Типы государства (Доклад)

План

Понятие типа права.  Различные взгляды на типологию права.  Истори-

ческие типы права и государства:  рабовладельческое,феодальное,бур-

жуазное,социалистическое,выделенные на основе формационного подхода.

    Правовая система общества;  понятие и структура.  Классификация

правовых систем.  Основные правовые семьи народов мира; романо-гер-

манская, англо-саксонская, религиозная,традиционная.

    Соотношение права и правовой системы.

    Правовая система общества;понятие и структура

   Правовая система  общества-  это конкретно-историческая совокуп-

ность права, юридической практики и господствующей правовой идеоло-

гии отдельного государства.

    В структуру правовой  системы входят следующие главные элементы;

    1) право (законодательство);

    2) юридическая практика;

    3) господствующая правовая идеология.

    Понятие "право" и "правовая система"соотносятся как часть и це-

лое. Если под правом понимается система общеобязятельных, формально

определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых госу-

дарством, то  под правовой системой -явление,  отражающее собой всю

правовую организацию общества, целостную правовую действительность,

систему юридических  средств,  с помощью которых официальная власть

оказывает правовое воздействие на поведение людей.

    Право-ядро и нормативная основа правовой системы,  ее связующее

и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и

о сущности всей правовой системы данного общества.

    Помимо права,  юридической практики и  господствующей  правовой

идеологии (как  главных  элементов правовой системы) в нее входят и

другие слагаемые;  правотворчество, правоотношения, правовые учреж-

дения, законность и т.п

    Понятие "правовая система" выражает собой комплексную оценку

юридической сферы жизни конкретного общества.

     Романо-германская правовая семья.

     Прежде чем давать общую характеристику романо-германской правовой

семье, необходимо сначала определить понятие "правоваясемья".

     К романо-германской правовой  семье  относятся  правовые  системы

Италии, Франции,Испании,  Португалии,  Германии,  Австрии, Швейцарии и

др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в  рамках  рома-

но-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые систе-

мы (Югославии,  Болгарии и т.д.). Cовременная правовая система России,

при всехее особенностях,более родственна именно романо-германской пра-

вовой семье.

    Такие страны,  как Италия,  Франция, Испания и др. возникли на об-

ломках Великой  Римской Империи.  Они имели большой опыт Римской Импе-

рии, иисходя из ее ошибок и достоинств создали свою провавую систему.

Многие юристы,  политики и просто люди, которые хоть немного смыслят в

правовой системе,  считают,  что романо-германская прововая система на

нынешний момент  является  самой совершенной правовой системой в мире.

Правовая система Италии, Германии, Франции и тд. имеют общий источник,

структуру права и исторический путь его формирования, по этому все эти

страны объеденяют в романо-германскую правовую семью.

     Среди признаков  романо-германской  правовой семьи можно выделить

следующие:

     - единая  иерархически  построенная  система источников писанного

права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законо-

дательство/:

     - главная роль в формировании права отводится законодателю, кото-

рый создает  общие юридические правила поведения;  правоприниматель же

(судья, административные органы и т.п./ призван лишь точно реализовать

эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах:

     - имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической си-

лой;

     - высокий уровень нормативных обобщений  достигается  при  помощи

кодифицированных нормативных актов:

     - весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регла-

менты, инструкции, циркуляры и др.):

     - деление системы права на публичное и частное, а также на отрас-

ли:

     - правовой обычай и юридический прецедент  выступает  в  качестве

вспомогательных, дополнительных источников:

     - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и

гражданина:

     - особое значение имеет  юридическая  доктрина,  разработавшая  и

разрабатывающая в  университетах основные принципы (реорию) построения

данной правовой семьи.

                 Англо-саксонская правовая семья.

     Прежде чем давать характеристику англо-саксонской правовой  семье

(семье общего права),  необходимо сначала определить понятие "правовая

семья".

     К англо-саксонской  правовой семье относятся национально-правовые

системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

     Все страны англо-саксонской правовой семьи,  такие как США, Кана-

да, Новая Зеландия и др.  в прошлом были колонезированны Англией.  Они

впитали в себя ее язык, традиции, и конечно же ее правовую систему. Их

правовая система стала отражением Английской. В ней были похожи струк-

тура признак. И через некоторое время, страны такие , как Англия, США,

Канада, Австрия, Новая Зеландия объединили в англо-саксонскую семью.

     Среди признаков данной семьи можно выделить cледующие;

     - основным источником права выступает судебный прецедент (правила

поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу  и

распространяющиеся на аналогичные дела):

     - юридические прецеденты  носят  индивидуальный  (казуистический)

характер:

     - ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся

судам, который  в этой связи занимает особое положение в системе госу-

дарственных органов;

     - на  первом  месте находятся не обязанности,  а права человека и

гражданина, защищаемые прежде всего судом;

     - главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное,  до-

казательственное) право, которое во многом определяет право материаль-

ное;

     - отсутствуют кодифицированные отрасли права;

     - отсутствуют классическое деление права на частное и публичное;

     - статутное право (законодательство) и юридические обычаи  высту-

пают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

     - юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический,

прикладной характер.

             Семья религиозного права.

     Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного  права,

необходимо сначала определить понятие правовая семья .

     Ксемье религиозного права относятся правовые  системы  таких  му-

сульманских стран,  как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также ин-

дусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

     Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие;

     - главный творец права Бог,  а не общество,  государство, поэтому

юридические предписания даны раз и навсегда,  в них нужно верить и со-

ответственно строго соблюдать;

    - источниками  права  являются религиозно-нравстенные нормы и цен-

ности,содержащиеся, в частности,  в Коране, Сунне, Иджме и распростра-

няющиеся на  мусульман  либо  в Шастрах,Ведах,  законах Ману и т.д.  и

действующие в отношении индусов;

     - весьма тесное переплптение юридических положений с религиозными,

религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными

обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

     - особое место в системе источников  права  занимают  труды  уче-

ных-юристов (доктрины),конкретизирующие  и  толкующие первоисточники и

лежащие в основе конкретных решений:

     - отсутсвует деление права на частное и публичное;

     -нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное зна-

чение;

     -судебная практика  в собственном смысле слова не является источ-

ником права;

     - во  многом  основана  на идее обязанностей,  а не прав человека

(как это имеет место в романо-германской и  англо-саксонской  правовых

семьях).

         Семья традиционного права.

     Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права,

необходимо сначала определить понятие "правовая семья"

     Ксемье традиционного права относятся правовые системы  Мадагаска-

ра, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

     Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие;

     - доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и

традиции, имеющие,  как правило,  неписаный характер и передавемые  из

поколения в поколение;

     - обычаи и традиции представляют собой  синтез  юридических,  мо-

ральных, мифических  предписаний.  сложившихся  естественным  путем  и

признанных государствами;

     - обычаи  и  традиции регулируют отношения в первую очередь групп

или сообществ, а не отдельных индивидов;

     - нормативные  акты  (писанные  законы) имеют вторичное значение,

хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

     - судебная  практика  (юридический  прецедент) не выступает в ка-

честве основного источника права;

     - судебная власть руководствуется идеей примирения,  восстанавли-

вая согласие в общине и обеспичивая ее сплоченность;

     - юридическая  доктрина не играет существенной роли в юридической

жизни данных обществ;

     - архаичность многих ее обычаев и традиций.

    Особенности государства конкретного исторического периода опре-

деляются состоянием и уровнем развития общества.  При  неизменности

формальных признаков   (территории,публичной  вл

асти,сувереннитета)

государство по мере общественного развития  претерпевает  серьезные

изменения. Изменяются  содержание и методы управления,цели,задачи и

социальная направленность. На характер государственнсти и государс-

твенное устройство влияют национальный состав населения,своеобразие

его культуры,  размер территории,  географическое положение, укоре-

нившиеся обычаи  и традиции народа,  религиозные воззрения и другие

факторы.

    Особенности исторических  периодов (этапов,эпох) в развитии го-

сударственно-организованного общества у различных народов в различ-

ное историческое  время позволяют тем не менее выявить существенные

общие черты,  характерные для всех государств данного периода. Пер-

вые попытки такого обобщения,  несмотря на отсутствие исторического

опыта государственного строительства,  были предприняты Аристотелем

и Полибием.

    А р и с т о т е л ь считал,  что основными критериями разграни-

чения государств являются; 1) количество властвующих в государстве;

2)осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал

правление одного,  правление  немногих,  правление большинства.  По

второму признаку все государства делились на правильные (в них дос-

тигается общее благо) и непраильные (в них преследуются частные це-

ли). Отвлекаясь от  конкретных  условий  того  времени,  Аристотель

главное различие государств видел в том, какое место занимает в них

человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные ин-

тересыкаждого.

    П о л и б и й говорил,  что развитие государства, смена его ти-

пов (разновидностей)-естественный   процесс,определяемый  природой.

Государство развивается по бесконеному кругу,который включает  фазы

зарождения, становления,  расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы

переходят одна в другую,  и цикл повторяется вновь.  Развитие госу-

дарства, его  обновление  и изменение- это замкнутый круг,  считает

Полибей. История подтверждает, что цикличность в развитии государс-

твенно-организованного общества- закономерный процесс. Многие госу-

дарства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцвета

и упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной го-

сударственности, другие же выпали из замкнутого  круга  развития  и

стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и дру-

гие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том,  что

за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения

в соотношении государственной власти и человека.

    Прогрессивные мыслители  прошлого  искали те пути общественного

развития, при которых государство выступало бы главным инструментом

установления социальной  справедливости.  Из  этого принципиального

положения исходила передовая политико-правовая  мысль,  конструируя

типологию государств.  Однако  единства взглядов на эту проблему не

было. Разнообразие научных  подходов  в  оценке  этого  чрезвычайно

сложного и  неоднозначного  общественного  явления стало обьетивной

основой концептуального плюрализма типологии государства.

    ТИПЫ ПРАВА: различные подходы.

    Типология права-это его специфическая классификация, производи-

мая в основном с позиции следующих подходов.

    В рамках первого (формационного)  главным  критерием  выступают

социально-экономические признаки  (общественно-экономическая форма-

ция). Именно базис (тип  производсвенных  отношений)  является,  по

мнению представителей данного подхода, решающим фактором обществен-

ного развития,  который детерминируети соответствующий тип надстро-

ечных элементов; государство и право. В зависимости от типов эконо-

мического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный

и социалистический типы права.

    ДОСТОИСТВО;

       -продуктивна сама идея право на основе социально-экономичес-

ких факторов,  которые действительно весьма существенно  влияют  на

общество.

    СЛАБАЯ СТОРОНА;

       - формационный  подход  не  позволяет  в должной мере учесть

конкретно-историческую, культурно-национальную и  специально-юриди-

ческую специфику права.

    В рамках данного подхода типология права производится на основе

конкретно-географических, национально-исторических,    религиозных,

специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названны-

ми критериями выделяют такие типы права;

    1) национальные правовые  системы  (это  конкретно-историческая

совокупность права, юридической практики и господствующией правовой

идеологии отдельного государства);

    2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная

на основе общности источников, структуры права и исторического пути

его формирования).  Различают слудующие правовые семьи; общего пра-

ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

    ДОСТОИНСТВО данной  типологии заключается в том,  что выделенны

национально-исторические, конкретнор-географические   и   техничес-

ко-юридические признаки,  которые  весьма определенно характеризуют

право.

    СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают

роль социально-экономических факторов в природе права.

    МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология  государства и права базируется

на категории о б щ е с т в е н н о-э к о н о м и ч е с к о й   ф о

р м а ц и и.  Понятие общественно-экономической формации составляет

фундамент марксистского понятия истории.  ФОРМАЦИЯ - это историчес-

кий тип общества,  основанный на определенном способе производства.

Уровень развития призводственных сил определяет  материально-техни-

ческую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся

на однотипной форме собственности на средства производства, состав-

ляют экономический  базис общества,  которому соответствуют опреде-

ленные политические,  государственно-правовые и другие надстроечные

явления.

    Переход от одной общественно-экономической  формации  к  другой

происходит в  результате смены отживших форм проихводственных отно-

шений и замены их новым экономическим строем.  Качественные измене-

ния экономического базиса закономерно влекут за собой коренные пре-

образавания в надстройке.  Вывод о том,  что решающей силой истори-

ческого процесса являются материальные производственные отношения

(экономический базис),дал "твердое основание для представления раз-

вития общественных формаций естественно-историческим путем ".  Этот

принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии  государс-

тва и права.

    Понятие исторического типа связывается с установлением  законо-

мерной зависимости классовой сущности государства и права от эконо-

мических отношений,  которые господствуют в классовом  обществе  на

определенном этапе его развития.  Исторический тип государства,сог-

ласно марксистско-ленинской  теории,  выражает  единство  классовой

сущности всех  государств,  обладающх  общей экономической основой,

обусловленной господством данного типа  собственности  на  средства

производства. Единство  экономического строя различных стран прояв-

ляется в господствующем типе собственности на  средства  производс-

тва, а  следовательно,  в  экономическом  господстве  определенного

класса, в общности основных черт классовой структуры общества, ока-

зывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и

права.

    Господство производственных  отношений  одного типа в ризличных

странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической

формации, обуславливает  общность  классовой сущности государства в

этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой

экономический базис это государство защищает, интересам какого гос-

подствующего класса оно служит.  При таком подходе государство при-

обретает сугубо классовую определенность,  выступая в качестве дик-

татуры экономически господствующего класса.

    ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ,  лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государс-

тва; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний истори-

ческий тип- социалистическое государство,  которое,теоретически,  в

ближайшей исторической  перспективе  должно было бы перерасти в об-

щественное коммунистическое самоуправление.

    Перечислим основные характеристики различных типов государства,

выделяемых на основании данной концепции.

    Рабовладельческий тип государства - первая государвенно-классо-

вая организация общества. По своей сущности рабовладельческое госу-

дарство -  это  организация  политической власти господствующующего

класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важ-

нейшая функция этих государств-защита собственности рабовладельцев-

на средства, в том числе на рабов.

    Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческо-

го строя и возникновения феодальной общественно-экономической  фор-

мации.

     Демократические режимы складываются в правовых государствах.  Они

характеризуются такими  методами  осуществления государстенной власти.

которые реально обеспечивают свободное развитие личности,  фактическую

защищенность ее законных прав и интересов.  Конкретно режим демократи-

ческого государства выражается в следующем;

     Во-первых,такой режим предоставляет свободу личности в сфере эко-

номической деятельности.  которая составляет основу материального бла-

гополучия общества.

     Во-вторых, реальная гарантированностьличных прав и свобод гражда-

нина, его возможность выражать собственное мнение о политике государс-

тва, активно участвовать в  различных  культурных,  научных,профессио-

нальных и  других общественных организациях придают высокую нравствен-

ность демократическому государству.

     В-третьих, демократический  режим  создает  эффективные механизмы

прямого воздействия населения страны на характер государственной влас-

ти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью

государственных органов).

     В-четвертых, в  демократическом  государстве личность защищена от

произвола беззакония,  так как ее права находятся под постоянной охра-

ной органов правосудия.

     В-пятых,демократический режим является следствием реального  раз-

деления властей как в унитарных, так и в федеративных государствах.

     В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает  ин-

тересы большинства и меньшинства,индивидуальные и национальные особен-

ности населения. Она также является препятствием бюрократическому про-

изволу и  нарушениям  социально-экономичесикх  прав национальных мень-

шинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности;

     В-седьмых, демократические  методы  государственного властвования

позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия,  обеспечи-

вают компромисс  между  государственными органами и гражданами,  между

различными социальными группами населения.

     В-восьмых, основными принципами деятельности демократического го-

сударства является плюрализм. В условиях демократического режима дейс-

твуют различные   партии,  другие  общественные  организации,объедине-

ния,самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государс-

тва, придают  его деятельности плюралистический характер,  учитывающий

интересы всех индивидов и их общественных образований.

     В-девятых, демократический  государственный  режим  базируется на

законах, которые отражают объективные потребности развития личности  и

общества, поэтому он обеспечивает стобильный правопорядок, низкий уро-

вень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов

между государством и личностью,  между различными социальными и нацио-

нальными группами людей.

     Таким образом,  форма  государства  может  быть  понята  только в

единстве трех составляющих элементов;  формы государственного  режима.

Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно,

потребуют корректировки тех положений, которые изложены в данной главе

учебника.

класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

         Как утверждают основоположники марксизма - ленинизма, буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой.

         Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных людей. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско - ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

         Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататроского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе : коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.

         В марксистском погимании исторический тип государстваопределяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. Что же касается специфического пути развития государственности ряда стран и народов Азии и Африки, то применение общих методологических принципов требует всстороннего учета исторических и национально - этнографических олсобенностей различных стран. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

         Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально - освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к опреленному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смежанной, капиталистической с элементами общественной собственнностии) – экономическая основа данных государств.

         Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму,  “перешагнув” традиционные этапы общественного развития. “С помощью пролетариата передовых стран, – писал Ленин, – отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития – к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития”.

         Подтверждением правильности данной концепции считалась победа социалистической социалистической революции в Монголии, социалистический путь развития народов Средней Азии, советского Севера и Дальнего Востока,  которые переходили к социализму от родоплеменных и раннефеодальных отношений. Подобная общественная практика позволила позже выдвинуть и обосновать тезис о государстве социалистической ориентации как переходном к социалистическому типу. В научной литературе утверждалось, что государства социалистической ориентации ориентации финкционируют на основе переходной многоукладной экономики, в которой сочетаются черты прошлого и будущего. По своей классовой сущности они представляют собой революционно - демократическую диктатуру народа. Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных и других предпосылок перехода к социализму.

         Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений, ориентированных преимущественно на частную собчтвенность, должны перейти к буржуазному типу государства.

         Важное место в марксистско - ленинской типологии занимает положение осмене исторических типов государств, преемтвенности в развитии государства и права различных типов. Первопричиной смены исторических типов государства считается социально - экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособственнических производственных отношений. Вследствие этого в истории классово - антагонистических формаций наступает эпоха социальных революций, которая меняет экономическуб основу общества. “С изменением экономической основы, – пишет Маркс, – более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке”.

         Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответсвует новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит, таким образом, в результате социальной революции.

         Один из важных моментов марксистско - ленинского учения состоит в том, что развитие исторических типов и права – это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства и права к феодальному и от него к буржуазному означает движение от более простой к более развитой государственно - правовой организации. Однако в отдельных странах под влиянием внутренних и внешних факторов возможен возврат к старой, более низкой с точки зрения прогрессивого исторического движения, государственности.

         Смена исторических типов государства неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально - экономического развития общества. Задача, функции каждого последующего типа государства намного богаче и сложнее, чем в предшествующих формациях. “Данная закономерность выступает как тенденция политического развития. Ее нельзя рассматривать”чисто логически, в отрыве от реальной исторической действительности”. В истории есть немало примеров того, как конкретное государство более высокого типа во многом уступает государствам прошлых исторических типов (Римская империя и германские феодальные княжества, возникшие на ее обломках).

         Преемтвенность между историческими типами государства заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства. Каждый новый господствующий класс, отмечается в марксистской литературе, заимствует те элементы государственной и правовой организации старых классов, которые приемлимыдля него и могут быть наполнены новым классовым содержанием (например, организация армии, полиции, судов, уголовное и гражданское судопроизводство).

         Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма - ленинизма в эксплуататорских типах государства, которые роднит их общая эксплуататрская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму. Маркс писал, что только социалистическая революция открывает подлинную историю человечества. Решительно разрушая эксплуататорскую государственную машину и правовую систему буржуазии, рабочий класс берет от старого общества только то, что может служить интересам трудящихся. При переходе к социализму преемственность государственно - правовой оргаизации общественной жизни, таким образом, гораздо меньшая, чем при прежних революциях, и касается исключительно научно-технических средств данной эпохи. Такой вывод делается исходя из того, что социалистическое государство – это не только высший, но и совершенно новый, противоположный эксплуататорскому, исторический тип государства.

         Анализируя все известные эксплуататорские типы государств марксистско - ленинская теория выделяет их следующие общие признаки :

         1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениям, которые базируютcя на частной собственности и эксплуатации человека человеком.

         2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения.

         3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждаются от него.

         4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально - экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.

         В отличие от эксплуататорских государств социалистические государста, согласно марксизму - ленинизму, представляют собой организацию политической власти трудящихся. Ее назначение не сохранение классового господства, а построение бесклассового коммунистического общества. Отсюда и соответствующая характеристика основных черт государства социалистического типа :

         1. Все государства данного типа базируются на общественной собственностина орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

         2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов и всего народа.

         Любое социалистическое государство в процессе своего развития не только отчуждается от общества, но, напротив, все больше сливается с ним.

         В этом марксистско - ленинская наука  видит коренные различия между эксплуататорским  и социалистическим типом государства.

         Классово - формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и технической литературе. Типом государства называлось “совокупность государств, развивающихся в рамкой и той же общественно - экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы”. “Исторический тип государства (или права) – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно - экономической формации”. “Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью”.

         Мировая политико - правовая мысль выработала другие критериитипологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификациигосударств являетяс понятие “ цивилизации ”.

         Так, Г. Еллинек писал, что, “несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно, однако, установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа”. Он подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип - это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического типа Еллинек различает, с точки зрения характера государственного союза и положения, которые занимает индивид в этом союзе, следующие главные исторические типы государства : древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

         Английский историк А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономический, географических, религиозных, психологических и другихфакторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государств, существующим в ее рамках.

         Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание и в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным (однолинейным), а поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации.

         Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из виду такойц важный факт, как многоукладность, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Учет этого фундаментального факта существенно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса. Характер и удельный вес различных хозяйственных укладов обуславливает в значительной мере не только тип самого базиса, но и своеобразие разложения старых форм хозяйствования и зарождения принципиально новых экономический форм.

         Во-вторых, при формационном рассмотрении строуктуры классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы-антагонисты, остальные же социальные слои нажодятся за пределами исследования : они не вписываются в традиционную модель классового противостояния. Тем самым объединяется социальная картина общественной, в том числе государчственно - правовой жизни народов.