Человек глазами политологии

Оглавление.

Глава

Стр.

1

Что такое политология?

2

2

История политологии

2

3

Развитие политологии.

4

4

Функции политической науки.

6

5

Изучение методов политического исследования

6

6

Участие человека в политической жизни.

7

7

Человек и государство. Гражданство.

8

8

Политическая социализация

9

9

Заключение.

11

10

Литература.

11

1. Что такое политология?

ПОЛИТОЛОГИЯ, ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА отрасль обществоведения, изучающая политику, политические учреждения и политические отношения. Политология - не единственная наука, обращающая свои взоры на политику. Политика является объектам изучения не только политологии, но и ряда других наук, скажем, социологии, политической экономии, права и т.д. Если социология, политическая экономия, право и другие науки имеют своим предметом изучения не политику, которую они изучают только под тем углом зрения, который помогает им глубже уяснить собственный предмет (например, государство и его воздействие на экономику в политической экономии, государство и закон, законотворчество и законодательство в праве и т.д.), то политология имеет политику как раз своим собственным предметом изучения, причем ее интересует политика и как сфера жизнедеятельности, и как форма общественного сознания, и как совокупность политических учреждений и политических отношений. Все эти аспекты политики интересуют политологию не сами по себе, а взятью во всей совокупности, целостности, внутренней связи.

2. История политологии.

Политология как специфическая отрасль знания зародилась еще в древности (в государствах на территории Китая и Индии, Египта и Двуречья, в Афинах и Риме). Однако наибольшего расцвета политология достигла уже в новое время, когда выявились ее основные категории, и на их фундаменте стала складываться политология как внутренне целостная наука. Существенный вклад в этот процесс внесли Платон (428-348 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Н.Макиавелли (1469 - 1527), Т.Гоббс (1588 - 1679), Ш.Монтескье (1689 - 1755), Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778), Ж.Кондорсе (1743 - 1794), А.Токвиль (1805 - 1859), М.Бакунин (1814 - 1876), К.Маркс (1818 - 1883), Г.Спенсер (1820 - 1903), М.Вебер (1864 - 1920), В.Ленин (1870 - 1924), Г.Плеханов (1856 - 1918), Н.Бердяев (1874 - 1948) и многие др. Уже в начале XX в. политология, конкурируя с другими отраслями обществоведения, все прочнее утверждается как самостоятельная наука. В дореволюционной России политология, как и социология, шаг за шагом завоевывала свое место под солнцем, конкурируя, в первую очередь, с политизированной интеллигенцией многочисленных политических партий, в рамках которых эта интеллигенция вела социологические и политологические исследования, подчиненные нуждам политической борьбы. 1917 г. дал огромный пласт подобной политологической литературы самых различных направлений и оттенков. После Октябрьской революции и особенно в условиях единовластия коммунистов происходит процесс свертывания политологии и постепенного запрещения любых политологических исследований, не выполняющих агитационно-пропагандистских, апологетических функций, нужных правящей партии большевиков. Шаг за шагом все обществоведение втискивается в прокрустово ложе трех составных частей марксизма (ленинизма): марксистской философии, марксистской политической экономии и научного коммунизма. Вплоть до "перестройки Горбачева" политология как наука не признавалась в Советском Союзе. Это объяснялось политическими причинами: политология была и ненужной, и опасной. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами, Вопервых, политологии не было места в рамках "марксистской" общественной триады (философии, политической экономии и научного социализма, коммунизма). Это свидетельствовало о том, что правящая партийно государственная бюрократия, клявшаяся своей приверженностью науке, заявлявшая о научном характере своей политики, в действительности не желала иметь дело с научным подходом к политике, а потому ревностно оберегала застывшую обществоведческую триаду, длительное время вообще не признавая ни политологии, ни политологических анализов и экспертиз. Она уповала на общекоммунистические рассуждения о сущем и должном, рассуждения, способные увести внимание от повседневных событий и их научного анализа. Во-вторых, политология была неприемлемой для власть имущих также и потому, что в рамках этой науки, как она развивалась за рубежом, были поставлены и получили разработку такие проблемы, как политические системы и политические режимы, толкавшие на внимательное изучение механизмов борьбы за власть и ее осуществление. Здесь уже обсуждались проблемы тоталитаризма и авторитаризма, популизма, цели и средства политики и многие другие, угрожавшие вскрыть механизмы власти в стране, методы и способы подчинения и закабаления граждан. В-третьих, по самому своему существу политология была нацелена не на общие рассуждения, а на практический анализ происходящего, на экспертные оценки, анализы, выводы, совершенно неприемлемые для существовавшей организации власти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многочисленные попытки конституировать в стране социологию и политологию не приводили к положительным результатам: власть хорошо знала, чего она хочет! Положение стало существенно изменяться в условиях перестройки, политология, наконец-то, была легализована и стала преподаваться в учебных заведениях. Сегодня, когда политология как наука все еще формируется в российском обществе, ее официальных служителей здесь больше, чем где бы то ни было: сюда пришли служители других обществоведческих дисциплин, прекративших свое существование (история КПСС, научный коммунизм). В этом есть и свои трудности, и свои преимущества, связанные с наличием определенной культуры политического мышления, что облегчило становление если не науки, то учебной дисциплины. Сегодня можно утверждать, что политология как наука - это разветвленная область знаний, включающая в себя ряд разделов, дающих понимание ее предмета изучения и структуры, применяемых ею методов, раскрывающих историю политологических идей и становление политологии как целостной науки, излагающих проблемы теоретической политологии, а также сравнительной политологии, разъясняющих ее прикладные аспекты. Не претендуя на окончательную формулировку того, что все еще продолжает складываться и уточняться, можно утверждать, что сегодняшняя политология включает такие важнейшие проблемы, как теория общества, власти и демократии; гражданское общество и его судьбы; государство, его природа и эволюция; теория личности и права человека; государство и бюрократия; политическая партия как посредник между человеком и государством; нация и национальные отношения; политическое лидерство и роль злит; антитоталитарная, посткоммунистическая, демократическая революция; противоречия и конфликты в социально-экономическом и общественно-политическом развитии; современные международные отношения Среди актуальных проблем прикладной политологии и экспертизы сегодня на первый план выдвигаются: расстановка и борьба общественно-политических сил в современном обществе; человек в системе социальнополитических отношений; что случилось с перестройкой М.Горбачева?; экономическая реформа и куда она ведет?; почему распался Советский Союз?; есть ли социальный идеал у России; что взамен социализма?; характер политической власти в сегодняшней Российской Федерации; как анализировать происходящее? Политология. Какая польза от политологии? Некоторые студенты считают, что политология - это всегонавсего политические взгляды; они сдают экзамены и выполняют домашние задания, не обращая внимания ни на что. Да, каждый из нас имеет свои политическое взгляды, но если они будут преобладать в исследованиях, то их результаты станут недействительными. Профессиональный политолог отбрасывает свои личные взгляды на то время, пока он или она занимается изучением вопроса. Настоящий ученый может прийти к таким выводам, которые опровергают точку зрения, которой он раньше придерживался. И если это происходит, то налицо настоящий интеллектуальный рывок - незабываемое впечатление, то, к чему нужно стремиться. Но вместе с этим приходит и понимание того, что не следовало раньше так уж рьяно отстаивать свою точку зрения. Вполне возможно, что вы откажетесь от некоторых своих прежних взглядов. Вы начнете относиться к любым политическим взглядам, даже своим собственным, с некоторой долей сомнения. Поэтому необязательно, что, изучив политологию, вы начнете работать в качестве политолога. Просто вы научитесь спокойному взвешенному политическому анализу, в то время как профессиональная работа в области политологии требует часто наличия устойчивых, общераспространенных и упрощенных точек зрения. Политология может принести большую пользу правительству, в основном, указывая, что что-то не в порядке, т.е. "говоря властям правду", по образному выражению квакеров. Опросы общественного мнения, например, показывали постепенную утерю законности правительством США с середины 60-х до начала 80-х гг. Точно причину этого явления установить нелегко: было ли это связано с войной во Вьетнаме, уотергейтским скандалом или просто с инфляцией? Или же в этом виноваты все три события? Кандидаты на президентский пост, зная результаты опроса общественного мнения, строили свои избирательные кампании так, чтобы с приходом к власти суметь противостоять этому опасному явлению Рональд Рейган с его многообещающей предвыборной кампанией и свежими идеями, сумел обернуть это недовольство себе на пользу.

3.Развитие политологии.

Политология как наука не статична. За время своего развития она прошла через три стадии подхода к ней, что особенно характерно для Соединенных Штатов: это - традиционный подход, поведенческий и постповеденческий подходы. Невозможно сказать, какой из них является наиболее удачным, поскольку сейчас используются все три, хотя между их сторонниками и возникают иногда трения. Называть первый подход "традиционным" будет не совсем правильным, потому что это название было дано ему сторонниками поведенческого подхода из-за того, что он заключает в себе широкий спектр более детальных подходов, начиная от философского и этического и заканчивая общественным и ориентированным на власть. Большинство греческих, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения принимали за основу нормативный подход к изучению деятельности правительства и политики. Многие из них пытались найти ответ на вопрос: "что должно быть?" и уделяли мало внимания тому, что было на самом деле. Исходя из религиозных, правовых и философских ценностей, они пытались найти такую систему правления, которая обеспечила бы людям счастливое существование; причем очень часто они ориентировались при этом на господствующие в то время теории. Хотя сторонники поведенческого подхода отвергли их в качестве умозрительных, теории Аристотеля, Гоббса, Локка, Руссо несут в себе много замечательных и глубоких идей, которые, по иронии судьбы, иногда подтверждаются последними "научными" исследованиями. Макиавелли разработал другой подход, основанный на вопросе о власти. Хотя многие американские политические мыслители осудили и отвергли этот подход и ушли от обсуждения вопроса о власти, в котором есть, по их мнению, что-то нечистоплотное, теория Макиавелли прижилась в Европе, и ее немало использовали в своих лучших работах Моска, Парето и Микель. Американцы познакомились с подходом, в основе которого лежит вопрос о власти, из работ немецкого эмигранта-ученого в области международных отношений Ханса Дж.Моргентау, который подчеркивал, что "любая политика - это борьба за власть". Тем временем, американские мыслители сконцентрировали свое внимание на правительственных учреждениях, организациях и официальных государственных структурах. Этим они пытались доказать влияние закона на развитие политологии в Соединенных Штатах. Например, Вудро Вильсон, прежде, чем он стал профессиональным политологом, был юристом (хотя и неудачником); он также концентрировал свои исследования на совершенствовании правительственных учреждений и организаций. Конституции были излюбленным предметом изучения политологов этого периода, поскольку они часто исходили из положения о том, что структура правительства на бумаге почти полностью соответствовала тому, какой она впоследствии была в действительности. Становление диктаторских режимов в Советском Союзе, Италии и Германии, а также ужасы второй мировой войны сильно пошатнули веру многих политологов в силу и значение правительственных организаций. Конституция печально известной Веймарской республики в Германии (1919 - 1933) на бумаге выглядела прекрасно; ее разработкой занимались эксперты. Однако в действительности она выглядела совсем иначе, поскольку Германия тех лет не имела опыта демократического правления. Точно так же сталинская конституция 1936 г. представляла Советский Союз образцом демократии, хотя очевидно, что на самом деле это было далеко от действительности. Отсюда пошло желание выяснить, как же в действительности функционирует политическая власть, а не какой она задумывалась на бумаге. В данном вопросе послевоенные американские политологи были последователями традиций французского философа начала XIX в. Огюста Конта, который разработал доктрину позитивизма, заключавшуюся в применении методов исследования, применявшихся к естественным наукам, к исследованию общества. Позитивизм Конта был оптимистической философией, утверждавшей, что накопление данных путем научных наблюдений, не прибегая к предположениям и интуиции, позволит усовершенствовать науку об обществе и тем самым усовершенствовать само общество. Пожалуй, психологи более других увлекались этим подходом (и до сих пор продолжают его придерживаться); многих из них стали называть "бихевиористами" за их приверженность к изучению реального поведения людей в ущерб изучению их мыслей или чувств. Политологи - приверженцы поведенческой теории начали с пятидесятых годов перенимать подход, применявшийся психологами и накопили статистические данные по результатам выборов, опросов общественного мнения, голосования в законодательных учреждениях и прочих всевозможных событий, позволявших им получить дополнительные цифры. Бихевиористы внесли своего рода замечательный вклад в политологию, развеяв ряд долго существовавших, но неизученных предположений и дав теоретической политологии практическую точку опоры для дальнейшей работы. Поведенческие исследования были особенно полезны при изучении "социальных основ" политики, отношений и ценностей среднестатистических граждан, что является особенно важным для функционирования любой политической системы. Постповеденческая теория. Поведенческая школа исследований была окончательно создана и закрепила свои позиции в течение шестидесятых годов. Однако, в конце 60-х гг. поведенческая теория подверглась жестокой критике и не только со стороны последователей традиционализма. Многие молодые политологи, находившиеся под влиянием радикального движения против Вьетнамской войны, сетовали на то, что поведенческий подход был слишком статичным, консервативным, излишне перегруженным собственными профессиональными ценностями, и не отвечал насущным задачам текущего момента. Будучи далекими от "научности" и "непредвзятости", приверженцы поведенческой теории часто характеризовали текущее положение в Соединенных Штатах как норму, а любое отличие от положения в США квалифицировали как отклонение. Модель политической системы, созданная Истоном.., представляет собой идеализированную модель политического устройства США. Ученые Олмонд и Верба пришли к выводу, что американцы воплощают в себе все добродетели человеческой культуры. Изучая только то, что существует в данный момент, последователи поведенческой теории отрицают возможность изменений; их исследования являются ограниченными во времени. Они отдают необоснованное предпочтение существующему положению в своих исследованиях и склонны к изучению установившихся, устоявшихся систем, поскольку именно в этих вопросах их методологические средства проявляют себя с наиболее выгодной стороны. Они испытывают тяжелые времена, если им приходится осмысливать общественные спады и подъемы, поскольку их теории учат, что все политические системы находятся постоянно в состояния равновесия и не могут разрушаться. Хотя возможно, что наиболее суровой критике приверженцев поведенческой теории подвергли за то, что они стремились заниматься изучением сравнительно незначительных вопросов, избегая крупных политических проблем. Сторонники этой теории могут сказать нам, например, какой процент служащих католиков в Детройте голосует за демократов, однако они почти ничего не смогут нам сказать о том, что это значит применительно к качеству руководства в Детройте или к различным решениям, принимаемым местными выборными властями. Отсутствует связь между итогами голосования и последующей деятельностью выборного руководства. Короче говоря, основные обвинения критиков сводятся к тому, что поведенческие исследования часто бывают непоследовательными. К 1969 г. даже Дэвид Истон был вынужден признать наличие объектов для критики в своей теории, которую он называл "поведенческая революция". Он назвал новое движение "постповеденческая революция". В определенной мере постповеденческий подход можно представить как синтез традиционного и поведенческого подходов. Сторонники новой теории признавали, что факты и оценки являются взаимосвязанными; в своих исследованиях они использовали как количественные данные, полученные в результате традиционных исследований, так и качественные данные, полученные сторонниками поведенческого подхода. Помимо существующего на текущий момент общественного мнения они готовы были заниматься изучением истории и общества. Было бы преждевременным заявлять, что в этом споре подходов победило постповеденческое направление, так как если вы зададите вопрос об этом на политологическом факультете, вы сможете обнаружить среди его профессоров, или даже во мнении одного профессора, точки зрения, характерные для традиционного, поведенческого и постповеденческого подхода. 

4. Функции политической науки.

            Функции политологии следует отличать от функций политики. Политика- это определённая сфера человеческих отношений, тогда как политология – это знания об этих отношениях, причем эти знания во многом формируются в результате того, что исследователь смотрит на политические отношения как бы извне, непредвзято (в науке в этом случае говорят «объективно»). Т. е . политика- сфера практической деятельности, а политология- сфера теоретической.

Значимость политологии определяется тем, что она играет важную роль в жизни общества. Можно выделить несколько функций, которые выполняет политология:

1. Познавательная функция политологии сводится к тому,  что эта   наука предоставляет в наше распоряжение совокупность понятий, которые помогают нам говорить о политической жизни и её закономерностях.

2. С познавательной функцией тесно связана практическая функция. И действительно: человек, обладающий достаточными политическими знаниями, т.е. знающий «как устроены политические объекты», может воздействовать на них, изменяя их. Человек, не достаточными политическими знаниями также влияет на политику: голосует, дает оценку политическим решениям и т. п.

3. Политология выполняет также идеологическую и воспитательную функции. И действительно, как может человек, который  не знает обо всех наиболее общих возможностях политического развития , иметь какие-то представления о том, какое политическое устройство должно быть в его стране? Может ли он иметь к.л. политические убеждения или пристрастия? НЕТ!

Кроме того политология играет важную роль   в формировании политической культуры, т.е. готовит людей к сознательному  принятию решений, имеющих политическое значение. Она формирует политические ценности и нормы.

4. Наконец , политология играет прогностическую функцию: позволяет предсказывать    , как будет идти тот или иной политический процесс и какое влияние на него будут оказывать принимаемые политической жизни решения.

5.Изучение методов политического исследования.

Методы являются теми способами, с помощью которых исследователи анализируют факты и строят на основании полученных результатов  теории, объясняющие эти факты.

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

МЕТОД

ХАРАКТЕРИСТИКА

Сравнительный метод

Основан на сопоставлении различных политических объектов. Основой для этого метода является  сопоставление объектов для выявления их  признаков. Такое сопоставление всегда дает значимые результаты, позволяет выявить типы и формы явлений, существующих в политической сфере, лучше понять их сущность.а сопоставлении различных политических объектов. исследователи анализируют факты и строят на основании полученных результатов 

Психологический метод.

Используется для изучения роли человеческого фактора в политике . Пол. сф. можно рассматривать как существующую объективно, независимо от человеческого сознания. однако любые пол. явления не могут не вызывать определенного отношения к ним.

Институциональный метод

Ориентируется на описание полит институтов , например, государства, правительства и т д.

Социологический метод

Исследует пол сф. как социальное явление. При таком подходе используются такие соц. Понятия, как социальная общность, социальная группа и т. д.

6. Участие человека в политической жизни.

            Роль личности в политике может быть оценена с т.зрения степени, с которой эта личность участвует в политической жизни. В основе такой оценки должно лежать влияние личности на политический процесс и политические отношения.

            Классификация типов участия личности в политике по Веберу:

  1. Случайное- такая ф-ма участия, при которой личность лишь периодически принимает решения или совершает действия, кот. имеют  политические цели или, шире, обладают политическим смыслом. Для этого участия нередко характерно то, что субъект деятельности мало задумывается о том, что он делает и к чему могут привести его действия.
  2. по совместительству- предполагает , что человек участвует в пол. жиз . более активно, однако пол деят не является его основной деятельностью.
  3. профессиональное участие – заключается в том,  что человек делает политическую деятельность своей профессией. Такой человек становится экспертом, способен давать политпрогнозы , а также рекомендации по эффективной политической деятельности.

Политика , как и любая другая сфера общ.жизни , подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответстви с ними.для описания жтого аспекта используют понятия роли и статуса.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ- стереотип поведения в политике, который воспроизводится человеком в процессе  полит.взаимодействия с определенной регулярностью и на протяжении достаточно продолжительного времени. Она выражается в совокупности прав и  обязанностей,  кот закрепляются за носителем этой роли в результате вырабатываемого обществом соглашения.

            Политические роли могут быть стандартизованными и

нестандартизованными. В первом случае- поведение человека подчиняется правилам , которые действуют в политической сфере.

Говоря о  нестандартизованных  политических ролях , имеют в виду главным образом отклоняющееся и инновационное политическое поведение . Оба  этих типа поведения основаны на нарушении тех ожиданий, которые направлены на носителя данной полит.роли.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС- представляет собой обратную сторону политической роли. Если пол.роль динамична и соотносится с поведением, то политический статус, наоборот, статичен, он отсылает к той позции, котор. Занимает его носитель в системе политических отношений.

            Политический статус закрепляется юридически, хотя это не является общим правилом. В качестве примера пол.статуса можно привести статус человека (гражданина) в том виде, в кот. он  закреплен в конституции РФ.

            Полит. роли и полит.статусы могут быть предписанными(аскриптивными) и основанными на достижении. В первом случае эти параметры перешли ему «по наследству».  Яркий пример- наследник престола.

            Политические статусы и роли , основанные на достижении , человек вынужден приобретать , так сказать, «собственным трудом».   В этом случае его положение в обществе зависит от уровня его способностей , а также количества успешных действий в полит.сфере.

7. Человек и государство. Гражданство.

            Государство и человек взаимодействуют как в в целом равноправные силы. Конечно, гос-во обладает более широкими возможностями , оно сильнее человека. Но это не означает, что оно может использовать её против человека даже в том случае, если у него нет для этого оснований.

С точки зрения правового статуса личности принято выделять права человека и права гражданина. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА принадлежат любому человеку, а права гражданина приобретаются лишь на том основании, что он является гражданином данного гос-ва.

               Гражданство-совокупность взаимных прав и обязанностей гос-ва и гражданина и является  одним  из  основных  правовых  институтов.  Тема

гражданства  как  никогда  актуальна  в  наше  время,  так  как   происходит

образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России  и

Белоруссии).

      Без лишнего преувеличения можно сказать, что  для  жителей  России,  а

равно  и  для  миллионов   людей,   проживающих   в   соседних   независимых

государствах  и  за  пределами  бывшего  Союза  Советских   Социалистических

Республик,  принятый  закон  "О  Гражданстве  Российской   Федерации   имеет

огромное значение, так как этот документ является основным регулятором  норм

гражданства.

      Гражданство - один  из  основных  элементов  правового  статуса  лица,

определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности,  то

общее, главное условие, которое необходимо для распределения на  него  всего

объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых  за  гражданином,  а  также

защита его государством, где бы он ни находился .

      Такое понимание гражданства получает  все  большее  распространение  в

доктрине, законодательстве и практике применения прав  и  свобод  во  многих

странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из  основных  прав

человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных  авторитетов

в области прав человека, член Европейской  Комиссии  по  правам  человека  в

Совете Европы австрийский юрист - профессор  Феликс  Эрмакора.  Он  считает,

что, хотя  в  современном  международном  праве  и  нет  специальной  нормы,

которая признавала бы гражданство в качестве одного из  прав  человека,  тем

не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие  (conditio

sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в  их  числе  -  принцип

равенства.

      Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной

правосубъектности лица.

      Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией

Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской  Федерации"  от  28

ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

      До этого Закона на территории Российской Федерации действовали  Законы

СССР "О гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда  СССР  от  23  мая

1990 года "О порядке введения в действие Закона СССР" "О  гражданстве  СССР"

и другие нормативные акты.

               Основы правового положения личности определяются  целым рядом международных договоров и др документов, в  котор. содержатся указания на права человека. К ним относят:

1.      Всеобщая декларация прав человека.

2.      Конвенция о политических правах женщин

3.      Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации

4.      Международный пакт о гражданских и политических правах

5.      Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

6.      Конвенцию о правах ребёнка.

Эти документы носят рекомендательный хар-р. Они бязательны лишь для тех стран, кот.присоединились к соответствующим договорам.

                                                 8.Политическая социализация

Политическая социализация [греч. politika - искусство управлять и лат. socialis - общественный] - процесс включения индивида в политическую систему. По аналогии с процессом социализации П. с. понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых своих членов. П. с. играет в этом процессе роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования системы переводятся в структуру личности, интериоризуются последней. В результате П. с. формируются политическое сознание и политическое поведение личности, происходит становление личности как гражданина. При этом понятие "П. с." шире, чем "политическое воспитание" или "просвещение", так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие наличности доминирующий идеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным. Механизмы П. с. функционируют на нескольких уровнях взаимодействия человека с политической системой. Так, на социальном уровне (уровне общества и больших социальных групп) на личность воздействуют безработица, подкуп избирателей, насилие, террор и другие макросоциальные факторы. Угроза войны, экологической катастрофы и другие глобальные проблемы дополняют действующие в настоящее время традиционные макрофакторы П. с. На социально-психологическом уровне политические цели и ценности передаются и большими и малыми группами личности. Наибольшее значение среди механизмов П. с. этого уровня имеют такие, как заражение, внушение, идентификация личности с тем или иным политическим целым, политическое научение и подражание. На внутриличностном уровне в качестве механизмов П. с. выступают потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением и сознанием личности в сфере политики. Представления о механизме П. с. будут неполными без учета стадий, которые проходит процесс П. с., что обусловлено возрастными изменениями личности. В современном обществе этот процесс начинается рано. Уже в возрасте 3-4 лет ребенок приобретает первые сведения о политике через семью, средства массовой информации, ближайшее окружение. Позже, когда он идет в школу, начинается новая стадия П. с. Под влиянием специальных институтов и стихийных факторов происходит не только количественное накопление знаний о политике, но и их качественное изменение: происходит формирование отношения личности к политике. Следующий - юношеский этап характеризуется включением новых механизмов передачи политических ценностей. Его наиболее значимым звеном становятся неформальные молодежные группы, молодежная субкультура в целом. П. с. не завершается с получением паспорта, она продолжается всю жизнь. Но этапы или стадии в этом процессе определяются не только собственно возрастными изменениями в структуре личности, но прежде всего освоением новых социальных и политических ролей, опытом личного участия в политической деятельности. Процесс П. с. индивида детерминирован не только созреванием личности, но и влиянием социальной среды. При этом политическое сознание и поведение личности формируется под влиянием не только собственно политических факторов, хотя они и имеют первостепенное значение, но и факторов неполитического порядка, - условий, в которых политически созревает человек. Так, к числу неполитических факторов, играющих большую роль в передаче политических идей, взглядов и ценностей, относятся семья, группы сверстников, школа, работа, церковь, культура, средства массовой информации. Наряду с традиционными факторами, начиная с 60-х годов стали приобретать все большее значение молодежная субкультура, поп- и рок-музыка. К числу несобственно политических макро факторов П. с. относятся социально-экономические отношения, образ жизни, национальные традиции и др. Политические факторы П. с. организуются в систему, куда включены: характер и тип государственного устройства, режим, политические институты, партии, организации, движения. С помощью специальных механизмов эти факторы корректируют и контролируют политическое поведение индивида. В реальной жизни политические и неполитические факторы П. с. переплетены. Политическое значение для индивида могут приобрести далекие от политики факторы: труд, характер отношения человека к природе и т.п. Все зависит от того, как эти факторы встраиваются в контекст внутренней или внешней политики. Так, оказалось сильно политизированным движение защитников окружающей среды. Вопрос об отношении к абортам расколол в 90-е годы общественное мнение в США. Факторы П. с. - это общий термин для обозначения воздействия на личность со стороны общества и политической системы. Среди всех факторов есть специально организованные институты П. с. (например, молодежные политические организации) и те, для которых эта функция является побочной (школа, церковь), но которые являются каналом трансляции официальной политической позиции. Конкретные люди, служащие посредниками в этом процессе, получили название агентов П. с. Изменения в характере процесса социализации происходят циклично. На каждом новом витке исторического развития происходит взаимная адаптация личности и политической системы: изменение социальной и политической структуры создает в каждом поколении свой набор условий для формирования личности. Такая смена механизмов П. с. во все времена имела свои противоречия. Но в настоящее время традиционные дисфункции политической системы умножаются ускорением технологических процессов и глобализацией многих социальных процессов. Это создает новую ситуацию политического развития личности, усложняя ее отношения с государством, властью, политикой. Стрессы политической системы сказываются на всех факторах и агентах П. с., воздействующих на личность: на семье, работе, средствах массовой информации, системе образования, церкви и политических партиях. Так, роль семьи уменьшилась, а роль групп сверстников и средств массовой информации усилилась. Труд в условиях новых технологий требует формировать личность гораздо более гибкой, что вступает в противоречие с управляемостью обществом в целом и политической системой в частности. Исследования П. с. последних десятилетий выявили две противоположные тенденции. С одной стороны, существует всеусиливающаяся общественная потребность в политическом развитии личности, ее активном включении в политику, в росте ее самосознания. Эта тенденция особенно ярко проявляется в процессах демократизации. С другой стороны, налицо и тормозящая тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, его институтов, от принятия политических решений.

Заключение.

В данной работе мы показали основные аспекты изучения современной политологии. Мы обратили внимание на разницу между политикой и политологией, указали основные методы политологических исследований, рассказали историю политологии как науки.

Из данной работы можно сделать вывод, что человек с точки зрения политологии - объект, влияющий и контролирующий ход политических событий.

Литература.

1

«Обществознание 10 класс»

Боголюбов

Москва

«Просвещение»

2007

2

http://slovari.yandex.ru/

Поисковая система «Уandex»

2007

3

. "История государственного управления в России. Гриф МО РФ"

Маркова А.Н.

Москва

2007