Творчество Бухар-жырау

«Министерство образование РК»

                                 

                                     

                                       Выполнил: Русанов.И.А.

                                       Проверила:Абдулдаева Э.Н.

«Аксукент 2001»

     Наиболее ярким представителем  казахской  поэ-

зии  ХVIII  века  был  Бухар - жырау     Калкаманов

(1668-1781). Сведений о его биографии  сохранилось

мало. Отец его Калкаман  был  одним  из  походным

войнов-батыров в далёкое беспокойное время. Судя

по содержанию сохранившихся произведений Бухар

жырау в  юности  и  молодости  отличался  от  своих

сверстников замечательными  качествами,  склоно-

стью к импровизации. Он был одним из приблежён-

ных хана Тауке (1680-1718), которыё многое  сделал

для укрепления Казахского ханства.

       В своей многолетней жизни Бухару-жырау при-

шлось быть свидетелем и участником многих собы-

тий и перемен в жизни  казахского народа. Вместе  с

ним он был свидетелем феодальной  раздробленнос-

ти,   межплеменных   междоусобиц,   познал   власть

казахских ханов, султанов, их политику и др.

       Основные темы в произведениях Бухара-жырау

неустроенность  жизни  народа,  сложность  взаимо-

отношений ханской власти с  народом,  межродовые

распри,  призыв  к  единению  сил  для   укрепления

ханства и борьбы с иноземными захватчиками, вос-

певание   отважных   батыров  ( «Пожелание»,  «Ах,

времечко, ты, время», «Перед падением»,«Абылай»,

«Сверкающий красками цветок», «Гибнет  высокая

гора», «Оплакивание хана Аблая» и др.).

                                Ах, времечко, ты время,

                                Туманы - как зимовище.

                                На всем – тень подозрения!

                                Вокруг телки – заморыши!-

                                Дождись, попробуй, помощи!

                               Не сваты, а прислужники.

                               Не сваты, а двурушники.

                               О, время, что замешано,

                               На лести и подачках!..

                               Век злобы и наживы…

                               О, время, все ты рушишь!..

                               Время мчится – во «вчера»,

                               Так о чём же говоришь?

                               Стало быть, пришла пора.

      Бухар –жырау был под воздействием  идиологов

ханской  ставки,  которые  пропагандировали  идею

преданности ханской власти, поэтому  как  предста-

витиль  своего  времени,  верил  в  «хорошего хана».

Певцы феодальной знати персонировали  свои  чая-

ния сильной ханской власти в образе Аблай-хана.

       В  образе  Аблая  Бухар  пытался  создать  образ

Щедрого и справедливого хана. Отражая  семиднев-

ную битву казахов с войском Галдан-Церена, поэт  с

удовольствием повествует  о  победе казахских  дру-

жин, а хана Аблая называет духом  и  знаменем этой

победы. Он видит в Аблае символ мощи, ума, добро-

ты и человечности.

       Такой  способ  изображения  характерен  и   для

русского фольклора эпохи феодализма.«Свообразие

художественной системы фольклора эпохи  в  целом

заключается в том, что царь как носитель идеи гос-

ударственности  и  власти выступает  чаще  всего  в

идеализированном  образе  «хорошего  царя»  (Иван IV, Петр I ), который оказывается  защитником  на-

рода и его союзником в борьбе с врагами»              

Надо отметить,что Бухар-жырау не всегда восх-

валял Аблая. Были времена, когда он  в  лицо  гово-

рил грозному хану правду о его недостатках, ошибо-

чных решениях, напоминал ему,  что он выходец  из

неимущих.

       Бухар верно истолковывает  значения  добросо-

седских отношений  с  Россией, подвергает  критике

попытку Аблая вести с Россией войну:

                              Ты, с русским воюя, Аблай,

                              Вражды к степям родным не вызывай,

                              С народом не живи ты во вражде.

                                                                     (Перевод Вл. Цыбина.)

          Бухар - жырау  разделяет  стремление   казахов жить с Россией в мире и призывает  хана  не  проти-

вится воле собственного народа.

        Бухар-жырау внес весомый  вклад  в  развитии

традиционной  дидактической  поэзии  казахов.      В ряде произведений этого рода («Что луне после  сол-

нца?». «Прежнему врагу не быть другом», он  затра-

гивает вопросы этики, единства.

        В других толгау поэт воспевает любовь челове-

ка к жизни, его оптимизм и веру в грядущее, тягу  к

знаниям, стремления узнать тайны вселенной.