Теософия Е.П. Блаватской

РЕФЕРАТ по КУЛЬТУРОЛОГИИ 

ТЕОСОФИЯ    Е.П.БЛАВАТСКОЙ

                                        СТУДЕНТА  2-го  КУРСА

                           ОЧНОГО  ОТДЕЛЕНИЯ

                                                   ОЛЕЙНИКА ИЛЬИ ВАЛЕРЬЕВИЧА

ПЕТРОЗАВОДСК    1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3                               

2. БИОГРАФИЯ   Е.П.БЛАВАТСКОЙ...............................................   4      

3. ТЕОСОФИЯ.  КРАТКИЕ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ     

Е.П.БЛАВАТСКОЙ..............................................................................11

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. .............................................................................  18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................   20

Нет религии выше истины

Е.П.Блаватская

(см. Заключение)

1. ВВЕДЕНИЕ.

Появление загадочной фигуры Е.П.Блаватской на культурной сцене Х1Х века вызвало настоящий шок, всеобщее смятение и может быть сравнимо с действием подлинной силы Природы: так потрясти и расшатать до основания застывшие религиозные, научные, социальные, философские и этико- моральные структуры общества, как это сделала Блаватская, может только личность, являющая собой нечто титаническое, несущая в себе подлинность и силу импульса Природы, и импульс этот действует подобно весенней грозе: сначала тучи, столкновение, гром, молнии... а потом благословенный ливень, приносящий очищение, новую возобновляющую силу жизни, как знамение солнца и ясного неба, которые обязательно придут затем.*)

По существу тема этой работы немного шире, чем перечисление дат и мест, связанных с именем Елены Петровны Блаватской. Главное, что заставило меня обратить на неё внимание, явилось её представление о том “необычном”, что окружает нас повсюду в сознательных и бессознательных состояниях нашего существования. Осно

______________________________________________

*) Блаватская Е.П. Избранные статьи, М., 1996.

Очерк профессора Елены Сикирич о Блаватской Е.П.

вой моих размышлений стали мой личный “опыт” общения с вещами, сточки зрения науки , не важными; хотя я не могу сказать, что это происходит очень часто. Однако, даже одна незначительная деталь, случай или что-то еще, могут в корне изменить если не жизнь, то хотя бы поубавят уверенности в несокрушимости рационального объяснения различных явлений или событий.

Вот почему я выбрал тему реферата, посвященную философу, мистику, пророку, реформатору, титану - загадке,   известной как Елена Петровна Блаватская.

                                                         

2. БИОГРАФИЯ    Е.П. БЛАВАТСКОЙ.

Елена Петровна Блаватская родилась 11 августа 1831 года. Мать Елена Андреевна Фадеева ( вышедшая замуж за офицера Гана, командующего батареей конной артиллерии) писала повести и романы под псевдонимом “ Зинаиды Р-вой “и была очень популярной в начале сороковых годов; её ранняя смерть вызвала всеобщее сожаление, и Белинский посвятил ей несколько хвалебных страниц, назвав её русской “ Жорж-Санд “. В семье своего дедушки рано осиротевшая Елена Петровна провела большую часть своего детства, сперва в Саратове, где он был губернатором, а позднее в Тифлисе.

По свидетельству очевидцев *) детство и юность её протекли при очень счастливых условиях в просвещенной и очень дружной семье с гуманными традициями и чрезвычайно мягким отношением к людям. На лето вся семья вы-

______________________________________________

*) Блаватская Е.П. Избранные статьи, М., 1996.

Очерк профессора Елены Сикирич о Блаватской Е.П.

езжала на губернаторскую дачу - большой старинный дом,

окруженный садом, с таинственными уголками, прудами и глубоким оврагом, за которым темнел спускавшийся к Волге лес. Вся природа жила для пылкой девочки особой таинственной жизнью; часто разговаривала она с птицами, животными и невидимыми товарищами её игр; она очень оживленно говорила с ними и иногда начинала громко смеяться, забавляясь их, никому кроме неё невидимыми смешными проделками, а когда наступала зима, необыкновенный кабинет её ученой бабушки представлял такой интересный мир, который способен был воспламенить и не столь живое воображение. В этом кабинете было много диковинных вещей: стояли чучела разных зверей, виднелись оскаленные головы медведей и тигров, на одной стене пестрели, как яркие цветы, прелестные маленькие колибри, на другой- как живые сидели совы, соколы и ястребы, а над ними, под самым потолком, распростер крылья огромный орёл. Когда дети приходили в бабушкин кабине, они садились на набитого черного моржа или на белого тюленя, и в сумерки им казалось, что все эти звери начинали шевелиться, и много страшных и увлекательных историй рассказывала про них маленькая Елена Петровна.

Из всех воспоминаний сестры Елены Петровны  ( Веры Петровны ) о её детстве становится ясным, что Елена Петровна обладала ясновидением; невидимый для обыкновенных людей мир был для неё открыт, и она жила наяву двойной жизнью: общей для всех физической и видимой только для неё одной. Часто Елена рассказывала о различных посещениях неведомых всем лиц. Чаще всего перед ней появлялся величественный образ индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его также хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности. Один из таких случаев произошел, когда ей было около 13-ти  лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла; девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремя, повисла на нем; но, вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена.

          С детства у Елены была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на её пути... В семнадцать лет она вышла самовольно замуж за человека, годившегося ей в отцы, и через несколько месяцев, не задумываясь, его бросила, уехала неведомо куда и почти десять лет исчезала так, что её родные годами не знали о её местопребывании...

Близким своим она сознавалась, что затем только и обвенчалась с Н.В.Блаватским, чтобы быть свободной от контроля родных.

          Большую часть своей молодости Блаватская провела вне Европы:

          от 1848г. по 1851г. - путешествие по Египту, Афинам, Смирне и Малой Азии - первая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

          с 1851г. по 1853г. -  путешествие по Южной Америке и переезд в Индию - вторая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет и возвращение через Китай и Японию в Америку;

          с 1853 г. по 1858 г. - странствование по Северной и Центральной Америке и переезд в Англию; возвращение из Англии через Египет и Индию  и третья неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

          в декабре 1858г. Елена Петровна неожиданно появляется в России у своих родных, сначала она приехала к сестре Вере Петровне и своему отцу в Псковскую губернию, а потом к родным своей матери, в Тифлис, где она пробыла до 1863 года;

          в 1864 году она проникает наконец в Тибет, оттуда уезжает на короткое время ( в 1866 г.) в Италию, затем снова в Индию и снова в Тибет. В 1872 году она едет через Египет и Грецию к своим родным в Одессу, а оттуда в следующем 1873 году уезжает в Америку.

          В 1851 году в Лондоне происходит самое важное событие в жизни Елены Петровны Блаватской - её первая встреча с Учителем, который появлялся ей в детстве и которого она звала своим Покровителем. Истинная цель этих 20-летних скитаний ( если вычесть 4 года, проведенные с родными) по земному шару - снова и снова возобновляющиеся попытки проникнуть в Тибет, где она надеялась приблизиться к своему Учителю.

          Чтобы верно понять эту сторону её жизни, необходимо знать, что такое “ученичество”, в чем оно состоит , какого рода обязательства оно налагает на ученика и каково на Востоке отношение ученика оккультной школы к своему Учителю.

          Для европейцев представляется какой-то сказкой самое существование восточных Учителей, живущих совершенно особой жизнью, где-то среди неприступных Гималаев, никому неведомых, кроме теософов-мечтателей. Но это представление совершенно меняется, когда начинаешь знакомиться с внутренним смыслом религиозных учений Индии. Разница умственной и духовной жизни материалистического Запада и мистического Востока очень глубока, и непонимание со стороны Запада самых существенных особенностей Востока вполне естественно. На Востоке никто не сомневается в существовании высоких адептов Божественной Мудрости. Но и западные ученые, по крайней мере наиболее передовые , не отрицают возможности сверх нормальных психических способностей, которые у большинства людей находятся в скрытом состоянии и только со временем развиваются до полного своего проявления; а если это так, совершенно нелогично отрицать возможность все более и более высоких ступеней психической и духовной эволюции, следовательно и появления таких “Высоких Существ”, душевные силы и свойства которых еще неведомы на нашей низшей ступени развития.

          Люди, достигавшие святости, которая неизбежно сопровождается утончением всей нервной системы, всегда стремились к уединению, скрывались в пустынях и джунглях. Когда же человеку с исключительно тонким психическим развитием все же приходится оставаться среди многолюдья, он должен сильно страдать, а на очень высокой ступени развития без предосторожностей, известных оккультизму, он даже может не выдержать грубых шумов современной городской жизни. Блаватская возвратилась из своих странствий в Россию человеком одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех её окружавших. Она оказалась сильнейшим медиумом,- состояние которое она впоследствии сама сильно презирала, считая его не только унизительным для человеческого достоинства, но и очень вредным для здоровья. Позже её психические силы, развернувшись, дали ей возможность подчинить своей воле и контролировать внешние проявления медиумизма. Но в 27 лет они проявлялись помимо её воли, редко ей повинуясь. Её окружали постоянные стуки и постоянное движение, происхождение и значения которых она тогда ещё не умела объяснить...”

          Весь второй период жизни Блаватской Е.П. был сначала - подготовлением к ученичеству, а затем и самим ученичеством. Психические силы Елены Петровны достигли той ступени развития, при котором общения между Учителем и учеником, или Гуру и челой, как выражаются на Востоке, были постоянны и достигали такой же отчетливости , как физические ( чаще эти общения были ясновидяще- психические: ясно виден образ и слышен голос физически отсутствующего).*) Между ними устанавливается нечто вроде __________________________________________________*) см. Заключение.

беспроволочного телеграфа; лишь до её раскрытого внутреннего слуха ясно доносились внутренне произносимые слова Учителя, которые и передавались посредством соединявших их магнетических токов.

          Все такие явления, как ясновидение и ясно слышание, психометрия, телепатия, внушение и т.д., казавшиеся еще недавно явлениями сверхъестественными, начинают регистрироваться в летописи научных наблюдений. Правильная культура высших психических сил  имеет свою науку, свои строго обоснованные дисциплины, свой многовековой опыт, своих учителей и свои школы. Уже в 1884 году проявления сил невидимых агентов... были вполне покорны Е.П.Блаватской  и никогда не проявлялись без её воли и прекращались мгновенно по её желанию, она переносилась духовным взором туда, куда хотела, и видела только то, что хотела видеть.

          Именно эти психические силы, развитие до полной сознательности и вполне подчинявшиеся её воле, и служат самым неоспоримым доказательством, что психическое развитие Блаватской прошло через правильную культуру оккультной школы. Силы эти можно разделить на несколько групп: *)

          а) Внушение, вызывающее различные иллюзии - световые, звуковые, осязательные, вкусовые и иллюзии обоняния у того, кто подвергаются внушению.

          б) Ясновидение всех видов, чтение чужих мыслей и настроений.

          в) Общения на расстоянии с лицами, одаренными таким же или большим психическим развитием.

          г) Сильно развитое высшее ясновидение, дававшее ей возможность черпать знания недоступным для большинства способом .

          д) Запечатление объективных представлений актом воли на бумаге или ином материале.

__________________________________________________*) Е.П.Блаватская. В поисках оккультизма. М., 1996.

е) Явления, требующие знания первичных свойств природы, силы сцепления, образующей различные агломераты из атомов, и знания эфира, его состава и потенциальности.

          Ещё одним доказательством её высокого оккультного развития служит её упорное молчание относительно всех обстоятельств этого таинственного периода её жизни. Ни один истинный чела никогда , ни при каких условиях, не говорит о своей принадлежности к школе и ни о чем, относящемся к его оккультному обучению.

          Следующим доказательством служат постоянные и неизменные заявления Блаватской , что не она автор своих книг, что она только орудие, только пишущая под диктант и т.д.

          Третий период жизни Е.П.Блаватской, который она, начиная с 1873 года, провела последовательно в Америке ( 1873-1878 гг.), в Индии ( 1878- 1884 гг.) и в Европе ( 1884-1891 гг.), был настолько известен, имел такое множество свидетелей, постоянно окружавших её, что можно проследить день за днем во всех подробностях.

В 1875 году, 7 сентября, произошло открытие Теософического Общества. В скромной квартире Елены Петровны собралось 17 человек. Полковник Олькотт предложил учредить Общество оккультистов и при нём библиотеку для изучения скрытых законов природы. Предложение его было принято, и его выбрали президентом Теософического Общества.

В 1876 году Елена Петровна начала писать Изиду, а  в 77-м году  Изида была уже издана в Нью-Йорке и вызвала к себе большое внимание в американской прессе.

В 1878 году основатели Теософического Общества решили переселиться в Индию и уже 17 февраля 1879 г. Блаватская и Олькотт достигли берегов Индии. В октябре 1879 г. был основан свой журнал     “Theosophist”. Следующие пять лет до 1884 года прошли в энергичной пропаганде Теософии внутри Индии. Оба разъезжали по всей Индии, стараясь везде возбудить интерес к высокой красоте древне индусских верований и вызвать воспоминание о былой славе великого народа. Из-за болезни Елена Петровна была вынуждена возвратиться в Европу. За пять последующих лет ( с 1887 года) многое было сделано: написаны три тома Тайной Доктрины, из  которых  два были  напечатаны  при  ней,  а  третий  после  её смерти;   написаны : “Ключ к Теософии” и “Голос безмолвия” и множество статей в журнале “Lucifer”, который она начала издавать немедленно после приезда в Лондон ( в 1887 г.). Кроме этого литературного труда, которым она занималась по 12 часов в день, Блаватская по вечерам была окружена посетителями, в числе которых было много литераторов и ученых, а по четвергам на вечерних заседаниях Теософического общества давала ответы на многочисленные вопросы, с которыми члены Общества обращались к ней.

          В мае 1891 года , почти без всякой предупреждающей болезни, Елена Петровна Блаватская скончалась в своем рабочем кресле, как истинный воин духа, каким она была всю жизнь.

3. ТЕОСОФИЯ.  КРАТКИЕ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  Е.П.БЛАВАТСКОЙ .

          Теософия - ( от греческого THEOS - бог и SOPHIA - мудрость) -  Богомудрие - в широком смысле - всякое мистическое учение , претендующее на раскрытие особых божественных тайн.*) Теософия является источником всех религий.

__________________________________________________*) Советский энциклопедический словарь. М.,1987.

          С целью сделать доступными для современных людей учения Теософии Елена Петровна Блаватская основала в 1875 году в Нью-Йорке Теософическое Общество.

          Теософическое Общество задавалось собственно тремя основными целями :

1) образовать ядро Всемирного Братства без различия происхождения и вероисповедания, расы и цвета кожи, пола. Члены его обязуются постоянно стремиться к самоусовершенствованию нравственному и к посильной помощи своим ближним, - помощи духовной , а при возможности и материальной;

2) поощрять изучение мировых Религий и Наук, т.е . содействовать распространению арийских и других восточных языков, наук и знаний;

3) исследовать сокровенные законы природы во всех её аспектах, психические и духовные силы человека.

Из трех этих целей лишь первая обязательна для всех; вторая и третья предоставляются на добрую волю членов Общества.

Теософическое Общество имеет то преимущество перед существующими религиями, что оно не делает различия между язычниками, евреями или христианами. Теософическое Общество интернационально, т.к. членами его могут быть люди всех рас, всех исповеданий и всех мировоззрений, работающие совместно для одной и той же цели - усовершенствование человечества; но как Общество исключает из своих интересов политику, оно не принимает никакого участия в какой бы то ни было национальной или партийной политике. Члены Теософического Общества как отдельные личности вполне свободны в своих политических направлениях.*)

Теософия представляет собой безбрежный океан вселенской Истины, Любви и Мудрости, отражающий свой свет на земле. Теософическое Общество было создано для __________________________________________________*) Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии. М., 1986.

того, чтобы помочь людям в познании Божественной Мудрости и чтобы помочь им подняться до её высоты путем изучения и усвоения её вечных истин. У Теософии нет своей особой мудрости, она является лишь хранилищем всех истин, произнесенных великими Ясновидцами, Пророками и Учителями всех исторических и доисторических веков.

Вступают в Теософическое Общество в надежде приобрести ту силу, которая возникает благодаря правильно организованным, одновременно совершаемым усилиям; более совершенно послужить человечеству, участвуя в борьбе с его невежеством и в усилиях, путём распространения света Божественной Мудрости, уменьшить его страдания, а также в надежде воспользоваться благоприятными условиями, которые возникают от взаимной помощи.

Член Теософического Общества должен:*)

1) Изучать и понимать теософическое учение и делиться своими знаниями с другими.

2) Вносить дух этих учений в свою индивидуальную жизнь.

3) Пользоваться каждым случаем, чтобы объяснять, что такое Теософия, при этом вызывать в других интерес к ней.

4) Содействовать распространению теософической литературы.

5) Защищать честь Общества личным примером; для Общества важно не количество, а качество членов.

6) Исполнять свой долг относительно всех людей и в особенности по отношению к тем, с кем связан родственными или общественными связями.

7) Себя теософ должен рассматривать как частицу коллективного человечества, а не как личное я. Основной теософический принцип - каждый должен  жить для всех и все для каждого. Основой Теософии является долг в предоставлении всем одинаковых ____________________________________________*) Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии. М., 1996.

8) тех прав и привилегий : справедливости, доброжелательства и милосердия, каких мы желаем для себя; и даже ещё более высокий долг: отдавать другим более, чем брать от них, иными словами проявление самопожертвования.

9) При обсуждении, что может считаться мудрым или не мудрым, при исполнении своего долга решение принимает каждая отдельная личность, но при этом каждый должен спросить себя, может ли его данный поступок соответствовать теософическим принципам и содействовать росту и успеху Общества.

10) Истинный теософ должен слушаться голоса своего Высшего Я , того божественного Начала, которое составляет его истинную суть. Идеальные законы могут быть приняты только интуицией, они выше области аргументов и диалектики.

11) Должен контролировать и побеждать с помощью Высшего Я свое низшее я и очищать себя внутренне и морально.

12) Он не должен бояться никого и ничего, кроме суда своей собственной совести.

13) не должен делать ничего наполовину: если он думает, что его поступок хорош, он должен совершать его открыто и смело, если же он не хорош - не делать его совсем.

14) Общественное мнение не должно иметь для него никакого значения.

15) Практическое применение Теософии представляет собой чистый альтруизм - бескорыстную заботу о благе других людей.

16) Жертвовать временем, деньгами и всем, что могло бы  доставить личную выгоду во имя посвящения себя исключительно интересам Общества.

17) Бороться с фанатизмом, в какой бы форме он ни проявлялся, -религиозной, научной или социальной , и в особенности с ханжеством во всех его разнообразных видах.

Существует большая разница между установленными религиями и Теософией. Религии опираются на доверие и суеверие, представляют собой веру в авторитет; Теософия же опирается на убеждение и интуицию, представляет собой веру в свою духовную интуицию. Теософия не придерживается никакой  религии и никакой философии в частности.

Теософ не должен делать:

1) Навязывать свое личное мнение другому члену Общества.

2) Молчать, когда в его присутствии произносятся дурные отзывы, а тем более клевета на Теософическое Общество или на невинных личностей.

3) Злословить за глаза. Говорить нужно всегда открыто и в лицо тому, против которого вы имеете что-либо.

4) Если нужно высказаться относительно чужого  дурного поступка - выбирать самый мягкий из всех возможных приговоров; во всех случаях прощать до конца, в особенности если согрешают против него самого.

5) Не заступиться за обиженного.

6) Ни один член не имеет права оставаться праздным, извиняясь тем, что он знает слишком мало, чтобы учить других, ибо он всегда найдет других, которые знают еще меньше, чем он сам. Он должен помнить, что нельзя оставлять всю тяжелую ношу и всю ответственность за Теософическое движение на плечах немногих преданных работников.

Учителя или Махатмы принадлежат к Великим Душам, или Адептам самой высокой ступени, к тем возвышенным Существам, которые достигнув полного господства над своей низшей природой, живут для блага человека, не ограниченные свойствами “плотского” человека. Учителя дают поучения тем немногим, которые в течение долгого времени учились под Их руководством и посвятили всю свою жизнь на служение Им.*)

          Приведу цитаты из произведений Е.П.Блаватской:

“Ведите жизнь, необходимую для приобретения высшего знания и высшей силы, и тогда мудрость придет к вам естественно”. Тайная Доктрина, том 1 .

“Мы стоим в недоумении перед тайной нашего собственного делания и перед загадками жизни, которые не могут быть разгаданы, и при этом обвиняем беспощадного сфинкса, пожирающего нас. Но, воистину, нет ни одного события в наших жизнях, ни одного неудачного дня, ни одного несчастья, которое нельзя было бы проследить, как наше собственное делание в этой или другой жизни. Кто нарушает законы Гармонии, иными словами “Законы Жизни”, тот должен ожидать своего погружения в хаос, который сам он произвел”. Тайная Доктрина, том 1 .

          “Единственный декрет кармы, вечный и неизменный декрет, это - такая же абсолютная Гармония в мире Материи, какова она в мире Духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но что мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем ли мы вместе и в согласии с Природой, пребывая в гармонии с её законами или же нарушая их”. Тайная Доктрина, том 1 .

“Цивилизация всех времен развивала физическое и интеллектуальное в ущерб психическому и духовному. Способность направлять свою собственную психическую природу и власть над ней, способность и власть, которые ______________________________________________

*) Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк.Киев, 1991.

слепые люди нашего времени соединяют со сверхъестественным, были на заре человечества врожденными и приходили к человеку так же естественно, как способность передвижения или мышления”. Тайная Доктрина, том 2 .

“Карма не создает ничего и ничего не предопределяет. Сам человек строит планы и создает причины, а кармический закон лишь прилаживает последствия, каковое приведение в лад не есть действие, а вселенская гармония, стремящаяся сохранять нерушимым свое исходное положение, подобно ветви, которая , согнутая с излишней силой, выпрямляется с соответствующей энергией, Если результатом будет вывихнутая рука, которая стремилась вывести ветку из естественного положения, - разве мы станем обвинять ветку вместо того, чтобы признать неразумие того, кто вызвал для себя эту беду?” Тайная Доктрина, том 2 .

“Человечество - по крайней мере его большинство - ненавидит мыслить самостоятельно. Оно смотрит, как на оскорбление , на самое скромное приглашение хотя бы на короткое время покинуть старую пробитую колею и, следуя своему собственному суждению, вступить на новый путь, в ином направлении.” Тайная Доктрина, том 3 .

“Детям нужно внедрять более всего уверенность в себе, любовное отношение ко всем, альтруизм, взаимную снисходительность и особенно привычку думать и рассуждать самим. Следует ограничить чисто механическую работу памяти до возможного минимума и посвятить большую часть времени развитию и воспитанию внутренних чувств, способностей и скрытых сил. Мы должны стремиться создавать свободных людей, свободных умственно, свободных морально, свободных от всякого рода предрассудков и особенно свободных от эгоизма.” Ключ к Теософии.

          “ Ибо ум подобен зеркалу: отражая , он покрывается пылью, Он нуждается в душевной мудрости, нежные дуновения которой в состоянии смести с него пыль наших иллюзий. Стремись, о Начинающий, сочетать свой ум и свою душу воедино.” Голос Безмолвия.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

“ Нет религии выше истины”.

Истина - понятие для каждого человека индивидуальное, однако, что можно принять за общие критерии определения  “ истины”?

Прежде всего, это визуальное осознание истинности того или иного факта или предположения, которые встречаются на каждом шагу в нашей повседневной жизни. Однако “визуальный“ фактор является достаточно зыбким в сравнении с логической, мыслительной структурой, “ аппаратом” осознания истинности. Восприятие нашими глазами того или иного явления ( как взывание духов и т.п.) играет доминирующую роль в построении умозаключений и выводов, хотя очень часто видимые вещи отнюдь не являются тем самым фактом, которым они ( вещи) отображаются и воспринимаются нашими зрением, слухом, обонянием и т.д. Если мы видим НЛО или что-нибудь не менее странное, наше сознание приходит к конфликту, ибо “подсознательно”( а, именно, по не знанию) рядовой человек отрицает возможность явления , происходящего на его глазах.

Я считаю, что для многих людей, именно блокировка  видимых вещей их сознанием, не дает достаточной свободы увидеть “невидимое”. Однако было бы неправильным считать, что многие “видимые” вещи совершенно точно отражают свою сущность, здесь хочется ввести понятие третьего уровня: “интуиция” ( или ещё что-то, чему нет названия), которое дополняет обычные вещи каким-то новым смыслом, а иногда, в особых состояниях сознания переполняет эти самые “вещи” до “невидимого” состояния.

Грань между истиной и ложью , видимым и невидимым очень расплывчата, но при наличии “опыта”, определяющего “картину мира”, существующей и развивающейся в сознании под влиянием этого “опыта” и умением не отрицать “невидимое“ в его “видимых” формах - эта грань вполне ощутима. Таким талантом и обладала Е.П.Блаватская. В сегодняшние дни она явилась бы “пророком”, для новой культуры, волны смены ценностей картины мира рационального (видимого) и иррационального (невидимого).

К сожалению, я не имел до сегодняшнего дня достаточного времени более подробно познакомиться с деятельностью и творчеством Блаватской Е.П., но, основываясь на том, с чем мне все-таки удалось ознакомиться, я считаю, что если бы Е.П.Блаватская жила сегодня среди нас , некоторые постулаты её теософии потеряли бы свою актуальность, хотя при этом выглядели бы вполне современно.

Мне удалось познакомиться с некоторыми произведениями изотериков конца прошлого и нынешнего столетия: Теренса Маккенны, Карлоса Кастанеды, Тимоти Лири, Олдоса Хаксли и, пожалуй, одного ещё мало известного российского писателя В.Пелевина. Может быть, их точка зрения является наиболее радикальной, а способы постижения наиболее легкими, но они, почему-то представляются мне также наиболее интересными  и близкими по духу.

Заканчивая, я не могу  не отметить растущий интерес среди молодежи к изотерической литературе, искусству и музыке, несущих смену ценностей картины мира; хорошо это или плохо - сказать трудно. Но это рано или поздно произойдет, несмотря на сопротивление старой системы взглядов и ценностей. Люди, однажды осознавшие всю величину неба над головой и увидевшие “невидимое”, или хотя бы не сопротивляющиеся грядущему изменению их сознания, перейдут на следующий уровень эволюции человека и тогда начнется новая эра чистой “истины”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Блаватская Е.П. Избранные статьи. М.,1996.

2.Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк.  

   Киев, 1991.

3. Блаватская Е.П. Загадочные племена на  “Голубых горах” в дебрях Индии . С-Пб., 1993.

4. Блаватская Е.П. Ключ к Теософии. М., 1996.

5. Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. М., 1991.

6. Философский словарь. М., 1991.

7. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.