Типология К.Г. Юнга и модель информационного метаболизма аушры аугистинавичюте
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию
Новосибирский Государственный Технический Университет
Реферат
по дисциплине
“Психология”
на тему :
“ТИПОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА И МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА
АУШРЫ АУГУСТИНАВИЧЮТЕ.”
Факультет : АВТ
Группа: АМ-511
Студент: Лобанович Александр
г. Новосибирск
1998 г.
Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии других авторов имеют описательный характер. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.
Типология К.Г.Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого поведения.Типология К.Г.Юнга - это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, а не наоборот, как это обычно бывает.Но она не совершенна.Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделки и завершения.
В чем же заключаются преимущества типологии Юнга ?
Это - структурный подход. Кроме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие. За его названиями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способности человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира.
Но существует и другая типология,разработанная на принципах типологии Юнга и теории информационного метаболизма А.Кемпинского, созданная Аушрой Аугустинавичюте из Литвы в конце 70-х годов.
Автор теории,научных открытий и основатель науки соционика - Аушра Аугуста (Аугустинавичюте), родилась 4 апреля 1928 г. в Литве под
Каунасом. В 1953 г. окончила экономический факультет Вильнюсского Государственного Университета,по специальности - финансист. Работала в Министерстве финансов Литвы, затем преподавала политэкономию в учебных заведениях Вильнюса. В настоящее время на
пенсии,продолжает научные работы над усовершенствованием программирования информационных (психических) процессов. Во многих странах бывшего Советского Союза имеет много учеников и последователей.
Эта типология сходится с другими известными типологиями: с типологией и акцентуациями А.Е.Личко, К.Леонгарда. В отличии от западных психологов,пользующихся типологией Юнга и типологией Майерс-Бриггс, Аушра Аугуста /Аугустинавичюте/ усовершенствовала ее и теоретически доказала 16-типность типологии человека.
Ее типология воспринимает каждого человека как носителя определенного типа переработки информации. Под типом переработки информации подразумевается порядок восприятия, селекции и переработки получаемых извне и из самого организма сигналов.
Многие психологические свойства - внимание, способности, склонности, интересы, память, целенаправленность и мотивация
поведения,отношения с другими людьми могут быть выведены из предложенного ею механизма информационного метаболизма.
Ее классификация типологии исходит из следующих предпосылок:
1. Необходимым условием существования любого организма являются его двойные связи с окружающим миром. Процессом энергетического метаболизма/ЭМ/ он включен в химический обмен веществ. Процессом информационного метаболизма/ИМ/ в систему информационного взаимодействия с окружающим миром. Как образно выразился А.Кемпинский - для информационного метаболизма внешние сигналы являются тем же самым, чем пища для энергетического метаболизма.
2. Мозг функционирует как аппарат ИМ при условии его обеспечения химичискими веществами/ЭМ/ и постоянными сигналами /ИМ/ из
окружающего мира. Если поток сигналов обрывается, через некоторое время наступает начало дезинтеграции психики.
3. Сама по себе жизнедеятельность живого существа, т.е. любое взаимодействие организма с окружающей средой является источником
двухстороннего потока сигналов: потока принимаемых и потока посылаемых сигналов.
4. Человеческая психика, как любая другая система,воспринимает только тождественную информацию, т.е. принимает сигналы только о том, о чем и сама может сигнализировать. Раздражитель воздействует на организм лишь постольку, поскольку он сам в нем в каком-нибудь виде находится. А.Аугуста создала энергетическую модель структуры психики человека, образованную из двух колец, в которой свое место, но уже в ином порядке, нежели у К.Юнга,нашли все 8 элементов информационного метаболизма (Юнг их называл психическими функциями).
Данная модель позволяет с математической точностью описать механизм психических процессов человека и функционирования общества в целом. По сути А.Аугуста создала теорию матаматизации мышления. С ее появлением модель К.Юнга потеряла свою актуальность.
Кроме этого, А.Аугуста является автором ряда научных открытий об интертипных отношениях и основоположником новой науки СОЦИОНИКА - "науки о соционе,соционной природе человека и соционной структуре общества, о разных формах взаимоотношений между ними. Это точная наука,показывающая, что в основе восприятия и мышления человека, как и в основе функционирования и развития общества лежат законы физики".
Первым крупным открытием А.Аугусты было открытие закона диады или дополняемости психологических типов. Оказалось, что общество
образовано не только из 16 различных типов информационного метаболизма, но и из восьми диад (8 пар взаимодополняемых
психологических типов).
Вторым важным открытием было открытие особенностей так называемой третьей функции в структуре психики человека, того,что у
А.Е.Личко называется местом наименьшего сопротивления/МНС/, и что, как оказалось, является причиной стрессовых конфликтных отношений.
Третьим открытием было установление того факта, что все восемь диад образуют два кольца социального прогресса или социон,которыми и можно объяснить давно замеченную спиралевидность социального развития общества. Социон, как образование из 8 диад, оказался
самостоятельным информационно-энергетическим образованием. Это высшая форма организации психической энергии. Кроме этого, значимым для конкретной практики при организации малых групп, является открытие квадры (состоящей из двух диад), оптимальной по психотерапевтическому самовоздействию рабочей и лечебной группы людей. Знания соционики имеют большое прикладное значение и могут применяться везде, где требуется определить адекватное соответствие
данного индивида (социотипа) его профессиональной деятельности, где требуется прогноз степени психологической совместимости с
определенными типами людей.
Знания этого необходимы для выбора спутника жизни,воспитания ребенка, для определения тактики и стратегии поведения с любым партнером, для формирования любой компактной долгодействующей производственной группы под определенную цель.
Соционика, в какой-то мере, продолжает и дополняет экономическую теорию К.Маркса. Она учитывает все проблемы того, что К.Маркс
называл рабочей силой, а мы называем рабочим фактором. Можно сказать, что соционика - это теория рабочей силы или использование
рабочего фактора в современных условиях производства. Конечно, можно дать и более точные названия, по той причине, что соционика -
многофункциональна. Например, только соционику, а не какую-то другую науку, сегодня можно назвать физикой живого организма.
Повидимому, в будущем появятся новые научные направления: соционическая биология, соционическая история, соционическое
литературоведение, соционическая лингвистика (наука о типальности языка каждого человека) и т.п. Области применения соционики: социально - экономическая сфера (педагогика, психология, медицина, социология,бизнес армия, космонавтика и многие другие). Теоретические разработки соционики используют в Российском Центре подготовки космонавтов.
Таким образом на основании открытий А.Аугусты можно предположить, что совершенно новым этапом развития человеческого общества будет СОЦИОНИЗМ - такая общественно-экономическая формация,которая будет организована на знании соционических законов,законов организации не только человеческого интеллекта, но и интеллекта всего"живого" во Вселенной, со своими, присущими только этому этапу стадиями развития:
1. Дуализация (объединение в диады).
2. Объединение в квадры
3. Объединение между квадрами
4. Объединение в СОЦИОН ( объединение 16 различных типов в самостоятельную энергетическую единицу общества)
5. Объединение соционов.
Аушра Аугустинавичюте пишет в своей работе “О дуальной природе человека”: “Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательство и самим быть доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что нельзя мечтать по-настоящему о гармоничной, мирной и творческой жизни общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной природы и скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым этапом в жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому человеку предоставит возможность для достаточного количества контактов с нужными для его психического здоровья людьми. Трудно сказать, когда сбудется эта мечта, но другой дороги нет”.
Список литературы:
1. АУШРА АУГУСТИНАВИЧЮТЕ Дуальная природа человека.Очерк по соционике.
2. В. Гуленко Концепция соционики.