Учет расчетов с персоналом по оплате труда
Московский институт мировой экономики и международных отношений
Московский институт мировой экономики и международных отношений.
Дисциплина: Бухгалтерский финансовый учет.
Курсовая работа.
Тема: Учет расчетов с персоналом по оплате труда.
Выполнила студентка
группы 3 БУ-54-З(В)
Проверил к. ф - м. н.
Хрусталев А. В.
Москва, 2008
Содержание.
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России и международной практике………………………………………………………………………………………3
2. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами………………………………………………………………..............................4
3. Учетная политика организации, ее содержание, порядок разработки и утверждения……………………………………………………………….............................5
4 Понятие учета оплаты труда, заработной платы и задачи ее учета………………......6
4.1 Классификация состава работающих…………………………………………………..7
4.2.Системы и формы оплаты труда………………………………………………………..8
5. Порядок оформления и синтетический учет расчетов по оплате труда…………….13
6. Пособие по временной нетрудоспособности…………………………………………14
7. Учет оплаты за очередной отпуск………………………………………………….….15
8. Налогообложение………………………………………………………………………16
9. Бухгалтерский учет выплаты заработной платы в денежной форме………………..18
9.1 Бухгалтерский учет выплаты заработной платы в натуральной форме…………….19
Список литературы…………………………………………………………………………21
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России и международной практике.
Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет в России, является Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Положение устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления. В соответствии с Положением методологическим центром по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми предприятиями, учреждениями на территории РФ. На основе нормативных актов Минфина РФ Центральный банк РФ, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства разрабатывают нормативные акты, определяющие особенности учета в соответствующих предприятиях и организациях. Особую самостоятельность при этом проявляет Центральный банк РФ. При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Основными задачами Методологического совета являются: разработка концепции бухгалтерского учета и отчетности, проектов закона о бухгалтерском учете и отчетности, отечественных бухгалтерских стандартов (положений) и методических рекомендаций; содействие внедрению указанных нормативных документов в учетную практику, обобщение опыта их применения; разработка рекомендации по дальнейшему совершенствованию этих документов, а также по улучшению бухгалтерского образования. Основными задачами Экспертного совета являются: разработка концепции построения законодательства; подготовка проектов законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и их экономическое обоснование; проведение экспертизы законопроектов, подготовка заключений по ним; содействие в реализации законов РФ; обобщение опыта применения законов, их соблюдение и подготовка необходимых рекомендаций и предложений. Основные организации, занятые работой в области международных стандартов учета и способствующие их внедрению:
Комитет по международным бухгалтерским стандартам - International Accounting Standards Committee (IASC);
- Межправительственная группа экспертов по международным стандартам и отчетности (ООН);
- Европейское сообщество;
- Комиссия по транснациональным корпорациям.
Проблема стандартизации заключается в том, что для России не сделан выбор конкретной модели (система) бухгалтерского учета. Американская практика не всегда соответствует теории. Формы отчетности не стандартизированы, а унифицированы только по содержанию. Поэтому определившимися «родственниками» в области бухгалтерского учета являются европейцы, которые осуществляют учет по принципам континентальной модели. Она характеризуется достаточно жесткой регламентацией в области бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне. Когда Россия определиться с выбором модели бухгалтерского учета, можно будет говорить о действительном начале реформирования в соответствии с международными стандартами. Работа в этом направлении только начата, ведь даже в самой программе реформирования, не указывается конкретно, какие международные стандарты следует принимать России.
2. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами.
В плановой экономике основными функциями бухгалтерского учета являлись сбор и обработка информации для государственных органов управления - вышестоящих министерств и ведомств, статистических и налоговых органов. Все наиболее важные вопросы о деятельности предприятия, такие как планирование, ценообразование, закупки и поставки, заработная плата работников решались вышестоящими государственными органами. Предприятие рассматривалось лишь как отдельное звено по управлению государственной собственностью, а бухгалтерский учет обеспечивал информацию о ее сохранности. Бухгалтеры корпели над годовыми и квартальными отчетами, экономисты составляли годовые и пятилетние планы, но вся эта информация и адский труд, по сути дела, мало кому были полезны и интересны.
С переходом к рыночной экономике бухгалтерский учет перестает нести только счетоводческую и статистическую функцию и постепенно превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности действующего предприятия для всех заинтересованных сторон - внешних и внутренних пользователей.
К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия. Внутренние пользователи принимают различные решения производственного и финансового характера, в том числе и на основе финансовой отчетности. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
9 ноября 2000 года Минюст РФ признал не нуждающимся в Государственной регистрации Приказ Минфина РФ от 31.10.00 № 94н “Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению.” Этот документ приходит на смену старому Плану счетов, утвержденному Приказом Минфина СССР от 1.11.1991 года №56. Приказ утверждает новый план счетов и инструкцию по его применению. Документ вступает в силу с 1 января 2001 года. Одновременно установлено, что переход к применению нового плана счетов разрешается осуществить в течение 2001 года по мере готовности организации. То есть фактически организации не обязаны перейти на применение нового плана счетов с 1 января 2001 года, а могут переходить на его применение в течении всего года.
Необходимость перехода к новому плану счетов вызвана:
1. Укреплением рыночных отношений;
2. Развитием методики бухучета;
3. Сближением российских правил с МСФО.
В короткой статье невозможно осветить все изменения, происходящие в бухгалтерском и налоговом учете.
В заключение хотелось бы отметить одно важное обстоятельство. Хотя международные стандарты финансовой отчетности не имеют отношения к формированию текущей бухгалтерской отчетности, но они задают тон к требованию информации - ее достоверности, объективности и нейтральности. Достоверность, объективность и востребованность пользователями - это сегодня главная цель российского бухгалтерского учета.
3. Учетная политика организации, ее содержание, порядок разработки и утверждения.
Учетная политика - это совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского, принятых в организации. Учетная политика формируется главным бухгалтером организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».
При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены. Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной организации. Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня. Если порядок учета той или иной операции не установлен нормативными актами по бухгалтерскому учету, то бухгалтер в праве разработать не обходимый способ самостоятельности. Новый способ не должен противоречить общеустановленному порядку ведения учета. Приказ об учетной политике является внутренним документом организации. Чтобы разработать и ввести в действие такие документы достаточно решения руководства организации. Внутренний документ может считаться обязательным для исполнения, если он имеет юридическую силу. Таковым считается документ, если:
- положения документа строго соответствует требованиям законодательства;
- документ составлен должностным лицом управления;
- реквизиты документа соответствуют принятым нормам.
Если эти условия не соблюдены, документ может быть признан судом недействительным. Учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Принятая учетная политика распространяется на все структурные подразделения организации-филиалы и представительства - независимо от их места нахождения. Содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
4. Понятие учета оплаты труда и задачи ее учета.
Согласно Трудовому кодексу РФ оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работником и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам форм, систем и размеров оплаты труда; выплаты пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнение показателей, определенных коллективным договором, и другими вопросами.
Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха и иными вопросами.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии, с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативами правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Организации самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в РФ;
величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничения перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме (доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% общей суммы заработной платы);
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
ответственность работодателя за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, иными нормативами правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
сроки и очередность выплаты заработной платы.
Для организации затраты живого труда являются важнейшим элементом издержек производства и обращения. Поэтому важное значение имеет наличие экономически обоснованной и достоверной информации о труде и его оплате.
Учет труда и его оплаты должен обеспечить:
- контроль за производительностью труда; количеством и качеством труда; использованием рабочего времени; фондом оплаты труда;
- осуществление своевременных и правильных расчетов по оплате труда;
- получение данных по труду и его оплате для планирования и оперативного регулирования;- своевременное составления бухгалтерской отчетности по труду и его оплате.
4.1. Классификация состава работающих.
В зависимости от сферы приложения труда персонал организации подразделяют на производственный и непроизводственный.
Производственный - персонал основной деятельности. В его состав включаются работники:
- основных вспомогательных цехов;
- подсобных производств;
- научно-исследовательских, конструкторских, технологических подразделений;
- вычислительных центров;
- всех видов охраны;
- управления и др.
непроизводственный персонал - персонал не основной деятельности. В состав непроизводственного персонала включаются работники:
- подсобных сельскохозяйственных организаций;
- жилищного хозяйства;
- коммунальных предприятий;
- медицинских учреждений;
- оздоровительных учреждений, отдыха, физической культуры, культуры, туризма, воспитания, образования и т.п.
все работающие в организации различаются по категориям персонала:
- рабочие;
- руководители;
- специалисты;
- служащие.
Работники организации включаются в:
- списочный состав;
- несписочный состав.
Одним из важных трудовых показателей организации является показатель средней численности работников, который исчисляется нарастающим итогом в течении отчетного периода (года) по следующей формуле
Нср = Нсрlпост + Нсрlсовм + Нсрlподр,
где Нсрl - средняя численность работников в l-ом периоде;
Нсрlпост, Нсрlсовм, Нсрlподр - среднесписочная численность постоянных работников, средняя численность совместителей и работающих по договорам подряда в l-ом периоде.
Расчет средней численности постоянных работников и работающих по договорам подряда ведется по формуле
Нсрl(Нсрlподр) = Кчел-днl