Человек в психологической науке

                      ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

                        ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОЗНАНИЕ

                           Феномен человека

   Человек как природное явление. Общественная форма жизни человека.

         Человек как душевная и духовная реальность.

   Что есть человек и в чем он проявляется? Какова человеческая сущ-

ность? Каково место и назначение человека в мире? В чем смысл жизни

человека? Что есть человеческое в человеке?

   Поставленные выше вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое

новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует

для себя, пытается дать свой вариант ответа. Без образа человека, без

понимания его сущности невозможна осмысленная гуманитарная практика и,

в первую очередь, педагогическая. Для педагога знания о человеке и его

развитии составляют самую суть его профессии.

                     Человек как природное явление

   Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многооб-

разие его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное,

сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному

восприятию. Это прежде всего внешние особенности человека. Есть попыт-

ки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых те-

лесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определе-

ние человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность све-

дения человека только к одному свойству - прямохождению. Художествен-

ной иллюстрацией бесплодности определения человека по его внешним

признакам служит роман Веркора "Люди или животные?".

   Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчерки-

вается, что человек - это часть природы. Человек - живое существо и

как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с

природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек - органи-

ческое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так на-

зываемые органические потребности: в воде, в пище, в тепле, в отдыхе и

т.д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природ-

ных явлений: оно одного качества в теплый солнечный день, другого - в

день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состоя-

ние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Пуб-

ликуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях

основаны на явлениях метеозависимости человека.

   Человеческое тело - его форма, строение, функционирование есть про-

должение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших

приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других

живых существ. "Человек, - писал Н.А.Бердяев, - есть принципиальная

новизна в природе". Тело человека - культурное тело, оно одухотворено

и подчинено высшим целям человека. "Форма человеческого тела, лицо че-

ловека духовно".

   Человеческие органические потребности принципиально отличаются от

потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными

способами, а главное - культурно обусловлены. Но принципиальное отли-

чие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических

потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода

и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для

достижения личностно значимых целей.

                 Общественная форма жизни человека

   Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных.

Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в

ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные

социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к

появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность

- это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и твор-

ческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных пос-

тупках, в принятии ответственности за последствия своих социальных де-

яний. Личность - это всегда определенная позиция.

   Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как

семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве,

но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши жи-

вотных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их.

У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека

самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми.

По меткому и емкому определению психолога К.К.Платонова, человек - это

существо, имеющее бабушек и дедушек.

   Еще одной, специфически человеческой формой общности являются раз-

личные клубные объединения. Клуб - это добровольное и желанное объеди-

нение людей по интересам. В клубе люди предстают друг перед другом как

равноправные личности. Здесь человек удовлетворяет специфически чело-

веческие духовные потребности: в общении и самовыражении. На опреде-

ленном этапе жизни - в период взросления - человек остро ощущает пот-

ребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сооб-

щества, организованные на общих ценностях.

   Способом жизни человеческого общества является общение. "Человечес-

кая сущность, - писал Л.Фейербах, - налицо только в общении, в единст-

ве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность

различия между Я и Ты".

   Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению фи-

лософов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого

раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями,

нормами, традициями, правилами. Особо подчеркнем, что слова "культура"

и "образование" тесно связаны друг с другом. Культурный человек - это

образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала

данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия

"Образы человеческие", которая была посвящена жизнеописанию лучших сы-

нов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на

подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, формиро-

вание является основной культурной формой человеческого существования,

оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов

взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном

пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь.

   Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы челове-

ческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика,

политика, экономика и др. Все эти формы человеческой деятельности сос-

тавляют содержание материальной и духовной культуры. Любая из форм

культуры является выражением "собственно человеческого в человеке".

Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека,

его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого

себя.

   Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаж-

дению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л.Фей-

ербах писал, что лишь человеку "бесцельное созерцание звезд дает не-

бесную отраду, лишь он при виде блеска благородных камней, зеркала

вод, красок цветов и бабочек упивается одной негой зрения; лишь его

ухо восторгается голосами птиц, звоном металлов, лепетом ручейков, ше-

лестом ветра...".

   Этика раскрывает не оформляемые в специальном кодексе отношения че-

ловека к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к

человеку является сформулированный И.Кантом категорический императив:

поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никог-

да - только как к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М.Достоевский

предельно остро выразил эту мысль в "Братьях Карамазовых", отвергнув

саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет

пролита хоть одна слеза ребенка.

   Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми

абстрактными идеями присущ религиозному, христианскому мировоззрению.

Человек в отношениях с Богом - еще одна антропологическая тема. Чело-

век - единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, кото-

рый верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхожде-

ние мира. Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степе-

ни грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не

знал его существа. Сущность человека особым образом высвечивается в

его отношении к божественному.

   Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характерис-

тику человека - его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность.

             Человек как душевная и духовная реальность

   Специфической особенностью человека является наличие у него как бы

двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней,

скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, пла-

нирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь чело-

века - это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний,

стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он без-

граничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прош-

лое, настоящее, будущее и даже - вечное. Только человек может загляды-

вать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу

своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.

Именно эту особенность имел в виду Ф.Ницше, когда афористично говорил,

что человек - это животное, способное обещать.

   Человеческий субъективный мир - это мир сознания и самосознания. В

сознании человек способен познавать сущность предметного мира, пони-

мать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Пред-

метом сознания может стать сам человек, его собственное поведение и

внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания.

Но предметом сознания может стать и самосознание, его схемы, механиз-

мы, понятия и т.п. На этом уровне сознание принимает форму рефлексив-

ного сознания. Но во всех этих случаях есть общая принципиальная черта

- в сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает

позицию над ситуацией. Очень точно об этом сказал М.Шелер: "Только че-

ловек - поскольку он личность - может возвыситься над собой как живым

существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространст-

венно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том

числе и себя самого".

   В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков,

поведения, своей жизни. Человеческая жизнь, по определению, осмыслен-

на. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь

человека теряет свою ценность. Известный австрийский врач и психолог

В.Франкл в книге "Человек в поисках смысла" убедительно показал, какое

важное место в жизни человека занимает проблема смысла жизни и его по-

иска. Он обосновал особое направление в психокоррекции - логотерапию,

т.е. помощь человеку в обретении смысла жизни.

   Со смысловой сферой личности связана совесть человека. Совесть -

это внутренний судья человека, указывающий на подлинный мотив того или

иного поступка человека, его смысл. И если поступок, совершенный чело-

веком, расходится с его нравственными принципами, с его представлением

о должном, челоэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и

черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика. Слово "темперамент" про-

исходит от латинского "tempero" - смешанный в надлежащем соотношении.

Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих

тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особен-

ности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темпе-

рамент.

   1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая ак-

тивность.

   2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям -

экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру

человека, его чувствам, представлениям - интроверсия.

   3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним из-

меняющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособ-

ляемость, негибкость - ригидность).

   4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и

сила эмоций, эмоциональная устойчивость.

   Сангвинический темперамент. И.П.Павлов дает следующую характеристи-

ку особенностей сангвинического темперамента. "Сай,



╧└O 
[1]A╧Ёp[1]RWЁWRs╒qTQTА'ДД
рчАgАБАчЖ
ЗрчА
ЗчЖ'Б!hыИ)xx╗++kиыИ*+KCB╕йx)xkkиыИ))jш 8лИ)xx╗+ы╕xл╗ыk+йH(лйшxщй)kj)KИ"лищ()йH8и*лиыИ))jш
BлixЛ+лH8xи+kик8╕{╚8j╕∙ъъ(║ы (╗ъ·ы ЛЛИЛГBИ$h+hшк+j*И+╕къ9ш)x╕{╚*щhълкH+°*8kы╕kиj√щk+╕x╗;И*И*)ы)k{√║j+8x{╚8°KCBкыик;ы)к)ыj +ыи║·)kkkкH*ллxи*╕лk╕x╗;И8H+к╕8щи;║j+**√й;+* +иzj8йj√ CBлk╕x╗;ЛИ%°ш╕xии8h+hшк+j*и*щhълИ(лйыj*и;╕И*(z°x╕+И8k)k{√╕╕{╦И$╚8h+h╦CBик+j*избира-

тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность -

контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с

самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви-

вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле-

ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы-

тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ-

ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути

решения проблемы - дивергентность мышления.

   Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех

или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су-

щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных

предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше-

нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие

правила.

   В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное

выражение общего.

                      Мыслительные операции

   Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне-

ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати-

зации.

   Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз-

нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав-

нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне-

мия об╩ектов мР[1]Ю[1]


Ю‑[1]ЮЮЮЮГЯрр‑Ю‑Ю
ЮЮ‑‑[1]Q▐\A@A├┴о опыта.

   В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ-

ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы,

но и избирательно воспринимает различные их стороны.

   6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются

нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с

разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества

предмета воспринимаются нами в неизменном виде.

   Константность восприятия - независимость отражения объективных ка-

честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра-

жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко-

го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп-

ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как

изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки,

листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра-

зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях

мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

   Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри-

ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни-

маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий

освещения.

   Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует-

ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она

может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим

вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни-

маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не-

естественно уменьшенными).

   Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при-

ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.

   Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус-

ловиях и успешно ориентируемся среди них.

            Особенности восприятия пространства и времени

   Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос-

приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов

и их движения.

   Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате

сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических

(мускульно-двигательных) ощущений.

   Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за

счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета

зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и

от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от

удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи-

вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус-

талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи-

мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци-

ей.

   Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в

пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то

информаци и их виды.

   4. Дайте краткую характеристику отдельных видов эмоций и чувств.

   5. В каких случаях и почему сильное душевное волнение может быть

смягчающим обстоятельством при определении меры наказания за преступ-

ление?

   6. Перечислите общие закономерности эмоций и чувств.

метов.

Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более

чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в

результате взаиморасположения зрительных осей).

   Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би-

нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на

несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит

полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате

этого возникает стереоскопический эффект.

   Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе-

ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении

предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных

линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер-

спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде-

нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото-

ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя

воздуха.

   Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается

в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп-

ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным

признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в

результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также

и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы,

тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про-

исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения

зависит также от движения глаз и головы.

   Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через

небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета -

стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се-

кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).

   Способность правильно оценивать пространственные отношения назы-

вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер.

   Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов,

их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем.

   Динамический глазомер - способность человека определить соотношение

движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес-

кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев-

ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент

происшествия.

   Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения

или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини-

мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции

еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз-

личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг-

ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и

является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари-

тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения,

цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи-

тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с

увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой

скорости объекта, при вибрации тела.

   Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного

взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри-

тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и

психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это

пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то

видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии.

   Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи-

мости от различных причин, которыми они вызываются.

   Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать

в следственной практике.

   Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа

преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться углуб-

лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает-

ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про-

исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из-за спины).

Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо-

ложение источника света.

   Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последова-

тельности явлений.

   Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное

состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили-

вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь-

ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже-

ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель-

ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается,

а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также

ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьше-

нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями,

кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель-

ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица-

тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре-

зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение

времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно-

образных, малозначимых раздражителей.

   Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при-

роды (смена дня и ночи, времен года и др.) и в организме человека (об-

мен веществ, газообмен и др.).

       Учет закономерностей восприятия в следственной практике

   Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен

учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль-

ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем

тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли-

вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

   При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак-

ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых

происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность,

удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учи-

тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни-

мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно-

шение и размеры.

   Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен-

тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп-

риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых

расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо-

оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве-

щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке

размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

   В следственной практике очень важно правильно установить время со-

вершения расследуемого события, его длительность и последовательность,

темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра-

вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше

рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно

промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока-

заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля

во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.

   В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности

восприятия человека человеком.

   В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо-

бенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают

различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе-

редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

   При производстве такого следственного действия, как предъявление

для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи-

ческим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе-

мое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это со-

действует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по

росту, цвету волос, одежды и т.д.). Предъявление для опознания группы

лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и нап-

равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей.

   При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных

и субъективных условий.

   К объективным условиям относятся физические условия первоначального

восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и

т.п.).

   К субъективным факторам опознания относится психическое состояние

человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг,

отвращение, нервозность и т.д.), а также психические свойства человека

(развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к со-

отнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учиты-

вать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица. Вероят-

ность различия элементов лица при малых экспозициях следующая: волосы,

глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной роли элементов

лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы, нос, уши.

   При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю

осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что пер-

вая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит

от второй сигнальной системы (слова).

   Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы неко-

торые сведения о восприятии речи человека.

   С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющих-

ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные -

менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Макси-

мальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При

интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных

слов.

   Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума

звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума.

Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек разли-

чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При

совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека

не может быть выделена.

                Наблюдательность следователя

   В тех случаях, когда следователь осматривает вещественные доказа-

тельства, место происшествия, производит допрос и очную ставку или

следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в форме наблю-

дения.

   Наблюдение - длительное, планомерное восприятие с целью решения

познавательного вопроса.

   Результативность наблюдения зависит от четкости поставленной цели,

последовательности и систематичности, от предварительных знаний о наб-

людаемом объекте.

   Опытные следователи имеют привычную систему наблюдения и обладают

большой наблюдательностью - умением подмечать малозаметные детали.

Знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов

маскировки преступления и т.п. - все это определенным образом органи-

зует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно тесно смы-

кается с мышлением. Важнейшим приемом наблюдения является сравнение,

сопоставление.

   Направленность наблюдения следователя определяется задачей выявить

отношение объекта наблюдения к расследуемому преступлению. Основное

внимание следователя привлекают факты, имеющие значение доказательст-

ва.

   Наблюдение является основным методом изучения обстановки места про-

исшествия. При этом следователь устанавливает расположение и границы

места происшествия, устанавливает объекты, находящиеся на месте проис-

шествия и их особенности, фиксирует их положение и взаиморасположение,

выявляет отклонения от обычного их пространственного расположения.

   Воспринимая отдельные явления, следователь стремится установить их

причинно-следственные отношения, выявить такие их особенности, которые

могут быть использованы для идентификации личности преступника.

   Наблюдательность является первостепенным условием успешного прове-

дения обыска. Практика показывает, что опытные следователи обращают

внимание на малейшие признаки необычности обстановки. (Так, один из

следователей нашел тайник с драгоценностями, обратив внимание на нео-

бычное местонахождение зонтика, который висел в спальне около крова-

ти). Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски, подклейка све-

жих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки недавно вбитых

гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т.п. - все это не

должно ускользнуть от наблюдательного следователя. Во время одного из

обысков следователь обратил внимание на такой, казалось бы, малозна-

чительный факт. В саду подозреваемого на одном из деревьев листья были

менее свежими, чем на других деревьях. Обыск показал, что дерево было

недавно пересажено на то место, где был устроен тайник.

   В ряде случаев следователь использует инструментальные средства

наблюдения, которые позволяют расширить площадь наблюдения, выявить

невидимое, измей


[1]РV╨P╒ўRR╓╘wЧЕGp╫PёўpЄRЁqРV╨P╒ўRR╘ФpO &ставляет поведение проходящих по делу

лиц (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидет возникший в нем нервный импульс по центростремительным

(афферентным; от лат. "afferentis" - приносящий) нервным путям попада-

ет в соответствующие участки мозга.

   Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре

головного мозга, назваются анализаторами. Для возникновения ощущения

необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя

сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ

нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки ко-

ры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зри-

тельного ощущения.

   Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в ко-

ре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от

лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные

или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции,

вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг,

получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулиру-

ет его работу.

   Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в

процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как

бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.

   Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отра-

жение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятель-

ность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность раз-

личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов на-

зывается сенсорной сферой психики человека.

   Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений

и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны слу-

чаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств -

глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связы-

вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал.)

                     Классификация ощущений

   В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на

три группы.

   К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами,

находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные,

вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

   Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с

рецепторами, находящимися во внутренних органах.

   К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и стати-

ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухо-

жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат. "proprio" - собствен-

ный).

   В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды

ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинес-

тезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Разли-

чаются также контактные и дистантные ощущения.

         Общие психофизиологические закономерности ощущений

   Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим

закономерностям.

   Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь

определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения,

которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним

порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения на-

зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсо-

лютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточ-

но воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

   Верхний  основные закономерности непроизвольной и произвольной па-

мяти.

3. Что влияет на реконструкцию воспроизводимого материала?

4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь допрашиваемому

лицу?

ьной нормы.

4. Какие особенности зрительных восприятии необходимо учитывать при

оценке показаний?

5. Перечислите условия успешного наблюдения.

вызывает боль.

   Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относитель-

ную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности од-

ного воздействия от другого. Относительная чувствительность характери-

зуется порогом различения.

   Порог различения, или дифференциальный порог, - едва ощущаемое ми-

нимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

   Порог различения - это относительная величина (дробь), которая по-

казывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить

(или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе

данных раздражителей.

   Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой

прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение при-

бавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т.е.

33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен

1/30 части силы первоначального раздражителя.

   Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы зву-

ка - 1/10; вкусовых воздействий - 1/5. Эти закономерности открыты Бу-

гером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

   Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности

раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при

очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фех-

нером.

   Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увели-

чивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться

лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

   Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувстви-

тельность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но

чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различ-

ных условий.

   Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем

предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность

анализатора повышается.

   Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запа-

хами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижа-

ется чувствительность анализатора).

   Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещен-

ное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

   Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособ-

ления к действующим раздражителям называется адаптацией.

   Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон

адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к

другим - медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактиль-

ные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну

минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы

раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, - один из примеров так-

тильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и

зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45

мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в

200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

   Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно

содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы

от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

   Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражи-

телей, но и от внутренних состояний.

   Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних

(психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, сла-

бые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объяс-

няется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

   Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не

только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, вве-

дением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зри-

тельной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

   Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной сла-

бый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача раз-

личения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совер-

шенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально уп-

ражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообраз-

ные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен

продукт.

   У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется

компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувстви-

тельности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной

чувствительности у слепых).

   Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации,

к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению,

т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда

понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень

шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность.

   Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощу-

щений.

   Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойст-

вам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется тем-

ной, а на черном - светлой.

   Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Нап-

ример, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет - ощущение

кислого. Это явление называется синестезией.

               Особенности отдельных видов ощущений

   Зрительные ощущения - ощущения цвета и света (перепадов яркости).

Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн

на зрительный рецептор - сетчатку глаза.

   Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. "chro-

ma" - цвет) и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточ-

ные оттенки серого цвета).

   В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки - колбочки,

чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электро-

магнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения.

   Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700

нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 - жел-

того; 520 - зеленого; 430 - синего; 390 - фиолетового цветов. Смешение

всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета.

Центральная нервная система человека обладает способностью классифици-

ровать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет - это

психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощу-

щение человека, вызываемое различной энергией.

   Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно кото-

рой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате

работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и

синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от

степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают раз-

личные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в

одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

   К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чувстви-

тельность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к

зеленому и желтому цветам.

   Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 -

565 нм.

   Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме-

щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи

начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).

   Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек,

приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент

сумеречного зрения.

   В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7

млн. колбочек.

   В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч-

ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу

включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не

различаем хроматические цвета, т.е. цветовую окраску предметов.)

   Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность.

Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес-

кольких квантов световой энергии.

   Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч-

ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин-

ципу, т.е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры.

Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения.

   Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв-

ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения

следа светового раздражения после прекращения воздействия светового

раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино-

фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад-

ра.)

   Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические

цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы-

вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет

видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется

куриной слепотой).

   Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На

больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел-

том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты,

утомляет зрение.

   Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей

обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен-

ность.

   При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат-

руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши-

бочно отнесены к однородной группе объектов.

   Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой

величиной 1-3 град.

   Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп-

тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко-

лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж-

ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку.

   Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек

среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в

котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за-

полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни-

кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей-

ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга-

на является мембрана, состоящая из 24 тыс.волокон. Длина этих волокон

возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во-

локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса.

Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв-

ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ-

ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту,

силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ-

ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха

чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду.

Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000

Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).

   За верхним порогом звуковой чувствительости (т.е. свыше 20 000 Гц),

расположены ультразвуки.

   Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона

(т.е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае-

мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения

- громкость - зависит от интенсивности звука, т.е. от амплитуды коле-

бания источника звука и от высоты звука.

   Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется

в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про-

межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение

чувствительности к звукам высокой частоты.

   Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу-

щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу-

щение холода.

   Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы

   Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.

   Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и

языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно

лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни-

маются как раздельные на расстоянии 1 мм.

   В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль-

цев рук (это связано со значением рук в труде человека).

   Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко-

жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по-

верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес-

тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст-

вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка.

Различные участки кожного покрова имеют разную температуру.

   Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими-

ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к

разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с

подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они

поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис-

тему.

   Присущая данному участку кожи температура является физиологическим

нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше-

ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка

кожи.

   Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате

раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис-

той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор-

ковые центры обонятельного анализатораихология. Попытка свести науку о человеческой

психологии к этнопсихологии, к психологии народов и рас, совершенно

неправомерна, так как в ней не рассматривается субъективность конкрет-

ного человека.

   Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое чис-

ло отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути пси-

хология человека дробится тем самым на множество отдельных психологий

для специфических условий жизнедеятельности человека. Например, инже-

нерная психология исследует психические особенности взаимодействия че-

ловека с техникой, социальная психология изучает механизмы взаимодей-

ствия людей в социальных структурах и т.д. Из этих "психологий" трудно

вычленить некий инвариант, невозможно составить общее представление о

действительной психологии человека.

   Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей пси-

хологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание сущност-

ных психологических характеристик человека. Такой важнейшей характе-

ристикой является внутренняя жизнь человека, его субъективный мир, ко-

торый и должен стать предметом нового направления - психологической

антропологии. Освоение такой дисциплины должно дать возможность пони-

мания реального индивида как в различных жизненных ситуациях, так и в

совместной деятельности.

                   Психологическая антропология

        в системе дисциплин педагогической антропологии

   Как уже отмечалось выше, главный вопрос педагогической антропологии

- это вопрос о сущности человека, путях, средствах и сфере ее станов-

ления. Такой важнейшей сферой несомненно является образование - всеоб-

щая форма человеческого способа жизни. Как и любая другая сфера об-

щественной жизни (экономика, политика, право, медицина, искусство и

др.), образование предполагает научное обоснование, т.е. рефлексию ус-

ловий, особенностей, устройства, закономерностей и тенденций функцио-

нирования и изменения основных компонентов образовательной сферы.

Научное обеспечение образования реализуется комплексом дисциплин. К

числу основных относятся философия, культурология, социология, этно-

графия, история, психология, физиология и др. Включаясь в исследование

сферы образования, перечисленные дисциплины расширяют предметную об-

ласть своей науки проблемами образования. Возникают новые разделы или

отрасли знания, например философия образования, социология образова-

ния, история образования.

   Главное место в новой системе антропологически ориентированных наук

об образовании должно принадлежать психологии. В педагогической антро-

пологии эта мысль высказывалась неоднократно. Значение психологии сос-

тоит в том, что она дает педагогу знания о деятельности, сознании,

личности человека, о закономерностях, стадиях, феноменологии его раз-

вития, о встрече поколений в образовательном процессе, о специфике пе-

дагогического руководства развитием детей, подростков, юношей.

   Психологическое образование педагога должно быть поэтому максималь-

но содержательным и профессионально ориентированным. Здесь психология

является составной частью педагогической антропологии. Базу психологи-

ческого образования педагога должны составить учебные дисциплины пред-

лагаемого нами курса: "Введение в психологию субъективности", "Разви-

тие субъективности в онтогенезе", "Становление субъективности в обра-

зовании". В совокупности эти дисциплины и составляют курс "Основы пси-

хологической антропологии" - как системы общего психологического обра-

зования педагогов. Базовый компонент психологического образования в

педвузе может быть дополнен психологическими дисциплинами по профилю

специальности и по ступеням педагогического образования.

   "Основы психологической антропологии" могут стать обоснованием ди-

дактики и методики как технологии и техники обучения, воспитания и

формирования сознания и способностей школьников. Технология в образо-

вании - это рефлексия и осознание общих принципов и способов работы

педагога во всех процессах образования. Методика в образовании - это

описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятель-

ности в отдельных образовательных процессах - то, что К.Д.Ушинский на-

зывал "собранием правил воспитательной деятельности".

                 Психологическое самообразование

              Вопросы для обсуждения и размышления

1. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же об-

щего признания и уважения, как знание о природе и обществе?

2. Представьте себе, что создан институт комплексного человекознания.

Какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сот-

рудничали друг с другом?

3. Можно ли согласиться с утверждением, что "педагогика - это приклад-

ная психология"? Можете ли вы найти аргументы "за" и "против" такого

утверждения?

4. Синонимичен ли ряд: антропологическая психология, психологическая

антропология, психология человека? Есть ли специфические смысловые от-

тенки в каждом из понятий?

                   Литература для чтения

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977. Гл.1.

Велик А.А. Психологическая антропология - поиски синтеза в науках о

человеке // Сов. этнография. 1990. №6.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. 4.2. Раздел 5. "Человек и

его место в мире".

О человеческом в человеке. М., 1991. Раздел 1. "Человек в системе сов-

ременного научного знания".

Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994.

Гл.1. 1.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Пролог; Гл.III. Мысль.

Ушинский К..Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической

антропологии // Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. Т.5. Предисловие.

Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной

философии. М., 1988.