Теософия Е. Блаватской
Ленинградский областной институт экономики
и финансов
Кафедра: Гуманитарные и социальные дисциплины
Дисциплина: Философия
Реферат
На тему: Теософия Е. Блаватской
Выполнил студент: 2-71 группы
2 курса
факультета менеджмент
Фамилия: Бурмистрова Имя: Маргарита Отчество: Валерьевна
г. Гатчина 2009 год.
Содержание: 1. Введение. - 3 2. Биография Е.П. Блаватской. - 4 3. Теософская концепция Е.П. Блаватской. - 10 4. Заключение. - 14 5. Список литературы. - 16
«Любовью и враждой окружена В сердцах людских останется она».
Шиллер.
1. Введение. Появление загадочной фигуры Е.П. Блаватской на культурной сцене Х1Х века вызвало настоящий шок, всеобщее смятение не может быть сравнимо с действием подлинной силы Природы: так потрясти и расшатать до основания застывшие религиозные, научные, социальные, философские и этико - моральные структуры общества, как это сделала Блаватская, может только личность, являющая собой нечто титаническое, несущая в себе подлинность и силу импульса Природы, и импульс этот действует подобно весенней грозе: сначала тучи, столкновение, гром, молнии..., а потом благословенный ливень, приносящий очищение, новую возобновляющую силу жизни, как знамение солнца и ясного неба, которые обязательно придут затем. Трудно себе представить что-либо необычайнее и несправедливее того упорного непонимания и даже враждебности, с которыми русское образованное общество продолжает относиться к своей гениальной соотечественнице Елене Петровне Блаватской. По существу тема этой работы немного шире, чем перечисление дат и мест, связанных с именем Елены Петровны Блаватской. Главное, что заставляет нас обратить на неё внимание, является её представление о том «необычном», что окружает нас повсюду в сознательных и бессознательных состояниях нашего существования. Одна незначительная деталь, случай или что-то ещё, могут в корне изменить если не жизнь, то хотя бы поубавят уверенности в несокрушимости рационального объяснения различных явлений или событий. Рассмотрим тему реферата, посвященную философу, мистику, пророку, реформатору, титану - загадке, известной как Елена Петровна Блаватская. 2. Биография Е.П. Блаватской. Елена Петровна Блаватская родилась в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, который тогда был принят в России), 12 августа 1831 (31-го июля 1831 г. по старому стилю) в семье иммигранта из Германии. Её родителями были полковник Пётр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая Фадеева, выдающаяся романистка, умершая совсем молодой. Вообще вся её семья была талантливой. Её дядя был генерал Ростислав Андреевич Фадеев, её двоюродный брат был Сергей Юльевич Витте, её сестра известна в литературе как Вера Петровна Желиховская, так же к её семье принадлежит Евгений Марков. Её бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Фадеева (Долгорукая), в высшей степени одарённая женщина, известная в то время своими трудами. Рано потеряв мать, Блаватская воспитывалась в Саратове и Тифлисе у своих дедушки и бабушки (по материнской линии) и получила весьма поверхностное образование. На лето вся семья выезжала на губернаторскую дачу - большой старинный дом окружённый садом, с таинственными уголками, прудами и глубоким оврагом, за которым темнел спускавшийся к Волге лес1. Вся природа жила для пылкой девочки особой таинственной жизнью; она часто разговаривала с птицами, животными и невидимыми товарищами её игр; она очень оживлённо говорила с ними и иногда начинала громко смеяться, забавляясь их, никому кроме неё невидимыми смешными проделками, а когда наступала зима, необыкновенный кабинет её учёной бабушки представлял такой интересный мир, который способен был воспламенить и не столь живое воображение. В этом кабинете было много диковинных вещей: стояли чучела разных зверей, виднелись оскалённые головы медведей и тигров. На одной стене пестрели, как яркие цветы, прелестные маленькие колибри, на другой - как живые сидели совы, соколы и ястребы, а над ними, _________________________________________________________________ 1Блаватская Е.П. Избранные статьи, М., 1996.
под самым потолком, распростёр крылья огромный орёл. Когда дети приходили в бабушкин кабинет, они садились на набитого чёрного моржа или на белого тюленя, и в сумерках им казалось, что все эти звери начинали шевелиться, и много страшных и увлекательных историй рассказывала про них маленькая Елена Петровна. Из всех воспоминаний сестры Елены Петровны ( Веры Петровны ) о её детстве становится ясным, что Елена Петровна обладала ясновидением; невидимый для обыкновенных людей мир был для неё открыт, и она жила наяву двойной жизнью: общей для всех физической и видимой только для неё одной. Часто Елена рассказывала о различных посещениях неведомых всем лиц. Чаще всего перед ней появлялся величественный образ индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его также хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности. Один из таких случаев произошел, когда ей было около 13-ти лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла. Девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремя, повисла на нём, но, вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена. С детства у Елены была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама прокладывая себе пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на её пути... В семнадцать лет она вышла самовольно замуж за человека, годившегося ей в отцы, и через несколько месяцев, не задумываясь, его бросила, уехала неведомо куда и почти десять лет её родные не знали о её местопребывании... Близким своим она созналась, что затем только и обвенчалась с Никифором Васильевичем Блаватским, чтобы быть свободной от контроля родных. Она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту и Греции, неудачно пыталась проникнуть в Тибет, живя на деньги, которые ей присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать лет, в Лондоне, по её словам, она имела таинственное видение: она встречает того, кого знала по своим детским видениям - Посвящённого с Востока, из раджпутов, «Учителя Морию», или М. - под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она полностью принимает его руководство - и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности. Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который отплывает в Канаду, чтобы совершить путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам Вест-Индии, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, - мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её очерёдная попытка проникнуть в Тибет кончается неудачей. И в 1853 году она вернулась в Англию, посетив о.Ява. Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце 1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь ей наконец удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и Ладакх, где под руководством «Учителя» она проходит определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г. она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию, далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и Италии. В 1864 она ещё раз проникает в Тибет. В 1870 г. она возвращается в Грецию, оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в 1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в Одессу. Весной 1873 г. по указанию «Учителя»она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на американский берег. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. Е.П. Блаватская занялась литературой, стала писать политические и этнографические статьи в газетах, преимущественно нью-йоркских, корреспондировала в русские периодические издания и написала рассказы о своих путешествиях, появившиеся позднее, за подписью Радда-Бай в русской прессе под заглавиями: «Из пещер и дебрей Индостана» и «Племена Голубых гор» (изданы все вместе под первым названием в 1883 г.). В них Блаватская проявила крупный литературный талант. Таинственное прошлое великой страны, грандиозные следы её своеобразной многовековой цивилизации, храмы, гробницы, современная бытовая и политическая жизнь, - всё интересовало писательницу. В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Как позднее отмечают Махатмы, обучавшие её, она была лучшим из доступных инструментом для осуществления задуманной ими работы. Представить её миру в новой форме, хотя и в общих чертах, древнюю Теософию, «Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...», это родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, - оспорить не менее догматические воззрения науки своего времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду фортификаций уже была пробита брешь. И произошло это благодаря спиритизму, который захлестнул тогда всю Америку. Как говорила сама Е.П. Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритической теории относительно духов». С 1873 г. Блаватская стала работать над «Isis Unveiled» («Разоблачённая Исида»). Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Блаватская обретает истинного друга и помощника в лице полковника Генри Стила Олкотта, юриста, человека высоких нравственных достоинств. К ним примыкает Уильям Куон Джадж, молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии выдающуюся роль в Теософском движении. 7-го сентября 1875 г. преимущественно стараниями Блаватской, Олкотта и Джаджа, а также ещё нескольких человек, была создана организация, которую нарекли Теософским обществом. Перед ними ставилась цель содействовать распространению древних учений Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая послужила духовной основой для многих великих философских систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и античные школы мистерий. 17 ноября 1875 президент-основатель полковник Олкотт официально известил о создании Общества. С тех пор эту дату принято считать днём его основания. Задачами общества были объявлены: 1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки. 3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке. В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W.Bouton'a вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской «Разоблачённая Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие на умы читающей и мыслящей публики «вызовом догматизму религии и современной науке». В 1878 году основатели Теософического общества решили переселиться в Индию и уже 17 февраля 1879 г. Блаватская и Олкотт достигли берегов Индии. В октябре 1879 г. был основан свой журнал «Theosophist». Следующие пять лет до 1884 года прошли в энергичной пропаганде Теософии внутри Индии. Оба разъезжали по всей Индии, стараясь везде возбудить интерес к высокой красоте древне индусских верований и вызвать воспоминание о былой славе великого народа. Из-за болезни Елена Петровна была вынуждена возвратиться в Европу. За пять последующих лет ( с 1887 года) многое было сделано: написаны три тома Тайной Доктрины, из которых два были напечатаны при ней, а третий после её смерти; написаны : «Ключ к Теософии» и «Голос безмолвия» и множество статей в журнале «Lucifer», который она начала издавать немедленно после приезда в Лондон ( в 1887 г.). Кроме этого литературного труда, которым она занималась по 12 часов в день, Блаватская по вечерам была окружена посетителями, в числе которых было много литераторов и учёных. По четвергам на вечерних заседаниях Теософического общества давала ответы на многочисленные вопросы, с которыми члены общества обращались к ней. В мае 1891 года во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии, Елена Петровна Блаватская скончалась в своём рабочем кресле, как истинный воин духа, каким она была всю жизнь. Её останки были преданы сожжению в Уокингском крематории в Сёррее.
3. Теософская концепция Е.П. Блаватской. Теософия - ( от греческого THEOS - бог и SOPHIA - мудрость) - Богомудрие - в широком смысле - всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн.2 Теософия является источником всех религий. Теософия представляет собой безбрежный океан вселенской Истины, Любви и Мудрости, отражающий свой свет на земле. Теософическое общество было создано для того, чтобы помочь людям в познании Божественной Мудрости и чтобы помочь им подняться до её высоты путём изучения и усвоения её вечных истин. У Теософии нет своей особой мудрости, она является лишь хранилищем всех истин, произнесённых великими Ясновидцами, Пророками и Учителями всех исторических и доисторических веков. Вступают в Теософическое общество в надежде приобрести ту силу, которая возникает благодаря правильно организованным, одновременно совершаемым усилиям; более совершенно послужить человечеству, участвуя в борьбе с его невежеством и в усилиях, путём распространения света Божественной Мудрости, уменьшить его страдания, а также в надежде воспользоваться благоприятными условиями, которые возникают от взаимной помощи. Существует большая разница между установленными религиями и Теософией. Религии опираются на доверие и суеверие, представляют собой веру в авторитет; Теософия же опирается на убеждение и интуицию, представляет собой веру в свою духовную интуицию. Теософия не придерживается никакой религии и никакой философии в частности. Основной труд Е. Блаватской - «Тайная доктрина» (1888 г.), в нём была сделана попытка дать синтез научной, философской и религиозной мысли всех времён и народов. На русском языке книга впервые ___________________________________________________________ Советский энциклопедический словарь. М.,1987. появилась в Риге в 1937 г. Сама Блаватская передавала смысл своей теософии так: «Всё, ведущее к единству, есть добро; всё, ведущее к разъединению, есть зло». Основное содержание этого главного труда Е. Блаватской состоит в следующем. Истина не является достоянием какого-то одного народа или какого-то одного учения, одной религии. «Тайная Доктрина является сущностью их всех, она примиряет все религии, снимая с каждой её внешнюю оболочку, ... указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии». Блаватская стремилась объединить различные религии через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов. Своё учение Блаватская называла теософией, отделяя его тем самым от известных религий. Нас спрашивают - не есть ли теософия новой религией? – «Ни в коем случае; это не религия, также не новая и её философия... учение это так же старо, как мыслящий человек». Более того, Блаватская полагала, что вообще не было в истории человечества «новых» учений, религиозных основателей ни у одного народа, не было изобретателя новой религии или новой истины, а все предполагаемые изобретатели были лишь передатчиками (Адептами), посредниками, не самобытными учителями, а лишь авторами новых форм и толкований. Сами же истины, на которых основывались их учения, были стары, как само человечество. Тайная Доктрина основана на Станцах Дзиаи, то есть древних книгах, предшествующих Ведам и впервые опубликованных Блаватской. Согласно Блаватской, Станцы - «это абстрактная, алгебраическая формула космической эволюции», а семь Станц - «семь терминов этой абстрактной формулы, они описывают семь великих стадий эволюционного процесса» (упоминания о них можно найти и в «Пуранах», и в Библии о «Днях творения»). Воззрение Блаватской построено на анализе древних идей космогенеза и антропогенеза. Использованы древние тексты монастырей и храмов Востока. Многие из этих текстов (станцев), написаны древним языком, давно исчезнувшим и передававшимся лишь изустно «посвящёнными». Появление и исчезновение Вселенной изображается Блаватской на основе древних текстов, как «Выдыхание» и «Вдыхание», «Великого дыхания» или «Божественного дыхания». «Божество выдыхает Мысль, становящуюся Космосом». Книга Дзиан говорит: «Появление и исчезновение Миров подобно правильному возвращению прилива и отлива». В образной, символической форме древние тексты говорили о том, что Вселенные могут возникать и исчезать. В настоящее время этой проблемой занимаются учёные, но оказывается, что и в древние времена люди свободно размышляли о тех же проблемах Космоса, многое знали, большая часть этих знаний утеряна. Изучение древних текстов, по Е.Блаватской, помогает прогнозированию. Так, Е.Блаватская приводит материалы, в которых в символической форме излагается возникновение планет солнечной системы и их движение. Указано семь планет, что свидетельствует о знании древними седьмой планеты (хотя её и не называли Ураном). Знали они и об энергии, дающей и направляющей движение планет. Божество становится Вихрем. Вихрь порождает спиралевидное движение. Действительно, испокон веков Вселенная символически выражалась спиралью, то есть вихревым движением. Эта символика пришла к нам с незапамятных времён. Закон спирального движения первичной материи знали, как писала Е.П.Блаватская, не только древние индийцы, но и греки. Греческие философы, считала она, были посвященными в Мистерии. Е.П.Блаватская предвосхитила многие открытия будущего на основании древних текстов (о страшном оружии, основанном на действии пространственной силы, похожей на атомную энергию; об оружии, могущем вызывать дождь, бурю, парализовать врага и погрузить его чувства в глубокий сон и т. д.). Она говорила, что «неудобные истины» не будут приняты её веком (XIX), ибо только в XX в. учёные поймут, что «Тайная Доктрина» не вымышлена. И это не отгадка, писала она, а пpocтo констатация факта, основанная на знании. Цитаты из произведений Е.П.Блаватской: «Человечество - по крайней мере его большинство - ненавидит мыслить самостоятельно. Оно смотрит, как на оскорбление, на самое скромное приглашение хотя бы на короткое время покинуть старую пробитую колею и, следуя своему собственному суждению, вступить на новый путь, в ином направлении». (Тайная Доктрина, том 3). «Ибо ум подобен зеркалу: отражая, он покрывается пылью, Он нуждается в душевной мудрости, нежные дуновения которой в состоянии смести с него пыль наших иллюзий. Стремись, о Начинающий, сочетать свой ум и свою душу воедино». (Голос Безмолвия).
4. Заключение. Вся сила Теософии и состоит в том, что её учения в состоянии разрешить эту задачу, не убивая земных интересов. Теософия должна стать впереди человеческой мысли потому, что она соединяет в себе всю полноту опыта современного Запада и древнего Востока, полный круг сознания арийских народов, как религиозного, так и научного, дающего в соединении -- Мудрость.
Если спросят, почему именно Е. П. Блаватская была избрана для такой высокой миссии? Потому, что она одна из всех современников обладала соединением той тонкой психической организации, которая необходима для общения на высших ступенях сознания, и тех нравственных качеств, без которых великие духовные задачи не могут быть доведены до конца. Она обладала исключительной отзывчивостью на духовные влияния и в то же время могучей волей и необыкновенной силой терпения. Пламенный энтузиазм и преданность идее, которой она служила, соединялись в ней с безграничным самоотвержением; вот что давало Елене Петровне Блаватской право на её высокое полномочие и на глубокую благодарность всех, кто знал и понимал её. Грань между истиной и ложью, видимым и невидимым очень расплывчата. При наличии «опыта», определяющего «картину мира», существующей и развивающейся в сознании под влиянием этого «опыта» и умением не отрицать «невидимое» в его «видимых» формах - эта грань вполне ощутима. Таким талантом и обладала Е.П.Блаватская. В сегодняшние дни она явилась бы «пророком», для новой культуры, волны смены ценностей картины мира рационального (видимого) и иррационального (невидимого). Непредвзятое знакомство с жизнью Е.П. Б., её трудами, беззаветным служением Истине, её духовными способностями и достижениями раскрывает перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником Транс-Гималайского Братства. В Тибете её называют Великой Посвящённой.
5. Список литературы. 1. Блаватская Е.П. «Избранные статьи». М.; 1996 год. Очерк профессора Елены Сикирич о Блаватской Е.П. 2. Блаватская Е.П. «Ключ к Теософии». М.; 1996 год. 3. Блаватская Е.П. «Загадочные племена на ‘Голубых горах’ в дебрях Индии». С-Пб.; 1993 год.
4. Писарева Е.Ф. «Елена Петровна Блаватская». Биографический очерк. Киев; 1991 год.
5. Блаватская Е.П. «В поисках оккультизма». М.; 1991 год.
6. «Философский словарь». М.; 1991 год.