Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования

 

Городская конференция обучающихся муниципальных образовательных учреждений «Шаги в науку»

 

 

Научное общество  «МОУ «СОШ № 58»

Образовательная область «Науки о Земле»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования

Проблемы, возникающие при изучении данной темы в школьном курсе географии

 и пути их решения

 

 

 

 

 

 

Толкачева Елизавета Сергеевна

9 «Г» класс, МОУ «СОШ № 58»

                                                                                                    Научный руководитель-

                                                                                                  Керш Ольга Сергеевна

                                                                                             учитель географии,

                                                                                            МОУ «СОШ № 58»

                                                                                                    Научный консультант-

Григорьев Аркадий Иванович, 

       доктор биологических наук, 

           профессор ОмГПУ 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Омск, 2010

Содержание

 

 

Актуальность темы                                                                                                                              3

Часть 1                                         

Понятие торфа. Растения-торфообразователи                                                                                  5    

Общее географическое распространение торфяников в Западной Сибири                                   5

Часть 2

Исследовательская                                                                                                                               7

Заключение                                                                                                                                           9

Литература                                                                                                                                          10

Приложение                                                                                                                                        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы

Многие зарубежные страны имеют развитую экономику, благодаря мощной минеральной базе. Главной особенностью этих стран является тот факт, что они используют все виды ресурсов, которые имеются на их территории. В то же время они экономно и рационально используют топливные ресурсы: уголь, нефть, газ; заменяя их наиболее дешевым видом топлива – торфом.

Добыча торфа и его переработка играют в этих странах немаловажную роль. Известно, что в 90-е годы Германия экспортировала 1700 тыс. т сельскохозяйственного торфа, страны Прибалтики – 1150 тыс. т, Россия – лишь 40 тыс. т, имея запасы в 200,7 млрд. т торфа, что составляет 66% от мировых запасов.

Значительное количество торфа импортируют развитые страны, где он идет не только в качестве топлива и для нужд сельского хозяйства, но и для получения воска, медицинских препаратов, продуктов парфюмерной промышленности, технической бумаги, кислот, спирта и многих других видов продукции [13].

Огромно значение торфа в сельском  хозяйстве. Наибольшие торфяные запасы России сосредоточены на территории Западной Сибири. При тщательном изучении торфяников на территории Западной Сибири можно легко создать богатую минеральную базу для производства удобрений именно в тех районах, где качество торфа выше.

Геологические исследования показывают, что кроме торфа Западная Сибирь богата сапропелем, болотным мергелем, торфовивианитом, которые образуют многочисленные месторождения с крупными запасами. Такие месторождения могут быть вовлечены в эксплуатацию в короткие сроки без крупных капиталовложений силами хозяйств или агрономическими объединениями.

Благодаря работе геологов, географов, других исследователей, на сегодняшний день можно легко возродить торфяную промышленность, что позволит экспортировать торф как ценное органо-минеральное сырье в те районы страны, где этого вида ресурсов недостаточно.

Современные минеральные удобрения, которые используются в России при ведении сельского хозяйства, имеют иностранное происхождение и стоят очень дорого. Экспорт торфа и торфяной продукции в некоторой мере позволил бы стабилизировать экономику не только Западной Сибири, но и страны в целом, а потребителю обеспечил бы гарантию быстрого и доброго урожая.

Кроме того, развитие торфяной промышленности как в нашей области (регионе), так и в стране, позволит решить ряд многих остро стоящих проблем:

1. Проблему топлива и экономическую.

Себестоимость кускового торфа ниже угля в 2,5 раза, причем при его сжигании не происходит загрязнения окружающей среды. За прошлое столетие Россия сэкономила 400 млн. т каменного угля за счет сжигания торфа. Доля торфа в топливном балансе страны составляла в 1928 г. – 41,4%. Создание топливной базы на основе торфа сегодня позволило бы решить и вопрос энергетического обеспечения страны, ведь после революции наша страна долгое время находилась в разрухе и план ГОЭЛРО, основанный на строительстве электростанций, сжигающих торф, именно он дал импульс для развития экономики.

2. Проблему безработицы.

Развитие торфоперерабатывающей промышленности в стране (области) дало бы работу не только людям, в ней участвующим, но и вовлекло бы ряд машиностроительных предприятий, которые обеспечили бы данный вид промышленности необходимыми машинами, оборудованием; вовлекло бы ряд химических предприятий, которые проводили бы комплексную переработку торфа, получая из него ценные химические продукты.

Таким образом, анализируя торф как ценное природное сырье, можно сделать вывод о том, что возрождение торфяной промышленности ведет к успешному развитию и общему росту экономики страны.

Объектом исследования этого данной работы являются:

- торфяные ресурсы  России;

- торфяные залежи юга Западно-Сибирской равнины.

Предметом являются:

- география торфяных залежей;

-возможности использования торфа как ценного природного сырья для отраслей хозяйственного сектора.

Основные цели работы:

- оценка торфяных запасов России, Западной Сибири, Омской области.

- разработка дополнений к урокам по теме «Природные ресурсы России» по курсу 8 и 9 классов.

Основные задачи:

- определить значение данного вида ресурсов;

- дать характеристику физическим и химическим свойствам торфа;

- выявить особенности размещения торфяных залежей на территории  Западной Сибири;

- оценить запасы торфа Омской области;

- определить проблемы и перспективы развития торфяной промышленности в стране, регионе, области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1

Понятие торфа. Растения-торфообразователи

 

Торф, каменный и бурый уголь, как и другие полезные ископаемые, были известны человеку еще в каменном веке

Обычно античные авторы обозначали твердые горючие ископаемые (угли, асфальт, горючие сланцы) собирательным названием «битум».

Впервые под названием «антракос» (уголь) ископаемые угли были описаны Теофрастом (III – IV в. До н.э.).

Первая книга о торфе («Трактат о торфе») Мартина Шока вышла на латинском языке в 1658 г. В Германии. В практике использования торфа книга имела большое значение, но в вопросах происхождения содержала ряд неправильных выводов.

Растительное происхождение торфа было неопровержимо доказано в 1729 г. Дегнером, применившим для его изучения микроскоп. «Торф, - писал он, - представляет собой в действительности скопление бесчисленных, цветущих, зеленеющих и растущих в стоячей воде болотных растений» [23, 49].

Торф – это горючее полезное ископаемое, образовавшееся в условиях переувлажнения и без доступа воздуха в результате неполного распада болотных растений. Химический состав его весьма сложен: 50-60% углерода, 30-40% кислорода, 3-5% водорода, 1-3% азота и около 1% серы.

Торф образуется благодаря механическому разрушению растительных остатков и химическому изменению входящих в состав растений органических и органо-минеральных соединений [15].

Оторфовывание растительных остатков происходит в самых поверхностных слоях залежей, куда свободно проникают кислород и где идет энергичная работа микроорганизмов. Этот верхний слой и носит название торфообразующего или торфогенного слоя. Он лежит непосредственно под живой дерниной растений, и толщина его не превышает 30-50 см от поверхности болота. Чем глубже мы проникаем в залежь, чем меньше там воздуха, тем меньше микроорганизмов и тем слабее протекают процессы разложения растительных остатков.

Таким образом, торф образуется на поверхности болота и в дальнейшем, когда над ним нарастают новые слои растительности, он опускается, уплотняется, но остается все на той же степени разложения.

Основной процесс, происходящий в растительных остатках, заключается в разложении входящих в состав растений соединений: клетчатки и лигнина. Клетчатка разлагается быстро, превращаясь в конечные продукты распада: углекислый газ и воду. Лигнин более богат углеродом, чем клетчатка. Разлагаясь, эти основные части растений образуют углерод и, чем сильнее их разложение, тем больше в торфе углерода, т.е. торф, наиболее разложившийся, отличается и более высокими топливными качествами.

Кроме клетчатки и лигнина в состав растений входят смолы, воски и жиры. Эти вещества отличаются большой стойкостью и накапливаются в залежах в значительном количестве. Накопление этих веществ повышает ценность торфа.

В процессе оторфовывания растительных остатков часть растительной клетчатки превращается в воду и углекислый газ и выбывают из состава торфа. Минеральные соли остаются в торфе полностью [71].

Несмотря на то, что на болотах встречается очень большое количество разнообразных растений, число торфообразователей весьма невелико (прил. рис 1, с.15,16).

Значительное участие в образовании торфа принимают: тростник, камыш, хвощ, осока, пушица, шейхцерия, ольха черная, береза пушистая, сосна.

Но особенно большое участие в построении торфяной массы принимают мхи: сфагнумы и гипнумы [14, 68, 69].

               Общее географическое распространение торфяников в Западной Сибири

 

Несмотря на неполные данные о болотах и особенно о торфяниках Западной Сибири, давно известно, что заторфованность ее вдвое превышает заторфованность европейской части России. (прил. рис.2, с.17)

На территории Западной Сибири (Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской и Кемеровской областях) заторфованию, по данным на 1964 г., подлежит 11,5% общей ее площади. В европейской части России торфяники от общей ее площади составляют 5,7% (Кац, Нейштадт, 1963) [25]. Западная Сибирь представляет собой торфяной регион, где сосредоточено более 60% мировых запасов торфа [66].

Распределение торфяных месторождений по территории Западной Сибири неравномерно (прил. табл.1, с.18). Первое место занимает Тюменская область, как по количеству болот и их общей площади, так и по запасам торфа. В целом по области преобладают залежи торфа низинного типа (57,5%). Развиты они в основном на юге области. На территории Тюменской области известны месторождения вивианитовых торфов: Согра I, Павловское, ысовое; очень крупное торфовивианитное месторождение – Боровое. В ряде районов области были выявлены месторождения и проявления фосфоросодержащих торфов: Крутое, Клюквенное месторождения, Тобольская Согра, Николаевское, Язевочное, Растес, Перейма.

В Томской области преобладают верховые и переходные торфяники. На сегодняшний день выявлены здесь крупные торфяные месторождения: свыше 80% площади разведанного торфяного фонда составляют месторождения с площадью более 10 000 га. Торфяные залежи верхового типа составляют 61,9% от общих запасов, остальная часть запасов связана с низинными залежами. Здесь выявлены Аркадьевское месторождение торфовивианита и Поздняковское месторождение вивианитового торфа. Имеются сведения о наличии фосфора на торфяных месторождениях в Каргасокском и Калпашевском районах Томской области.

В Новосибирской области наиболее распространены низинные торфяники. К ним относится 72,7% всех запасов торфа. Основная часть месторождений сосредоточена в северной половине области. Выявлены месторождения торфовивианита: Осиновское, Воскресенская Согра, а также месторождения вивианитового торфа: Топкое, Усть-Баксон. Кроме того, известны месторождения фосфорсодержащих торфов: Арынцасское, Паганайское, Большое, Сельбинское, Киндинское, Ржавецкое, Кудряшевское, Тулинское, Чемское.

В Кемеровской области открыт ряд залежей высокозольных торфов. На 01.01.85г. разведаны месторождения: Милютинское, Сергеевское, Журавлинское. На Новониколаевском, Соколовском, Емельяновском месторождениях, на также на месторождениях: Глобус и Горелое обнаружено повышенное содержание фосфора.

На территории Омской области торфяной фонд размещен неравномерно (прил. рис.3, с.19). Наиболее заторфован север области. В Омской области запасы торфа по 383 месторождениям оцениваются в 5 610 млн. т (209 тыс. га), что составляет 4,7% торфяных ресурсов Западной Сибири. Изученные запасы торфа достигают 1 534 млн. т (разведано 143 месторождения).

Наиболее крупные месторождения находятся в Тарском (Степановское – 38,6 млн. т), Знаменском (Аркаш – 8,8 млн. т) и Большереченском (Большой Аллап – 4,0 млн. т) районах. Остальные детально разведанные месторождения не имеют значительных запасов и могут разрабатываться силами мелких сельскохозяйственных предприятий.

На территории области выявлены месторождения торфовивианитов и вивианитовых торфов: Янгинское, Кумлинское, Аркаш I, Аркаш II, Ключи, Собачье болото, Калининское, Малаховское. Разведаны месторождения фосфорсодержащих торфов: Тайлегинское, Атакское [12; 18; 21, 25, 66].

Торфяное сырье области различается большим разнообразием физических и химических свойств (прил. рис.4, с. 20), что позволяет применять его по всем известным сегодня направлениям. (прил.рис.5, с. 29)

В целом же регион обладает достаточной базой для развития торфяной промышленности. Необходимо уже в ближайшее время провести детальную разведку месторождений и приступить к добыче торфа с дальнейшей его переработкой. Ведь возможности использования торфа как природного сырья – УНИКАЛЬНЫ.(прил.с.30)

 

Часть 2

Исследовательская часть

 

Сама тема «Торфяники» меня заинтересовала случайно. Работая с «интернетом» я увидела в сноске новостей информацию о компании «Русский торф». Я ознакомилась с деятельностью компании и узнала, что Группа компаний "Русский торф" занимается добычей и переработкой торфа, а также различных продуктов из торфа: производит и поставляет торф топливный и сельскохозяйственный, торфяные брикеты, растительный грунт в ассортименте. В торфодобыче и торфопереработке заняты высококвалифицированные рабочие и специалисты. В производстве задействованы: тракторная техника, подготовительно-уборочные комплексы, погрузочно-разгрузочная и автомобильная техника, тепловозы, вагоны. Одной из основных целей холдинга  «Русский торф» является восстановление и развитие торфяной промышленности в Центральном регионе России. Я просмотрела прайс- лист и была приятно  удивлена стоимостью сырья и готовой продукции. Мне захотелось узнать об этом природном ресурсе подробнее, и я обратилась к учителю географии. Ольга Сергеевна предложила мне ряд книг и журналов о торфяниках, где была представлена информация о торфяных запасах не только по России, но и по Омской области.

Исследуя литературные источники я узнавала все больше и больше, и мне хотелось поделиться своими знаниями с одноклассниками, и тогда возникла идея о создании работы на тему «Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования» где были бы выявлены особенности  торфяных залежей территории России в целом, территории Западно-Сибирского региона и Омской области. (все это изложено в первой части работы)

А так  как я уже много знала о торфе, мне было интересно, а что знают другие? С преподавателем географии мы провели тест-опрос учащихся 8-9 классов «Что вы знаете о торфе?», чтобы узнать на сколько хорошо осведомлены учащиеся  в данной области и выяснили следующее:

У учащихся сформированы лишь очень поверхностные знания  о торфе, торфяных ресурсах. Например: на первый вопрос: «Что такое торф? Как он образуется?» многие отвечали: Торф – это….

·               Полезное ископаемое, образуемое при гниении различных растений и пород деревьев;

·               Полезное ископаемое, добываемое при осушении болот;

·               Каменное образование;

·               Не переработанная нефть, образованная на болотах

·               Полезное ископаемое, образуемое на дне болот, когда погибают организмы, они оседают и скапливается плотная масса, которая и есть торф.

Лишь немногие отметили, что торф- это горючее полезное ископаемое, образующееся в результате неполного распада болотных растений, в условиях повышенной влажности.

Отвечая на второй вопрос: «Какова география торфяных залежей?» ребята писали следующее:

·               Территория России;

·               Омская область (Тюкалинский район)

·               Везде, где есть болота.

На третий вопрос: «Какие «продукты» можно получить при переработке торфа?» школьники отметили основные важные качества:

·                                 Топливо

·                                 Удобрение

·                                 Строительный материал

·                                 Утеплитель

·                                 Медицинские препараты.

Дать ответ на четвертый вопрос: «Что вы знаете о торфяных ресурсах Омской области?» многие не смогли.

На последний вопрос: «Из каких источников вы имеете информацию о торфе» ответы были следующими: телевидение, учитель географии, слышали от взрослых, «интернет».

Большую часть анкет ребята сдали не заполненными.

В том, что ребята не назвали в качестве основного источника информации о торфе учебник - нет ничего удивительного, так как федеральный комплект учебников географии, не обладает должным объемом информации о торфяниках.

Чтобы немного исправить сложившуюся несправедливую  ситуацию  с «торфяными ресурсами», в работе предложены дополнения к  урокам географии в курсах 8 и 9 классов. Дополнения к уроку 8 класса (прил.с.38) предлагаются по  теме «Природные ресурсы Западной Сибири». Это будет урок – презентация, где учитель и заранее подготовленные учащиеся расскажут о том, что такое торф, как он образуется, какими свойствами обладает, как добывается и используется. В конце урока у ребят сформируются основные представления об этом ресурсе, и останется подробный конспект.

Для 9 класса предлагаются дополнения к уроку «Топливная промышленность России» (прил.с.45) , где рассматриваются нефтяная, газовая и угольная промышленность, наряду с ними хотелось бы предложить учащимся рассмотреть и торфяную промышленность, которая в начале 20 века играла ведущую роль в балансе страны, потом была несправедливо забыта и сейчас ждет своего возрождения повторно.

          Конечно тема  «Торфяники, Торфяные ресурсы» является «узкой», и данные разработки могут не найти применения в школьном курсе географии в ряде регионов страны, но учитывая, что мы живем в зоне активного торфообразования и в связи тем, что администрация Омской области, планирует возрождение отрасли, на основании этого следует формировать у учащихся знания о торфяных ресурсах  не только на уроках географии, так и на  внеклассных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Многие зарубежные страны имеют развитую экономику, благодаря мощной минеральной базе. Главной особенностью этих стран является тот факт, что они используют все виды ресурсов, которые имеются на их территории. В то же время они экономно и рационально используют топливные ресурсы: уголь, нефть, газ; заменяя их наиболее дешевым видом топлива - торфом.

Торф - это горючее полезное ископаемое, образовавшееся в условиях переувлажнения и без доступа воздуха в результате неполного распада болотных растений. Химический состав его весьма сложен: 50-60% углерода, 30-40% кислорода, 3-5% водорода, 1-3% азота и около 1% серы.

Добыча торфа и его переработка играют в торфодобывающих странах немаловажную роль, являясь сырьем для получения воска, медицинских препаратов, продуктов парфюмерной промышленности, технической бумаги, кислот, спирта и многих других видов продукции. Известно, что в 90-е годы Германия экспортировала 1700 тыс. т сельскохозяйственного торфа, страны Прибалтики - 1150 тыс. т, Россия - лишь 40 тыс. т, имея запасы в 200,7 млрд. т торфа, что составляет 66% от мировых запасов.

Огромно значение торфа в сельском  хозяйстве. Наибольшие торфяные запасы России сосредоточены на территории Западной Сибири. При тщательном изучении торфяников на территории Западной Сибири можно легко создать богатую минеральную базу для производства удобрений именно в тех районах, где качество торфа выше.

На территории Западной Сибири (Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской и Кемеровской областях) заторфованию, по данным на 1964 г., подлежит 11,5% общей ее площади. В европейской части России торфяники от общей ее площади составляют 5,7% (Кац, Нейштадт, 1963). Западная Сибирь представляет собой торфяной регион, где сосредоточено более 60% мировых запасов торфа.

На территории Омской области торфяной фонд размещен неравномерно. Наиболее заторфован север области и  запасы торфа по 383 месторождениям оцениваются в 5 610 млн. т (209 тыс. га), что составляет 4,7% торфяных ресурсов Западной Сибири. Торфяное сырье области различается большим разнообразием физических и химических свойств, что позволяет применять его по всем известным сегодня направлениям.

Кроме того, развитие торфяной промышленности как в нашей области (регионе), так и в стране, позволит решить ряд многих остро стоящих проблем:

1. Проблему топлива и экономическую.

2. Проблему безработицы.

Таким образом, анализируя торф как ценное природное сырье, можно сделать вывод о том, что возрождение торфяной промышленности ведет к успешному развитию и общему росту экономики страны.

  Главной и основной проблемой при изучении вопросов, касающихся торфа, в школьном курсе географии является недостаточное рассмотрение данной темы в федеральном комплекте учебников географии. Большей частью торф - лишь перечисление в составе полезных ископаемых. Учитывая тот факт, что мы живем в зоне активного торфообразования и в связи с тем, что администрация Омской области планирует возродить торфяную промышленность, следует формировать у учащихся знания о торфяниках не только на уроках географии, но и во внеклассных формах обучения: географических кружках, факультативах.

Предложенные дополнения к урокам не входят в программу основного курса 8-9 класса, но имеют важное значение, так как направлены на формирование у учащихся старших классов понятий и представлений о торфяниках России, Западной Сибири, Омской области.

Данные уроки способствует пропаганде географических знаний; формируют у учащихся экономическое и экологическое сознание; умение пользоваться различными источниками географической информации, актуальны и перспективны; также  достаточно интересны, научены, носят краеведческий характер и могут сыграть немаловажную роль в профориентации школьников.

 

Литература 

1. Аксакалова Г.П., Андреев Н.В., Голов В.П. Факультативные занятия по географии. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

2. Аксакалова Г.П., Андреев Н.В., Дик Н.Е. Факультативные занятия по географии.// Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П. и Эпштейна Д.А., М.: «Педагогика», 1973. - 240 с.

3. Аксакалова Г.П., Дик Н.Е.Состояние и дальнейшие пути развития факультативных курсов по географии. - География в школе, 1973, № 1, с. 42.

4. Арсланов А.А. и др. Уточнение возраста верхнеплейстоценовых отложений некоторых разрезов Ярославского Поволжья. - В сб. Верхний плейстоцен. Стратеграфия и абсолютная хронология. М.: «Наука», 1966, с. 133.

5. Баринова И.И. и др. Внеурочная работа по географии. - М.: «Просвеще-ние», 1988 - 157 с.

6. Баринова И.И. География России. Природа 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997 - 277 с.

7. Бронзов А.Я. Гипновые болота на южной окраине Западно-Сибирской равнины//Почвоведение, 1936, - № 2, - с. 224.

8. Белькевич П.И., Гайдук К.А. Торфяной воск и сопутствующие продукты. Минск, «Наука и техника», 1977. - 232 с.

9. Блинков Г.Н. Торфяники и их использование в сельском хозяйстве. Новосибирск, Зап.-Сиб. книжн. издательство, 1975.

10. Бурак Ю.К. Ипсользование торфа в сельском хозяйстве. М.: Россельхозиздат, 1975.

11. Бельский В.И. Особенности болотообразования в некоторых лесных и предгорных районах Сибири и Дальнего Востока. 1965.

12. Вяткин И.А. Минерально-сырьевая база Омской области и перспективы ее использования//Ресурсы Омской области. М.: 1999. с. 4.

13. Валуцкий В.И. Лесостепные рямы Восточной Барабы как объекты охраны природы. - Новосибирск, 1991. - 21 с. Деп. в ВИНИТИ 11.06.91, № 2448-В-91.

14. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя практика по ботанике. Учебное пособие для студентов. М.:  «Просвещение», 1976, 159 с.

15. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учеб. для 10 кл общеобразовательных учреждений. - 4-е изд. - М.: «Просвещение», 1998. - 270 с.

16. Герасимов Д.А. О принципах классификации, разведки и картирования торфяных отложений. - Почвоведение, 1937, № 5, с. 643.

17. Герасимова Т.П. и др. Физическая география. Начальный курс. Учеб. для 6-го кл. общеобразовательных учреждений/Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. - 8-е изд. - М.: «Просвещение», 1999. - 192 с.

18. Дергачев В.Д. Роль минерально-сырьевой базы в развитии экономического потенциала Омской области//Природа, природопользование и природоустройство Омского Прииртышья. - Материалы III научно-практической конференции, Омск, 2001, с. 97.

19. Дубах А. Наибольшие глубины торфяных отложений. - Изв. Гос. геогр. общества, 1938, вып. 1, с. 121.

20. Зверев И.Д. Проблематика исследований в области факультативных занятий.//Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П. и Эпштейна Д.А., М.: «Педагогика», 1973, с. 18.

21. Ильичев А.И. Природно-ресурсный потенциал Западной Сибири. Природные ресурсы Омской области и их рациональное использование. Омск, 1985.

22. Иванов К.Е., Новиков С.М. Болота Западной Сибири, их строение и гидрологический режим. Л.: Гидрометиздат, 1976. - 446 с.

23. Кац Н.Я. Болота земного шара. - М.: «Наука», 1971. - 296 с.

24. Кац Н.Я. Типы болот СССР и Западной Европы и их географическое распространение. - М.: ОГИЗ. Государственное издательство географической литературы, 1948. - 320 с.

25. Кузьмина М.С. Торфяники Западной Сибири. Новосибирск, 1967.

26. Кошкарова В.П. Семенные флоры торфяников Западной Сибири. Новосибирск, 1986.

27. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. Учеб для 7 кл. средней школы/Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. - 3-е изд.. дораб. - М.: «Просвещение», 1993. - 287 с.

28. Кондаков М.И. Задачи и содержание факультативных занятий в школе//Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П., Эпштейна Д.А., М.: «Педагогика», 1973, с. 9.

29. Калечищ Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: «Просвещение», 1980.

30. Лисс О.Л., Березина Н.А. Болота Западно-Сибирской равнины. - М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 206 с.

31. Лиштван И.И., Базин Е.Т., Косов В.И. Физические процессы в торфяных залежах. Минск, 1985.

32. Лиштван И.И. Торф в народном хозяйстве/Возможности торфа как природного сырья//Торфяная промышленность, 1991, № 4, с.15.

33. Лиштван И.И., Король Н.Т. Основные свойства торфа и методы их определения. - Минск: «Наука и техника», 1975, - 320 с.

34. Лиштван И.И. Практикум по физике и химии торфа. Калинин. 1971.

35. Лийметс Х. Некоторые воспитательные проблемы, связанные с преподаванием факультативных курсов/Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П., Эпштейна Д.А., М.: «Просвещение», 1973, - с. 38.

36. Марков В.Д., Хорошев П.И. К оценке прогнозных запасов торфа в СССР. - Торфяная промышленность, 1975, № 6, с. 20.

37. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учеб. для 10 кл. средней школы. - 2-е изд., перераб. - М.: «Просвещение», 1993. - 288 с.

38. Миленький А.Я. Интересы подростков к учебным предметам как предпосылка их готовности к занятиям по выбору/Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П., Эпштейна Д.А., М.: «Просвещение», 1973, с. 45.

39. Нейштадт М.И. Мировой феномен природы - заболоченность Западно-Сибирской равнины. - изв. АН СССР, серия географическая, 1971, № 1.

40. Нейштадт М.И. Болотообразовательные процессы в голоцене//Естественные ресурсы, охрана и преобразование природы. 1985, № 1. с. 39.

41. Нейштадт М.И. Научные предпосылки освоения болот Западной Сибири. М.: «Наука», 1977, 227 с.

42. Нейштадт М.И. Торфяные болота Западной Камчатки. - В кн. Торфяные болота Крайнего Севера и Азиатской части СССР. Тр. Центр Торф. опытной станции (ЦТОС), 1936, т. 1, с. 31.

43. Наумова Г.В. Торф в биотехнологии. - Минск: «Наука и техника», 1987. - 151 с.

44. Никонов М.Н. О роли познания современных торфяных отложений для выяснения генезиса ископаемых углей: Бюл. Моск. Общества испыт. природы. Отд. геол. 1948, т. XXIII, вып. 6, с. 93.

45. Никонов М.Н. О некоторых особенностях размещения торфяных залежей. - Тр. юбилейной сессии, посвящ. столетию со дня рождения В.В. Докучаева, 1949, с. 602.

46. Никонов М.Н. Районирование торфяных болот в связи с их использованием в народном хозяйстве. - Тр. ин-та леса, 1955, т. 31, с. 17.

47. Никонов М.Н., Слука В.П. О размещении торфяных болот. -Почвоведение, 1964, № 10, с. 44.

48. Ноллендорф В.Ф. Торф как питательный субстакт для тепличных культур. - Рига: «Знание», 1983, с. 151.

49. Ниценко А.А. Краткий курс болотоведения. М.: «Высшая школа», 1967, 150 с.

50. Пьявченко Н.И. Торфяные болота, их природное и хозяйственное значение. М.: 1985.

51. Пьявченко Н.И. Болотообразовательный процесс в лесной зоне. - В сб.: Значение болот в биосфере, М.: «Наука», 1980.

52. Проворкин А.С. Об использовании торфа в Грузинской ССР. - Сб. статей по изучению торфяного фонда. М., 1957, вып. 2, с. 221.

53. Прозоров Ю.С. Болота маревого ландшафта Средне-Амурской низменности. М.: Изд-во АН СССР, 1961, - 123 с.

54. Прозоров Ю.С. Динамика и особенности заболачивания низменности в бассейне озера Болонь. - В кн.: Особенности болотообразования в некоторых лесных и предгорных районах Сибири и Дальнего Востока. М.: «Наука», 1965, с. 75.

55. Прохорчик Л.Ф. Организация внеклассной работы по географии. - Минск: «Народна авеста», 1980.

56. Ривкина Х.И. Продукты переработки торфа и использование их в народном хозяйстве//Торфяная промышленность, 1959, №    , с.18.

57. Рафаэла фон Бредов. Люди из железного века.//ГЕО, 1999, № 5, с. 83.

58. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учебных заведений. - 30е изд. - М.: Дрофа, 1997. - 400 с.

59. Сухомлинский В.А. О воспитании/сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик/2-е изд. - М.: «Политиздат», 1975, 272 с. - с.202.

60. Сударкина А.А., Фирстов В.В. Мотивы выбора учащимися естесственно-научных факультативных курсов/Факультативные занятия в средней школе. Под ред. Кашина М.П., Эпштейна Д.А. М.: «Просвещение», 1973, 240 с. - с. 56.

61. Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе. Из опыта работы. М.: «Просвещение», 1972, 144 с.

62. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1979. - 160 с.

63. Сергеев Б.Ф. Комплексная, безостаточная переработка торфа на химические продукты//Торфяная промышленность. 1959, №     , с. 16.

64. Смирнова В.В. Принципы оценки ресурсов лечебного торфа//Торфяная промышленность. 1991, № 12, с. 28.

65. Сиянгин И.И., Кузнецов Н.Я. Применение удобрений в Сибири. М.: 1979.

66. Степанов А.Г., Туманцев В.В. Состояние окружающей среды Омской области в 1999г. - Доклад. - Госуд. комитет окружающей среды Омской области, 2000, с. I - 31.

67. Тийтс Х.А. Факультативный курс «Народное хозяйство своей республики». - География в школе, 1982, № 1, с. 42.

 68. Тюремнов С.Н. Растительный покров//Торфяные месторождения Западной Сибири. - М.: Глав. Управление торфяного фонда при СМ СССР, 1957а. - с. 30.

69. Тюремнов С.Н. Растительный покров//Торфяные месторождения Западной  Сибири. М.: Глав. Управление торфяного фонда при СМ СССР, 1957б. - с. 129.

70. Тишкович А.В., Шныриков В.Г., Зубовский В.С. Природа торфа и дефективность удобрений на его основе. - Минск: «Наука и техника», 1987, 140 с.

71. Шкляр Н.Г. Сокровища болот. М.: 1945.

72. Элькин Г.Н. География России. Природа, 8 кл.: Метод. пособие. - СПб.: «Паритет», 2001, - 256 с.

73. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 кл.: Метод. пособие. - СПб.: «Паритет», 2001 - 256 с.

74. Ямпольский А.Л. Направления и проблемы развития торфяной промышленности в северных районах Западной Сибири/Торфяная промышленность, 1991, № 12, с. 2.

75. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1984, - с. 49.

76. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: «Просвещение», 1973, - с. 98.

77. География 9 класс. Поурочные планы по учебнику Рома В.Я., Дронова В.П. Изд-во «Учитель - АСТ». Составитель Воробцова Т.Н. 1999.

78. Методика обучения географии в средней школе/Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М., 1983.

79. Методика обучения географии в средней школе/Под ред. И.С. Матрусова - М., 1985.

80. Методика обучения географии в школе: Учебное пособие для студентов географ. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Л.М. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов и др. Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: «Просвещение», Учебная литература, 1997, - 320 с. - с. 30.

81. Почвенные смеси для рассады//Моя земля. 4 (66) - 14.02.2001. с. 12.

82. Применение торфа и продуктов его переработки в народном хозяйстве. Межвузовский тематический сборник/Калинин. госуд. университет. Ред. кол.: Кунин А.М., 1977, - с. 150.

83. Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник № 2. Часть 2. Физика, астрономия, география. Под ред. В.А. Обменина. М.: «Просвещение», 1990, - с. 106.

84. Рельеф Западно-Сибирской равнины/Земцов А.А., Мизеров Б.В., Николаев В.А. и др.  -Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1988, - 192 с.

85. Торфовивианиты Западной Сибири/Под ред. Бгатова В.И. Новосибирск, 1986.

86. Физико-химические основы технологии торфяного производства/Лиштван И.И., Терентьев А.А., Базин Е.Т., Голован А.А. - Минск: «Наука и техника», 1983, - 232 с.

87. Чтобы обогреться, нужно оглядеться//Зеркало. 4 апреля 2001, с. 8.

88. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 кл./Ром В.Я., Дронов В.П.. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001 - 128 с.

89. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-Пресс. 2001, - 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение

            

Рис.1     Растения - торфообразователи

                    

Осока-1

Тростник-2

Пушица-3                      

Рогоз-4

Кассандра-5

Подбел-6

Аир болотный -7

Сфагновые мхи - 7

Багульник болотный - 8                                                       Хвощ болотный - 9

 

Рис. 2     Районирование России по интенсивности торфообразования

 

1-     полярная область слабого торфонакопления

2- пояс интенсивного торфонакопления

3- пояс слабого торфонакопления

4- пояс ничтожного торфонакопления

5- торфяные бассейны

(Нейштадт М.И. Болотообразовательные процессы в голоцене// Естественные ресурсы…-1985-№1-с.39)