Обьективная необходимость финансового контроля в условиях рыночной экономики России
Введение. Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Но на мой взгляд, основные изменения происходят в экономике. Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль - неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении. Проблема финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому - что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль). Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации. Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам : государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто понятие финансовый контроль, во второй главе будут рассмотрены его виды, формы и методы. Третья глава посвящена контролю со стороны государства. По законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур будет рассмотрено в соответствующих пунктах главы третьей. Четвёртая глава посвящена негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов - физических лиц). Таким образом работа будет представлять собой некое теоретическое пособие, в котором будут рассмотрены все аспекты такого понятия, как финансовый контроль.
Глава I
Значение и функции финансового
контроля в условиях рыночной экономики.
Задача создания
эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового
контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Более чем
десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика
несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой
дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный
действенный контроль является необходимым условием существования сильного
государства и важным фактором государственного строительства. Этим и
определяется актуальность темы научного исследования. Тот огромный человеческий
и природный потенциал, которым обладает Россия, требует не только правильного
использования государством национального богатства, но и хорошо организованного
и налаженного контроля. Государственный финансовый контроль — это особая
функция государственного управления, которая осуществляется в интересах как
государства, так и всего общества. Практика свидетельствует, что в настоящее
время в Российской Федерации функционирует конгломерат ( организация, которая
функционирует в более чем одной отрасли. Конгломерат характеризуется высоким уровнем децентрализации
управления ) разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем
уровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле - это не назовешь
системой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно
подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате
как бы имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас
практического смысла и вызывает негативное отношение. До сих пор не разработана
и не утверждена официальная концепция становления и развития государственного
финансового контроля.
Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной
функции, присущей финансам как экономической категории.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих
органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины
всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- , и
микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых
операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и
субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная
сторона контроля, то во втором - упор делается на аналитическую сторону
финансового контроля.
Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических
процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным
хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.
Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики
государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования
финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового
контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из
завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым
условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля
обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются
основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их
материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой
бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых
ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для
начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых
результатов этой деятельности.
Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций
по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы,
укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном
порядке.
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием
стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую
целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные,
распределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и
звеньях экономики страны.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные)
показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость,
рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели
и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их
выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной,
хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений,
а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с
использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.
п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и
имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических
законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости
валового общественного продукта и национального дохода; составления и
исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного
использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и
организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие
направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие
сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами
денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и
полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том
числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие
рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на
предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному
ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения
законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения
предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие
высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по
валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций,
учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за
выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в
административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на
нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно
проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового
механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его
интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового
контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций,
а, с другой, повышения их результативности.
В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля
подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит
глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В
странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит
Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические
черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного
финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо
института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам,
современная система государственного финансового контроля России включает и ряд
других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая
Глава II
Формы, виды и методы финансового контроля. 2.1. Формы финансового контроля
В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль - комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности. Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля - максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) - напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ),в республике Перу ,в г.Лима,1977г.). К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации. Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе: 1. результативность; 2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; 3. неподкупность субъектов контроля; 4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений); 5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; 6. согласованность действий различных контролирующих органов и др. Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.
2.2. Виды финансового контроля Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям: 1. Регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний); 2. Время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий; 3. Субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский; 4. Объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. 2.2.1. Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения. Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами. Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей. Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д. Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы. Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. 2.3. Методы финансового контроля. Различают следующие методы проведения контроля: 1. проверки; 2. обследования; 3. надзор; 4. анализ финансового состояния; 5. наблюдение (мониторинг); 6. ревизии. Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии1: 1. полные - предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта; 2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов; 3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов; 4. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению. В зависимости от степени "охвата" финансовых и хозяйственных операций различают ревизии: 1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период; 2. выборочные - это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии; комбинированные - предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других - выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции. Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности. 2.4. Основные методы государственного финансового контроля Основными методами государственного контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности произведенных финансовых операций. 1. Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов: 1.1. инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов; 1.2. визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметичекий подсчет итогов; 1.3. проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям водятся таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.; 1.4. проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и т.д.); 1.5. проверка правильности формирования отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной страновым законодательством. Другие формы контроля, например, документальные тематические проверки, основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля). 2. Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля. В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы. В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового ущерба.
Глава III
Государственный
финансовый контроль.
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях
(уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности
органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной
власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и
утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и
местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
3.1. Контроль со стороны органов представительной власти
3.1.1. Контроль со стороны Президента Российской Федерации
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с
Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания
федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов
РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность
председателя Центрального банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное
управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г. Как
структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется
непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами
исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов
контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений
Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей
государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы
собственности) представления документов, материалов и любой информации,
необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и
представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента
РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об
устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10
дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.
3.1.2. Контроль со стороны органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль
непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют
деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе
финансовых.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законом "О Совете
Министров - Правительстве РФ" наделено широкими полномочиями. Оно
контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета,
осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.
Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств
и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового
контроля. Правительством РФ утверждены положения "О Министерстве
финансов" (на основании Положения от 6 марта
1. контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
2. контроль состояния государственных финансов в целом (предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
3. контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
4. контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и
финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных
документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях
всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и вне
бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют
право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных
средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального
банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае
несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств
на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в
данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы
Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.
По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения
федерального бюджета, который должен закончиться в
1. выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
2. защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
3. предупреждение, выявление и пресечение коррупции и налоговых
органах.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с
Указом Президента РФ от 18 февраля
Глава IV
Негосударственный финансовый контроль.
Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов
финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия
государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового
контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны
коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль2.
4.1. Внутрифирменный финансовый контроль.
Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации -
бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. - за
финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и
целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных),
проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с
прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов,
контролируют финансовое состояние предприятия.
Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так
называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на
каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в
финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия;
поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
4.2. Контроль со стороны коммерческих банков.
Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в
значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если
отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую
деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону
обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством
порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе
с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового
состояния и кредитоспособности предприятий - потенциальных заемщиков. В случае
предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды,
платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды
с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны
банка - важный элемент управления кредитным риском.
4.3. Аудиторский контроль.
Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца
80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением
различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой
надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.
Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности
бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и
хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;
проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского
учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и
прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников
бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку
рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок..
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная
проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то
обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях,
предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 19941.
Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный организации (включая
Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за
счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия,
созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа
акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в
уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за
исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых
превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская
проверка может быть проведена и по поручению государственных органов -
прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение
юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо
препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие
государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве
предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные).
Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским
законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения
лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в
Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и
аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской
деятельностью.
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как
правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если
аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при
наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного
арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет
проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае
финансовой несостоятельности - за счет средств государственного бюджета с
последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом
банкротом.
В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской
Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря
1) заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;
2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;
3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;
4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте. Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции. Законопроект "Об аудиторской деятельности в РФ", находящийся в стадии рассмотрения, учитывает международные требования к ведению аудиторской деятельности, что со временем позволит российскому аудиту интегрироваться в систему международных экономических отношений и обеспечит признание российских аудиторских заключений зарубежными потребителями.
Заключение.
Выбирая тему этой работы, я обратил внимание на самое «больное место» Российской экономики. В силу установленного объема работы, я попытался изложить лишь самые основные, существенные, интересные моменты специфики осуществления Финансового контроля в нашей большой стране. Подводя итог данной работы, хотелось бы еще раз подчеркнуть :
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Список использованной литературы I. Основная литература 1) Конституция Российской Федерации; 2) Федеральный закон от 11.01.1999 № 4-фз "О счетной палате Российской Федерации; 3) Указ Президента Российской Федерации от16.03.2000 № 383 (ред. От 27.06.2000) "О Главном Контрольном Управлении Президента Российской Федерации; 4) Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. От 18.06.1999) "Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации"; 5) Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)"; 6) Финансы: учебник для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной - М.: ЮНИТИ, 2005; 7) Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под. Ред. Проф. Л.А. Дробози- ной - М.: ЮНИТИ, 2006; 8) Финансы: учебник для вузов/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой- Финансы и статистика, 2004) Финансы: Учебник для вузов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти . - М.: Издательство "Перспектива"; Издательство " Юрайт ", 2004.
II. Дополнительная литература 1) В.В. Бурцев : Система государственного контроля.- Финансы, № 9, 2005; 2) Л.Н. Овсянников: Финансовый контроль как система. - Финансы, №12, 2006.