Участие прокурора в гражданском процессе
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Юридический факультет
Кафедра гражданского процесса
Тема: Участие прокурора в гражданском процессе
Курсовая работа студента
III курса дневного отделения,
Исмаилов Р.А
Научный руководитель –
Доцент Малешин Д.Я
Дата сдачи курсовой работы: «___»______________2008 год
Дата защиты: «___»______________2008 год
Оценка:________________
Москва, 2008
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………. 4 стр.
TOC \o "1-3" \h \z \u
Глава I. Участие прокурора в гражданском процессе в
историческом аспекте ………………………………………………………………………………. 6 стр.
1.1 Роль и место прокурора в гражданском процессе ........................................ 10 стр.
Глава II. Формы участия прокурора в гражданском процессе……………………………… 13 стр.
2.1 Вступление в процесс начатый по инициативе других лиц…….. 17 стр.
Заключение…………………………………………………………………………………………. 19 стр.
Библиография………………………………………………………………………….................. 21 стр.
Введение
Почти три столетия отделяют нас от того времени когда, когда Петр1 начал в Российском государстве грандиозные преобразования, в том числе и всей, как мы теперь ее знаем, судебной правоохранительной системы. Если раньше суд в России был непосредственно связан с управлением, то теперь возникла более стройная судебная иерархия: юстиц-коллегия, ведавшая «судными», то есть гражданскими, и «розыскными», или уголовными делами, надворные суды и, наконец, Правительствующий сенат - высшая судебная инстанция, приговоры которого считались окончательными (разумеется, не для монарха). Вслед за судами появились фискальные органы, полиция, а затем, в 1722 году, абсолютно новый для России надзорный орган-прокуратура, возглавляемая ставленником императора - генерал-прокурором.
Возникшие при Петре 1 прокурорские органы, несколько видоизменяясь, существовали два столетия, вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда старый царский аппарат (лишь чуть подкорректированный Временным правительством) полностью был уничтожении заменен новым- советским народным судом, а с 1922 года – прокуратурой.
Органам прокуратуры принадлежит особoе место в всем механизме гарантий законности. Но до сих пор не утихают дискуссии о задачах прокуратуры, о ее роли в системе «сдержек и противoвeсов», в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Сложность задач, стоящих перед судами при неясности споров, вызывает необходимость участия прокуроров в гражданском судопроизводстве с целью обеспечения прав и законных интересов граждан и государства. Участие прокурора в судопроизводстве содействует вынесению судами законных и обоснованных постановлений.
Вопрос о роли прокуратуры в гражданском процессе является злободневным. Местo и роль прокуратуры при рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел ощутимо изменились в ходе проведения судебной реформы. С 1992 г., когда начинает исполняться концепция судебной реформы в Российской Федерации, медленно происходит уменьшение прав прокуратуры.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) меняет взаимоотношения органов прокуратуры и суда, в том числе и в области гражданского судопроизводства; в 2000 г. из ГПК РСФСР исключается ст. 12, посвященная прокурорскому надзору в гражданском судопроизводстве. И наконец, принятие нового ГПК РФ стало заканчивающим этапом изменения такой функции прокуратуры, как участие в рассмотрении гражданских дел в судах. В нынешнее время стало ясным, что судебная реформа в некоторых аспектах, касающихся органов прокуратуры, имела просчеты. В связи с вступлением в действие с 1 февраля 2003 г. нового ГПК РФ изменилось положение прокуратуры в гражданском процессе. Причем изменения эти, по моему мнению, произошли не в лучшую сторону с точки зрения защиты прокурором прав граждан.
Можно сказать ,что гражданин сегодня почти оставлен oдин на один в борьбе с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом, недобросовестными работодателями, недобросовестных производителей и т.д.[1] Получение квалифицированной юридической помощи на данный момент возможно лишь для небольшого круга лиц, которые обладают надлежащими финансовыми возможностями.
Глава I
Участие прокурора в гражданском процессе в историческом аспекте
При Петре I Россия бесповоротно обратилась в чиновничье-дворянскую монархию с огромной властью императора. Крушился привычный, утвердившийся на протяжении веков, образ жизни; претерпевали главные изменения все основные государственные структуры, начиная с местных и кончая высшими. Петр I твердой рукой насаждал новые, непривычные для Российского государства органы.
Петр I, принявший в 1721 году титул императора, осознавал, что нужно создавать новое учреждение, которое стояло бы над Правительствующим Сенатом и над всеми госучреждениями. Таким учреждением стала прокуратура. Указ о ней вышел 12 января 1722 года.[2]
Вслед за этим были учреждены прокуроры и при надворных судах.[3]
С учреждением прокуратуры, обер-фискал (с 1723 года - генерал-фискал) был подчинен непосредственно генерал-прокурору. Фактически же фискальная служба оказалась ненужной, но окончательно она была упразднена только при Екатерине 2 в 1775 году)
Прокуратура учреждалаcь в России, в свое время, как орган императорской власти, осуществляющий от ее имени повсместный, постоянный надзор и контроль за Правительствующим Сенатом и других центральных и местных учреждений.
Первым генерал-прокурором стал 18 января 1722 года Павел Иванович Ягужинский. Представляя сенаторам генерал-прокурора, император Петр 1 сказал: « Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит то вы и делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления»[4].
С этого времени проходит более трех месяцев, прежде чем появляется указ, четко очерчивающий функции генерал-прокурора и прокуратуры в целом: « О должности генерал –прокурора»(27апреля 1722 года). Русский исследователей В.И.Веретенников нашел пять редакций «Должности». Название самой ранней из известных редакций, найденных среди документов, относящихся к 18-20 января 1722 года, « О генерал-прокуроре, то есть стряпчем от государя и от государства»[5], отличалось от названия окончательной. Первый пункт этой редакции остался практически без изменений. Другие пункты, в последующих редакциях, претерпели существенные изменения. По начальному замыслу Петра I генерал-прокурор должен быть высшим должностным лицом в государственном аппарате, в его руках сосредотачивался бы надзор за правильном и законным ходом управления страной, и прежде, в ее центральных учреждениях, то есть быть как бы «сердцем всего государства». Предполагалось, что генерал-прокурор должен защищать интересы церкви императора, государства и всех граждан, которые не смогут сами защитить свои права.
В последствии Петр I отказался от такой всеобъемлющей функции генерал-прокурорской должности, ограничив ее надзором за деятельностью государственных органов.
Положение первого генерал- прокурора было сложным и довольно неопределенным. Император , человек исключительно деятельный и активный, зачастую сам выполнял обязанности своего генерал-прокурора,есдил в Правительствующий сенат и строго следил за решениями последнего, поэтому Ягужнский вначале играл роль как бы посредника между Петром 1 и Сенатом.
Постепенно Ягужинский и его помощник расширили сферу своей деятельности.Главное внимание они сосредоточили на контороле за повседевной деятельностью Правительствующего Сената. Генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести там элементарный порядок. Видный русский историк В.О.Ключевский как-то писал: «Генерал-прокурор, а не Сенат становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав; не имея сенаторского голоса,был , однако,настоящим его президентом,смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы,судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке»[6].
Даже иностранцы заметили ,что генерал-прокурор по своей силе и влиянию второе лицо в государстве. Предложения,которые давались Ягужинским Правительствующему Сенату по тем или иным вопрпосам,как правило,почти дословно воспроизводились последним[7].
Подобно тому, как генерал-прокурор был «оком» государя, все нижестоящие прокурорские чины были «оком» генерал-прокурора. Прокуроры при коллегиях, надворных судах и других учреждениях, губернские прокуроры были независимы от местных органов, действовали именем генерал-прокурора под его непосредственным наблюдением и покровительством.
При обнаружении нарушения, прокурор с начало предлагал устранить его,делалось это в устной форме, а если это не помогало, использовал свое право принесения протеста, который приостанавливал исполнение того действия или постановления, где прокурор усмотрел нарушение. Генерал-прокурор, получив «доношение» своего подчиненного, как правило, «инстиговал» его, то есть принимал меры к быстрому и правильному рассмотрению. Зачастую по таким «доношениям», с подачи генерал-прокурора, принимались специальные сенатские решения.
Прокуратура, организованная в России Петром I, в течение первых полутора веков (до судебных реформ 60-х годов XIX в.) была органoм надзора за властью на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике»[8].
Пoслe судебной рeфoрмы 1864 г. концепция деятельности прокуратуры была перeсмoтрена и главная eе функция передвинута в сферу судoпроизводства. Участие прокурора в гражданском судoпроизводстве того времени сoстояло в том,что прокурoр вступал в процесс как «присоединяющаяся сторона», представляя суду заключение уже после состязания сторон. Но существовало и исключение по некоторым делам прокурор мог выступать и как «главная сторoна», соревнуясь, с другой стороной, как истец или ответчик. Прокурор мог действовать в таком качестве, eсли дело имело публичный характер, т.е. затрагивало интересы государства и общества. Вступить в начавшийся процесс, для дачи заключения, он мог по своей инициативе или же по инициативе суда.
Составители гражданского судoпроизводства исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле»[9].
По оканчании Октябрьской революции органы прокуратуры, были ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года[10] говорилось: "Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равнo институты присяжной и частной адвокатуры". В рoли обвинителей могли выступать все "неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами". Надзор и контроль за законностью теперь принадлежал многим органам и учреждениям, начиная с ВЦИКа и eгo президиума и кончая губернскими и уездными отделами юстиции.
Составители первого советского Гражданского процессуального кодекса отталкивались от высказывания В. И. Ленина о том, что необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в «частноправовые отношения», в гражданские дела»[11], это означало, что государству необходимо иметь максимум возможностей для вторжения в гражданско-правовой спор.
В соответствии со ст. 2 ГПК 1923 г. «прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс». В 1933 году. чтобы обеспечить бoлeе четкое проведение судами «классовой линии», суд был пoставлен пoд надзор прокуратуры[12].
С этого периода участие прокуратуры в гражданском процессе сталo осуществляться в реализация задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.
В 1992 г. Был принят Закон о Прокуратуре который отказался oт функции надзора за законностью рассмотрения дел в судах. Участие в судопроизводстве стало рассматриваться как форма претворение в жизнь прокуратурой своих задач по надзору за верховенством, единством законности. В новой редакции Федерального закона о Прокуратуре РФ от 17 ноября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г. указывается лишь, что «прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов».
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, по которому работали российские суды без малого 40 лет, перестал существовать. Новый закон существенно ограничивает роль прокуратуры в гражданском судопроизводстве.
Согласно ГПК РФ прокурор имеет право обращаться в суд с иском по собственной инициативе только в случае необходимости защиты интересов государства, неопределенного круга лиц либо в случаях, когда само заинтересованное лицо в силу состояния здоровья, возраста или недееспособности не может возбудить процесс.
Прокурор, например, может обратиться в суд с заявлением о признании правового акта субъекта РФ недействительным в случае его противоречия федеральному законодательству (интересы государства), выпуска предприятием недоброкачественной продукции (или предоставления некачественных услуг), повлекшего за собой нарушение прав потребителей (в интересах неопределенного круга лиц).
«Субъекты гражданского процесса по общему правилу защищают свои права по своему собственному усмотрению, - считает Геннадий Жилин, судья Верховного суда РФ, - Здесь должны действовать принципы диспозитивности, состязательности и равноправия сторон, поэтому необходимы серьезные основания для участия прокурора в гражданском процессе»[13].
И хотя, по мнению адвокатов и некоторых юристов, прокуратура не слишком часто вмешивается в гражданский процесс (в этом существенное отличие от, например, уголовного процесса), ее представители отстаивают сохранение своих прежних полномочий.
Бытует мнение, что участие прокурора в процессе нарушает принципы состязательности и диспозитивности, т.к. он имеет возможность возбуждать гражданское дело без согласия заинтересованного лица и имеет больший объем правомочий, чем другие стороны процесса.
Я считаю, что участие прокурора абсолютно не затрагивает принципов диспозитивности и состязательности. Вот если убрать из процесса прокурора, вот тогда эти принципы будут нарушаться. Ведь часто только прокурор остается единственным органом, доступным для социально уязвимых слоев населения. Как показывает практика, малоимущие, престарелые, инвалиды, в том числе вследствие психического заболевания, не имеют возможности обратиться за помощью к адвокату или в юридическую консультацию - у них нет на то денег, а если у них отобрать и право обращения за защитой к прокурору, то, думаю, без судебного заседания станет ясно, что спор будет решен в пользу лица, у которого больше денег (кто может позволить себе опытного адвоката). О каком принципе состязательности может в таком случае идти речь?
В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» отмечено, что граждане, страдающие психическими расстройствами, являются одной из самых уязвимых в правовом отношении категорий населения страны. По данным Министерства здравоохранения РФ, за последнее десятилетие число инвалидов вследствие психических расстройств возросло более чем на треть и составляет около 700 тыс. человек.[14]. Большинству граждан, а в особенности социально незащищенным слоям населения – инвалидам, пенсионерам и т.д., - правовая помощь юридических служб просто непосильна.
Как отмечено в докладе, защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения, должна стать одним из приоритетов в социальной политике РФ в области прав человека. Получение юридической помощи в настоящее время возможно лишь для узкого круга лиц, обладающих соответствующими финансовыми возможностями.
1.1 Роль и место прокурора в гражданском процессе
Надзор прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции осуществляется в формах предъявления и поддержания в суде иска, а так же участия в рассмотрении судом гражданских дел и дачи заключения. Выявив нарушение законности, прокурор обращается к суду первой инстанции с просьбой о его устранении, восстановлении нарушенных прав и интересов, привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности. При этом прокурор обязан обеспечить законность возбуждения гражданского дела, т.е. обращаться к суду только с правомерными требованиями, соблюдая правила подведомственности, подсудности и т.д.
Прокурор вправе обращаться с любым подведомственным и подсудным суду иском, не подменяя, однако, самих заинтересованных лиц. В соответствии с принципом диспозитивности последние сами должны заботиться о защите своих прав и охраняемых интересов. Прокурор предъявляет иск, когда см истец по каким-либо причинам не может воспользоваться судебной защитой или умышленно уклоняется от этого, от чего существенно страдают интересы других лиц, чаще всего государства. Прокурор должен принимать меры к возмещению вреда, причиненного хищением государственного и общественного имущества и других правонарушений.
Перед обращением в суд прокурор обязан с исчерпывающей полнотой установить факты основания иска, собрать все необходимые доказательства, выявив всех заинтересованных лиц, определив их процессуально-правовое полномочие.
По смыслу ст. 45 ГПК прокурор вправе не только предъявлять иски, но и ставить вопрос о возбуждении дел, возникающих из административно-правовых отношений, а так же дел особого производства. Первые возбуждаются им посредством принесения протеста (ст. 269 КоАП) или подачи заявления, вторые - преимущественно путем подачи заявления.Возбуждение гражданского дела по инициативе прокурора обязательно предполагает его участие в судебном разбирательстве, хотя действующее гражданское процессуальное законодательство этого прямо не предусматривает. Оно находит выражение в поддержании исков, заявлений, протестов.
Надзор за исполнением законов в производстве суда первой инстанции включает проверку законности и обоснованности судебных постановлений и опротестование их, если в этом есть необходимость. Очень важно выявить все нарушения законности и принимать меры к их устранению до вступления судебных актов в законную силу. Можно и нужно проверять судебные акты и после их вступления в законную силу. Но это уже в виде исключения. Основанием для обращения с протестами в данном случае являются необоснованность судебных актов или существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Осуществляется прокурорский надзор и а исполнением актов правосудия. Необходимость его вызывается стремлением добиться фактического устранения нарушений законности, реального восстановления нарушенного права и интересов граждан, учреждений, организаций, предприятий, государства. Прокурору следует соблюдать требования закона о месячном сроке, в течении которого суд вправе принять к производству его исковое заявление. Прокурор так же вправе обратиться в суд с заявлением, когда требуется возбудить особое производство. При судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен. Как правило прокуроры поддерживают заявленный иск, но если по обстоятельствам дела необходимо отказаться от исковых требований, или изменить основания иска, либо снизить размер взыскания, прокурор вправе сделать это. В этих случаях прокурору не требуется согласовывать свою позицию с автором протеста, если бы даже он занимал руководящее положение относительно прокурора, выступающего в суде. Прокурор дает суду объяснения по предъявленному иску, представляет доказательства, в силу которых он считает обоснованными свои требования. Прокурор вправе представлять суду письменные документы. Прокурор, предъявивший иск суде, выступает первым.
Прокуроры не всегда следят за соблюдением закона при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья. Некоторые дела этой категории принимаются судами к своему производству без проверки соблюдения истцами установленного порядка предварительного внесудебного разрешения спора администрацией, комитетом профсоюза.
Кассационная инстанция - орган, контролирующий законность и обоснованность судебных решений, определений, не вступивших в законную силу. Прокурор вправе опротестовать решение или поддержать обоснованные жалобы лиц, участвующих в деле, чтобы добиться устранения нарушений законности. Вместе с тем в его обязанности входит принятие мер по предотвращению отмены или изменения законных и обоснованных решений и определений суда первой инстанции. Эти меры состоят, во-первых, в опровержении доводов, содержащихся в жалобах лиц, участвующих в деле, во-вторых, в исправлении собственных ошибок, допущенных при опротестовании. Если протест принести неправильно, он должен быть отозван до начала судебного заседания.
Глава II.
Формы участия прокурора в гражданском процессе
Статья 35 Закона о Прокуратуре РФ гласит:
1. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
3. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
4. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Ст. 45 ГПК РФ устанавливает:
1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Из этой формулировки неясно – что подразумевается под «уважительными причинами»? Требуется ли гражданину доказывать прокурору свою финансовую несостоятельность, малограмотность и т.д., каковы критерии этой «уважительности», чтобы он предъявил иск? Кроме того, новый ГПК РФ предоставляет прокурору право участвовать в процессе для дачи заключения лишь в незначительных случаях, предусмотренных федеральным законом и Кодексом (ранее прокурор имел право вступить в любое дело в любой стадии процесса – ст. 41 ГПК РСФСР). Исключена также возможность участия прокурора в процессе по инициативе суда (ст. 41 ГПК РСФСР), чем часто судьи пользовались, когда гражданское дело представляло особую сложность или актуальность для региона; по собственной инициативе прокурора, особенно когда к нему обращаются с подобной просьбой граждане, уже возбудившие производство в суде и не доверяющие конкретному суду рассматривать свое дело.
Итак, основными формами участия прокурора в процессе в соответствии с ГПК РФ и Законом о Прокуратуре РФ является возбуждение производства либо вступление в процесс в случаях, предусмотренных законом.
Возбуждение дела прокурором производиться:
I. в первой инстанции – путем подачи искового заявления;
II. во второй инстанции (апелляционной, кассационной) – путем вынесения представления;
III. в надзорной инстанции – путем подачи представления о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда.
I.
Из ст. 45 ГПК РФ:
2.Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Как видим прокурор обязан соблюдать установленный законом порядок обращения в суд.
При предъявлении иска прокурор не оплачивает государственной пошлины по делу и вообще не несет судебных расходов[15]. В исковом заявлении он обязан сослаться на закон, подлежащий применению. От прокурора не требуется специальных полномочий для возбуждения дела в интересах других лиц. В соответствии со п. 4 ст. 27 Закона о Прокуратуре РФ - прокурор в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Как можем увидеть предъявление исков в защиту интересов других лиц в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является должностной обязанностью прокурора. В процессе, возбужденном по его иску, участие прокурора обязательно. Процессуальный закон требует, чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора, извещалось о начавшемся в его интересах процессе и участвовало в нем в качестве истца ч. 2 ст. 38 ГПК РФ:
2. Лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.
Прокурор не связан в процессе ни своей позицией при предъявлении иска, ни интересами лица, права и свободы которого нарушены. Руководствуясь только законом и приходя к выводу, что требования, предъявленные им, незаконны или необоснованны, он не только вправе, но и обязан отказаться от иска полностью или в необоснованной его части. Но такой отказ не лишает заинтересованное лицо права на рассмотрении дела по существу, дело может быть прекращено только с его согласия ч. 2 ст. 45 ГПК РФ:
2. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Более сложной является ситуация, когда прокурор предъявляет иск в защиту прав и свобод определенного лица, а оно отказывается вступить в процесс в качестве истца либо настаивает на прекращении дела, хотя прокурор с этим не согласен. В некоторых случаях процесс в этой ситуации должен быть продолжен, а лицо, в интересах которого иск был первоначально предъявлен прокурором, может быть привлечено в процесс в качестве соответчика (например, по иску о признании брака недействительнымст.28 СК РФ или о признании сделки недействительной ст. 168, 169 ГК РФ).
На прокурора, подавшего иск, возложено обязанность доказывания[16] и именно поэтому перед тем как предъявить иск в порядке общенадзорной проверки прокурор должен собрать необходимую доказательственный базу, дав им правильную правовую оценку. Ст. 3 Приказа Генерального прокурора № 51 от 2 декабря 2003 г. «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»:
3. При обращении в суд с заявлением прокурорам учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.
Прокурор обязан доказать свои требования и возражения на доводы ответчика. Возбуждая дело, прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми[17].
Само заинтересованное ли выступает в прениях после речи прокурора. Стороны вправе задавать прокурору, предъявившему иск, вопросы в виде дачи им объяснений по делу. Из ч. 1 ст. 174 ГПК РФ следует:
Прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, дают объяснения первыми. Стороны вправе задавать друг другу вопросы.
Вместе с тем к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, он предъявляется к истцу по делу. На прокурора, возбудившего дело, не будет распространяться законная сила судебного решения.
Форма и содержание иска, заявления прокурора в суд должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ:
Форма и содержание искового заявления
1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
2. В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
3. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.
4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
После наименования суда, в который подается иск, указывается от какого прокурора оно исходит. Поскольку сам прокурор не является истцом, а вступает в защиту интересов гражданина, в качестве истца в исковом заявлении указывается лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в ст. 132 ГПК РФ.
II. В соответствии с п. 6 Приказа Генерального прокурора РФ № 51 от 02декабря2003 г. «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ» прокуроры должны:
6. Участвующим в деле прокурорам своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Приносить апелляционные представления на незаконные решения мировых судей и кассационные представления на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ.
Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, присутствовал ли он в заседании суда первой инстанции.
При рассмотрении кассационного представления в судебном заседании суда кассационной инстанции принимать участие:
в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, автономного округа, окружном (флотском) военном суде - должностному лицу органов прокуратуры по поручению соответственно прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота);
в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - должностному лицу органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации.
Приносить представления на определения мирового судьи и определения суда первой инстанции в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если эти определения исключают возможность дальнейшего движения дела.
На решение суда не вступившее в законную силу приносится кассационное представление. Ст. 336 ГПК РФ:
На решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.
Решения мировых судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке, ст. 320 ГПК РФ:
2. На решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление.
При пропуске срока подачи представления по уважительной причине прокурор может обратиться в суд, постановивший решение, определение по делу, с ходатайством о восстановлении срока, указав причину пропуска[18]).
Согласно ст. 45 ГПК РФ у прокурора ограниченное право принимать активное участие в судопроизводстве, кроме тех случаев, когда он сам обратился в суд с иском. Это положение не отвечает роли, отведенной прокурору, который участвует в гражданском процессе в целях защиты не только государственных и общественных интересов, но и прав и охраняемых законом интересов граждан.
Никак нельзя согласиться с таким ограничением прав прокурора в новом ГПК РФ. Деятельность прокурора направлена, прежде всего, на предупреждение вынесения незаконного решения, определения, постановления.
Прокурор не должен ограничиваться пассивной ролью и ждать, когда в прокуратуру обратятся граждане, организации с жалобой на судебные решения и определения. Он обязан по собственной инициативе знакомить в суде с решениями по делам, в рассмотрении которых он не принимал участия, и следить за сигналами о незаконности тех или иных судебных постановлений.
II. ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ» прокуроры должны:
10. рассматривать и разрешать жалобы граждан и организаций на вступившие в законную силу судебные постановления по делам, указанным в ст. 45 ГПК РФ;
Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в надзорной инстанции. Ч. 3 ст. 376 ГПК РФ:
3. Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса.
Решая вопрос о наличии оснований для принесения представления на вступившее в законную силу постановление суда по гражданскому делу, необходимо руководствоваться ст. 387 ГПК РФ, согласно которой:
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Не может быть отменено по существу правильное судебное постановление по формальным соображениям в случае нарушения процессуальных норм, за исключением указанны в ст. 364 ГПК РФ.
2.1 Вступление в процесс начатый по инициативе других лиц:
Иными же являются процессуальные права прокурора, если он вступает в начавшийся по инициативе других лиц процесс. В ряде случаев участие прокурора в деле предусмотрено материальным или процессуальным законом.
Закон признает обязательным участие прокурора в делах:
Реализуя предоставленные ч. 3 ст. 45 ГПК РФ полномочия, считать обязательным участие прокурора в первую очередь в рассмотрении дел:
о выселении без предоставления другого жилого помещения;
о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора;
о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В иных случаях вступать в процесс и давать заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, а также приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований[19].
Прокурор по существу может предъявить иск по любой категории дел, за исключением дел о расторжении брака, но и это исключение не является безусловным.
Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона.
Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Так, если в ходе единоличного рассмотрения судьей дела выясняется, что оно подлежит рассмотрению коллегиально, прокурор заявляет ходатайства о передаче дела на рассмотрение суда в полном составе судей.
Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон.
Лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору. Прокурор участвует в судебных прениях первым.
Прокурор не должен стеснять суд своей властью, но, будучи стражем общественного интереса, выраженного в законе, давая анализ существа конкретного дела, всего выясненного в ходе судебного разбирательства и сказанного в судебных прениях, он должен в своем слове суду «усмотреть в этом частном споре интересы, относящиеся к общественному благу, и авторитетно высказаться в его пользу, помогая суду в своем решении так урегулировать спорные частные интересы, чтобы общественное благо, интересы всего общества, выраженные в законе, не пострадали»[20]. Таким образом, прежде всего прокурор в гражданском процессе выступает представителем публичного интереса. Он может усматриваться и в защите прав государственных органов или государства в целом, и в защите свобод отдельных граждан или группы, когда дело приобретает особое общественное значение.
Заключение
В связи с вступлением в действие с 1 февраля 2003 г. нового ГПК РФ изменилось положение прокуратуры в гражданском процессе. Причем изменения эти, по моему мнению, произошли не в лучшую сторону с точки зрения защиты прокурором прав граждан.
Начну с оснований для участия прокурора в гражданском процессе. Ранее действовавшее гражданское процессуальное законодательство позволяло прокурору обратиться в суд за защитой прав любого гражданина, если гражданин попросит об этом прокурора. Теперь же прокурор вправе сделать это только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п. 1 ст. 45 ГПК РФ). Данное положение существенно ограничивает возможности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина.
Далее. До введения в действие ГПК РФ прокурор мог дать заключение по любому делу, если суд удовлетворил ходатайство гражданина о привлечении прокурора в начатый процесс. В соответствии же с п. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор может вступить в начатый процесс для дачи заключения по делу только в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами. Как видим и здесь возможности защиты прокуратурой прав и свобод человека и гражданина новым Кодексом ограничены. Однако исходя из требований ст.ст. 2, 18 Конституции РФ смысл деятельности государственных органов, к числу которых относится и прокуратура, заключается в реализации прав и свобод человека и гражданина. Поэтому участие прокурора в гражданском процессе необходимо связать с обращениями конкретных граждан и общественных организаций по поводу устранения их нарушенных прав. Только в этом случае деятельность прокуратуры будет подчинена решению вышеназванных конституционных задач.
К отрицательным моментам ГПК РФ следует отнести и отсутствие у прокурора возможности устранить нарушение прав граждан, пропустивших срок для судебной защиты. В соответствии с п. 6 ст. 152 ГПК РФ суд может отказать гражданину в рассмотрении его требований по существу, если им без уважительных причин пропущен срок для судебной защиты. Кодекс лишает и прокурора возможности устранить в судебном порядке нарушение прав и свобод данного гражданина. Подобное ограничение противоречит ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей право на судебную защиту, которое предполагает правовую оценку заявленных гражданином требований независимо от того, когда были нарушены его права. Соответствующие изменения также следует внести в гражданское процессуальное законодательство. Новый ГПК также крайне ограничил возможность отмены незаконного решения суда. Согласно п. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления теперь могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лишь в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу. Причем прокуратура может требовать устранения нарушений прав и свобод граждан только по тем категориям дел, в рассмотрении которых участвовал прокурор. Таким образом, судебное решение, в котором отказано в восстановлении нарушенного права или законного интереса гражданина, по истечении 6 месяцев не может быть отменено.
Думается, что восстановление нарушенного права способствовало бы введение представителей гражданского общества в состав суда по гражданским делам. Успешная деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина не может быть обеспечена без соответствующего судебного состава, способного проявить независимость при рассмотрении дел с участием властных структур, поэтому в состав суда по таким делам помимо профессионального судьи следует ввести гражданских судей, рекомендованных общественными организациями. Подобное формирование состава суда соответствует ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, гарантирующей гражданам России участие в отправлении правосудия, в том числе и по гражданским делам.
Библиография
Литература:
Тараненко В. В. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве не только допустимо, но и необходимо. – Прокурорская и следственная практика, 1999, с. 131-136.
Шакарян М. С. Субъекты гражданско-процессуального права., 1970. С. 190 -191;
Аргунов В. Н. Участие прокурора в гражданском процессе, 1991. С. 113
Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1 ., 1889. С. 23.
Степина Л. Проект ГПК РФ и роль прокурора в гражданском судопроизводстве // Законность. - 2001. - № 7
Похмелкин В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. - 2001. - № 5. - С. 6.
Абрамов Д., Беркович Е. Предъявление прокурором заявлений в интересах неопределенного круга лиц // Российская юстиция. - 200 Неизвестная фемида. Документы,События Люди. 2003. А.Звягинцев., Ю.Орлов 1. - № 9
Муравьев Н.В. Прокурoрский надзор в eгo устройстве и деятельности. 1889. С. 359
В.И. Ленин. Письмо к Курскому. Полное собрание сочинений. том 44 стр 411-412
Объективной истины не существует. Обзор деятельности арбитражных судов в СМИ (10.04.2001 г.) – Наталья Меликова Для Ведомостей 10 апреля 2001 г., Ведомости. http://www.garweb.ru/project/vas/news/smi/01/04/20010410/256000.php
Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. - 2003. -
Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. - М.: Проспект, 2001. - С. 85.
Определение СК Верховного Суда РСФСР от 15 апреля 1985 г. // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1985. - № 10.
Нормативные акты
ГПК РФ
ГПК РСФСР
Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года . Консультант плюс. Приложение 3
Приказ Генерального прокурора РФ № 51 от 02 декабря 2003 г. «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»
Подп. 9 п. 1. ст. 333.36 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ часть 2
Определение СК Верховного Суда РСФСР от 15 апреля 1985 г. // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1985. - № 10.
Постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры СССР» от 20 июля 1933 г. (Советская прокуратура. Сб. документов. М., 1981. с. 103).
Информационное письмо « О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации» от 27.01.2003 № 8-15-2003.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 июня 1996 года. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1997. - № 5.Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 июля 1999 года. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 8.
Определение СК Верховного Суда РСФСР от 15 апреля 1985 г. // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. - 1985. - № 10.
Интернет ресурсы
Доклад уполномоченного по правам человека 1999 год http://www.ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/99.shtml
Библиотека хроноса. В.Ключевский Курс русской истории. Лекция LXVII http://www.hrono.ru/libris/klyuch67.php
История возникновения и развития российской прокуратуры http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page.php?id=21679
Судебные уставы с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб.: Издание государственной канцелярии, 1864. http://civil.consultant.ru/reprint/books/115/1.php
Приложение 1.
«1722 января 17.именной, данный сенату. - О обязанностях сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и Бер-коллегий в сенате, о бытие при сенате генерал и обер-прокурорам, рекетмейстеру, а в каждой коллегии по прокурору;…..
Выдержка:
4.надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал- прокурору ».
Приложение 2
«января18.именной.- о бытии в надворных судах прокурорам и о принятии доносов от фискалов и людей посторонних.
Выдержка:
1.Прокурорам быть и в Надворных судах…..»
Приложение 3
СОВЕТЪ НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ РСФСР
ДЕКРЕТЪ
отъ 24 ноября 1917 года
О СУДЕ
Советъ Народныхъ Комиссаровъ постановляетъ:
1) Упразднить доныне существующiя общiя судебныя установленiя, как-то: окружные суды, судебныя палаты и правительствующiй сенатъ со всеми департаментами, военные и морскiе суды всехъ наименованiй, а также коммерческiе суды, заменяя все эти установленiя судами, образуемыми на основанiи демократическихъ выборовъ.
О порядке дальнейшаго направленiя и движенiя неоконченныхъ делъ будетъ изданъ особый декретъ.
Теченiе всехъ сроковъ прiостанавливается, считая съ 25 октября с.г. впредь до особаго декрета.
2) Прiостановить действiе существующаго доныне института мировыхъ судей, - заменяя мировыхъ судей, избираемыхъ доныне непрямыми выборами, местными судами въ лице постояннаго местнаго судьи и двухъ очередныхъ заседателей, приглашаемыхъ на каждую сессiю по особымъ спискамъ очередныхъ судей. Местные судьи избираются впредь на основанiи прямыхъ демократическихъ выборовъ, а до назначенiя таковыхъ выборовъ временно - районными и волостными, а где таковыхъ нетъ, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатовъ.
Этими же Советами составляются списки очередныхъ заседателей и определяется очередь ихъ явки на сессiю.
Прежнiе мировые судьи не лишаются права, при изъявленiи ими на то согласiя, быть избранными въ местные судьи какъ временно Советами, такъ и окончательно на демократическихъ выборахъ.
Местные суды решаютъ все гражданскiя дела ценою до 3.000 р. и уголовныя дела, если обвиняемому угрожаетъ наказанiе не свыше 2 летъ лишенiя свободы и если гражданскiй искъ не превышаетъ 3.000 р. Приговоры и решенiя местныхъ судовъ окончательны и обжалованiю въ апелляцiонномъ порядке не подлежатъ. По деламъ, по коимъ присуждено денежное взысканiе свыше 100 р. или лишенiе свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассацiи. Кассацiонной инстанцiей является уездный, а въ столицахъ - столичный съездъ местных судей.
Для разрешенiя уголовныхъ делъ на фронтахъ местные суды темъ же порядкомъ избираются полковыми советами, а где ихъ нетъ - полковыми комитетами.
О судопроизводстве по прочимъ судебнымъ деламъ будетъ изданъ особый декретъ.
3) Упразднить доныне существовавшие институты судебныхъ следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.
Впредь до преобразованiя всего порядка судопроизводства предварительное следствiе по уголовнымъ деламъ возлагается на местныхъ судей единолично, причемъ постановленiя ихъ о личномъ задержанiи и о преданiи суду должны быть подтверждены постановленiемъ всего местнаго суда.
Въ роли же обвинителей и защитниковъ, допускаемыхъ и въ стадiи предварительнаго следствiя, а по гражданскимъ деламъ - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующiеся гражданскими правами.
4) Для принятiя и дальнейшаго направленiя делъ и производствъ, какъ судебныхъ установленiй, такъ и чиновъ предварительнаго следствiя и прокурорскаго надзора, а равно и советовъ присяжныхъ поверенныхъ, соответствующiе местные Советы Р., С. и Кр. Депутатовъ избираютъ особыхъ комиссаровъ, которые принимаютъ въ свое веденiе архивы и имущества этих учрежденiй.
Всемъ низшимъ и канцелярскимъ чинамъ упраздняемыхъ учрежденiй предписывается оставаться на своихъ местахъ и подъ общимъ руководствомъ комиссаровъ исполнять все необходимыя работы по направленiю незаконченныхъ делъ, а равно и давать, въ назначенные дни, заинтересованнымъ лицамъ справки о положенiи ихъ делъ.
5) Местные суды решаютъ дела именемъ Россiйской Республики и руководятся въ своихъ решенiяхъ и приговорахъ законами свергнутыхъ правительствъ лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцiей и не противоречатъ революцiонной совести и революцiонному правосознанiю.
Примечанiе. Отмененными признаются все законы, противоречащiе декретамъ Ц.И.К. Советовъ Р., С. и Кр. Деп. и Рабочаго и Крестьянскаго Правительства, а также программамъ - минимумъ Р. С. - Д. Р. Партiи и Партiи С. Р.
6) По всемъ спорнымъ гражданскимъ, а также и частно - уголовнымъ деламъ стороны могутъ обращаться къ третейскому суду. Порядокъ третейскаго суда будетъ определенъ особымъ декретомъ.
7) Право помилованiя и возстановленiя въ правахъ лицъ, осужденныхъ по уголовнымъ деламъ, впредь принадлежитъ судебной власти.
8) Для борьбы противъ контръ - революцiонныхъ силъ въ видахъ принятiя меръ огражденiя отъ нихъ революцiи и ея завоеванiй, а равно для решенiя делъ о борьбе съ мародерствомъ и хищничествомъ, саботажемъ и прочими злоупотребленiями торговцевъ, промышленниковъ, чиновниковъ и пр. лицъ, учреждаются рабочiе и крестьянскiе Революцiонные Трибуналы, въ составе одного председателя и шести очередныхъ заседателей, избираемыхъ Губернскими или Городскими Советами Р., С. и Кр. Депутатовъ.
Для производства же по этимъ деламъ предварительнаго следствiя при техъ же Советахъ образуются особыя следственныя комиссiи.
Все следственныя комиссiи, доныне существовавшiя, отменяются съ передачей ихъ делъ и производствъ во вновь организуемыя при Советахъ следственныя комиссiи.
Предс. Сов. Нар. Ком.
В.УЛЬЯНОВЪ (ЛЕНИНЪ)
Комиссары:
А.ШЛИХТЕРЪ
Л.ТРОЦКIЙ
А.ШЛЯПНИКОВЪ
I.ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИНЪ)
Н.АВИЛОВЪ (Н.ГЛЕБОВЪ)
П.СТУЧКА
Приложение 4
Доклад уполномоченного по правам человека
Защита прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствами, является важным аспектом правозащитной деятельности.
17 декабря 1991 года Организация Объединенных Наций утвердила Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 46/119), где, в частности, говорится, что все лица имеют право на психиатрическую помощь, которая является частью системы здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В настоящее время психиатрическая помощь реализуется на основе Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 – 1997 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 383 от 20 апреля 1995 г. Однако принятие указанных актов не повлекло за собой положительных изменений государственной политики в этой сфере.
Положение усугубляется отсутствием достаточного государственного финансирования психиатрических учреждений. В большинстве регионов на питание пациента выделяется всего 3-5 рублей в день. Средства массовой информации сообщали, что в г. Владивостоке в конце 1998 года доведенные до отчаяния таким положением больные и медицинский персонал психиатрической больницы пикетировали здание городской администрации. В марте 1999 года из средств массовой информации стало известно об условиях жизни в одном из детских учреждений Московской области, где лечатся дети с психическими расстройствами. У большинства из них был выявлен большой дефицит веса. Девятилетняя девочка весила всего 6,4 килограмма, потеряв за три года свыше 11 килограммов. Власти, за некоторым исключением, на подобную информацию не откликаются. Уполномоченный считает такое антигуманное отношение к людям недопустимым и настаивает на исполнении принятых законов.
Сегодня число граждан, страдающих психическими расстройствами и состоящих на диспансерном учете, приближается к 4 млн. человек. По информации независимых экспертов, около 4,5 процента детей страдают психическими заболеваниями.
Основными причинами роста заболеваемости психической патологией являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Помимо этого, имеет место несогласованность решений и действий органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены. Ситуация усугубляется недостаточным количеством специалистов-психологов, социальных работников, неэффективностью существующей социально-психологической службы, призванной предупреждать эмоционально-стрессовые расстройства.
В нарушение законодательства, в должной мере не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается реклама алкогольных напитков, скрытая пропаганда жестокости и насилия.
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации получено несколько десятков обращений и жалоб от граждан, страдающих психическими расстройствами. В основном жалобы касаются незаконного помещения в психиатрический стационар, применения методов лечения, разрушающих здоровье пациентов, произвола врачей и младшего медицинского персонала. В обращениях содержатся просьбы о содействии в проведении независимой психиатрической экспертизы. Ряд жалоб связан с вопросами пересмотра диагноза психического заболевания и снятия с диспансерного наблюдения, восстановления в дееспособности граждан, признанных недееспособными по решению суда. Расширение механизма судебной защиты прав граждан повлекло за собой увеличение количества дел, возбуждаемых в рамках гражданского судопроизводства по жалобам граждан на действия работников, принимавших участие в оказании психиатрической помощи, а также по поводу применения тех или иных видов психиатрической помощи без согласия больных.
Так, Уполномоченным была принята к рассмотрению жалоба гражданки С. (вх. № С-32) на необоснованное применение принудительных мер медицинского характера в отношении гражданина Б. Он был направлен по определению Пресненского межмуниципального (районного) суда г. Москвы в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением, в связи с совершением им в состоянии невменяемости общественно опасных деяний, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 213 УК РФ ("Хулиганство"). В ходе изучения материалов данного уголовного дела были выявлены нарушения, допущенные как органами дознания и предварительного следствия, так и судом. Председателю Верховного Суда Российской Федерации направлено ходатайство об истребовании уголовного дела для решения вопроса о принесении протеста на определение суда.
Жалобы поступают не только от лиц, к которым, по их мнению, необоснованно были применены меры медицинского характера, но и от их родственников и адвокатов. Так, в жалобах гражданина П. и его матери гражданки Б. (вх. № П-888) указывалось на факты жестокого обращения с П. в психиатрической больнице, находящейся в поселке Прибрежный Калининградской области. После обращения Уполномоченного к прокурору Калининградской области начата проверка данных фактов.
Анализ итогов рассмотрения жалоб и обращений граждан, страдающих психическими расстройствами, свидетельствует как о необходимости совершенствования Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", так и о значительных недостатках в его реализации.
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" вобрал в себя мировые стандарты оказания психиатрической помощи. Однако этот закон остался практически неизвестным не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля. Его основополагающая правовая идея – равноправие лиц с психическими расстройствами со всеми остальными гражданами – не реализована. В закон целесообразно внести изменения и дополнения. В первую очередь, необходимо решить ряд проблем, касающихся механизма госпитализации психически больных людей. Следует изменить порядок принудительной госпитализации тех больных, кто опасен для окружающих, а также определить критерии опасности человека для общества.
Отсутствие финансовых средств и ведомственная разобщенность осложнили создание предусмотренной законом службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. К Уполномоченному поступило обращение Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации с предложением создать такую службу в качестве подразделения аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Эта идея заслуживает внимания, однако, нуждается в предварительной проработке с участием заинтересованных государственных органов и общественных организаций, а также требует внесения дополнений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В составе экспертного совета при Уполномоченном работает секция по проблемам здравоохранения, одним из направлений деятельности которой является защита прав лиц, страдающих психическими расстройствами.
В 1999 году Уполномоченный представил специальный доклад "О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами", в котором предложил разработать и принять ряд мер по улучшению финансирования учреждений, оказывающих помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами; укреплению материально-технической базы психиатрической службы; совершенствованию законодательной базы, правоприменительной практики и преодолению ведомственной разобщенности; воссозданию системы реабилитации и реадаптации названной категории лиц; увеличению численности и повышению качества подготовки кадров для работы в психиатрических учреждениях; дальнейшему развитию службы скорой психиатрической помощи, а также суицидологической и логопедической служб; усилению государственного и общественного контроля за соблюдением прав граждан, нуждающихся в психиатрической и психотерапевтической помощи.
Уполномоченный убежден в необходимости осуществления комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической помощи населению Российской Федерации. Психические расстройства часто можно предупредить или облегчить без помещения больных в лечебные учреждения. Для этого необходимы подготовка и поддержка семьи профессиональными работниками, совершенствование службы скорой психиатрической помощи, а также социальное обслуживание, дневной уход, меры, направленные на предотвращение социальной изоляции.
В целях усиления внимания к психическому здоровью населения страны Правительству Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о принятии срочных мер по профилактике заболеваемости, инвалидности и преступности среди лиц, страдающих психическими расстройствами, а также пролонгировать до 2001 года выполнение Федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 – 1997 годы)", обеспечив ее финансирование.
[1] Тараненко В. В. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве не только допустимо, но и необходимо. – Прокурорская и следственная практика. М., 1999, с. 131-136.
[2] Приложение 1
[3] Приложение 2
[4] Неизвестная фемида. Документы,События Люди. -М. 2003. А.Звягинцев., Ю.Орлов
[5]Неизвестная фемида. Документы,События Люди. -М. 2003. А.Звягинцев., Ю.Орлов
[6] Библиотека хроноса. В.Ключевский Курс русской истории. Лекция LXVII http://www.hrono.ru/libris/klyuch67.php
[7] История возникновения и развития российской прокуратуры http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page.php?id=21679
[8] Муравьев Н.В. Прокурoрский надзор в eгo устройстве и деятельности. 1889. С. 359
[9] Судебные уставы с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб.: Издание государственной канцелярии, 1864. http://civil.consultant.ru/reprint/books/115/1.php
[10] Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года . Консультант плюс. Приложение 3
[11]В.И. Ленин. Письмо к Курскому. Полное собрание сочинений. том 44 стр 411-412
[12] Постановление ЦИК и СНК СССР «Об учреждении Прокуратуры СССР» от 20 июля 1933 г. (Советская прокуратура. Сб. документов. М., 1981. с. 103).
[13] Объективной истины не существует. Обзор деятельности арбитражных судов в СМИ (10.04.2001 г.) – Наталья Меликова Для Ведомостей 10 апреля 2001 г., Ведомости. http://www.garweb.ru/project/vas/news/smi/01/04/20010410/256000.php
[14] Приложение 4. Доклад уполномоченного по правам человека 1999 год http://www.ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/99.shtml
[15] Подп. 9 п. 1. ст. 333.36 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ часть 2
[16] Ст 56 ГПК РФ
[17]П.3 Ст 190 ГПК РФ
[18] 112 ГПК РФ
[19] Приказ Генерального прокурора РФ № 51 от 02 декабря 2003 г. «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»
[20] Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1 ., 1889. С. 23.