию, но и в самый критический момент сделал заявление о го-

    товности послать в Египет добровольцев,  что поставило бы Со-

    ветский Союз в прямую конфронтацию со странами-агрессорами. В

    связи с тем,  что США проявили колебания,  не желая усиливать

    противоборство с  СССР  в  данный конкретный момент,  Англия,

    Франция и Израиль вывели из Египта свои войска.

        Война 1956 г.  значительно укрепила позиции СССР на Ближ-

    нем Востоке. С этого времени влияние Советского Союза в стра-

    нах "третьего мира" стало возрастать.

        Войной, также повысившей авторитет СССР в арабском  мире,

    была война за независимость алжирского народа.  С 1954 г.  по

    1962 г. СССР был, по существу, единственным действенным союз-

    ником алжирского народа. После получения Алжиром независимос-

    ти (французские войска были выведены, несмотря на военную по-

    беду) СССР стал одним из наиболее близких союзников Алжирской

    Народной Республики.

        1960 год  был  годом  обретения независимости семнадцатью

    африканскими странами,  но СССР оказался практически не гото-

    вым  к активным действиям на Африканском континенте.  Влияние

    Советского Союза ограничивалось политическими декларациями  и

    признанием новых независимых государств.

    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Оценивая внешнеполитическую   деятельность   Н.С.Хрущева,

    трудно придерживаться какой-то одно позиции. Мирные инициати-

    вы во внешней политике соседствовали у него с  международными

    агрессиями.

        В целом к середине 60-х годов произошла определенная ста-

    билизация  послевоенного мира.  Главной заслугой Хрущева было

    то,  что он сумел растопить лед "холодной войны", не дал раз-

    гореться  смертельному  костру ядерной войны.  Противостоящие

    системы во главе СССР и США вышли из крупных, чреватых прямой

    военной конфронтацией конфликтов,  приобрели опыт взаимоотно-

    шений в новых условиях существования военно-политических бло-

    ков, ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной сис-

    темы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о

    разоружении в целом мало продвинули мир вперед, но был сделан

    важный шаг в ограничении гонки  ядерных  вооружений,  имевший

    также важное экологическое значение: августа 1963 г. в Москве

    был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в

    атмосфере, космическом пространстве и под водой.

        Несмотря на то, что после ухода Хрущева от власти внешняя

    политика СССР  снова  сдвинулась  в сторону ужесточения,  его

    усилия по сохранению мира на Земле надолго остались в  памяти

    жителей планеты.