Учет расчетов по местным и региональным налогам и сборам. Отчетность по ним
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…....3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………….............................................................................................5
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ…………………………………………………………….....10
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ………………………………………………………………………..18
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………......26
5. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…….…..………………………….………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ
№1………………………………………..……………………………………………...32
№2……………………………………………………………………………………….36
№3……………………………………………………………………………………….38
№4……………………………………………………………………………………….42
№5……………………………………………………………………………………….43
№6……………………………………………………………………………………….44
№7……………………………………………………………………………………….45
№8……………………………………………………………………………………….49
ВВЕДЕНИЕ
В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль местного самоуправления. Его эффективность во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагает возможностями действенно осуществлять свои полномочия.
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России более восьми лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период. Сейчас можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы, особенно это относится к последним годам, когда наконец-то было принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем, нельзя не признать: нормативная база создавалась в спешке, под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств. На первый план выходит задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства.
На сегодняшний день в области планирования налогообложения должны быть поставлены следующие цели.
- Ужесточение налоговой дисциплины.
- Формирование цивилизованного института налогоплательщиков.
- Упрощение налоговой системы.
- Налоговое стимулирование производства.
- Развитие в стране муниципальных налоговых систем.
Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Российской Федерации, ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе.
Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.
Темой курсовой работы была выбрана следующая "Учет расчетов по местным и региональным налогам и сборам. Отчетность по ним". Интерес с моей стороны возник не случайно. В последнее время роль местных и региональных налогов и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании местных и региональных бюджетах существенно изменилась. Как это отразилось на работе налоговых органов?
Целью моей работы является рассмотрение проблем, связанных со взиманием местных, региональных налогов и внесение предложений по устранению выявленных недостатков на основе анализа соответствующей литературы. Для этого раскрываются сущность налогов, их классификация, значение местных и региональных налогов в налоговой системе Российской Федерации, а также непосредственные проблемы взимания этих налогов.
1.СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Сущность налогов
Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода организации в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения организации с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органами местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. В связи с этим налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой функции формируется бюджетный фонд; реализуя вторую - государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения средств или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки.
Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.
Виды налогов
В нашей стране фирмы должны платить различные налоги. Все они делятся на федеральные, региональные и местные. Кроме этого Налоговым кодексом РФ. установлены специальные налоговые режимы.
Федеральные налоги
Федеральные налоги вводят федеральные власти. Эти налоги взимаются по всей стране. Вот их перечень:
налог на добавленную стоимость;
налог на прибыль организаций;
единый социальный налог;
налог на доходы физических лиц;
акцизы;
таможенные пошлины;
налог на операции с ценными бумагами;
платежи за пользование природными ресурсами;
плата за пользование водными объектами;
налог на добычу полезных ископаемых;
лесной налог;
государственная пошлина;
сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
федеральные лицензионные сборы (например, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции).
Кроме того, существует три вида обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды:
взносы на обязательное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (3,6 процента, из них 0,2 процента в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а 3,4 процента в территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
взносы на обязательное пенсионное страхование (28 процента);
фонд социального страхования РФ. (4 процента).
Региональные налоги
Власти краев, областей, республик и автономных округов, а также власти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к регионам) могут вводить на своей территории региональные налоги.
Причем региональные власти имеют право вводить только те налоги, которые разрешены федеральными властями. Вот перечень региональных налогов:
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес;
сбор на нужды образовательных учреждений.
Основные правила взимания этих налогов определяют федеральные власти. Региональные власти могут изменять или дополнять эти правила настолько, насколько это разрешено федеральным законодательством.
Местные налоги
Власти городов и районов (так называемые органы самоуправления) вводят на своей территории местные налоги. Как и региональные, местные власти могут ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями.
Вот перечень местных налогов:
налог на рекламу;
земельный налог;
целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и т.п.;
сбор за право торговли;
налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
сборы: за право использования местной символики; за участие в бегах на ипподромах; со сделок, совершаемых на биржах; за уборку территорий населенных пунктов; за парковку автомобилей; за право проведения кино- и телесъемок; за открытие игорного бизнеса.
Основные правила взимания этих налогов определяют федеральные власти. Местные власти могут изменять или дополнять эти правила настолько, насколько это разрешено федеральным законодательством.
Специальные налоговые режимы
Налоговым кодексом установлены специальные налоговые режимы. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену большинства налогов одним. К этим режимам относятся:
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ.
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ
Расчеты по налогу на имущество предприятий производятся в соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий». При исчислении налога на имущество предприятий следует также руководствоваться Инструкцией
РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» от 08.06.1995 г. № 33 (в редакции последующих приказов НС РФ).
Плательщиками налога на имущество предприятий являются:
- предприятия, учреждения и организации (далее - организации), в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;
- филиалы и другие аналогичные подразделения указанных организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
- компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством
иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе организации. Основные средства и нематериальные активы учитываются по остаточной стоимости. Стоимость имущества, объединенного организациями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности - участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору.
Порядок определения налогооблагаемой базы, исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество установлен указанной выше Инструкцией
ГНС РФ.
Для определения налогооблагаемой базы принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:
- 01 «Основные средства» (за вычетом амортизации, учитываемой на счете 02 «Амортизация основных средств»);
- 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (за вычетом амортизации, учитываемой на счете 02 «Амортизация основных средств» на отдельном субсчете);
- 04 «Нематериальные активы» (за вычетом амортизации, учитываемой на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»);
- 08 «Вложения во внеоборотные активы»; -10 «Материалы»;
-11 «Животные на выращивании и откорме»;
-15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
-16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
- 20 «Основное производство»;
- 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
- 23 «Вспомогательные производства»;
- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- 41 «Товары»;
- 43 «Готовая продукция»;
- 44 «Расходы на продажу»;
- 45 «Товары отгруженные»;
- 97 «Расходы будущих периодов».
Для целей налогообложения стоимость имущества организации уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:
- объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной Сферы, полностью или частично находящихся на балансе организации;
- объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожар ной безопасности или гражданской обороны;
- имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
- земли и других объектов, установленных указанным выше законом.
В целях правильного применения льгот организации обязаны обеспечить раздельный учет льготируемого имущества.
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества организации.
Среднегодовая стоимость имущества организации за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Рассмотрим пример расчета налога на имущество ОАО «Тюльпан». Стоимость имущества организации составляла на:
-01.01.2002г.-46000руб.;
-01.04.2002г.- 42000руб.;
-01.07.2002г.-56000руб.;
-01.10.2002г.-58000руб.;
-01.01.2003г.- 60000руб.
1. Определяется среднегодовая стоимость имущества:
(46 000/2 + 42 000 + 56 000 + 58 000 + 60 000/2) / 4 = 52 250 руб.
2. Определяется налог на имущество за год: 52 250 руб. х 2% /100% = 1 045 руб.
Если организация создана с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля,'1 июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов
отчетного периода.
Если организация создана в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал; если организация создана во второй половине квартала, среднегодовая стоимость рассчитывается, начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.
Предельный размер налоговой ставки на имущество организаций не может превышать 2% от налогооблагаемой базы (по Москве с 1.01.2004г. предельный размер налоговой ставки на имущество организаций не может превышать 2,2% от налогооблагаемой базы).
Конкретные ставки налога на имущество организаций, определяемые в зависимости от видов деятельности организаций, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Устанавливать ставку налога для отдельных организаций не разрешается.
При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ об установлении конкретных ставок налога на имущество применяется максимальная ставка налога - 2%.
Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
Организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на годовую стоимость основных средств, материалов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головной организации, подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головной организацией в целом по организации, и суммами налога, уплаченными головной организацией в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности организации. Налог на имущество включается в состав внереализационных расходов организации.
Учет расчетов организаций с бюджетом по налогу на имущество ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения «Расчеты по налогу на имущество предприятии» в сроки, установленные для сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Форма «Расчета по налогу на имущество предприятий» приведена в I приложении к указанной выше Инструкции и в последнем своем варианте утверждена приказом МНС РФ от 18.01.2002 г. № БГ-3-21/22.
Расчеты по транспортному налогу производятся в соответствии с главой 28 «Транспортный налог» НК РФ.
Указанный налог введен в действие с 1 января 2003 года. Одновременно с введением данного налога были отменены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов.
В частности, был отменен налог на пользователей автодорог, который уплачивался организациями до 31.12.2002 г.
Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и/или грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом и др.
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2, - как единица транспортного средства.
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1 и 2, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3, налоговая база определяется отдельно.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, их категории в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно.
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
Суммы платежей по транспортному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу (счета 26,- 44) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по (транспортному налогу»). Перечисление транспортного налога в бюджет ; отражается в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по транспортному налогу») в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Форма налоговой декларации, порядок ее составления и сроки ее представления в налоговые органы устанавливаются нормативными актами субъектов РФ.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ И СБОРАМ
Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Характерными особенностями системы налогообложения являются:
множественность налоговых платежей;
преобладание в местном налогообложении прямых налогов;
отсутствие ограничений при обложении местными налогами;
отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы РФ;
плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица;
невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
В 1991 г. в России можно было ввести в действие семь видов местных налогов. В 1992 г. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» было установлено право местных органов на ведение 21 вида местных налогов. В 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 22.12.92г. №4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах» общее допустимое количество видов местных налогов достигло 23. После введения в действие 1 части Налогового кодекса их осталось 5: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
Из ранее установленных налогов сохранены три – земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. Местный налог на наследование или дарение заменяет ранее действовавшей региональный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Изменения в классификации местных налогов в 2001г. представлены в Таблице 1.1.
Таблица 1.1. Изменение в классификации местных налогов
до 01.01.2001г. |
после 01.01.2001г. |
1. налог на имущество физических лиц |
1. налог на имущество физических лиц |
2. земельный налог |
2. земельный налог |
3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью |
3. |
4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне |
4. |
5. курортный сбор |
5. |
6. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно – правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели |
6. |
7. налог на рекламу |
7. налог на рекламу |
8. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров |
8. |
9. сбор с владельцев собак |
9. |
10. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями |
10. |
11. сбор за выдачу ордера на квартиру |
11. |
12. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей |
12. |
13. сбор за парковку автотранспорта |
13. |
14. сбор за право использования местной символики |
14. |
15. сбор за участие в бегах на ипподромах |
15. |
16.сбор за выигрыш на бегах |
16. |
17. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме |
17. |
18.сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами |
18. |
19. сбор за право проведения кино- и телесъемок |
19. |
20. сбор за уборку территорий населенных пунктов |
20. |
21. сбор за открытие игрового бизнеса |
21. |
22. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы |
22. |
23. сбор за право торговли |
23. |
24. местные лицензионные сборы |
Земельный налог обеспечивает стабильное поступление средств в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы являются организации и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогами площади. Если земельный участок находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части налог исчисляется отдельно. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
заповедники, национальные парки и ботанические сады
научные организации, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства, НИИ
учреждения социального обслуживания
инвалиды войны, труда, инвалиды детства и т.д.
Не облагаются земельным налогом земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы для обеспечения государственной безопасности, земля общего пользования, граждане впервые организующие фермерские хозяйства освобождаются от уплаты налога в течение 5 лет с момента предоставления земельного участка, военнослужащие, которым предоставлены участки для строительства индивидуального жилья.
Ставки земельного налога утверждаются органами власти исходя из средних ставок, установленных законом «О плате за землю». Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере. Налог за земли, занятые жилищным фондом в границах городской черты, исчисляется в размере 3-х процентов ставки земельного налога для соответствующих зон города или поселка городского типа. Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской и поселковой черты исчисляется в размере 3-х процентов ставки земельного налога. Налог за часть площади гаражей сверх установленных норм отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15% от ставки налога, а свыше двойной нормы по полным ставкам земельного налога для городских земель.
Земельный налог носит целевой характер, и средства от данного платежа могут быть использованы только на конкретные мероприятия. Принципиальные подходы к формированию платы за землю представлены в рисунке 1.
Индивидуальная |
Виды собственности |
Цель использования (назначения) земельной площади (участка)
Общая долевая
Общая совместная
Коллективная
Частная
Государственная
Факторы, определяющие дифференциацию ставок земельного налога |
Статус поселения, его социально-экономического потенциала; число жителей в поселении |
Освоенность земельной площади и ее технологическое обустройство |
Месторасположение земельной площади (участка) |
Рисунок 1. Схема принципиальных подходов к формированию платы за землю.
Налог на имущество граждан включает плату за строения, помещения, сооружения и транспортные средства физических лиц, налог на строения, помещения и сооружения уплачивается гражданами по ставке не превышающей 0,1% от их инвентаризационной стоимости, а налог на транспортные средства взимается в зависимости от мощности мотора на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Налоговый регламент формирования суммы налога с имущества физических лиц представлен рисунком 2.
Рисунок 2. Схема налогового регламента формирования суммы налога с имущества физических лиц .
Расчеты по налогу на рекламу
Расчеты по налогу на рекламу производятся в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (в редакции последующих законов) и законами субъектов РФ.
Реклама это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;
Плательщиками налога на рекламу являются организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству РФ статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица.
Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), включая работы, осуществляемые рекламодателями самостоятельно.
Ставка налога на рекламу устанавливается местными органами власти в размере, не превышающем 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.
Налог на рекламу исчисляется исходя из установленной ставки налога и стоимости рекламных работ (услуг), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без налога
на добавленную стоимость.
Если рекламодатель производит рекламные работы самостоятельно, то стоимость таких работ для целей налогообложения определяется исходя из фактически произведенных прямых затрат (материальные затраты, затраты на заработную плату, амортизационные отчисления и другие
затраты).
Учет расчетов с бюджетом по налогу на рекламу ведется плательщиками на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на рекламу». Налог на рекламу относится на уменьшение финансового результата организации.
Начисление сумм налога на рекламу отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по налогу на рекламу») одновременно с отражением в учете фактически произведенных затрат по рекламе. Перечисление в бюджет налога на рекламу отражается в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по налогу на рекламу») в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».
Юридические лица, являющиеся рекламодателями, ежеквартально представляют налоговым органам по месту своего нахождения в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, декларации по налогу на рекламу.
Форма налоговой декларации, порядок ее составления и сроки ее представления в налоговые органы устанавливаются нормативными актами субъектов РФ.
Причитающаяся по декларации сумма налога вносится плательщиками в бюджет не позднее дня, на который приходится срок сдачи декларации.
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:
· определение размера объекта налогообложения;
· расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);
· осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
· составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.
Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них - объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете организации.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64) отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
В системе расчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения с государственным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место.
Организация их аналитического учета должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет и платежей во внебюджетные государственные фонды. Поэтому каждое предприятие открывает по соответствующим синтетическим счетам субсчета в их развитие (см. Приложение).
Для учета этих операций используется счет 68 "Расчеты с бюджетом", к которому открываются субсчета по видам налоговых платежей. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса (стр. 246), а кредитовый — в пассиве (стр. 626).
Не допускается свертывать сальдо. Так, если, в Главной книге по дебету (кредиту) счета 68 отражено сальдо 5000 тыс. руб. (85000 тыс. руб,), то в активе баланса должно быть отражено 5000 тыс. руб., а в пассиве — 85000 тыс. руб. Грубейшей ошибкой будет отражение в пассиве баланса свернутого сальдо по счету 68 - 80000 тыс. руб. (85000- 5000). При этом следует помнить, что в балансе задолженности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговым органом, для чего необходимо произвести сверку взаимных расчетов.
Общие требования к расчетам с бюджетам по налогам и сборам. В зависимости от источников, за счет которых организации уплачивают налоги (дебет счета 68, кредит счетов 51, 52), различают налоги и сборы:
· уплачиваемые потребителями продукции, работ, услуг (дебет счета 90, кредит счета 68) — НДС и акцизы.
· включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (дебет счетов 08, 20. 23, 25, 26, кредит счета 68) — транспортный налог, земельная пошлина, таможенная пошлина, арендная плата за землю, налог на воду;
· уплачиваемые за счет балансовой прибыли (дебет счета 91, кредит счета 68) до ее налогообложения — налог на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на рекламу, сбор за парковку автомашин;
· уплачиваемые из балансовой прибыли (дебет счета 99 кредит счета 68) — налог на прибыль;
· уплачиваемые за счет чистой прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) — сбор за право торговли, за право винно-водочной торговли, сбор со сделок купли-продажи иностранной валюты, за использование наименований ('Россия', "Российская федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, сбор за использование местной символики, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.
5. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Налоговая система должна быть понятной и стабильной, число налогов надо сократить, а процедуру их взимания существенно упростить. Изменение в налоговой системе должно поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей. Нужно научиться собирать все , что причитается государству. Проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Правительству следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающими перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства - существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности.
Реорганизация налоговой политики по следующим направлениям: пересмотр принципов налогообложения, перечня ставок и процедур взимания налогов, нормативов и алгоритмов распределения налоговых поступлений между бюджетами -позволят без чрезмерного ущерба для общего объема доходов бюджета существенно повысить экономическую активность, увеличить спрос, создать условия для роста инвестиционной активности, расширить налогооблагаемую базу и поднять общий объем налоговых поступлений. Меры налогового регулирования :-девальвация рубля (завышенный курс рубля приводит к форсированию импорта и сокращению сбыта товаров отечественного производства, нужно стимулировать экспортоориентированные и импортозамещающие сферы, девальвировать рубль в реальном выражении в 1,5-2 раза при одновременной ликвидации наиболее инфляционных налогов на себестоимость и на выручку от реализации и оплату труда; применение ограничений на выпуск ценных бумаг- их следует нацелить исключительно на реализацию конкретных инвестиционных проектов, необходимо использовать лимиты по соотношению стоимости и размещаемых акций и реального капитала предприятий; передача акций предприятий, принадлежащих государству в доверительное управление -это позволит отменить соответствующие налоги с предприятий и создать у их руководителей мотивы к максимизации прибыли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. «Региональные и местные налоги и сборы». Издательство Бератор-Пресс, Москва 2002 год.
2. «Бюджетная система РФ» Романовский М. В. «Юрайт» Москва 2000г.
3. «Учет расчетов по налогам и сборам». Под редакцией: Е.М.Ефремовой. Издательство «Экзамен», Москва 2002 год.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Издательство ИНФРА-М, Москва 2001 год.
5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2. Издательство «НОРМА-ИНФРА» 2002 год.
6. Научное пособие «Налог с продаж». Издательство ИНФРА, Москва 2002 год.
7. «Бухгалтерский учет: Учебное пособие» 2-е издание. ООО «НИТАР» Москва 2003 год.
8. Новикова А. И. Налоговая статистика и прогнозирование // «Налоговый вестник» – 2001г. - №11.
9. Интернет: www.consultant.ru/online
10. Шаталов С. Налоговый кодекс: каким ему быть? // «Экономика и жизнь» 2000г. №11.
11. Лобанов Г. Налоговая система должна быть справедливой. // «Экономика и жизнь» – 2000г. - №5.
12. Дуканич Л. В. «Налоги и налогообложение» – Ростов на Дону: Феникс, 2000г.
13. Пансков В. Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // «Налоговый вестник» – 2002г.