Чехов

                  ЧЕХОВ

         Чехов  неслучайно  начинает   с   легких

 жанров. Он  не ищет    своего читателя,  он знает публику и к ней

 обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его

 многочисленные псевдонимы: Человек без селеэенки, Антоша... Это

 мягкий домашний юмор,  не претендующий ни на что,  кроме шутки,

 вызывающий улыбку   -  и  только.   И темы его ранних рассказов

 просты и неприхотливы:  он высмеивает чрезмерное чинопочитание,

 глупую напыщенность...      Но   вот  тут-то  и  кроется  нечто

 неожиданное: темы   рассказиков  Антоши  Чехонте  -  осмысление

 знакомых нам  центральных проблем русской литературы!  Вспомним

 "Смерть чиновника".    Герой,   случайно  чихнувший  на  лысину

 начальника, извинялся-извинялся,   да и помер со страху. А ведь

 это - чеховское преломление темы "маленького человека"!   После

 острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после

 ощущения бесконечной  вины  перед  униженными  и  оскорбленными

 героями Достоевского   Россия  хохотала  над  глупой  и  пошлой

 смертью маленького   чиновника.   Ибо  сострадали  -   "братьям

 меньшим",то есть адресовались - то не к ним.Предметом

интереса и художественного осмысления  Чехова  становится  новый

пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю

жизнь обыденную,  каждодневную,  знакомую всем  череду  рутинных

бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства:

она служит     лишь   фоном    для    действительно    решающих,

экстраординарных событий  и свершений.  Чехов стремится обратить

внимание читателя на дни  и  часы  ем  маленького  обывательском

существования, осмыслить    их,   начать  жить осознанно.  Таким

образом, героем    Чехова   становится   человек,    действующий

заведенно, механически,  не познавая жизнь и не осознавая себя в

ней. И вся жизнь этого героя проходит в

 ожидании некоего   решительного   поворота,    яркого  события.

 Но,когда это событие действительно происходит, оказывается, что

 человек не    может  не  только  действовать  -  способствовать

 благоприятному повороту судьбы или противостоять ее  удару;  он

 не способен   даже  осмыслить  происходящее:   неразработанное,

 неумелое сознание "буксует"...  И в  результате  жизнь  катится

 дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу,  который

 с полной ясностью докажет,  что не состоялся еще один  человек,

 не сформировалась   еще  одна  личность,  еще одна жизнь прошла

 впустую... И  все  его  творчество  воспринимается  именно  как

 диагноз: ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.

      Он писал  частную жизнь - именно это стало

художественным открытием.    Под   его  пером  литература  стала

зеркалом минуты,    имеющей  значение  лишь  в  жизни  и  судьбе

одного.конкретного человека.      Чеховская  Россия  состоит  из

вопросов, из  сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из

всего этого   множества,   из  совокупности  штрихов,   начинают

проглядывать очертания картины.     Персонажи  Чехова  образуют

пеструю толпу,    это  люди разных судеб и разных профессий,  их

занимают различные   проблемы  -  от  мелких  бытовых  забот  до

серьезных философских вопросов.

               Художественная манера чехова не назидательна, ему

 претит пафос   проповедника,   учителя жизни.  Он выступает как

 свидетель, как бытописатель.

  В "Вишневом  саде"  Чехов  не только создал образы людей,  чья

 жизнь пришлась на переломную эпоху,  но запечатлел само Время в

 его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и

 содержание.

   Герой Чехова,    как  всегда,   играет  в  собственной  жизни

 второстепенную роль.  Но в "Вишневом  саде"  герои  оказываются

 жертвами не   частных обстоятельств и собственного безволия,  а

 глобальных законов истории:  деятельный  и  энергичный  Лопахин

 такой же заложник времени, как пассивный Гаев.

   Пьеса построена  на  уникальной  ситуации,    которая   стала

 излюбленной для   всей  новой  драмы  ХХ  века,  - это ситуация

 ПОРОГА. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение

края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.

                Система персонажей:   герои  и их роли каждый из

  героев исповедуется, но в итоге все эти

исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам

по сцен В какой-то момент исповедующийся понимает,

 что самого  главного  объяснить  не сможет.  Так Аня никогда не

 поймет драмы матери,  а сама Любовь Андреевна никогда не поймет

 ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени

 корректировать свою личность,  свои отношения с окружающими. Но

изменить свою роль он не может,  как бы чужда она ему  ни  была.

Несоответствие внутренней сущности героя той

 социально-исторической роли которую он вынужден играть,  -  вот

 драматическая суть "Вишневом сада".

      В комедии  переплетаются несколько сюжетных линий.  Раньше

 всех заканчивается  линия  несостоявшегося  романа  Лопахина  и

 Вари. Она    построена на излюбленном чеховском приеме:  больше

 всего и охотнее всего говорят  о  том,   чего  нет,   обсуждают

 подробности, спорят о мелочах - несуществующего, не замечая или

 сознательно замалчивая существующее  и  существенное.   Давайте

 прежде всего всмотримся в образ Лопахина.  Сам Чехов считал его

 роль "центральной" в комедии.

      Вот это-то  сочетание бескорыстной любви к прекрасному - и

 купеческой жилки,  мужицкой простоты - и  тонкой  артистической

 души и стремится уловить и воплотить в образе Лопахина Чехов.

      Лопахин -  единственный,   кто  предлагает  реальный  план

 спасения вишневого   сада.   И  реален  этот  план прежде всего

 потому, что  Лопахин понимает:  в прежнем  виде  сад  сохранить

 нельзя, время    его  ушло,   и теперь сад можно сберечь,  лишь

 переустроив, пересоздав  в соответствии  с  требованиями  новой

 эпохи.

    Варя ждет простого и логического хода  жизни:   раз  Лопахин

часто бывает   в доме,  где есть незамужние девушки,  из которых

"подходит" ему лишь она, Варя, - значит, должен жениться. И лишь

занятость мешает ему заметить ее достоинства.  У Вари даже мысли

 не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее

 Лопахин, интересна  ли она ему? Все Варины ожидания основаны на

 разговорах окружающих о том,  что этот брак был бы удачен,   на

 досужих пересудах!

  Гибнущий сад и несостоявшаяся,  даже незамеченная любовь - две

 сквозные, внутренне связанные темы пьесы

  Спасение сада - в его коренном переустройстве,  но новая жизнь

означает прежде всего смерть былого,  и палачом оказывается тот,

кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

    (И вот  еще  -  важнейшее)   Сейчас,  близко к новому рубежу

 веков, в  современной смуте конца эпохи,  разрушения  старом  и

 судорожных попыток создать новое, "Вишневый сад" звучит для нас

 не так,  как звучал еще десять лет назад.  Оказалось,   что  не

 только рубеж   Х1Х-ХХ веков - время действия чеховской комедии;

 она написана   и  о  безвременье   вообще,    о   том   смутном

 предрассветном часе,     который  пришелся  в  на  нашу  жизнь,

 определил и наши судьбы.