Управление в области обороны
Министерство образования и науки РФ НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт» кафедра управления и права
Курсовой проект
По теме: «Управление в области обороны»
По дисциплине: «Правовые основы российского государства»
Выполнил: студент группы 21-у Мельников Александр Александрович
Проверил: Волох Олег Владимирович
Омск 2005 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………3 стр.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………5 стр.
Законы и принципы управления…………………………………………...5 стр.
Функции управления……………………………………………………….7стр.
Методы управления………………………………………………………..8 стр.
Управленческие решения…………………………………………………….9 стр.
Приложение……………………………………………………………….....11 стр.
2. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ………………………………………………...12 стр.
Организационно-правовые формы управления обороной……………12 стр.
Ä Министерство обороны Российской Федерации…………………………13 стр.
Ä Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации…………14 стр.
Органы местного самоуправления и управление обороной……....16 стр.
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации…………..18 стр.
Военная служба……………………………………………………………19 стр.
Приложение………………………………………………………………..21 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..22 стр.
Список используемая литература…………………………………………………..23 стр.
Введение
Для курсового проекта я выбрал тему «Управление в области обороны», т.к. она является актуальной для России в наше время. Потому что, управление в области обороны включает в себя правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки и т. д.
Управление – это воздействие с целью изменения (сохранения) состояния, поведения, направления развития, движения кого, чего либо, реализуемое в рамках системы управления.
В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют свои законы и закономерности и о них можно говорить, что они носят всеобщий характер и достаточно исследованы.
В управление существуют принципы управления и это: оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении; сочетания прав, обязанностей и ответственности; иерархичность и обратная связь; научная обоснованность управления; демократизации управления и плановость.
В управление выполняются основные функции такие как: планирование, организация, мотивация, контроль.
Каждый руководитель осуществляет управленческую деятельность только ему присущими методами, а из этих методов основными являются: правовые, организационно-административные, экономические, социально-психологические.
Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. При выполнение сложной управленческой деятельности постоянно требуется принятие решения. Также решение должно соответствовать ряду общих требований: всесторонняя обоснованность решения, своевременность, полномочность, согласованность с принятыми ранее решениями.
Главным исследованием данного курсового проекта является управление в области обороны. Под обороной РФ понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета РФ.
Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, и другие важные интересы РФ.
Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.
Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и правительства.
Правительство РФ осуществляет организацию необходимым оснащение вооружением и военной техникой, а также обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб Вооруженных Сил, другие органы управления.
Значительное место в управление обороной занимает военный совет, который создается президентом, он действует на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях.
Цель данного курсового проекта является: изучить управление в области обороны.
Под целью понимают идеальный конечный результат.
И к цели предъявляются определенные требования:
Ä всестороннюю научную и практическую обоснованность;
Ä четкая определенность;
Ä формулировку ее в понятиях и терминах;
Ä четкая формулировка.
Основные задачи это:
o Общие положения теории управления;
o Управление обороной.
При написании данного курсового проекта было использовано общенаучное методологическое исследование-это: анализ, синтез, логический, моделирование.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ
УПРАВЛЕНИЯ
Управление - профессиональная деятельность, которой можно и нужно учиться.
И. Верещагин
1.1. Законы и принципы управления
Законы подобны паутине: слабого они запутывают, а сильный их порвет.
Соломон из Афин
Управление – это воздействие с целью изменения (сохранения) состояния, поведения, направления развития, движения кого, чего либо, реализуемое в рамках системы управления.
Законы управления - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между субъектами и объектами управления в природе и обществе. Они имеют объективный характер, то есть существуют независимо от сознания человека.
Законы являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, то есть выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса. В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления.
В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют свои законы и закономерности. На современном этапе развития общества можно говорить только о тех законах управления, которые:
во-первых, носят всеобщий характер, и
во-вторых, вскрыты и достаточно исследованы.
Таковыми являются:
Ä закон единства и целостности системы управления;
Ä закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления;
Ä закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления;
Ä закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем.
Закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все элементы, объективно необходимые для достижения целей и решения задач управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития и функционирования социально-экономических систем и процессов. Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения и функционирования невозможна эффективная деятельность ни одной из организационных систем.
В соответствии с законом обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления она должна быть не только достаточно гибкой, обладать необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Число степеней свободы управляющих подсистем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, национальными обычаями и традициями. Поэтому обеспечение необходимого числа степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов, четкостью подзаконных актов, разъяснениями и комментариями исполнительной власти, что в совокупности характеризует гибкость системы управления.
Закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями организационной системы в целом, а также в соответствии с потребностями управляющей и управляемой подсистем. Несмотря на типологическую общность систем управления, возможны и необходимы существенные отличия их друг от друга, обусловленные разнообразием факторов различной природы отраслевых, природно-климатических, этнических, демографических, профессионально-квалификационных, личностных качеств руководителя и т.п.
Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, целям, направлениям и задачам развития и функционирования организационной системы. Он предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении.
Из законов управления вытекают основные принципы управления.
Принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы управления имеют как объективный аспект (вытекают из законов управления), так и субъективный (продукт мыслительной деятельности человека). Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
Основные принципы управления:
Ä принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
Ä принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;
Ä принцип иерархичности и обратной связи;
Ä принцип научной обоснованности управления;
Ä принцип демократизации управления;
Ä принцип плановости.
Принцип сочетания централизации и децентрализации
в управлении состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений. Сущность делегирования полномочий состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию.
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый член организации должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры системы управления организацией, при которой первичные звенья (нижнего уровня) управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т.д. до самого верхнего уровня управления. Соответственно цели перед низшими звеньями организационной системы ставятся управляющими органами более высокого по иерархии звена управления.
Постоянный контроль деятельности всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы непрерывно поступает в управляющую подсистему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия были научно обоснованными и осуществлялись с применением научных методов и подходов.
Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс взаимосвязанных и соподчиненных экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.
Демократизация управления - важнейший принцип современного управления, который заключается в участии в управлении организацией всех ее сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.
Под целью в управлении можно понимать идеальный конечный результат, который хочет получить субъект управления. К цели предъявляются определенные требования, к числу которых можно отнести:
Ä всестороннюю научную и практическую обоснован ность цели;
Ä четкую определенность цели, формулировку ее в по нятиях и терминах реально достижимого состояния;
Ä четкую формулировку необходимых и достаточных условий реализации цели (ресурсы, сроки, исполнители).
1.2. Функции управления
Каждая функция управления носит самостоятельный характер, оказывая определенное, присущее ей воздействие на выполнение задач в целом.
Г.Э. Слезингер
Функции управления - это особый вид специализированной управленческой деятельности, выделившийся в процессе разделения управленческого труда, который
осуществляется специальными приемами и способами.
Под функциями управления следует понимать устойчивую группу однородных по характеру и связанных между собой мероприятий, выполнение которых позволяет достичь частной (промежуточной) цели на пути к общей (конечной) цели. В функциях, их взаимосвязи и совокупности проявляются вся технология, последовательность и динамика процесса управления.
Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции:
Ä планирование;
Ä организация;
Ä мотивация;
Ä контроль.
Каждая из четырех функций управления является жизненно важными. Вместе с тем планирование, как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Кроме названных функций существуют и другие функции управления:
Ä прогнозирование;
Ä регулирование;
Ä анализ;
Ä учет.
1.3. Методы управления
Каждый руководитель осуществляет управленческую деятельность только ему присущими методами. У каждого руководителя просматривается свой «управленческий почерк».
Н.Н. Трусевич
Реализация рассмотренных выше принципов и функций управления осуществляется путем применения различных
методов.
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Слово «метод» греческого происхождения (metodos), в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы управления и их сочетания (комбинации). В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов управления.
Принято выделять следующие методы управления:
Ä правовые;
Ä организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
Ä экономические, обусловленные экономическими стимулами;
Ä социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников (работников) организации.
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми.
1.4. Управленческие решения
Кто принимает решение, не выслушав обе стороны, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое.
Сенека Младший
Решение задач связано с необходимостью выполнения сложной сети процедур (мероприятий), в процессе которых в движение приводятся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Эта последовательность реализуется в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Чаще всего под решением подразумевают процесс или результат выбора одного варианта из множества рассматриваемых вариантов решения задачи (проблемы), осуществляемый по некоторым критериям выбора. Результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.
К управленческому решению предъявляется ряд общих требований, к числу которых можно отнести:
Ä всестороннюю обоснованность решения;
Ä своевременность;
Ä необходимую полноту содержания;
Ä полномочность;
Ä согласованность с принятыми ранее решениями.
Управленческое решение будет эффективным в том случае, когда соблюдается технология его принятия и реализации. Процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, как показывает практический опыт, осуществляется в определенной последовательности. В практике управления в этой последовательности принято выделять две основных фазы (блока):
фаза подготовки и принятия решения и
фаза организации реализации (выполнения) принятого решения.
Подготовка и принятие решения - выбор одного из вариантов решения задачи (проблемы) из множества рассматриваемых (возможных) вариантов. В широком смысле принятие решения - это особый вид человеческой деятельности, связанный с творческим процессом выбора наилучших действий, ведущих к поставленной цели (целям).
Фаза подготовки и принятия управленческих решений включает следующие последовательные этапы:
1) предварительная формулировка (или получение) и уяснение задачи;
2) анализ и сбор информации о задаче, подлежащей решению;
3) выбор критериев оценки эффективности решения.
Критерий - это правило, на основе которого производится
сравнение вариантов решений, классификация объектов, процессов и явлений.
Вариант решения - один из возможных способов решения задачи или проблемы для достижения поставленной цели или желаемого конечного результата.
4) формирование и анализ возможных вариантов решения;
5) обоснование и выбор рационального (оптимального) варианта решения, для чего иногда необходим выбор дополнительных критериев, сбор дополнительной информации;
Обоснование решения - процесс, в ходе которого специалисты отсеивают неэффективные (нерациональные) варианты решения задачи (проблемы) и отбирают один или несколько вариантов, обладающих определенными преимуществами перед остальными вариантами.
6) декомпозиция принятого управленческого решения до уровня конкретных исполнителей с увязкой ресурсов и сроков.
Фаза организации реализации управленческого решения включает следующие этапы:
1) доведение решения до исполнителей;
2) приспособление организационной структуры к задачам, поставленным в управленческом решении;
3) подбор людей (исполнителей) для конкретной работы и делегирование им полномочий и прав использования ресурсов организации;
4) организация взаимодействия индивидуальных исполнителей и подразделений организации и контроль выполнения работ как единого комплекса;
5) подведение итогов деятельности, анализ полученных результатов и стимулирование исполнителей.
Процесс принятия и реализации решений всегда является итеративным, то есть предполагает на каждом шаге, на каждой операции выработку корректирующих воздействий, которые с помощью многочисленных контуров обратной связи используются для повышения эффективности и качества реализации принятого управленческого решения.
Таким образом, можно говорить о существовании определенной технологии принятия управленческих решений как о сумме методов, способов и процедур анализа ситуаций, постановки проблем, выработки и оценки вариантов решения, организации и контроля их выполнения.
Однако процесс выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности руководителя.
Приложение к общему положению теории управления:
2. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ
2.1. Организационно-правовые формы управления обороной
Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне"1 под обороной РФ понимает систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета РФ.
Основными правовыми актами, закрепляющими основы организации обороны РФ, являются федеральные законы: "Об обороне" от 28 марта 1998 г., "О воинской обязанности и военной службе"2, от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих"3, от 26 февраля 1997 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"4, Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г5, и др.
Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки и т. д.
Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы РФ в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть также использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств РФ (например, в качестве миротворческих сил).
Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г.6, Вооруженные Силы могут применяться для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории РФ.
Законодательством определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войска Федеральной пограничной службы России, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска правительственной связи, войска гражданской обороны Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Железнодорожные войска РФ и другие воинские подразделения.
Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.
Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. 87 Конституции РФ), а также Правительство РФ.
Президент РФ определяет основные направления военной политики РФ, утверждает военную доктрину РФ, объявляет состояние войны; вводит на территории РФ военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против
1 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
2 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; 2001. № ?. Ст. 620, 621; № 30. Ст. 3061; 2002. № 7. Ст. 631.
3 СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; 2001. № 31. Ст. 3173.
4 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.
5 СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.
6 СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 185
РФ с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию; отдает приказ Вооруженным Силам РФ о ведении военных действий; утверждает концепцию, планы строительства, применения, дислокации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также их структуру и состав; присваивает высшие воинские звания; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил и т, п.
Правительство РФ осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны страны. Оно организует оснащение вооружением и военной техникой, а также обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. На него возложено обеспечение выполнения государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, мобилизационных планов, планов накопления мобилизационных ресурсов, социальных гарантий для военнослужащих лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, руководство гражданской обороной и т. д.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб Вооруженных Сил, другие органы управления.
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны. Оно является также центральным органом военного управления.
Правовой статус Минобороны России закреплен в Федеральном законе "Об обороне", а также в Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г.7 Свою деятельность Минобороны России осуществляет под руководством Президента РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минобороны России.
В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.
Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ; готовит Президенту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием Вооруженных Сил и др.
7 СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5652.
Основными задачами Министерства обороны являются:
1. разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории
2. организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации
3. обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил
4. координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны
5. участие в осуществлении военного строительства в Российской Федерации
6. совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил
7. разработка мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций
8. участие в международном сотрудничестве по военным вопросам
9. и т. д.
Функциями Министерства обороны являются:
1. контроль состояния Вооруженных Сил и
2. разработка предложений по расходам на оборону
3. организация научных исследований в целях обороны
4. заказ и финансирование производства, закупки и ремонта вооружения и военной техники
5. организация эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах
6. обеспечение разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации
7. обеспечение защиты государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде
8. организация прохождения военной службы военнослужащими
9. участие в разработке государственных стандартов в области обязательной подготовки граждан к военной службе
10. участие в переговорах по проблемам безопасности
11. оказание в установленном порядке иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала
12. организация работы по созданию и ведению баз данных в области обороны
13. и т. д.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации
является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности органов военного управления, других 'войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны.
В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" и Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г.8,
Основные типы генерального штаба:
- Луи Бертье и его штаб при Наполеоне.
- Феномен «большого генерального штаба» Мольткестаршего.
- Германский генштаб как «скрытый главнокомандующий».
-Магия «большого генерального штаба».
- Мольтке и Бисмарк как модель взаимоотношений между высшим военным чином и государственным руководителем.
- Последствия чрезмерного усиления роли генштаба.
-Генштаб Гинденбурга и Людендорфа и поражение Германии в Первой мировой войне.
На основе реального исторического опыта и современной практики различных стран можно говорить о нескольких типах генерального штаба.
Один тип — это орган анализа, прогнозирования и планирования, подготовки проектов директив и приказов Главнокомандующего (Верховного Главнокомандующего), а также контроля за выполнением принимаемых Главнокомандующим решений.
Другой тип генштаба - это орган прямого управления стратегическими действиями, операциями, с самостоятельной отдачей соответствующих директив, приказов; такому органу высшим политическим руководством страны делегируется весьма значительный объем полномочий, которые являются полномочиями самого Верховного Главнокомандующего.
Еще один тип генштаба — это своего рода канцелярия, административный орган при Верховном Главнокомандующем.
Генеральный штаб осуществляет стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военного управления; проводит мероприятия, связанные с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; осуществляет координацию деятельности по проведению в РФ мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы; организует разведывательную работу в целях обороны; разрабатывает предложения по основным вопросам, касающимся подготовки страны к обороне, военной доктрины РФ, структуры, состава, численности, дислокации, задач Вооруженных Сил и т. д.
В организации обороны и управлении Вооруженными Силами значительное место отводится военным советам, которые создаются Президентом РФ. Они действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях. В процессе своей деятельности военные советы разрабатывают рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Вооруженных Сил, с выполнением мероприятий по поддержанию боевой готовности войск, с организацией обеспечения правопорядка, воинской дисциплины.
8 СЗ РФ. 1998
Военные советы тесно взаимодействуют с органами государственной власти по вопросам обеспечения выполнения правовых актов в области обороны, социально-правовой защиты военнослужащих, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и т. д.9
Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, Других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота Российской Федерации. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).
Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.
В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г.10, они создаются Минобороны России и являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.
На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов, поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу; содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.
Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей.
2.2. Органы местного самоуправления и управление обороной
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления наделены определенным комплексом полномочий в области
9 САПП РФ. 1993. № 36. Ст. 3390.
10 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5013.
управления обороной, которые реализуются ими в пределах подведомственной территории и в тесном взаимодействии с органами военного управления.
Деятельность органов местного самоуправления в этом направлении предполагает прежде всего обеспечение ими на своей территории соблюдения и исполнения законодательных и других правовых актов в области обороны.
Согласно федеральным законам "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Положению о призыве на
военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Правительством РФ 1 июня 1999 г.11, Положению о воинском учете, утвержденному Правительством РФ 25 декабря 1998 г.12, а также ряду других нормативных актов на органы местного самоуправления возложена организация воинского учета, подготовка молодежи к военной службе; организация призыва граждан на военную службу, военные сборы, по мобилизации; осуществление мероприятий по выполнению мобилизационных планов и заданий.
Совместно с органами военного управления органы местного самоуправления принимают меры по подготовке своих территорий и коммуникаций в целях обороны. Они обязаны оповещать граждан о вызовах военного комиссариата и обеспечивать им возможность своевременной явки по вызовам; по запросам военного комиссара направлять ему необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет либо состоящих на воинском учете; осуществлять контроль за посещением гражданами, подлежащими призыву на военную службу, лечебно-профилактических учреждений, в которые они направлены для медицинского обследования или освидетельствования.
Органы местного самоуправления обязаны выявлять во взаимодействии с органами внутренних дел граждан, постоянно или временно проживающих на их территории и подлежащих постановке на воинский учет, а также разъяснять им их обязанности по воинскому учету и контролировать их выполнение.
Для первоначальной постановки граждан на воинский учет решением главы муниципального образования утверждается комиссия по постановке граждан на воинский учет, а для организации и проведения призыва граждан на военную службу им создается призывная комиссия.
Для работы призывных комиссий, проведения медицинского освидетельствования и осмотров граждан, поступающих на военный учет, военную службу, призываемых на военные сборы, а также для призыва граждан на военную службу органы местного самоуправления обеспечивают предоставление и оборудование необходимых помещений и территорий, транспорта, медикаментов, медицинского оборудования, иных материально-технических средств, медицинского персонала и т. п. Они руководят гражданской обороной на территории муниципального образования; организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан совместно с органами военного управления, а также координируют и согласовывают с ними свою деятельность в области обороны.
В целях совершенствования организации обороны органы местного самоуправления вправе вносить в соответствующие органы государственной власти предложения и рекомендации.
11 СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2857.
12 СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 192.
2.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 59) защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной службы в Вооруженных Силах РФ.
Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными законами: "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе".
Установлено, что все мужчины — граждане РФ — обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ. В отдельных случаях, предусмотренных законом, вместо военной службы граждане могут пройти альтернативную службу, правовые основы организации и прохождения которой, к сожалению, еще не получили достаточно полного своего закрепления. На военную службу могут быть приняты граждане женского пола на основе принципа добровольности (по контракту) и при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту). На сегодняшний день Вооруженные Силы комплектуются в основном за счет призыва граждан на военную службу. Служба по контракту по ряду причин, прежде всего экономических, еще не получила должного развития.
На действительную военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
Для проведения организованного призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального решения.
Такими решениями могут быть:
а) о призыве гражданина на военную службу;
б) о направлении на альтернативную службу;
в) о предоставлении отсрочки от призыва;
г) об освобождении от воинской обязанности.
Комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в которые направляется признанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную комиссию субъекта РФ либо в суд.
Контрактная система комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное заключение письменного контракта о прохождении военной службы между гражданином и Минобороны России. Предварительно гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию; проходит профессиональный психологический отбор.
Он также должен соответствовать требованиям, установленным в законе:
по общеобразовательному цензу;
по уровню профессиональной подготовки; по выполнению нормативов физической подготовки и др.
Только при соответствии предъявляемым требованиям к состоянию здоровья гражданин может заключить контракт о прохождении военной службы.
Законом закреплены следующие виды контрактов:
1) о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил;
2) о прохождении военной службы в кадрах конкретной воинской части;
3) о прохождении военной службы на конкретной должности в конкретной воинской части.
Успешное комплектование Вооруженных Сил в значительной мере зависит от организации подготовки молодежи к военной службе. Эту подготовку граждане приобретают на обязательной и добровольной основе в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении (см. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
2.4. Военная служба
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях, а также в соответствующих органах. Порядок организации и прохождения военной службы в Вооруженных Силах закрепляется не только упомянутым законом, но и Законом "Об обороне", Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и другими нормативными актами органов государственной власти.
Военную службу могут проходить лишь граждане РФ. Она подразделяется на действительную службу и службу в запасе.
Действительная военная служба — это служба в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях и органах. Граждане, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими, правовое положение которых определяется Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законами и подзаконными актами.
Прохождение действительной военной службы предполагает исполнение военнослужащими воинских обязанностей, к которым
относятся: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в походах и учениях; выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени и т. п.
Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу или не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, принимает Военную присягу на верность Российской Федерации.
Все военнослужащие делятся на составы: солдаты и матросы, сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; офицеры (младшие, старшие, высшие).
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для военнослужащих определены сроки военной службы:
Для проходящих военную службу по призыву — 24 месяца;
имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев;
имеющих воинское звание офицера — 24 месяца;
проходящих военную службу по контракту, — на срок, указанный в контракте.
Названный закон освобождает от призыва на военную службу отдельные категории граждан: признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; имеющие ученую степень кандидата или доктора наук; проходящие или прошедшие альтернативную службу и др. Не подлежат призыву граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления и др.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным временно негодными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до 1 года; имеющим ребенка, воспитываемого без матери, и др.
По окончании срока службы и достижении установленного законом предельного возраста военнослужащие увольняются с действительной военной службы и зачисляются в запас, получая правовой статус военнообязанного запаса.
Военнообязанные, находящиеся в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе либо признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся в отставку и снимаются с воинского учета.
Приложение к управлению обороной:
У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в области обороны и безопасности
В целях совершенствования государственного управления в области обороны и безопасности, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:
1. Упразднить:
Совет обороны Российской Федерации; комиссии, образованные в составе Совета обороны Российской Федерации и при этом Совете; аппарат Совета обороны Российской Федерации.
2. Объединить аппарат Совета Безопасности Российской Федерации с Государственной военной инспекцией Президента Российской Федерации и сформировать на их базе аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий в том числе реализацию функций Государственной военной инспекции Президента Российской Федерации.
3. Председателю Правительства Российской Федерации и Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации в месячный срок представить предложения по разработке и реализации мер, направленных на осуществление военного строительства и реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
4. Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации в месячный срок разработать и представить на утверждение проект положения об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также его структуру и штатное расписание.
5. Освободить Клименко Владимира Николаевича от должности руководителя аппарата Совета обороны Российской Федерации.
6. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации провести необходимые организационно-штатные мероприятия в соответствии с настоящим Указом.
7. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению.
8. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в 2-недельный срок представить предложения о приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.
9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 3 марта 1998 года № 220
Заключение
В ходе курсового проекта я изучил тему «Управление в области обороны», в процессе изучения темы были рассмотрены законы, принципы, функции и методы управления, управленческие решения, организационно-правовые формы управления обороной, структура органов местного самоуправления, комплектование вооруженных сил. После изучения данной темы я могу сделать вывод, что эта тема в России для нашего времени актуальна, но слабо исследована.
Для совершенствования изучения данной проблемы необходимо усовершенствовать действующее законодательство, которое призвано защищать, разрабатывать и принимать меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организовывать и осуществлять мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивать финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвовать в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.
Список используемой литературы:
1. В.П. Иванова «Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом» Москва «Известие» 2003 г.
2. А.П. Алехин «Административное право Российской Федерации» Москва «Зерцало-М» 2002 г.
3. А.А. Кокошин «Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России» Москва «РОССПЭН» 2003 г.
4. Бахрах «Административное право Российской Федерации» Москва 2000 г.
5. «Конституция Российской Федерации» Новосибирск «Сибирское университетское издательство» 2004 г.