Томас Мор и его "Утопия"

                            Вступление

                           ___________

        

         Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, ан-

глийский гуманист,  Томас Мор,  проникся сочувствием к бедствиям ее

народных масс.  Эти его настроения и получили свое отражение в зна-

менитом  произведении  с  длинным  заголовком в духе того времени -

"Весьма полезная,  как и занимательная,  поистине золотая книжка  о

наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...".  Она

была издана при ближайшем участии Эразма  Роттердамского,  близкого

друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме

Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманисти-

ческих кругах.

         Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело  его

к выводам большой социальной остроты и значимости,  особенно в пер-

вой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь не ог-

раничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий, под-

черкнув в самом конце своего  произведения,  что  при  внимательном

наблюдении жизни не только Англии,  но и "всех государств",  они не

представляют собой "ничего,  кроме некоего  заговора  богатых,  под

предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах".

         Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное нап-

равление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочислен-

ные исследователи этого произведения констатировали не только  пря-

мые  ,  но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего

евангельские),  в особенности же античных и раннехристианских авто-

ров.  Из  всех  произведений,  оказавших  на  Мора  наибольшее воз-

действие,  выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты,

начиная  с  Эразма,  видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого

величайшего творения политической мысли, произведения, существовав-

шего к тому времени почти два тысячелетия.

         Если ли не самую характерную,  определяющую черту социаль-

                              - 2 -

но-философской доктрины,  лежащую в основе "Утопии", составляет ан-

тииндивидуалистическая трактовка  общественной  жизни,  мыслимой  в

идеальном государстве.  Последовательный же антииндивидуализм с не-

обходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное ра-

венство  в  размерах  собственности и сопутствующего им уравнения в

потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений  в

эпоху  средневековья,  получавших  обычно  религиозное обоснование.

Элементы его имеются и у Мора  как  активного  сторонника  "христи-

анского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его

идеалами всечеловеческого равенства.

         В следующей главе мы начнем рассматривать некоторые аспек-

ты касающиеся нашей темы...

            

                          Томас Мор и его "Утопия"

                          ________________________

                                    ***

         История гуманизма в Англии составляет наиболее яркую стра-

      ницу культуры Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззре-

      ние  было  ранней формой буржуазной идеологии,  или,  точнее,

      первой формой буржуазного просвещения.  Центральной фигурой в

      гуманистическом движении Англии первой трети XVI в. был Томас

      Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма.

         Томас Мор происходил из зажиточной семьи потомственных го-

      рожан Лондона.  По собственным словам Мора,  его  семья  была

      "хотя  и  не  из знатного,  но честного рода".  Вся жизнь его

      предков была тесно связана с жизнью лондонского Сити.  Перво-

      начальное образование юный Мор получил в грамматической школе

      Св.  Антония,  где учили читать и говорить  по-латыни.  Потом

      около  двух  лет учебы в Оксфордском университете,  откуда по

      воле отца Мор переходит в одну из юридических  школ  Лондона,

      успешно  заканчивает курс юридических наук и становится адво-

      катом.  Необычайная добросовестность и человечность  молодого

      адвоката  принесли Мору большую популярность среди лондонских

      горожан.  В 1504 г., при Генрихе VII, 26-летний Томас избира-

      ется  в парламент.  Но парламентская карьера Мора была непро-

      должительной.  После своего смелого выступления против введе-

      ния новых налогов он под угрозой королевских репрессий вынуж-

      ден был надолго оставить политику и возвратиться  к  судебным

      делам. Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI

      в.  - это время напряженных исканий.  Еще студентом он  сбли-

      зился с кружком выдающихся оксфордских гуманистов - У. Гроци-

      аном,  Т.  Линакром и Дж.  Колетом.  С этим кружком был тесно

      связан и Эразм,  который стал одним из ближайших и любимейших

      друзей Мора.  Под руководством своих друзей - оксфордских гу-

      манистов  Мор с увлечением и упорством изучал сочинения отцов

      церкви - Иеронима и Августина. Изучение греческого языка дало

      возможность Томасу познакомиться с произведениями великих ан-

      тичных философов,  историков, писателей: Платона, Аристотеля,

      Плутарха,  Лукиана.  Читая древних авторов,  вместе со своими

      друзьями и наставниками размышлял  о  жизненном  призвании  и

      нравственном долге человека перед обществом,  о том,  как ре-

      формировать католическую церковь,  погрязшую в пороках и суе-

      вериях,  как  сделать жизнь менее жестокой,  более разумной и

      справедливой.  Вот что волновало Мора и его друзей.  Ответ на

      все эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних фи-

      лософов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, толь-

      ко и возможно было создать справедливое общество.  Так думали

      Мор,  Эразм и их друзья - оксфордские гуманисты.  Однако сила

      гуманистов была не только в их глубоком знании древних языков

      и античных авторов,  а в ясном понимании пороков современного

      общества и государства,  в их непримиримости к суевериям, не-

      вежеству лжеученых схоластов,  сословному чванству имущих,  в

      искреннем стремлении путем просвещения и нравственного воспи-

      тания народа и правителей добиться справедливого и  разумного

      переустройства  общества.  Эти  лучшие черты гуманизма XVI в.

      отразились в его "Утопии". История ее создания такова.

         Должность помощника  шерифа Лондона способствовала еще бо-

      лее тесному контакту Мора с влиятельными купеческими  кругами

      Сити. В 1515 г. ему была поручена ответственная миссия орато-

      ра от Сити при встрече венецианского посла. В мае того же го-

      да,  по  предложению  лондонских  купцов,  Мор  был включен в

      состав королевского посольства  во  Фландрию.  История  Этого

      посольства  впоследствии  была  описана  самим Мором в первой

      книге "Утопии".

         Мор превосходно справился с миссией купеческого посредника

      и дипломата.  Во время поездки состоялось знакомство  Мора  с

      выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Последний

      был главным секретарем и членом городской ратуши  Антверпена.

      Один из близких друзей Эразма,  блестящий знаток античной ли-

      тературы, греческого и латинского языков и права, автор пере-

      водов  на латынь басен Эзопа и трактата об источниках кодекса

      Юстиниана,  Эгидий был связан узами личной дружбы со  многими

      гуманистами  Европы.  Между Мором и Эгидием завязалась тесная

      дружба, отразившаяся в их переписке, а главое увековеченная в

      "Утопии".

         Тогда же вдали от родины Мор начинает работу  над  "Утопи-

      ей".  Как свидетельствует Эразм, "сначала на досуге" Мор "на-

      писал вторую книгу,  а потом ...  присоединил к ней  первую".

      Работу над Работу над книгой Мор завершил лишь по возвращению

      в Англию.

                 Религиозно-этическая концепция "Утопии"

                                 

                                  ***

         Присущее гуманистам круга Эразма, к которым принадлежал Т.

      Мор,  стремление сочетать идейное наследие языческой античной

      литературы с учением Христа,  греческих философов и Новый За-

      вет дало основание ряду современных исследователей, как в на-

      шей стране, так и за рубежом, именовать мыслителей этого кру-

      га "христианскими гуманистами",  а данное течение -  "христи-

      анским гуманизмом".

         Самым существенным моментом в так называемом "христианском

      гуманизме"  был  рационалистический  критерий в трактовке об-

      щественно-религиозных вопросов,  составляющий в то время наи-

      более  сильную  и  перспективную сторону в развитии гуманизма

      как формы буржуазного просвещения,  расчищавшего путь  новому

      антифеодальному  мировоззрению будущего буржуазного общества.

      Именно в русле этих гуманистических исканий, творчески синте-

      зировавших идейное наследие античности и средневековья и сме-

      ло рационалистически сопоставлявших политические и этнические

      теории  с  общественным развитием тогдашней эпохи,  возникает

      "Утопия" Мора,  отразившая и оригинально осмыслившая всю глу-

      бину  социально-политических конфликтов эпохи разложения фео-

      дализма и первоначального накопления капитала.

         Для понимания  гуманистической  концепции  как  самого Мо-

      ра,так и его окружения очень важно наряду с социально-полити-

      ческими проблемами "Утопии" исследовать также ее эстетический

      и религиозный аспекты. Эта задача стала особенно актуальной в

      современных  условиях,  когда  историография,  основываясь на

      весьма тенденциозном истолковании "Утопии",  пытается  свести

      все ее идейное содержание к христианской этике. Тем самым вы-

      холащивается оригинальность "Утопии",  отрицается ее значение

      как выдающегося произведения общественной мысли,  выражавшего

      не только насущные потребности своего времени,  но и  намного

                              - 2 -

      опередившего  свой век в смелой попытке проектирования совер-

      шенной общественной системы, которая покончит с существовани-

      ем классов и сословий.

         Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии",  нетрудно

      заметить,  что  главное  в  утопийской  этике  - это проблема

      счастья. Утопийцы полагали, что "для людей все счастье или же

      его важнейшая доля" заключается в удовольствии,  наслаждении.

      Однако,  согласно этике утопийцев,  не во всяком  наслаждении

      состоит  счастье  человека,  но "только в честном и благород-

      ном", основанном на добродетели и устремлении в конечном ито-

      ге к "высшему благу",  к которому "влечет нашу природу добро-

      детель". Ставя и решая эти "вечные" проблемы, Мор обнаружива-

      ет  основательное знакомство с древнегреческой философией,  в

      частности с сочинениями Платона и Аристотеля.  Об этом свиде-

      тельствют  не только общность поставленных проблем и термино-

      логии, но и многочисленные текстуальные совпадения "Утопии" с

      диалогами  Платона "Филеб",  "Государство",  а также "Этикой"

      Аристотеля.

         При этом речь идет о глубоком понимании существа этической

      философии Платона,  без искажений и христианской  тенденциоз-

      ности,  которую  было  бы естественно предположить у католика

      Мора.  Прежде всего это обнаруживается при рассмотрении Мором

      таких  важнейших  категорий,  как удовольствие и наслаждение.

      Понятие "удовольствие" этика утопийцев определяет как "всякое

      движение и состояние тела и души,  пребывая в которых под во-

      дительством природы,  человек наслаждается".  Так же, как и в

      диалоге Платона "Филеб", в "Утопии" дается тщательная класси-

      фикация родов и видов удовольствий.

         Больше всего утопийцы ценят духовные удовольствия, которые

      они считают "первыми и  главенствующими".  Таковыми  являются

      удовольствия, связанные с упражнениями в добродетели и с соз-

      нанием беспорочной жизни.  При этом в духе учения стоиков под

      добродетелью подразумевается "жизнь согласная с законами при-

                              - 3 -

      роды",  к которой люди предназначены богом".  Но если природа

      внушает  нам  быть  добрыми к другим,  то она не предполагает

      быть тебе суровым и немилосердным к  себе  самому,  напротив,

      сама природа предписывает нам приятную жизнь, то есть наслаж-

      дение,  как конечную цель всех наших действий. Автор "Утопии"

      исходил из убеждения,  что аскетизм противоречит человеческой

      природе. И в этом можно увидеть реакцию гуманиста на феодаль-

      но-католическую этику.  Исключение, согласно этике утопийцев,

      допустимо лишь тогда,  когда человек добровольно пренебрегает

      своим  благом  ради  пламенной заботы о других и об обществе,

      "ожидая взамен своего труда от Бога  большего  удовольствия".

      Иначе  совсем  глупо  терзать себя без пользы для кого-нибудь

      "из-за пустого призрака добродетели".

         Примечательно, что  совершенная  этика утопийцев обоснова-

      лась и аргументировалась почти исключительно доводами разума.

      Утопийцы  считали  свою  этику наиболее разумной прежде всего

      потому,  что она полезна для общества в целом и  для  каждого

      члена общества в отдельности,  так как принципы этой этики, с

      их точки зрения,  больше всего отвечали самому существу чело-

      веческой  природы,  проявляющемуся  в  стремлении  человека к

      счастью.  Другим критерием, которым руководствовались в своей

      этической  философии граждане совершенного государства,  была

      религия, постулирующая идею бессмертия души, ее божественного

      предназначения  к счастью.  Гуманность утопийской этики подк-

      реплялась также верою в загробное воздаяние за добрые и  дур-

      ные дела.  Утопийцы были убеждены в том, что к добродетельной

      жизни,  т. е. жизни "согласно с законами природы", люди пред-

      назначены  самим  богом.  Обосновывая с помощью религии этику

      совершенного государства автор  "Утопии"  исходил  из  ложной

      идеи  о  несовместимости человеческой морали с атеизмом,  и в

      этом он оставался сыном своего времени.  Однако важно другое:

      сама религия утопийцев проникнута духом рационализма и приоб-

      ретает несколько утилитарный характер, поскольку она освещает

                              - 4 -

      лишь  то,  что отвечает интересам всего общества.  Из религии

      берется ровно столько,  сколько требуется для обоснования гу-

      манистических идеалов, в частности наиболее разумных, с точки

      зрения Мора,  идеалов этики и политики.  Таким образом, автор

      "Утопии" настойчиво пытается согласовать религию с обществен-

      ной пользой и доводами разума.  В своем неосознанном стремле-

      нии вырвать человеческий разум из религиозных пут,  предоста-

      вив ему безграничные возможности к познанию,  он  приходит  к

      необходимости  об'явить  все разумное угодным богу.  Рациона-

      листический момент в религии утопийцев играет настолько  важ-

      ную роль,  что в конце концов голос разума, например, в таком

      вопросе,  как общественная польза,  воспринимается утопийцами

      как голос божий;  и сам процесс познания окружающего мира об-

      ретает под пером гуманиста божественную  санкцию.  И  в  этом

      смысле  своеобразная религия Утопии предвосхищает философский

      деизм просветителей,  служивший не более как удобным и легким

      способом отделаться от религии. Прославляющая разум и во всем

      апеллирующая к разуму (даже при решении религиозных проблем),

      религия Утопии не поднимает вопроса о личности бога, но приз-

      нает его первопричиной мира.  Такая религия ничего общего  не

      имеет ни с католицизмом, ни с будущим протестантизмом.

          Следует подчеркнуть историческую заслугу Мора,  который в

      начале XVI в. смело провозгласил идею полной религиозной сво-

      боды,  положив в  основу  религиозных  порядков  совершенного

      государства закон, согласно которому ни один человек не может

      быть преследуем за свои религиозные убеждения.  Религии  уто-

      пийцев  отличались  друг от друга не только на своем острове,

      но и в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев бы-

      ло то,  что они обязательно предписывали всем гражданам стро-

      гое соблюдение разумных и полезных для  всего  общества  норм

      морали,  а также установленных политических порядков,  т.  е.

      вместо того, что, с точки зрения Мора-гуманиста, представляло

      общечеловеческую  ценность:  человеколюбие,  сочетание личных

                              - 5 -

      интересов с общественным благом,  а также недопущение религи-

      озных междоусобиц.  Поддержание этих разумных моральных и по-

      литических норм лучше всего,  по мнению Мора,  обеспечивалось

      верой в бессмертие души.  В остальном граждане Утопии пользо-

      вались полной свободой вероисповедания.  Каждый мог пропаган-

      дировать свою религию "только спокойно и рассудительно, с по-

      мощью доводов",  не прибегая к  насилию  и  воздерживаясь  от

      оскорблений других религий.

         Идея веротерпимости, выдвинутая Мором накануне Реформации,

      задолго предвосхитила принцип, который был сформулирован лишь

      в конце XVI в. "Нантским эдиктом", не говоря уже о том, что в

      решении  религиозного  вопроса  автор  "Утопии"  был  намного

      последовательнее,  чем составители данного документа. В отли-

      чие  от  современной Мору Европы в Утопии не было религиозных

      распрей и ненависти:  там одинаково уживались и языческие ве-

      рования  и  христианство.  Очевиден тот разительный контраст,

      который существует между естественной,  рационалистической  и

      лишенной  конфессионализма  гуманистической религией Утопии с

      ее широкой терпимостью и уважением к  религиозным  верованиям

      других  народов и официальным католицизмом времен Реформации,

      религиозных воин и народных еретических движений.  Однако сам

      Мор, создавший свою "Утопию" в период гуманистических исканий

      путей реформы церкви, по-видимому, не считал религиозную кон-

      цепцию  "Утопии"  противоречащей учению Христа и христианской

      религии.  Более того некоторые  черты  религиозной  концепции

      утопийцев были для Мора настолько привлекательными,  что, ве-

      роятно,  он был бы рад, если бы католицизм, упрощенный и очи-

      щенный  от схоластики в результате реформы,  позаимствовал их

      на благо всего христианства.

         Необходимо также  иметь в виду,  что религиозная концепция

      "Утопии" с ее верой в бессмертие души и божественное  воздая-

      ние   после  смерти,  даже  с  точки  зрения  Нового  Завета,

      представляет собой существенное условие,  ведущее к спасению.

                              - 6 -

      Таким образом, когда легендарный Утоп провозгласил этот прин-

      цип веры в качестве необходимого условия этики,  он тем самым

      обеспечил  утопийцам,  употребляя  христианскую терминологию,

      "путь к спасению".

         Религиозно-этическая концепция "Утопии",  несомненно, воз-

      никает под  влиянием  гуманистического  движения  за  реформу

      церкви, и в этом ее прямая обусловленность потребностями сво-

      его времени,  которые позднее реализуются  в  рефоррмационном

      движении,  у  нее  те  же социальные и идеологические корни -

      кризис феодального общества и его господствующей церковно-ка-

      толической идеологии. И в этом смысле концепция "Утопии" есть

      не что иное,  как попытка идейного преодоления  кризиса  фео-

      дальной  идеологии,  предпринятая  на  основе гуманистической

      доктрины "естественной религии".  Своеобразие этой  доктрины,

      которую  разрабатывала  плеяда  гуманистов,  группировавшихся

      вокруг Эразма и проповедовавших необходимость реформы  церкви

      в качестве реальной основы для оздоровления и реформы общест-

      ва,  состояло в синтезе античной этики,  включавшей  элементы

      этики  Платона,  Эпикура,  стоиков  и  свободно истолкованной

      христианской этики.  Этим и об'ясняется  сложность  религиоз-

      но-этической  концепции "Утопии" ,  которая явно расходится с

      официальной идеологией феодального общества.  Не  случайно  с

      наступлением Реформации широкая гуманистическая трактовка ре-

      лигиозно-этических  проблем  у  того  же  Мора,   пожелавшего

      остаться  в  лоне  католической  церкви,  уступает место кон-

      фессионализму,  нетерпимости к "еретикам", т. е. ко всем тем,

      кто хотя бы в малейшей степени расходился с официальной като-

      лической доктриной, например, в таких вопросах, как авторитет

      церкви и папы, свобода воли, отношение веры к разуму и т. д.

         Весьма существенным является вопрос о соотношении  индиви-

      дуальной и социальной этики. Именно здесь яснее всего выявля-

      ется та специфика новой этики бесклассового общества, которая

      выдвигает автора "Утопии" в ряды передовых мыслителей.  В от-

                              - 7 -

      личие от философов античности и средневековья он исследует  и

      решает этические проблемы на стыке философии,  политики и со-

      циологии

         Оригинальность Мора  как  мыслителя  эпохи Возрождения - в

      том, что он ищет путь к совершенной этике в радикальном пере-

      устройстве общества на началах социальной справедливости, ра-

      венства и братства. При этом Мор не ограничивается порицанием

      человеческих пороков и провозглашением принципов этики, кото-

      рыми должен руководствоваться некий  абстрактный  индивидуум,

      но выводит универсальный принцип совершенной этики индивидуу-

      ма из коллективной этики бесклассового общества,  где мораль-

      ным  провозглашается то,  что отвечает интересам большинства.

      Все, что противоречит благу большинства, об'является амораль-

      ным.  Автор "Утопии" не мыслит другого пути к решению мораль-

      но-этических  проблем  нежели   через   уничтожение   частной

      собственности  и переустройство всего общества на коммунисти-

      ческих началах.  Именно это подразумевается Мором,  когда  он

      говорит об упразднении власти золота и отмене денег.  Уничто-

      жив собственность и деньги, утопийцы добились коренного реше-

      ния ряда этических проблем,  над которыми тщетно бились поко-

      ления мыслителей античности и средневековья.  Исчезли  многие

      социальные пороки и конфликты:  "обманы, кражи, грабежи, раз-

      доры,возмущения,  тяжбы, распри, убийства, предательства, от-

      равления".

         Отравления на пути к справедливому устройству общества су-

      ществует  еще  и  такое  препятствие,  как  гордыня,  которую

      христианская мораль издавна провозгласила источником всех по-

      роков и грехов.

         Осуждая гордыню и противопоставляя ей кротость и смирение,

      официальная  христианская  мораль не только не осуждала соци-

      ального неравенства в классовом обществе, но, напротив, всег-

      да  освещала и санкционировала его своим авторитетом.  Именно

      этим целям и призвана была во  все  времена  служить  христи-

                              - 8 -

      анская  мораль,  взывавшая  к смирению и покорности.  Разве в

      этом пафос социальной этики "Утопии"? Как раз наоборот! Пори-

      цая   классовую   мораль   феодального  общества,  паразитизм

      господствующих классов, пренебрежение интересами лучшей части

      общества  -  интересами большинства,  Мор был весьма далек от

      того, чтобы об'яснить существование пороков одной лишь горды-

      ней.  Отличие идей Мора от традиционной христианской социоло-

      гии состоит в том,  что корни пороков автор "Утопии" ищет  не

      столько в гордыне, сколько в несправедливом общественном уст-

      ройстве - в господстве частной собственности.

         Всей своей  книгой Мор утверждает ту истину,  что переуст-

      ройству подлежит прежде всего порочная общественная  система,

      поскольку  источником нравственной испорченности людей (в том

      числе и самой гордыне, осуждаемой христианской моралью) явля-

      ется  неравенство,  вытекающее из частной собственности,  без

      упразднения которой невозможна и справедливая социальная эти-

      ка,  достойная  человека.  Лишь  государство,  где уничтожена

      частная собственность,  следует признать не только наилучшим,

      но и "единственным, какое по праву может притязать называться

      государством".

         Между тем  в классовом обществе нормой индивидуального по-

      ведения становится борьба за  существование  -  эгоистическое

      преследование личных выгод и лицемерная мораль:  "если даже и

      говорят повсюду о благополучии общества, то заботятся о своем

      собственном".  Преодолевая эту антитезу этики путем упраздне-

      ния частной собственности, автор "Утопии" формулирует принци-

      пы новой этики, опирающиеся на прочное основание - обществен-

      ную собственность на средства производства, обязательный труд

      всех  граждан  и распределение всех жизненных благ по потреб-

      ностям.

         Такова трактовка религиозно-этических проблем у Томаса Мо-

      ра в период,  предшествовавший Реформации.  Впоследствии  под

      влиянием  Реформации  взгляды  Мора сильно эволюционировали в

                              - 9 -

      сторону ортодоксального католицизма. Изучая проблему генезиса

      утопического  социолизма  в XVI в.  необходимо учитывать весь

      сложный идейный комплекс,  в условиях которого  формировалось

      мировоззрение гуманистов Северной Европы, в частности Т. Мора

      - одного из активнейших деятелей гуманизма круга Эразма - Ко-

      лета. Важную идеологическую роль в развитии социально-полити-

      ческой концепции гуманистов наряду с античным наследием игра-

      ло религиозное свободомыслие в форме так называемого "христи-

      анского гуманизма", проповедовавшего под видом истинного уче-

      ния  Христа идею всеобщей религии,  которая была своеобразным

      выражением гуманистической оппозиции  против  ортодоксального

      христианства как господствующей идеологии феодального общест-

      ва.  И в то же время это была попытка гуманистического истол-

      кования христианства,  с помощью которой гуманисты стремились

      найти  идейное  обоснование  необходимости  социально-полити-

      ческих реформ.

         Не случайно характерной особенностью гуманистического  ми-

      ровозрения  автора  "Утопии"  был рационализм и вера в разум.

      Беспредельные возможности разума и весь процесс познания  по-

      лучили у гуманиста Мора божественную санкцию.  При этом осно-

      вой процесса познания Мор считал практику людей,  их  матери-

      альный опыт.  Науки, процветавшие в Утопии, не только целиком

      основывались на практике,  но и служили практике.  Так, в ре-

      зультате тщательного изучения природы утопийцы научились пре-

      дугадывать "дожди,  ветры и прочие перемены погоды". Мор под-

      черкивает,  что  знания  утопийцев о природе ничего общего не

      имеют с гаданиями и суевериями, но получены благодаря долгому

      опыту  наблюдений.  Утопийцы  успешно занимались астрономией.

      Они изобрели ряд приборов, с помощью которых можно вести точ-

      ные наблюдения.  Поэтому утопийцы были весьма сведущи в науке

      о "движении небесных тел".  Зато, иронизирует Мор, они ничего

      не  знают об астрологии,  "они во сне не помышляют о дружбе и

      раздорах планет" и обо всем этом "обмане лживых прорицаний по

                              - 10 -

      звездам".

         Основанные на опытном знании науки утопийцев Мор  противо-

      поставлял  астрологии  и схоластике.  В наследии древних,  по

      словам Мора, утопийцы высоко ценили труды естествоиспытателей

      - Гиппократа,  Галена,  Теофраста.  Утопийцы достигли больших

      успехов в математике,  диалектике,  музыке.  Однако, с юмором

      замечает Мор, если утопийцы во всем почти равняются "с нашими

      древними",  то они далеко уступают изобретениям новых диалек-

      тиков,  т. е. схоластов. В частности, им не удалось изобрести

      ничего похожего на те отвлеченные категории,  которыми полна,

      например, так называемая "Малая логика" Петра Испанца. Высту-

      пая против схоластики,  гуманисты подвергали  острой  критике

      трактат Петра Испанца. В своем письме к М. Дорпу от 21 октяб-

      ря 1515 г.  Мор характеризовал "Малую логику"  Петра  Испанца

      как произведение, название которого в буквальном смысле отра-

      жает его содержание:  "Малая логика" потому так и называется,

      что в ней действительно "мало логики".

         Высмеивая в "Утопии" схоластику, Мор всячески подчеркивал,

      что науке утопийцев,  опирающейся на опытное знание,  органи-

      чески чужда схоластическая логика, оторванная от жизни и опе-

      рирующая  лишь в сфере абстракций.  Поэтому Мор отдавал столь

      явное предпочтение в "Утопии" античным естествоиспытателям  -

      этим стихийным моралистам.  Длинный перечень древних авторов,

      пользующихся большим  уважением  в  Утопии,  -  свидетельство

      собственных  симпатий  гуманиста к античной,  преимущественно

      греческой, культуре. Широта умственных интересов граждан Уто-

      пии проявлялась в том, что большинство из них весь свой досуг

      уделяло наукам. Этому способствовала также глубоко демократи-

      ческая  система образования:  все граждане Утопии обоего пола

      проходили обязательное обучение в школе.  Оно не  ограничива-

      лось усвоением теории, но сочеталось с практическими занятия-

      ми земледелием и ремеслом, протекавшими в форме игры и упраж-

      нений.

                              - 11 -

         Говоря современным  языком,  это не что иное,  как принцип

      политехнизации обучения,  свидетельствующий  о  прогрессивных

      взглядах Мора.  Характерно,  что,  по мнению автора "Утопии",

      высшее образование в совершенном обществе должно быть доступ-

      но всем  людям.  Всякий  в  Утопии,  обнаруживший  интерес  и

      способности  к науке,  получал от государства освобождение от

      повседневного труда "для основательного изучения  наук".  По-

      добный демократизм в деле образования, конечно, был неслыхан-

      ным явлением в те времена.  У Т.  Мора гуманистический  идеал

      просвещения обретал новые качества, предвосхитившие некоторые

      черты педагогической системы нашего демократического  общест-

      ва.  В этом, конечно, Т. Мор намного опередил своих современ-

      ников-гуманистов, деятелей раннего буржуазного просвещения.

     

     

                               ***

         Европейскому обществу XVI столетия,  основанному на  соци-

      альном неравенстве, Т. Мор противопоставлял свой идеал - глу-

      боко продуманную схему общественного строя,  при котором  нет

      частной  собственности.  Все  материальные  блага принадлежат

      здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природ-

      ные богатства - земля и ее недра,  но и вся продукция общест-

      венного производства,  которая также поступает в распоряжение

      всех  граждан.  Государство  в  лице сената производит учет и

      распределение продуктов потребления в интересах всего общест-

      ва.  В  отличие  от некоторых древних утопий,  например госу-

      дарства Платона,  главное  внимание  уделявших  общественному

      потреблению  и провозглашавших общность потребления,  Т.  Мор

      основное значение придавал поиску справедливой системы  орга-

      низации  производства.  В  Утопии  изобилие всех материальных

      благ. Каковы его источники? Прежде всего в Утопии нет частной

      собственности,  а  производительный труд обязателен для всех.

      Здесь нет праздных:  кроме земледелия,  которым  заняты  все,

      каждый  изучает какое-либо ремесло как специальное,  а иногда

      даже и несколько ремесел.  Таким образом, в Утопии совсем нет

      людей, которые бы вели паразитический образ жизни.

         Поскольку в Утопии все население занято общественно полез-

      ным трудом,  там изобилие продуктов, необходимых "для жизни и

      ее удобств",  и действует и  действует  справедливый  принцип

      распределения всех материальных благ - по потребностям.

         Большое внимание Мор уделял организации труда в  совершен-

      ном обществе,  специально рассматривая проблему продолжитель-

      ности рабочего дня.  Последнее всегда имело  важное  значение

      для мелкого крестьянского хозяйства. Особенную красоту приоб-

      ретает проблема рабочего времени в период  появления  капита-

      листической мануфактуры и фермерства.  В XVI в.  это не менее

      важная проблема и для цеховой промышленности. Мастера стреми-

      лись как можно больше увеличить рабочий день,  принуждая под-

      мастерьев и учеников отработать от зари до зари. Предпринима-

      тели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) до-

      водили продолжительность рабочего времени до  12-15  часов  в

      сутки.

         Не случайно,  касаясь положения трудового  люда  в  Англии

      эпохи первоначального накопления капитала, Т. Мор указывал на

      необычайно жестокую эксплуатацию  народа.  Мор  устанавливает

      шестичасовой  рабочий  день.  Должностные  лица (сифогранты),

      наблюдающие, чтобы "никто не сидел в праздности", следят так-

      же и за тем,  чтобы никто "не работал с раннего утра до позд-

      ней ночи" и не утомлялся "подобно вьючному скоту".  Все  сво-

      бодное время дозволяется каждому проводить по своему усмотре-

      нию, причем большинство предпочитает свой досуг наукам.

          Итак проектируя новую организацию труда, рассматриваемого

      как обязанность каждого гражданина,  Мор утверждал, что такая

      система трудовой повинности,  как в Утопии, отнюдь не превра-

      щает труд в тяжкое бремя,  каковым он был для трудящихся всей

      тогдашней Европы.  Напротив, подчеркивал Мор, "власти" в Уто-

      пии отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним трудам. По-

      этому, когда нет надобности в шестичасовой работе, а в Утопии

      это бывает довольно часто,  государство само сокращает "коли-

      чество рабочих часов". Система организации труда как всеобщей

      трудовой повинности преследует "только одну  цель:  насколько

      позволяют  общественные  нужды,  избавить всех граждан от те-

      лесного рабства и даровать им как можно  больше  времени  для

      духовной  свободы и просвещения.  Ибо в этом ...  заключается

      счастье жизни".

         В концепции Т. Мора технический прогресс не является опре-

      деляющим.  Будучи утопистом,  Мор верил, что изобилие матери-

      альных  благ  может  быть достигнуто уничтожением социального

      паразитизма и системой всеобщей трудовой  повинности.  Однако

      низкий  уровень  техники,  на  которой  основывалась  вся хо-

      зяйственная жизнь Утопии (где  преобладал  ручной  труд),  не

      позволил  бы полностью удовлетворить потребностей даже такого

      "идеального общества", о котором мечтал Т. Мор.

         Проблему тяжких  и неприятных работ Мор решает,  используя

      рабство или апеллируя к религии.  Например,  при общественных

      трапезах все наиболее грязные и трудоемкие работы исполняются

      рабами.  Рабы заняты такими видами труда, как убой и свежева-

      ние скота,  ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, пере-

      возка дров и т.  д.  Но наряду с ними "рабский труд" несут  и

      некоторые свободные граждане Утопии, делающие это в силу сво-

      их религиозных убеждений.  В своих теориях Т.  Мор исходил из

      уровня  развития производственных сил и традиций своей эпохи.

      Отчасти этим об'ясняется нарочитая скромность  и  неприхотли-

      вость  утопийцев  в удовлетворении своих повседневных потреб-

      ностей. В то же время, подчеркивая простоту и скромность быта

      утопийцев, Мор выражал сознательный протест против социально-

      го неравенства в современном ему обществе,  где нищета  боль-

      шинства  уживалась  с  роскошью  эксплуататоров.  Теория Мора

      близка идеям примитивного уравнительного  коммунизма  средних

      веков.  За  плечами  Мора груз средневековых традиций христи-

      анской проповеди о необходимости самоограничения,  уважения к

      бедности и аскетизму.  Однако главное об'яснение проблемы - в

      своеобразном гуманистическом отношении  к  труду.  Для  гума-

      нистов XV-XVI вв.  труд для обеспечения средств существования

      - это "телесное рабство",  которому они противопоставляли ду-

      ховную,  интеллектуальную  деятельность,  достойную заполнять

      досуг человека (otium).  Ни у одного гуманиста, в том числе и

      Мора,  при  всем  его  уважении к простым людям труда,  мы не

      встретим труда,  мы не встретим апологии труда как  такового.

      Достойным человека гуманист считает лишь умственный труд, ко-

      торому только и должно отдавать свой досуг. Именно в этом гу-

      манисты,   в  частности  Мор,  видели  смысл  самого  понятия

      "досуг", которое и в "Утопии", и в своей переписке с друзьями

      он всячески противопоставляет телесному рабству - negotium. В

      этом историческом своеобразии понимания физического труда гу-

      манистами  как телесного бремени,  продолевая которое человек

      только и обретает истинную свободу для духовной деятельности,

      направленной на совершенствование его умственной и нравствен-

      ной природы, мы находим об'яснение многих сторон утопического

      идеала Т.  Мора, в частности добровольного аскетизма, способ-

      ности довольствоваться самым необходимым, дабы иметь максимум

      времени для занятия "благородными науками".  Только так и по-

      нимает Мор настоящий досуг,  который так ценят его  утопийцы,

      предпочитающие  иметь одно простое платье в течение двух лет,

      но зато наслаждаться досугом,  заполненным науками и  другими

      духовными удовольствиями. Как реальный мыслитель, Мор понима-

      ет,  что в обществе,  где человек должен трудиться ради хлеба

      насущного,  досуг для духовной деятельности должен быть опла-

      чен чьим-то трудом, а это несправедливо. Создавая проект ком-

      мунистического  общества в Утопии,  Мор предпочитает всеобщую

      трудовую повинность и скромную,  но обеспеченную всем необхо-

      димым  жизнь на началах равенства,  нежели осуществление эли-

      тарного досуга для избранных членов общества.

         Основной хозяйственной единицей Утопии является семья. При

      ближайшем же рассмотрении,  однако,  оказывается, что семья у

      утопийцев  необычная  и формируется она не только по принципу

      родства.  Главный признак утопийской семьи заключается  в  ее

      профессиональной принадлежности к определенному виду ремесла.

         "По большей части,  - пишет Мор,  - каждого выучивают  ре-

      меслу старших.  Ибо к этому чаще всего влекутся они от приро-

      ды.  Если же кого-либо привлекает к себе иное занятие, то его

      принимает другое хозяйство, ремеслу которого он хотел бы обу-

      читься".

         Т. Мор  неоднократно  подчеркивает,  что отношения в семье

      строго патриархальные,  "во главе хозяйства стоит  старейший.

      Жены  услуживают мужьям,  дети - родителям и вообще младшие -

      старшим". Кроме того, в Утопии распространено почитание пред-

      ков.  Т.  Мор перечисляет ремесла,  которыми занимаются в от-

      дельных семействах: это обычно "прядение шерсти или обработка

      льна, ремесло каменщиков, жестянщиков или плотников".

         Ремеслом занимаются все - и  мужчины,  и  женщины.  Однако

      женщины  имеют более легкое занятия,  они обычно обрабатывают

      шерсть и лен.  Вовлечение женщин в общественное  производство

      наравне с мужчинами,  несомненно,  факт весьма прогрессивный,

      так как именно здесь закладываются основы  равноправия  между

      полами, которое, несмотря на патриархальный характер семейно-

      го уклада, в Утопии все же налицо.

         Патриархальные отношения в семье,  а также ярко выраженный

      ее профессиональный признак позволяют историку разглядеть ре-

      альный  прототип семейной общины утопийцев - идеализированную

      ремесленную общину средних веков.  Мы говорим "идеализирован-

      ную",  имея  в  виду то обстоятельство,  что к началу XVI в.,

      когда писал Мор,  цеховая организация подвергалась весьма су-

      щественной эволюции. Кризис цехового строя зарождения капита-

      листической мануфактуры привел к резкому обострению внутрице-

      ховых  отношений  - между мастером,  с одной стороны,  и под-

      мастерьем и учеником - с другой.  В конце средних веков цехо-

      вая организация приобретала все более замкнутый характер, да-

      бы цехи могли противостоять конкуренции растущей капиталисти-

      ческой мануфактуры. Положение учеников и подмастерьев все бо-

      лее приближалось к положению наемных рабочих.

         Создавая свой хозяйственный идеал семейной ремесленной об-

      щины,  Томас Мор,  естественно, вынужден был отталкиваться от

      современной  ему  господствующей формы организации городского

      ремесла. Автор "Утопии" определенно идеализировал ремесленную

      организацию  средних  веков  с ее системой разделения труда и

      специализации, а также чертами семейно-патриархальной общины.

      В этом Т. Мор отразил настроения и чаяния городских ремеслен-

      ников, для которых наступили тяжелые времена а связи с разло-

      жением цеховой системы ремесла и резким социальным расслоени-

      ем внутри цехов.  Возникает вопрос:  почему  Т.  Мор  отдавал

      предпочтение  наполовину изжитой уже в то время цеховой орга-

      низации ремесла перед капиталистической  мануфактурой,  кото-

      рой,  несомненно, принадлежало будущее? Ответ, на наш взгляд,

      следует искать в специфике мировоззрения Т.  Мора  как  гума-

      ниста и родоначальника утопического направления.

         Главной производственной ячейкой в сельском хозяйстве Уто-

      пии является большая община,  насчитывающая не менее 40 чело-

      век - мужчин и женщин и еще двух приписанных рабов.  Во главе

      такого сельского "семейства" стоят "почтенные в летах" распо-

      рядитель и распорядительница.

         Таким образом,  искусственно  созданный и поддерживаемый в

      Утопии семейно-патриархальный коллектив  является,  по  мысли

      Мора,  наиболее приемлемой формой организации труда как в ре-

      месле, так и в земледелии.

         В отличие  от  традиционного  порядка  вещей,  когда город

      выступал в качестве эксплуататора и конкурента по отношению к

      деревенской округе,  Мор исходит из того, что в Утопии жители

      города считают себя по отношению к деревенской округе "скорее

      держателями, чем владельцами этих земель".

         Автор "Утопии" попытался по-своему преодолеть  исторически

      сложившуюся  противоположность  между городом и деревней.  Т.

      Мор видел,  что земледельческий труд в условиях Англии XVI в.

      и  тогдашней техники сельского хозяйства был тяжелым бременем

      для тех,  кто занимался им всю жизнь. Стремясь облегчить труд

      земледельца  в  своем идеальном обществе,  Т.  Мор превращает

      земледелие в обязательную повинность всех граждан.

         Т. Мор  почти  не  придает значения техническому прогрессу

      для преодоления отсталости деревни и облегчения труда  земле-

      дельца.  Проблема  развития  производительных сил общества на

      основе технического прогресса явно недооценивалась им. И хотя

      утопийцы  с успехом применяли искусственное разведение цыплят

      в особых инкубаторах,  тем не менее сельскохозяйственная тех-

      ника в целом у них была довольно примитивной. Но и при низком

      ее уровне утопийцы сеют хлеб  и  выращивают  скот  в  гораздо

      большем количестве,  чем это требуется для собственного упот-

      ребления;  оставшимся они делятся с соседями.  Т.  Мор считал

      подобный  порядок  вещей  вполне возможным и разумным в таком

      государстве,  как Утопия, где нет частной собственности и где

      отношения между городом и сельской округой основаны на взаим-

      ной трудовой поддержке.  Все,  что нужно для  сельской  мест-

      ности,  земледельцы  Утопии "безо всяких проволочек" получают

      из города. Решение проблемы противоположности между городом и

      деревней  и  создания изобилия сельскохозяйственных продуктов

      достигается не за счет усовершенствования техники, но за счет

      более справедливой, с точки зрения утописта, организации тру-

      да.

         Отсутствие частной собственности позволяет Т. Мору строить

      производственные отношения в Утопии по  новому  принципу:  на

      основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от

      эксплуатации, - в этом его величайшая заслуга.

         Томас Мор  ставит  также и проблему преодоления противопо-

      ложности между физическим и умственным  трудом.  Кроме  того,

      что большинство утопийцев весь свой досуг уделяют наукам, же-

      лающие целиком посвятить себя науке встречают всемерную  пох-

      валу и поддержку и похвалу всего общества как лица,  принося-

      щие пользу государству. Люди, проявившие способности к науке,

      освобождаются от повседневного труда "для основательного про-

      хождения наук".  Если же гражданин не оправдывает возложенных

      на него надежд, он лишается этом привилегии. Каждый гражданин

      Утопии имеет все условия для успешного  овладения  науками  и

      духовного роста. Наиболее важное из этих условий - отсутствие

      эксплуатации и обеспеченность большинства всем необходимым.

         Итак, по мысли Мора,  Утопия представляет собой бесклассо-

      вое общество,  состоящее из свободных от  эксплуатации  боль-

      шинства.  Однако,  проектируя справедливое общество, Мор ока-

      зался недостаточно последовательным,  допустив в  Утопии  су-

      ществование  рабов.  Рабы  на  острове - бесправная категория

      населения,  обремененного тяжелой трудовой  повинностью.  Они

      "закованы" в цепи и "постоянно" заняты работой. Наличие рабов

      в Утопии в значительной мере,  по-видимому,  было обусловлено

      низким  уровнем  современной Мору техники производства.  Рабы

      нужны утопийцам,  чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого

      и грязного труда.  В этом, несомненно, проявилась слабая сто-

      рона утопической концепции Мора.

         Существование рабов  в идеальном государстве явно противо-

      речит принципам равенства, на основе которых Мор проектировал

      совершенный общественный строй Утопии.  Впрочем, удельный вес

      рабов а общественном производстве  Утопии  незначителен,  ибо

      основными  производителями все же являются полноправные граж-

      дане.  Рабство в Утопии имеет специфический характер;  помимо

      того,  что оно выполняет экономическую функцию,  оно является

      мерой наказания за преступления и средством  трудового  пере-

      воспитания.  Главным источником рабства в Утопии было уголов-

      ное преступление, совершаемое кем-либо из ее граждан.

         Что касается внешних источников рабства,  то это либо зах-

      ват в плен во время войны,  либо (и чаще всего) выкуп  иност-

      ранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни.

         Рабство - принудительный труд в качестве  меры  наказания,

      заменяющий  смертную  казнь,  - Мор противопоставил жестокому

      уголовному законодательству XVI в.  Мор выступал  решительным

      противником смертной казни за уголовные преступления, ибо, по

      его мнению,  ничто в мире по ценности не может  сравниться  с

      человеческой жизнью.  Таким образом,  рассматривать рабство в

      Утопии следует конкретно-исторически,  как призыв к смягчению

      распространенной в средневековой Европе жестокой системы уго-

      ловных наказаний и в этом смысле как меру,  для того  времени

      более гуманную. Удел рабов в Утопии, очевидно, был много лег-

      че, чем положение большинства задавленных нуждой и эксплуата-

      цией  крестьян и ремесленников в тюдоровской Англии.  Поэтому

      Мор, по-видимому имел все основания утверждать, что некоторые

      "трудолюбивые" бедняки из другого народа предпочитали пойти в

      рабство к утопийцам добровольно и что сами утопийцы, принимая

      таких людей как рабов, относились к ним с уважением и обраща-

      лись с ними мягко,  отпуская их обратно на родину по  первому

      желанию, да еще и награждая при этом.