Чрезвычайный учет Амосова и Савича

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: бухгалтерского учета анализа и аудита в промышленности

РЕФЕРАТ

по предмету: История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита

на тему: «Чрезвычайный учет Амосова и Савича»

Выполнил студент

ВШУБ, 3 курс, БУ-1

Проверил

С.В. Антонюк

Г.Г. Виногоров

Кандидат экономических наук,

Доцент

Минск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

.....  TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. \h 2

1.. Возникновение Чрезучета. \h 3

2.. Задачи Чрезучета. \h 4

3.. Номенклатура. \h 5

4.. Карточная система. \h 6

5.. Картотека. \h 8

6.. Операции по исполнению работ картотеки. \h 9

7.. Перспективы и результаты  работы Чрезучета. \h 13

.... Заключение. \h 15

.... Список использованных источников. \h 16

Введение

         После революции 1917 перед советской властью остро стала проблема материального учета. До 1920 года было предпринято несколько попыток наладить централизованный учет материально-хозяйственных ресурсов, но все они не принесли желаемого результата. В ряду тех, кто стремился в это время поставить материальный учет в молодом государстве, были Амосов и Савич. Они выдвинули свою теорию учета, а та же получили право на её апробирование в Петрограде и его окрестностях.

1.     Чрезучета

         В феврале 1920г. заседание большого президиума Петросовнархоза поставило вопрос об организации учета на принципиально новую почву. На этом заседании Амосов выдвинул целый ряд положений о необходимости создания единого центрального органа по проведению учета всех материально-хозяйственных ресурсов находящихся на территории Петрограда, установлению единой формы материальной  отчетности и радикальной реорганизации всей системы материального счетоводства. Для фактической проверки проекта учета и материальной отчетности Петросовнархоз поручил Амосову “произвести учет на одном из действующих Продрасмета и на одном из складов не производящих отпусков, разработать и передать на утверждение президиума условия конкурса по вопросу об организации учета сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и предметов технического оборудования в пределах города Петрограда и губернии”[1,с.46].

         Вслед за этим было создано совещание, на обсуждение которого были представлены основные тезисы учета и материального счетоводства, выдвигаемые проектом. Совещание, обсудив проект, отклонило необходимость конкурса и вынесло свою резолюцию, в которой признало правильными принципы организации, положенные в основу работы по учету Амосова, а именно – централизацию сведений и децентрализацию работы. Совещание постановило составить временную комиссию из специалистов для разработки технических деталей.

         Затем встал вопрос об организационном центре по учету и его правах. На заседании Петроградского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов по докладу об учете имущества и материалов было вынесено решение которое признала меры по учету предложенные Петросовнархозом неотложной задачей, а так же была учреждена при Петроградском совете Совете Народного-Хозяйства Чрезвычайная тройка в составе Амосова, Биткера, Комарова. Было выделено для первых работ 3 000 000 рублей.

2.     Чрезучета

         Основные задачи которые ставил перед собой Чрезучет:

-       перепись и регистрация всего имущества, которое попало в руки советской власти после Октябрьской революции;

-       учет продуктов, материалов и изделий текущего производства;

-       формирование централизованной отчетности;

-       формирование  постоянной текущей отчетности на самой производственной периферии;

-       контроль за движением товара на складах и фабрично-заводских предприятиях.

3.     Номенклатура

В основу чрезвычайного учета легла карточная система учета, предложенная Амосовым и Савичем. Первая проблема, с которой они столкнулись при разработке карточной системы учета это вопрос о правильном и точном занесении на карточку названий учитываемых продуктов, т.е. вопрос о технической номенклатуре. Необходимо было составить номенклатурный справочник, который бы содержал систематизированный перечень существующей номенклатуры и однозначно определял в нем место каждого наименования продукции. С этой целью Чрезучет ввел для каждого продукта, учетный отличительный знак – шифр. В мае 1920г. Комиссия по руководством инженера Розенцверга собрала весь имеющийся в русском обиходе номенклатурный материал и систематизировала эту номенклатуру по определенной системе, легшей в основу построения шифра. В номенклатурной системе Чрезучета названия всех предметов были разбиты по 15 основным секциям, секции разбивались на части, в свою очередь части разбивались на группы, в которых находились сами названия продуктов обозначенные определенной цифрой. Например шифр Р/2/а/3 соответствовал секции “руды и металлы” части “металлы и сплавы не в деле, в слитках, в свинках, штыках, крицах, необкатанных болванках, ломе и стружках” группе “чугуны и ферросплаы” а цифра 3 определяет что это “литейный чугун гематит”. Так же был создан алфавитный указатель куда была занесена вся номенклатура и приводилось соответствие номенклатуры определенному шифру. В центральная картотеке Питерского Чрезучета ящики с карточками  номенклатуры располагались согласно присвоенным им шрифтам, что существенно облегчало поиск.

4.    

         “Чрезучет руководствовался соблюдением принципа дифференциации работ на элементарные трудовые функции, исполнение которых не требовало специальных знаний, уничтожения всякой волокиты в работе, сохраняя бумажную переписку лишь в той степени, в которой это необходимо, чтобы она облегчала работу, а необходимость её автоматически вытекала из самой работы и являлась бы способом механического контроля. Достигнуть этого возможно, если положить в основу карточной системы принцип предметно-функциональной карточки. Весь процесс учета в деле снабжения и распределения заключается в фиксировании  самого продукта во всех стадиях его движения, т.е. продуктооборота. Такова общая линия движения продукта. Но этого еще мало. Необходимо установить какой продукт находиться в движении иметь, так сказать, его полную предметную характеристику: размер, сорт, качества, марку и пр. Все это Чрезучет устанавливает ведением предметно-функциональной карточки”.[1,c.69]

     Предметно-функциональные карточки разделялись на 7 видов, строго установленных размеров и цветов:

1)    карточка, указывающая на выдачу разрешения на право получения продукта;

2)    карточка свидетельствующая о получении продукта;

3)    карточка указывающая предстоящее поступление;

4)    карточка свидетельствующая о поступление продукта;

5)    карточка плановой заявки потребителя на тот или иной продукт;

6)    карточка плановой разверстки по этим заявкам;

7)    карточка текущей вне плановой потребности (требования).

     Каждая из этих карточек должна составляться для продукта определенного сорта, размера, с точным указанием местонахождения адреса, номера данного продукта на данном складе и количество этого продукта.

         Второй тип карточек – реестровые. Эти карточки преследую 5 целей (и соответственно с этим бывает 5 видов карточек):

1)    установление наличности данного сорта па всей территории, всей территории входящей в сферу влияния Чрезучета;

2)    количество этого же продукта на той же территории по характеру его размеров;

3)    какое количество этого продукта имеется у каждого учреждения;

4)    количество продукта по учреждениям, но с разбивкой по каждому складохранилищу отдельно;

5)    плановая разверстка и отпуск продукта каждому потребляющему учреждению.

5.    

         Центральное место во всем Чрезучете занимает Картотека. В задачи Картотеки входит:

1)    систематизация данных о наличии и продуктообороте на основании предметно-функциональных карточек;

2)    составление регулярных сводок и на основании их постоянная информация всех распорядительных и снабженческих органов о состоянии запасов принадлежащих им продуктов;

3)    следить за исполнением предписаний распорядительно-снабженческих органов.

         По внешнему виду картотека представляет большой зал, с установленными в нем специально-устроенными шкафами для хранения карточек. Шкафы разбиты на ящики, которых уложены предметно-функциональные карточки в порядке шифра. В пределах одного шифра карточки раскладываются в следующем порядке:

1)    по роли и назначению снабженческо-распределительных учреждений;

2)    по скаладохранилищам и производственным предприятиям, находящимся в их ведении;

3)    по сортам, фабричным маркам и точным размерам продукта, с соблюдением принятого номенклатурного шрифта.

         “Введением этих видов систематизации предполагалось не только решение вопросов, связанных с материальной бухгалтерией, но и всех требований, которые могут быть предъявлены отделами снабжения и распределения”.[1,c. 78]

6.    

         О том как была построена работа по учету в Картотеке можно судить по её описанию приведенному в работе Амосова и Савичева: ”Функциональная карточка № 1 (предварительного  расхода), свидетельствующая о выдаче разрешения на право получения продукта и направляемая в Картотеку распределительным органом после выдачи им предписания или ордера, поступив в Картотеку, просматривается и номер  ее тут же регистрируется, потом она подвергается шифровке и попадает в соответственную номенклатурную секцию. Затем берется реестр-карточка, указывающая наличие данного продукта на данной территории, и на нее заносится предполагаемый расход с поступивших предметно-функциональных карточек № 1. После этого реестр-карточка устанавливается на то же место, со строгим соблюдением шифра, а входящие предметно-функциональные карточки предварительного расхода, сложенные в стопку, подвергаются дальнейшим операциям. Они группируются по характерным размерам продукта и, в соответствии с этим размером, берется размерная територриальная реестр-карточка, подсчитывается количество продукта, подлежащее расходу, и полученные результаты подсчета заносятся на реестр-карточки размера продукта; последние укладываются на свое место, а входящие предметно-функциональные карточки, по размеру каждого продукта, группируются по принадлежности к тому или иному довольствующему учреждению. В соответствии с этим берется размерная реестр-карточка учреждения и на ней фиксируются результаты подсчета. После этого входящие карточки раскладываются по месту нахождения данного продукта в складохранилищах, берется реестр-карточка последних и на нее заносится количество предполагаемого поступления. После проведения всех этих операций карточка предварительного расхода приобретает еще новую функцию – механического контроля правильности, своевременности и точности расхода (при предстоящей встрече с карточкой фактического расхода).

         Переходим к следующей карточке, фиксирующей факт самого расхода. Как мы уже видели, карточка этого рода получает свое основание в складохранилище, которое производит отпуск продукта. Она, как видно из таблицы хода работ картотеки, подвергается тем же операциям, что и предыдущая карточка (разница в отметках на реестр-карточках – фактический расход). Попадает же она в то же место соответствующем номенклатурной секции, куда попала и карточка предварительного расхода. В тот самый момент, когда эти карточки сталкиваются, происходит сам-собою процесс механического контроля, устанавливается своевременность и точность представления сведений. Но. столкнувшись с карточкой предварительного расхода, карточка фактического расхода, свершая свое дальнейшее естественное движение в порядке номенклатурной систематизации, переходит в местохранение карточек тех учреждений – предприятий, на приход которых отпущенный продукт записывается, т. е. происходит процесс автоматического предварительного заприходования. Этим карточки фактического расхода одновременно приобретают функции контроля в отношении своевременности и точности фактического прихода (при предстоящей встрече с карточкой фактического прихода).

         Карточки же предварительного расхода, но уже с отметкой о производстве расхода, направляются дальше и группируются по принадлежности продукта к довольствующим учреждениям, подсчитываются суммы фактического расхода на каждой и заносятся на реестр-карточки каждого отдельного складохраннлиша довольствующего учреждения.

         При описании этих операций мы условились считать, что карточка фактического расхода попадет в то же место, что и карточка предварительного расхода, и показали, как это происходит. Но может случиться, что, по каким-либо причинам, карточка фактического расхода не будет своевременно прислана, тогда на основании имеющейся карточки предварительного расхода Картотека имеет возможность это проверить, установить неиспользованное количество ордеров, в также, что важнее всего, эту карточку получить в порядке запроса.

         С момента фактической передачи продуктов в руки потребляющего учреждения начинается следующий процесс – заприходования продукта. Тут Картотека производит следующие операции: карточка фактического  прихода, берущая свое основание на том складе или предприятии, где продукт заприходован, подвергается тем же операциям, что и карточка фактического расхода, в конечном счете попадая в место хранения карточек того учреждения, которое этот продукт получит, но тут она автоматически встречается с карточкой фактического расхода.

         Здесь наблюдается третий момент механического контроля – проверка объема требования с объемом полученного продукта. Для того, чтобы этот момент контроля зафиксировать на карточке предварительного расхода, делается отметка „исполнено полностью, частью и т. д.”, и с этой отметкой карточка отсылается довольствующему учреждению по принадлежности.

         Карточка-же фактического прихода, проходя весь круг указанных операций, отражает исполнение фактического прихода соответствующими отметками на реестр-карточках, вплоть до той реестр-карточки, которая фиксирует наличность данного предприятия или склада; сама же она направляется в группу учреждений по потребительской систематизации, в реестр-карточке которых записывается постоянная наличность данного продукта у данного учреждения.

         Карточка типа извещения о предстоящем получении продукта, которая составляется в том случае, когда продукт получается не по ордеру, а из центра (например накладная Главбума на три вагона бумаги для Правбума), подвергается в Картотеке в общем тем же операциям, что и другие функциональные карточки, с тем лишь изменением, что она, пройдя цикл номенклатурных операций, направляется, как уведомление, прямо, адресату.

         Все операции с указанными четырьмя видами карточек в общей сумме дают полное представление о наличности продуктов в потребляющих и довольствующих органах, как в отдельности, так и вместе взятых.

         Номенклатурная систематизация дает исчерпывающий ответ на вопрос о продуктообороте по названию и характерному размеру каждого продукта, находящегося на данной территории.

         Систематизация по признаку потребляющего учреждения отвечает на то, когда, откуда и какие продукты любое потребляющее учреждение получило и как они использовались.

         Систематизация по довольствующим учреждениям дает ясное представление о том, когда, кому и какие продукты им отпущены, какое наличие и какие продукты довольствующее учреждение имеет в целом и в каждом складохранилнще в любой момент.” [1,с.78-80]

         Как видно повседневная работа Картотеки включала большой объем работ по переписи одной и то же информации из одной карточки в другую, чем обеспечивался дополнительный контроль над движением продуктов.

7.       работы Чрезучета

         В своей работе посвященной методике Чрезучета и организации его работы Амосов и Савичев утверждают: ”Опыт петроградского Чрезучета показал, карточная система смело конкурирует с книжной бухгалтерией, более того – упраздняет её необходимость и утверждает начало своего полного господства. Этой победы мы достигаем путем введения предметно-функциональной и реестр карточки, универсальной материально материально-технической номенклатуры и на основе последней – шифра механической систематизации форм требований и календаризации работы.”[1,c.26]

         Далее описываются результаты к которым приводит введение этой системы: “Вместо коммерческой тайны, которую оберегала старая материальная бухгалтерия, централизованный единый учет в едином социалистическом хозяйстве, построенный на основе карточной системы, создает общегосударственную заинтересованность в материальном учете при равной заинтересованности в нем отдельных управлений и ведомств. Достигая коллосального упрощения учетных операций, сводя всю работу по счетоводству к простым механическим трудовым действиям, карточная система, помимо быстрого исполнения работы, дает возможность широкого применения в учете и материальной отчетности простых неквалифицированных сил. Самое же главное в карточной системе Чрезучета то, что она дает механическим путем осуществлять фактический контроль и ревизию состояния материальной отчетности в любой из производственных единиц и складохранилищ на основе введения единой формы отчетности и единого счета-документа и ордера.”[1,с.27]

         Карточная система Чрезучета не подразумевала денежного учета материальных ценностей, что являлось одним из её недостатков, который не позволял выполнять обобщений, необходимых для экономического анализа, как на микро-, так и на макроуровне. Вот как по этому поводу высказываются Амосов и Савичев: “Исходя из практического опыта советского строительства, мы констатируем факт, во первых, полной гибели монетарной системы, уничтожения самодовлеющей ценности ее и превращения в счетный эквивалент и расчетную единицу. Базируясь исключительно на этом, мы приходим к тому, что острой необходимости в существовании вообще эквивалента в настоящий момент не ощущается. Нам важно показать противникам карточной системы счетоводства, которые утверждают, что наша система уже поэтому провалится, что она не может оперировать с денежными эквивалентом, что нет самой нужды в эквиваленте, что социалистическое общество не оперирует понятиями денежной прибыли или убытка. Для него имеет значение только показатель объемов удовлетворения потребностей и производство простого арифметического счета. Поэтому для нас карточное счетоводство не является орудием подсчета прибылей или убытков, денежного баланса и т.д., а лишь служит средством материально-хозяйственного учета.”[1,с.31]

        

Заключение

         Теорию Чрезучета, которую создали Амосов и Савичев и апробировали на практике в Петроградской губерне в 1920г. можно назвать современным языком централизованной бухгалтерией учитывающей все движения материалов и товаров в пределах губерни. Эта теория не обладала всей полнотой и поэтому не смогла закрепиться и развиться в молодой социалистической стране.

Список использованных источников

1.     Амосов П., Савич И.А. Проблема материального учета в социалистическом хозяйстве. – Петраград, 1921. 121с.

2.     Алексеев Д.Н. Очерки истории бухгалтерского учета. – М.: Шатон, 2006. 96 с.

3.     Лупикова Е. В. История бухгалтерского учета. – М.: КноРус, 2007. 240 с.

4.     Соколов Я. В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2003. 272 с.

5.     Цыганков К. Ю. Очерки теории и истории бухгалтерского учета. – М.: Магистр, 2007. 464 с.