Управленческие решения
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Кафедра: Управления
Контрольная работа
Учебная дисциплина: ________________Менеджмент____________________
Номер варианта контрольной работы: ___________________________________
Студента __________________________________________________________
Специальность _______Экономика и управление_______ Курс _____Ι_____
База образования ___ группа __________ № студенческого билета ___________
Представительство НГУЭУ в г. ________________________________________
Дата регистрации работы в представительстве __________________________
Дата регистрации в ИДО ____________________________________________
2007 Содержание
Теоретическая часть стр. 3
Введение стр. 3
1 Роль решения в управлении стр.4
2 Обратная связь стр. 6
3 Типы проблем и методы подготовки
управленческих решений стр. 7
4 Процесс принятия решения стр. 9
Практическая часть стр. 10
1 Характеристика организации стр. 10
2 Анализ организации как социотехнической системы стр. 11
2.1 Анализ предприятия как технической подсистемы стр. 11
2.2 Анализ социальной подсистемы стр. 11
3 Внутренняя среда организации стр. 12
4 Анализ факторов прямого и косвенного воздействия стр. 14
5 Миссия, цели и «дерево целей» стр. 15
6 Организационная структура стр. 17
Литература стр. 18 Теоретическая часть
Введение
В силу неосознаваемых психологических факторов мы зачастую уделяем непропорционально много внимания одним решениям, пренебрегая значимостью других. Многие решения принимаются без должного систематического обдумывания. Однако в управлении принятие решения – это более систематизированный процесс, чем в частной жизни.
Работа руководителей, ученых, инженеров, юристов – заключается в принятии решений и решении проблем. Нет ничего более важного для благосостояния общества, чем эффективное выполнение этой работы.
Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.
Самое страшное в управлении – это не плохое решение, а отсутствие решения. Чтобы научиться принимать правильные решения, необходимо принимать много решений. Говорят, что не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Несмотря на такое количественное выражение, опыт как бы приобретает качественную окраску. Это выражается в том, что обобщенный опыт становится ключевой составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, мысли, которые спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем ее решении. В реальной деловой активности факты и цифры нередко проявляются без видимой связи со стоящей за ними проблемой.
Целью контрольной работы является изучение управленческого решения, роль решения в управлении, типы проблем и методы подготовки решений, а также рассмотрение порядка и методов принятия решений.
1 Роль решения в управлении
Решение – реакция органа управления, направленная на эффективное достижение результата.
Управление – цепь непрерывно принимаемых решений [1.1].
М – создание модели объекта управления на основе поступающих от него информации;
Р – разработка и утверждение управленческого решения;
В – выполнение принятого решения
Процесс управления |
Производственный процесс |
М |
Р |
В |
Рис. 1.1. Управление как процесс принятия решения
Управленческие решения – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение несет в себе информацию о конечном целевом пункте и о способе его достижения.
Решения можно классифицировать по различным признакам (табл. 1.1). Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы:
1.
2.
Таблица 1.1. Классификация управленческих решений
Критерий |
Виды решений |
Срок действия |
Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные |
Содержание |
Маркетинговые, производственные, кадровые, административные, финансовые и т.д. |
Частота применения |
Разовые, повторяющиеся |
Временной интервал |
Стратегические, тактические, оперативные |
Ширина охвата |
Общие (для всей организации), специальные (для конкретных отделов, работников) |
Сложность |
Простые, средней сложности, сложные |
Количество участников |
Единоличные, групповые, коллективные |
Среда |
Внутренняя, внешняя |
Степень определенности окружающей среды |
Решения, принимаемые в условиях неопределенности и риска (существует вероятность различного исхода). Решения, принимаются в условиях определенности (результат заранее известен) |
Характер процесса принятия решений |
Объединенные, последовательные |
Учет изменения данных |
Жесткие, гибкие |
Степень зависимости |
Автономные, дополняющие |
Уровень неопределенности |
Стандартные, бинарные, многоальтернативные, инновационные |
Назначение |
Организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие, контролирующие |
Степень согласия с решением |
Консультативное, совместное, парламентское |
Способ принятия |
Интуитивное, адаптационное |
Степень обязательности исполнения |
Директивные, рекомендательные, ориентирующие |
Объект исполнения |
Ориентированные на цель или на средства. Структурные (ситуационные) |
2 Обратная связь
Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. По Харрисону: «Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, что ожидались в период принятия решения». На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь – т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения – позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля.
Наше рассмотрение этапов рационального решения проблем должно служить в качестве рекомендаций, способных помочь в принятии более эффективных решений в сложных ситуациях.
3 Типы проблем и методы подготовки управленческих решений
Решение – это организационная реакция на возникшую проблему. Этап изучения ситуации направлен на признание или не признание существующей в организации проблемы.
Проблема – это различие между настоящим и желаемым состоянием объекта. Характеристика проблем приведена в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Типы производственных проблем и методы их решения
Типы проблем |
Характеристика проблем |
Примеры |
Методы решения |
Стандартные |
Четко определенная цель решения, альтернативы решения, очевиден критерий эффективности, выявлены количественные взаимосвязи |
Составление расписания в вузе в соответствии с заранее известной часовой и предметной нагрузкой |
Решение может быт сведено к общей модели, которая, если придавать ее параметрам конкретные значения, может быт приспособлена для решения широкого круга задач. Например, методом линейного программирования |
Хорошо структурированные |
Проблемы выражены или в результате небольших преобразований могут быть выражены в цифровых значениях, количественно измеримы |
Поиск оптимального варианта распределения свободных денежных средств, определение наиболее экономичных ресурсов для производства |
Экономико-математические методы |
Слабоструктурированные |
Не все условия и факторы имеют количественную определенность, преобладает качественная оценка, критерий эффективности не является внутренне присущим той или иной системе, а определяется исследователем |
Выбор рынка сбыта |
Строгие математические методы, эвристические процедуры |
Неструктурированные |
Зачастую неясна сама проблема. Многие факторы качественного характера не являются экономическими и не поддаются строгой формализации и количественной оценке |
Формирование бюджета организации |
Решения основываются на убеждении, интуиции и субъективных суждениях |
4 Процесс принятия решения
Принять решение – значит установить приоритетность. Некоторые из основных проблем при принятии решения – это то, что зачастую руководители пытаются сразу выполнить большой объём работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела.
Процесс принятия решения – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Эта модель принятия решений идеализирована, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
Практическая часть
1 Характеристика организации
1.1
АООТ «Здоровье».
1.2 Характер деятельности:
Производство лекарственной продукции из лекарственного, растительного сырья.
1.3 Форма собственности:
Собственность акционеров.
1.4 Организационно - правовая форма:
Акционерное общество открытого типа.
1.5 Месторасположение:
Россия, Москва
1.6 История создания предприятия:
Акционировано на базе государственного предприятия в 1992г.
1.1 Финансовое состояние предприятия:
Дебиторская задолжность - 2 млрд.руб.
Месячная реализация продукции на сумму - 430 млн.руб.
Рентабельность производства - 25%.
1.9. Сегмент рынка:
Московский регион, Центральная Россия, Северный Кавказ.
1.10. Доля рынка:
1.11.
Закупка сырья за рубежом. Составляет 30% от необходимого количества.
1.12. Основные проблемы предприятия:
–
–
–
–
–
2 Анализ организации как социотехнической системы
2.1 Анализ предприятия как технической подсистемы
Возглавляет техническую систему на заводе служба главного инженера, которой подчиняются такие отделы, как отдел подготовки производства, технический отдел, служба отдела технического контроля, мастерская по механико-сборочным работам, служба энергетики, пожарная служба, служба транспортного цеха и медсанчасть.
Для осуществления нормальной работы предприятия на заводе существуют следующие объекты:
–
–
–
–
–
–
– других вспомогательных предметов.
–
–
–
2.2 Анализ социальной подсистемы
Социальная подсистема-это система межличностных отношений в процессе производства (между сотрудниками, между руководителем и подчиненным).
Руководство, квалифицированные специалисты, рабочие, менеджеры (руководители отделов), вспомогательные служащие (уборщики, вахтерши и др.) – Люди, как важнейший элемент организации.
Также, данное предприятие сотрудничает с такими организациями как: банк, страховая компания, пожарная служба, милиция и др.
3 Внутренняя среда организации
Любое предприятие, фирма, организация состоит из их внутренних элементов. К основным элементам внутренней среды организации относятся:
–
–
–
–
–
–
–
Миссия организации
Цели
Деловая стратегия
Структура
Ресурсы Люди
Технологии
Из схемы мы видим, что все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других.
Всякая организация имеет свое предназначение, т.е. это можно выразить как Миссия организации. Мое предприятие стремится производить такую продукцию, которая была бы доступна всем слоям населения, удовлетворяла бы все запросы и была бы высококачественной.
Для достижения своей миссии любая организация должна ставить определенные цели, которые бы регулировали ее деятельность. Эти цели должны быть общими как для управленческого, так и для исполнительного состава.
Цели данного предприятия:
1.Увелечение объемов производства.
2.Совершенствование производственного оборудования.
3.Повышение квалификации персонала (как управленческого, так и исполнительного).
4.Улучшение условий труда работников.
Как и мое предприятие, любая организация разрабатывает собственную программу достижения долговременных целей – Деловою стратегию предприятия.
Ресурсы – это то, что необходимо для производства нашего товара: сырье, материалы, оборудование, финансы, человеческие ресурсы, энергия, информация и др.
Технология – это процесс преобразования ресурсов в конечный продукт. Для этого мы используем специальное оборудование, станки, упаковку и др.
4 Анализ факторов прямого и косвенного воздействия
А) Факторы прямого воздействия.
потребители нашей продукции остро реагируют на изменение цены и качества нашей продукции. Поэтому наше предприятие пытается регулировать цены на продукцию и следить за ее качеством.
– влияет на деятельность нашей организации. Из-за не совершенной налоговой системы, больших налогов, мы теряем деньги, которые бы могли вложить в развитие производства.
–
–
–
В) Факторы косвенного воздействия.
На деятельность любой организации и любой формы собственности оказывает влияние общее состояние экономики. Экономическое состояние страны вытекает, прежде всего, из политики проводимой государством. Высокие налоги губительно сказываются как на нашу организацию, так и на без того разваливающуюся промышленность.
Международная обстановка оказывает тоже влияние. В данный момент, часть закупок сырья мы производим за рубежом и соответственно какое положение (полит., эконом. или другие) за рубежом, так и будет устанавливаться последующее сотрудничество. Увеличение таможенных ставок, цен на сырье, повлечет увеличение цен на нашу продукцию.
5 Миссия, цели и «дерево целей»
На первое место наше предприятие ставит следующую цель – увеличение объема производства.
Усовершенствование Повышение квалификации Применение современных
технологии персонала методов стимулир.труда
Набор более Спец. Стажировка Материальных
квалиф.работников курсы (система оплаты Социальных
труда).
Закупка оборудования
Заполнение свободных Улучшение условий труда производственных мощностей
Увеличение Набор рабочих Улучшение организации Улучшение социально-
числа смен на свобод.места рабочего места бытовых условий
6 Организационная структура
Собрание акционеров
Совет директоров
Юридический отдел Исполнительный директор Главный бухгалтер
Главный инженер Зам.по производству Зам.по общим вопросам Зам.по экономике Зам.по кадрам
Нач.технич. Нач.ОТК Нач.энерго- Нач.отдела Нач.отдела Нач.производст.- Нач.отдела Нач.отдела Нач.транспор. Нач.финанс. Нач.отдела Нач.планово-
отдела Механ.отдела техн.-безопас. стандартизац. диспечер.отдела снабжения сбыта отдела отдела труда и эконом.
зараб.платы отдела
Техничес. ОТК Энерго- Отдел техники Отдел Производственно- Отдел Отдел Транспорт. Финансовый Отдел труда Планово -
отдел Механич. безопасности стандарти- Диспечерский снабжения сбыта отдел отдел и зараб. Эконом.
отдел зации отдел платы отдел
ОК Охрана
Производственный Фасовочный цех Транспортный цех
цех
На заводе общее число работающих составляет 580 чел.
Литература
1. Менеджмент. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М, 1999.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1997.
3. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В.Валового. – М.: Инфра-М, 1997.