Теория государства и права понятия

Теория государства и права - фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность, содержание и формы государственно-правовой системы общества, основные закономерности ее функционирования и развития. Теория государства и права как юридическая наука, входящая в состав правоведения, изучает государственно-правовые явления общества. В отличие от других юридических наук, она изучает их как системное целое, имеющее особую структуру и существенные закономерности.

Власть - одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

Государственная власть - разновидность социальной власти, которая обеспечивает управляемость всем обществом в условиях его социальной дифференциации посредством специально созданной организации - государства.

Государственная власть отличается от других форм социальной власти тем, что концентрирует и выражает интересы общества в целом, а не отдельных индивидов или социальных групп.

Гражданское общество - совокупность субъектов общественной жизни (индивидов, их общностей, организаций), реализующих свои частные интересы и взаимосвязанных друг с другом в процессе экономической, социальной, политической и духовной деятельности.

Государство - особая властная организация, управляющая социально разнородным обществом с целью сохранения его единства, обеспечения функционирования наиболее важных сфер социальной жизни, поддержания внутренней и внешней безопасности.

Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом.

Функции государства - основные направления деятельности государства по управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач. Функции различаются по направленности деятельности государства на внешние и внутренние. Они, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественной жизни на экономические, социально-политические и идеологические.

Методы осуществления функций государства - способы воздействия государства на субъектов гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач.

Выделяют 2 основных метода государства:

1.        убеждения

2.        принуждения

Государственный аппарат - система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), выполняющих задачи по реализации функций государства и принимающих соответствующие обязательные решения.

Структура государственного аппарата определяется задачами и функциями, которые государство осуществляет на том или ином этапе развития общества.

Орган государства - часть государственного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единый государственный механизм.

В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. По сфере действия они делятся на верховные (центральные) и местные; по объему полномочий - на органы общей и специальной компетенции; по порядку формирования - на выборные и назначаемые.

Форма государства - внешняя структура (способ организации) государственной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.

Форма любого государства складывается их трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима.

Форма правления - способ организации верховных органов государственной власти, характер их соотношения между собой и с населением страны. Различают два основных вида форм правления:

-          монархию

1.        абсолютная

2.        ограниченная (конституционная)

-          республику

1.        парламентарная

2.        президентская

Монархическая форма правления характеризуется следующими чертами:

-          верховная государственная власть принадлежит одному человеку (царю, королю, султану и т.п.), который олицетворяет государство в целом;

-          эта власть переходит к нему в порядке наследования, как правило, в силу принадлежности к правящей в государстве семье;

-          верховная власть монарха несменяема и осуществляется им пожизненно.

Республиканская форма правления характеризуется следующими чертами:

-          верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиальному органу, производному от народа;

-          этот орган избирается всеми гражданами страны;

-          полномочия органа рассчитаны на строго определенный срок, по истечении которого орган переизбирается населением.

Форма государственного устройства - способ распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов. Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства:

-          унитарные

-          федеративные

От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.

Конфедерация - устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для совместного осуществления экономических, политических, культурных и иных задач, не обладающий признаками единого государства.

Политический (государственный) режим - способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на:

-          демократические

    Разновидности:

1.        консервативный

2.        либеральный

-          авторитарные

         Разновидности:

1.        националистические

2.        военные

3.        фашистские

4.        тоталитарный (всеобъемлющий контроль государства за жизнью субъектов гражданского общества)

Демократические политические режимы характеризуются следующими общими признаками:

-          государственный аппарат подконтролен населению;

-          здесь признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина;

-          осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения.

Авторитарные политические режимы характеризуются следующими общими признаками:

-          государственный аппарат фактически независим от населения;

-          здесь игнорируются основные права и свободы человека;

-          управление осуществляется в основном методами подавления и насилия.

Политическая организация общества - совокупность организаций, участвующих в политической жизни страны, в регулировании отношений между основными социальными группами общества (классами, нациями, профессиональными стратами). Политическая организация общества состоит их двух основных компонентов: 

-          государства как основного, центрального звена политической организации общества;

-          общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций).

Происхождение государства - это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества.

Историческое развитие государства - процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Включает два основных и неравнозначных по характеру компонента:

1.        экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности

2.        надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука

Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

ПРАВО

Право - система особых правил поведения (юридических норм), выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка, позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальной жизни.

Юридическая норма (норма права, правовая норма) - элемент права, выраженный в виде отдельного общеобязательного и формально определенного правила поведения, обеспеченного возможностью государственного принуждения в случае его невыполнения. В отличие от других социальных норм (обычаи, нравственные нормы, нормы общественных объединений), юридические нормы имеют ряд особых признаков:

-          общеобязательность юридических норм;

-          формальная определенность юридических норм;

-          системность юридических норм;

-          государственная гарантированность юридических норм - юридическими нормами являются только такие правила поведения, которые санкционированы или установлены государственной властью,

Структура юридической нормы - состав и связь основных элементов содержания юридической нормы. Выделяется три основных элемента:

-          гипотеза - часть нормы, определяющая условия, жизненную ситуацию, при которой норма действует и ее правилом должны руководствоваться субъекты общественных отношений;

-          диспозиция - часть нормы, устанавливающая права и обязанности, которые возникают у участников общественного отношения при наступлении условий, предусмотренных гипотезой;

-          санкция - часть нормы, определяющая вид и меру ответственности (неблагоприятные для субъекта юридические последствия) в случае нарушения правила, предусмотренного диспозицией.

если (гипотеза) - то (диспозиция) - иначе (санкция)

Нормативное регулирование - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе. Общество поддерживает стабильность своей жизни двумя основными средствами:

-          властным управлением

-          нормативным регулированием

В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько видов нормативного регулирования:

-          традиционное нормативное регулирование, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций - правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в обыденной жизни;

-          моральное нормативное регулирование, которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов, обеспечиваемых силой общественного мнения;

-          корпоративное нормативное регулирование, которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом;

-          правовое нормативное регулирование, которое осуществляется путем создания и реализации права

Отрасль права - совокупность юридических норм, объединенных по признаку регулирования ими качественно однородной и относительно обособленной сферы общественных отношений (имущественной, управленческой, финансовой, трудовой, семейной и др.). Каждая отрасль права характеризуется:

1.        Предметом правового регулирования, т.е. качественно однородной и относительно обособленной сферой регулируемых общественных отношений.

2.        Методом правового регулирования - особый режим, создаваемый отраслью права для участников регулируемых ею отношений.

Институт права - структурно обособленная часть норм, входящих в отрасль права, регулирующая группу сходных по содержанию общественных отношений в рамках предмета отрасли. Институт права более "мелкое" подразделение норм права по сравнению с отраслью права. Отрасль права состоит из норм, группирующихся в институты, т.е. включает в себя институты права. Нормы права объединяются в институты права, институты права - в отрасли права. В свою очередь, упорядоченная взаимосвязь отраслей права образует систему права.

Система права - внутренне согласованное соединение всех действующих в стране юридических норм, структурно разделенных на институты и отрасли права. Главным структурным подразделением системы права являются отрасли права, которые находятся между собой в определенных отношениях соподчинения или координации. Выделяются:

-          базовые (профилирующие) отрасли материального права - конституционное, гражданское, административное и уголовное право,

-          производные (специальные) отрасли материального права - трудовое право, семейное право, жилищное право, финансовое, земельное, экологическое право, уголовно-исполнительное право и другие,

-          процессуальные отрасли права - административный процесс, гражданский процесс, уголовный процесс,

-          также входят общепризнанные нормы отрасли международного права.

Внешними формами выражения всех элементов системы права являются источники права.

Источники права - официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которых фиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права. В правовых системах разных стран наиболее распространенными являются:

1.        Правовой обычай - санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы.

2.        Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел.

3.        Нормативный акт - особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.

4.        Религиозные тексты - в мусульманских странах основными источниками права являются Коран, акты его толкования учеными знатоками ислама - иджмы, акты применения Корана по аналогии норм к сходным случаям - киясы.

Нормативные акты - официальные письменные документы, принятые специально уполномоченными правотворческими органами государства, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.

Признаки:

1.        принимаются государственными органами, которые наделены правотворческой компетенцией

2.        содержат общеобязательные правила поведения - юридические нормы, распространяющиеся на неопределенный круг лиц

3.        имеют вид официального письменного документа особой формы

По уровню юридической силы различают два главных вида нормативных актов: законы и подзаконные нормативные акты.

Законы - нормативные акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений.

Признаки:

1.        законы принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), образующими законодательную ветвь власти.

2.        Конституцией страны, регламентами законодательных органов четко определяется порядок принятия законов.

3.        Закон содержит исходные юридические нормы, закрепляющие наиболее важные, основные элементы регулируемых правом отношений.

4.        Закон в системе нормативных актов обладает наибольшей (высшей) юридической силой.

Законы подразделяются:

-          конституцию (основной закон), закрепляющий основы общественного и государственного устройства страны,

-          конституционные законы, непосредственно дополняющие нормы конституции,

-          остальные текущие (обыкновенные) законы.

В федеративном государстве законы также подразделяются на федеральные законы и законы субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты - официальные акты, принимаемые различными органами государства во исполнение законов и в соответствии с ними; содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов. Подзаконные нормативные акты принимаются главой государства - президентом, а также органами, входящими в исполнительную ветвь власти - правительством, министерствами и др.

Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных актах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия. Если такой срок не указан, то российские законы начинают действовать по истечении 10 дней после их первой официальной публикации (в "Российской газете" или в специальном журнале - "Собрание законодательства Российской федерации"), подзаконные нормативные акты - с момента их опубликования или принятия.

Систематизация нормативных актов (законодательства) - деятельность официальных государственных органов, а также юристов ученых и практиков по упорядочению действующих нормативных актов с целью их согласования, устранения противоречий и более эффективного использования. Существуют два основных способа систематизации нормативных актов:

1.        Кодификация всегда носит официальный характер и проводится органами государства, имеющими право на принятие нормативных актов того или иного уровня. При кодификации проводится качественная переработка содержания действующих нормативных актов и создается по существу новый акт более высокого уровня: Основ законодательства, кодекса, устава, положения.

2.        Инкорпорация может носить официальный характер, т. е. проводиться уполномоченными государственными органами, но может быть и неофициальной и проводиться юристами учеными и практиками. Она состоит в составлении из разрозненных нормативных актов тематических (отраслевых) или хронологических сборников (собраний актов). При инкорпорации, в отличие от кодификации, содержание действующих нормативных актов не меняется.

Механизм правового регулирования (механизм действия юридических норм) - процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств. Стадии:

-          стадия общей регламентации правового положения субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники иных процессов наделяются специальными юридическими свойствами -правоспособностью и дееспособностью;

-          стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права и субъективные юридические обязанности;

-          стадия реализации правоотношений, на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения права осуществляют субъективные права и обязанности, реализуя их в правомерном поведении.

Субъекты права - лица, субъекты общественной жизни, которые в соответствии с юридическими нормами и при наличии определенных обстоятельств могут иметь предусмотренные ими права и нести соответствующие обязанности.

Правовой статус коллективных субъектов различается в зависимости от того, какой по форме является данная организация: государственной, муниципальной, общественной или частной.

Правоспособность субъектов права - закрепленный в юридических нормах различных отраслей права объем прав и обязанностей, который может иметь субъект данного вида

Дееспособность субъектов права - закрепленные юридическими нормами различных отраслей права необходимые для субъекта качества, при наличии которых он может собственными действиями осуществлять правоспособность, реализовать принадлежащие ему права и обязанности. Юридические факты - фактические жизненные обстоятельства, закрепленные в гипотезах юридических норм, с которыми отрасли права связывают наличие конкретных правовых последствий и виде возникновения, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей субъектов права. Правоотношения - разнообразные общественные отношения (связи между людьми, в которые они вступают ради удовлетворения своих потребностей), урегулированные юридическими нормами.

Признаки:

1.        правоотношения возникают вследствие предусмотренных нормами права юридических фактов

2.        содержание правоотношения в общей форме закреплено в норме права. Ее диспозиция содержит указание на права и обязанности, которыми могут обладать субъекты права

3.        правоотношение - это юридически защищенное отношение. В случае неисполнения юридических обязанностей субъектами правоотношений, к ним могут быть применены меры принуждения, предусмотренные санкциями юридических норм

В зависимости от количества субъектов различают простые правоотношения (где каждая сторона представлена одним субъектом) и сложные (где каждая сторона представлена несколькими субъектами).

В зависимости от определенности сторон различают относительные правоотношения (где точно определены обе стороны) и абсолютные (где точно определены одна сторона правоотношения, а второй являются все взаимодействующие с ней субъекты). Субъективная обязанность - это вид и мера необходимого поведения другой стороны данного правоотношения.

В любом правоотношении субъективному праву одной стороны соответствует субъективная обязанность другой стороны правоотношения

Объекты правоотношений - это многообразные предметы материального мира (вещи, деньги, услуги), продукты духовного творчества (произведения науки, искусства, образовательные программы) и личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация), которые обеспечивают жизнедеятельность людей, вступающих в общественную связь, удовлетворяют их потребности. Реализация права (правоотношении) - фактические действия, поступки сторон правоотношения по взаимному выполнению их субъективных прав и обязанностей.

Формы реализации:

1.        простая (использование, исполнение и соблюдение субъектичных прав и обязанностей сторонами)

2.        сложная (применение права)

Применение права - особая форма реализации правоотношении, которая осуществляется путем использования, исполнения и соблюдения субъективных прав и обязанностей сторонами правоотношения с помощью и под контролем специально уполномоченного властного государственного органа. Оно выражается в создании на основе правовых норм особых правовых актов, индивидуального характера - актов применения права. Стадии применения права - последовательные, взаимосвязанные этапы рассмотрения и разрешения компетентным государственным органом конкретного дела по установлению содержания и порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Основные стадии:

1.        исследования фактических обстоятельств дела,

2.        выбора юридической нормы,

3.        принятия решения

Толкование права - деятельность субъектов применения права по установлению точного содержания (смысла) юридической нормы в соответствии с выраженной в ней волей правотворческого органа. К основным из них относятся:

-          грамматическое толкование нормы, нацеленное на установление точного смысла отдельных терминов и предложений на основе правил грамматики;

-          логическое толкование нормы, состоящее в установлении содержания и объема зафиксированных в норме понятий, их соотношения между собой с помощью правил формальной логики;

-          систематическое толкование нормы, определяющее место данной нормы в институте и отрасли права, ее структурно-смысловые связи с другими нормами данной отрасли и других отраслей права;

-          историческое (целевое) толкование нормы, состоящее в уточнении смысла нормы, исходя из конкретно-исторических условий принятия содержащего норму законодательного акта.

Толкование права в зависимости от источника толкования подразделяется:

1.        официальное толкование, выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смысла юридической нормы в процессе применения права.

2.        Неофициальное толкование, например, в виде Комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации не является обязательным при применении права.

Результат толкования права - вывод сделанный субъектом применения права о соотношении текста статьи и смысла нормы права. В зависимости от соотношения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть:

-          Буквальным - смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текст полностью совпадают

-          ограничительным - точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта

-          расширительным - точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта

Аналогия закона и права - допускаемые законодательством способы восполнения пробелов в нормативных актах в процессе применения права.

Акты применения права - официальные письменные документы компетентных государственных органов, где в необходимой процессуальной форме обобщается процесс применения права и объявляется обязательное к исполнению решение по рассматриваемому делу. В отличие от нормативных актов, акты применения права не содержат юридических норм и всегда носят производный и индивидуальный характер, т. е. издаются на основе действующих юридических норм (или в допускаемых случаях по аналогии закона и права) и распространяются только на конкретную жизненную ситуацию и конкретных лиц.   Правомерное поведение - деятельность субъектов общественной жизни, реализующих свои социальные интересы через субъективные права и обязанностями в соответствии с предписаниями юридических норм. Правонарушение – виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным субъектом, которое противоречит предписаниям юридических норм и нарушает нормальную реализацию субъективных прав и обязанностей.   Состав правонарушения - совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания данного деяния правонарушением. В состав любого правонарушения входят четыре элемента:

1.        Объект правонарушения это урегулированные нормами права отношения, на которые посягает правонарушитель, которые прерываются правонарушением.

2.        Объективная сторона состава правонарушения характеризует внешние признаки правонарушения как противоправного деяния. Она включает в себя противоправное деяние (действие или бездействие) лица, причиненный объекту вред и непосредственная причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

3.        Субъект правонарушения - это отдельные лица или организации, которыми нарушаются предписания правовых норм. Деликтоспособность – достижение субъектом возраста, определенного нормами соответствующей отрасли права, и вменяемость.

4.        Субъективная сторона правонарушения - внутреннее интеллектуально-волевое состояние субъекта во время совершения правонарушения.

Необходимым элементом субъективной стороны состава правонарушения является вина - психическое отношение субъекта к противоправному деянию и наступающим вредным последствиям. Различают две основные формы вины: умысел, когда субъект сознательно осуществляет противоправное поведение и стремится достижению общественно-опасных последствий; неосторожность, когда субъект не желает наступления общественно-опасных последствий, но они наступают.

Виды правонарушении:

-          преступления - это противоправные деяния, посягающие на стабильность общества в целом, его основные ценности и потому абсолютно опасные по своему характеру

-          проступки - это противоправные деяния, наносящие вред отдельным группам общественных отношений и потому относительно опасные по своему характеру

1.        административные правонарушения

2.        имущественные правонарушения

3.        дисциплинарные правонарушения

Юридическая ответственность - обязанность лица, при наличии в его деянии состава правонарушения, претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные санкциями юридических норм. Формы реализации юридической ответственности - определенные законодательством способы возложения на лицо, виновное в совершении правонарушения, санкций юридических норм. Юридическая ответственность может реализоваться:

-          в простой форме путем добровольного исполнения лицом, совершившим правонарушение, обязанностей, предусмотренных санкцией юридической нормы

-          в принудительном порядке - применении санкции компетентными государственными органами, прежде всего, судом.

Виды юридической ответственности - однородные группы юридической ответственности, различающиеся в зависимости от оснований их возникновения, порядка реализации и применяемых санкций. Различают:

-          уголовную

-          административную

-          гражданско-правовую (имущественную)

-          дисциплинарную ответственность

Правопорядок - состояние правовой упорядоченности общественных отношений, которое складывается из актов правомерного поведения субъектов правоотношений и реализации юридической ответственности при совершении правонарушений. Правопорядок складывается из двух основных компонентов:

-          правомерного поведения субъектов права

-          реализации юридической ответственности для лиц, совершивших правонарушения

Правосознание - совокупность взглядов, представлений, идей общества о праве, его роли в жизни людей. Правосознание характеризует субъективное отношения людей к праву, степень знания ими содержания юридических норм, понимания необходимости активного использования прав, исполнения и соблюдения обязанностей, недопустимости совершения правонарушений.

Правосознание подразделяется на виды в зависимости от уровня осознания ценности права и его роли в общественной жизни:

-          Выделяется уровень массового (обыденного) правосознания, который принадлежит людям, специально не занимающимся правом и осознающим его как значимый для них фактор социальной жизни только в определенных жизненных ситуациях, как правило, при правонарушениях,

-          профессиональное правосознание, которым обладают специалисты в области юриспруденции

-          Теоретический (научный) уровень правосознания имеют люди, занимающиеся различными направлениями научных исследований в области права.

В зависимости от степени общности правосознания его принято делить на:

-          индивидуальное правосознание

-          правосознание отдельных социальных групп

-          общественное правосознание.

Правовая культура - качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права.

Правовое государство - одна из качественных характеристик современного цивилизованного государства, деятельность которого основана на признании права как определяющей социальной ценности и приоритете права над политикой.