Точность и ясность речи
Г Сочи
Содержание:
1. Точность слово употребления. 3
2. Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов. 6
3. Стилистическая оценка заимствованных слов. 8
4. Точность словообразования и формообразования 10
5. Ясность синтаксической конструкции. 12
6. Список литературы. . 13
Точность слово употребления.
Точность и ясность речи взаимосвязаны. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а ясность оценивает слушатель (читатель)
Все люди облекают мысли в слова. Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке. Л.Н. Толстой шутя заметил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог»[1].
Поиск единственно необходимого в тексте слова требует от писателя напряжения творческих сил и неустанного труда. Этот труд порой отражен в рукописях, позволяющих нам ознакомиться с лексическим заменами, которые сделал автор, шлифуя стиль произведения. Например, в черновике повести А.С. Пушкина «Дубровский» находим такую правку: Члены (суда) встретили его (Троекурова) с изъявлениями [ глубокого уважения, глубокий преданности] глубокого подобострастия – последнее слово наиболее выразительно охарактеризовало поведение подкупленных Троекуровым чиновников, и писатель оставил его в тексте.
Поиск нужного слова отражается в авторедактировании (когда сам пишущий исправляет себя). Приведем примеры редактирования Н.В. Гоголем повести «Тарас Бульба».
Пример:
Первоначальный вариант
1. Поднявшийся ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета.
2. Зашумели запорожцы и разом почувствовали свои силы .
3. Посмеялись на православною верою.
Опубликованный текст.
1. Сорвавший ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета.
2. Зашумели запорожцы и разом почуяли свои силы.
3. …Поглумились над православною верою.
Стилистическая правка писателей в рукописи отражает последний этап работы над текстом, а какой труд предшествовал этому, сколько черновиков было написано и потом уничтожено, сколько раз автор произносил «про себя» ту или иную фразу, прежде чем записать её на бумаге,- об этом можно только догадываться.
Небрежное отношение к выбору слов в нашей повседневной речи становиться причиной досадных лексических ошибок , например: Пришла весна , у куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию (вместо: традицию).
В таких случаях говоря об использовании слова без учета его семантики (то есть значения). Подобные речевые ошибки становятся причиной нелогичности и даже абсурдности речи: И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване (автор перепутал саван и фату). Такие «обмолвки» объясняются ложным ассоциациями (это ассоциативные ошибки).
Неясность высказывания может возникнуть при употреблении многозначных слов и омонимов, если контекст проявит непредусмотренное автором значение. Например: Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных выступлений. Лучше было бы сказать: Участвуя в показательных выступлениях, юные фигуристки совершенствуют свое мастерство. Спортивный комментатор не учел возможного искажения смысла и такой фразы: Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.
Неточность словоупотребления объясняется невнимательностью или низкой речевой культурой автора. Но иногда сознательно не хотят употребить то или иное слово, чтобы завуалировать отрицательный смысл высказывания. Говорят фантазировать вместо, врет, принимал подарки вместо брал взятки и т.д. Вспомним эпизод из рассказа А.И. Куприна «Дознание»:
-Спроси его, взял он у Есипаки голенища?
Подпоручик опять убедился в своей неопытности и малодушии, потому что из какого-то стыдливого и деликатного чувства не мог выговорить настоящее слово украл.
Слова и выражения грубый смысл речи, называется эвфемизмами ( от греч. ue - хорошо , phemi- говорю). Эвфемистичность речи нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказывания при описании негативных явлений.
Неправильный выбор слова может стать причиной анахронизма – нарушения хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой. Например: В древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (хотя слово митинг появилось значительно позднее, в Англии)
Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов.
Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Портят нашу речь различные «сорняки». Это могут быть диалектные слова, жаргонизмы и вульгаризмы, неоправданные заимствования. Все они требуют объективной стилистической оценки как в книжных текстах, так и в разговорной речи.
Русский язык богат народными говорами: житель северных мест может произнести такую фразу, которую не пойму4т в Воронеже или Орле. И только московский говор, который лежит в основе русского литературного языка, будет понятен всем русским людям. Один писатель, чтобы показать своеобразие местных русских говоров, написал «элегию» на вятском наречии, содержание которой нужно «переводить» на русский язык, потому что в ней оказалось много непонятных диалектизмов (так называют слова, используемые в местных говорах, то еть диалектах). Приведем отрывок из «Вятской элегии» и её литературное переложение:
Пример.
Все бахорило, что я детина
Окицной, важный. Где я, там всегда
бывало сугатно. А теперь? Уж я
не вертечой, как потка!...
О когда, когда закрою шары свои
И на меня посадят варежник!
Все говорили, что я детина
Опрятный, молодец. Где я, там
Всегда многолюдно. А теперь?
Уже я не резвлюсь, как птичка!...
О когда, когда закрою глаза свои
И меня посыплют можжевельником!
Кто бы мог подумать, что такие знакомые слова, как шары, посадить, в вятском говоре имеют совсем иное значение? А сколько диалектизмов совсем неведомых, странных! Ни в одном словаре их перевод для тех, кто заинтересуется вятским наречием. Писать и говорить надо на правильном литературном языке, а не на диалектах, и это не вызывать ни у кого сомнения.
Жаргонная лексика обозначает понятия, которые в общенародном языке уже имеют наименования. Жаргон – разновидность разговорной речи. Используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг (от англ. Slang- слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или разговорных групп). Из сленга в разговорную речь пришло множество слов и выражений: Шпаргалка, забрить, хвост (академическая задолженность), плавать (плохо отвечать на экзамене), удочка (удовлетворительная оценка) и т.п.
Появление многих жаргонизмов связанно со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потрясно, обалденный, клёвый, ржать, балдеть, кайф, ишачить, пахать, загорать и т.п. Все они распространены только в устной речи и нередко отсуствуют в словарях.
Какова же оценка жаргонизмов? Конечно, тот, кто учился русскому языку А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого, не станет восхищаться жаргоном. К тому же жаргонизмы непонятны людям непосвященным, а это создает почву для недоразумений. Однако в устной речи молодежи жаргонизмы неистребимы, они придают ей живость, порой – ироническую окраску. Но сфера их использования узка: это устная речь, причем стилистически сниженная, нелитературная.
Стилистическая оценка заимствованных слов.
Часто можно услышать, что иностранные слова «засорять» русский язык и поэтому с ними нужно «бороться». Действительно, в разговорной речи мы нередко употребляем « модные» иностранные словечки не к месту. Язык рекламы наводнен американизмами, в журналах и газетах множество неоправданных заимствований.
Русский язык всегда был открыт для пополнения лексики из иностранных источников. Заимствования из древних языков (греческого, латинского), тюркизмы , галлицизмы, слово голландского, немецкого, английского происхождения, полонизмы, украинизмы и другие осваивались русским языком в разные исторические эпохи, не нанося ущерба его национальной самобытности, а лишь обогащая его и расширяя его пределы. Однако слишком большой приток иноязычных слов в наш язык в определенные периоды вызывал тревогу у деятелей русской культуры.
В конце 80-х – 90-е годы особенно сильно увеличился приток иностранных слов в русском язык в связи с изменениями в сфере политической жизни, экономики, культуры, идеологии.
Небывалую экспансию иноязычной лексики мы наблюдаем во всех областях. Она заняла ведущие позиции в политической жизни страны, привлекающей к новым понятиям: президент, парламент, инаугурация, спикер, импичмент, электорат, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус и т.п.; иноязычными в самых передовых отраслях науки и техники: компьютер, дисплей., файл, драйвер, модем, мониторинг, плейер, пейджер, факс, а так же в финансово – коммерческой деятельности: аудитор, бартер, брокер, бизнес, дилер, инвестиция, конверсия, спонсор, траст, холдинг и т.д. В культурную сферу вторгаются слова: бестселлеры, вестерны, триллеры, хиты, шоумены, дайджесты и т.д. Бытовая речь живо принимает новые реалии с их нерусским названием – Сникерс, твикс, гамбургер. чизбургер, спрайт, кока, маркетинг, супермаркет, шопинг и др. даже просторечие и жаргоны пополняют свой лексический запас американизмами, чаще всего искаженными, изуродованными – герла, шопик, фейс, шузы, баксы, грины, тин (сокращенное тинэйджер). Погоня за новым, «красивым», звучным, а иногда и непонятным для непосвященных называнием приводит к тому, что крестьянин – единоличник хочет быть только фермером, бандит – вымогатель не иначе, как рэкетир (можно еще звучнее – рэкетмен), а убийца – киллер.
Словари иностранных слов не успевают освоить новые заимствования, поэтому читатель, не владеющий английским, нередко оказывается беспомощным, встречая непонятные слова в газетах, журналах, изобилующих иноязычными терминами: эксклюзивный (исключительный), пресс-релиз ( специальный бюллетень для работников средств массовой информации, выпускаемый правительственными учреждениями), консенсус ( лат. согласие).
Наблюдая все печальные последствия «тотальной американизации» нашего языка, трудно сохранять объективность в развернувшейся полемике о целесообразности иноязычных заимствований в современном русском языке. И все раздают голоса в защиту нерусских слов, закрепляющихся в общении.
В нашу жизнь в последние годы входят новые явления, а с ними новые слова. Подобные процессы обогащения лексики заимствований происходят во всех современных языках. В наше время поток новых идей, вещей, информации, технологий требует быстрого называния предметов и явлений, заставляет, вовлекает в язык уже имеющиеся иностранные названия, а не ожидать создания самобытных слов на русской почве. Научно – техническая, военная, финансовая, банковская, спортивная, лексика во всем мире стремится к интернационализации. Тяга к научно - техническому прогрессу, к цивилизации находит отражение в языке. Отчасти происходит выравнивание словаря русского языка по международному стандарту. Насколько это изменит облик русского языка, обогатит его или «испортит», покажет время.
И все же не следует увлекаться иностранными словами, ведь многие новые заимствования непонятны, поэтому надо говорить проще, на чистом русском языке.
Точность словообразования и формообразования.
Точность и ясность речи иногда требует от нас четкости в употреблении форм рода, падежа имен существительных. Попробуйте догадаться, кто – мужчина или женщина - говорит о себе: «Сирота я, сирота несчастная!» Действительно, для современной речи стало нормой согласование по смыслу с существительными общего рода (они в равной мере применимы к мужчинам и женщинам - неряха, сладкоежка, кокетка, умница). Но у писателей встретить иное согласование: Приезжай, милый дедушка ,пожалей ты меня, сироту несчастную (Ч., «Ванька»).
Теперь мы говорим : Он ужасный сладкоежка; Этот мальчик такой неряха…
Однако бывает случаи, когда неправильное употребление форм прилагательных, согласуемых с существительными общего рода, вносит неясность. Например: Он стоял пораженный, но скоро проникся состраданием к лежавшему перед ним малютке. Но девушка взяла на руки ребенка и, назвав малышку премиленьким, унесла. О мальчике или девочке идет речь?
Уточнить значение некоторых существительных могут падежные окончания. Так, в форме именительного падежа множественного числа хлеба означает злаки на корню, а хлебы – выпеченные из муки изделия. Поэтому нельзя признать верной такую фразу: Хозяйка вынимала из печи хлеба. Не следует путать окончания в таких существительных: мехи (кузнечные) – меха (выделенные шкуры); образы (литературно-художественные) – образа (иконы); ордены (рыцарские и монашеские общества) – ордена (знаки отличия); поясы ( географические) – пояса (части одежды); пропуски (недосмотры) – пропуска (документы): соболи (животные) – соболя (меха); тормозы (препятствия) – тормоза (приборы); цветы (растения) – цвета (краска); юнкеры (до 1945 г. в Германии так называли крупных землевладельцев) – юнкера (курсанты в военных училищах царской России).
Не следует забывать и о смысловых отличиях некоторых грамматических форм имен прилагательных.
Часто полная форма прилагательных указывает на постоянный признак предмета, а краткая – на временный. Ср. он больной – он болен, она такая добрая – будьте добры, движения его спокойные- лицо его спокойно.
В других случаях полная форма прилагательных обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая – относительный признак применительно к определенной ситуации: потолок низкий (признак вообще)- потолок низок (для высокой мебели). Ср. также: ботинки малы, сапоги велики, проход узок.
Особую точность следует соблюдать при употреблении местоимений. Их способность замещать предшествующие слова может стать причиной неясности высказывания. Например, как понять фразу о любви к животным? –Саша знал, если после трехдневного содержания собак в специальном месте за ним не явятся владельцы, они будут уничтожены (собаки или владельцы?). Еще пример: Незнакомец попросил Сашу отвести собаку к себе (к Саше или к незнакомцу?). Подобное употребление местоимений нередко поражает двусмысленность и неуместный комизм: Педагогов волнует свободное время подростка и как его убить…
Недопустимо употребление местоимений при отсутствии в предшествующем тексте существительных, которые замещаются: Этот герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по восемнадцати фильмов сериала.
Грубый ошибкой является неправильный выбор грамматических формы местоимения: Выросло поколение, для которого война - история (следовало: для которого, то есть поколения).
При употреблении глагола может возникнуть неясность из-за возможности двоякого толкования форм на – ся, пример: Сюда собираются дети, заблудившиеся на улицах (сами собираются или их собирают?). Неразличение субъективно-объектных отношений в таких случаях может создать неуместный комизм высказывания: Птенцы выкармливаются насекомыми; в помощь охотнику в сани впрягается собака.
Ясность синтаксических конструкций.
Точность и ясность речи обусловлены правильностью грамматических конструкций, построением словосочетаний и предложений.
Возможность по-разному объединить слова в словосочетании порождает двусмысленность: Учителю приходилось многое объяснять (объяснял учитель или ему самому кто-то объяснял?).
Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов предложении: 1.Престорные лоджии обрамляют экраны из армированного стекла. 2. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. В подобных предложениях подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому неясно, что (или кто) является субъектом действия. Пример подобной путаницы – Солнце закрыло облако.
Конечно, такие предложения можно выправить, если они употреблены в письменной речи; достаточно изменить порядок слов: 1.Экраны из армированного стекла обрамляют просторные лоджии.2. Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ. И конечно же: облако закрыло солнце. Но если вы услышите фразу с неверным порядком слов, то, возможно, и неправильно её истолкуете. На этот и построена шутка А.П. Чехова: Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
Смысловая неясность возникает иногда и в сочетаниях типа: письмо матери (написанное ею или адресованное ей), критика Белинского, портреты Репина.
Двусмысленность может возникнуть и в сложноподчиненных предложениях с придаточным определительными типа: Иллюстрации к рассказам, которым были присланы на конкурс, исполнены мастерски (на конкурс были присланы иллюстрации или рассказы?). В этих случаях придаточные предложения рекомендуется заменять причастными оборотами: Присланными к рассказам иллюстрации. Или: Иллюстрации к присланными рассказам.
Список литературы.
1. Введемская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону, 2000г.
2. Головин Б.Н.Основы культуры речи.- Москва, 1988г.