Телефонный справочник

Томский межвузовский центр дистанционного образования

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации.

Курсовая работа.

по дисциплине «Компьютерная подготовка»

Выполнил:

студент ТМЦДО

гр.: з-472-27б

специальности 061000

Маркелова А.А.

5 .01.2005г

г. Абакан.

Задание.

Вариант 9

Написать программу, которая формирует базу «Телефонный справочник», содержащую следующие сведения: ФИО, адрес, телефон. Просмотр базы и обработка должна выполняться в программе Excel.

Программа должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Приложение выполнить с использованием языка программирования VBA для MS Excel.
  2. При открытии книги Excel, содержащей проект, обеспечить один рабочий лист, на котором оформить рекламную заставку проекта и поместить элемент запуска проекта на исполнение.
  3. Проект должен обеспечивать следующие режимы работы:

·        

·        

·        

·         формирование статистики:

a.      

b.     

c.      

  1. Для каждого режима работы определить кнопку запуска и пользовательскую форму.
  2. На экране разместить одну панель инструментов, обеспечивающую работу проекта. Остальные панели скрыть.
  3. Данные проекта сохранять в файле.
  4. При вводе числовых данных обеспечить обработку ошибок некорректного ввода.

Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u

Введение. \h 4

Структура программного комплекса. \h 5

Состав программного комплекса. \h 5

Иерархия объектов. \h 5

Руководство пользователя. \h 6

Запуск программы.. \h 6

Чтение / запись базы данных. \h 7

Режимы корректировки данных. \h 7

Поиск информации. \h 8

Режимы сортировки. \h 8

Формирование статистики. \h 9

Завершение работы с программой. \h 10

Дополнение. \h 10

Заключение. \h 11

Список литературы.. \h 12

Приложение. Листинг программ VBA.. \h 13

Рабочая книга. \h 13

Лист1 (Старт) \h 13

Лист2 (База данных) \h 14

addRowForm.. \h 15

delRowForm.. \h 15

editRowForm.. \h 16

reportForm.. \h 17

sortForm.. \h 18

Module1. \h 19

Введение

Цель работы: закрепление знаний, полученных при изучении курса «Компьютерная подготовка», а также приобретение новых навыков создания завершенных программных приложений для MS Excel.

В дополнение к огромным возможностям MS Excel, входящего в состав Microsoft Office квалифицированному пользователю доступен полноценный язык программирования Visual Basic for Applications (VBA), позволяющий оживить страницы электронных таблиц, превратив их в сложное Windows – приложение, осуществляющее многогранную обработку данных под управлением оператора. При этом, большинство часто используемых операций программируется заранее, что упрощает работу конечного пользователя и значительно снижает вероятность возникновения ошибки как на этапе ввода исходных данных, так и при их последующей обработке.

В настоящей работе используются наиболее часто употребляемые элементы проектирования приложений для MS Excel. В том числе: процедуры (подпрограммы и функции), модули и формы. В коде VBA применялись различные типы данных (включая определенные пользователям описания типов), многоуровневые условные операторы и операторы циклов. Для реализации хранения информации во внешнем файле использованы встроенные функции работы с файлами (последовательный доступ).

Диалог с пользователем реализован при помощи функций ввода/вывода информации InputBox и MsgBox, а также ряда специально созданных форм. В указанных формах применены элементы управления типа: надпись, поле, рамка, переключатель, кнопка.

Поскольку программирование на VBA построено на основе событийной модели, то и в данной работе обработка событий является основой для выполнения тех или иных действий, направленных на решение конкретных задач.

MS Excel имеет богатую объектную модель. При решении поставленной задачи использовались объекты следующих типов: Application, Workbook, Worksheet, Range, CommandBar, а также коллекции Workbooks и Worksheets.

Работа выполнена в среде Microsoft Excel 2002.

Структура программного комплекса

Состав программного комплекса

Программный комплекс «Телефонный справочник» состоит из двух файлов, располагаемых в каталоге “c:\tmp\”:

  • "Телефонный справочник.xls" – основной файл, содержащий таблицу просмотра базы данных и инструменты, необходимые для работы с ней.
  • "phones.db" – вспомогательный текстовый файл, используемый для хранения базы данных.

Работа программы осуществляется под управлением Microsoft Excel, входящего в состав                                                                                                                                                                                                                                         пакета Microsoft Office, поэтому для ее использования необходимо наличие указанного пакета на клиентском компьютере.

Иерархия объектов

Описываемое Excel-приложение в своем составе содержит:

  1. Рабочую книгу Workbook  «Телефонный справочник» + программный код VBA, состоящую из двух листов:
    1. Worksheet Лист1 (Старт) + программный код VBA
    2. Worksheet Лист2 (База данных) + программный код VBA
  2. Пять форм + программный код VBA:
    1. addRowForm – для режима добавления новой записи
    2. delRowForm – для режима удаления записи
    3. editRowForm – для режима редактирования записи
    4. reportForm – для режима формирования статистики
    5. sortForm – для режима сортировки базы данных
  3. Модуль Module1, содержащий описание типа данных Record для одной записи об абоненте, а также функции работы (чтения/записи) с такими данными и внешним файлом.
  4. Панель инструментов “Phones”, обеспечивающую работу программы и состоящую из девяти кнопок:
    1. чтение базы данных;
    2. запись базы данных;
    3. добавление записи;
    4. корректировка записи;
    5. удаление записи;
    6. поиск;
    7. сортировка;
    8. отчет (статистика);
    9. выход из программы.

Руководство пользователя

Запуск программы

Для запуска программы необходимо в MS Excel открыть книгу:

“Телефонный справочник.xls”

Вы увидите один лист с рекламной надписью и двумя кнопками. Для отображения листа с базой данных нажмите на кнопку «Начать работу».

В результате, рекламная страница исчезнет, а вместо нее появится основной лист, содержащий шапку базы данных и панель инструментов для работы.

Чтение / запись базы данных

Поскольку вся информация хранится во внешнем файле, то для загрузки базы данных на лист Excel таблицы необходимо на панели инструментов нажать кнопку «Открыть базу данных». При этом существующие на листе данные будут заменены информацией из внешнего файла “phones.db”.

Для сохранения результатов работы с базой данных нажмите кнопку «Сохранить базу данных» на панели инструментов. Вся текущая информация, отображаемая на листе, будет записана во внешний файл “phones.db”.

Режимы корректировки данных

В целях безопасности, листы книги защищены от корректировки обычными способами. Поэтому для добавления, изменения и удаления информации предусмотрены соответствующие режимы работы, инициируемые второй группой кнопок панели инструментов.

При нажатии на любую из них, будет предложено диалоговое окно, в котором в соответствующие поля нужно занести новую (откорректировать существующую) информацию и нажать кнопку подтверждения операции.

  

Если перед выбором режима удаления записи были отмечены несколько строк базы данных, то вместо отображения формы с удаляемой информацией будет просто предложено подтвердить удаление отмеченных записей.

  

Внимание. В режиме добавления/корректировки записи обязательны для заполнения поля: Фамилия, Имя, Отчество, Улица, Дом, Телефон.  Кроме того, в поле Телефон допускается ввод только числовых данных (не более 10 цифр).

Поиск информации

Для поиска нужной информации нажмите кнопку «Найти» на панели инструментов. Будет запущен стандартный механизм поиска информации по листу MS Excel.

Режимы сортировки

В программе предусмотрено три режима сортировки данных:

  • По абоненту (фамилия + имя + отчество);
  • По адресу (улица + дом + квартира);
  • По телефону.

Для выполнения сортировки достаточно нажать соответствующую кнопку на панели инструментов и выбрать один из трех предложенных режимов.

Формирование статистики

Согласно заданию программа позволяет рассчитать следующую статистику:

  • Общее количество абонентов телефонной сети;
  • Количество телефонов на указанной улице;
  • Количество телефонов в указанном доме.

Войдите в режим «Отчет», выберите требуемый отчет и, при необходимости, задайте параметры его формирования. Количество абонентов по заданным реквизитам будет посчитано и отображено в диалоговом окне.

Завершение работы с программой

Для завершения работы с программой нажмите кнопку «Выход» на панели инструментов. Лист с базой данной будет скрыт, а появится лист с рекламной заставкой. Для подтверждения выхода повторно выберите кнопку «Выход». Если «Телефонный справочник» был единственной открытой книгой, приложение MS Excel будет полностью закрыто, в противном случае – закроется только книга с описываемой программой.

Внимание. Не забывайте сохранять информацию во внешнем файле, иначе последние корректировки могут быть утеряны.

Дополнение

Все стандартные панели инструментов скрываются и восстанавливаются при открытии / закрытии книги «Телефонный справочник», а также при переключении между окнами. Во избежание проблем с восстановлением стандартного набора панелей инструментов не рекомендуется самостоятельно менять набор отображаемых панелей инструментов пока описываемая книга остается открыта.

При возникновении любой нестандартной ситуации следует закрыть книгу «Телефонный справочник» и выставить нужные панели через меню «Вид».

Заключение

В ходе выполнения работы были закреплены знания по работе в MS Excel и основам программирования на VBA, а также приобретены практические навыки создания завершенных программных приложений для MS Excel.

Результатом проделанной работы является приложение «Телефонный справочник», функционально выполняющее основные задачи, стоящие перед приложением такого уровня и назначения.

Разумеется, выполненный проект не является завершенным в полной мере. В качестве направлений для развития проекта можно упомянуть, например, более конкретизированный механизм поиска информации или реализация оптимальных методов сортировки (что может быть более эффективным на больших объемах информации).

Список литературы

  1. Потахова И.В.  Компьютерная подготовка. Офисное программирование: Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. – 181с.
  2. Справочное руководство по MS Excel и Visual Basic for Applications: Microsoft Corp., 2001.
  3. Демидова Л.А., Пылькин А.Н. Программирование в среде Visual Basic for Applications: Практикум – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 175с.

Приложение. Листинг программ VBA

Рабочая книга

Dim oldBars(20) As Long, kol As Integer Private Sub Workbook_Activate()   kol = 0   Dim bar As CommandBar   For Each bar In Application.CommandBars     If bar.Visible And Not (bar.Protection = msoBarNoChangeVisible) _        And (bar.Type = msoBarTypeNormal) And Not (bar.Name = "Phones") Then       kol = kol + 1       oldBars(kol) = bar.index     End If   Next bar   For i = 1 To kol     Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = False   Next   If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "База данных" Then    showTools   End If End Sub Private Sub Workbook_Deactivate() Dim i As Integer   For i = kol To 1 Step -1     Application.CommandBars(oldBars(i)).Visible = True   Next   hideTools End Sub Private Sub Workbook_Open()  ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True         ' спрятать стартовый лист  ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate               ' сделать активным лист с БД  ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False  ' показать базу данных End Sub

Лист1 (Старт)

Private Sub ExitButton_Click()  ExitProject End Sub Private Sub StartButton_Click()  'Commandbars  ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = True   ' показать базу данных  ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Activate         ' сделать активным лист с БД  ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = False        ' спрятать стартовый лист End Sub

Лист2 (База данных)

Private Sub Worksheet_Activate()   showTools End Sub Private Sub Worksheet_Deactivate()   hideTools End Sub Sub addRecord()  If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then    Range("A5").Activate  End If  ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect  addRowForm.Show vbModal  ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub Sub delRecord()  If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0) Then    Exit Sub  End If  ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect   If Selection.Rows.count = 1 Then     delRowForm.Show vbModal   Else     Dim response     response = MsgBox("Отмечено записей: " + Str(Selection.Rows.count) + Chr(13) + "Удалить все?", vbYesNoCancel, "Внимание!")     If response = vbYes Then       Selection.EntireRow.Delete     End If   End If  ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub Sub editRecord()  If (ActiveCell.row < 5) Or (Len(ActiveCell.EntireRow.Cells(, 1).Value) = 0)    Then    Exit Sub  End If  ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect  editRowForm.Show vbModal  ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub Sub sort()  ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect  sortForm.Show vbModal  ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub Sub report() Dim oldCell As Range  ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect  Set oldCell = ActiveCell  reportForm.Show vbModal  oldCell.Activate  ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub

addRowForm

Private Sub UserForm_Activate()   FamBox.Value = ""   ImBox.Value = ""   OtBox.Value = ""   StreetBox.Value = ""   NoBox.Value = ""   FlatBox.Value = ""   PhoneBox.Value = ""   FamBox.SetFocus End Sub Private Sub CancelButton_Click()  addRowForm.Hide End Sub Private Sub OKButton_Click()  ' проверка информации  Dim box As Variant, boxes As Variant  boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox)  For Each box In boxes   If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then     box.SetFocus     Exit Sub   End If  Next box  If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then   MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона"   PhoneBox.SetFocus  Else   ' заполнение записи из формы   Dim myRecord As Record   myRecord.Fam = FamBox.Value   myRecord.Im = ImBox.Value   myRecord.Ot = OtBox.Value   myRecord.street = StreetBox.Value   myRecord.no = NoBox.Value   myRecord.Flat = FlatBox.Value   myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value)   ' добавление строки на лист и ее заполнение   ActiveCell.EntireRow.Insert   putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord   ' скрытие формы   addRowForm.Hide  End If End Sub Private Sub PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger)   If (KeyAscii < Asc("0")) Or (KeyAscii > Asc("9")) Then    MsgBox "Допускается ввод только цифр!"    KeyAscii.Value = 0   End If

End Sub

delRowForm

Private Sub CancelButton_Click()  delRowForm.Hide End Sub Private Sub OKButton_Click()   ' удаление текущей строки   ActiveCell.EntireRow.Delete   ' скрытие формы   delRowForm.Hide End Sub Private Sub UserForm_Activate()   Dim myRecord As Record   myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)   FamBox.Value = myRecord.Fam   ImBox.Value = myRecord.Im   OtBox.Value = myRecord.Ot   StreetBox.Value = myRecord.street   NoBox.Value = myRecord.no   FlatBox.Value = myRecord.Flat   PhoneBox.Value = myRecord.Phone   OKButton.SetFocus End Sub

editRowForm

Private Sub UserForm_Activate()   Dim myRecord As Record   myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)   FamBox.Value = myRecord.Fam   ImBox.Value = myRecord.Im   OtBox.Value = myRecord.Ot   StreetBox.Value = myRecord.street   NoBox.Value = myRecord.no   FlatBox.Value = myRecord.Flat   PhoneBox.Value = myRecord.Phone   FamBox.SetFocus End Sub Private Sub CancelButton_Click()  editRowForm.Hide End Sub Private Sub OKButton_Click()  ' проверка информации  Dim box As Variant, boxes As Variant  boxes = Array(FamBox, ImBox, OtBox, StreetBox, NoBox, PhoneBox)  For Each box In boxes   If Len(Trim(box.Value)) = 0 Then     box.SetFocus     Exit Sub   End If  Next box  If Len(Trim(PhoneBox.Value)) > 10 Then   MsgBox "Более 10 цифр в номере телефона"   PhoneBox.SetFocus  Else   ' заполнение записи из формы   Dim myRecord As Record   myRecord.Fam = FamBox.Value   myRecord.Im = ImBox.Value   myRecord.Ot = OtBox.Value   myRecord.street = StreetBox.Value   myRecord.no = NoBox.Value   myRecord.Flat = FlatBox.Value   myRecord.Phone = Val(PhoneBox.Value)   ' добавление строки на лист и ее заполнение   putRecord ActiveCell.EntireRow, myRecord   ' скрытие формы   editRowForm.Hide  End If End Sub Private Sub PhoneBox_KeyPress(ByVal KeyAscii As MSForms.ReturnInteger)   If (KeyAscii < Asc("0")) Or (KeyAscii > Asc("9")) Then    MsgBox "Допускается ввод только цифр!"    KeyAscii.Value = 0   End If End Sub

reportForm

Private Sub UserForm_Activate()   AllOption.Value = True   OKButton.Caption = "Расчет"   OKButton.SetFocus End Sub Private Sub AllOption_Click()  OKButton.Caption = "Расчет" End Sub Private Sub StreetOption_Click()  OKButton.Caption = "Параметры..." End Sub Private Sub HouseOption_Click()  OKButton.Caption = "Параметры..." End Sub Private Sub CancelButton_Click()  reportForm.Hide End Sub Private Sub OKButton_Click() Dim myRecord As Record Dim counter As Long Dim street As String, no As String, title As String  If AllOption.Value Then    counter = count()    MsgBox "Общее количество абонентов: " + Str(counter)  Else   myRecord = getRecord(ActiveCell.EntireRow)   If StreetOption.Value Then    title = "Отчет по улице"    street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street)    If Len(street) > 0 Then     street = Trim(street)     counter = count(street)     MsgBox "Количество телефонов на улице '" + street + "': " + Str(counter)    End If   Else    title = "Отчет по дому"    street = InputBox("Задайте наименование улицы:", title, myRecord.street)    If Len(street) > 0 Then     street = Trim(street)     no = InputBox("Улица '" + street + "'" + Chr(10) + "Задайте номер дома:", title, myRecord.no)     If Len(no) > 0 Then      no = Trim(no)      counter = count(street, no)      MsgBox "Количество телефонов в доме '" + street + " " + no + "': " + Str(counter)     End If    End If   End If  End If  reportForm.Hide End Sub Private Function count(Optional street, Optional no) As Long  Dim myRecord As Record  Dim data As Range, curRow As Range  Dim doCalc As Boolean, counter As Long  counter = 0  Range("A5").Activate  Set data = ActiveCell.CurrentRegion  For Each curRow In data.Rows    myRecord = getRecord(curRow)    doCalc = False    If IsMissing(street) Then      ' все абоненты      doCalc = True    Else     If IsMissing(no) Then      ' по улице      doCalc = (Trim(myRecord.street) = street)     Else      ' по дому      doCalc = (Trim(myRecord.street) = street) And (Trim(myRecord.no) = no)     End If    End If    If doCalc Then counter = counter + 1  Next curRow  count = counter End Function

sortForm

Private Sub UserForm_Activate()   OKButton.SetFocus End Sub Private Sub CancelButton_Click()   sortForm.Hide End Sub Private Sub OKButton_Click() Dim sht As Worksheet Dim rng As Range   Set sht = ThisWorkbook.ActiveSheet   Set rng = sht.Range(sht.Cells(5, 1), sht.Cells(65536, 1).End(xlUp).Offset(, 7))   If NameOption.Value Then     ' сортировать по ФИО     rng.sort Key1:=sht.Columns("A"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("B"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("C"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo   Else    If AddressOption.Value Then     ' сортировать по адресу     rng.sort Key1:=sht.Columns("D"), Order1:=xlAscending, Key2:=sht.Columns("E"), Order2:=xlAscending, Key3:=sht.Columns("F"), Order3:=xlAscending, Header:=xlNo    Else     ' сортировать по телефону     rng.sort Key1:=sht.Columns("G"), Order1:=xlAscending, Header:=xlNo    End If   End If   sortForm.Hide End Sub

Module1

Public Type Record  Fam As String  Im As String  Ot As String  street As String  no As String  Flat As String  Phone As Long End Type Public Function dbFileName() As String  dbFileName = ThisWorkbook.Path + "\phones.db" End Function Sub ToolbarExitButton()  If ThisWorkbook.ActiveSheet.Name = "Старт" Then   ExitProject  Else   ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Visible = True         ' спрятать стартовый лист   ThisWorkbook.Worksheets("Старт").Activate               ' сделать активным лист с БД   ThisWorkbook.Worksheets("База данных").Visible = False  ' показать базу данных  End If End Sub Sub ExitProject()  ThisWorkbook.Saved = True  If Application.Workbooks.count = 1 Then     Application.Quit      'завершить работу Excel  Else     ThisWorkbook.Close  'завершить работу проекта  End If End Sub Sub dbRead()  ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect  Dim myRecord As Record  Dim data As Range, curRow As Range  Dim row As Integer  Range("A5").Activate  Set data = ActiveCell.CurrentRegion  data.ClearContents  Open dbFileName For Input As #1  row = 1  Do While Not EOF(1)    Input #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone    putRecord ActiveCell.Cells(row), myRecord    row = row + 1  Loop  Close #1  ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub Sub dbWrite()  ThisWorkbook.ActiveSheet.Unprotect  Dim myRecord As Record  Dim data As Range, curRow As Range  Range("A5").Activate  Set data = ActiveCell.CurrentRegion  Open dbFileName For Output As #1  For Each curRow In data.Rows    myRecord = getRecord(curRow)    Write #1, myRecord.Fam, myRecord.Im, myRecord.Ot, myRecord.street, myRecord.no, myRecord.Flat, myRecord.Phone  Next curRow  Close #1  ThisWorkbook.ActiveSheet.Protect End Sub Function getRecord(row As Range) As Record   Dim myRecord As Record   myRecord.Fam = row.Cells(, 1).Value   myRecord.Im = row.Cells(, 2).Value   myRecord.Ot = row.Cells(, 3).Value   myRecord.street = row.Cells(, 4).Value   myRecord.no = row.Cells(, 5).Value   myRecord.Flat = row.Cells(, 6).Value   myRecord.Phone = row.Cells(, 7).Value   getRecord = myRecord End Function Sub putRecord(row As Range, myRecord As Record)   row.Cells(, 1).Value = myRecord.Fam   row.Cells(, 2).Value = myRecord.Im   row.Cells(, 3).Value = myRecord.Ot   row.Cells(, 4).Value = myRecord.street   row.Cells(, 5).Value = myRecord.no   row.Cells(, 6).Value = myRecord.Flat   row.Cells(, 7).Value = myRecord.Phone End Sub Sub showTools()   Application.CommandBars("Phones").Enabled = True   Application.CommandBars("Phones").Visible = True End Sub Sub hideTools()   Application.CommandBars("Phones").Visible = False   Application.CommandBars("Phones").Enabled = False End Sub