Учет поступления основных средств
Московский Энергетический Институт
Факультет экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бухучет , анализ и аудит»
На тему : Учет поступления основных средств
Выполнила студентка
Царева А.С.
ГП-2-01
Научный руководитель
Зверенчук Л.Ф.
Москва - 2003
Учет поступления основных средств.
стр
Введение…………………………………………………………………………….... 2
1 Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств………….. 5
1.1 Основные средства как объект учёта . Их классификация и оценка. ………. 5
1.2 Документальное оформление движения основных средств. ……….……. 13
2 Организация бухгалтерского учета поступления основных средств. …….17
2.1 Учет наличия и поступления основных средств. …………………………… 17
2.2 Учет амортизации основных средств . …………………………………..…. 20
2.3 Учет выбытия основных средств. ……………………………………………. 25
2.4 Виды ремонта основных средств и организация их учета. ………………… 29
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств . …………………………. 32
Заключение ………………………………………………………………………… 36
Литература ……………………………………………………………………………37
Приложение …………………………………………………………………………..38
Введение.
Бухгалтерский учет – одна из важнейших функций управления хозяйством . Ему принадлежит значительная роль в совершенствование хозяйственного механизма , повышении эффективности производства .
Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.
Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
Формирование рыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.
В последние годы значительно изменилась нормативная база по бухгалтерскому учету основных средств. Наряду с выходом Закона РФ «О бухгалтерском учете», введено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Госкомстатом России разработаны и введены в действие типовые межотраслевые формы первичной учетной документации по учету основных средств. Имели место серьезные изменения и дополнения в Законы РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость» и ряд других Законов РФ. Приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. N 26н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. С 1 января 1999 г. введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации.
Эти и другие нормативные документы внесли существенные изменения в технику и методологию учета и налогообложения основных средств.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев); коэффициента сменности; производительности (на базе внедрения новой техники и технологии); фондоотдачи (т. е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов).
Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
- контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
- контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
- исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
- контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;
- точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.
1. Теоретические основы бухгалтерского учета основных средств.
Основные средства как объект учета . Их классификация и оценка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст.1290) , было проведено реформирование бухгалтерского учета .Суть которого :
1. Утвердить Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 65н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97" и пункт 1 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету , утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 31н .
3. Ввести в действие настоящий приказ начиная с бухгалтерской отчетности 2001 года.
В свою очередь , Министерство финансов Российской Федерации приказом от 30.03.01 N 26н утвердило Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (в дальнейшем - Положение).
Данное Положение не является новым в системе нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет основных средств. В его основе лежат нормы и правила аналогичного Положения от 03.09.97 N 65н, но с учетом новых правил бухгалтерского учета , которые введены в практику Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, а также отдельных положений, которые содержатся в соответствующих стандартах МСФО.
Действовавшее Положение переработано в исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Правительством России в 1998 г.
В системе МСФО вопросы отражения информации в отчетности об основных средствах изложены в стандарте 16 "Основные средства", по аренде - в стандарте 17 "Аренда". Положением установлено, что оно также регулирует вопросы доходных вложений в материальные ценности.
Положение определяет правила бухгалтерского учета и представления информации о наличии и движении основных средств начиная с отчетности за 2001 г., из чего следует, что организации все свои бухгалтерские операции по движению основных средств за 2001 г. должны отражать в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с данным Положением.
Классификация объектов основных средств
Как и ранее, активы классифицируются как объекты основных средств, если они используются в течение продолжительного периода, превышающего 12 месяцев, при производстве продукции. Наряду с этим предусмотрено, что объект не должен быть товаром, т. е. он не предназначен для продажи.
Последнее условие является существенным, так как на практике организация часто приобретает, например, квартиры, одни для использования, а другие для продажи своим работникам, включая с рассрочкой платежа. В последнем случае квартиры при принятии на учет должны учитываться как товары.
В связи с исключением из объектов бухгалтерского учета такого вида активов, как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, из критериев оценки актива как объекта основных средств исключены стоимостные лимиты, разделявшие их ранее от материально-производственных запасов. Однако для упрощения порядка учета таких малоценных объектов основных средств установлен стоимостной критерий для их списания без начисления амортизации не более 2000 руб. Поэтому организация может по данным объектам принять как элемент учетной политики:
общий порядок их учета и амортизации, в соответствии с которым учет ведется на балансе в первоначальной оценке с одновременным начислением амортизации;
порядок, в соответствии с которым по указанным объектам амортизация не начисляется, а их полная стоимость списывается прямым способом при передаче в эксплуатацию.
К объектам основных средств со стоимостью до 2000 руб., которые можно назвать малоценными объектами основных средств, организация согласно учетной политике может отнести следующие предметы:
· строительный механизированный инструмент;
· оружие;
· специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа);
· специальную одежду и специальную обувь, используемые в специальных случаях (в экстремальных ситуациях), и т. п.
К объектам основных средств относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Бухгалтерский учет объектов основных средств ведется на следующих счетах:
Ø 01 "Основные средства" - учитываются собственные основные средства организации, а также средства, находящиеся на ее балансе на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
Ø 03 "Доходные вложения в материальные ценности" - учитываются основные средства, приобретаемые организацией для передачи другим организациям по договорам аренды (лизинга);
Ø 011 "Основные средства, сданные в аренду" - учитываются основные средства, сданные в аренду в порядке лизинга, с постановкой их на баланс лизингополучателем;
Ø 001 "Арендованные основные средства" - учитываются основные средства, арендованные на определенное время, в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга) без постановки их на баланс.
Таким образом, в соответствии с новым порядком в российских правилах бухгалтерского учета устранены следующие, имевшиеся ранее, различия с МСФО:
ü ликвидирован стоимостной лимит отнесения активов к объектам основных средств;
ü все объекты основных средств рассматриваются как объекты производственного назначения;
ü
Оценка основных средств.
Приказом Минфина РФ от 18 мая 2002 г. N 45н в абзац второй пункта 14 настоящего Положения внесены изменения
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
v суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
v суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
v суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
v таможенные пошлины;
v невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
v вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
v иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой , выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Оценка объектов основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), производится на дату их принятия к бухгалтерскому учету. Ранее действовала норма - на дату оприходования.
Оценка объектов основных средств, полученных по импорту, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в установленном порядке на дату их принятия к бухгалтерскому учету. Ранее действовала норма - на дату приобретения по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или по договору аренды (что также являлось основанием для принятия объектов на учет).
Оценка всех получаемых объектов при их принятии на бухгалтерский учет производится с учетом расходов по доставке и приведению в состояние, пригодное к использованию.
Стоимость ценностей , переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией; стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
Порядок проведения переоценки (по решению руководителя организации), установленный Положением, распространяется только на коммерческие организации. Предусмотрена регулярность проведения переоценок для соответствия учетной (восстановительной) стоимости объектов основных средств их текущей рыночной стоимости.
Сумма дооценки объекта основных средств относится в состав прочих доходов (в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы"), если по нему проводилась ранее уценка (в пределах средств уценки), результаты который списывались на убытки как прочие расходы.
Сумма уценки объекта основных средств относится в состав прочих расходов (в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы"). Если ранее по данному объекту производилась дооценка, результаты которой относились на добавочный капитал, сумма уценки списывается в уменьшение добавочного капитала. При превышении суммой уценки средств дооценки она списывается в дебет счета 91.
Дооценка по объектам основных средств, снятых с учета (списанных, проданных и выбывших по иным причинам), переносится на нераспределенную прибыль.
Объекты основных средств , как новые , так и бывшие в эксплуатации, отражаются в бухгалтерском учете при их принятии на учет по первоначальной стоимости. В процессе использования объектов в зависимости от изменения условий, а также влияния внешних факторов они могут переоцениваться и приобретать восстановительную стоимость.
Первоначальная стоимость объекта основных средств зависит от характера приобретения - покупки, сооружения или изготовления, внесения учредителями в счет их вклада в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения, в иных случаях безвозмездного получения и в других формах получения.
Первоначальная стоимость определяется:
при покупке объекта основных средств (в том числе бывшего в эксплуатации) - фактическими затратами по его приобретению. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы"
в размере фактических затрат по приобретению;
при сооружении (строительстве) объекта (это касается зданий и сооружений) - фактическими затратами по сооружению объекта хозяйственным способом или с привлечением подрядных организаций. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.90 "Вложения во внеоборотные активы"
отражаются фактические затраты или стоимость работ, предъявленных подрядчиками к оплате;
при изготовлении объекта (это касается оборудования) - фактическими затратами по изготовлению продукции. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч.90 "Продажи";
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы"
отражается фактическая производственная себестоимость;
при получении объекта в качестве вклада в уставный (складочный) капитал - в размере, согласованном учредителями (участниками) организации. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч.75 "Расчеты с учредителями"
отражается договорная стоимость объекта.
В случае превышения оценочной стоимости полученных основных средств над величиной вклада, отраженной в учредительных документах, на сумму превышения делается запись:
Д-т сч.75 "Расчеты с учредителями",
К-т сч.83 "Добавочный капитал";
при получении объектов основных средств по договору дарения безвозмездно - на основе их текущей рыночной стоимости. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч.98 "Доходы будущих периодов"
отражается принятие объекта к учету;
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы"
отражается ввод объектов в состав основных средств;
Д-т сч.98 "Доходы будущих периодов",
К-т сч.91 "Прочие доходы и расходы"
отражается доход в размере начисленной амортизации по эксплуатируемому объекту;
при получении объектов в обмен на другое имущество - по стоимости ценностей, передаваемых в обмен за основные средства, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
отражается стоимость полученных объектов;
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы"
отражается ввод объектов в состав основных средств.
Капитальные работы по созданию многолетних насаждений, коренному улучшению земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы, кроме горно-капитальных) ежегодно оцениваются в сумме произведенных затрат, приходящихся на принятые в отчетном году в эксплуатацию площади, независимо от даты окончания всего комплекса работ зачисляются в состав объектов основных средств. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы"
отражаются произведенные затраты.
Объекты, выявленные при инвентаризации как неучтенные, зачисляются в состав основных средств по их текущей рыночной стоимости. При этом делаются следующие записи:
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.91 "Прочие доходы и расходы"
отражается стоимость объектов.
Во всех случаях получения организацией объектов в их инвентарную стоимость включаются затраты по их приведению в состояние, пригодное к использованию. В Положении не отражается характер таких работ (капитальные работы в форме реконструкции объектов или модернизации либо работы по капитальному или иному ремонту) и не дается зависимость результатов данных работ с порядком их списания. В связи с этим можно сделать следующие выводы.
ü Объекты , которые по их получении могут быть использованы по назначению, включаются в состав основных средств. Затраты по ремонтным работам, проводимым на уже действующем объекте, учитываются в составе себестоимости продукции, работ и услуг как работы по его восстановлению.
ü Объекты , которые по получении не могут быть использованы по назначению без приведения их в состояние готовности, до окончания работ учитываются в составе внеоборотных активов - на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" вне зависимости от их характера (капитального или некапитального). Оформление данных работ должно производиться как по работам капитального характера, т. е. с составлением смет. В состав основных средств по окончании данных работ объекты зачисляются в размере стоимости их получения (покупки, иной оценки) с учетом затрат по работам.
Делается запись с кредита счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".
В связи с исключением из объектов учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов организация при переходе на новый План счетов бухгалтерского учета производит операции по переводу этих предметов со сроком службы более 12 месяцев в состав основных средств. В связи с этим делаются следующие операции.
Стоимость предметов, отражавшихся ранее на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", учет которых должен вестись теперь на счете 01 "Основные средства", находящихся как на складе, так и в эксплуатации, включая временные нетитульные сооружения, списывается с кредита счета 12 в дебет счета 01.
К предметам, учет которых должен вестись в составе основных средств, относятся предметы, если они имеют срок службы более 12 месяцев; превышающий обычный операционный цикл использования предметов, если он более 12 месяцев.
Одновременно начисленная амортизация (износ) списывается со счета 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов" в кредит счета 02 "Амортизация основных средств".
Согласно Положению первоначальная стоимость объектов основных средств, уже принятых на учет, может быть изменена организацией в сторону увеличения или уменьшения только в следующих случаях:
а) в сторону увеличения стоимости объекта - при проведении на действующем объекте работ капитального характера. По действующей классификации указанных работ, установленной государством, к ним относятся работы по реконструкции зданий и сооружений и их расширению (к которым можно отнести работы по их достройке), а также техническому перевооружению зданий, сооружений и оборудования (к которым можно отнести работы по их дооборудованию). При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы",
К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др.
отражаются затраты капитального характера;
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы"
списываются затраты по окончании работ на увеличение стоимости объекта.
При осуществлении организацией-арендатором капитальных работ на арендованных основных средствах, если это предусмотрено договором аренды, затраты по окончании данных работ зачисляются в состав ее собственных основных средств. В соответствии с договором аренды возврат объектов из аренды может предусматривать или не предусматривать оплату собственником прироста стоимости сданных в аренду основных средств. В соответствии с договором аренды возврат объектов из аренды может предусматривать или не предусматривать оплату собственником прироста стоимости сданных в аренду основных средств.
Если договором не предусмотрена оплата собственником по окончании срока действия договора аренды дополнительных затрат арендатора , недоамортизированная часть стоимости этих объектов будет отнесена последним на финансовые результаты (в состав прочих доходов и расходов) в установленном для списания основных средств порядке;
б) в сторону уменьшения стоимости объекта - при проведении работ по частичной ликвидации объекта. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч.02 "Амортизация основных средств",
К-т сч.01 "Основные средства"
списывается начисленная амортизация по списываемой части объекта;
Д-т сч.91 "Прочие доходы и расходы",
К-т сч.01 "Основные средства"
списывается остаточная стоимость ликвидированной части объекта;
в) в сторону увеличения и уменьшения стоимости объекта - при проведении переоценки.
прямого пересчета (прямой оценки) - согласно документально подтвержденным данным о рыночной цене объекта. Для этого могут быть использованы : данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости объекта.
В рыночных условиях руководитель, принявший решение об оценке объектов основных средств по их текущей (рыночной) стоимости, должен ежегодно принимать решение об их переоценке, например, исходя из официальных данных об уровне инфляции свыше 5%.
При осуществлении организацией расчетов с подрядчиками и поставщиками оборудования (как будущих объектов основных средств) в условных денежных единицах суммовые разницы, выявленные после их принятия на учет в составе основных средств, относятся на финансовый результат.
Пример:
Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
отражается стоимость зданий, сооружений и оборудования по цене приобретения (без учета НДС) с оценкой обязательств по курсу используемой валюты на дату получения права собственности на объекты (принятия работ, услуг);
Д-т сч.01 "Основные средства",
К-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы"
объект вводится в состав основных средств;
Д-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
К-т сч.51 "Расчетные счета"
отражается операция по погашению задолженности в оценке перечисленных средств;
Д-т сч.19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
доначисляется (или сторнируется) сумма НДС на отрицательную (положительную) суммовую разницу в оценке обязательств;
Д-т сч.91 "Прочие доходы и расходы" (60),
К-т сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (91)
списывается в состав прочих доходов и расходов отрицательная (положительная) суммовая разница (после изменения ее общей суммы на сумму НДС).
Таким образом, в соответствии с новым порядком в российских правилах бухгалтерского учета устранены следующие различия с МСФО, имевшиеся ранее:
· отнесение разниц по переоценке основных средств производится на счета учета финансовых результатов, наряду со счетом учета добавочного капитала;
· предусмотрено использование накопленных средств дооценки при выбытии основных средств и направление их на нераспределенную прибыль (не по мере начисления амортизации, а единовременно);
· сумма уценки списывается как расходы в случае отсутствия резервов переоценки (за счет добавочного капитала в части средств дооценки);
· предусмотрена оценка получаемых основных средств в обмен на другое имущество, кроме денежных средств, с оценкой последнего по рыночной стоимости;
· затраты по доведению принятых на баланс объектов в качестве активов до состояния, пригодного к использованию, до момента их признания в качестве основных средств увеличивают их первоначальную стоимость;
· предусмотрена переоценка всех основных средств одной группы (однородных объектов) при переоценке одного объекта основных средств.
1.2 Документальное оформление движения основных средств.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
В формах предусмотрены зоны кодирования информации, которые заполняются в соответствии с общероссийскими классификаторами:
· управленческой документации - ОКУД;
· предприятий и организаций - ОКПО; основных фондов - ОКОФ.
В случае необходимости с целью дополнительной систематизации показателей для автоматизированной обработки данных можно вводить дополнительные коды по системе кодирования, принятой в организации.
В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.
Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.
Форматы бланков, указанных в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.
При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и добавления строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.
Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств . ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств кроме зданий, сооружений). ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения) . ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств кроме зданий, сооружений) . ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств . ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных ,
модернизированных объектов основных средств .
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) .
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств.
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) .
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств .
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств.
ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств .
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования . ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж.
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования .
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1) .Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а) .Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б) .
Применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:
а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:
по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;
путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;
б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.
Прием-передача объекта(ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:
- по форме N ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
- по форме N ОС-1а - для зданий, сооружений;
- по форме N ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений),
которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту(ам).
Реквизит "Государственная регистрация прав" заполняется на недвижимое имущество и в случаях сделок с ним.
В формах N ОС-1 и N ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.
В случаях приобретения объектов через сеть розничной торговли, изготовления для собственных нужд раздел 1 не заполняется.
В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре.
В акте данные об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности. При этом на первой странице в раздел "Справочно" заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности) , а также в случае, если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), - сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.
Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б).
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма N ОС-2).
Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой.
Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта(ов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю. Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б).
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3)
Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации.
Подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4) .Акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а) .Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б) .
Применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:
- объекта основных средств - по форме N ОС-4;
- автотранспортных средств - по форме N ОС-4а;
- групп объектов основных средств - по форме N ОС-4б.
Составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом.
Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекции).
В показателях граф "Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость":
- по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки;
- по объектам, не проходившим переоценку, - первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
- в разделе 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4);
- в разделе 5 "Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" (форма N ОС-4а);
- в разделе 2 "Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств" (форма N ОС-4б).
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б).
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6) . Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма N ОС-6а) .Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма N ОС-6б)
Применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект - по форме N ОС-6, на группу объектов - по форме N ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий - по форме N ОС-6б.
Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14) .Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15) .Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16) .
Форма N ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств.
Составляется комиссией, уполномоченной на прием основных средств, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.
В случае невозможности проведения качественной приемки оборудования при его поступлении на склад Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.
Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15). При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма N ОС-15) не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, и ему передается копия акта.
На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16).
Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по формам N ОС-1 или N ОС-1б.
2 . Организация бухгалтерского учета поступления основных средств .
2.1 Учет наличия и поступления основных средств .
Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов . При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией , назначаемой руководителем организации , оформляется акт ( накладная ) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1 ) . В нем указываются характеристика объекта , его местонахождение , источник финансирования приобретения , год выпуска или постройки , дата ввода в эксплуатацию , результаты испытания объекта , его соответствие техническим условиям и др. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности .По общему акту , оформляющему приемку нескольких объектов , рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь , инструменты , станки ,если они однотипны , одинаковой стоимости и приняты одновременно . К акту (накладной) приемки-передачи прилагается необходимая техническая документация ( паспорта , спецификации , рабочие инструкции и т.п.) .
Каждому объекту основных средств , принятому на учет , присваивается инвентарный номер . Он сохраняется на все время эксплуатации объекта и обозначается на нем путем прикрепления металлического жетона , нанесения краской , насечки и т.п. Объекты основных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе , и номер указывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета . Инвентарным номером объектов железных транспортных средств ( электровозов, тепловозов , локомотивов ) обычно служат номера , полученных на заводах-изготовителях , а у объектов автомобильного транспорта , тракторов и прицепов – знаки , присвоенные им госавтоинспокцией . Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в течение 5 лет после списания , так как это может привести к путанице и ошибкам в учете .
Акт (накладная ) приемки-передачи основных средств с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации передается в бухгалтерию организации . На основание акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных средств (ф. № ОС-6) , где указывает инвентарный номер объекта и основные данные о нем ( первоначальная и восстановительная стоимость , срок полезного использования , норма амортизационных отчислений , сумма износа на момент оприходования и т.п. ) .
На арендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основные средства унитарные карточки не открываются . Для их аналитического учета используют копию карточки , прилагаемой арендодателем ( лизингодателем ) к акту сдачи объекта основных средств а аренду (лизинг ) . При реконструкции , значительной достройки или дооборудования объектов открывается новая карточка .
Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в специальных описях и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным группам , а внутри этих групп - по местам эксплуатации и по видам объектов . При выбытие основных средств инвентарная карточка из карточек изымается .
В организациях с небольшим количеством объектов основных средств , а также если они представляют собой сложные инвентарные объекты , имеют много крупных составных приспособлений и устройств ( электоромоторов , трансмиссий и т.п. ) , пообъектный учет можно весть в инвентарных книгах . При использовании в учете компьютеров отпадает необходимость в карточке инвентарных карточек и все необходимые сведения о наличие и движение основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм ) , используемых для управления основными средствами .
Учет наличия и движения основных средств , принятых на баланс организации , ведется на счете Основных средств . Здания , машины и оборудование арендованные учитывают на забалансовом счете Арендованных основных средств .
В коммерческих организациях (товариществах и обществах ) основные средства могут поступить в порядке оплаты акций и/или вклада учредителей (акционеров ) . В этом случае иу регистрируют в учете бухгалтерской записью
Д-т сч. 01 ”Основные средства”
К-т сч 75 ”Расчеты с учредителями”
Оценка таких объектов и целесообразность их оприходования для зачисления в качестве вклада должна быть согласована с другими учредителями и отражена в протоколе собрания акционеров (пайщиков) .
Предоставление организациям основных средств в безвозмездное пользование на счетах бухгалтерского учета отражают записью
Д-т сч. 01 “Основные средства”
К-т сч 83 ”Добавочный капитал” / ”Безвозмездно полученные ценности” – по рыночной стоимости оприходованных объектов основных средств .
Фактические затраты , связанные с приобретением основных средств , за исключение НДС и других возмещаемых налогов , отражаются по дебету капитальных вложений а корреспонденции со счетами расчетов .
Основные средства , приобретенные за плату , приходуются по договорной или рыночной цене покупки с добавлением расходов по доставку и установке ( включая процент на кредит , полученный для приобретения основных средств ) - до момента ввода объекта в эксплуатацию . На стоимость приобретенного объекта с учетом расходов на его монтаж и ввод в эксплуатацию делается бухгалтерская запись
Д-т сч. 01 “Основные средства”
К-т сч 08 “Капитальные вложения”
Предварительно отражаются перечисленные выше затраты по приобретению ( кредиторская задолженность и другие расходы ) до их оплаты :
Д-т сч. 08 “Капитальные вложения ”
К-т сч 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками ”
а затем их погашение:
Д-т сч. 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”
К-т сч 51 “Расчетный счет”
В случае когда организация приобрела основные средства , не требующие установки и монтажа , достаточно записи по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 08 “Капитальные вложения” , чтобы отразить увеличение стоимости объектов основных средств в балансе и погасить кредиторскую задолженность в момент оплаты с записью по дебету счетов расчеты в корреспонденции со счетом 51 “Расчетный счет ” .
Если основные средства приобретены за счет бюджетных ассигнований и других целевых источников финансирования или для выпуска продукции , освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость , то уплаченный при приобретение НДС включается в первоначальную стоимость объектов . В первоначальную стоимость служебных легковых автомобилей и микроавтобусов кроме НДС включается налог на приобретение автотранспортных средств .
Оприходование основных средств , поступивших в виде вклада в совместную деятельность ( по договору простого товарищества ) , отражается по дебету счета Основных средств и кредиту счета Расчетов по выделенному на отдельный баланс имуществу ( субсчет “Расчеты по договору простого товарищества ”) .
Организация , получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа , отражает их стоимость при принятие на учет по дебету счета Основных средств и кредиту счета Расчетов с государством и муниципальными органами органом . Одновременно на стоимость оприходованных объектов дебетуется счет Расчетов с государственным и муниципальным органом и кредитуется счет Добавочного капитала .
Неучтенные объекты основные средств , выявленные при инвентаризации , приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью
Д-т сч. 01 “Основные средства”
К-т сч 99 “Прибыль и убытки”
Бухгалтерии необходимо установить причину возникновения излишка и виновных в этом лиц .
Пример 1 :
ЗАО «Актив» приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер . В счете была обозначено стоимость составных частей компьютера :
· -2000 руб.)
·
·
·
Итого стоимость компьютера –16680 руб. ( в том числе НДС – 2780 руб.) .
Составные части компьютера ( системный блок , монитор ,клавиатура , мышь ) могут функционировать только в составе единого комплекса , поэтому бухгалтер «Актива» принял их к учету как единый инвентарный объект и сделал проводки :
Д-т сч. 60 К-т сч 51
-16680руб. – оплачен счет продавца
Д-т сч. 08 К-т сч 60
-13900 руб. (16800-2780) – оприходован компьютер на балансе организации ( по стоимости составных частей без учета НДС )
Д-т сч. 19 К-т сч 60
-2780руб. – учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца
Доставку компьютера (300 руб. , в том числе НДС –50 руб.) «Актив» дополнительно оплатил начисленный из кассы через подотчетное лицо :
Д-т сч. 71 К-т сч50
-300 руб. –выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера
Д-т сч. 08 К-т сч71
-250 руб. (300-50) – плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера ( на основание авансового отчета подотчетного лица )
Д-т сч. 19 К-т сч 71
-50 руб. –учтен НДС по расходам на доставку (на основание счета-фактуры транспортной организации)
Когда ввели в эксплуатацию , бухгалтер «Актива» сделал проводки :
Д-т сч. 01 К-т сч 08
-14150 руб. (13900+250) - компьютер зачислен в состав основных средств организации
Д-т сч. 68 субсчет “Расчеты по НДС” К-т сч 19
-2830 руб. (2780+50) -произведен налоговый вычет.
2.2 Учет амортизации основных средств .
С 1 января 2002 года порядок расчета амортизации основных средств изменился. Кроме того, для целей налогообложения отражать амортизацию основных средств нужно в аналитических регистрах налогового учета.Так требует глава 25 Налогового кодекса РФ.
Из текста главы 25 Налогового кодекса РФ не ясно, как начислять амортизацию по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года. Не разъяснен этот вопрос и в Методических рекомендациях (утверждены приказом МНС России от 26 февраля 2002 г. N БГ-3-02/98) к этой главе.
Как сообщается в МНС России, в ближайшее время в главу 25 Налогового кодекса РФ будут внесены изменения, которые уточнят порядок начисления амортизации по "старому" имуществу. И скорее всего эти изменения вступят в силу задним числом, то есть с 1 января 2002 года.
В бухгалтерском учете не нужно начислять амортизацию на те основные средства, которые перечислены в пункте 17 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. До 1 января 2002 года эти основные средства не амортизировались и при расчете налога на прибыль. Однако с 1 января 2002 года ситуация изменилась. Дело в том, что в статье 256 Налогового кодекса РФ приведен несколько иной перечень имущества, не амортизируемого при расчете налога на прибыль.
Таким образом, появилось имущество, амортизация которого в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на прибыль. Это:
- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);
- имущество некоммерческих организаций, используемое в