Тема памяти по стихотворениям Твардовского «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война»

Министерство науки и образования РФ

РЕФЕРАТ

по литературе:

Тема памяти по стихотворениям Твардовского «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война».

                                                                    Выполнил:  Морозов М.Н.

                                                                                                 ученик 11 класса Б

                                                                                               МОУ «СОШ №9»

                                                                               Учитель:     Емельянова А.С

г. Новочебоксарск, 2006 г.

План.

                                                                  I.                       Введение

                                                               II.                       Основная часть.

Тема памяти в стихотворениях Твардовского («Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война».

                                                            III.                       Заключение.

                                                            IV.                       Библиография.

                           

Введение.

22 июня. Сорок первый год. Война. Великой и Отечественной назовет ее советский народ. Эту дату знают все. С тех пор прошло немало лет.

Все далее в историю уходят от нас эти героические и трагические годы, но время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершенного советскими людьми во имя спасения человечества от фашизма.

Проблема памяти о войне – важнейшая проблема нашей современности. Это будет волновать всегда, потому что война была слишком большим испытанием для всей страны и для каждого человека. Проверялось буквально все: любовь к Родине, верность своим идеалам, своим друзьям – такое не может не волновать.

Сегодня хочется лучше понять тех, кому мы обязаны своей жизнью, какие они были…. А я смог бы так?

Все от мало до велика встали на защиту Родины. 22 июня писатели Москвы тоже собрались, как по боевой тревоге, на митинг. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» и каждый из них знал свое место в этой решительной схватке: кто–то сражался с оружием в руках, кто-то – пером.

Да, перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя.

Это особенно понимаем тогда, когда обращаемся к книгам о войне: романам К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова, психологической прозе В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина, художественно-документальным произведениям Д. Гранина, К. Воробьева,

С. Смирнова. Книги о войне неординарны по содержанию и необыкновенны по силе воздействия. Думать и переживать заставляют сильнее, чем другие книги….

Особенно активно развивалась в эти годы лирическая поэзия. В газетах военного времени трудно найти номер, в котором не было бы проникновенных и пламенных лирических стихов, написанных под свежим впечатлением, по следам недавних событий. В этих стихах с большой поэтической силой выражены думы и чаяния воинов в горькую минуту отступления, свежо и образно передано чувство Родины, ее година испытаний. Читая стихи А. Суркова, К. Симонова, М. Исаковского, М. Дудина чувствуешь, что обжигает грудь, перехватывает горло.

Многим поэтам: М. Джалилю, П. Когану, М. Кульчицкому,                  Н. Майорову, И. Уткину - не довелось дожить до победы. Но о каждом из них можно сказать словами Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей».

А те, кто вернулись, помнили об этом всегда, ведь забыть об этом было невозможно, потому что бой шел «ради жизни на земле».

К поэтам, которые видели это, вернулись оттуда, где поистине каждый камень овеян дымом, которые словно «сфотографировали» все это и запечатлели в своей памяти навсегда, относится А.Т. Твардовский.

Работая над рефератом, я ставил следующие задачи:

1. Анализируя стихотворения Твардовского «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война» воссоздать то, что происходило на войне.

2.  Понять почему  Твардовский писал на тему: память о войне.

                 

Тема памяти в стихотворениях Твардовского

(«Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и «В тот день, когда окончилась война».

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне   Загорье Починковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца.

Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта. С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышла поэма «Путь к социализму», первое крупное произведение Твардовского.

1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных “перегибов”. Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму «По праву памяти» (1966—1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает “завет первоначальных дней”, его ответом на жизненные испытания стала поэма «Страна Муравия». Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о “великом переломе”, когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.

О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.

В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. И эта тема одна из ведущих в лирике поэта. Стихи военных лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта. Например, стихотворение “Армейский сапожник”. Это лирические, взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами родной земле. Это повествование близко к народной песне, написаны на мотив “Позарастали стежки-дорожки...”.

В стихах Твардовского военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение “Две строчки”. Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана одна-единственная. Через эту смерть постигает художник трагедию Великой Отечественной войны. Возникает пронзительное по силе лиризма ощущение невозвратности потери:

Среди большой войны жестокой,

С чего — ума не приложу,—

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу.

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький лежу.

В записной книжке поэта была сделана запись, которая состояла всего лишь из двух строк: «был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Казалось бы, сколько смертей прошло перед глазами автора, и эти две строчки в записной книжке могли бы затеряться, уйти из памяти…. Но нет, не затерялись ни в книге, ни в памяти поэта!

Две строчки – это маленькая запись, но смотря о чем она. «Две строчки» Твардовского рассказывают очень много о тех юных, которые хотели жить, но никогда не вернутся. Смерть бойцов – парнишек не смог забыть Твардовский, это трагедия, это боль; поскольку выше жизни у человека ничего нет, а смерть обрывает все.

Время не терпит отсчета в обратном порядке, оно мчится вперед. Но в героическое прошлое можно войти и силой своего воображения. Когда прочитал стихотворение «Две строчки», то словно увидел того парнишку, представил себе, как это все было. Становится пронзительно страшно, больно. 

Боль поэта тоже вполне объяснима. Александр Трифонович прожил жизнь, полную испытаний, горьких впечатлений и переживаний. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», он видел все ужасы этой войны. Твардовский говорил, что авторы-фронтовики  “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили”. Они выступали против идеологических стереотипов, псевдоромантических шаблонов. Они писали о войне кровавую правду, то, что они сами выстрадали. А «кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда». Так было и с Твардовским. Об этом он не забывал никогда. Свои военные впечатления Александр Трифонович передал в стихах и рассказах. Рассказал о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие минуты испытания. Строки о войне очень проникновенны, леденящие сердце, в них неприятие этого чудовищного явления:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Слова не может быть и нет.

Великая Отечественная война.… Сколько мальчишек унесла она? Трудно сосчитать, трудно назвать их фамилии. Безымянные герои.… Но память о них не давала Твардовскому  покоя до конца жизни. Скорбью о погибших проникнуто знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом», которое было написано в 1945 – 1946. И считается самым «сильным» о войне.

Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской.

В самом названии стихотворения скрыто глубокое значение. Оксюморон "я убит..." для читателя как вызов, примерно то же, что и "мёртвые души". Привычно, нормально – "он убит" и "я живу". О себе несуществующем, выбывшем из числа живых в первом лице не скажешь. Но в этом "я убит" заключён огромный смысл, который и поясняется стихотворением.

Мы знаем о Бородинском сражении, о битве на Мамаевом кургане, можем назвать их героев. А знаем ли мы, сколько было безымянных боев, негероических смертей (убит при бомбежке). Задумайтесь об этом, прочитав стихотворение Твардовского.

Я убит подо Ржевом.

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком начете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, —

Точно в пропасть с обрыва —

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Похоронен в безымянном болоте  вместе с другими, такими же безымянными солдатами.… От лица этого неизвестного солдата и говорит поэт. Прах этих рядовых великой войны смешался с землей, которая дает жизнь будущему:

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме.

Они вопрошают живых: взят ли Ржев, отстояли ли Москву, не допустили ли врага до Урала. И важнее этих вопросов, действительно, не было: победили ли мы?

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она - спасена.

Спасена! – это самое главное для тех, кто сражался за нее, за каждую ее пять, кто умер, как герой, в том безымянном болоте.

Вправе ли мы забывать о них? «Нет!» - отвечает Твардовский. Мертвые просят помнить о них, потому что в победе – «наша кровная часть». Это стихотворение нужно воспринимать как завещание всех павших, не доживших до Святой Победы, тем, кто дошел, осуществил, добил фашизм в его «логове». Это и предупреждение всем последующим поколениям, чтобы не допустили повторения кровавой бойни, ибо остановить войну сложнее, чем не допустить ее. Из своего «далека» поэт говорит с потомками, чтобы помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену свою жизнь.

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое-

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Читая, и не замечаешь, как повествование переходит от героя стихотворения к автору. Меняется будничный ритм на патетический, появляется пафос, оправданный великим подвигом народа, отстоявшего мир на земле.

В стихотворении интересно использованы местоимения. То же противопоставление: я, мы, наша – вы, ваше. Но это противопоставление замыкается, сменяется на понятия "своя земля", "родимая отчизна". "Ваше", "наша" – земля "своя", "родимая". В состоянии высочайшего накала патриотизма человек воспринимает себя и свой народ как единое "кровное сообщество" живых и павших, отошедших в прошлое поколений и потомков, как единое целое с родной землёй. А такое единение – своеобразное толкование понятия родины. Родина – это и пространственное, и нравственно-этическое, и вневременное понятие, и то, без чего нет жизни.

В послевоенные годы критики твердили о том, что Твардовского необходимо отвлечь от военной темы – от жестокой памяти войны, но поэт говорил, что прекратить думать об этом нельзя, «об этом на всю жизнь хватит думать».

Теме памяти посвящено и стихотворение «В тот день, когда окончилась война», написанное в 1948 году. В нем он стремился передать драматизм военного времени и благодарность потомков тем, кто отстоял для них мир и свободу на земле. Стихотворение «В тот день, когда окончилась война» удивительно тонко и поэтично раскрывает мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг.

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?

Нет. Не избыть нам связи обоюдной.

Не мертвых власть, а власть того родства,

Что даже смерти стало неподсудно.

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

К вам, наравне с живыми, голос свой

Я обращаю в каждой песне новой.

Поэт «становится» несколько отстраненно от тех и других, павших и живых. Это не красивый прием, а убеждение человека, не заслужившего той памяти, на которую рассчитывают его герои. Они выстрадали ее, он нет.

Я ваш, друзья, и я у вас в долгу,

Как у живых, я так же вам обязан.

И если я, по слабости, солгу,

Вступлю в тот след, который мне заказан.

Свое творчество поэт мерит самой высокой планкой, ему нельзя иначе, он остался жив после кровавой бойни и должен жить так, чтобы быть достойным памяти павших. По ним он сверяет свою судьбу и творчество, их суда ждет, поэтому пишет сердцем и душой, а когда не остается сил, тогда...

Скажу слова без прежней веры в них,

То, не успев их выдать повсеместно,

Еще не зная отклика живых,

Я ваш укор услышу бессловесный.

Суда живых не меньше павших суд.

И пусть в душе до дней моих скончанья

Живет, гремит торжественный салют

Победы и великого прощанья.

В небольшое по объему стихотворении вместилась целая гамма чувств: признательности за самоотверженность и храбрость; благодарности, что отстояли страну; и непреходящее чувство вины «невиноватого». Так повернулась судьба: у одних погибнуть, у других жить и поднимать страну.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь, в особый этот миг.

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали.

Это не придумать ни в каком воображении, а надо понять сердцем, как сказал поэт, почувствовать ту кровную связь с народом-победителем, которая всегда была у Александра Трифоновича Твардовского. Данное стихотворение учит чуткому, внимательному, доброму отношению к людям.

Твардовским были созданы и другие замечательные стихи, посвященные «жесткой памяти войны», как «22 июня 1941», «9 мая», «Сыну погибшего воина» и другие. В этих стихах поэт отдает дань уважения доле погибших солдат, помнит о них и о тех, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу. Его поэзия открыта всем, его стихи доступны и легки. В них нет ничего наносного, лживого, путаного, лукавого. В них народная простота, мудрость, красота. Это искусство в самом высоком смысле этого слова.

Если сопоставить его прозу, стихи и поэмы, то можно прийти к таким выводам: в прозе он почти также силен, как в поэзии; его поэмы несколько слабее, чем лирические стихи. Существенность содержания, ясность и прозрачность формы, красота меткого и умного русского слова—в этих постоянных свойствах лирики Твардовского легко увидеть продолжение тех традиций, что утвердились в нашей поэзии со времен Пушкина и Некрасова.

Лирика Твардовского — это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому труженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общих человеческих чувств. Она открывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь, земля...

Мы, молодое поколение, с большим интересом и пониманием читаем эти стихи, написанные Александром Трифоновичем в 20 веке. Перед глазами зримо встают эпизоды боя, ночлега, танковой атаки те, что убиты «в пятой роте, на левом, при жестком налете», тот «маленький… примерзший… на той войне незнаменитой», и он «кто в сержанты выйти не успел – такой был срок отпущен малый». Разве можно все забыть? Нельзя! – говорит Твардовский. И хочется крикнуть всем: «Люди! Помните обо всех и обо всем! Не забывайте этого!».

В нашем городе есть Аллея Славы. Это место известно каждому горожанину, так как оно достойно особого уважения, всеобщей памяти. Есть о чем подумать, глядя на памятник павшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Смотришь на вылитого из бронзы солдата – героя, и в памяти вновь и вновь всплывают чеканные строки из стихотворения             А. Твардовского:

               И у мертвых, безгласных,

               Есть отрада одна:

               Мы за родину пали,

                                    Но она - спасена.

  Наши земляки героически сражались и ценой собственной жизни завоевали счастье для нас. Горькое и славное время не забыто. Оно в нашей памяти, в нашем сегодняшнем дне. К сожалению, войны идут и сейчас. Льется кровь, погибают люди, плачут матери, жены. На Алее Славы есть еще один памятник погибшим воинам – интернационалистам. На гранитных плитах пикообразной формы написаны фамилии ребят – новочебоксарцев, не вернувшихся с афганской и чеченской войны.

Очень страшно, горько…. Им бы жить да жить. Но они самые лучшие, самые смелые, самые достойные. Пусть пройдет еще пять, десять, пятьдесят лет – не забывайте о них, помните всегда!

Еще я хочу сказать, что своим творчеством Александр Трифонович Твардовский даёт нам всем урок ответственности и памяти. О нашем долге перед Александром Трифоновичем размышляет Андрей Турков в конце упомянутой статьи «Я не ранен. Я – убит»: "На нынешнем этапе нашей жизни нет недостатка в критике минувших десятилетий. Не щадят и Твардовского... и его журнал, который, дескать, был недостаточно смел и последователен в анализе и критике прошлого режима. А мне всё вспоминается сказанное некогда Герценом об отношении современного ему поколения к предшественникам, «выбившимся из сил, усиливаясь стащить с мели глубоко врезавшуюся в песок барку нашу»: «Оно их не знает, забыло, не любит, отрекается от них, как от людей менее практических, дельных, менее знавших, куда идут; оно на них сердится и огулом отбрасывает их как отсталых... Мне ужасно хотелось бы спасти молодое поколение от исторической неблагодарности и даже от исторической ошибки». Какие верные и злободневные слова!

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига и памяти.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

                                              

                                  

                                       

Заключение.

...Если звезды зажигают,

Значит, это кому-нибудь

нужно... -

читаем мы у Маяковского. Конечно, нужно. Звезды нам освещают путь, их загадочное мерцание заставляет задуматься над смыслом бытия человеческого. Это нужно не «кому-нибудь», а всем. Я думаю, стихи Твардовского тоже нужны всем. Они как звезды того военного времени. Человек, я считаю, только тогда состоит, как человек, когда в его сердце живет любовь к Родине, и героические страницы ее истории для него священны, - об этом нас заставляют задуматься стихи Твардовского. Помните об этом, храните в своей памяти, передавайте из поколения в поколение. Память – животворящая святыня, без нее земля была бы мертва. Помнят о погибших ветераны, помнят вдовы, взрослые дети, выросшие без отцов. Долго смотрели на дорогу матери, которые ждали своих не вернувшихся с войны сыновей….

Вот почему тема памяти не давала покоя Твардовскому.  

Читая и перечитывая его стихи, хочется напомнить всем: «Люди! Памяти павших будьте достойны».

БИБЛИОГРАФИЯ:

1)     Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского». -  РЯШ. -  №3. - 1980

2)     Паперный З. «Поэтическое слово у Твардовского». - Вопросы литературы. - №7. – 1979.

3)     Кондратович А. «Уроки Твардовского». - Молодая гвардия. -  №2 -  1979

4)     Е. П. Пронина «Произведения о Великой Отечественной войне». - М. -  «Просвещение» - 1985г.

5)    И. Бахатка «До последнего дыхания. Стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной Войне». -  М. -  «Правда» - 1985 г.