Человек в литературе эпохи Возрождения
Содержание.
I. Вступление.....................................................................................................................................3
II. Литература эпохи Возрождения...............................................................................................4
1. Эпоха Возрождения и её особенности.............................................................................4
2. Возрождение в Италии......................................................................................................7
2.1. Франческо Петрарка (1304-1374).............................................................................8
3. Возрождение во Франции...............................................................................................10
3.1. Франсуа Рабле (1494-1553).....................................................................................11
4. Возрождение в Испании.................................................................................................13
4.1. Мигель Сервантес де Сааведра (1547-1616).........................................................14
5. Возрождение в Англии....................................................................................................16
5.1. Вильям Шекспир (1564-1616).................................................................................17
6. Актуальность литературы эпохи Возрождения............................................................20
III. Заключение..............................................................................................................................21
Приложение....................................................................................................................................22
Список использованной литературы.........................................................................................24
I. Вступление.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) – время расцвета культуры после долгого застоя, века, в которые в противовес церковному аскетизму на первый план выдвигается интерес к познанию мира и человеческой личности, эпоха преемственности великой античной культуры, утверждения новых идеалов.
Сам термин «Возрождение» возник как следствие убеждения, что только через возрождение античной культуры, после тяжкого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображению самой природы и человека.
Культура Возрождения нашла своё выражение прежде всего в произведениях живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов. Но в отличие от идеалов античности, где человек представляется игрушкой рока, они (живописцы, скульпторы, поэты, музыканты) возвеличивают человека, считая его властелином своей судьбы, отдают должное его личным качествам и воле. В этом заключается основное величие эпохи Возрождения, совершивший переворот в сознании людей.
Воспитываясь в музыкальной семье, я ещё с раннего детства была знакома с произведениями великих музыкантов Ренессанса, таких как О. Лассо и Палестрино. Позже, учась в художественной школе, я снова столкнулась с искусством эпохи Возрождения. Произведения Микеланджело, Рафаэля, Дюрера восхитили меня необычайной чуткостью к природе человека, к его внутреннему миру. Тогда же, заинтересовавшись культурой эпохи Возрождения я нашла в домашней библиотеке и с большим интересом прочитала «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира. Учась в старших классах, на уроках литературы я узнала ещё о некоторых писателях Ренессанса. Меня заинтересовали их произведения. И для того чтобы глубже погрузиться в атмосферу этой эпохи я решила выбрать данную тему для своего реферата.
Главной целью моего реферата стало изучение литературы эпохи Возрождения и изображения человека в ней на примерах произведений известных писателей Ренессанса разных стран. Для достижения этой цели я определила основные задачи моей работы:
1. Более полно осветить термин эпохи Возрождения, выявить особенности развития эпохи в разных странах.
2. Прочитать и проанализировать произведения эпохи Возрождения.
3. Выявить особенности изображения человека в литературе эпохи Возрождения.
4. Выяснить, на сколько актуальна литература эпохи Возрождения в наши дни, имеет ли она отклик у современников.
Для выполнения работы я использовала общенаучные методы:
1. Анализ и синтез.
2. Постановка цели и задач.
3. Систематизация материала.
II. Человек в литературе эпохи Возрождения.
1. Эпоха Возрождения и её особенности
Завершение средневековой цивилизации в истории человечества связано с блестящим периодом культуры и литературы, который носит название Возрождения (или, если использовать общепринятый французский термин, Ренессанса). Это гораздо более короткая, чем античность или средневековье, эпоха. Она носит переходный характер, но именно культурные достижения этого времени заставляют нас выделить его как особый этап позднего средневековья. Возрождение дает истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве — .живописи, музыке, архитектуре, — и в литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир — лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессан-сной архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в гуманистической этике Ренессанса. Некоторые художественные образы, до сих пор задевающие за живое самого широкого читателя и получившие название «вечных», родились в период Возрождения: вспомним, например, шекспировского Гамлета или Дон Кихота Сервантеса. Знание литературы Возрождения составляет органическую часть в современном школьном образовании.
Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. На самом деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей.. Любителям древних литературных
памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей», комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.
Что же послужило основой тех культурных изменений, которые возникли в Западной Европе во второй половине XV—XVI вв. (а в Италии — родине Возрождения — на век раньше, в XIV столетии)? Историки справедливо связывают эти изменения с общей эволюцией экономической, политической жизни Западной Европы, ступившей на путь буржуазного развития. Возрождение — время великих географических открытий — прежде всего Америки, время развития мореплавания, торговли, зарождения крупной промышленности. Этот период, когда на основе складывающихся европейских наций формируются национальные государства, уже лишенные средневековой замкнутости. В это время возникает стремление не только укреплять власть монарха внутри каждого из государств, но и развивать отношения между государствами, образовывать политические союзы, вести переговоры. Так возникает дипломатия — тот вид политической межгосударственной деятельности, без которой невозможно представить современную международную жизнь.
Возрождение — это время, когда интенсивно развивается наука и светское мировоззрение начинает в определенной степени теснить мировоззрение религиозное, или же существенно изменяет его, подготавливает церковную реформацию. Но самое главное — этот период, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир, часто совсем по-другому отвечать на те вопросы, которые его всегда волновали, или ставить перед собой иные, сложные вопросы. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования, к своему внутреннему миру, своим чувствам . Люди новой эпохи с жадным любопытством вглядываются в окружающую их реальность не как в бледные тени и знаки небесного мира, а как в полнокровное и красочное проявление бытия, имеющего собственную ценность и достоинство. Средневековому аскетизму не находится места в новой духовной атмосфере, наслаждающейся свободой и мощью человека как земного, природного существа. Из оптимистической убежденности в могуществе человека, его способности к совершенствованию возникает желание и даже необходимость соотносить поведение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», рождается жажда самосовершенствования. Так формируется в западноевропейской культуре Возрождения очень важное, центральное движение этой культуры, которое получило название «гуманизма».
Не стоит думать, что значение этого понятия совпадает с общеупотребительными сегодня словами «гуманизм», «гуманный» (означающими «человеколюбие», «милосердие» и т. п.), хотя несомненно, что их современное значение в конечном счете восходит к ренессансным временам. Гуманизм в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания не к прежним, схоластическим знаниям, или знаниям религиозным, «божественным», а к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.
В Западной Европе этого времени появляется гуманистическая интеллигенция — круг людей, общение которых друг с другом основано не на общности их происхождения, имущественного положения или профессиональных интересов, а на близости духовных и нравственных исканий. Порой такие объединения единомышленников-гуманистов получали наименование Академий — в духе античной традиции. Иногда дружеское общение гуманистов осуществлялось в письмах, очень важной части литературного наследия эпохи Возрождения. Латинский язык, ставший в своем обновленном виде универсальным языком культуры разных западноевропейских стран, способствовал тому, что, несмотря на определенные исторические, политические, религиозные и прочие различия, деятели эпохи Возрождения Италии и Франции, Германии и Нидерландов чувствовали себя причастными к единому духовному миру. Чувство культурного единства усиливалось и благодаря тому, что в этот период начинается интенсивное развитие, с одной стороны, гуманистического образования, а с другой — книгопечатания: благодаря изобретению немца Гутенберга с середины XV в. по всей Западной Европе распространяются типографии и к книгам получает возможность приобщиться более значительное число людей, чем прежде.
В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека. Не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке, становится способом мышления и формой общения людей этого времени. Не случайно диалог — один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения. Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, — одно из проявлений внимания литературы Возрождения к античной жанровой традиции. Но Возрождение знает и новые жанровые образования: сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем.
2. Возрождение в Италии.
Развитие культуры Возрождения протекает в различных странах Западной Европы по-разному. Италия оказалась первой страной, в которой зародилась классическая культура Ренессанса, оказавшая большое влияние на другие европейские страны. Этому причиной были и общественно-экономические факторы (существование независимых, экономически мощных городов-государств, бурное развитие торговли на перекрестке между Западом и Востоком), и национальная культурная традиция: Италия была исторически и географически особенно тесно связана с древнеримской античностью. Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение XIV в. — это период творчества Петрарки — ученого, гуманиста, но прежде всего в сознании широкого читателя замечательного лирического поэта, и Боккаччо — поэта и знаменитого новеллиста. Зрелое и высокое Возрождение XV — это преимущественно стадия «ученого» гуманизма, развитие ренессансной философии, этики, педагогики. Созданные в этот период художественные сочинения известны сейчас более всего специалистам, но это время широкого распространения по Европе идей и книг итальянских гуманистов. Позднее Возрождение — XVI в. — отмечено процессом кризиса гуманистических идей. Это время осознания трагизма человеческой жизни, конфликта между чаяниями и способностями человека и реальными трудностями их воплощения, время смены стилей, явного усиления маньеристических тенденций. Среди наиболее значительных сочинений этого времени — поэма Ариосто «Неистовый Орландо».
Но я бы хотела подробней остановиться на человеке, который положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Имя этого великого человека - Франческо Петрарка.
2.1. Франческо Петрарка (1394-1374)
Франческо Петрарка был первым итальянским гуманистом. Он первым в одном из своих сочинений противопоставил средневековой науке о Боге изучение человека. родился в Ареццо, где нашел себе убежище его отец, флорентийский нотариус Петракко ди Паренцо, изгнанный из Флоренции одновременно с Данте, за принадлежность к партии «белых» (гибеллинов). После долгих скитаний по мелким городам Тосканы, родители 9-летнего Петрарки переселились в Авиньон. Здесь Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. По окончании курса Петрарка, по желанию отца, начал изучать право сначала в Монпеллье, а потом в болонском университете, где оставался до смерти отца. Но право совсем не интересовало Петрарку, который все более и более увлекался классическими писателями. По выходу из университета он не стал юристом, а посвятился в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Цицерона. Поселившись в Авиньоне, Петрарка сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джиакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году впервые увидел Лауру, неразделенная любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одною из причин его удаления из Авиньона в уединенный Воклюз. Письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии. Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся, в Воклюз. После двух продолжительных путешествий по Италии, где он завязал многочисленные дружеские связи Петрарка навсегда покинул Воклюз.Последние годы жизни Петрарка провел в Падуе и в подгородной деревеньке Арква, где и умер.
Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию (канцоньере) и разнообразные сочинения, написанные на латыни. Канцоньере Петрарки заключает в себе сонеты и канцоны, изображающие любовь к Лауре. В образе Лауры для Петрарки слились вся красота, всё совершенство, вся мудрость мира. Она – и женщина, которую поэт самозабвенно любит, и символ славы, о которой он мечтает, и высочайшее выражение поэзии, которой он служит.Вот один из сонетов Петрарки:
Благословен и год, и день, и час,
И та пора, и время и мгновенье,
И тот прекрасный край, и то селенье,
Где был я взят в полон двух милых глаз;
Благословенно тайное волненье,
Когда любви меня настигнул глас,
И та стрела, что в сердце мне впилась,
И этой раны жгучее томленье.
Благословен упорный голос мой,
Без устали зовущий имя донны,
И вздохи, и печали, и желанья;
Благословенны все мои писанья
Во славу ей, и мысль, что непреклонно
Мне говорит о ней – о ней одной!
Петрарка с необыкновкенной точностью описывает свои чувства к Лауре, воспевает каждое мгновение, связанное с любимой.
Так же к Канцоньере относятся несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта — Триумфы, в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение, как гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству, излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином, изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью. Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка старается примирить свою любовь к классической литературе с церковной доктриной, при чем резко нападает на схоластиков и на современное ему духовенство. Критическое отношение Петрарка к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива* против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия, инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V, такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарка и полемический трактат против авероистов**. Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — «De rebus memorandis libri IV» (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современности, расположенных по этическим рубрикам, напр. об уединении, о мудрости и т. п.) и «Vitae virorum illustrium» — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки, составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собою моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи. Меньшее значения имеют речи Петрарки, произнесенные им при разных торжественных случаях, его путеводитель в Палестину и латинская поэзия — эклоги***, эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв.
______________________
* Инвектива (от позднелат. invectiva oratio — бранная речь), разновидность сатиры, гневное письменное или устное обвинение.
** Авероизм - направление в западноевропейской философии 13-16 вв., развивавшее идеи о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ.
*** Эклога - стихотворное повествование или диалог, изображающие бытовые сельские сценки.
4. Возрождение во Франции.
Гуманистические идеи стали проникать во Францию из Италии еще на рубеже XIV—XV вв. Но Возрождение было во Франции так же и естественным, внутренним процессом. Для этой страны античное наследие было органичной частью ее собственной культуры. И всё же ренессансные черты французская литература приобретает лишь во второй половине XV столетия, когда возникают общественно-исторические условия для развития Возрождения. Раннее Возрождение во Франции — 70-е гг. XV в. — 20-е гг. XVI в. Это время становления во Франции новой системы образования, создания гуманистических кружков, издания и изучения книг античных авторов. Зрелое Возрождение — 20—60-е гг. XVI в. — период выхода в свет знаменитого романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Позднее Возрождение — конец XVI в. — это, как и в Италии, время кризиса Возрождения, но это и пора творчества замечательных писателей позднего Ренессанса — поэтов П. Ронсара, Ж. дю Белле, философа и эссеиста М. Монтеня.
Особое вниманеие хотелось бы уделить французскому писателю-гуманисту, оказавшему огромное влияние на всю мировую литературу – Франсуа Рабле.
3.1. Франсуа Рабле (1494-1553)
Рабле родился в семье зажиточного землевладельца из Турени. В 1510 г. он стал послушником во францисканском монастыре и в 1521 г. принес обеты. В 1524 г. у него конфисковали греческие книги: в эпоху широкого распространения протестантизма ортодоксальные богословы с подозрением относились к этому «еретическому» языку, который давал возможность самостоятельно толковать Новый Завет. Рабле пришлось перебраться к более терпимым бенедиктинцам, однако в 1530 г. он сложил с себя сан и отправился изучать медицину в Монпелье, где в 1532 г. издал труды знаменитых античных врачевателей Гиппократа и Галена. Здесь же он прижил от некой вдовы двоих детей, которые в 1540 были узаконены эдиктом папы Павла IV. В 1536 г. ему было разрешено стать светским священником и заняться врачебной практикой. В 1537 г. Рабле стал доктором медицины и с успехом читал лекции в университете Монпелье. Он состоял личным доктором при кардинале Жане дю Белле, которого дважды сопровождал в Рим. Всю жизнь Рабле пользовался покровительством как влиятельных политических деятелей (Гийом дю Белле, Маргарита Наваррская), так и высокопоставленных либеральных священнослужителей..
Свое подлинное призвание Рабле обнаружил в 1532 году: в подражание «народной книге о Гаргантюа» он издал ее «продолжение» под названием «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде, со всеми его ужасающими деяниями и подвигами, сочинение покойного магистра Алькофрибаса, извлекателя квинтэссенции». Псевдоним Алькофрибас Назье представлял собой анаграмму, сложенную из тех букв, которые составляют имя и фамилию Франсуа Рабле. Сорбонна осудила книгу за непристойность, но публика встретила новое повествование о великанах с восторгом, и в 1534 г. Рабле выпустил «книгу, полную пантагрюэлизма»: это была «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции». Вторая книга логично встала на первое место, поскольку Гаргантюа являлся отцом Пантагрюэля. Третью книгу, подписанную уже собственным именем, Рабле издал в 1546 г.. Сорбонна немедленно осудила ее за ересь, и автору пришлось какое-то время скрываться от преследований. В 1548 г.Рабле опубликовал еще не завершенную четвертую книгу, которая вышла полностью в 1552 г.. На сей раз вслед за осуждением Сорбонны появился запрет парламента, однако влиятельным друзьям Рабле удалось замять дело. Пятая, последняя книга, вышла уже посмертно, в 1564 году. Большинство исследователей оспаривает ее принадлежность Рабле: скорее всего, кто-то из учеников завершил сюжетную линию по его записям.
В первых двух книгах Рабле создает «смеховой дублет» рыцарского романа: приводит подробную (пародийную) генеалогию своих великанов, рассказывает об их необыкновенном рождении, описывает их поразительные способности и совершенные ими неслыханные подвиги. Гаргантюа и Пантагрюэль отличаются невероятной телесной мощью и фантастическим обжорством. Вместе с тем они мудрые правители, которые заботятся о благе своих подданных, — Рабле создает здесь гуманистический идеал христианского принца. Победоносная война против захватчиков завершается созданием Телемского аббатства – идеального сообщества свободных и красивых людей. В третьей книге Рабле выходит за рамки привычного для публики сюжета о великанах: Пантагрюэль предстает мудрецом, а его друг Панург – прежде умный и циничный пройдоха – превращается в эгоистичного и доверчивого глупца, озабоченного вопросом женитьбы. Пантагрюэлисты отправляются за ответом к Оракулу Божественной Бутылки – это путешествие составляет две последние книги романа.
Роман Рабле представляет собой подлинную «энциклопедию смеха», в которой присутствуют все формы комизма. Современный читатель легче всего опознает сатирическое осмеяние человеческих пороков: так изображаются, например, феодальные владыки — Пикрохол и Анарх, которых побеждают соответственно Гаргантюа и Пантагрюэль. Пикрохол являет собой тип безудержно хвастливого фанфарона: на военном совете он собирается завоевать Европу и Азию, стать императором Трапезундским, построить вновь Храм Соломона, перебить всех турок и т. д. Сатирически описывается и средневековое схоластическое воспитание, которому противопоставлена гуманистическая система развития физических и умственных способностей человека.
Одновременно в романе присутствуют более сложные для восприятия исторические формы комизма – средневековые и ренессансные. Нам трудно оценить тонкую иронию эрудита 16 века, поскольку давно перестал существовать сам объект насмешки, тогда как аудитория Рабле, несомненно, наслаждалась описанием библиотеки св. Виктора, где пародийно (и зачастую непристойно) обыгрывались названия многих средневековых трактатов: «Жердь спасения», «Гульфик права», «О превосходных качествах требухи» и т. д. Средневековые формы комизма прежде всего связаны с народной смеховой культурой. Одновременно в романе присутствуют и такие формы комизма, которые можно назвать «абсолютными» — они вызывают смех в любую эпоху.
В своих книгах Рабле высказывает своё негативное отношение к омертвелым формам феодального общества, к мракобесию во всех его проявлениях, к деспотизму и католической церкви.
Рабле издевается над мнимыми учёными, шарлатанами-законниками, которых он именует «старыми пустомелями», пишущими «стилем трубочистов,поваров и котелошников», он клеймит презрением судей-мошенников.
Великан Гаргантюа спускается в ад, и здесь он впервые видит торжество справедливости: бывшие тираны стали рабами, богачи – нищими, философы и нищие превратились в знатных господ.
Сын Гаргантюа отправляется в кругосветное путешествие, и перед глазами читателя проходят все классы общества, все стороны феодального мира. На острове Папимании живут изуверы католики, которые поклоняются римскому папе и уничтожают с лица земли инакомыслящих. Жителями острова Папефигов Рабле изобразил протестантов, которые отказались от католичества во имя нового вероучения и беспощадно истребляющих католиков. На острове Застенка живут хищные и злые пушистые коты, грабители народа во главе с эрцгерцогом пушистых котов – символом феодального режима.
Рабле не только позорит и клеймит старое, но и утверждает новое, справедливое общество. На воротах Телемской обители надпись: «Делай, что хочешь». Здесь живут не монахи, а весёлые, общительные, вольные люди, не знающие тирании. Они отдают своё время наукам, искусству, дружбе, любви. Телемская обитель – мечта Рабле о прекрасном будущем, о свободных, красивых, равноправных людях, которым это будущее будет принадлежать. Рабле верит в него и своей великой книгой борется за то, чтобы оно наступило.
4. Возрождение в Испании.
В конце XVI-начале XVII в. Литература и театр, живопись и архитектура Испании достигли небывалого расцвета. Испанское национальное искусство дало на редкость полное отражение своего времени. Гениальный творец «Дон-Кихота» Сервантес, драматург Лопе де Вега творили не одни: в те же годы Греко и Веласкес, Сурбаран и Мурильо своей живописью завоевали признание среди гуманистов других стран.
В XVI в. В Испании широко распространяются рыцарские романы – жанр, уже забытый в других странах. Они идеализировали средневековых рыцарей с их необычайными, сказочными приключениями, воспитывали преклонение перед феодальным миром.
Перед гуманистической литературой Испании встала задача – преодолеть влияние рыцарских романов, которые уводили от познания действительной жизни.
Величайшим писателем-гуманистом Испании, одним из самых замечательных реалистов в литературе возрождения был гениальный Мигель Сервантес де Сааведра.
4.1. Мигель Сервантес де Сааведра (1547-1616).
Мигель де Сервантес (происхождение фамилии Сервантеса — «Сааведра», стоящей на титулах его книг, не установлено) родился в семье лекаря-хирурга Родриго де Сервантеса из Кордовы.
Семья Сервантеса часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. Возможно, в 1566-1569 Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.
Хотя Сервантес получил неплохое гуманитарное образование, найти применение своим знаниям и способностям долгое время не мог: незавидная служба в кардинальской свите, солдатская доля и горькие годы алжирского плена, наконец, место разъезженного чиновника по сбору налогов. Будучи на этой службе, он попадает в тюрьму по чужой вине.
Сервантес вошёл в писательскую среду, но настоящего признания своего творчества при жизни так и не получил.
Рано вступив на литературное поприще, всю силу своего гениального дарования Сервантес обнаружил лишь на склоне лет, когда создал прекрасные повести «Назидательные новеллы», правдивые сцены из народной жизни – «Интермедии» и, наконец, знаменитый роман «Дон-Кихот» - эпопею о Рыцаре печального образа и его верном оруженосце Санчо Пансе.
Герои романа «Дон-Кихот» - обнищавший дворянин Алонсо Кихано и смекалистый, плутоватый крестьянин Санчо Панса – до сих пор привлекают читателей всего мира. Эти два героя романа прекрасно передают противоречия и контрасты тогдашней испании. Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано придумывает себе рыцарское имя Дон-кихот Ламанчский, к которому позднее добавляется поэтическое прозвище Рыцарь печального образа. Он отправляется в странствия, какие описывались в книгах о рыцарях. Каждое приключение, каждая подробность этого странствия раскрываю контраст между воображаемой жизнью, вычитанной из романов, и реальной действительности. Отсюда возникают необыкновенные приключения с ветряными мельницами, стадом баранов, каторжниками, кукольным театром. Своим поведением Дон-Кихот вызывает насмешки и лишь изредка жалость, но в его рассуждениях часто звучит глубокая мудрость и неизменная любовь к людям. Устами безумца Дон-Кихота Сервантес высказывает передовые, демократические идеи. Дон-Кихот клеймит порабощение человека человеком. Он заявляет, что «превращать в рабов тех, кого господь и природа создали свободными, представляется ему крайне жестоким» и что «людям порядочным не пристало быть палачами свои ближних».
Дон-Кихот не понимает происходящего вокруг него и тщетно пытается исправить недостатки и пороки своих современников. Он считает, что всякое промедление с его стороны может пагубно отозваться на человеческом роде: сколько беззаконий предстоит ему устранить, «колько «кривды» выпрямить, несправедливостей загладить, злоупотреблений искоренить, сколько обездоленных удовлетворить».
Дон-Кихот хочет служить людям во имя справедливости и человеколюбия, однпко действует он зачастую вопреки здравому смыслу. Ветряные мельницы Дон Кихот принимает за коварных великанов, постоялый двор кажется ему пышным замком, а стадо баранов – вражеским войском. Изувеченный, побитый камнями до полусмерти, он, полный любви к людям, всё же не осознаёт нелепости своих поступков.
Особенно ярко любовь Дон-Кихота к справедливости, стремление к добру, вера в человека раскрываются в тех поучениях , которые он даёт Санчо Пансе перед его отъездом на губернаторство: «Пусть слёзы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача».
Устами Дон-Кихота Сервантес высказал гуманистические мысли о естественном равенстве и правах всех людей, о высокой нравственной ответственности каждого за свои действия, о личной свободе. Эти мысли прозвучали неожиданно смело – они шли в разрез с привычными взглядами, господствовавшими в Испании того времени.
«Свобода,Санчо, - говорит Дон-Кихот, - есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей... Ради свободы, так же точно как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие могут только случиться с человеком».
Санчо Панса, к которому обращены эти слова, с полным правом занимает в романе место наряду с Дон-Кихотом. Понимание Санчо жизни и любовь к ней тесно связаны с народной средой, свободной от сословных предрассудков, с крестьянством, обладавшим чувством собственного достоинства и огромным жизненным опытом.
Героев Сервантеса – рыцаря с его оруженосцем – объединяет настоящая человеческая дружба. Санчо предан Дон-Кихоту не только как господину, но и как большому другу: «...я его люблю, он это ценит...а главное, я человек верный, так что, кроме могилы, никто нас с ним разлучить не может».
За странной внешностью одного и грубоватой простотой другого Сервантес раскрыл большое сердце и живой ум Человека.
После долгих скитаний герои романа отрекаются от вымышленной жизни, от погони за приключениями. Дон-Кихот становится Алонсо Кихано Добрым. Он утверждает торжество здравого смысла и в своём завещании выносит беспощадный приговор отживщим свой век рыцарским романам.
Роман «Дон-Кихот», книга большого человеческого содержания, вдохновлённая любовью к простым людям, исключительно занимательная и остроумная, вошла в сокровищницу мировой литературы. Дон-Кихот и Санчо Панса, мечтавшие о счачтье для каждого человека, стали любимыми героями всех народов.
5. Возрождение в Англии.
В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже, чем в Италии, и у неё были здесь свои важные отличия.
Время было трудным и кровавым. Внутри страны шла борьба с теми, кто не хотел чтобы она освободилась от влияния папского Рима. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. В знаменитом морском сражении английский флот разбил испанские корабли. Борьба с Испанией вызвала в стране большой подъем. Народ Надеялся, что после избавления от подати, которую приходилось платить католической церкви, и после разгрома Испании станет легче жить. Но этого не случилось. Английские помещики сгоняли крестьян с их земель – им нужны были пастбища для овец, а овцы им были нужны потому, что рост промышленности вызывал огромный спрос на шерсть. Согнанные с земель, крестьяне превратились в нищих и бродяг.
Так же как в Италии, в Англии первыми, кто стал выражать в своих книгах мысли и чувства нового времени, были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том, как прекрасно быть человеком; они видели, как мучается человек в Англии. В начале XVI в. Появилась книга первого великого гуманиста Англии Томаса Мора – «Утопия». Томас Мор написал о жестокости законов, направленных против бедных, о бессмысленности захватнических войн, о несправедливости общественного устройства. До него никто не осмеливался так прямо говорить правду. Но он не удовлетворился критикой современного ему общества, он описал в своей книге придуманный им остров Утопию – общество будущего, где царят справедливость, равноправие, изобилие. Книга Томаса Мора оказала большое влияние не только на современников, но и на развитие коммунистических идей в будущем.
Английская культура активно впитывала достижения ренессансной литературы других стран: здесь очень много переводят — и античных авторов, и произведения итальянских, французских, английских писателей, увлеченно развивают и преображают национальную поэзию, драматургию.
В эпоху возрождения в Англии было много талантливых поэтов. Они создавали произведения о любви, о дружбе, о красоте окружающего мира.
Но сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Философские взгляды гуманистов, влияние итальянского Возрождения слились в спектаклях с образами английского народного искусства. В английском театре того времени работала большая группа талантливых драматургов – Грин, Марло, Кид. Их обычно называют предшественниками великого Шекспира, творчество которого вобрало в себя и развило всё лучшее, что было у них.
5.1. Вильям Шекспир (1564-1616)
Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 — годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок — дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня — сын Гамнета и дочь Джудит. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые «утраченные» или «темные годы», о которых ничего неизвестно.
На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его первая пьеса — хроника «Генрих VI». Сделавшись достаточно заметной фигурой, Шекспир сразу же удостоился ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы «университетские умы» Роберта Грина, назвавшего его «потрясателем сцены» (каламбурная игра на фамилии Шекспира: Shake-speare, то есть «потрясатель копья») и вороной, которая «рядится в наши перья» (переиначенная цитата из «Генриха VI). Таким был первый сохранившийся отзыв.
В 1594 начинается эпоха Шекспира. Вот что писал один из его современников Ф. Мерез в 1597: «Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены».
Своё творчество Шекспир начал с хроник — пьес о событиях национальной истории, закон которой обозначен им словом Время. Основные шекспировские хроники образуют два цикла по четыре пьесы (тетралогии). Первая — «Генрих VI» (три части) и «Ричард III». Вторая — «Ричард II» (1595), «Генрих IV» (две части; 1596-1598) и «Генрих V» (1599). В первой тетралогии из хаоса смуты является сильная историческая личность, стремящаяся подчинить себе Судьбу и Время, — Ричард III. Сила способна обеспечить трон, но не способна удержать его, если государь нарушает законы нравственности и превращает историю в политический спектакль.
Комедия Шекспира не была сатирической и этим резко отличалась от всего последующего развития жанра. Ее смех идет от ощущения полноты жизни, ее силы, красоты, изменчивости. У шекспировской комедии есть своя великая тема — Природа. У нее есть свой любимый герой – шут, исполненный знания жизни не каковой она кажется, а какова она есть.
Все ранние комедии Шекспира могут быть определены по названию первой из них — «Комедия ошибок». Однако источник и традиция комического в них варьируются. Если основой «Комедии ошибок» были образцы античной, римской комедии, то комедия «Укрощение строптивой» (1594) указывает на связь шекспировского смеха с народным карнавалом.
Строптивицу, оказывается, не так уж сложно укротить, если все дело не в ее характере, — сильном, лишенном мелочности, а потому на поверку куда менее строптивом, чем у многих других героинь, а в том, что еще не нашелся укротитель. Женихи Бьянки? Их невозможно представить рядом с Катариной. Возник Петруччо, и все стало на свои места. Все в этой комедии дано с карнавальным преизбытком: и первоначальная строптивость жены, и в качестве исправительного для нее средства тирания мужа, и, наконец, мораль под занавес. Без поправки на карнавальность нельзя воспринимать ни перевоспитания героини, ни назидательной речи, произнесенной ею в качестве урока другим строптивицам.
Комедия «Сон в летнюю ночь» (1595-96) повествует о прихотливости любовного чувства, о его праве, подтвержденном чудом природы, которое здесь же материализуется волшебным миром леса, где правят Оберон, Титания, эльфы. «Сон в летнюю ночь» — одна из самых светлых, музыкальных, изящных комедий Шекспира. Кажется, она и возникла так же легко, на едином вдохновенном дыхании. Возможно, так и было. Но тогда поражает другая способность Шекспира — свести воедино разнообразнейший сюжетный материал и на его основе создать совершенно новое произведение.
Поправимые ошибки, недоразумения, неузнавания лежат в основе конфликта ранних комедий. Но постепенно отношение Шекспира к легким неприхотливым перипетиям меняется. В поздних комедиях, появившихся на рубеже и в начале нового столетия (их называют серьезными, драматическими, проблемными) накапливающиеся изменения становятся очевидны. Привычно обыгрывая название одной из них («Все хорошо, что хорошо кончается», 1602-1603), говорят, что теперь у Шекспира не все хорошо, что хорошо кончается. Счастливый конец, подразумеваемый жанром комедии, перестает убеждать в том, что гармония восстановлена, ибо теперь неслучайны нарушения гармонического миропорядка. Конфликт вошел в характеры, обстоятельства. Разлад стал неотъемлемой чертой мира, в котором живут герои.
Первая подлинно шекспировская трагедия — «Ромео и Джульетта» — возникла в окружении комедий и сонетов. Она сонетна по своей языковой природе, ибо ее главный герой Ромео не только говорит, но и любит еще в этой условной традиции. Юные Ромео и Джульетта пламенно любят друг друга. Но их любовь наталкивается на непреодолимую преграду– старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками Ромео и Джульетта гибнут. Однако в их любви, которая не пожелала мириться с предубеждениями старины, заключена высокая нравственная
Ещё одна трагедия Шекспира, на которой хотелось бы остановиться, это «Гамлет».
Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнаёт, что отец не умер, а убит. Убийца – родной брат убитого, дядя Гамлета – не только унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове – матери Гамлета. Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника, а затем мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы.
Сложны и трудны раздумья благородного Гамлета о природе зла, о порочном королевском дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о природе зла, о болезнях, которыми поражён век. Нелегко кратко пересказать, а тем более истолковать эту трагедию Шекспира.
Некоторые видели в гамлете прежде всего нерешительность, слабость, колебания. Так возникло выражение гамлетизм. Его употребляли, когда хотели сказать о мучительной раздвоенности человека, который осознал свой долг, но не мог решиться на действие. Другие писатели, философы, актёры не соглашались считать Гамлета слабым человеком.
Одно из наиболее глубоких истолкований образа Гамлета принадлежит великому русскому критику В. Г. Белинскому. Белинский писал о Гамлете: «Это душа, рожденная для добра и ещё в первый раз увидевшая зло во всеё его гнусности».
Одиночество Гамлета – это одиночество человека, который опередил своё время, находится с ним в трагическом разладе и потому погибает.
Разлад героя с историческим Временем будет и далее трагически нарастать в шекспировских пьесах. Правда, в «великих трагедиях», написанных вслед «Гамлету», предпринимается последняя попытка эпически цельного и прекрасного героя пробиться в мир: любовью — Отелло, силой — Макбет, добром — Лир. Это не удается: Время непроницаемо для них. Более того — им и внутренне не дано противостоять разрушительному воздействию Времени. Чем более велик человек, тем страшнее совершается его падение. «Зло есть добро, добро есть зло…» (перевод Б. Пастернака) — зловещим рефреном звучит заклинание ведьм в «Макбете».
Самые дорогие Шекспиру герои пьес гибнут, сталкиваясь с непреодалимым для них злом, но побеждают не их враги, а вера в человека, в его ум и душу, вера в право и долг восставать против всего, что несёт людям горе, порабощает их, искажает их жизнь и чувства.
В последние годы творчества Шекспира (1608-1612) его пьесы преобретают иной характер. Они удаляются от реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические мотивы.
Но и в этих пьесах – «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встаёт на защиту дорогих для него идеалов, прославляет силу любви, веру в лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес: «Как прекрасно человечество!» - может служить знаменем эпохи Возрождения, подарившей миру Шекспира.
Главной идеей эпохи Возрождения была мысль о достойной личности. Время подвергло эту идею трагическому испытанию, свидетельством которого и явилось творчество Шекспира. К финалу в нем нарастает метафора бури, ибо, как в бурю, все вдруг закружилось, спуталось, потерялось. Величие и низость стали легко меняться местами. Человек, спасаясь от самого себя, подобно королю Лиру, бросился назад к природе, сорвал одежду, чтобы в неприкрытой наготе души обнаружить неизвестную прежде сложность внутреннего бытия, свою одновременно Божественную и по-звериному жестокую сущность. «Время вышло из пазов», прежнее единство распалось, замелькало множеством лиц, быть может, поражающих не героическим величием, но небывалым ранее разнообразием, которое впервые и навсегда было запечатлено в драматургии Шекспира.
Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.
6. Актуальность литературы эпохи Возрождения.
Для того чтобы выяснить на сколько популярно искусство эпохи Возрождение в наши дни, я провела социологический опрос среди людей двух разных поколений: моих сверстников и поколения наших родителей. На первом этапе я задавала опрашиваемым следующий вопрос: «Знакомы ли вы с литературой эпохи Возрождения?»
.
Результаты которые я получила немного удивили меня: знание литературы Ренессанса старшего и младшего поколений находиться примерно на одном уровне. Это говорит о том, что литература эпохи Возрождения актульна для разных поколений.
Так же я задала опрашиваемым ещё один вопрос: «Как вы относитесь к литературе эпохи Возрождения?»
Основываясь на результатах опросов я могу сделать вывод: несомненно литература эпохи Возрождения актуальна и популярна в наши дни у людей разных возростов и социальных положений.
III. Заключение
В заключении мне бы хотелось подытожить всё сказанное ранее.
Литература в эпоху Возрождения имела множество особенностей. Главным вдохновителем для писателей Ренессанса является человек, его чувства, эмоции, его духовная сила, физическая красота. Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами герои произведений Ренессанса. Они умеют ценить время: их дни заполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир.
Появляются такие жанры как сонет, новелла, эссе, происходит расцвет трагедии и комедии, популярным жанром становится диалог.
Литература эпохи возрождения очень разнообразна по настроению, калориту, темам, жанрам: комичная, даже сатиричная серия романов Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле, сказочная пьесса Шекспира «Сон в летнюю ночь» и печальная повесть о Ромео и Джульетте, сонеты, любовная лирика и могие другие произведения и жанры – всё это относится к одной эпохе, к одному периоду развития культуры.
Авторы-гуманисты призывают своих современников к развитию, к уходу от средневековья, отрицают церковный аскетизм. Знаменитый флорентийский философ в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире». Человек – венец природы и он достоен лучшего в своей земной жизни – вот главная заповедь писателей-гуманистов.
Проблемы, которые затрагивают в своих произведениях писатели Возрождения актуальны во все времена, поэтому эти произведения понятны обычному читателю, не смотря на то, что в каждом таком произведении спрятана глубокая философия.
Литература эпохи Возрождения – необыкновенная глава всего искусства. Это то, что человечество будет передавать из поколения в поколение, чем будет восхищаться во все времена. Та связующая нить между предками и потомками, которая показывает современникам неизменность ценности человеческих отношений, человеческой сущности, человеческой земной жизни, самого человека.
Приложение.
Вильям Шекспир Данте Алигьери
(1564-1616) (1265-1321)
Мигель Сервантес де Сааведра Франсуа Рабле
(1547-1616) (1494-1553)
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Ян ван Эйк. «Поющие ангелы»
Рафаэль. Сикстинская мадонна. Альбрехт Дюрер. Автопортрет.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Cобор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Иероним Босх. Несение креста. Питер Брейгель-старший. Вавилонская башня.
Список использованной литературы.
1. Детская Энциклопедия. Язык. Художественная литература. Просвещение. Москва 1968 г.
2. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 г.
3. Я познаю мир. Литература. Астрель,2003 г.
4. Л.М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989.
5. Всемирная история: Возрождение и Реформация. под ред. Алябьева и др.М., 1996. Т.9-10
6. Лосев А.Ф. Этика Возрождения. М., 1978.
7. Новая история. 7 класс. Просвещение, 2000 г.
8. В. Шекспир. Сборник сочинений.
9. Мигель Сервантес де Сааведра. Дон-Кихот.
10. Краткий литературный словарь. Ленинград. 1986 г.
11. Универсальная энциклопедия школьника. Минск.Валев. 1995.