Типология государств в рамках формационного подхода и их современная оценка

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

РЕФЕРАТ

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: «Типология государств в рамках формационного подхода и их современная оценка»

ВЫПОЛНИЛ: Студент 1-го курса                                                    Бабич О.Б. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Москва, 2001 г.

Тема: Типология государств в рамках формационного подхода и их современная оценка

План реферата

1.    Введение

2.    Рабовладельческое государство

3.    Феодальное государство

4.    Буржуазное (капиталистическое) государство

5.    Социалистическое государство (Диктатура пролетариата)

6.    Заключение

7.    Список использованной литературы

Введение

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Государство – политическая организация экономически господствующего класса для подавления сопротивления его классовых противников. По своей сущности всякое государство представляет собой аппарат диктатуры господствующего класса.

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно формационной типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, — каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий типа государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII — VI вв.' до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества — рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но будучи неимущими, так же как и рабы эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме

открытых выступлений — восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в, до н. э. и др.).

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:

1)    охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

2)    подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и профилактики;

3)    идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функции захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних, и внутренних функций. Частями аппарата выступали также полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Древний Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

Феодальное государство

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

1)    децентрализованной феодальной раздробленности;

2)    усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;

3)    централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазный.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути  исторического  и социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество состоит из двух основных классов — буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, в следствии экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонистический (непримиримый) характер.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов:

1)    Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли, развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия - парламентаризм. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

2)    Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. — первая половина ХХ в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса (пролетариата), платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей.

Парижская Коммуна 1871 г. — исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и ХХ столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от «фантома» демократии и парламентаризма. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия ХХ в. — это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распада колониальной системы, тяжелых экономических кризисов и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или частичные уступки пролетариату в виде социальных реформ и преобразований.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после Второй мировой войны.

На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, "чистая" частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Что, в прочем, не меняет сути дела: собственность, так или иначе, будь-то государственная или акционерная, остается частной.

Изменения, происходящие в наиболее развитых капиталистических странах Запада, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории, на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных — побогаче. Данная теория, как впрочем, и другие новомодные теории, не выдерживает никакой критики. Даже официальная статистика ведущих международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др., отчетливо показывает все увеличивающуюся огромную дифференциацию между самыми богатыми и самыми бедными слоями общества, рост процента населения, находящегося за чертой бедности и нищеты.

Безусловно, рано или поздно, капиталистическое государство, раздираемое внутренними противоречиями, должно рухнуть и уступить дорогу новому обществу – Коммунизму, переходным этапом, к которому является т.н. социалистическое государство. 

Социалистическое государство (Диктатура пролетариата)

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о государстве диктатуры пролетариата заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны – первой попытке создания такого государства, а В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство, государство демократии для большинства – пролетариев и диктатуры в отношении меньшинства – эксплуататорских классов, возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Политическая власть в таком государстве принадлежит пролетариату. По сути, это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждает, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является, собственно государством, а становится отмирающим "полу-государством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. 

«Далее, при переходе от капитализма к коммунизму подавление еще необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых. Особый аппарат, особая машина для подавления, «государство» еще  необходимо, но это уже переходное государство, это уже не государство в собственном смысле, ибо подавление меньшинства эксплуататоров большинством вчерашних наемных рабов дело настолько сравнительно легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих, что оно обойдется человечеству гораздо, дешевле. И оно совместимо с распространением демократии на такое подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать. Эксплуататоры, естественное дело, не в состоянии подавить народа без сложнейшей машины для выполнения такой задачи, но народ подавить эксплуататоров может и при очень простой «машине», почти что без «машины», без особого аппарата, простой организацией вооруженных масс (вроде Советов рабочих и солдатских депутатов — заметим, забегая вперед)». (В.И. Ленин, ПСС, 4 изд., т.25)

          Широкий демократизм пролетарского государства основан на системе Советской власти, при которой буржуазный парламентаризм заменяется пролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, их сменяемости в любое время. Избираемые депутаты наряду с представительными (законодательными) функциями осуществляют и функции исполнительные. Иначе говоря т.н. разделение властей, за которое так ратуют современные буржуазные идеологи, прекращает свое существование, но его место приходит ответственность единого государственного органа за принятие и исполнение решений.

Сильное качественное изменение в пролетарском государстве претерпевают основные институты политической власти. Выше уже говорилось об изменениях в сфере публичной власти – законотворчества и исполнения законов. Армия, из профессиональной становиться милиционной, т.е. строится по системе всеобщего вооружения народа.  Кроме того она осуществляет, совмещает в себе сразу две функции: охрану от внешней угрозы; поддержание внутреннего порядка.  Заработная плата чиновников осуществляется на уровне средней заработной платы рабочего, что, безусловно, ставит в прямую зависимость интересы чиновничества от общего уровня жизни всего населения.

В экономической сфере. Средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работ, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочих, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал.

Пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества. Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства.

Политический переворот октября 1917 года положил начало переходному периоду диктатуры пролетариата в нашей стране. В последующем в СССР боролись противоположные тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, и развития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом в капитализм.

Заключение

          Безусловно, развитие человеческого общества от одной общественно-экономической формации к другой, так как это описали в своих работах классики марксизма, а соответственно и переход от одного типа государства к другому – неумолимо. Делая, то шаг вперед по пути общественного прогресса, то отступая временно назад, как это уже было не раз на всем протяжении человеческой истории, наше общество медленно, но верно движется к безгосударственному обустройству.

«Когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. С того времени, когда не будет ни одного общественного класса, который надо бы было держать в подавлении, с того времени, когда исчезнут вместе с классовым господством, вместе с борьбой за отдельное существование, порождаемой теперешней анархией в производстве, те столкновения и эксцессы, которые проистекают из этой борьбы,— с этого времени нечего будет подавлять, не будет и надобности в особой силе для подавления, в государстве. Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества — взятие во владение средств производства от имени общества,— является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами». (Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг», М,1988, ст. 285)

Список использованной литературы

1.     Теория государства и права. Учебник для Вузов. М., 2000 г.

2.     В.И. Ленин, ПСС, 4-е издание, М., 1941 г.

3.     Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг», М., 1988 г.