Товарная биржа

Различают два типа товарных  бирж , имеющих публичный и частноправовой характер .К первым относятся биржи находящиеся под контролем государства? Членом такой биржи может стать любой предпри­ниматель , зарегистрированный в торговом реестре и имеющий определенный оборот. Операции на бирже совершаются на основании приобретенных разовых  билетов. Такие биржи характерны большинству стран Зап. Европы.

К биржам , имеющим частноправовой характер относятся большинство бирж США и Великобритании, На эти биржи допускается узкий круг лиц в который входят члены биржевой корпорации.  Эти корпорации представляют собой АО закрытого типа. Основной капитал поделен на биржевые сертификаты . Каждый член биржи обязан владеть хотя бы одним сертификатом. Управление осуществляется  Советом Директоров и руководителями отделов и комитетов.

Порядок заключения сделок на бирже предполагает , что сама биржа куплю - продажу не осуществляет. Заключение сделок является функцией членов биржи - брокеров . Нечлены биржи могут заключить сделку только через члена. Цены на бирже устанавливаются в результате соотношения спроса к предложению.

Для совершения сделок биржа предоставляет своим членам помещение оборудованное необходимыми средствами связи и информации. Также члены биржи обеспечиваются необходимым статистическим материалом  по отношению к оперируемым товарам.

Функции бирж

Одной из важнейших функций биржи является котировка цен на группы товаров. На основании этих котировок делается вывод о состоянии рынка , поэтому довольно часто котировка становится объектом фальсификации для заключения фиктивных сделок.

Современные биржи также устанавливают стандарты на товары, разбирают споры между членами биржи или между ними и их контр агентами.

При каждой бирже функционирует Расчетная палата , которая производит безналичные расчеты между членами биржи. РП также определяет финансовое положение членов биржи путем проведения взаимозачетов  по срочным сделкам со сроком  на день проведения взаимозачета.

Объектами биржевой торговли  является примерно 70 товаров  на долю которых приходится 30 % мировой торговли. Их можно объединить в группы

            Сельскохозяйственные и лесные товары и продукты их переработки  -  55 %

            . Промышленное сырье ( цветные и драгметалы , топливные товары )    - 45 %

На бирже заключаются два основных вида сделок :

1. На реальный товар.

а) сделки с немедленной поставкой ( кэш, спот)

б ) форвардные сделки ( продавец поставляет товар на склад биржи получает

варрант и в срок исполнения контракта передает его поку-

пателю , уплатив стоимость хранения товара )

2. Фьючерские сделки.    (При заключении этих сделок не предусматривается обязательство

принять или поставить товар в конкретный срок  ,  а предполагаю

продажу прав на товар. Результатом является уплата  или получе-

ние разницы между ценами в день заключения  и исполнения кон

тракта .

В целя ускорения заключения срочных сделок  разработаны стандартные формы контрактов для каждого вида товара. Каждый такой товар содержит установленное количество товара. Фьючерские сделки заключаются на определенное число контрактов  , а не на количество товара.

После заключения сделки контракт регистрируется в Расчетной палате и в дальнейшем покупатель и продавец имеют дело только с ней.

Каждая сторона имеет право в одностороннем порядке ликвидировать фьючерский контракт путем заключения офсетной сделки на такое же кол-во товара. Ликвидация предполагает уплату Расчетной палате или получение от нее разницы между ценой контракта на день заключения и текущей ценой. Если контракт не был ликвидирован то продавец может поставить  , а покупатель получить указанный товар. ( так заканчивается около2 % сделок по фьючерсам)

Цели биржевых сделок

            Покупка-продажа  реального товара

            Спекуляция

            Хеджирование

Спекуляция

1. Игра на повышение - понижение цены

а) операции с реальным товаром ( быки покупают товар или контракты на поставку  в будущем

медведи продают товар или контракты на поставку  в будущем )

б)  операции с фьючерсами ( контракт  купленный в расчете на повышение цены -  “ лонг”

контракт  проданный в расчете на понижение цены -  “ шорт”

2. Игра на разнице цен

а ) . Игра на разнице цен на между сделками  наличный товар и на срок при операциях с ре

альным товаром

Возможны два варианта :  бэкуордшен - цены на товар выше цен на срок ( предложение падает )

Продается реальный товар и покупается такой же на срок

контанго- цены на товар ниже цен на срок ( предложение и стоимость

хранения товара растут  )

б ) игра на разнице цен на отдельные сорта товара

в) операции с фьючерсами ( спединг )  1.операции с контрактом на товар на близкие и отдален

ные сроки

2. Операции на различных рынках

3.  Операции на взаимозаменяемые товары

4.   Операции на товар и его производные

Хеджирование

Хеджирование продажей  ( при закупке товара )

Хеджирование покупкой  ( при продаже товара )

Хеджирование на длительный период

Тенденции развития мировой биржевой торговли

. Снижение роли бирж как формы организации мирового рынка. Это вызвано :

Снижением  доли сырья и продовольствия в общем мировом товарном обороте   до

25 %    в 1990  с   45 % в 1960

Возрастающей монополизацией мировых рынков и увеличением доли долгосрочных кон

трактов между ТНК .

Развитием средств связи ( телекс телетайп ) , что позволило совершать сделки не обра-

щаясь к бирже однако используя ее котировки и типовые контракты

Развитием хеджирования которое позволило заключать контракты вне бирж с подстрахов

кой   на бирже

Снижением  доли сделок с реальной поставкой товара и увеличение доли  спекулятивных

сделок.

Однако биржи продолжают играть очень важную роль в мировой торговле  - они выступают в качестве  института определения цен , который функционирует непрерывно, систематически и достаточно оперативно.

Высокая чувствительность бирж ко всем ценообразующим факторам и высокая степень реагирования стала причиной того , что биржевые цены на товары считаются в мире общепринятыми и используются при заключении большинства внебиржевых сделок. Более того фьючерские цены на товары дают возможность сделать прогноз о состоянии рынка в перспективе.