Установка и основные характеристики Linux

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC \o "1-3" \h \z \u 1. История Linux. \h 4

2. Системные характеристики. PAGEREF _Toc529786342 \h 5

3. Перед установкой. \h 7

3.1 Настройте свой BIOS BIOS. PAGEREF _Toc529786344 \h 7

3.2 Создание загрузочной дискеты. \h 7

3.3 Под Linux. \h 9

3.4 Поддерживаемое оборудование. \h 10

3.5 Что не поддерживается. \h 10

3.6 Сбор данных о вашем оборудовании. \h 11

4. Использование Lnx4Win. \h 13

4.1 Подготовка к инсталяции. PAGEREF _Toc529786351 \h 14

4.2 Запуск установки. \h 16

5. Диски и разделы.. \h 17

5.1 Структура жесткого диска. PAGEREF _Toc529786354 \h 17

5.2 Расширенный раздел. \h 18

5.3 Примеры.. \h 18

5.4 Соглашения об именовании дисков и разделов. \h 20

5.4.1 Под Windows. \h 20

5.4.2 Под Linux. \h 22

6. Установка через DrakX.. \h 23

6.1 Введение. \h 23

6.2 Класс установки. \h 25

6.3 Настройка SCSI \h 25

6.4 Установка или Обновление. PAGEREF _Toc529786364 \h 26

6.5 Настройка клавиатуры.. \h 27

6.6 Выбор точек монтирования. PAGEREF _Toc529786366 \h 28

6.7 Настройка часов. \h 29

6.8 Настройка Принтера. \h 30

6.9 Настройка режима доступа. PAGEREF _Toc529786369 \h 31

6.10 Настройка фильтра печати. PAGEREF _Toc529786370 \h 36

6.11 Пароль администратора. \h 38

6.12 Заведение пользователя. \h 39

6.13 Загрузочная дискета. \h 40

6.14 Установка LILO.. \h 42

6.15 Настройка X.. \h 43

7. После установки. \h 44

7.1 Вход в систему. \h 44

7.2 Модемы.. \h 46

7.3 Настройка звуковой карты.. PAGEREF _Toc529786379 \h 47

7.4 Настройка устройства ZIP, использующего. \h 49

параллельный порт. \h 49

7.5 Настройка оборудования. \h 49

7.6 Добавление иконки на рабочий стол KDE.. \h 50

7.7 Использование framebuffer. \h 51

8. Борьба с ошибками системы.. PAGEREF _Toc529786385 \h 54

8.1 Проблемы загрузки средств инсталляции. \h 54

8.2 Аппаратные проблемы и их локализация. \h 55

8.3 Проблемы распознавания жесткого диска или контроллера. \h 56

8.4 Проблемы инсталляции программ.. \h 57

8.5 Проблемы после инсталляции Linux. \h 58

8.5.1 Проблемы загрузки Linux с дискеты.. \h 58

8.5.2 Проблемы загрузки Linux с жесткого диска. \h 58

8.6 Проблемы входа в систему. \h 60

8.7 Проблемы использования системы.. \h 60

9. Список используемых источников информации. \h 62

1. История Linux

Linux - многозадачная и многопользовательская операционная система для бизнеса, образования и индивидуального программирования. Linux принадлежит семейству UNIX-подобных операционных систем, которая может работать на компьютерах Intel 80386, 80486 и Pentium. Рекомендуемые конфигурации компьютеров:

минимум                - Intel 80386 DX 40MHz/4Mb(RAM)/80Mb(HDD);

рекомендуемое      - Pentium 100MHz/16Mb/540Mb;

оптимальное         - Pentium 133MHz/32Mb/1Gb.

         Linux поддерживает широкий спектр программных пакетов от TeX до X Windows, компиляторов GNU C/C++, протоколов TCP/IP. Это гибкая реализация ОС UNIX, свободно распространяемая под генеральной лицензией GNU.

         Linux может любой вышеназванный персональный компьютер превратить в рабочую станцию. Бизнесмены инсталлируют Linux в сетях машин, используют операционную систему для обработки данных в сфере финансов, медицины, распределенной обработки, в телекоммуникациях и т.д.

UNIX - одна из самых популярных в мире операционных систем благодаря тому, что ее сопровождает и распространяет большое число компаний. Первоначально она была создана как многозадачная система для миникомпьютеров и мэйнфреймов в середине 70-ых годов, но с тех пор она выросла в одну из наиболее распространенных операционных систем, несмотря на свой временами, обескураживающий интерфейс и отсутствие централизованной стандартизации. Существуют версии UNIX для многих систем, начиная от персонального компьютера, до суперкомпьютеров, таких как Cray Y-MP.

         Linux - свободно распространяемая версия UNIX, первоначально была разработана Линусом Торвальдсом (Linus Torvalds). Linux был создан с помощью многих UNIX-программистов и энтузиастов из Internet, тех, кто имеет достаточно навыков и способностей развивать систему. Ядро Linux не использует коды AT&T или какого-либо другого частного источника, и большинство программ Linux разработаны в рамках проекта GNU из Free Software Foundation в Cambridge, Massachusetts. Но в него внесли лепту также программисты всего мира.

Относительно появления Linux версии 0.01 никогда не делалось никаких официальных заявлений. Исходные тексты 0.01 не давали даже нормального выполняемого кода: они фактически состояли лишь из набора заготовок для ядра и молчаливо предполагали, что вы имеете доступ к Minix-машине, чтобы иметь возможность компилировать их и совершенствовать.

5-го октября 1991 года Линус объявил первую "официальную" версию Linux, версия 0.02. Вновь это рассматривалось как создание некой  хакерской системы. Основное внимание - создание ядра. Никакие вопросы поддержки работы с пользователем, документирования, тиражирования и т. п. даже не обсуждались. Кажется, что и сегодня сообщество Linux-истов считает эти вопросы вторичными по сравнению с "настоящим программированием" - развитием ядра.

После версии 0.03 Линус скачком перешел в нумерации к версии 0.10, так как над проектом стало работать много народу. После нескольких последовавших пересмотров версий, Линус присвоил очередной версии номер 0.95, чтобы тем самым отразить свое впечатление о том, что скоро возможна уже "официальная" версия. Это было в марте 1992 г. Примерно через полтора года - в декабре 1993 версия ядра все еще была Linux 0.99.pl14 - асимптотически приближаясь к 1.0. А на данный момент версия ядра - 1.2.

Сегодня Linux - это полноценная ОС семейства UNIX, способная работать с X Windows, TCP/IP, Emacs, UUCP, mail и USENET. Практически все важнейшие программные пакеты были поставлены и на Linux, т.е. для Linux теперь доступны и коммерческие пакеты. Все большее разнообразие оборудования поддерживается по сравнению с первоначальным ядром. Многие тестировали Linux на 486-ом и установили, что он вполне сравним с рабочими станциями Sun Microsystems и Digital Equipment Corporation.

2. Системные характеристики

         Linux - это полная многозадачная многопользовательская операционная система (точно также как и другие версии UNIX). Linux достаточно хорошо совместим с рядом стандартов для на уровне исходных текстов, включая IEEE POSIX.1, System V и BSD. Он создавался имея в виду такую совместимость.

         Другие специфические внутренние черты Linux включают контроль работ по стандарту POSIX (используемый оболочками, такими как csh и bash), псевдотерминалы (pty), поддержку национальных и стандартных клавиатур динамически загружаемыми драйверами клавиатур.

         Ядро может само эмулировать команды 387-FPU, так что системы без сопроцессора могут выполнять программы, на него рассчитывающие (т.е. с плавающей точкой).

Linux поддерживает различные типы файловых систем для хранения данных. Некоторые файловые системы, такие как файловая система ext2fs, были созданы специально для Linux. Поддерживаются также другие типы файловых систем, такие как Minix-1 и Xenix. Реализована также файловая система MS-DOS, позволяющая прямо обращаться к файлам MS-DOS на жестком диске. Поддерживается также файловая система ISO 9660 CD-ROM для работы с дисками CD-ROM.

         Linux обеспечивает полный набор протоколов TCP/IP для сетевой работы. Поддерживается весь спектр клиентов и услуг TCP/IP, таких как FTP, telnet, NNTP и SMTP.

Ядро Linux сразу создано с учетом специального защищенного режима для процессоров Intel 80386 и 80486. В частности, Linux использует парадигму описания памяти в защищенном режиме и другие новые свойства процессоров.

         Для увеличения объема доступной памяти Linux осуществляет также разбиение диска на страницы: то есть на диске может быть выделено до 256 Мбайт "пространства для свопинга" (swap space). (Swap space не совсем подходящее имя, в Linux в область свопинга выгружается не весь процесс, а только отдельные его части, в которых нет необходимости). Когда системе нужно больше физической памяти, то она с помощью свопинга выводит неактивные страницы на диск. Это позволяет выполнять более объемные программы и обслуживать одновременно больше пользователей. Однако свопинг не исключает наращивания физической памяти, поскольку он снижает быстродействие, увеличивает время доступа.

         Ядро также поддерживает универсальный пул памяти для пользовательских программ и дискового кэша. При этом для кэша может использоваться вся память, и наоборот, кэш уменьшается при работе больших программ.

            Выполняемые программы используют динамически связываемые библиотеки, т.е. выполняемые программы могут совместно использовать библиотечную программу, представленную одним физическим файлом на диске (иначе, чем это реализовано в механизме разделяемых библиотек SunOS). Это позволяет выполняемым файлам занимать меньше места на диске, особенно тем, которые многократно используют библиотечные функции. Есть также статические связываемые библиотеки для тех, кто желает пользоваться отладкой на уровне объектных кодов или иметь "полные" выполняемые программы, которые не нуждаются в разделяемых библиотеках. В Linux разделяемые библиотеки динамически связываются во время выполнения, позволяя программисту заменять библиотечные модули своими собственными.

3. Перед установкой

3.1 Настройте свой BIOS BIOS

         BIOS (Basic Input/Output System) - Базовая Система Ввода/Вывода используется для загоузки компьютера. В частности, она используется для поиска устройства, на котором размещена операционная система и для ее запуска. Она также используется для начальной настройки оборудования.

Появление технологии plug'n'play и ее широкое распространение означает. что все современные BIOS могут инициализировать эти устройства, но все же вам надо попросить их сделать это. Если ваша Windows 9x инициализирует эти устройства вместо BIOS, это придется изменить для работы под Linux.

         Изменение установок вашего BIOS обычно производится нажатием клавиши DEL во время запуска. К сожалению, есть много различных разновидностей BIOS, и каждая из них предлагает свою технологию, так что предстоит выяснить, какая применяется на вашем PC. Когда вы вошли в BIOS, обычно нужная нам опция называется PNP OS installed (или Plug'n'Play OS installed). Установите эту опцию в No: BIOS после этого инициализирует все устройства plug'n'play и это поможет Linux распознать некоторые устройствана вашей машине, с которыми он мог сам не справиться.

Если ваш BIOS позволяет загружаться с CDROM и вы хотите выполнить стандартную установку Linux-Mandrake (без использования Lnx4Win), то вы можете также установить ваш BIOS на загрузку с CDROM до поиска жесткого диска.

 

3.2 Создание загрузочной дискеты.

         Если ваш BIOS не умеет загружаться с CDROM, то придется создавать загрузочную дискету: CDROM содержит все необходимые для этого файлы. Вам также придется создавать загрузочный диск, если вы хотите использовать System Commander. В случае использования Lnx4Win загрузочная дискета вам не потребуется, и вы можете пропустить этот раздел и перейти сразу к Главе 5.0, которая описывает Lnx4Win.

Образы загрузки находятся в каталоге images на CDROM. Вам в первую очередь понадобятся два файла: cdrom.img и txt_boot.img. Первый из них нужен для графической установки. Если графическая установка вам не подходит, то надо проводить установку в текстовом режиме, для чего следует воспользоваться файлом txt_boot.img.

Под Windows

         Надо будет воспользоваться программой rawwrite. Она находится на CD в каталоге dosutils (figure 4.1).

Figure 4.1 каталог dosutils

Замечание: в этом примере устройство CDROM обозначено буквой D:, естественно вам придется выбрать букву, обозначающую CDROM на вашей машине.

         Имейте в виду, что есть и DOS версия той же программы - rawrite, (это, на самом деле, оригинальная версия программы; rawwrite является по существу графической оболочкой к ней).

Запустить программу, как показано на рис. 4.2.

Рисунок 4.2 Программа rawwrite

         Выберите загрузочный образ для копирования и устройство, куда копировать (пример на рисунке 4.3).

Рисунок 4.3 Пример использования rawrite

         Затем, если вы еще это не сделали, вставьте (чистую!) дискету в указанное устройство и нажмите Write. Теперь у вас есть загрузочная дискета для установки дистрибутива Linux-Mandrake.

3.3 Под Linux

         Если у вас уже есть установленный Linux (на другой машине, например у друга, который дал вам свой дистрибутив Linux-Mandrake на CD), то предпримите следующие шаги:

Ø смонтируйте CDROM. Предположим, что точка монтирования - /mnt/cdrom;

Ø войдите в систему (log in) как root;

Ø вставьте пустую дискету в дисковод и наберите:

$ cp /mnt/cdrom/images/cdrom.img /dev/fd0

Замените /dev/fd0 на /dev/fd1, если вы используете второй дисковод и, разумеется, имя образа, который вам нужен. Ваш загрузочный диск готов.

3.4 Поддерживаемое оборудование

         Linux-Mandrake способен поддерживать огромное количество устройств, и список слишком длинен, чтобы привести его здесь. Тем ни менее, некоторые шаги, описанные в этой главе, помогут вам убедиться в том, что ваше оборудование совместимо (или нет) и, при возможности, настроить некоторые сомнительные устройства.

3.5 Что не поддерживается

         Некоторые виды оборудования в настоящее время еще не поддерживаются Linux, либо потому, что поддержка еще находится на экспериментальной стадии, потому, что никто еще не написал драйвера для этого устройства, либо потому, что было решено, что их нельзя поддерживать, часто по достаточно основательной причине. Например:

ü winmodems, какие бы они ни были: они не могут поддерживаться, и, видимо, никогда не смогут. Разница между "реальным" модемом и winmodem состоит в том, что winmodem не может функционировать самостоятельно: ему нужен специальный драйвер, который выполняет большое количество вместо него. С нормальным модемом можно взаимодействовать, отправляя ему серии команд, что нельзя делать с winmodem (это также объясняет, почему Linux не использует модемных драйверов: необходим просто доступ к последовательному порту для внешней программы, отправляющей команды). Если у вас модем для PCI, то, к сожалению, есть высокий риск, что он один из...

ü USB устройства: поддержка USB все еще экспериментальная. Тем ни менее, если у вас это есть, то поддержка USB откомпилирована как модульв различных ядрах Linux-Mandrake, так что можете попробовать. Но делайте это на свой страх и риск. Имеется HOWTO.

3.6 Сбор данных о вашем оборудовании

         Возможности Linux по поддержке оборудования весьма развиты и, помимо упомянутых в предыдущем разделе устройств, вы можете ожидать, что остальное имеющееся у вас оборудование подойдет, и даже более того.

         Однако некоторые виды устройств вызывают при установке Linux некоторые проблемы, и, в частности, устройства ISA plug'n'play. Вам следует обратиться к документации или к имеющимся настройкам Windows, чтобы узнать их характеристики. В последнем случае нажмите на правую кнопку мыши на иконке My Computer, выберите Properties, выберите пункт Devices Manager, затем выберите View devices by connection (рисунок 4.4).

Рисунок 4.4 The Windows Device Manager

         Если у вас есть устройства ISA, вы должны увидеть их при определении структуры каталогов (рисунок 4.5).

Рисунок 4.5 Структура каталогов Шины PCI

         Вы сможете найти устройства ISA в разделе структуры каталогов. Если вы увидите только один пункт для порта данных, игнорируйте его. Если там представлены имеющиеся устройства, и если нет конфликта, тогда можно выбрать и нажать на кнопку Properties (рисунок 4.6).

Рисунок 4.6 Keyboard resources

         Надо будет записать используемые базовые адреса (Input/output range), вместе с IRQ(s). Также запомните каналы DMA, используемые для звуковой карты.

         Если ваша карта ISA является plug'n'play, вы должны быть очень внимательны при настройке своего BIOS, в соответствии с описанием в предыдущей секции, но, даже если вы так сделаете, Linux может не найти ее. Можно и отключить plug'n'play для отдельного устройства: Если производитель обеспечил это, у вас должна быть дискета с программой, позволяющей проделать это. В общем случае это собственная программа установки для устройства. Если у вас есть такая программа, стартуйте ее, установите конфигурацию устройства с соответствующими параметрами и отключите plug'n'play: Linux увидит карту после ее установки.

Не слишком беспокойтесь о звуковых картах: вы можете настроить их после установки, а не во время нее. Программа sndconfig использует пакет isapnp, который является единственным под Linux способным обрабатывать такие устройства. 

4. Использование Lnx4Win

         Lnx4Win (Linux под Windows) это то, что вам нужно, если вы совсем не хотите делать разбиение жесткого диска на разделы. Эта программа создаст два файла в вашем разделе Windows, которые будут содержать вашу систему Linux-Mandrake : один файл для данных, и один для swap. Этот вид установки несомненно самый простой, но, как уже отмечалось, у него есть свои недостатки:

Ø такая установка заведомо медленнее обычной: loopback монтирование файла (используется этот метод) не так быстро, как работа файловой системы на выделенном разделе;

Ø если придется переустановить Windows, то ваша система Linux-Mandrake также пропадет...

         Все же это хороший способ знакомства с Linux-Mandrake не затрагивающий ваш жесткий диск. В случае нормальной установки эту главу можно пропустить.

4.1 Подготовка к инсталяции

         Все необходимые программы находятся в каталоге lnx4win на CDROM (рисунок 10.1).

Рисунок 10.1 Каталог lnx4win

Надо стартовать программу install.bat, которая установит файлы необходимые для работы Lnx4Win. Это иконка install на рисунке 10.1. После чего появится окно, как на рисунке 5.2.

Рисунок 5.2 Инсталяция Lnx4Win

         Нажмите клавишу. Программа попросит ввести букву, обозначающую ваше устройство CDROM, вместе с буквой, соответствующей устройству, ("drive") на которое вы хотите установить Lnx4Win (C: или другое). После получения этой информации программа завершит работу (рисунок 5.3).

Рисунок 5.3 Завершение инсталяции

         Вы теперь можете запустить программу настройки - setup для Lnx4Win.

4.2 Запуск установки

         Скрипт для запуска установки по-прежнему находится в каталоге lnx4win на CDROM и называется setup.bat (иконка setup). После запуска скрипта вы должны увидеть окно как на рисунке 5.4.

Рисунок 5.4 Установка Lnx4Win

         Теперь надо решить, сколько места вы отводите системе Linux-Mandrake в разделе, который был указан скрипту инсталяции. Данные задаются в MB.

         Linux Native показывает, сколько места резервируется под данные Linux-Mandrake; выберите с запасом, поскольку отведенное вами место должно быть способно вместить файловую систему, а также сами файлы и ваши собственные данные. Для вашего сведения, полная установка занимает более 1.1 GB, а размер создаваемого файла не может превышать GB.

         Linux swap показывает размер файла для свопинга. Можете воспользоваться правилом, согласно которому надо отвести 64 MB, если у вас не более 64 MB RAM , иначе размер файла должен быть равен размеру RAM.

         Есть еще три параметра:

Ø Create boot menu: при активации этого параметра (что рекомендуется), Lnx4Win модфицирует ваш файл config.sys так, чтобы при загрузке Windows вы могли выбрать, что загружать - Windows или Linux-Mandrake; будет создана резервная копия вашего старого config.sys, с названием config.mdk;

Ø Warn on exit: при активации этого параметра в случае любой попытки стартовать Linux-Mandrake будет появляться предупреждение;

Ø Create desktop shortcut: при активации этого параметра на вашем рабочем столе будет размещена иконка, позволяющая непосредственно загружать Linux-Mandrake.

А теперь...

Все файлы созданы, ваша система Linux-Mandrake теперь готова к загрузке (см. рисунок 5.5).

Рисунок 5.5 Можно загружаться?

         Начиная с этого места, установка будет проводиться так же, как и обычная установка, так что переходите к главе, которая описывает установку при помощи  DrakX.

         Обратная процедура - разинсталяция - очень проста: надо просто стартовать скрипт uninstall.bat, как обычно, из каталога  lnx4win на CDROM. Однако скрипт не удалит установочный каталог, это надо будет сделать вручную. Имя каталога -  lnx4win и расположен он на том устройстве, на котором вы устанавливали Lnx4Win.

5. Диски и разделы

         Большинство пользователей никогда даже не пользовалось программой для DOS - fdisk, и никогда не перераспределяла разделы на диске. Тем же из вас, кто пользовался этой программой, лучше все забыть, настолько ограниченный взгляд на распределение разделов она предлагает.

 

5.1 Структура жесткого диска

         Для простоты, жесткий диск представляет из себя последовательность секторов. Сектор является наименьшим блоком данных на диске, его размер составляет 512 байт. Сектора на жестком диске, содержащем n секторов, нумеруются от 0 до n-1 .

         Первые сектора (включая нулевой сектор) содержат, в отличие от прочих, таблицу разделов. Как говорит ее название, эта таблица содержит данные о различных разделах диска. Она может содержать до 4 элементов, разбивая диск на 4 раздела, называемых первичные разделы. Каждый элемент таблицы разделов содержит различные данные, в частности номера первого и последнего секторов раздела и тип раздела. Элемент может быть пустым.

Обычно тип раздела определяет файловую систему, которую ему предстоит содержать. Каждая операционная система распознает некоторые из типов, но не все. Например, Windows, считает, что каждый раздел, тип которого допускает наличие FAT, на самом деле содержит FAT [1]. Для Windows, разделы этого типа становятся устройствами. Но есть еще весьма специфичный тип, который обеспечивает то, что первичный раздел становится разделом, который называется расширенным - extended.

5.2 Расширенный раздел

         На диске может быть только один расширенный раздел. Этот тип разделов используется в различных целях: прежде всего для   разбиения большого диска, на число разделов, большее 4. Затем, из-за ограничений DOS/Windows версии fdisk, которая не умеет создавать больше одного первичного раздела на диске [2].

         Помимо своего типа, который его идентифицирует, расширенный раздел имеет ту же структуру, что и первичный раздел, это номера первого и последнего секторов раздела. Но пространство, выделенное для расширенного раздела, разделяется затем между логическими раздела, с использованием другой таблицы с форматом отличным от таблицы первичных разделов, поскольку количество логических разделов ограничено только наличием места на диске. Следует также отметить, что на жестком диске может быть только один расширенный раздел.

         Первый логический раздел начинается с первого сектора расширенного раздела. Первый и последний сектора каждого логического раздела и его тип указываются по-прежнему, а также дается ссылка на номер сектора, содержащего следующий логический раздел.

5.3 Примеры

         Иллюстрации в этом разделе помогут вам понять структуру разбиения жесткого диска. Для этого выбраны наиболее типичные случаи.

o                  прежде всего, вот пример диска, содержащего только первичный раздел[3] (рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 Один первичный раздел

o                  рисунок 6.2 показывает диск, содержащий два первичных раздела.

Рисунок 6.2 Два первичных раздела

o                  рисунок 6.3 содержит пример первичного и расширенного разделов, где расширенный раздел содержит два логических.

Рисунок 6.3 Первичный и расширенный разделы

         Что вы можете сделать, так это, например, разбить диск в соответствии с первой диаграммой, и перевести его в состояние, соответствующее второй диаграме (это то, что можно сделать, например, средствами System Commander). В завершение следует добавить, что разбиение не обязано покрывать все дисковое пространство. Так что можно оставить часть места на диске для дальнейшего использования.

5.4 Соглашения об именовании дисков и разделов

         Чтобы не было путаницы, отметим, что метод именования разделов используемый в Windows и используемый в Linux, совершенно различны. Главное различие вызвано тем, что Windows исходит из типа раздела при приписывании букв устройствам ("drives"), в то время как Linux исходит из расположения диска на шине (IDE или SCSI) и на разбиении каждого из дисков, но вовсе не принимает в расчет типы разделов.

5.4.1 Под Windows

         Как уже говорилось, Windows распределяет буквы по устройствам по мере обнаружения на дисках разделов, которые она узнает. Windows именует не диски, а только разделы.

         Так что не бывает никогда диска C:, только устройство(drive_C:. На это устройство C: накладывается ряд ограничений: оно должно быть первичным разделом такого типа, который распознается Windows, и на первом диске, который увидит BIOS. И наконец, этот раздел должен быть активирован (enabled)... Это, как правило, первый диск IDE на PC оснащенном только IDE дисками, или первый SCSI диск на PC, где есть только SCSI.

         Правила распределения букв по остальным устройствам ("drives") весьма причудливы:

Ø Сначала Windows просмотрит первичные разделы на жестких дисках и присвоит им буквы в порядке их появления.

Ø Затем будут просмотрены все диски в поиске расширенных разделов и связанных с ними логических разделов, и затем будут распределены буквы, всегда в порядке обнаружения разделов, если, конечно, они имеют тип, распознаваемый системой. of appearance and if, of course, the logical partitions are of a type it recognizes.

Ø Получается так, что все устройства, не являющиеся жесткими дисками, (CDROM, ZIP и другие) получают буквы всегда после устройств ("drives") на жестких дисках, кроме, разумеется, дисководов для дискет, которые получают соответственно буквы A: и B:. Этим объясняется, в частности, почему буква, приписанная , например, вашему CDROM, сдвигается после добавления диска, содержащего хотя бы один раздел, доступный для Windows.

         Эти несколько диаграмм помогут вам: они демонстрируют компьютер с двумя установленными дисками, один из которых первый master IDE а второй- первый slave, каждый раз по-разному разбитые на разделы:

o                  прежде всего вот пример, когда первый диск содержит единственный первичный раздел, а второй содержит два первичных раздела, только один из которых имеет узнаваемый Windows тип, а второй содержит два первичных раздела, только один из которых узнаваемый: в этом случае размещаются два устройства C: и D:, как показано на рисунке 6.4.

Рисунок 6.4 Первый пример именования разделов под Windows

o                  затем - пример той же конфигурации дисков, когда первый диск содержит первичный и расширенный разделы, причем последний разбит на два логических раздела известного для Windows типа; на втором диске - без изменений: четыре устройства от C: до F: (рисунок 6.5).

Рисунок 6.5 Второй пример именования разделов по Windows

5.4.2 Под Linux

         Linux использует значительно более логичный метод именования разделов. Во-первых, тип имеющихся разделов в расчет не принимается, а во-вторых, разделы получают имена в соответствии с диском, на котором находятся. Сначала остановимся на именовании самих дисков:

·        первичный master и первичный slave на IDE (жесткие диски, дисководы CDROM или другие) называютсяя /dev/hda и /dev/hdb соответственно;

·        на втором канале они называются /dev/hdc и /dev/hdd соответственно для master и slave;

·        если у вашего компьютера есть другие интерфейсы IDE (например, интерфейс IDE есть в некоторых картах SoundBlaster), то диски назовутся тогда /dev/hde, /dev/hdf, и т.д.

·        SCSI диски называются /dev/sda, /dev/sdb, и т.п., в порядке их появления на шине SCSI (в зависимости от возрастания IDs). SCSI CDROM называются /dev/scd0, /dev/scd1, всегда в порядке их появления на шине SCSI.

         Разделы называются вслед за дисками, на которых они расположены, следующим образом (в примере мы использовали случай разделов на первичном master IDE диске):

ü имеются первичные (или расширенные) разделы называются от /dev/hda1 до /dev/hda4;

ü логические разделы, если они есть, получают имена /dev/hda5, /dev/hda6, и т.д. в порядке их появления в таблице логических разделов.

         Обратившись вновь к двум диаграммам 6.4 и 6.5, Linux назовет разделы следующим образом:

o                  первая диаграмма (рисунок 6.6).

Рисунок 6.6 Первый пример именования разделов под Linux

o                  вторая диаграмма (рисунок 6.7).

Рисунок 6.7 Второй пример именования разделов под Linux

Так что теперь вы можете при необходимости именовать различные разделы и жесткие диски. Вы также увидите, что Linux именует разделы, даже если изначально не знает, как с ними работать.

6. Установка через DrakX

6.1 Введение

         DrakX - это новая программа для установки Linux-Mandrake. Это значительный шаг по сравнению со старой программой установки: у нее полностью графический интерфейс, она очень проста в использовании и позволяет вернуться в любой момент на предыдущие шаги установки, даже предлагает характер установки в зависимости от вашего опыта.

         Вставив свой Linux-Mandrake CD (или загрузочный диск), после процедуры загрузки вы получите, изображенное на рисунке 14.1.

Рисунок 14.1 Выбор языка

         DrakX поддерживает "выбор тем"! Если вам не нравится тема, используемая по умолчанию, вы всегда можете ее сменить, нажав на одну из трех панелей внизу слева. Вы можете делать это в любой момент в процессе установки. 

         Слева вы видите различные этапы установки. По мере продвижения, некоторые этапы некоторые из них будут недоступны. Если они доступны, они будут выделяться при движении по ним курсора мыши.

Кнопки, соответствующие различным этапам, могут также иметь различные цвета:

v красный: эта фаза установки еще не проводилась;

v оранжевый: это цвет этапа, который сейчас осуществляется;

v зеленый: этот этап установки уже осуществлен, одна ничто не мешает вам вернуться к нему.

         Настоящее руководство предполагает, что вы осуществляете шаг за шагом стандартную установку, как это представлено на снимках экрана.

Первый шаг состоит в выборе предпочитаемого вами языка.

Как только вы выбрали язык, вы автоматически перейдете к следующему этапу:

6.2 Класс установки

         После выбора типа установки, DrakX спросит вас, какой класс установки вам нужен (рисунок 7.2).

Рисунок 7.2 Выбор класса установки

         Данное руководство сосредотачивается на классе установки Рекомендовано! Если вы выбираете другой класс, то это видимо означает, что у вас уже есть опыт работы с Linux, и вы способны пройти через различные разделы установки, не пользуясь помощью данного руководства.

6.3 Настройка SCSI

         После выбора класса установки DrakX постарается определить устройство SCSI PCI на вашей системе. Если такое устройство будет найдено, DrakX автоматически установит необходимый драйвер (рисунок 7.3).

Рисунок 7.3 Определение устройства PCI SCSI

         В случае неудачи автоматического определения, видимо, ваша карта SCSI является картой ISA: в этом случае не забудьте информацию, полученную вами из Windows, поскольку тут есть параметры, которые нужно сообщить драйверу:

io=0x400 irq=5

6.4 Установка или Обновление

         Текст подсказки говорит сам за себя: вы захотите выбрать Установку для установки Linux на вашей машине впервые (или переустановку поверх уже сделанной установки), или Обновление для обновления предыдущей версии Linux-Mandrake (рисунок 7.4).

Рисунок 7.4 Установка или Обновление?

6.5 Настройка клавиатуры

         Здесь DrakX также подберет для вас подходящую клавиатуру (в зависимости от языка, который вы выбрали). Однако вы не обязаны пользоваться клавиатурой, соответствующей выбранному языку: например, если вы англоговорящий швед, вы захотите, чтобы клавиатура была шведской. Или, если вы говорите по-английски и живете в Квебеке, то окажетесь в аналогичной ситуации. В обоих случаях вам надо будет вернуться к этому шагу и выбрать клавиатуру из списка. (рисунок 7.5).

Рисунок 7.5 Выбор клавиатуры

         Все, что вам нужно сделать - это выбрать правильную клавиатуру из появившегося перед вами списка.

6.6 Выбор точек монтирования

         Теперь вы должны определить в DrakX куда будут монтироваться различные разделы жестких дисков. В режиме Рекомендуется обычно ничего делать не приходится. Если у вас есть только раздел Windows, его размер будет автоматически изменен, и оба раздела - Linux и swap будут созданы и отформатированы. Иначе, если у вас есть несколько разделов Linux, то увидите на экране окно, выглядящее как рисунок 7.6.

Рисунок 7.6 Выбор точек монтирования

         Разделы Linux высвечиваются красным. Должен быть еше зеленый раздел для swap. Вам надо просто выбрать (красный) раздел, кликнув мышкой - справа в окне появится меню, в котором вы выберете Точку монтирования. Появившееся затем окно спросит вас, куда этот раздел монтировать, и предложит в качестве умолчания, что вам и нужно. Если вам нужно несколько точек монтирования, просто повторите операцию несколько раз, но здесь мы не будем об этом говорить: если у вас на диске действительно есть несколько разделов, то это значит, что вы и так знакомы с основами.

6.7 Настройка часов

         Вы можете настроить часы в соответствии с часовым поясом, в котором находитесь.

         Здесь вы можете выбрать часовой пояс, в котором находитесь (рисунок 7.7).

Рисунок 7.7 Выбор часового пояса

6.8 Настройка Принтера

         При печати из Linux, вам нужны две вещи: первое, вы должны указать характер доступа к принтеру (локальный, удаленный); во-вторых, вы должны настроить фильтр печати, который зависит от модели принтера. Для настройки принтера вы должны, конечно, ответить Да на вопрос рисунка 7.8.

Рисунок 7.8 Хотите ли вы настроить принтер?

6.9 Настройка режима доступа

         Linux поддерживает несколько типов принтеров: помимо принтеров, физически подсоединенных к компьютеру (Локальный принтер), вы сможете также печатать на разделяемых сетевых принтерах.

Возможны различные сценарии:

v вы хотите печатать на принтере, обслуживаемом Unix - машиной (или с Linux или с другой Unix-подобной операционной системой): выберите Remote lpd;

v вы хотите печатать на принтере, обслуживаемом Windows - машиной (9x или NT): выберите SMB/Windows95/98/NT;

v вы хотите печатать на принтере, обслуживаемом Netware машиной: выберите NetWare.

Рисунок 7.9 Выбор типа принтера

         Какого бы типа принтер у вас ни был, DrakX спросит вас, хотите ли вы оттестировать свою конфигурацию. В случае неудачи вы можете делать неограниченное число новых попыток.

         Если у вас локальный принтер, DrakX попробует определить производителя и модель: современные принтеры поддерживают такую возможность. Если у него не выйдет, вас спросят, к какому порту подсоединен ваш принтер. Если у вас только один принтер, то выбирайте всегда только /dev/lp0 (рисунок 7.10).

Рисунок 7.10 Локальный принтер

         Если у вас есть доступ к принтеру под Unix, надо будет ввести имя машины, обслуживающей принтер, и имя очереди, соответствующей этому принтеру на сервере (это имя может отличаться от имени используемого локально); (рисунок 7.11).

Рисунок 7.11 Unix принтер

         Если вы хотите настроить печать на принтере SMB, вы должны быть особо внимательны в следующем: имя машины, которое вы должны задать, не есть имя, ассоциирующееся с машиной на DNS! SMB имеет собственную систему именования машин, и когда Linux хочет печатать на этом принтере, он будет обращаться к серверу печати используя протокол SMB. Так что выясните имя сервера печати у своего администратора сети. Вы также сможете задать сервер печати по его IP адресу. Кроме того, надо будет ввести имя пользователя, пароль и рабочую группу, необходимую для доступа к принтеру (рисунок 7.12).

Рисунок 7.12 Принтер SMB

         Для принтеров Netware параметры практически те же самые, с той же проблемой имен: существует имя, ассоциирующееся с машиной по протоколу IPX (протокол, используемый Netware). Так что вам надо будет узнать его у администратора сети. Надо будет также ввести свои имя входа и пароль, необходимые вам для доступа к принтеру (рисунок 7.13).

Рисунок 7.13 Принтер Netware

6.10 Настройка фильтра печати

         После настройки типа доступа к принтеру вы должны теперь настроить фильтр печати: это то, что позволит системе печати преобразовать документы, которые вы печатаете, в данные, понятные для принтера. (рисунок 7.14).

Рисунок 7.14 Выбор фильтра печати

         Если вы не видите точного указания на ваш принтер в списке драйверов, которые предлагает вам DrakX, то выберите наиболее подходящий драйвер. Затем последуют различные параметры для настройки выбранного вами драйвера (рисунок 7.15).

         Сначала надо указать размер бумаги. Стандартным размером является A4, но это можно менять. Разрешение зависит от возможностей конкретного драйвера для вашего принтера.

         Параметры Удалить бумагу после печати полезен для некоторых принтеров, которые по умолчанию не выбрасывают последнюю напечатанную страницу задания. Имейте в виду, что если вашему принтеру этот параметр не нужен, вы сразу это увидите при тестовой печати: каждый раз при окончании задания на печать он будет выбрасывать еще один чистый лист...

Убрать ступеньки в тексте означает, что можно избежать зигзагообразного эффекта при печати. Ответьте Да, если вы не уверены, но принтеров с таким дефектом очень мало.

         Наконец, надо указать разрешение для принтера. Тут все зависит от того, является ли драйвер Uniprint, или нет. Если нет, (что соответствует случаю рисунка 7.15), то у вас будет меню Разрешение с различными разрешениями, которые поддерживает драйвер. Если это Uniprint, то это же меню будет называться Uniprint driver options и надо будет доработать описание вашего принтера. Разрешение будет установлено в соответствии с этим выбором.

Рисунок 7.15 Параметры драйвера принтера

6.11 Пароль администратора

         Это наиболее критичное место для безопасности вашей системы Linux: вы будете вводить пароль root (рисунок 7.16). root - это администратор системы, и только он имеет право делать обновления, заводить пользователей, изменять всю конфигурацию системы и проч. Короче, он может делать все. Поэтому вы должны выбрать пароль, который трудно отгадать! DrakX скажет вам, если пароль слишком легкий. Как показано, можно отказаться от ввода пароля, но мы настоятельно рекомендуем ввести его!

Рисунок 7.16 Установка пароля root

         Пароль надо будет набрать дважды -- опечатка при наборе может создать проблему, когда вы не сможете ее воспроизвести при входе в систему...

6.12 Заведение пользователя

         Теперь вы должны завести нового, непривилегированного пользователя системы. (рисунок 7.17). В отличие от root, который является администратором, этот пользователь не имеет полномочий менять что-либо, кроме своих собственных файлов и своей конфигурации. Надо завести, по меньшей мере пользователя для самого себя, и это то, с чего следует начать: хотя и очень удобно ежедневно входить в систему в качестве root, но это и опасно! Малейшая ошибка может означать, что ваша система больше не сможет работать...

Рисунок 7.17 Заведение обычного пользователя

         Прежде всего надо ввести настоящее имя пользователя. Это, конечно, не обязательно, вы можете вводить все, что хотите. DrakX Затем возьмет первое введенное вами слово и перенесет его в поле Имя пользователя. Это то имя, которое вы будете использовать для входа в систему. Конечно, вы можете его изменить. Затем нужно ввести пароль. Конечно, пароль непривилегированного пользователя не так критичен, как пароль root с точки зрения безопасности, но это не причина пренебрегать им -- в конце концов, это ваши файлы...

         После того, как вы нажмете на Завести пользователя, можно заводить следующих, сколько вам нужно. Когда вы заведете всех необходимых пользователей, выберите Готово.

6.13 Загрузочная дискета

         DrakX теперь попросит вас завести загрузочную дискету для системы Linux (рисунок 7.18).

Рисунок 7.18 Создание загрузочной дискеты

Для этого есть несколько оснований:

§  в разделе 7.18, DrakX перепишет загрузочный сектор вашего главного диска (если только вы не используете System Commander), так, чтобы вы могди стартовать Windows или Linux (если у вас есть Windows в системе); Если вам придется переустанавливать Windows, то загрузочный сектор будет перезаписан и вы не сможете стартовать Linux!

§  если возникают проблемы, при которых вы не можете запустить Linux с жесткого диска, то эта дискета будет единственным средством запуска Linux: она содержит отличный набор системных средств для восстановления системы, которая обвалилась из-за отключения питания, роковой опечатки, или по любой другой причине...

         Так что настоятельно рекомендуем сказать Да здесь! Конечно, вставленная дискета должна быть чистой, или должна содержать только ненужные данные. Ее не нужно форматировать: DrakX перепишет весь диск целиком.

6.14 Установка LILO

         LILO (LInux LOader) является начальным загрузчиком для Linux. Этот этап обычно полностью автоматизирован. Действительно, DrakX проанализирует загрузочный сектор диска и будет действовать в зависимости от того, что он там найдет:

Ø если он найдет загрузочный сектор Windows, то заменит его на загрузочный сектор LILO, чтобы можно было запустить Linux или Windows;

Ø если он найдет загрузочный сектор LILO, он заменит его на новый;

         В случае сомнений DrakX спросит вас, где вы хотите установить LILO (рисунок 14.19).

Рисунок 14.19 Выбор расположения начального загрузчика

         При использовании System Commander, отвечайте Первый сектор загрузочного раздела. Если хотите использовать LILO вместо System Commander для запуска машины, выберите Первый сектор устройства (MBR).

6.15 Настройка X

         X (для X Window System) является сердцевиной графического интерфейса Linux, на которой базируются все графические окружения, входящие в комплект Linux-Mandrake (KDE, GNOME, AfterStep, WindowMaker...). В этом разделе DrakX попробует автоматически настроить X.

         Очень редко, когда ему это не удается. Единственной причиной этого может быть очень старое оборудование. В случае успеха он автоматически запустит X с наилучшим доступным разрешением для данного размера монитора! После этого появится окно, и вас спросят, видите ли вы его (рисунок 7.20).

Рисунок 7.20 проверка настройки X

         При ответе Да, DrakX спросит затем, хотите ли вы запускать X сразу при загрузке (boot-up): это даст вам возможность сразу запускать графический интерфейс при загрузке системы.

         Может, однако, оказаться, что первая попытка окажется неудачной (экран слишком мал, сдвинут влево или вправо...). Вот почему, даже если X корректно стартует, DrakX спросит вас, устраивает ли вас настройка, и предложит изменить ее, выведя список корректных режимов, которые он смог найти, и попросит выбрать один из них.

         Установка теперь завершена, и ваша система Linux должна быть готова к использованию. Можно стартовать Linux или Windows, что вам больше нравится, как только компьютер снова загрузится. Для доступа к Windows на вашей новой системе Linux, по запросу LILO boot: нажмите клавишу TAB чтобы увидеть варианты выбора.

         Для запуска Linux можно просто нажать клавишу Enter, поскольку теперь это установка по умолчанию. Для входа в Windows, просто напечатайте windows. Выбранная вами система стартует автоматически.

Замечание: это применимо, если вы выбрали Linux в качестве умалчиваемой системы при установке LILO.

         Не забудьте сказанное ранее: если вам придется переустановить Windows, то вы не увидите этого приглашения! Так что не забывайте про свою аварийную дискету...

7. После установки

         Не все устройства были настроены при установке. Задача этого раздела - помочь вам настроить наиболее употребимые устройства: модемы, звуковые карты, ZIP драйвы, а таже настройка X Window System если вам не удалось настроить X в процессе установки, или вы не удовлетворены результатами.

7.1 Вход в систему

         Если вы находитесь в X Window System, то перед вами окажется экран KDM (рисунок 8.1).

Рисунок 8.1 KDM

         Если вы должны настроить систему, то надо войти в качестве root. Вы должны будете набрать пароль вслепую и выбрать OK. тогда вы по умолчанию войдете в среду KDE (если вы не выбрали другое).

         Если X не был для вас настроен, то вы окажетесь в режиме консоли (рисунок 8.2).

Рисунок 8.2 Вход в систему в режиме консоли

         Процедура практически та же. Напечатайте свое имя пользователя, и система спросит ваш пароль, который вы наберете, опять же вслепую.

Все шаги, описанные в этом разделе рассчитаны на командную строку, так что, если вы в X, вам надо будет открыть терминал. В KDE, на контрольной панели есть иконка, и это дает вам простой путь (рисунок 8.3).

Рисунок 8.3 Иконка терминала

Настройку можно начинать отсюда.

7.2 Модемы

         Как уже отмечалось, winmodems не поддерживаются. Если у вас PCI модем, то весьма вероятно, что это он и есть.

         Если у вас нормальный модем, (то есть, внешний модем), Linux будет работать с ним безо всяких проблем. Единственное, что вам нужно знать, это к какому порту он подсоединен. Эквивалентом COM1 в Linux является /dev/ttyS0, эквивалентом COM2 является /dev/ttyS1, и так далее.

         Если ваш модем присоединен к COM2, то вы наберете следующую команду:

$ ln -s /dev/ttyS1 /dev/modem

и все!

         Чтобы убедиться в правильной работе модема, просто запустите программу под названием minicom в режиме консоли. Сначала программа отправит на модем инициализирующую последовательность. Если ваш модем работает, то он ответит OK. Наберите Ctrl-A x для выхода из minicom.

7.3 Настройка звуковой карты

надо запустить программу sndconfig (рисунок 8.4).

Рисунок 8.4 Запуск настройки звука

         Надо просто нажать Enter для подтверждения. После этого будет определена ваша звуковая карта - будь она PCI или ISA. Процесс определения завершится как на рисунке 8.5.

Рисунок 8.5 Определение звуковой карты

Затем снова нажмите Enter.

         Замечание: успешное определение не означает еще, что звуковая карта действительно поддерживается...

         Если звуковая карта поддерживается, программа изменит ваши файлы настройки и добавит модули, необходимые для ее работы, после чего проиграет образец звука (рисунок 8.6).

Рисунок 8.6 Проверка звуковой карты

         Если вы ничего не услышали и уверены, что все правильно подсоединено, то, к сожалению звука под Linux вы не получите... Но обязательно сообщите о результатах определения карты по e-mail на адрес (на английском!) bugs@linux-mandrake.com. Это позволит нам известить вас, когда появится поддержка вашей звуковой карты, с инструкцией, как этим воспользоваться.

         Если все прошло успешно, все, что остается сделать, это настроить поддержку MIDI если ваша карта это поддерживает. Между прочим, sndconfig определит, может ли это ваша звуковая карта, и добавит соответствующие модули, если карта была распознана.

         После этого она сыграет образец MIDI (рисунок 8.7).

Рисунок 8.7 проверка MIDI

         После запуска sndconfig, перезагружаться не нужноt! Ваша звуковая карта была настроена и тепнрь функционирует. В под-меню Multimedia в KDE из меню K, вы найдете ряд программ, позволяющих управлять звуковой картой, например Sound mixer регулирует громкость на различных каналах.         Есть микшер даже для режима консоли: aumix.

7.4 Настройка устройства ZIP, использующего

параллельный порт

         Устройства ZIP являются наиболее распространенными устройствами резервного копирования в сегодняшнем мире PC. Linux долгое время поддерживал их во всевозможных версиях: для параллельного порта, SCSI и IDE. SCSI или IDE устройства настраиваются автоматически, но это не относится к устройствам для параллельного порта. Но даже и в случае IDE или SCSI ZIP-устройств, не будет предустановленной иконки на рабочем столе KDE, но мы создадим ее в следующей части этого раздела.

7.5 Настройка оборудования

         Проблема с ZIP на параллельном порте состоит в том, что две версии (100 MB и 250 MB, также называемый "ZIP Plus") обслуживаются двумя различными модулями: ppa ("обычный" ZIPs) и imm (ZIP Plus). В зависимости от вашей модели, вам придется набиать следующую командную строку по приглашению, всегда в качестве root:

$ modprobe ppa

или:

$ modprobe imm

         После того как это сделано, ваше устройство ZIP становится работающим. Все, что остается сделать, это решить, куда вы его собираетесь монтировать, чтобы можно было увидеть его содержимое. Чтобы сделать это, надо знать, какой файл ему соответствует.

         Самым обычным случаем будет отсутствие какого-либо диска SCSI. Если дело обстоит именно так, то ваш ZIP будет называться /dev/sda. Если же имеется адаптер SCSI с дисками SCSI, то вам нужно будет знать, сколько их: ваше устройство ZIP будет тогда известно как /dev/sd<x> где <x> есть буква алфавита, зависящая от того, сколько у вас дисков SCSI. Если только один, это будет b; если два, то это будет c, и так далее.

         Теперь надо определить куда его монтировать. Для этого надо создать точку монтирования. Как правило, это будет /mnt/zip:

$ mkdir -p /mnt/zip

Затем, для ясности можно создать ссылку на устройство, определяющее ZIP из /dev/zip:

$ ln /dev/sda4 /dev/zip

         Тут все смотрится немного странно. но это проделывается для того, чтобы обеспечить совместимость с тем способом, которым программа установки настраивала IDE или SCSI ZIP.

         Имейте в виду, что упомянутое устройство - это /dev/sda4, а не /dev/sda (аналогично, вы положите /dev/sdb4 вместо имени файла /dev/sdb): это из-за общего разбиения дисков ZIP. Те из вас кто знают Linux, знают, что разделы на ZIP могут быть перераспределены, но сохранение исходного разбиения гарантирует, что они будут работать единообразно под Windows и Linux.

Наконец, надо заполнить файл /etc/fstab так, чтобы ZIP узнавался:

$ echo '/dev/zip /mnt/zip vfat noauto,user 0 0' \

       >>/etc/fstab

         Теперь вы можете получить доступ к своему ZIP из командной строки с использованием команд mount и umount (смотри справочное руководство).       Однако можно настроить и KDE для доступа мышью, что будет описано ниже.

7.6 Добавление иконки на рабочий стол KDE

         Для создания иконки ZIP на вашем рабочем столе KDE, нажмите на правую кнопку мыши на свободной части рабочего стола и выберите New/File System Device. И получите примерно содержимое окна с рисунка 8.8.

Рисунок 8.8 Добавление иконки на рабочий стол

         Дайте ей характерное имя (например, ZIP.kdelnk) и выберите OK; появится окно, и вы выберете таблицу Device. Заполните ее, чтобы получилось как на рисунке it in so that you get this what is shown in рисунок 8.9.

Рисунок 8.9 Настройка новой иконки

         Замечание: для иконок, вы просто должны нажать на иконку по умолчанию, и появится список доступных иконок. Две выбранные иконки легко найти, поскольку они последние.

         Ваше устройство ZIP сейчас было настроено, и вы можете получить к нему доступ, простым нажатием на рабочем столе.

7.7 Использование framebuffer

         framebuffer - это последнее решение, которое остается, если ваша видеокарта не принимается естественным образом XFree86. Framebuffer поддерживает виртуально все современные графические адаптеры, но чтобы заставить его работать, надо предпринять ряд шагов.

         Первое, что вам надо будет сделать, это заменить ядро на другое, с поддержкой framebuffer, и X сервер, который его поддерживает. Поэтому надо будет вставить Linux-Mandrake на CD. Вставьте его в дисковод и смонтируйте:

$ mount /mnt/cdrom

Затем установите необходимые пакеты:

$ cd /mnt/cdrom/Mandrake/RPMS

$ rpm -i kernel-fb*

$ rpm -i XFree86-FB*

$ rpm -i XFree86-VGA16*

$ cd

$ umount /mnt/cdrom

         Теперь можно вытащить ваш CDROM.

         Теперь вы должны сообщить LILO, что хотите использовать новое ядро. Для этого надо отредактировать файл /etc/lilo.conf (см. Справочное руководство об использовании текстового редактора), добавив секцию, вроде приведенного ниже (замените раздел диска после root= на соответствующий вашей системе!):

image=/boot/vmlinuz-2.2.13-7mdkfb

        label=fb

        root=/dev/hda1

        vga=0x316

        read-only

         Надо будет также сообщить, какой видеорежим вам нужен: это определяется дипрективой vga= этой секции. В примере используется разрешение 1024x768 при 16 bits (65536 цветов). Таблица видеорежимов следующая, выберите нужный вам:

648x480

800x600

1024x768

1280x1024

8 bits

0x301

0x303

0x305

0x307

16 bits

0x310

0x313

0x316

0x319

24 bits

0x311

0x314

0x317

0x31A

32 bits

0x312

0x315

0x318

0x31B

         Теперь надо сделать изменения в LILO:

$ lilo

После этого надо перезагрузить машину:

$ reboot

         Когда появляется приглашение LILO , наберите fb и нажмите Enter:

LILO boot: fb

         Если ядро загружается корректно, вы можете отредактировать свой lilo.conf, заменив строку :

default=linux

на:

default=fb

затем еще раз наберите lilo. Теперь это будет ядро, загружаемое по умолчанию.

         Теперь надо заняться настройкой самого X. Сначала надо сгенерировать конфигурационный файл. Для этого надо запустить программу Xconfigurator, опять как root.

         Когда Xconfigurator запросит вашу видеокарту, выберите Unlisted Card (в самом низу). Выберите VGA16 в качестве сервера.

         Как обычно, выберите подходящие параметры для вашего монитора. Когда Xconfigurator попросит вас настроить монитор, следует выбрать вариант Do not test.

         Затем нужно будет определить объем видеопамяти на вашей карточке. Для настройки частоты часов (clock frequency), подтвердите умалчиваемое значение: No clockchip setting (recommended).

         Xconfigurator спросит вас, хотите ли вы запустить команду X -- probeonly. Снова ответьте Skip, и дайте тот же ответ, когда будет предложено протестировать ваши текущие настройки X.

         Ваш файл конфигурации теперь записан и надо изменить его таким образом, чтобы он использовал правильный X сервер. Файл подлежащий изменениям называется /etc/X11/XF86Config.

         Прежде всего,обратитесь к секции Screen этого файла. Типичная секция выглядит следующим образом:

Section "Screen"

    Driver      "vga2"

    Device      "Generic VGA"

    Monitor     "My Monitor"

    Subsection "Display"

        Modes       "640x480" "800x600"

        ViewPort    0 0

    EndSubsection

EndSection

It may be different for you. In particular, you can have several sub-sections under Display. So change the section to this:

Section "Screen"

    Driver      "fbdev"

    Device      "My Video Card"

    Monitor     "My Monitor"

    DefaultColorDepth     16

    Subsection "Display"

        Depth       16

        Modes       "default"

        ViewPort    0 0

    EndSubsection

EndSection

Замечание: замените 16 на выбранную вами цветность!

Остается убедиться в том, что умалчиваемый X сервер - это то, что вам нужно:

$ cd /etc/X11

$ rm -f X

$ ln -s $(which XF86_FBDev) X

И это он! Надо только протестировать его, чтобы убедиться, что все работает правильно:

# startx

         Если все работает так, как вам надо, вы можете проверить, активизируется ли X при загрузке. Для этого надо отредактировать файл /etc/inittab и заменить строку

id:3:initdefault

на:

id:5:initdefault

Вы можете также с этого момента активизировать графический вход в систему (login):

$ init 5

8. Борьба с ошибками системы

8.1 Проблемы загрузки средств инсталляции

Пытаясь, первый раз загрузить средства инсталляции, вы можете столкнуться с множеством проблем.

Система может зависнуть при загрузке, чему может быть несколько причин. Прежде всего, у вас может быть недостаточно памяти (RAM) для загрузки средств инсталляции. Причина многих системных зависаний - аппаратная несовместимость.

 Даже если ваша аппаратура поддерживается, у вас могут быть проблемы, связанные с несовместимостью конфигурации оборудования.

     * Системные сообщения об ошибках памяти в процессе инсталляции.

       Этот пункт относится к количеству памяти, которая имеется в вашем

       распоряжении.  Решение этой проблемы - подготовить опцию ramdisk                при загрузке средств инсталляции.

       Вы можете не увидеть сообщение ``out of memory'' при попытке

       загрузиться или инсталлировать программы; вместо этого система

       может неожиданно зависнуть или сорвать загрузку. Если система

       зависла и никакие предыдущие об'яснения не помогают, попытайтесь

       отключить (disable) ramdisk.

    * Система сообщает об ошибках, таких как ``permission denied''

       (обращение запрещено) или ``file not found''(файл не найден) в

       процессе загрузки. Это говорит о том, что средства инсталляции                        неисправны.

     * Система при загрузке выдает сообщение ``VFS: Unable to mount

       root''. Это сообщение об ошибке означает, что корневая файловая                      система не может быть найдена.

8.2 Аппаратные проблемы и их локализация

         Наиболее общий случай, когда инсталляция или использование Linux приходят в противоречие с аппаратурой. Важно локализовать эти аппаратные проблемы, если вы подозреваете, что именно они являются источником ваших неприятностей. Это означает, что исключая все возможные составляющие и (обычно) саму операционную систему, вы постепенно шаг за шагом выделяете неисправную часть аппаратуры. Вы должны отключить все устройства кроме контроллеров гибкого диска, видео и клавиатуры.

         “Конфликт адреса или IRQ ?” Все устройства в вашей машине используют IRQ (IRQ - Interrupt ReQuest или линию запросов прерывания), чтобы сообщить системе, что система должна для них что-то сделать. При обращении к системе более чем одного устройства, ядро не способно определить, какое устройство нуждается в обслуживании.

         Поэтому убедитесь, что все инсталлированные вами устройства используют уникальные линии IRQ. В общем случае IRQ для устройства может быть установлен с помощью переключения джамперов (jumpers) на плате. Некоторые устройства вообще не используют IRQ, но предполагается, что вы конфигурировали их, так, что они смогут им воспользоваться.

         В некоторых случаях ядро, находящееся на ваших средствах инсталляции, конфигурируется для использования конкретного IRQ для конкретного устройства.          Другая область, где могут возникнуть конфликты аппаратуры - это каналы DMA (Direct Memory Access) (каналы прямого доступа к памяти), адреса ввода-вывода (I/O) и адреса разделяемой памяти (shared memory addresses). Все вышеперечисленное есть механизмы, через которые система взаимодействует с различными устройствами.

         Таблица представляет перечень IRQ и каналов DMA, используемых различными "стандартными" устройствами, стоящими во многих системах. Практически все системы имеют эти устройства, так что вам следует избегать установок IRQ и DMA других устройств на эти значения.

     Device                    I/O-адрес      IRQ   DMA

     ttyS0 (COM1)                 3f8          4    n/a

     ttyS1 (COM2)                 2f8          3    n/a

     ttyS2 (COM3)                 3e8          4    n/a

     ttyS3 (COM4)                 2e8          3    n/a

     lp0 (LPT1)                    378 - 37f    7    n/a

     lp1 (LPT2)                    278 - 27f    5    n/a

     fd0, fd1 (floppies 1 and 2)  3f0 - 3f7    6    2

     fd2, fd3 (floppies 3 and 4)  370 - 377  10   3

          Таблица:  Обычные установки для устройств

8.3 Проблемы распознавания жесткого диска или контроллера

         При загрузке Linux вы увидите серии посланий, выдаваемых на экран, вроде:      Console:  colour EGA+ 80x25, 8 virtual consoles

    Serial driver version 3.96 with no serial options enabled

    tty00 at 0x03f8 (irq = 4) is a 16450

    tty03 at 0x02e8 (irq = 3) is a 16550A

    lp_init:  lp1 exists (0), using polling driver

    ...

         Здесь ядро распознает различные устройства, имеющиеся в системе. В некоторый момент вы увидите строчку:       Partition check:       (Проверка раздела), за которой следует список распознанных разделов.

Если по какой-то причине ваши дисководы или разделы нераспознаны, вы никаким образом не сможете к ним добраться.

         Это может произойти по нескольким причинам:

     * Жесткий диск или контроллер не поддерживается. Если вы используете

       контроллер жесткого диска (IDE, SCSI и тому подобные), из тех,

       которые не поддерживаются в Linux, ядро не распознает ваш раздел

       на этапе загрузки.

     * Жесткий диск или контроллер неправильно конфигурированы.

       Даже если ваш контроллер поддерживается в Linux, он может быть                    неправильно конфигурирован.

     * Контроллер конфигурирован правильно, но не распознается.                   Некоторые без-BIOS-ные SCSI-контроллеры требуют от пользователя             описания контроллера на этапе загрузки.

     * Не распознается геометрия жесткого диска. Некоторые системы,

       такие, как IBM PS/ValuePoint, не помещают информацию о геометрии

       жесткого диска в память CMOS, где Linux ожидает ее найти. Также,

       некоторым SCSI-контроллерам надо сообщать, где найти геометрию

       диска, чтобы Linux мог распознать формат вашего диска.

       Многие дистрибутивы имеют загрузочную опцию для описания    геометрии диска. В общем случае, при загрузке средств инсталляции, вы можете описать геометрию драйвера в ответ на подсказку загрузчика LILO с помощью команды, например:       

       boot:  linux hd=<cylinders>,<heads>,<sectors>, где <cylinders>, <heads> и            <sectors> соответсвуют числу цилиндров, головок и секторов на трек у           вашего диска.

         После инсталляции Linux вы будете иметь возможность инсталлировать LILO, который позволит вам загружаться с жесткого диска. В это время вы можете описать геометрию для инсталляционной процедуры LILO, что позволит не вводить геометрию при каждой загрузке.

8.4 Проблемы инсталляции программ

         Единственные проблемы, с которыми вы можете столкнуться, это испорченные средства инсталляции или отсутствие достаточного места на файловой системе Linux. Вот перечень наиболее характерных проблем:

     * Системные сообщения ``Read error''(ошибка чтения), ``file not

       found''(не найден файл) или другие ошибки во время попытки

       инсталлировать программы. Это говорит о проблемах с вашими

       средствами инсталляции. Если у вас есть на диске разделы

       MS-DOS, многие дистрибутивы Linux позволят вам инсталлировать с

       жесткого диска. Это может быть быстрее и более надежно, чем

       использование дискет.

       Если вы используете CD-ROM, убедитесь в отсутствии на нем царапин,

       пыли или других гадостей, которые могут приводить к ошибкам.

       Причиной может быть и то, что соответствующее средство инсталляции

       имеет неподходящий формат.

     * Системные сообщения вроде ``tar: read error'' (tar: ошибка чтения)

       или ``gzip: not in gzip format''(gzip: не в формате gzip). Часто

       это связано с испорченными файлами на средствах инсталляции.

       Другими словами, ваши дискеты могут быть нормальными, но вот

       данные на них каким-то образом испорчены.

     * Системные сообщения об ошибках, такие как ``device full''

       (устройство заполнено) в процессе инсталляции. Это верный признак

       того, что вы вышли за пределы отведенного пространства при

       инсталляции. Не все дистрибутивы способны с этим разобраться; вы

       не сможете прервать инсталляцию и вынуждены дождаться, когда

       система сама остановится.

Обычное решение в этой ситуации - пересоздание файловой системы (с          помощью команды mke2fs), которая удаляет частично         инсталлированные программы.

     * Системные сообщения об ошибках, такие как ``read_intr: 0x10'' при

       обращении к жесткому диску. Это обычно говорит о наличии плохих

       блоков на диске. Однако, если вы получили это сообщение во время

       выполнения mkswap или mke2fs, причиной этого могло быть то, что

       система имела проблемы с доступом к вашему диску.

     * Системные сообщения об ошибках , вроде ``file not found'' или

       ``permission denied''. Это может случиться, если не все

       необходимые файлы представлены на средствах инсталляции

      

         Если у вас появляются другие странные ошибки во время инсталляции Linux (особенно если вы сами переписали где-то эти программы), убедитесь, что вы действительно списали все необходимое. Например, некоторые используют команду FTP :            mget *.*        для скачивания программ Linux через FTP.

         Самый лучший совет - заново пересмотреть все шаги, которые вы совершили, если у вас застопорилось дело.

8.5 Проблемы после инсталляции Linux

8.5.1 Проблемы загрузки Linux с дискеты

         Если вы используете дискеты для загрузки Linux, вам может потребоваться описать местоположение вашего корневого раздела linux во время загрузки. Это обычно случается, когда вы используете исходную инсталляционную дискету, а не специальную загрузочную дискету, созданную в процессе инсталляции.

8.5.2 Проблемы загрузки Linux с жесткого диска

         Если вам удалось инсталлировать LILO, вместо создания загрузочной дискеты вам следует загружать Linux с жесткого диска. Однако, автоматизированная процедура инсталляции LILO, используемая во многих дистрибутивах, не всегда безупречна.

         Она может сделать неправильные предположения относительно формата вашего раздела, в этом случае вы должны будете переинсталлировать LILO, чтобы все стало хорошо.

    * Системные сообщения ``Drive not bootable---Please insert system

       disk.'' ("Устройство незагружаемо---Пожалуйста, вставьте системный

       диск"). Вы получите такое сообщение об ошибке, если главная

       загрузочная запись жесткого диска каким-то образом попорчена. Во

       многих случаях это безопасно и все остальное у вас на диске

       по-прежнему в порядке. Тут дальше есть несколько путей.

         1. При разбиении диска на разделы с использованием fdisk вы

            могли удалить раздел, который был отмечен как ``active''.

            MS-DOS и другие операционные системы пытаются загрузить такой

            раздел на этапе загрузки (Linux не обращает внимания на то,

            является раздел ``active'' или нет). Вы можете загрузить

            MS-DOS с дискеты и запустить FDISK для установки флага

            ``active'' для раздела MS-DOS. Другая команда, которую можно                        попробовать (с MS-DOS 5.0 и выше) это

          FDISK /MBR

            Эта команда будет пытаться заново сформировать главную

            загрузочную запись диска для загрузки MS-DOS, переписывая

            LILO. Если у вас больше нет на жестком диске MS-DOS, вам

            потребуется загрузить Linux с дискеты и в последующем

            попытаться инсталлировать LILO.

         2. Если вы создали раздел MS-DOS, используя версию команды fdisk

            из Linux или наоборот, это может быть причиной ошибки. Вам

            следует создавать разделы для MS-DOS, используя только версии

            FDISK для MS-DOS. Здесь лучшее решение - либо начать с того,              что все стереть и переразбить диск правильно, либо удалить и                        пересоздать плохие разделы, используя исправные версии fdisk.

         3. Инсталляционная процедура LILO может потерпеть неудачу. В

            этом случае вам следует загрузиться с исходного средства                         инсталляции. Вы будете иметь возможность для описании                            корневого раздела Linux, который будет использован при загрузке.

     * При загрузке системы с жесткого диска MS-DOS (или другая из

       существующих операционных систем) стартует вместо Linux. Прежде

       всего убедитесь, что вы действительно инсталлировали LILO при

       инсталляции программ Linux. Если вы все-таки инсталлировали LILO,               но другая операционная система загружается вместо Linux, то                      необходимо конфигурировать LILO так, чтобы она загружала другие                операционные системы по умолчанию.

8.6 Проблемы входа в систему

         После загрузки Linux вам (на экран) должна быть выдана подсказка вроде этой:    linux login:

         В большинстве дистрибутивов вы просто войдете в систему под именем root (суперпользователь, администратор) без пароля. Другие возможные имена для входа guest или test.

         Большинство новоиспеченных систем Linux не требуют пароля для первоначального входа. Но если система потребует с вас пароль, могут возникнуть проблемы. Прежде всего попробуйте пароль, совпадающий с именем входа.

         Если вы все-таки не можете войти, то это уже проблема. Прежде всего проконсультируйтесь с документацией на дистрибутив. Может быть там где-то закопано правильное имя входа и пароль. Имя входа и пароль могут быть вам сообщены системой во время инсталляции или выведены на экран в виде подсказки.

         Причиной этих неприятностей также могут быть проблемы с самой инсталляцией файлов, отвечающих за вход и инициализацию. Если в этом причина, вам может потребоваться переинсталлизация (как минимум части) программ Linux или нужно загрузить ваши средства инсталляции и попытаться решить проблемы "вручную".

8.7 Проблемы использования системы

         Если вход в систему прошел успешно, на экран будет выдана подсказка "shell" - командной оболочки (например ``#'' или ``$''). Но существует ряд проблем, которые могут возникнуть в начале использования системы.

Одна из наиболее типичных начальных проблем, связанных с конфигурированием - установка неверных прав доступа (защиты) файлов и каталогов. Это может выразиться в сообщении:    Shell-init:  permission denied, которое будет напечатано после входа в систему (на самом деле, всегда, когда вы столкнетесь с сообщением ``permission denied''("обращение запрещено") вы можете быть с высокой вероятностью уверены, что это проблема защиты файлов).

         Во многих случаях это простое дело для команды "chmod", которая может менять права доступа к соответствующим файлам и каталогам. Но, чтобы ввести эту команду, вы должны загрузиться со средства инсталляции и промонтировать вашу корневую файловую систему Linux вручную.

         Во в