Туризм в современном мире
Баженова Мария
М-101
Перспективы развития туризма как сферы услуг в современном мире.
Туризм - это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги.
Оценка потенциального роста мирового рынка туризма и основных его составляющих ведет к пониманию и прогнозированию дальнейших тенденций развития внутреннего и международного туризма, а это всегда является важным и актуальным для любого сектора экономики.
ВТО прогнозирует бурное развитие туризма. По
мнению экспертов, ежегодно объем туристов будет увеличиваться, достигнув к
Определение прогноза развития международных обменов тесно связано с туризмом и поездками, которые сами по себе зависят от целого спектра факторов (социодемографических, экономических, политических).
В туристическом секторе отмечают следующие тенденции:
· Замедленные темпы роста (но все-таки роста);
· Большая конкуренция в целевой направленности регионов;
· Рост воздействия на туризм экономических, социокультурных факторов, а также окружающей среды;
· Повышение требовательности к туристическому продукту и избранному типу обслуживания.
Совокупность этих факторов приводит к заключению: чтобы достичь успеха в туризме, надо обеспечить полный профессионализм, составной частью которого выступает разумное регулирование туристической деятельности в сфере защиты прав и интересов потребителя, сочетающее элементы государственного регулирования и саморегулирования.
Осознание человеком, что он является гражданином не только своей страны, но и мира, ведет к расширению рынка туристических поездок, особенно целевых. На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования “Tourism: 2020 Vision” провозглашены пять перспективных туристических направлений 21 века.
1. Приключенческий туризм. В мире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Настоящих романтиков манят самые дальние точки Земли, горные вершины и морские глубины. Новые туристические потребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристического продукта.
Будет продолжена организация походов на самые высокие горные вершины мира.
С
Самая привлекательная точка края Земли – Антарктида. 10 тыс. туристов уже посетили этот ледовитый континент. Стоимость тура в Антарктиду – от 10 до 16 тыс. долл. Вопрос о превращении трех своих исследовательских баз в Антарктиде в туристические центры решает Австралия. Великобритания, Новая Зеландия и Россия открыли в Антарктиде базы для путешественников, прибывающих туда водным транспортом.
2.
Круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми
темпами. В
3. Экотуризм. Главная цель экотуризма – сохранение окружающей среды. Можно организовывать как тематические ознакомительные туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы.
4. Культурно – познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на Ближний Восток. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещением памятников культуры.
В связи с повышением интереса к познавательному туризму возрастает значение охраны памятников культуры. Требуется применение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению туристическими потоками.
5. Тематический туризм. Этот вид туризма предусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например к климату местности, превалирующему над остальными туристическими мотивами.
Крупнейшее британское
туристическое издательство “ Travel & Tourism Intelligence”
(TTI), входившее в “Economist Intelligence Unit”,
опубликовало исследования, содержащие долгосрочные, вплоть до
Таблица 1.
Темпы роста международных поездок на период 1995 – 2010 гг., среднегодичный процент изменения[1]
Регионы-поставщики туристов |
1985 – 1995 гг., факт |
1995 – 2000 гг., прогноз |
2000 – 2005 гг., прогноз |
2005 – 2010 гг., прогноз |
Европа, включая Средиземноморье |
5,3 |
1,7 |
3,5 |
4,3 |
Северная Америка |
3,6 |
6,7 |
5,1 |
5,0 |
Центральная и Южная Америка |
5,1 |
6,5 |
7,1 |
6,3 |
Юго-Восточная Азия |
10,1 |
7,9 |
5,8 |
4,8 |
Дальний Восток |
13,9 |
8,6 |
6,9 |
8,2 |
Австралия/ Южная Африка |
5,6 |
5,6 |
6,0 |
6,2 |
Основные страны - поставщики туристов |
5,5 |
3,4 |
4,4 |
4,4 |
Остальные страны |
7,0 |
3,5 |
4,3 |
3,7 |
Всего в мире |
5,7 |
3,4 |
4,4 |
4,3 |
Как видно из таблицы 1,
темпы роста международного туризма в мире составят 4,4 % к
Согласно прогнозу ВТО Китай
к
Таблица 2.
Прогноз самых популярных туристических
направлений к
Страна |
Количество туристических прибытий, млн. |
Доля на мировом туристическом рынке, % |
Динамика роста 1995- 2020 гг., % |
Китай |
137,1 |
8,6 |
8,0 |
США |
102,4 |
6,4 |
3,5 |
Франция |
93,3 |
5,8 |
1,8 |
Испания |
71,0 |
4,4 |
2,4 |
Гонконг |
59,3 |
3,7 |
7,3 |
Италия |
52,9 |
3,3 |
2,2 |
Великобритания |
52,8 |
3,3 |
3,0 |
Мексика |
48,9 |
3,1 |
3,6 |
Россия |
47,1 |
2,9 |
6,7 |
Чешская Республика |
44,0 |
2,7 |
4,0 |
ВСЕГО |
708,8 |
44,2 |
- |
Вторым по популярности туристическим направление станут США, затем Франция, Испания и Гонконг. Великобритания окажется на седьмом месте.
Всего к
По прогнозу ВТО, ожидается бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами-поставщиками туристических потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания.
Тенденция роста объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления, они будут отдавать предпочтения «новому». Кроме того, намечается тенденция к дальнейшему и довольно быстрому снижению стоимости поездок на дальние расстояния, особенно с появлением нового скоростного транспорта.
Согласно прогнозу ВТО
число зарубежных туристических поездок к
Таблица 3.
Динамика роста международного туризма на период 1995-2010 гг.[3]
Показатель |
|
|
|
|
Турпоездки, млн. |
535 |
632 |
782 |
964 |
Ночевки, млн. |
4571 |
5518 |
6903 |
8654 |
Расходы на туризм,
млрд. долл. США (в ценах |
393 |
516 |
686 |
922 |
Особое внимание должно уделяться сохранению окружающей среды, которая является базой туризма и требует индустриального развития.
Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между народами, что позволяет людям лучше понимать друг друга
[1] Квартальнов В.А.. Туризм: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006 – с. 226
[2] Квартальнов В.А.. Туризм: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006 – с. 229
[3] Квартальнов В.А.. Туризм: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2006 – с. 231