Тест "знаки препинания"
Тест «знаки препинания в сложном предложении»
Вариант I
1. Лошадь с трудом вытаскивает ноги и скрипят поводья. Мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. Ветер шевелил листья и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики.
2. Далеко в горах выпал снег и высокая луна магически блистала. Матери вздыхали и подносили к глазам платочки. Проворный витязь отлетел и в снег с размаха рокового колдун упал.
3. День выпал теплый и кое-где задела рябина. Я начал учиться читать и писать и меня тянула к себе мудрость людей скрытая в книгах. Потом я очутился дома и будто сквозь сон помню шел с отцом на кладбище.
4. Я не согласился с его оценкой и это несколько раздражило Льва Николаевича. Пришел он из армии работает третий год и пользуется авторитетом. Ростов поглядел на курносого парня и мороз пробежал по его спине.
5. Игорь Тимофеевич живет в Москве и уже заслужил какую-то медаль. В лесу было тихо и ни одна птичка не шевелилась. Весь день грузили военные телеги и поздно ночью обоз ушел.
II. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите соответствия.
1. Быть может крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в своей стихии. 2. Оба приятеля очень крепко поцеловались и Манилов увел своего гостя в комнату. 3. Он ослабел и не может держаться на ногах. 4. Когда таял снег в степи или проливался хороший дождь от глины река долго была красной. 5.Там, где пробегала текущая воздушная струя ковыль молитвенно клонился и на его хребтине долго лежала чернеющая тропа. 6. Я готов ждать сколько угодно. 7. По мере того как Дант становился не по плечу публике, его обволакивали все большей таинственностью |
А. Сложноподчиненное предложение без общего члена. Б. Простое предложение с однородными членами. В. Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Г. Сложносочиненное предложение с общей вводной конструкцией. Д. Простое предложение с устойчивым оборотом, похожим на придаточное предложение. Е. Сложноподчиненное предложение с союзным сочетанием в роли союза. Ж. Сложносочиненное предложение с первой частью – сложноподчиненным предложением. |
III. Дополните предложения общим второстепенным членом предложения. Постройте схемы полученных предложений, графически указывая на наличие общего члена.
- ________ звучно крякнула пролетавшая утка и все притихли.
- ________ дрожали стекла и громыхала железная дверь.
- ________ раздались два глухих выстрела и начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево.
- ________ хлопал выстрел да бухала вдалеке пушка.
- ________ едва желтеет свет да видны фигуры сидящих за столом кондуктора и телеграфиста.
IV. Расставьте недостающие знаки препинания, выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых вы поставили двоеточие.
- Самгин оглянулся поле было безлюдно. Здесь росли две ветлы место было перекопано канавами. На дворе в морозном пару краснело солнце в доме было тепло.
- Тьма света не любит злой доброго не терпит. Начинало светать река затуманилась костер потух. Народ нынче сметлив стал соврать не дадут.
- Наташа не узнавала звезд созвездия запутались в ветвях деревьев. Ярко пылали костры их жар доходил до нас через золотую реку дымным теплом. Напролом идут волос не жалеют.
- Останавливаться было нельзя ноги засасывало. Крыша давно уже не была крашена стекла отдавали радугой. Посеял карточки в трамвае садись к заочному столу.
- Беда не дуда поиграв не кинешь. Паровоз испуганно посвистывал леса гудели справа и слева. Молод был конем слыл.
V. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложения, мысленно опустив слово то. Будьте внимательны к изменению знаков препинания, которое должно отразиться в схеме.
- Мечик почувствовал что если вновь придется отстреливаться то он ничем не будет отличаться от Ники.
- Просека идет такими зигзагами что если заблудиться в лесу то никогда не поймешь в какой стороне находится эта просека.
Вариант II
- По обе стороны широкой улицы чернели дома и не было видно ни одного огонька. Издали за лесом заклубился белый дымок долетел протяжный свист поезда. Река немедленно сорвала и унесла с собой все лавы.
- В груди кипело и жег душу огонь. Становилось жарко и я поспешил домой. Я остановился на крою горы и стал рассматривать окрестность.
- Горели фонари и над домами стояла луна. Тоннель так же внезапно окончился и сильный лунный свет ударил в лицо. Долговязый субъект вздохнул и разочарованно пожал плечами.
- Осенью степи изменяются и получают ни с чем не сравнимый вид. Окна открыты и на свет свечи залетают серые бабочки. Лес кончился и рта вошла в деревеньку.
- Ярко горели лампы и все пел и пел песни самовар-инвалид. День разгорался и на знойно сверкающую воду больно было смотреть. Князь Андрей вышел и встретив княжну Марью опять подошел к ней.
II. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите соответствия.
|
А. Сложносочиненное предложение без общего второстепенного члена. Б. Простое предложение с однородными и обособленными членами. В. Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Г. Простое предложение с устойчивым оборотом, включающим подчинительный союз. Д. Сложноподчиненное предложение с союзным сочетанием в роли средства связи. Е. Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом. Ж. Сложносочиненное предложение с первой частью – сложноподчиненным предложением.
|
III. Дополните предложение общим второстепенным членом. Постройте схемы полученных предложений, графически указывая на наличие общего члена.
- _____ по всей обширной площади музея почти никого не было и Элеонора отдыхала в полном одиночестве.
- _____ посверкивал красный огонек и расходился щекочущий ноздри запах подгоревшей картошки.
- _____ он кивнула на прощание и обе женщины вышли.
- _____ он был солдат и не в его власти было принимать значительные решения.
- _____ росло несколько старых яблонь и стояли в ряд молодые веселые вишенки.
IV. Расставьте недостающие знаки препинания, выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых вы поставили тире.
- Большая река течет спокойно умный человек не поднимает голоса. Мы видели и таких к пирогам впору идут а с работы бегут. Не дошел до воды не снимай сандалий.
- В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками. Крупной рысью катили коляски проносились длинные автомобили. За посевами нужен уход сам по себе урожайный не придет.
- Совершишь дурной поступок в народе не сыщешь доброго имени. Чистый ветер ели колышет чистый снег заметает поля. Знает свет тверже русских нет.
- Работаешь сытым будешь. Удача подобна тени доброго она неотступно следует за ним. Луна сияла все было тихо.
- Даша смотрела на лицо мужа и успокаивалась с таким не страшно. Где танк гремел там нынче мирный трактор. Солнце вошло в силу воздух нагрелся.
V. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений, мысленно опустив слово то. Будьте внимательны к изменению знаков препинания, которое должно отразиться в схеме.
- Надо всегда помнить что если доброе дело не может быть сделано без принуждения то дело это не доброе.
- Он понимал что если не прост путь к душе Любови Николаевны то еще сложнее и ответственнее что лежит впереди в отношениях с Надей.