Акционерный капитал и акционерные общества

Федеральное агентство по образованию и науки

Российской Федерации

Кубанский государственный технологический университет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Экономическая теория”

ТЕМА: “Акционерный капитал и акционерные общества”

Выполнил:

Студент 1 курса

Левашов Александр Сергеевич

Экономического факультета    

Специальность Менеджмент организации

Группа 04-Э-МО2

Научный руководитель:

Доцент Кравцова Жаннета Васильевна

Допущен к защите

_____________________________________

Защищена с оценкой

_____________________________________

Члены комиссии:______________________

_____________________________________

_____________________________________

г. Краснодар, 2005

АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ И АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Гл.1 Возникновение и сущность акционерного капитала и акционерных об­ществ

1.1.         Предпосылки зарождения акционерного капитала

1.2.         Способы создания акционерного общества

1.3.         Достоинства и недостатки акционерных обществ

1.4.         Роль акционерного капитала в развитых странах

Гл.2 Управление современной корпорацией

2.1.    Акционерное общество как “коллективный предприниматель”

2.2.         Управление и корпоративный контроль

2.3.         Отделение собственников от управления. Проблема “принципал-агент”

2.4.         Формирование и распределение прибыли АО

Гл.3 Этапы формирования акционерной собственности в России

3.1.    Акционирование, как способ приватизации. Модели акционирования.

3.2.         Правовые основы функционирования АО в РФ

3.3.         Проблемы и итоги развития АО в РФ

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Социально- экономические и политические изменения конца 80-х, на­чала 90-х годов в бывшем СССР, привели к появлению частного сектора в отечественной экономике. Организационно- правовые формы предприни­мательства – общества с ограниченной ответственностью, общества с до­полнительной ответственностью, а также хозяйственные товарищества ис­пользуются преимущественно небольшими по размерам предприятиями. Большие масштабы производства требуют иных организационно- право­вых форм, позволяющих привлечь и использовать значительно большие капиталы. Такую возможность имеют акционерные общества. Поэтому их возрождение, а они существовали в России вплоть до конца 20-х годов, сделалось объективно необходимым для развития новой хозяйственной практики.

В последнее десятилетие в России идёт активное преобразование госу­дарственных предприятий в акционерные общества, а также огромное ко­личество новых зарегистрированных акционерных обществ. В настоящее время акционерные общества являются преобладающими, по своему коли­честву, организационно-правовой формой коммерческих организаций.

Акционерным обществом является  организация, созданная на основе добровольного  оглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имею­щая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение при­были.

Акционерная собственность - это закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии, система орга­низации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы организации производства на базе добровольного участия акционеров.

Эту тему я считаю актуальной, так как развитие акционерных обществ и акционерного капитала, в целом, является одним из условий дальнейшего развития экономики и благосостояния нашей страны. Также хочу отметить, что до сих пор нет полной ясности в вопросах формирования, управления и распределения имущества акционерного общества.

Данная работа разделена на четыре части. В первой части, я рассмотрю историю возникновения акционерного капитала и основные моменты орга­низации акционерных обществ. Вторая часть посвящена, пожалуй, одной из самых главных проблем  этой формы собственности - «корпоративный кон­троль”: основные принципы управления и связанное с этим распределение прибыли между акционерами. В - третьей части, рассматриваются основные этапы формирования акционерных обществ в России: приватизация, и её последствия, проблемы и итоги развития акционерных обществ. В послед­ней, четвёртой части я подведу итог проведённого анализа.  

Гл.1    Возникновение и сущность акционерного капитала и акционерных об­ществ

1.1                   Предпосылки зарождения акционерного капитала

Первые акционерные общества возникли ещё в XVI веке в период первоначального накопления капитала. В отраслях, где требовались особенно большие размеры авансированного капитала, при медленном обороте, ни один капиталист не мог даже с помощью заёмных средств организовать в этих отраслях собственное предприятие. Оно могло быть создано только на акционерных началах. Акционерные общества явились, таким образом, важнейшей формой централизации индивидуальных капиталов.

Реальные шаги к созданию акционерных обществ в Российской импе­рии были сделаны при Петре I, что было закреплено соответственно в Ука­зах от 27 октября 1699 года[1]. Впервые серьёзный (и не имевший успеха) про­ект создания акционерной компании был представлен в Правительст­вующий Сенат в 1739 году Лоренцом Лангом. Первой акционерной компа­нией можно считать учреждённую 24 февраля 1757 года “Российскую в Константинополе торгующую компанию”[2], капитал которой состоял из до­лей, именуемых акциями. В дальнейшем были созданы иные акционерные компании (1762 год – Акционерный эмиссионный банк, 1798 год – Россий­ско-Американская компания и т.д.). Для указанных акционерных обществ было характерно следующее:

-   основу предпринимательской деятельности компании составлял устав­ной капитал, разделённый на равные доли – акции, причём внесённый участником вклад не мог быть истребован им обратно;

-   акции свободно обращались на рынке, однако их приобретение предос­тавляло акционеру не только права, но и возлагало на него опреде­лённые обязанности (по внесению дополнительных взносов).

В действующих в то время нормативных актах многие вопросы не по­лучили своего закрепления, а практика требовала дальнейшего развития за­конодательства об акционерных обществах. Важным шагом в этом направ­лении является закрепление в императорском Указе 1782 года принципа ог­раниченной (в пределах стоимости вклада) ответственности акционеров по долгам компании. С 1 августа 1807 года учреждение акционерных обществ регулируется Манифестом “О дарованных купечеству выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий”3, который указал три формы хозяйствования: товарищество на вере, полное товарищество и товарищество по участкам. Последнее и представляло собой именно акционерное общество.

6 декабря 1836 года утверждается “Положение о компаниях на ак­циях”4, которое в числе прочих установлений ввело некоторые обязатель­ные требования к уставу, в котором, в частности, должны были оговари­ваться: размер уставного (складочного) капитала, порядок распределения акций, права и обязанности акционеров и компании, отчётность, распреде­ление дивидендов, порядок закрытия и ликвидации компании.

С середины XIX века уставы постепенно становились средством об­хода существующего законодательства, правоприменительная практика часто шла вразрез с законом. В 1857 году после резкого снижения процент­ных ставок в государственных банках, инвесторы, желая сохранить свои доходы, начали активно вкладывать средства в покупку акций акционерных обществ. Результатом стал бум акционерного надувательства в 1857, 1864 и 1869 годах. Поучительные истории из мировой практики не возымели должного действия на доверчивых российских инвесторов новейшего вре­мени.

В период с 1858 по 1897 год было разработано несколько проектов но­вых положений об акционерных обществах, каждый из которых имел суще­ственные недостатки. Поэтому до 1917 года акционерное законодательство так и не было реформировано. Однако это не сказалось на дальнейшем раз­витии акционерных обществ в России.

Октябрьские события 1917 года произвели революционные изменения в законодательных актах об акционерных компаниях. Произошла национа­лизация акционерных предприятий, акции которых всё- таки не аннулиро­вались. В годы НЭПа ситуация несколько изменилась. Так, Постановлением ВЦИК от 22 мая 1922 года, было разрешено создание акционерных об­ществ, всем правоспособным гражданам. Принятый в 1922 году Граждан­ский кодекс, положения, которых достаточно подробно регламентировали все необходимые вопросы. Проходит ещё немного времени, и акционерные компании вновь преобразуются в государственные предприятия, после чего наступает пауза, длившаяся в течении многих десятилетий.

1.2.    Способы создания акционерного общества

Акционерное общество может быть осуществлено одним из следую­щих способов:

1) учреждение вновь;

2) слияние  существующих юридических лиц;

3) присоединение к существующим юридическим лицам;

4) разделение существующих юридических лиц;

5) выделение из существующих юридических лиц;

6) преобразование существующих юридических лиц;

 

Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

1) Учреждение вновь;

1. Создание общества путем учреждения осуществ­ляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним ли­цом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

2. Решение об учреждении общества должно отра­жать результаты го­лосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов упра­вления об­щества.

3. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утвер­ждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.

4. Избрание органов управления общества осуще­ствляется учредите­лями большинством в три четверти голосов, которые представляют подле­жащие размеще­нию среди учредителей общества акции.

5. Учредители общества заключают между собой Письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала обще­ства, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию.

2) слияние  существующих юридических лиц;

Возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обя­занностей двух или нескольких обществ, с прекращением последних. Поря­док и условия сли­яния, а также порядок конвертации акций каждого обще­ства в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества опре­деляются договором о слиянии. На общем собрании акционе­ров каждого общества должны быть рассмотрены следующие вопросы:

·     о реорганизации в форме слияния;

·     об утверждении договора о слиянии;

·     об утверждении передаточного акта.

При слиянии обществ, все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом.

3) Присоединение к существующим юридическим лицам;

Прекращение существования одного или нескольких обществ с переда­чей всех их прав и обязанностей другому обществу. От слияния обществ отлича­ется тем, что при присоединении хотя бы одно общество не ликви­дируется и не прекращает деятельности, то есть нового юридического лица не образуется.

  Присоединяемое общество и общество, к которому осуще­ствляется при­соединение, заключают договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции (или) иные ценные бумаги общества, к которому осуществляется присоединение. На общем собрании акционеров каждого обще­ства должны быть рассмотрены следующие вопросы:

·     о реорганизации в форме присоединения;             

·     об утверждении договора о присоединении.           

На общем собрании акционеров присоединяемого общества должен быть дополнительно рассмотрен вопрос:            

·        об утверждении передаточного акта.                 

 

При присоединении одного общества к другому, к последнему перехо­дят все права и обязанности присоединяемого общества (в соответствии с передаточным актом).

4) Разделение существующих юридических лиц;

Прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. На общем собрании акционеров реорганизуемого в форме разделения общества должны быть рассмотрены следующие воп­росы:

·     о реорганизации общества в форме разделения;

·     о создании новых обществ;

о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в ак­ции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. На общем со­брании акционеров каждого вновь создаваемого общества должны быть рассмотрены вопросы

·        об утверждении устава;

·     об избрании совета директоров (наблюдательного совета).

 

При разделении общества все его права и обязанности перехо­дят к вновь создаваемым обществам в соответствии с разде­лительным балансом.

5) Выделение из существующих юридических лиц;

Создание одного или нескольких об­ществ с передачей им части прав и обязанностей реоргани­зуемого общества. От разделения общества отлича­ется тем, На общем собрании акционеров реорганизуемого в форме выделе­ния общества должны быть рассмотрены следующие вопросы:

·        о реорганизации общества в форме выделения;

·        о порядке и об условиях выделения;

·        о возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества и порядке такой кон­вертации;

·        об утверждении разделительного баланса.

 

При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом.

6) Преобразование существующих юридических лиц;

Происходит путём изменения организационно-правовой формы. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Такое преобразование проводится по решению общего собрания акционеров.

Преобразование организационно-правовой формы общества не влияет на величину долей уставного капитала, принадлежащих каждому акцио­неру. Права отдельных акционеров преобразуемого общества, зафиксиро­ванные в учредительных документах, не могут быть уменьшены или огра­ничены без их согласия.

На общем собрании акционеров преобразуемого общества решаются вопросы об условиях и порядке осуществления преобразования, так как ак­ции старого общества подлежат обмену на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или на паи членов производственного коо­ператива. Преобразованное общество проходит государственную регистра­цию.

1.3.   Достоинства и недостатки акционерных обществ

Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада позволяет вкладывать сред­ства в весьма перспективные, но и в высоко рискованные проекты, сущест­венно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Име­ется также множество других положительных сторон акционерной формы собственности, делающие ее поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответствен­ности предпринимателя.

Это обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной эконо­мики, когда непредвиденная обстановка в сфере производства может при­вести к огромным убыткам, долгам, на погашение у которых может не хва­тить всего имеющегося имущества. Такому риску подвергаются индивиду­альные предприниматели и некоторые юридические лица, имеющие другую организационно-правовую форму. Акционерные общества позволяют также более эффективно использовать материальные и другие ресурсы, опти­мально сочетать личные и общественные интересы всех участников.

Акционерные общества могут иметь неограниченный срок существо­вания, в то время как период действия предприятий, основанных на инди­виду­альной собственности или товариществ с участием физических лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей. Акционерные об­щест­ва, благодаря выпуску акций, получают более широкие возможности в привлечении дополнительных средств. Поскольку акции обладают доста­точно высокой ликвидностью, их гораздо проще обратить в деньги при вы­ходе из акционерного об­щества, чем получить назад долю в уставном капи­тале товарищества с ограниченной ответственностью.

Создается возможность реального превращения всего трудового кол­лектива предприятия, в собственников путем приобретения каждым из них акций общества. Таким образом, акционерное общество, объединяя всех участников, обеспечивает уникальную форму коллективной собственности, где каждый заинтересован в конечных результатах работы.

Но, не смотря на это, акционерные общества обладают и недостатками.

Создание акционерного общества сопряжено с большими труд­ностями. Помимо поиска соучредителей, которые должны быть союзниками в интел­лектуальном плане, и подготовки учредитель­ных документов АО должно быть зарегистрировано в государст­венном органе. Но до этого необходимо вступить в отношения с Пенсионным фондом, Фондом медицинского стра­хования, Минфином, налоговой инспекцией, органами внутренних дел, Фондом занятости, банком. Кроме того, в Регистрационной палате, налого­вой инспекции и банке на учет требуется встать дважды: сначала временно, а затем постоянно. При регистрации проверке подлежат не только учреди­тельные документы. Учре­дителям надо доказать наличие уставного капи­тала и некоторых других аспектов деятельности. Кроме того, при создании АО необходимо зарегистрировать эмиссию акций в региональном органе федеральной комиссии по ценным бумагам. Должно быть зарегистрировано и каждое увеличение уставного капитала. 

Акционерное общество находится под пристальным оком го­сударства, т. е. его деятельность подвергается со стороны госу­дарства значительному правовому регулированию. Это вполне по­нятно: в акционерном обществе задействовано множество акцио­неров, рабочих, служащих; продукция и ус­луги, им производи­мые, носят массовый характер.

В АО реальная власть сосредоточивается в руках учредите­лей, управ­ляющих (менеджеров), а не акционеров. Они же часто действуют самостоя­тельно и независимо. Лишь контрольный па­кет акций (50% плюс одна ак­ция) того или иного члена корпорации или блока акционе­ров заставляет вышеназванных лиц действовать по их указке или реально позволяет огра­ничить самостоятельность учредителей либо управляющих определенными рамками. Но приобрести контроль­ный пакет акций чрезвычайно трудно.

В отличие от других форм собственности, акционерное общество обла­гается налогом дважды: сначала его прибыль облагается соответствующим налогом, а затем налог на доход, полученный в форме дивиденда (доход с акций), уплачивают её акционеры.

Ещё хотелось бы отметить, что общество создается «под идею» на оп­ределенный короткий промежуток времени, в течение которого «идея» дает прибыль, которая, в свою очередь, распределяется под контролем совета директоров (или лучше сказать - наблюдательного совета). Как только при­были становится недостаточно для начисления дивидендов, становится не­нужным орган управления обществом - совет директоров (наблюдательный совет). Без совета директоров, состоящего из контролирующих акционеров (т.е. акционеров, владеющих большими пакетами акций), становится фик­цией идея заемных средств, не окупаемых из-за низкой экономической эф­фективности работы общества. И вся сложная система управления заем­ными средствами начинает пробуксовывать, становится тормозом для хо­зяйствующего субъекта. Такое акционерное общество должно быть ликви­дировано, либо оно будет считаться таковым только на бумаге, по сути дела являясь пародией на акционерное общество, что мы имеем сплошь и рядом в настоящее время.

        1.4.   Роль акционерного капитала в развитых странах

В отличии от России, западные страны, имеют более богатый опыт эмиссии ценных бумаг. И как следствие, создания акционерного капитала. Ярким примером, может служить Ост - Индийская торговая компания, которая в XVI веке, занималась перевозкой грузов из “Нового Света” в Европу и обратно.

Гл.2 Управление современной корпорацией

2.1.    Акционерное общество как “коллективный предприниматель”

В Федеральном законе «Об особенностях правового по­ложения ак­ционерных обществ работников (народных пред­приятий)» продеклариро­вано стремление государства встать на проверенный мировой практикой путь демократизации экономики, развивать многообразие форм собствен­ности.

Принятие закона стало толчком к созданию и развитию акционерных обществ работников (АОр). По данным Союза народных предприятий, се­годня в России насчитывается около ста предприятий данной формы соб­ственности. Народное предприятие может быть создано путём преобра­зования любой коммерческой организации, за исключением государст­венных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, ра­ботникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала.

Сейчас текст закона найти очень сложно, сам факт су­ществования ак­ционерных обществ работников известен лишь узкому кругу специали­стов. Хотелось бы в связи с этим рассказать о ряде принципиальных осо­бенностей ак­ционерных обществ работников.

Вот главные из них:

работникам таких АО должно принадлежать более 75% уставного капитала;

работников-неакционеров может быть не более 10% от численности всех работающих;

одному работнику-акционеру не может принадлежать более 5% от общего количества акций.

Практика показывает, что при численности акционеров не более 100, оптимальна 5%-я доля, а свыше 1000 чело­век - доля в 0,4-0,5%.

Ограничивая некоторые права работника-акционера во владении ак­циями, закон дает более широкие возможности реально участвовать в управлении предприятием, предо­ставляя работнику право голоса при реше­нии большого чис­ла вопросов на общих собраниях акционеров вне зависи­мо­сти от количества его акций. Кроме того, ежегодно выкупленные у уволившихся работников и «сторонних» ак­ционеров, а также дополни­тельно выпущенные акции рас­пределяются между всеми работниками (ак­ционерами и не­акционерами) безвозмездно пропорционально их суммам оплаты труда за прошедший финансовый год. Среднеспи­сочная числен­ность работников таких акционерных обществ может колебаться от 5 до 5500 человек, а число акционе­ров - от 45 до 5000.

Насколько эффективна и универсальна такая форма хозяйствования?

Действительно ли превращение всех работников в ак­ционеров обеспечи­вает реальную защиту их прав?

Эти вопросы по-прежнему актуальны, и ответы следует искать, во-пер­вых, в мировой практике; во-вторых, в опыте тех предприятий, которые раз­виваются в условиях рабочей акционерной собственности.

Право работников на участие в управлении производ­ством и распре­делении его результатов законодательно за­креплено более чем в 70 стра­нах.

А наделение работников собственностью, создание фирм на принци­пах соединения труда и капитала законодательно закреплено более чем в 100 странах мира, включая 14 стран Центральной и Восточной Европы с экономиками переход­ного типа. Число работников-акционеров в США за 20 лет после принятия соответствующих законодательных актов достигло 14,5 миллионов человек, или около 15% от числа рабо­тающих в сфере производства и услуг.

При государственной поддержке и положительном вос­приятии обще­ством этого уникального социально-экономического явлении Россия может достичь такого же уровня гораздо быстрее.

На мой взгляд, нельзя согласиться с расхожим мнением, что АОр не способны работать в новых условиях, так как предприятия, где работ­ники являются и собственниками, неконкурентоспособны в условиях рынка. Опыт АОр в России сви­детельствуют и о довольно высокой ква­лификации менед­жеров, без чего сдвиги к лучшему на предприятиях были бы невозможны. Тем не менее общая экономическая ситуа­ция ос­тается сложной: предприятия испытывают жесткий фискальный прес­синг, страдают от нехватки оборотных средств и отсутствия денег на инвестиции.

2.2                 .  Управление и корпоративный контроль

Акционерное общество, являясь коммерческой организацией, создаётся для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли в интересах акционеров. Достижение указанных целей невозможно без фор­мирования структуры управления, обеспечивающей максимально эффек­тивную деятельность компании.

Управление акционерным обществом, представляет собой систему мер и действий, которые необходимы для успешной деятельности организации, достижения ее целей. В соответствии с Федеральным законом “Об акцио­нерных обществах” структура органов управления включает в себя:

·        Общее собрание акционеров;

·        Совет директоров (наблюдательный совет);

·        Коллегиальный исполнительный орган (дирекция, правление);

·        Единоличный исполнительный орган (генеральный директор, дирек­тор);

·        Ревизионную комиссию (ревизор);

Необходимо отметить, что ревизионная комиссия (ревизор) общества включена в перечень с некоторой долей условности.

В зависимости от того, какие именно органы управления будут вы­браны учредителями при утверждении ими устава, можно выделить четыре различные структуры управления акционерными обществом.

Первая характерна для мелких акционерных обществ, обычно закры­тых. Такие компании раньше создавались в большом количестве. Однако в связи с ужесточением требований  к государственной регистрации выпус­ков ценных бумаг на смену таким компаниям пришли общества с ограни­ченной ответственностью.

Для указанной группы компаний характерна следующая структура управления:

    Единоличный исполнительный орган

              (генеральный директор)

         Общее собрание акционеров

Анализ приведённой структуры показывает, что, во-первых, она может использоваться в тех акционерных обществах, где число акционеров – вла­дельцев голосующих акций не превышает пятидесяти, а во-вторых, практи­ческий опыт показывает, что такая структура эффективно функционирует лишь в том случае, когда число акционеров не превышает пяти-семи чело­век, которые постоянно взаимодействуют с исполнительным органом обще­ства, оказывая эффективное влияние на хозяйственную деятельность.

Вторая структура, получила в настоящее время наибольшее распро­странение. Она может эффективно использоваться практически в любых акционерных обществах и выглядит следующим образом:

         Общее собрание акционеров

                     Совет директоров

              (наблюдательный совет)

    Единоличный исполнительный орган

              (генеральный директор)

Рассмотренная структура управления позволяет усилить позиции еди­ноличного исполнительного органа и прочих управленцев (заместителей генерального директора), которые могут входить в состав совета директо­ров (наблюдательного совета) общества без каких- либо ограничений.

Использование такой структуры в мелких акционерных обществах не­целесообразно, поскольку совет директоров в этом случае рискует превра­титься в дополнительного посредника между акционерами и исполнитель­ным органом общества.

Третья структура также довольно часто встречается на практике. Она выглядит следующим образом:

         Общее собрание акционеров

                     Совет директоров

              (наблюдательный совет)

         Единоличный

исполнительный орган

(генеральный директор)

      Коллегиальный

Исполнительный орган

(дирекция, правление)

Эту структуру можно охарактеризовать как наиболее демократиче­скую, поскольку влияние исполнительных органов на принятие решений в акционерном обществе будет в значительной степени ослаблено. Также надо отметить, что лицо, осуществляющее функции единоличного испол­нительного органа (генеральный директор, директор), также выполняет функции председателя коллегиального исполнительного органа.

Четвёртая структура, может быть успешно использована на практике для усиления ответственности управленцев за принятые ими решения, в первую очередь экономические. Если все ключевые фигуры команды управления являются  членами коллегиального исполнительного органа, то это будет их удерживать от принятия экономических нецелесообразных решений, а единоличный исполнительный орган (который одновременно будет являться председателем коллегиального исполнительного органа) по­лучит возможность “разделить” свою ответственность с другими руководи­телями.

Выглядит четвёртая структура следующим образом:

         Единоличный

исполнительный орган

(генеральный директор)

      Коллегиальный

Исполнительный орган

(дирекция, правление)

         Общее собрание акционеров

Представляется разумным её использование для эффективного управ­ления акционерным обществом.

Необходимо осознавать, что определение конкретной оптимальной структуры управления акционерным обществом на этапе его создания явля­ется чрезвычайно важным. Бездумное использование первой попавшейся под руку модели может нанести вред отдельным учредителям, поскольку в этом случае всегда есть риск утраты влияния на акционерное общество. Кроме того, непродуманные решения могут привести к тому, что задачи ор­ганизации эффективного управления компанией так и не будут решены.  

Для осуществления контроля за финансово- хозяйственной деятельно­стью общества общим собранием акционеров в соответствии со ст. 85 Фе­дерального закона “Об акционерных обществах” и уставом образуется ре­визионная комиссия (ревизор) общества.

Ревизионная комиссия является выборным органом общества, осуще­ствляющим контрольные функции.

Принятие решений по избранию членов ревизионной комиссии (реви­зора) общества и досрочное прекращение их полномочий относятся к ис­ключительной компетенции общего собрания акционеров, причём акции принадлежащие совету директоров общества и лицам, занимающим долж­ности в органах управления обществом, не могут участвовать в голосова­нии при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества оп­ределяется внутренним документом общества, утверждаемым общим соб­ранием акционеров. Обычно таким документом является положение о реви­зионной комиссии (ревизоре) общества. Обычно таким документом явля­ется положение о ревизионной комиссии (ревизоре) общества.

Компетенция ревизионной комиссии общества по вопросам, не преду­смотренным Федеральным законом “Об акционерных обществах”, опреде­ляется уставом общества, причём эта компетенция может быть значительно расширена. В частности к компетенции ревизионной комиссии общества могут быть отнесены следующие вопросы:

·              Проведение плановых и внеплановых проверок деятельности едино­личного и коллегиального исполнительных органов акционерного обще­ства;

·              Предоставление совету директоров (наблюдательному совету) обще­ства отчёта по результатам проведения годовой проверки финансовой от­чётности и бухгалтерского учёта;

·              Составление заключения по квартальным, полугодовым и годовым ба­лансам и отчётам;

·        Привлечение по контракту специалистов и независимых аудиторских фирм.

Проверка (ревизия) финансово- хозяйственной деятельности общества может осуществляться по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров общества или по требова­нию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не ме­нее чем 10% голосующих акций общества.

По требованию ревизионной комиссии общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить доку­менты о финансово-хозяйственной деятельности общества.

Члены ревизионной комиссии общества не могут одновременно яв­ляться членами совета директоров общества, а также занимать иные долж­ности в органах управления обществом.

Разумеется, члены ревизионной комиссии должны получать вознагра­ждение за свою работу, в противном случае они будут создавать видимость работы. Крайне редко в акционерных обществах эффективно действуют ре­визионные комиссии. Обычно все ограничивается неким непонятным ли­цом, именуемым ревизором общества, о котором вспоминают лишь нака­нуне годового общего собрания акционеров. Функции указанного лица сво­дятся к прочтению заключения аудитора на годовом собрании, после чего ещё год его никто не видит.

Указанное положение дел сводит на нет саму идею эффективного кон­троля за финансово- хозяйственной деятельностью общества, что создаёт питательную почву для разнообразных злоупотреблений и махинаций. Дей­ственный контроль мог бы многое изменить в сложившейся порочной прак­тике, поэтому членов ревизионной комиссии приходится приглашать “со стороны”, причём все они должны быть высококвалифицированными спе­циалистами по финансово-хозяйственной деятельности. Этим условиям со­ответствует независимые, аудиторские фирмы. Они осуществляют проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности,  платёжно-расчётной документа­ции, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требова­ний экономических субъектов, а также оказание иных аудиторских услуг.

Общее собрание акционеров утверждает аудитора. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, ревизионная комиссия или аудитор общества составляет заключение, в ко­тором должны содержаться:

·       Подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчётах и иных финансовых документах общества;

·       Информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учёта и представления финансовой от­чётности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хозяй­ственной деятельности.

Заключение аудитора (аудиторской фирмы) должно состоять из трёх частей – вводной, аналитической и итоговой. Акционерное общество обя­зано предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть ауди­торского заключения.

2.3                 .  Отделение собственников от управления. Проблема “принципал-агент”

Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют кон­трактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая по­ручение, получила в экономике название принципала, а сторона, выпол­няющая поручение, - агента. И принципалом, и агентом могут быть и от­дельный человек, и фирма, и организация, и государственное учреждение.             Представление о том, что поведение фирмы полностью подчинено интере­сам ее владельцев, является сильным упрощением. Труд - ресурс, особый в том отношении, что он не может быть отделен от продавца - работника, а каждый работник является носителем своих собственных интересов. Кон­троль со стороны администрации над деятельностью работников требует затрат и не всегда может быть полным. Чем менее стандартна работа, тем труднее контролировать ее выполнение.

Крупной фирмой фактически управляют не владельцы (акционеры), а наемные менеджеры. Если менеджер не является акционером, то максими­зация прибыли не входит в круг его личных интересов. Мотивы его дея­тельности иные: сохранение и повышение статуса, расширение масштабов деятельности и т. д. Если владельцев в равной степени интересуют и вы­ручка, и затраты - положительная и отрицательная составляющие прибыли, то менеджер часто заинтересован в увеличении выручки и равнодушен к за­тратам. Однако возможности акционеров в отношении контроля за деятель­ностью администрации весьма ограничены.

Проблема "принципал-агент" становится особенно острой  в тех ситуа­циях, когда

1) оценки результатов работы агента являются крайне субъективными, что создает стимул  для  морального риска,  возлагаемого принципалом на агента, со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, ус­ложняющими использование системы стимулов (агент не верит принци­палу);

2) ущерб, нанесенный оппортунистическим поведением,  не может быть компенсирован  принципалу ввиду  того, что агент не располагает достаточными финансовыми ресурсами, подобно

         - капитану танкера, виновному в том, что произошла авария, и значи­тельный ущерб был нанесен окружающей среде, или

         -  эксперту, чья  непродуманная рекомендация нанесла фирме значи­тельный урон  и др.

         В этих условиях, когда построение системы стимулов сопряжено с серь­езными проблемами, принципал может предпочесть иной способ борьбы с моральным риском, возлагаемым на него агентом.  Речь идет об установлении так называемой эффективной заработной платы, т.е. заработ­ной платы, высокий уровень которой сам по себе способен сделать нера­зумным оппортунистическое поведение агента.

          Кроме того, в числе основных способов повышения эффективности корпоративного управления уже существующих акционерных обществ ис­следователи «агентской проблемы» неизменно называют обеспечение дей­ственного контроля за деятельностью корпораций. В условиях развитой рыночной экономики в качестве механизмов корпоративного контроля вы­ступают товарные рынки, побуждающие менеджеров под угрозой банкрот­ства и потери своего рабочего места действовать эффективно, а также раз­витые фондовые рынки, дающие возможности перехода акционеров в дру­гие, более прибыльные компании. В реальных же условиях переходной экономики на первый план выступают два механизма возможного корпора­тивного контроля - эффективная работа наблюдательного совета и осознан­ное участие акционеров в управлении компании.

Анализ мирового опыта решения проблем корпоративного управления побуждает к активному использованию трехзвенных структур управления корпорациями (собрание акционеров - наблюдательный совет (совет дирек­торов) - исполнительный орган), поскольку двухзвенная структура (собра­ние акционеров - исполнительный орган) приводит к тому, что члены со­вета директоров, как правило, занимают различные руководящие должно­сти в корпорации. В итоге совет директоров сам работает, сам себя контро­лирует, и сам же себя переизбирает (посредством весьма распространенной практики голосования по доверенности, которую менеджеры, используя свое влияние, получают от акционеров). Наблюдательный совет как специ­альный орган акционерного общества может и должен оценивать действия правления, правильность принятых решений, эффективность совершенных сделок и т. д. Для обеспечения его беспристрастности необходимо пред­принять два шага - увеличить количество членов наблюдательного совета и выдвинуть такие требования к его составу, которые обеспечили бы необхо­димый разброс интересов членов совета. Указанная диверсификация инте­ресов может быть обеспечена привлечением к работе в наблюдательном со­вете внешних его членов, обладающих правом совещательного голоса: представителей органов государственной и местной власти, банков, клиен­тов, кредиторов, адвокатов, представителей общественных организаций и др.

В целях реализации осознанного участия акционеров в управлении корпорацией необходимо обеспечить правовую охрану прав мелких акцио­неров. Система голосования «одна акция - один голос» имеет существенный недостаток, поскольку интересы мелких акционеров могут попросту игно­рироваться. Для устранения этого недостатка целесообразно использовать опыт американского корпоративного управления, предусматривающего возможность так называемого кумулятивного голосования, защищающего интересы оставшихся в меньшинстве акционеров. Так, в соответствии с системой кумулятивного голосования акционер может собрать общее число голосов, которые он имеет при выборе директоров, и голосовать ими в лю­бых комбинациях, к примеру, отдавая голоса, имеющиеся у него по не­скольким кандидатурам, за какого-то одного кандидата. Кроме того, важ­нейшим элементом повышения эффективности корпоративного управления является обеспечение информационной прозрачности компании, прежде всего для ее реальных владельцев- акционеров.

2.4                 .  Формирование и распределение прибыли АО

Акционерное общество относиться к числу коммерческих организаций, и основной его целью является: систематические извлечения прибыли, ко­торая формируется за счёт доходов общества после покрытия всех его рас­ходов.

Эффективность политики управления прибылью предприятия опреде­ляется не только результатами ее формирования, но и характером ее рас­пределения. В идеале, на предприятии должна существовать определенная политика распределения прибыли, определяющая направления использова­ния ее в соответствии с целями и задачами предприятия.         Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии предприятия, являются основным инструментом воздействия на рост его рыночной стоимости, важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности. Одновременно распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала пред­приятия, обеспечения дополнительной социальной защищенности работни­ков. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень теку­щей платежеспособности предприятия.

Основу распределения прибыли составляет дивидендная политика, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных за­дач управления предприятием: необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) - получе­ние высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном прогнозируемом периоде времени с учетом всех возможностей.        Поэтому основной целью политики распределения прибыли, с учетом обеспечения стратегии предприятия, является оптимизация пропорций ме­жду капитализируемой частью прибыли и потребляемой частью прибыли.        Приоритетность учета интересов и менталитета собственников пред­приятия. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестиционного капитала. И часто именно он определяет главную пропор­цию распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой частями. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожида­нием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспече­нии высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения. В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать. Эта пропорция может меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предпри­ятия.

Основной для акционера формой дохода является дивиденд, т.е. часть прибыли общества, распределяемая среди акционеров, пропорционально числу и в соответствии с типом принадлежащих им акций.

В акционерных обществах, распределение прибыли осуществляется с помощью дивидендной политики. Дивидендная политика представляет со­бой часть управления распределением прибыли. Термин "дивидендная по­литика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Од­нако все названные нами принципы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной формы деятельности. Меняется только терминология - вместо терминов акция и дивиденд используются термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам остается таким же. Распределение при­были в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант. В принципе же, в более широкой трактовке под термином "диви­дендная политика" можно понимать механизм формирования доли при­были, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. 

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики - консервативный, уме­ренный (компромиссный) и агрессивный. Каждому из этих подходов соот­ветствует определенный тип дивидендной политики.

Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд вы­платы дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетво­рена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможно­стей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализа­цию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников.

Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает вы­плату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надеж­ность. Она создает чувство уверенности акционеров в неизменности раз­мера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, опре­деляет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами дея­тельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъ­юнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная дея­тельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих нега­тивных последствий, стабильный размер дивидендных выплат устанавлива­ется обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип ди­видендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных тем­пов прироста собственного капитала акционерного общества.        Политика стабильного минимального размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") по весьма распро­страненному мнению представляет собой наиболее взвешенный тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, по­зволяющей увеличивать размер дивидендов в период благоприятной хозяй­ственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной ак­тивности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на пред­приятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжи­тельной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная при­влекательность акций компании снижается и соответственно падает ры­ночная стоимость акций компаний, прибегающих к данной политике.        Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установле­ние долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществами этой поли­тики являются простота формирования и тесная связь с размером форми­руемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является неста­бильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая неста­бильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она "сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высо­ком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно ин­весторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со ста­бильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной по­литики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в дина­мике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.        Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляе­мая под девизом - "никогда не снижай годовой дивиденд") предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну ак­цию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики проис­ходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их раз­меру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики явля­ется обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и форми­рование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при до­полнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутст­вие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой на­пряженности - если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрас­тает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма при­были), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффи­циенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных усло­виях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позво­лить себе лишь реально процветающие акционерные компании. Если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются: 1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее про­стая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат. 2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предостав­ление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных вы­плат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ори­ентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочи­тающие текущий доход, могут продать эти акции в предстоящем периоде. 3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора - получить дивиденды налич­ными или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае ак­ционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конто­рой соответствующее соглашение, предусматривающее детальную проработку). 4. Выкуп акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинве­стирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращаю­щихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует со­гласия акционеров.

Сегодня законодательство достаточно мягко регулирует вопрос форми­рования и распределения прибыли в акционерных обществах. В соответст­вии с общим решением акционеров общество обязано осуществлять вы­платы дивидендов акционерам. Проблеме выбора оптимальной дивиденд­ной политики посвящено множество теоретических и эмпирических иссле­дований. Теоретические модели не дают однозначного ответа на вопрос об оптимальном уровне дивидендных выплат.

Гл.3 Этапы формирования акционерной собственности в России

3.1.    Акционирование, как способ приватизации. Модели акционирования.

Сама по себе приватизация государственного имущества как метод по­вышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в воен­ные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных ус­ловиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предпри­ятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло опре­деленные шаги в направлении легализации частной собственности в эконо­мической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось со­гласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограниче­ния были сняты.

Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наиболь­шее распространение на Западе получили следующие: продажа государст­венных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекомму­никаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.        В качестве официальных причин, побуждающих к проведению прива­тизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмеша­тельства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных усло­виях, снижение потребности государственных служб в финансовых средст­вах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение кон­куренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.

Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществ­ляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлече­ние капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работ­никами, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом сис­темных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой дейст­вие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли част­ного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные акты по приватизации в России были при­няты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г.  29 декабря 1991 г. Президент РФ под­писал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разрабо­танные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым доку­ментом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим до­кументом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для актив­ной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моде­лью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная мето­дика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, про­блемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демоно­полизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации:

·        аукцион,

·        коммерческий конкурс,

·        аренда с правом выкупа,

·        акционирование.

 В основу выбора способов приватизации был положен размер пред­приятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Крите­риями определения размеров предприятия являлись численность работни­ков и стоимость основных фондов.

 Малые предприятия, к которым не применялась процедура  акциони­рования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или вы­ставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выку­паться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством до­говор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.        На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование в акцио­нерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-пра­вовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределя­лись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определен­ных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государст­венной или муниципальной собственности. В органы управления таких об­ществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.        Перечень отраслей, где должны образовываться государственные кор­порации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).      Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получив­шие наименование холдингов.

3.2.         Правовые основы функционирования АО в РФ

В 90-е годы XX в., в канун наступающего XXI в. и третьего тысячеле­тия Россия вступила в совершенно новый этап своего социально-экономи­ческого, конституционного, государственно-правового развития, способ­ного на основе коренного реформирования всех сторон нашей действитель­ности вывести, наконец, страну к достойной, стабильной, обеспеченной жизни, регулируемой нормами цивилизованного права, учитывающего ми­ровой опыт.

Несмотря на все имеющиеся сложности, трудности, кризисные прояв­ления, обрушившиеся на россиян, перед страной тем не менее, впервые за многие десятилетия открылись возможности, перспективы радикального обновления и перемен к лучшему, преодоления примитивизма, убогости советского существования граждан.

Объективно центральная роль в этом процессе выпала на долю нового правового государства, новой конституционной власти, новой экономики, новой юриспруденции. И магистральным направлением, как это показывает время и докажут последующие годы и десятилетия, стало разгосударствле­ние экономики, возрождение частной собственности, переход к крупно­масштабной приватизации, к всеобъемлющему акционированию производ­ственной, банковской и торговой сферы.

Осуществление этих коренных преобразований на прочном правовом фундаменте, законодательное санкционирование этих процессов, разделе­ние ветвей власти и повышение регулирующей роли каждой из них – вот что теперь должно, наконец, стать показателем и подтверждением реаль­ного демократического поворота в судьбах России. Здесь истоки "нацио­нальной идеи", поисками которой сегодня увлечены СМИ, граждане, пар­тии и общественные движения.

Общее понятие акционерного общества в российском гражданском за­конодательстве дано в п. 1 ст. 96 ГК РФ и п. 1 ст. 2 ФЗ "Об акционерных обществах" (далее по тексту настоящей курсовой работы употребляется как ФЗ).

Акционерное общество (АО) - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу, и которая:

1. Обладает полной хозяйственной самостоятельностью (оплата труда, установление цен, распределение чистой прибыли и т.д.).

2. Несет ответственность по своим обязательствам всеми активами (всем имуществом), не отвечает по личным имущественным и неимущест­венным обязательствам акционеров.

3. Является юридическим лицом, имеет фирменное название, круглую печать, приобретает и осуществляет от своего имени имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.

4. Действует без ограничения срока, если иное не оговорено в уставе.

5. Осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, не запре­щенные законодательством, причем отдельными видами деятельности, пе­речень которых определяется федеральными законами, АО вправе зани­маться на основании специально выданного разрешения (лицензии).

6. Публикует годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, другую информацию, предусмотренную ст. 92 Федерального За­кона "Об акционерных обществах", в средствах массовой информации, дос­тупных для всех акционеров данного общества .

7. Вправе открывать дочерние общества, филиалы и представительства (в том числе за границей), участвовать в капитале других обществ, иметь дочерние и зависимые общества (в контексте ст. ст. 55, 105, 106 ГК РФ, ст. ст. 5 и 6 ФЗ).

Как говорилось выше, в акционерном обществе необходимо наличие особой формы уставного капитала, распределенного на части, именуемые акциями. При этом, исходя из п. 1 ст. 25 ФЗ, номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой. А вот в части размещения акций, законодатель не оговорил особой процедуры количественного раз­мещения акций, поэтому в уставе общества можно оговорить и дробное ко­личество акций, принадлежащих одному учредителю при создании обще­ства, как, к примеру, это разрешено в корпоративном законодательстве от­дельных североамериканских штатах Америки (Невада, Алабама, Пеньсильвания).           Кроме того, в силу ст. 7 ФЗ, в Российской Федерации акционерные общества делятся на:

- открытые (ст. 97 ГК РФ и ст. 7 ФЗ) - акционеры коих могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества, а само общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции; акции могут отчуждаться без согласия на это других акционеров; число учредителей и акционеров не ограничено; в том случае, если учреди­телями АО выступают РФ, субъект РФ или муниципальное образование, такое акционерное общество может быть только открытым, за исключением обществ, созданных на базе приватизированных предприятий.

- закрытые - акции которого размещаются среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц (в этом случае права учредителя рассматриваются с точки зрения личных неимущественных прав), а само общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им ак­ции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими участниками такого общества;

При этом открытое акционерное общество в силу п. 2 ст. 7 ФЗ вправе проводить на собственные акции закрытую подписку, за исключением слу­чаев, когда возможность подписки ограничена уставом АО или требова­ниями соответствующих документов и нормативно-правовых актов РФ.         Как юридическое лицо, акционерное общество самостоятельно участ­вует в имущественных и неимущественных правоотношениях.         Рассматривая акционерное общество с экономико-правовой точки зрения, весьма важным имущественным аспектом деятельности АО, как юридического лица, является право собственности на имущество, представ­ленное на момент возникновения общества уставным капиталом, закреп­ленное в п. 3 ст. 213 ГК РФ. Денежные средства или имущественные вклады, переданные учредителями или кругом первоначальных акционеров АО в уставный капитал, полностью переходят в собственность общества.

Правовой спор ранее действовавшиx Закона РФ о предприятияx и За­кона РФ о собственности и праваx акционеров акционерного общества на его имущество, разрешился, как и предполагалось, в пользу акционерного общества.

Согласно ст. 48, 66 и 95 ГК РФ имущество, созданное за счет вкладов акционеров, а также произведенное и приобретенное АО в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Акционеры имеют лишь обязательственные права на имущество АО и несут риск убытков, связанныx с деятельностью общества, в пределаx стоимости принадлежащиx им акций. К числу обязательственныx прав акционера на имущество АО, например, относятся право на получение обьявленного ди­виденда и право на часть имущества АО, оставшегося после расчетов с кре­диторами, или его стоимости в случае ликвидации АО. Учредительными документами АО могут быть предусмотрены иные права акционера на имущество общества, но не нарушающие вышеуказанные законодательные установки.         Имущество акционерного общества (вне зависимости от типа) полно­стью обособлено от имущества отдельных акционеров, и в силу этого лич­ные кредиторы акционеров не вправе обращать свои требования на имуще­ство АО.

Исключительная имущественная ответственность АО перед своими кредиторами - также весьма важный принцип деятельности общества, так как он полностью снимает вопросы о дополнительных денежных выплатах акционеров в целях стабилизации экономического положения акционерного общества. Хотя, российское законодательство и допускает случаи, когда возможно возложить ответственность перед кредиторами на отдельных ак­ционеров или органы управления общества, в частности, в соответствии с ст. 71 ФЗ "Об акционерных обществах" такая ответственность может быть возложена на члена Совета Директоров (единоличного директора), виновно причинившего ущерб обществу.

В п. 3 и 4 ст. 3 ФЗ, также предусматривается ответственность лиц (в том числе акционеров) своими действиями или бездействиями виновно до­пустившими банкротство общества. Однако такая ответственность, име­нуемая субсидарной, наступает лишь при доказанности вины этих лиц в су­дебном или арбитражном порядке, и в случае недостаточности имущества АО для покрытия задолженности по требованиям кредиторов.        С утверждением норм ГК и ФЗ, разрешился и вопрос о пределаx право­способности АО. Для коммерческих организаций, к которым относятся АО, законодательно установлено право осуществлять любые виды деятельно­сти, не запрещенные законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, АО может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Ограничение в указанных правах возможно лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Споры об ограничении прав общества рассматриваются в суде (ст. 49 ГК РФ, п.п. 3 -5ст.1 ФЗ в части АО). Более того, предмет и цели деятельности АО больше не являются обя­зательными реквизитами учредительных документов общества. Они могут быть определены в учредительных документах (уставе) АО в добровольном порядке и должны быть определены только в случаях, предусмотренных за­коном (ст. 52 ГК РФ).

На сегодняшний день такие случаи для коммерческих организаций, в том числе для АО, законодательно не утверждены. В правовых сентенциях функционирования акционерных обществ, как узко обособленной организационно-правовой формы, вышеперечисленные признаки являются важнейшими и отражают сущность данного понятия.

3.3.       Проблемы и итоги развития АО в РФ

Предприятия акционерной формы собственности занимают лидирующее положение в российской экономике как количественно, так и качественно. В 2000 году более 85% ВВП России было произведено предприятиями этой формы собственности (имеется в виду как государственные, так и частные акционерные предприятия).

Тип собственности в процентах от общего числа зарегистрированных предприятий в России

Год

Государственная

Муниципальная

АО и товарищества

Фермерские хозяйства

1997

12

6

66

18

1998

10

6

68

18

Тенденция к увеличению числа акционерных обществ за счёт уменьшения государственных предприятий обусловлена продажей и акционированием наиболее нерентабельных и убыточных хозяйств находящихся в государственной собственности. Несомненно, такой подход наиболее рационален, но он должен иметь строгие рамки и ограничения, чтобы исключить возможность нелегальной и грабительской приватизации.

В настоящее время акционерная форма собственности является преобладающей в России. Этот факт свидетельствует о том, что наша экономика постепенно переходит на путь развития свойственный всем развитым странам, где такое положение вещей является нормой. Все преимущества такой организации собственности были изложены выше, однако стоит упомянуть о том, что согласно данным журнала «Эксперт» №36 за 1999 год: «Три четверти российской крупной промышленности абсолютно неликвидны. Из двухсот крупнейших компаний на фондовом рынке котируются акции только у 51. А более 80% оборота фондового рынка приходится на пять компаний».

Что касается распределения акционерного капитала по сферам деятельности, то:

 Лидерами российской экономики являются предприятия нефтегазовой промышленности, что также не прибавляет оптимизма при анализе ситуации, так как Россия фактически стала поставщиком сырья на западные рынки, при упадке собственной промышленности. Надо полагать, что такое положение вещей изменится в скором времени, иначе нашу экономику ёще не раз будут потрясать сильнейшие кризисы, а ситуация будет становиться всё хуже. Российское производство можно спасти только грамотной продуманной политикой содействия, а не бездумным увеличением налогового бремя на одних для поддержания на плаву других, это только ухудшает и без того плачевное положение.

Акционерная собственность как наиболее эффективная форма организации производства крупных промышленных предприятий станет основой возрождения России и её экономики в будущем, это  обязательно произойдёт так как огромный потенциал накопленный за предыдущие десятилетия не может быть уничтожен в одночасье. 

Заключение

Итак, подведём итоги всему вышесказанному.

Акционерным обществом является  организация, созданная на основе добровольного  оглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имею­щая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение при­были.

Первые реальные шаги по созданию акционерных обществ, были в XVII веке, правда, эти попытки провалились, но они дали толчок к даль­нейшему развитию акционерного общества. Позже, в 1917 году происходит национализация и частные акционерные общества, становятся государст­венными. Хотя и были попытки изменить положения дел при НЭПе, но до девяностых годов в России господствует “социалистическая модель управ­ления”. Абсолютно другое положение дел в странах Запада, в экономике которых преобладает акционерный капитал.

Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада позволяет вкладывать сред­ства в весьма перспективные, но и в высоко рискованные проекты, сущест­венно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Од­нако при всех своих достоинствах, она имеет некоторые недостатки: слож­ная регистрация предприятия, проблема “принципал- агент”, двойное нало­гообложение. Но всё - равно, у акционерных обществ гораздо больший по­тенциал для развития, чем у других форм собственности.

Акционерные общества дают прекрасную возможность работникам данного предприятия участвовать в его управлении, что повышает их лич­ную заинтересованность в его процветании. Однако успешная деятельность акционерного общества, зависит от эффективной системы управления и не менее эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов. Здесь очень важно не ошибиться с выбором структуры управления и собст­венно самого управленца. Поэтому ещё одним важным фактором является достоверная информация, которую чаще всего скрывают. Отсюда и возни­кает проблема “принципал- агент”, когда менеджер действует, руково­дствуясь собственными интересами.

Успешность компании, зависит не столько от формирования прибыли, сколько от её распределения. Правильная дивидендная политика – залог ус­пеха.

За всё время существования акционерного капитала России, в его исто­рии были этапы “взлёта и падения”, “застоя и оживления”, но сейчас можно с уверенностью сказать, что именно за этой формой собственности большое будущее. Уже сейчас она имеет большую законодательную базу, конечно не идеальную, в ней есть недостатки, но это дело времени. Не секрет, что там где есть возможность получения прибыли, есть и капитал, в том числе и акционерный. Необходимо привлекать инвесторов не только в сферу добычи природных ресурсов, но и в производство в целом.

И в конце хочу подчеркнуть, что обеспечение успешной и прибыльной работы акционерных обществ, благосостояние акционеров зависит, в пер­вую очередь, от активности всех – и собственников акций (их представите­лей), и руководителей.

Список литературы.

Основная литература

1.     Ионцев М.Г., Акционерные общества: Правовые основы. Имуществен­ные отношения. Управления и контроль. Защита прав ак­ционеров – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: “Ось-89”, 2003.

2.     Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселё­вой.- Киров: “АСА”, 2003.

Нормативные документы

1.     Закон РФ “ОБ Акционерных обществах”// Федеральный закон от 26 де­кабря 1995 г. №208-ФЗ

2.     Гражданский кодекс РФ. М.: Инфра, 1996.

3.     Полное собрание законов Российской империи, т. 3, № 1706; т.7, № 4348.

4.     Полное собрание законов Российской империи, т. 11, № 9763.

5.     Полное собрание законов Российской империи, т. 14, № 10694.

6.     Свод законов Российской империи, т. 11, ч. 2, ст. 55-78.

Дополнительная литература

1.     Валдайцев С. В. Стратегии инвесторов предприятия и «агентская про­блема»: Учеб. посо-бие. СПб. 1994. 135 с.

2.     Ваучеризация страны //Газета “Экономика и жизнь”, (№172), 2002. 

3.     Акционерные общества работников: первые итоги развития//ЭКО, №3, 2002.


[1] Полное собрание законов Российской империи, т. 3, № 1706; т.7, № 4348.

[2] Полное собрание законов Российской империи, т. 14, № 10694.

3  Свод законов Российской империи, т. 11, ч. 2, ст. 55-78.

4  Полное собрание законов Российской империи, т. 11, № 9763.