Тургенев
Смысл названия романа. "Герой времени" в "Отцах и
детях". Художественный прием "психологической пары"
Название романа "Отцы и дети" часто понимается весьма упро-
щенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристок-
ратов и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь
социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить
весь смысл произведения исключительно к идеологии - значит понимать
его "по-базаровски". Ведь и сам Базаров считает, что суть нового време-
ни в необходимости смести с лица земли все, сделанное "отцами", диск-
редитировать их, с их "принсипами" и моралью, во имя туманного
"светлого будущем". Такое вульгарное упрощение смысла эпохи и ро-
мана, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.
Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства
развития всего человечества. Только осознание человеком своих кор-
ней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена
поколений - процесс всегда непростой и небезболезненный. "Дети" при-
нимают в наследство от "отцов" весь духовный опыт человечества. Ра-
зумеется, они не должны рабски копировать "отцов", необходимо
творческое переосмысление их жизненного credo - но переосмысление
на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потря-
сений такая переоценка ценностей новым поколением происходит го-
раздо более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда
бывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком
сложно эти пробелы восполнять.
В России Х1Х века сильнейшим социальным потрясением оказа-
лось восстание декабристов. Поколение, для которого период становле-
ния прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять
высокий кодекс чести своих отцов, "Потерянным поколением" станет
оно в русской истории. "Толпой угрюмою и скоро позабытой" назовет его
один из лучших сынов этого поколения М.Ю. Лермонтов, постигший всю
трагичность для духовной жизни общества событий 14декабря. Произо-
шел разрыв в цепи поколений, одно звено - выпало:
И прах наш с строгостью судьи и гражданина
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавиимся отцом,
- предрекал он.
Введенное Лермонтовым понятие "герой времени" означает чело-
века, наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого
сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних "героев време-
ни". Основную массу людей эпоха как бы "задевает краем", они к любой
эпохе умеют приспособиться. И это замечательно - представьте себе
поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы
остановилась.
Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы:
"герои времени" и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет
такую психологическую пару.
Павел Петрович неслучайно назван Писаревым "маленьким Пе-
чориным". Он действительно не только принадлежит к тому же поколе-
нию, но и являет собой "печоринский" тип. "Заметим, что Павел
Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это
далеко не безразлично. Павел Петрович - холостая душа, ничего от него
"родиться ', произойти не может; именно в этом и заключается все на-
значение его существования в тургеневском романе", - комментирует
А. Жук.
Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямо-
го, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти
истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают
к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Пет-
ровича Кирсанова подчеркнуто "выпадает" из общего хода повествова-
ния, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель
узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного
к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения
молодых нигилистов. Тургенев максимально приближается к стилю и
образности романов 30-х - 4О-х годов Х1Х века, воссоздает особый стиль
романтического повествования. В нем все уводит от реальной, призем-
ленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадоч-
ной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под
условно-литературным именем Нелли, или под таинственным "княги-
ня Р". Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Евро-
пе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней
не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в
ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная
страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли,
многозначительная ее пустота, ее одержимость "ей самой неведомыми
силами", ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее
очарование для Кирсанова.
Любовь и дружба в жизни Базарова.
Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему.
Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба -
неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди
составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, "белибердой,
непростительной дурью"; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не
человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких
людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.
Его единственный друг - Аркадий - наивный, несформировавшийся
юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляет
его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать из
Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный
общественный строй, приносящего практическую пользу России.
Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий,
но и некоторые, так называемые, "дворяне-прогрессисты". Например,
Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми и
боятся отстать от моды. А так как нигилизм - веяние моды, то они
принимают его; но принимают частично и, надо сказать, самые
неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре,
отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров
прекрасно понимает , что это люди неумные и непостоянные - он не
принимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Он
видит в нем своего последователя, единомышленника. Базаров с Аркадием
часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен с
Базаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще между
ними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не может
принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать
природу и искусство. Базаров считает, что "природа - это не храм, а
мастерская, и человек в ней - работник". Аркадий считает, что
природой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для
работы. Базаров смеется над "стареньким романтиком" Николаем
Павловичем, когда тот играет на виалончели; Аркадий даже не улыбается
его шутке, но, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить и
уважать своего "учителя". Базаров не замечает измену в Аркадии, и
поэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. И
Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий не
оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать и
трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такими
словами: "...ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни ты
не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая
смелость, да молодой задор, для нашего дела это не годится...Ты
славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный борич." Аркадий
не хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, но
тот не покалебим в своем жестоком решении.
Итак, первая потеря - потеря друга.
Любовь - чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает
все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь.
Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений
между мужчиной и женщиной: "Нравится тебе женщина - старайся добиться
толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась."
Любовь к А.С Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не
спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением.
Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: "-Это что за
фигура? На остальных особ не похожа." Анна Сергеевна показалась ему
очень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ее
приглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает для
себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в свою
очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой,
самолюбивой женщине захотелось околдавать его своими чарами. Базаров
и Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят,
словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаров
поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала,
ей было интересно в его обществе. "Она как будто хотела и его
испытать, и себя изведать."
А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же
настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается
оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, "с
негодованием сознает романтика в самом себе." А, между тем, Анна
Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его
на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она
добивается его признания в любви. Это было ее целью - целью холодной
расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе
теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к
ней. Он забывает все на свете,хочет лишь быть с любимой, никогда не
расставаться с ней. Но "Одинцовой стало страшно и жалко его." "Нет,
бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие
все-таки лучше всего на свете,-...
Итак, он отвергнут. Это вторая потеря - потеря любимой женщины.
Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой,
лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей
привычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще
встретиться - в последний раз.
Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой:
"Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно." Но это он
только говорит, что "больше ничего не нужно", на самом деле он робко,
но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в
прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна
приезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не из
любви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщины
отдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась со
слезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, "она проста
испугалась каким-то холодным и томительным испугом ." Базаров понял
ее: "Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают
умирающих." Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений
Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от
своих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.
Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его
желанием и волей он бы добился своего, прине бы практическую пользу
России, а может, и не только России.