Трудовой стаж

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

МОЛДАВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

   ФАКУЛЬТЕТ «ОБЩАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО»

КАФЕДРА «ЧАСТНОЕ ПРАВО»

РЕФЕРАТ

      НА  ТЕМУ

ТРУДОВОЙ   СТАЖ

                                                                                                          Выполнил:

Деордица Александр,

Студент группы DE22A  дневного отделения

                                              КИШИНЁВ 2005    

    СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ __________________________________  3                                                                             

ГЛАВА I Понятие трудового стажа: виды

1.1 Общий трудовой стаж _______________________  5

1.2 Трудовой (страховой) стаж, приобретённый в специальных условиях ___________________________  8

1.3 Непрерывный трудовой стаж _________________ 9

ГЛАВА II Порядок исчисления трудового стажа ____ 10

Список использованной литературы _____________ 13

                                                                ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере соци­ального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Под трудовым стажем понимается суммарная продолжи­тельность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой. Однако в условиях реформирования системы пенсионного обеспечения такое определение представляется весьма условным. Так, для одной возрастной категории граждан оно приемлемо, а другой нет. В целях  #G0обеспечения для всего населения адекватной материальной помощи в  старости, при утрате трудоспособности, в случае потери кормильца; обеспечения соблюдения принципов социальной справедливости; обеспечения сбалансированности финансовой системы и соблюдения финансовой дисциплины; создания системы пенсионного обеспечения, отвечающей интересам всех  поколений,  #G0требовалось проведение комплексной  реформы системы пенсионного обеспечения, основными элементами которой являются:

1) стабильная программа для нынешних пенсионеров;

2) новая программа для будущих пенсионеров;

   3) программа перехода от ныне действующей к новой системе пенсионного  обеспечения.[1] Таким образом, в соответствии со стратегией развития системы пенсионного обеспечения законом[2] отождествляются понятия трудовой и страховой стаж, и даётся следующее определение: страховой (трудовой) стаж – сумма периодов трудовой деятельности, в течение которых взносы государственного социального страхования вносились в пенсионный фонд.

 Тру­довой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его про­должительность; качественная характеристика отражает характер и ус­ловия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.). В зависимости от качественной и количественной ха­рактеристик  выделяют следующие виды трудового стажа:

а) общий трудовой (страховой) стаж;

б) трудовой (страховой)  стаж, приобретённый в специальных условиях;

в) непрерывный трудовой стаж.

Глава I. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА: ВИДЫ

1.1. ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Общий трудовой (страховой) стаж - это суммарная продолжительность всех страховых периодов, т.е. периоды работы на всех предприятиях и организациях независимо от причин увольнений и продолжительности перерывов в работе (при условии, что в эти периоды взносы государственного социального страхования вносились в пенсионный фонд), а также иных пе­риодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются: пенсия по возрасту, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно законодательству Молдавии в государственной системе страхования обязательному социальному страхованию подлежат лица:

1)    работающие на основании индивидуального трудового договора;

2)               работающие на выборных должностях или назначенные в органы исполнительной, законодательной, судебной властей, - на период, соответствующий сроку, на который получены полномочия; они имеют такие же права и обязанности, как и лица, указанные в пункте 1);

3)               ежегодные доходы которых составляют не менее четырёх среднемесячных заработных плат по экономике и которые являются:

а) частными предпринимателями, вкладчиками коммандитных товариществ, акционерами или менеджерами коммерческих обществ, не заключивших индивидуальных трудовых договоров;

б) менеджерами, заключившими договоры о менеджменте;

в) членами семейных подрядов;

г) лицами, занятыми свободной трудовой деятельностью;

д) лицами, занятыми в международных организациях и не подлежащими социальному обеспечению в этих организациях;

е) членами ремесленных кооперативов;

ё) лицами, занятыми в признанных культовых учреждениях, не заключившими индивидуальных трудовых договоров;

ж) лицами, достигшими 16 лет и не лишёнными права на обязательное социальное страхование;

4) ежегодные доходы которых составляют не менее трёх среднемесячных заработных плат по экономике, и которые являются:

а) собственниками и/или арендаторами сельскохозяйственных земель и лесных угодий;

б) лицами, занятыми сельскохозяйственной деятельностью в лесных хозяйствах;

в) членами сельскохозяйственных ассоциаций или сельскохозяйственных объединений иных форм;

5) работающие по совместительству, ежегодные доходы которых составляют не менее четырёх среднемесячных заработных плат по экономике, и которые подпадают под действие двух или более вышеизложенных пунктов.

Для застрахованных лиц[3] к страховым периодам приравниваются следующие не страховые периоды:

а) период исполнения срочной и сокращённой военной службы;

б) период ухода за ребёнком в возрасте до трёх лет, осуществляющегося одним из родителей или в случае смерти обоих родителей – опекуном;

в) период, в котором застрахованное лицо получало пособие по временной нетрудоспособности, по безработице, по трудоустройству.

Также включаются в общий трудовой стаж периоды, в которые до вступления в силу закона[4] осуществлялись следующие виды деятельности:

а) работа в качестве члена колхоза, независимо от её характера и продолжительности. При исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза без уважительных причин не выполнял установленного минимума трудового участия, учитывается время работы по фактической продолжительности;

б) творческая деятельность членов творческих союзов, подтверждённая секретариатами правлений соответствующих творческих союзов;

в) деятельность в качестве служителей и работников культа, начиная с 1 апреля 1992 года;

г) уход за инвалидом I группы, за ребёнком-инвалидом в возрасте до 16 лет или за престарелым, достигшим возраста 75 лет;

 д) обучение на дневных отделениях высших учебных заведений;

е) военная служба или другая приравненная к ней служба.

Расходы, связанные с включением в страховой стаж  периодов из последнего перечня, возмещаются из государственного бюджета.  

Суммарная продолжительность всех этих периодов и составляет со­держание общего трудового стажа, с учетом которого назначается тот или иной вид пенсии. В большинстве случаев продолжительность общего трудового стажа существенно влияет на размер пенсионного обеспечения.

1.2. ТРУДОВОЙ (СТРАХОВОЙ) СТАЖ, ПРИОБРЕТЁННЫЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Трудовой (страховой) стаж, приобретённый в специальных условиях (специальный) - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительно­сти перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности, дающая право на льготное пенсионное обеспечение.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж уста­навливается нормативными актами, предусматривающими порядок ис­числения выслуги лет тем или иным категориям граждан.

Рабочими местами со специальными условиями труда признаются места, на которых трудоспособность застрахованных лиц постоянно или периодически подвергается повышенной опасности. Критерии и методика определения рабочих мест со специальными условиями труда устанавливаются Правительством на основании совместных предложений Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения. Рабочие места со специальными условиями труда определяются коллективными трудовыми договорами, а в условиях, когда в соответствии с законодательством такие договоры не заключаются, - решением законно созданного руководящего органа, с соблюдением вышеупомянутых критериев и методик. При определении рабочих мест со специальными условиями труда обязательно заключение государственной территориальной инспекции по охране труда.

В соответствии с законом[5] рабочими местами со специальными условиями труда признаются:

а) на горных работах – места, на которых люди заняты под землёй не менее 50% рабочего времени в течение соответствующего месяца;

б) в гражданской авиации – рабочие места лётного состава.

Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда. До изменения молдавского законодательства в связи с реформой системы пенсионного обеспечения с уче­том специального трудового стажа назначались пенсии за выслугу лет. Сейчас пенсионное обеспечение за выслугу лет не предусматривается законодательством.

1.3. НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организа­ции) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера по­собия по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непре­рывного трудового стажа влияет на размер пособия по временной нетру­доспособности.

Основное отличие непрерывного трудового стажа от общего и специ­ального трудового стажа заключается в его содержании. В содержание непрерывного трудового стажа включается, как правило, только трудо­вая деятельность. Исключениями из этого общего правила являются включение в непрерывный трудовой стаж периода военной службы, в #G0случае невозможности трудоустройства по истечении срока мандата  бывшему депутату сохраняется непрерывный трудовой стаж в течение каждого месяца вынужденного простоя, но не более чем за шесть месяцев, а также период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Основными факторами, влияющими на исчисление непрерывного трудового стажа, являются основание увольнения и сторона - инициатор прекращения трудового договора.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА

 Как правило, общий, специальный и непрерывный трудовой стаж ис­числяются по фактической продолжительности, за исключением специ­альных правил исчисления общего трудового стажа и непрерывного трудового стажа.

Трудовой (страховой) стаж выражается в годах и исчисляется путём суммирования месяцев, за которые уплачены взносы в установленных размерах, и деления этой суммы на 12. Полученный результат округляется до одного знака после запятой. В страховой стаж не включаются месяцы, за которые не были внесены взносы или сумма выплаченных взносов меньше годовой, предусмотренной Законом о государственной системе социального страхования.

Страховой стаж подтверждается сведениями, содержащимися в индивидуальном коде, который ведётся в соответствии с положениями Закона о государственной системе социального страхования.[6]

Начиная с 1 января 1999 года, для назначения пенсии по возрасту необходимый страховой стаж устанавливается для мужчин – 26 лет, для женщин – 22 года. В каждом последующем году он будет увеличиваться на один год для мужчин и на два года для женщин, пока не достигнет 30 лет как для мужчин, так и для женщин.

Специальный стаж, приобретённый на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, дающий право на пенсию по достижению возраста 54 и 49 лет для мужчин и женщин соответственно, устанавливается для мужчин – 10 лет, для женщин – 7 лет и 6 месяцев.

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания назначаются застрахованным лицам при наличии следующего страхового стажа ко времени установлении инвалидности:

Возраст на дату установления группы инвалидности

Страховой стаж

До 23 лет

23 – 26 лет

26 – 31 год

Старше 31 года

1 год

2 года

3 года

5 лет

Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначаются независимо от наличия страхового стажа.

При переводе с пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания необходимый страховой стаж определяется в зависимости от возраста ко времени первоначального установления инвалидности.

#G0В страховой стаж на государственной службе включаются периоды:

а) деятельности в государственных должностях в центральных и местных органах публичной власти, указанных в приложении 1 к Закону о государственной службе № 443-XIII от 4 мая 1995 года;

b) деятельности в государственных должностях в органах  государственной власти, действовавших на территории Республики Молдова до  вступления в силу Закона о государственной службе № 443-XIII от 4 мая 1995 года, в соответствии с перечнем органов государственной власти и государственных должностей в этих органах, утвержденным Правительством;

c) деятельности в руководящих должностях в органах центрального и местного  публичного управления, занимаемых путем назначения или избрания (член Правительства, председатель и заместитель председателя района, председатель и заместитель председателя уездного совета или районного исполнительного комитета, примар и заместитель примара муниципия, города, коммуны, села, председатель городского, сельского  совета, претор);

d) деятельности в качестве депутата в постоянно действующем Парламенте либо в одной из оплачиваемых должностей в Парламенте  двенадцатого созыва или в Верховном Совете Молдавской ССР;

e) деятельности в должности судьи, прокурора или офицера по уголовному преследованию (следователя), а также прохождения военной службы по контракту или службы в органах внутренних дел, если за эти периоды были уплачены взносы обязательного государственного социального страхования;

f) деятельности в международных организациях и учреждениях в качестве представителя органов публичной власти Республики Молдова в должностях, не связанных с техническим обслуживанием этих организаций и учреждений;

g) деятельности в оплачиваемых должностях  (в том числе выборных) в аппаратах Центрального Комитета, районных и городских комитетов Коммунистической партии Молдовы до 27 августа 1991 года, в оплачиваемых должностях (в том числе выборных)  в аппаратах межотраслевых и отраслевых профсоюзных органов республиканского уровня до 30 мая 1993 года, за исключением должностей, связанных  с  техническим обслуживанием.

Список использованной литературы:

1.                 Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М.: Норма, 1998.

2.                 Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М„ 1998.

3.                 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное посо­бие. М.: Книжный мир, 1999.

4.                 Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхова­ние. Изд. 2-е. М.': Экспертное бюро, 1998.

5.                 Закон РМ О государственной системе социального страхования №489-XIV от 08.07.1999// Официальный Монитор №1-4 от 06.01.2000.

6.                 Закон РМ О пенсиях государственного социального страхования №156-XIV от 14.10.98//Официальный Монитор №42-44 от12.03.04.

7.                 Постановление Парламента Республики Молдова N 141-XIV от 23 сентября 1998года #G0О Стратегии  реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Молдова

   


[1] #G0Постановление Парламента Республики Молдова N 141-XIV от 23 сентября 1998года #G0О Стратегии  реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Молдова

[2]  Закон РМ О пенсиях государственного социального страхования №156-XIV от 14.10.98//Официальный Монитор №42-44 от12.03.04.

[3] -физическое лицо, находящееся в трудоспособном возрасте, постоянно проживающее в Республике Молдова, зарегистрированное в качестве плательщика взносов в фонде социального страхования в целях получения пенсии пропорционально выплаченным взносам.

[4] Закон РМ О пенсиях государственного социального страхования №156-XIV от 14.10.98//Официальный Монитор №42-44 от12.03.04.

[5] Закон РМ О государственной системе социального страхования №489-XIV от 08.07.1999// Официальный Монитор №1-4 от 06.01.2000.

[6] Ст.6, ст.7 Закона РМ О пенсиях государственного социального страхования №156-XIV от 14.10.98//Официальный Монитор №42-44 от12.03.04.