Товарные биржи

 TOC o "1-3" Введение............................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc386268884    2

Что такое товарная биржа?.................................................................................. GOTOBUTTON _Toc386268885    3

Предпосылки образования товарных бирж.......................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268886   PAGEREF _Toc386268886 3

Организация внутренней структуры товарной биржи..................................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268887   PAGEREF _Toc386268887 5

Брокерские компании как важный компонент в биржевой торговле....................................................... GOTOBUTTON _Toc386268888   PAGEREF _Toc386268888 7

Типы организационной структуры биржи............................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc386268889   PAGEREF _Toc386268889 8

Биржевые торги............................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc386268890    9

Техника биржевой торговли..................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268891   PAGEREF _Toc386268891 12

Биржевая котировка цен............................................................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc386268892   PAGEREF _Toc386268892 13

Методы котировки цен на бирже. Единый биржевой курс.......................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268893   PAGEREF _Toc386268893 13

Основные виды сделок в биржевой торговле..................................... GOTOBUTTON _Toc386268894    14

Фьючерсные сделки...................................................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268895   PAGEREF _Toc386268895 15

Хеджирование фьючерсных сделок....................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268896   PAGEREF _Toc386268896 17

Опционы на фьючерсные контракты................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268897   PAGEREF _Toc386268897 18

Заключение.................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268898    20

Литература...................................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc386268899    20

Введение.

                В основе проводимой в стране радикальной экономической реформы лежат принципы товарного производства и соответствующего ему товарного рынка, охватывающего всю сферу обращения. Формой последнего может быть только торговля в ее действительном смысле, а не обозначаемая этим термином система распределительных отношений. Это предполагает организацию хозяйственных связей между предприятиями по купле - продаже и поставкам товаров как коммерческих и регулирование этих связей на началах конкурентного динамического равновесия спроса и предложения по ценам, одинаково устраивающих и поставщиков (продавцов) и покупателей (потребителей). Правовой формой такой организации хозяйственных связей могли бы стать товарные биржи.

                В настоящее время развитие рыночных отношений в стране сопровождается формированием организованных рынков, важнейшей составной частью которых, безусловно, является товарная биржа.

                Возрождение товарных бирж в России (начало 90-х годов) носит характер настоящего бума. Почти каждый день приносит весть об открытии очередной биржи. Мы вырвались на первое место в мире по количеству товарных бирж, далеко оторвались по этому показателю от других стран. (По социологическим сводкам 1995г., количество товарных бирж в рамках СНГ составило 700 на 1994г., только в одной Москве их было 100).

                Товарная биржа -  один из атрибутов рыночной экономики, существенный компонент инфраструктуры рынка. Означает ли это, что столь бурное распространение товарных бирж в нашей стране можно расценивать как свидетельство успешного и быстрого движения к рынку? В какой мере товарные биржи могут стать регулятором оптового товарооборота, в частности на российском потребительском рынке, Что же вообще представляют собой товарные биржи и какими являются характерные отличия российских товарных бирж от западных? В данном реферате представлена попытка охарактеризовать роль биржевой торговли в мировой экономической практике, проанализировать сам механизм функционирования бирж, определить условия, при которых биржевая торговля может получить широкое распространение в агропромышленном комплексе нашей страны.

Что такое товарная биржа?

                Товарная биржа[1] - “это особый вид постоянно действующего оптового рынка, на котором совершаются сделки по купле - продаже массовых сырьевых и продовольственных товаров, качественно однородных и взаимозаменяемых”. Биржевые сделки осуществляются преимущественно через посредников (брокеров, маклеров). Главные отличительные черты биржевых товаров, т.е. товаров, отвечающих специфике биржевых торгов, это простота и стандартизированность ассортимента и качества товаров, благодаря чему сам товар на бирже отсутствует: нет необходимости предъявлять его, поскольку стандартные качества товара известны, а внутригрупповых ассортиментных особенностей практически нет. В полном соответствии с этими признаками действуют западные биржи.          Товарные биржи по самой своей природе имеют смысл лишь при множестве поставщиков товаров и обширности охватываемых рынков. В России в 90-х годах товарные биржи в основном функционировали за счет разницы “государственных” и “свободных” цен. Количество поставщиков товаров постепенно сокращалось, и к концу 90-х постепенно товарные биржи приходят к упадку.

                Товарная биржа[2]  - “это специально оборудованное место для торговли; это ассоциация членов, организованных в комитеты и избравших совет управляющих; это офис с президентом и клерками для обслуживания членов биржи и клиентов, имеющий правила и постановления, регулирующий биржевую торговлю; это пункты, оборудованные для приемки - отправки продукции.”

Предпосылки образования товарных бирж.

                Слово “биржа” возникло в XVI веке от фамилии бельгийского купца Де Ля Бирже, в доме и перед домом которого, на площади, проходили собрания итальянских купцов - банкиров.

                Товарная биржа ведет свое начало с XVI века. В 1531г. она была основана в Антверпене, в 1549г. - в Лионе. В 1608г. организуется Амстердамская товарная биржа, ставшая законодательницей мод в торговом мире на долгие годы. Здесь впервые начали осуществляться операции с акциями и срочные сделки. Первые учреждения такого рода организовывались частными лицами (Англия, Америка), государство не вмешивалось в их деятельность. В других странах (Германия) само государство учреждало биржи, оно и регулировало их деятельность. В России на товарные биржи (первая была организована в Санкт-Петербурге в 1703г.) государство оказывало ограниченное воздействие - через законодательство. Биржа явилась особой формой организации рынка, со своей системой управленческих органов и специальными правилами ведения торговли.

                Как организованный рынок биржа характеризуется строго регламентированным временем биржевых собраний и местом проведения торгов. Ее нормальную работу обеспечивает функциональная структура, включающая информационный, регистрационный, фондовый комитеты, маклериат и арбитраж. В разных странах эти отделы могут носить разные названия, но они выполняют при этом практически те же функции.

                Возникновение товарных бирж было обусловлено необходимостью организации постоянно действующих оптовых рынков. По мере роста объемов и ассортимента товарной продукции, совершенствования транспортных средств и увеличения радиуса регионов поставки товаров, появилась необходимость строительства на рынках складов для хранения товаров, чтобы сделать запасы и проводить торги постоянно. Таким образом, отдельные рынки, находящиеся в центрах производства определенных групп товаров (зерна, скота и др.), превратились в регулярно функционирующие оптовые рынки. Наряду с торговлей различными товарами здесь стали заключать договоры на поставку товаров по образцам.

                Уже в первой четверти XV века были разработаны типовые контракты по каждому виду продукции, в которых указывалось не только ее количество и качество, но и стандартный размер партии. Со временем сами контракты стали объектом купли - продажи, а товары в натуре на биржу привозить перестали. С помощью товарной биржи обеспечивался контакт между наибольшим количеством продавцов и покупателей.

                Как видно из вышесказанного, биржа возникла на основе рынков, однако ее функции в результате эволюции изменились в такой степени, что для современной биржи купля - продажа товаров уже не является первостепенной задачей. Наиболее существенные задачи современной товарной биржи в настоящее время, это:

·        

·        

·        

                Заметим также, что биржа сама по себе не является торгующей организацией, но “являясь посредником между продавцом и покупателем, объединяя участников торгового оборота, биржа содействует развитию последнего, внедрению здоровой торговой практики.”[3]

Организация внутренней структуры товарной биржи.

                Несомненно, что очень важное значение имеет внутреняя структура товарной биржи. Исходя из имеющегося мирового опыта, следует отметить, что “обязательным органом товарной биржи должно быть биржевое собрание (высший орган) всех ее участников или же (при многочисленности последних) - выбранных лиц.”[4] Оперативной хозяйственной деятельностью занимаются биржевые комитеты. Целесообразно включение в состав исполнительных органов бирж (комитетов) представителей государственных органов, за которыми одновременно могло бы признаваться и право быть соучередителями товарных бирж. Эти органы, участвуя в работе биржи, способны путем предоставления другим участникам дополнительных инвестиций положительно влиять на все основные стороны их деятельности.

                Вспомогательные органы бирж - биржевые агентства, осуществляют посреднические функции при заключении сделок; биржевые нотариусы удостоверяют соответствующие акты; биржевые суды или арбитражные комиссии разрешают споры и недоразумения, возникающие при заключении и исполнении биржевых сделок.

                Все структурные элементы биржи формируются таким образом, чтобы обеспечить успешную торговлю членам биржи. Те небольшие платежи, которые получает биржа за проведение сделки и от продажи информации, должны компенсировать содержание ее аппарата и текущие расходы, а при необходимости и обеспечить пополнение резервных фондов биржи.

                Каким образом все же создается биржа? Можно сказать, что биржа создается как ассоциация ее членов, как общество с ограниченной ответственностью, как акционерная компания. Основатели биржи вносят первоначальный капитал, который составляет учередительский фонд и необходим для оплаты стоимости основных фондов (здания, оборудования), создания оборотных средств и резервного фонда, достаточного для страхования от риска.

                Биржа, как уже упоминалось выше, является корпорацией, в целом не имеет права совершать сделки купли - продажи в своих торговых залах. Торговать на бирже могут только ее члены, получая при этом прибыль или неся убытки. На некоторых биржах к торговле допускаются также посетители, купившие разовый билет.

                Членство на бирже может быть полным или частичным. Тип членства, кроме доступа к торгам на различных площадках (ямах), определяет и привилегии при голосовании. Так, например, в Chicago Board of Trade - в Чикагском торговом совете (США) полный член биржи имеет 1 голос, ассоциативный (т.е. член биржи, торгующий не всеми видами товаров, в отличие от полного члена) имеет 1/6 голоса, а остальные виды членства не дают право на голос при выборе руководителей биржи[5].

                Членами биржи могут быть как отдельные граждане, так и организации. Чтобы стать членом биржи, надо купить место, пройти проверку и получить одобрение совета управляющих, иметь необходимую сумму на счете в банке, подыскать брокерскую компанию и прикрепиться к ней, пройти курс обучения и сдать экзамен.

                Член биржи может сдать свое место в аренду. Арендная плата назначается по договоренности сторон. Арендатор обязан пройти тот же процесс проверки и обучения, что и член биржи. Вновь организованная биржа продает места своим членам, затем, в дальнейшем, любой член биржи, пожелавший продать свое место, сообщает об этом в комитет по членству и назначает цену. Соответственно покупатели мест на биржи сообщают свои цены.

                Члены биржи избирают ее руководство - Совет управляющих и комитеты биржи. В Совет избираются члены биржи по квотам от каждой группы членства, а также политические деятели, бизнесмены, представители фермеров. Совет управляющих избирает председателя, его заместителя, исполнительный комитет и назначает президента. Правила поведения выборов в Совет, его руководителей, сроки устанавливаются каждой биржей самостоятельно. Совет принимает наиболее ответственные решения по функционированию биржи (правила, финансовые вопросы и т.д.)

                Комитеты биржи формируются из ее членов. Обычно создаются комитеты по каждому виду биржевого товара, а также арбитражный комитет (для решения споров между членами биржи, клиентами и членами), правовой комитет (вырабатывает и контролирует выполнение правил торговли), финансовый комитет, страховой комитет, дисциплинарный и так далее. Президент биржи не должен быть ее членом. Он сам и набираемый им аппарат обслуживания биржи являются наемными работниками. На упомянутой выше Чикагской бирже их численность достигает 700-1000 человек.

                Главная задача служащих биржи и ее членов - оказание услуг клиентам биржи, равно как и ее членам, позволяющих более эффективно вести торговый процесс.

Брокерские компании как важный компонент в биржевой торговле.

                Биржа не может нормально функционировать без брокерских компаний, которые являются коллективными членами биржи.

                Брокерская компания - это частное, корпоративное, акционерное или иное предприятие, основная функция которого заключается в обеспечении связи между клиентами (производителями продукции, покупателями, торговыми посредниками) и биржей. Брокерская компания собирает заявки клиентов на покупку или продажу биржевых товаров, регистрирует их и оперативно передает своим брокерам на биржу. “Брокер - член биржи, который заключает контракты на покупку и продажу товаров, акций, ценных бумаг, валюты по заказам клиентов и получает за свою работу комиссионное вознаграждение”[6]. Брокеры выполняют полученные заявки, и уведомление об этом отправляется от брокера в компанию и далее к клиенту.

                Брокерские фирмы могут располагаться по всей стране, что расширяет их возможности по привлечению клиентов. Такие фирмы могут также создаваться и иностранцами.

Типы организационной структуры биржи.

                С точки зрения организационной структуры, биржи могут быть двух типов. В первом случае, это может быть организация, созданная на полностью автономных началах. Биржи этого типа (например, Лондонская) представляют собой возникшую в явочном порядке частную корпорацию торгующих организаций (предпринимателей), которая сама определяет условия доступа на биржу, форму операций, виды товаров, могущих быть предметом сделок, регламент деятельности, а также выбор органов управления, методы разрешения разногласий.

                К другому типу относятся биржи, представляющие собой государственные учреждения (например, Парижская), находящиеся под контролем властей, но все же пользующиеся определенной автономией.

                Образование бирж в дореволюционной России зависело от ходатайств городских общественных органов (управлений) и разрешения министерства торговли и промышленности. Биржи, существовавшие в более поздний период (период НЭПа), характеризовались рядом специфических черт. Они возникали в разрешительном порядке, хотя инициатива их создания могла исходить только от заинтересованных в этом предприятий и лиц. Очевидно, что первые биржи, созданные в годы НЭПа в России не являлись ни частными, ни государственными учреждениями, а были специфическими общественными формированиями.

                Биржи, в целом, вне зависимости от их организационной структуры - это “объединение торгующих предприятий и лиц, и они должны содержаться за счет вступительных и членских взносов их участников, обладать правом собственности на принадлежащее им имущество и признаваться юридическими лицами”[7]

Биржевые торги.

                Биржевая торговля товарами, несмотря на свою древность, прекрасно чувствует себя и в XX веке. В настоящее время в развитых и развивающихся странах насчитывается более 50 крупных товарных бирж, торгующих более 160 наименованиями товаров. Эта форма оптовой торговли обеспечивает ежегодно продажу на сумму более 10 трлн. долларов, т.е. примерно 1/4 общей стоимости товаров, производимых ежегодно этими странами[8].

                Оптовая торговля - это сделки по продаже товара крупными партиями, когда покупателем является владелец оптовой торговой фирмы, снабжающей товарами розничные магазины или производственные фирмы.

                Сделки на товарных биржах - минимальное количество товара, предлагаемое для сделок (контрольная единица минимального количества товара в биржевой сделке называется Schluss), установлено на каждой бирже; в целом, общим для всех бирж является правило, что большее количество товара должно делиться на Schluss без остатка. Например: для хлопка на бирже в Бремене Schluss равен 50 кипам = 11.000 кг, для кофе в Гамбурге - 125 мешкам = 7350 кг, для сахара в Гамбурге - 50.000 кг, для пшеницы в Чикаго Schluss равен 5.000 бушелей[9].

                В зависимости от вида товара биржи могут подразделяться на 2 типа:

Биржи товарные общего типа - для сельскохозяйственной продукции (например, Франкфуртская хлебно - товарная биржа).

Специальные биржи - для определенного типа товара (в Гамбурге - кофе, в Бремене - хлопок, в Чикаго - зерно, в Лондоне - цветные металлы).

                Процветание товарных бирж связано с тем, что они оказались очень удобной формой торговых связей между сельским хозяйством и остальными отраслями экономики. Одной из особенностей сельского хозяйства является сезонный характер производства, предопределяющий и сезонные колебания цен. Осенью, после сбора урожая, возникает значительное превышение предложения над спросом. Спрос на сельскохозяйственную продукцию крайне слабо зависит от сезона. Неизбежным следствием этого станет снижение цен, а значит, и доходов сельхозпроизводителей от продажи продуктов своего труда. Но жизнь и потребление не кончаются осенью. Они продолжаются в течении всего года, тогда как предложение сельхозпродукции после осенних месяцев резко падает. В результате этого спрос с каждым месяцем будет превышать предложение и к концу лета - под самый урожай этот разрыв станет максимальным. Следствием этого станет резкое повышение цен на продукцию прошлого урожая. Если изобразить сезонные колебания цен в виде графика, то он будет иметь следующий вид:

График 1: Сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию[10]

                С помощью этого графика легко видеть, что сезонные колебания цен не выгодны как производителям, так и потребителям. Первые получают слишком малую цену за свой товар осенью, а последние платят слишком высокую цену весной и летом.

                Биржа играет на сезонной разнице цен. Осенью продукция покупается (когда ее цена минимальна), а весной и летом продается при максимальной цене. Но именно в этот момент меняется характер происходящих событий.

                Во-первых, пытаясь купить урожай осенью, биржевик увеличивает общий объем спроса и уменьшает дисбаланс между спросом и предложением. Следствием этого обязательно становится повышение равновесной цены по сравнению с уровнем, на который она была поставлена до появления биржевика.

                Во-вторых, сбрасывая весной и летом скупленный и придержанный на складах урожай, биржевик увеличивает предложение товара и неизбежно сбрасывает цену, хотя сам он совершенно этого не желает. Таким образом, в результате этих действий биржевик, стремящийся играть на резкой сезонной разнице цен сельскохозяйственной продукции, сам сокращает разницу цен (происходит так называемое “сглаживание” цен). Изменение цен при этом приобретает вид, показанный на графике 2:

График 2:  “Сглаживание” динамики цен на сельхозпродукцию в результате биржевых спекуляций[11]

                Такой вариант сезонного колебания цен для общества в целом предпочтительнее: и производитель получает осенью большую сумму, и потребитель меньше платит весной и летом за прошлогодний урожай. Этот механизм действует четко и эффективно.

                Таким образом, можно сделать вывод, что биржевая спекуляция оказывается полезной обществу и доступна любому гражданину страны, т.к. он имеет возможность через банки и специальных посредников вложить свои средства в этот вид коммерческой операции. При этом у него нет никаких преимуществ, недоступных остальным биржевым игрокам: он рискует наравне с ними, пытаясь угадать будущее движение цен.

Техника биржевой торговли.

                Для включения в биржевую торговлю участнику необходимо обратиться в оперативно - информационный отдел (имеющийся на товарной, а также на других видах бирж) для получения бланка заявки и биржевого бюллетеня, который отражает результаты котировки цен: данные о нижней и верхней цене совершенных сделок, по каждому виду или группе товаров, типичную (справочную) цену и настроение рынка, которое показывает тенденцию движения цен в течении биржевого дня с учетом количества совершенных сделок.

                Посетитель определяет для себя предполагаемую цену продажи (покупки), которая, наряду с наименованием и количеством предполагаемой (запрашиваемой) продукции, вносится в заявку. При обращении к маклеру, который специализируется на данном виде продукции, клиент поручает ему подыскать соответствующего контрагента (либо продать или купить конкретный товар на оговоренных условиях). Маклер выводит информацию о появившемся спросе или предложении на табло (основным источником информации на бирже является электронное табло, куда поступает информация из оперативно - информационного отдела биржи, от маклеров и участников торга, обладающих местом на бирже). Далее происходит публичный торг на повышение или понижение цены в зависимости от соотношения спроса и предложения.

                Если клиент приобретает для себя место на бирже, он сам выводит информацию на табло, сам ищет контрагентов и ведет с ними переговоры. Но при необходимости он также может прибегнуть к услугам маклера.

Биржевая котировка цен.

                Товарная биржевая котировка цен ни в коем случае не является заранее установленной ценой сделок для данного дня. “Это - информация о ценах и конъюнктуре рынка предшествующего периода, необходимая для правильного определения рыночной ситуации на товарной бирже”[12].

                В состав котировальной комиссии входят представители биржевого комитета, продавцов, покупателей, маклеров, а также независимые эксперты. Заседания котировальной комиссии проводятся по результатам каждого биржевого дня, при больших оборотах биржи - несколько раз в день. Основываясь на данных регистрации сделок и заявок, комиссия определяет верхний и нижний пределы цен продавцов, цены покупателей и цены сделок по каждому товару. Котировальная комиссия имеет право исключить цены, не отражающие рыночную ситуацию дня. Во внимание принимаются различия в ценах производителей и посредников, разные условия реализации, величина партий товара и другие различия.

Методы котировки цен на бирже. Единый биржевой курс.

                Существуют различные методы котировки биржевых цен, соответствующие различному строению биржевого рынка. В прошлом веке широкой известностью пользовался единый курс берлинской биржи: в течении биржевого дня сделка окончательно не оформлялась. По окончании биржевого дня устанавливался курс равновесия, по которому могли быть выполнены большинство сделок, все сделки оформлялись по этому единому курсу дня. Продавцы и покупатели в ходе установления курса могли менять свои условия и тем самым участвовать в процессе котировки.

                Единому биржевому курсу противопоставляется непрерывный аукционный курс, когда фиксируется и отмечается в котировках каждая достаточно крупная сделка. Однако различия между единым и непрерывным аукционными курсами в действительности не так велико. При едином курсе весь биржевой день посвящается сбору приказов и предварительным сделкам. При непрерывном же аукционном курсе сбор и сопоставление приказов не поглощают весь данный биржевой день, а предшествуют наступающему биржевому дню или же следуют за закрытием биржевого собрания. Приказы клиентов, накопившиеся к началу следующего биржевого дня, сопоставляются, и те сделки, заключение которых оказывается возможным по единому курсу, совершаются. Единый курс фактически присутствует и на американских биржах, но выступает здесь как первоначальный курс, по которому и заключается основная масса сделок.

                Единый биржевой курс в наибольшей степени гарантирует безопасность участникам торгов от заключения неудачных сделок под воздействием слухов, эмоций и так далее, а клиентов - от недобросовестного поведения посредников (маклеров, брокеров). В прошлом веке говорили, что единый курс возвеличил берлинскую товарную биржу, сделал котировки хлеба на ней определяющими для всей мировой торговли. Единый биржевой курс, применимый при достаточно массовых потоках однородного товара, обеспечивает большой общественный контроль над ценами (без попыток административного давления или умозрительного моделирования котировок) и, следовательно, большую солидность и надежность биржевых сделок. Чем больше поток однородного товара, тем устойчивее цены и тем большая масса сделок может заключаться по единому курсу. Чем разнообразнее товар, котирующийся на бирже, тем меньше вероятности, что сделки удастся заключить по единому курсу, и тем больше потребности в корректировке этого курса в ходе открытых торгов.

                Подводя итог, можно подчеркнуть, что именно на товарной бирже такие понятия, как непрерывные функции цен, непосредственная ликвидность товаров, предельные оценки продавцов и покупателей как механизм ценообразования “превращаются из тощих абстракций в реальные явления экономической жизни”[13]. Важно также отметить, что товарная биржа может нормально функционировать лишь в том случае, если “биржевая котировка демонстрирует и отражает общий ценовой тренд, определяет соотношение цен разных сортов биржевого товара”[14].

Основные виды сделок в биржевой торговле.

                Все биржевые сделки можно разделить на две большие группы:

·        

·        

                В экономической литературе совокупность сделок с немедленным исполнением нередко именуют “наличным рынком”. Среди сделок на срок можно выделить: простые сделки с отсрочкой исполнения или поставки (их называют форвардными от английского “forward delivery” –  будущая поставка) и более сложные, предполагающие торговлю стандартными контрактами на товары, поставляемые через определенное время их заключения. Они получили название фьючерсов (от английского “futures” – “будущий контракт”, “срочный контракт”).

Фьючерсные сделки.

                Фьючерсные сделки (фьючерсы)– специфическая разновидность контрактов купли - продажи на товарных биржах, по своей природе довольно существенно отличаются от прочих торговых сделок.

                Родиной фьючерсных сделок считают США, где они стали практиковаться с 2-ой половины  XIX века. Первоначально на товарных биржах в результате стремления производителей  застраховаться от неблагоприятных для колебаний рыночных цен и облегчить выявление самих этих цен. Механизм фьючерсной сделки американские авторы нередко демонстрируют примерами из хозяйственной деятельности фермеров, а именно: фермер намерен весной продать свой будущий урожай пшеницы по весенним, т.е. сравнительно высоким, ценам. Какие в этом случае правовые предпосылки должны быть в его распоряжении, чтобы план принес ему успех?

                Такие предпосылки и были созданы биржевой практикой и до настоящего времени воплощаются в ряде особых правил, которые, применительно к примеру с пшеницей, состоят в следующем. Во-первых, выступая предметом будущей поставки, пшеница должна подчиняться требованиям стандартной качественной характеристики (сорт, влажность, % клейковины и др.). Во-вторых, сделка совершается не в отношении некоторого количества такой пшеницы, а в отношении некоторого количества контрактов на нее, предусматривающих, разумеется, единые для каждого контракта количество зерна, и способов установления цены (“центы за бушель”) и другое. Подробная стандартизация позволяет поддерживать оборот этих контрактов на бирже в течении всего времени, вплоть до указанного в каждом контракте последнего дня поставки. Оборот стандартных контрактов на бирже поддерживается теми участниками биржевой торговли, которые преследуют цель не приобретения или продажи реального товара, а присвоения разницы цен, которая возникает ко дню исполнения между условленной ценой (ценой фьючерсного рынка) и действительной ценой (ценой наличного рынка). “Разницу между ценой реального товара на наличном рынке и ценой аналогичного товара на фьючерсном рынке называют базисом”[15]. В зависимости от того, какая цена выше– на наличном или фьючерсном рынке, базис может быть положительным или отрицательным, а также равным нулю (при равенстве цен). Отрицательный базис характерен для нормального рынка, т.к. цены давних позиций, как правило, выше цен ближних поставок. Очень редко базис бывает положительным, когда из-за резкого роста спроса на наличный товар с немедленной отгрузкой цены ближайших позиций значительно возрастают. Величина базиса зависит от многих факторов, в частности, от издержек на хранение товаров, условий импорта и экспорта аналогичной продукции, транспортных расходов и др. Издержки по хранению продукции на складе поставщика на один месяц можно рассчитать следующим образом[16]:

P – начальная цена единицы продукции в начале рыночного года;

B– годовая кредитная ставка банка (%);

12– количество месяцев в году;                    100– относительное число для перевода %.

R– расходы на хранение товара в течении 1 месяца.

S– страховые платежи в расчете на месяц.

                Однако в конечном счете соотношение между ценами зависит от спроса и предложения на данный товар: при высоком спросе и невысоком уровне предложения цены наличного рынка окажутся выше фьючерсного и наоборот, если предложение превысит спрос, цены упадут ниже фьючерсных.

                Для прогнозирования динамики цен на рынке фьючерсных контрактов обычно применяются два метода анализа: фундаментальный (основанный на изучении факторов спроса и предложения) и прикладной (основанный на экстраполировании, исходя из прошлой динамики цен на фьючерсном рынке) методы– для большей наглядности используют графический способ анализа данных.

                Кроме того, существует три основных типа сделок на разнице цен: внутрирыночные, межрыночные и межтоварные.

                Внутрирыночная сделка– это одновременная покупка фьючерсного контракта на один срок и продажа его на другой срок по одному и тому же товару на одной и той же бирже. Это наиболее распространенная форма сделки на фьючерсных биржах.

                Межтоварная сделка– это одновременная покупка и продажа фьючерсного контракта одного срока разных товаров, но взаимозаменяемых между собой, имеющих общую характеристику спроса и предложения.

                Межрыночная сделка– здесь разница цен отражает в основном географические особенности территориального расположения покупателей: например, торговля зерном в Краснодаре и Петрозаводске, в Ставрополе и Сыктывкаре. Цены в местах потребления возрастают на стоимость перевозки и накладных (организационных) расходов.

                Можно сказать, что фьючерсный рынок, в целом, выполняет ценоформирующие функции, выступает как ценостабилизирующий механизм биржевой торговли. В настоящее время особенно ценной для российской финансово - кредитной системы считается стабилизирующая сторона ценовой политики фьючерсной торговли. Это может стать эффективным средством контроля за инфляционными процессами, оперативного уравновешивания спроса и предложения в сфере оптовой и розничной торговли.

Хеджирование фьючерсных сделок.

                Спекулятивные операции совершаются на бирже для получения прибыли от купли - продажи контрактов и реального товара. Простейшим способом спекулятивной биржевой деятельности является игра на повышение или понижение цен на товар в будущем периоде. Схематично при фактическом повышении цен в дальнейшем покупатель фьючерсных контрактов выигрывает, а продавец теряет. И, наоборот, при дальнейшем понижении цен выигрывает продавец фьючерсов, а теряет покупатель. Спекулянтов, которые играют на фьючерсной бирже на повышение цен, называют “быки”, а которые играют на понижение, “медведи”.

                Фьючерсная сделка может быть ликвидирована не обязательно по окончании срока контракта, а в любой момент путем уплаты разницы между продажной ценой контракта и текущей его ценой.

                Хеджирование фьючерсных сделок обычно используется для страхования от возможных потерь при изменении текущих рыночных цен реального товара в момент его реализации. Продавец (производитель) товара страхуется от нежелательного падения цен в будущем, а покупатель (потребитель)– от невыгодного увеличения цены. Несмотря на противоположные интересы сторон сделки, они в равной степени заинтересованы в устранении резких колебаний и в стабилизации уровня цен. Термин “хеджирование” происходит от английского, что означает “ограждение”, “защита”.

                Операция по хеджированию состоит в том, что фирма, продавая реальный товар через биржу с поставкой в будущем и желая использовать (сохранить) существующий в момент заключения сделки уровень цен, одновременно совершает на фьючерсной бирже обратную операцию, т.е. покупает фьючерсные контракты на тот же срок и на то же количество товаров. Таким образом, фьючерсные операции страхуют сделки на покупку реального товара от возможных убытков в связи с изменением цен на рынке на этот товар. Принцип страхования здесь построен на том, что если в сделке одна сторона как продавец реального товара теряет, то она же и выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество реального товара и наоборот. Поэтому покупатель реального товара осуществляет хеджирование продажей фьючерсных контрактов, а продавец реального товара хеджирует их покупкой.

Опционы на фьючерсные контракты.

                Товарные биржи торгуют опционами на фьючерсные контракты для стабилизации и сохранения цен на товарном рынке, в целях гарантий биржевых операций. Опционы обеспечивают защиту цен от возможных колебаний. Они предоставляют выбор: продавать (покупать) продукцию по фьючерсному контракту или на рынке реального товара. Существует 2 вида опционов: продавца и покупателя.

                Опцион покупателя дает право, но не обязательство, его покупателю купить определенный фьючерсный контракт по соответствующей цене в любое время в течении срока действия этого опциона.

                Опцион продавца дает его покупателю (владельцу) право, но не обязательство, продать определенный фьючерсный контракт по соответствующей цене в любое время в течении срока действия этого опциона. Продавцу в этом случае оплачивается соответствующая плата, так называемая премия, которая определяется в торговом зале биржи в зависимости от спроса и предложения. Самое большое, что может потерять покупатель опциона, это премия за опцион.

                Опцион продавца позволяет реализовать фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене столкновения). Тот, кто купил такой опцион, предполагает, что цены на фьючерсном рынке снизятся так, что покроют величину премии этого опциона.

                Биржевые посредники занимаются продажей опционов ради получения премии опциона. Однако, опционы также можно использовать для извлечения прибыли или защиты от изменений цен. Опционные сделки, помимо снижения риска при биржевых операциях, преследуют и другие цели:

·        

·        

·        

                Для достижения своих целей участники торгов основываются на различиях в ценах, фиксированных в опционах, в ценах фьючерсных контрактов, на несовпадении сроков окончания действия опционов.

Вывод: Основное назначение фьючерсных сделок– страхование риска неблагоприятного изменения цен. Именно потребность в нем породила фьючерсные сделки как особую разновидность биржевых сделок и создала развитый фьючерсный рынок как систему биржевой торговли. Страхование (возможность избежать убытков от неблагоприятного изменения цен)­ – такая возможность, воспользоваться которой может лишь наиболее подготовленный для биржевой торговли и сведущий в тенденциях рыночной конъюнктуры предприниматель, т.е. тот, кто способен наиболее точно предвидеть цены фьючерсного рынка и оценить тенденции их изменения на наличном рынке.

Заключение.

                Биржа играет значительную роль в организации рыночных отношений. Биржа дает “апробированный десятилетиями механизм свободного ценообразования”[17], страхует предпринимателей от чрезмерного риска, обеспечивает кратчайший путь товара от производителя к потребителю. Биржевое движение в России – процесс, без которого невозможно развитие рыночной инфраструктуры. Позитивным моментом развития российских бирж является постепенный переход к фьючерсному рынку, как инструменту стабилизации цен на рынке в целом. Торговля фьючерсными контрактами превращает биржу в организацию, в деятельности которой заинтересованы не только производители и посредники, но и все народное хозяйство. Ведь только через фьючерсный рынок биржа становится своеобразным ценовым барометром, на который ориентируются и предприниматели, и государственные органы.

                Товарная биржа имеет строго определенное место в системе рыночной экономики. С помощью товарных бирж можно решать лишь узкий круг вопросов. Поэтому переоценка роли современных бирж также опасна, как и недооценка.

Литература.

1.      

2.      

3.      

4.      

5.      

6.      

7.      

8.      

9.      

10.   

11.   

12.   

13.   

14.   

15.   

16.   


[1] “Советская торговля”, 1991, №12, “Товарные биржи: реалии и перспективы”, стр. 10-12.

[2] В.Я. Узун. “Товарная биржа”, Москва, “Знание”, 1991, стр 12.

[3] “Вестник Российской Академии Наук”, 1993, том 63 №9, “Товарная биржа - особая форма организации рыночных отношений”, стр. 771.

[4] “Деловой мир”, 1992, №7, стр. 55 (“Товарные биржи”, Б. Райзберг)

[5] В.Я. Узун. “Товарная биржа”, М.: “Знание”,1991, стр.12

[6] “Бизнес, Банки, Биржи” (газета) 1992 №12, “Товарные биржи в России”, стр. 13.

[7] “Вопросы экономики”, 1991, №10, (“Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в условиях перехода к рынку”), стр. 12.

[8] “Акционерный и банковский вестник”, 1990, №3, стр. 19.

[9] Там же, стр. 22.

[10] График: “Проблемы прогнозирования”, 1993 №2, стр.112.

[11] График: “Проблемы прогнозирования”, 1993 №2, стр.114.

[12] Газета “Коммерсантъ”, №23 июль 1993г., стр.5.

[13] “Финансовая Газета”, 1993 №3 (“Системы биржевой торговли” - стр.6).

[14] Там же (стр. 8).

[15] “Хозяйство и право”, 1993, №11, (“Фьючерсная торговля сельскохозяйственной продукцией”. М. Гайнетдинов, стр.19).

[16] Здесь же, стр.18.

[17] “Биржевая газета”, 21 августа 1992г., стр.7.