Устройства ввода информации

                                - 1 -

                            2В 0  2В 0  2Е 0  2Д 0  2Е 0  2Н 0  2И 0  2Е

     Выпуск компьютеров IBM PC был начат в 1981 году, и они быстро за-

воевали огромную популярность у пользователей. IBM PC и совместимые с

ними компьютеры составляют теперь большую часть парка профессиональных

ПЭВМ в мире.  В настоящее время программное обеспечение, разработанное

для IBM PC,  охватывает практически все сферы человеческой деятельнос-

ти.

    Персональный компьютер включает в себя следующие устройства:  про-

цессор, выполняющий управление компьютером, вычисления и т.д.; клавиа-

туру, позволяющую  вводить символьную информацию в компьютер;  монитор

( или дисплей ) для изображения текстовой  и  графической  информации;

накопители ( или дисководы ) для гибких магнитных дисков, используемые

для чтения и записи информации на гибкие магнитные диски ( дискеты  );

накопитель на  жестком  магнитном диске,  предназначенном для чтения и

записи информации на несъемный жесткий магнитный диск (  винчестер  ).

Кроме  того к компьютеру могут подключаться принтер - для вывод на пе-

чать текстовой и графической информации;  мышь - устройство, облегчаю-

щее ввод информации в компьютер, и другие манипулирующие устройства.

    Процессор персонального компьютера  содержит  порты  ввода-вывода,

через  которые  процессор обменивается данными с внешними устройствами

ввода-вывода. Имеются специальные порты,  через которые происходит об-

мен данными с внутренними устройствами компьютера, и порты общего наз-

начения, к которым могут присоединяться различные дополнительные  уст-

ройства ( принтер,  мышь,  сканер и другие ).  Порты общего назначения

бывают двух видов: параллельные ( обозначаемые LPT1-LPT4 ) асинхронные

последовательные ( обозначаемые COM1-COM3 ). Параллельные порты выпол-

няют ввод и вывод с большей скоростью,  чем асинхронные последователь-

ные, но требуют большего числа проводов для обмена данными. К устройс-

твам ввода информации относятся следующие устройства: клавиатура, ска-

нер ( skanner ),  графический планшет ( digitizer ), средство речевого

ввода, мышь,  шар, джойстик ( joystic ), световое перо ( light pen ) и

т.д.

                                - 2 -

                          2К 0  2Л 0  2А 0  2В 0  2И 0  2А 0  2Т 0  2У 0  2Р 0  2А

     Трудно сказать,  может ли существовать более важное и универсаль-

ное устройство ввода информации в компьютер,  чем  клавиатура.  Вполне

возможно, в  скором  будущем,  когда  человек  будет общаться со своим

компьютером посредством жестов,  мимики,  графических образов, видеои-

зображений и речи,  клавиатуру потеснят другие средства ввода информа-

ции. Однако сегодня,  когда текст и символы как носители ценной инфор-

мации еще  столь  важны,  клавиатура обязательно входит в конфигурацию

поставляемых персональных компьютеров.  Компьютер без клавиатуры - это

неполноценный компьютер!

     По расположению  клавиш  настольные клавиатуры делятся на два ос-

новных типа,  функционально ничуть не уступающие друг другу.  В первом

варианте функциональные клавиши располагаются в двух вертикальных  ря-

дах, а отдельных группы клавиш управления курсором нет.  Всего в такой

клавиатуре 84 клавиши.  Этот стандарт используется в персоналках  типа

IBM PC,  XT  и AT до конца 80-х годов.  Поэтому некоторые считают этот

стандарт устаревшим.  Однако многие профессионалы все еще предпочитают

именно такую клавиатуру.  Между почем, большинство компьютеров средней

и большой мощности по сей день комплектуются именно такой "устаревшей"

клавиатурой.

     Второй вариант клавиатуры,  которую принято называть  усовершенс-

твованной, имеет 101 или 102 клавиши.  Клавиатурой такого типа снабжа-

ются сегодня почти все настольные персональные компьютеры.  Профессио-

налы не любят эту клавиатуру из-за того, что к функциональным клавишам

приходиться далеко тянуться, в самый верхний ряд клавиш через всю бук-

венную клавиатуру.  Однако  количество функциональных клавиш в усовер-

шенствованной клавиатуре не 10,  а все 12.  Да и другие дополнительные

удобства и  усовершенствования нравятся многим пользователям.  Логично

выделены группы клавиш для  работы  с  текстами  и  управления  курсо-

ром, продублированы  некоторые специальные клавиши,  позволяющие более

эргономично работать обеими руками. Впрочем какая клавиатура удобнее -

каждый должен решать сам. Ведь поменять клавиатуру в настольном компь-

ютере совсем нетрудно.

                                - 3 -

     Другое дело  портативный  компьютер,  в котором клавиатура обычно

является встроенной частью конструкции.  Клавиатуры портативных компь-

ютеров  в той или иной степени похожи на оба типа клавиатур настольных

компьютеров, хотя из-за недостатка места в  самих  компактных  моделях

компьютеров  типа subnotebook и palmtop конструкторы вынуждены идти на

сокращения количества и размеров клавиш.

     Расположение буквенных клавиш на компьютерных  клавиатурах  стан-

дартно. Сегодня повсеместно применяется стандарт QWERTY  -  по  первым

шести латинским  буквенным  клавишам верхнего ряда.  Ему соответствует

отечественный стандарт ЙЦУКЕН расположения клавиш  кириллицы,  практи-

чески аналогичный расположению клавиш на пишущей машинке.

     Стандартизация в  размере  и  расположении  клавиш  нужна для то-

го, чтобы  пользователь на любой клавиатуре мог без переучивания рабо-

тать " слепым методом ".  Слепой десятипальцевый метод работы является

наиболее продуктивным, профессиональным и эффективным. Увы, клавиатура

из-за низкой производительности пользователя оказывается сегодня самым

" узким местом " быстродействующей вычислительной системы.

     Работать с клавиатурой очень просто и наглядно. Нажмите клавишу и

в  компьютер  перенесется код соответствующего символа.  Нажатие одной

или некоторой их определенной комбинации означает посылку в  оператив-

ную память  одного  или двух байтов информации. Чтобы каждому символу

клавиатуры поставить в соответствие определенный байт информации,  ис-

пользуют специальную  таблицу кодов ASCII ( American Standart Code for

Information Interchange ) - американский стандарт кодов для обмена ин-

формацией, применяемой  на большинстве компьютеров.  Таблица кодировки

определяет взаимное соответствие изображений символов на экране  дисп-

лея с их числовыми кодами.

     Заметим, что даже если название клавиш на  клавиатуре  совпадают,

то их скэн-код все-таки различен,  и поэтому в принципе это совершенно

разные клавиши. Этот факт используется при написании специальных прог-

рамм,  определяющих реакцию процессора на нажатие определенной клавиши

на клавиатуре.

     После нажатия клавиши клавиатура посылает процессору сигнал  пре-

рывания  и  заставляет  процессор приостановить свою работу и переклю-

читься на программу обработки прерывания клавиатуры.

                                - 4 -

     При этом  клавиатура в своей собственной специальной памяти запо-

минает, какая  клавиша  была нажата ( обычно в памяти клавиатуры может

храниться до 20 кодов нажатых клавиш, если процессор не успевает отве-

тить на  прерывание ).  После передачи кода нажатой клавиши процессору

эта информация из памяти клавиатуры исчезает.

     Кроме нажатия клавиатура отмечает также и отпускание каждой  кла-

виши, посылая  процессору  свой сигнал прерывания с соответствующим ко-

дом. Таким образом компьютер " знает ", держат клавишу или она уже от-

пущена. Это свойство используется при переходе на другой регистр. Кро-

ме того, если клавиша нажата дольше определенного времени, обычно око-

ло половины секунды,  то клавиатура генерирует повторные коды  нажатия

этой клавиши.

     Ввод символов  с клавиатуры осуществляется только в той точке эк-

рана, где располагается курсор.  Курсор представляет собой прямоуголь-

ник или черту контрастного цвета длинной в один символ.

                    1Специальные клавиши клавиатуры.

 Специальные (служебные) клавиши выполняют следующие основные функции:

  {ENTER} - ввод команд на выполнение процессором;

  {ESC} - отмена какого-либо действия;

  {TAB} - перемещение курсора на позицию табуляции;

  {INS} -  переключение  режима  вставки символа в положении курсора в

ражим забоя символа в положении курсора;

  {DEL} - удаление символа в положении курсора;

  {BACKSPACE} - удаление символа слева от курсора;

  {HOME} - перемещение курсора в начало текста;

  {END} - перемещение курсора в конец текста;

  {PGUP} -  перемещение  курсора  на  одну экранную страницу по тексту

вверх;

  {PGDN} -  перемещение  курсора  на  одну экранную страницу по тексту

вниз;

  {ALT} и  {CTRL} - при одновременном нажатии этих клавиш с какой-либо

другой вызывается изменение действия последней;

  {SHIFT} -  удержание  этой  клавиши в нажатом состоянии обеспечивает

смену регистра;

  {CAPS LOCK} - фиксация/расфиксация регистра заглавных букв;

                                - 5 -

         2М 0  2Ы 0  2Ш 0  2К А 0    2И 0    2Д 0  2Р 0  2У 0  2Г 0  2И 0  2Е 0     2М 0  2А 0  2Н 0  2И 0  2П 0  2У 0  2Л 0  2Я 0  2Т 0  2О 0  2Р 0  2Ы

     Хотя клавиатура еще вовсе не утратила значения для общения  поль-

зователя с компьютером,  другое устройство ручного ввода информации --

мышка -- становится все более весомой и важной. Но даже рискуя сделать

из мышки слона, можно уверено утверждать, что на современном компьюте-

ре работать без мышки почти невозможно: вы тут же увязните в графичес-

ком интерфейсе Windows и многих прикладных программ,  работающих с ок-

нами, меню, иконками и диалоговыми боксами.

     Управлять курсором или маркером на экране с помощью одной клавиа-

туры бывает чудовищно неудобно,  медленно и просто нелепо,  когда  для

этого есть специальные устройства-указатели.   1Мышка и трэкбол 0, которые

" по-умному " принято называть координатными манипуляторами,- это  са-

мые  распространенные сегодня устройства для дистанционного управления

графическими изображениями на экране.  В принципе, мышка и трэкбол по-

хожи на 1 джойстик 0,  известный всякому, кто увлекается компьютерными иг-

рами. Набирать какие-либо команды не нужно,  достаточно при  работе  в

программе указать мышкой нужную операцию меню или иконку в окне на эк-

ране, а затем щелкнуть кнопкой.  Вот и все, что требуется, а остальное

сделает программа.

     Мышки бывают с двумя и тремя кнопками.  Вообще-то практически для

всех случаев жизни на мышке достаточно двух кнопок.  Делом вкуса явля-

ется также цвет и дизайн корпуса мышки. Выбор здесь огромный. Над этим

старательно работают  дизайнеры  множества  фирм,  так что выбрать тут

есть из чего.

     Трэкбол мало чем отличается от мышки.  В сущности - это та же са-

мая мышка,  но перевернутая " вверх ногами  ",  точнее  -  перевернутая

вверх шаром. Если мышку надо возить по столу и, катая шарик, управлять

перемещением маркера на экране,  то в  трэкболе  надо  просто  крутить

пальцами или ладонью сам шарик в разные стороны.

     В портативных компьютерах трэкбол нередко встраивается прямо  ря-

дом с  клавиатурой  либо  пристегивается с боку или спереди клавиатуры

компьютера. Впрочем,  и для настольных компьютеров выпускаются клавиа-

туры с  "  встроенным  трэкболом ".  А в самых портативных компьютерах

вместо мышки и трэкбола теперь используют крошечный пойнтер - небольшой

цветной штырек,  торчащий среди клавиш на клавиатуре,  который, словно

джойстик, можно нажимать в разные стороны.

                                - 6 -

     А самый  последний поиск мышиной моды в портативных компьютерах -

в место пойнтера используется клавиша с буквой J.  Это клавиша  -  или

J-пойнтер - как раз и служит таким джойстиком,  воспринимающим нажатия

в разные стороны,  а окружающие клавишу J другие буквенные клавиши вы-

полняют роль кнопок отсутствующей мышки или трэкбола.

     Мышки вообще как правило более удобны,  чем трэкболы, но трэкболы

требуют меньше свободного места на рабочем столе.  И если стол завален

документами, книгами, чертежами, найти свободное место для мышки порой

оказывается непросто.  Кстати,  шарик мышки катать не по голой поверх-

ности стола, а по специальному  резиново-пластиковому  коврику.  Тогда

мышка меньше изнашивается и загрязняется, и указывает значительно точ-

нее, а значит - быстрее работает и меньше утомляет глаза и руки  поль-

зователя.

     Помимо традиционных мышек,  подключенных к  компьютеру  тоненьким

кабелем через  последовательный  порт или через специальный контроллер

на плате  расширения,  некоторыми  фирмами  выпускаются  перспективные

беспроводные мышки.  Ряд фирм выпускает мышки, передающих информацию с

помощью инфракрасных лучей. Есть даже миниатюрные беспроводные  мышки,

которые надеваются на палец,  словно перстень. А швейцарская фирма Lo-

gitech, признанный мировой лидер в этой области,  выпустила мышку,  свя-

занную с компьютером по радио.  Впрочем, это довольно дорогие устройс-

тва, нужны далеко не каждому пользователю.

     Самым изысканным  эстетическим и техническим требованиям отвечают

сегодня мышки и трэкболы фирм Microsoft и Logitech.  Фактическим стан-

дартом в  мышиной  технологии является мышка Microsoft Mouse.  Мышки и

трэкболы всех остальных фирм ориентируются на этот стандарт.

                                - 7 -

             2ПРИНЦИПЫ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ С БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЕЙ

     Ввод графической информации в ЭВМ для АСУ производится в три эта-

па. На первом этапе определяются координаты графических элементов,  на

втором - координаты преобразуются в цифровой код, на третьем - они за-

писываются в  память  ЭВМ  и передаются для обработки в арифметическое

устройство ( АУ ).

     Определение координат графических элементов можно производить ав-

томатическим и полуавтоматическим способами.  Преобразование координат

графических элементов  в цифровой код осуществляется несколькими мето-

дами:

     - в  память ЭВМ записываются значения текущих координат всех эле-

ментов;

     - графическая информация представляется в аналитическом виде;

     - исходные данные описываются на специальном графическом языке.

     Все перечисленные методы и способы преобразования и представления

в ЭВМ графической информации определяют  требования,  предъявляемые  к

техническим средствам преобразования информации для ЭВМ в АСУ.

      1Устройство ввода графической информации 0 ( УВГИ ) -  это  устройс-

тво, преобразующее графические данные в машинные коды.

     Любую графическую информацию можно рассматривать как набор  опти-

ческих неоднородностей,  отличающихся по яркости и цвету.  Таким обра-

зом, любое УВГИ решает следующие задачи:

     1. дискретизация изображения на элементы;

     2. преобразование оптической информации в электрический  аналого-

вый сигнал;

     3. преобразование аналогового сигнала в цифровой код.

     Количество дискретных  элементов  определяется заданной точностью

представления графической информации. Объемом информации о графическом

изображении определяется быстродействие УВГИ.

     По методам дискретизации различают УВГИ автоматического и полуав-

томатического типов. К автоматическим УВГИ относятся матричные, скани-

рующие и следящие устройства;  к полуавтоматическим  -  телевизионные,

акустические, оптические, электрические и электромеханические устройс-

тва.

                                - 8 -

                              2С К А Н Е Р

     Вводить изображение в компьютер можно разными способами, например

используя видеокамеру или цифровую фотокамеру.  Еще одним  устройством

ввода графической информации в компьютер является оптическое сканирую-

щее устройство, которое обычно называют сканером. Сканер позволяет оп-

тическим  путем  вводить  черно-белую или цветную печатную графическую

информацию с листа бумаги.  Отсконировав рисунок и сохранив его в виде

файла на  диске,  можно затем вставить его изображение в любое место в

документе с помощью программы текстового  процессора  или  специальной

издательской программы электронной верстки, можно обработать это изоб-

ражение в программе графического редактора  или  отослать  изображение

через факс-модем на телефакс, находящейся на другом конце света.

     Сканер - это  глаза  компьютера.  Первоначально  они  создавались

именно для ввода графических образов,  рисунков,  фотоснимков,  черте-

жей, схем, графиков, диаграмм. Однако, помимо ввода графики, в настоя-

щее  время они все шире используются в довольно сложных интеллектуаль-

ных системах OCD или Optical Character Recognition, то есть оптическо-

го распознания  символов.  Эти " умные "  системы  позволяют вводить в

компьютер и читать текст.

     Сперва текст вводится в компьютер с бумаги как  графичес-

кое изображение. Затем компьютерная программа обрабатывает это изобра-

жение по сложным алгоритмам и превращает  в  обычный  текстовый  файл,

состоящий из символов ASCII.  А это значит, что текст книги или газет-

ной статьи можно быстро вводить в компьютер, вовсе не пользуясь клави-

атурой!

     А если система распознавания OCR соединяется еще и  с  программой

перевода,  в  компьютер  можно  вводить страницы текста на иностранном

языке и почти мгновенно получать готовый перевод. Конечно литературные

качества электронного  перевода  обычно  не  слишком высокие,  в науч-

но-технических текстах литературные достоинства -  не  самое  главное,

зато  готовый  перевод формально достаточно точен и его можно получить

фантастически быстро.

    Сканеры бывают различных конструкций.

                                - 9 -

      2Ручной сканер 1. 0  Это самый простой и дешевый  сканер.  Ручной  ска-

нер, словно мышка, соединяется кабелем с компьютером. При прокатывании

сканера по странице книги или журнала,  необходимое изображение считы-

вается и в цифровом коде вводиться в память компьютера.  В ручном ска-

нере роль привода считывающего механизма выполняет рука.  Понятно, что

равномерность  перемещения сканера существенно сказывается на качестве

вводимого в компьютер изображения.  Ширина вводимого  изображения  для

ручных сканеров  обычно  не превышает 4 дюймов ( 10 см ).  Современные

ручные сканеры могут обеспечивать автоматическую " склейку " изображе-

ния, то есть формируют целое изображение из отдельно вводимых его час-

тей. К основным достоинствам этих сканеров относятся  небольшие  габа-

ритные размеры  и  сравнительно низкая цена,  однако добиться высокого

качества изображения с их помощью очень трубно, поэтому ручные сканеры

можно использовать  для ограниченного круга задач.  Кроме того они со-

вершенно лишены " интеллектуальности ", свойственной другим типам ска-

неров.

      2Планшетный сканер. 0  Это наиболее распространенный  тип  сканеров.

Первоначально  он использовался для сканирования непрозрачных оригина-

лов. Почти все модули имеют съемную крышку,  что позволяет сканировать

" толстые " оригиналы ( журналы,  книги ). Дополнительно некоторые мо-

дели могут оснащаться механизмом подачи отдельных листов,  что  удобно

при работе с программами распознавания текстов - OCR ( Optical Charac-

ters Recognition ). В последние время многие фирмы-лидеры в производс-

тве  плоскостных  сканеров стали дополнительно предлагать 1 слайд-модуль

( для сканирования прозрачных оригиналов ).  Слайд-модуль имеет  свой,

расположенный сверху,  источник света. Такой слайд-модуль устанавлива-

ется на плоскостной сканер вместо простой крышки и превращает сканер в

универсальный ( плоскостной сканер с установленным слайд-модулем ).

      2Барабанный сканер. 0 Основное его отличие состоит в том, что ориги-

нал закрепляется  на прозрачном барабане,  который вращается с большой

скоростью. Считывающий элемент  располагается  максимально  близко  от

оригинала. Данная  конструкция обеспечивает наибольшее качество скани-

рования. Обычно в барабанные сканеры устанавливают три фотоумножителя,

и сканирование осуществляется за один проход. " Младшие " модели у не-

которых фирм с целью удешевления используют вместо фотоумножителя  фо-

тодиод в  качестве считывающего элемента.  Барабанные сканеры способны

сканировать любые типы оригиналов.

                                - 10 -

В отличие  от плоскостных сканеров со слайд-модулем,  барабанные могут

сканировать непрозрачные и прозрачные оригиналы одновременно.

      2Проекционный сканер. 0 Этот тип сканеров применяется для сканирова-

ния с высоким разрешением и качеством слайдов небольшого формата ( как

правило, размером не более 4 x 5 дюймов ). Существует две модификации:

с горизонтальным и вертикальным расположением оптической оси  считыва-

ния. Наиболее популярным в России, как, впрочем, и на Западе, является

вертикальный проекционный сканер.

     Типов оригиналов  бывает  всего два.  Это прозрачные негативные и

позитивные слайды,  которые сканируют в проходящем свете. Непрозрачные

оригиналы представляют собой либо аналоговые изображения - фотографии,

либо дискретные - иллюстрации из печатных изданий ( в полиграфии полу-

тоновая  печать  осуществляется  с  помощью растровых точек различного

цвета и размера ).

      2Считывание изображения. 0  Механизмы считывания изображения базиру-

ются или на фотоумножителе,  или на ПЗС.  Фотоумножитель  проще  всего

сравнить с радиолампой-фотосенсором, у которой имеются пластины катода

и анода и которая конвертирует свет в электрический сигнал.  Считывае-

мая  информация  подается  на фотоумножитель точка за точкой с помощью

засвечивающего луча.  ПЗС - относительно  дешевый  полу  проводниковый

элемент довольно малого размера. ПЗС так же как и умножитель конверти-

рует световую  энергию  в  электрический  сигнал.  Набор  элементарных

ПЗС-элементов располагают последовательно в линию, получая линейку для

считывания сразу целой строки,  естественно и освещается  сразу  целая

строка оригинала.  Цветное изображение такими сканерами считывается за

три прохода ( с помощью RGB-светофильтра ).  Многие сканеры имеют  три

параллельные линейки  ПЗС,  тогда сканирование цветных оригиналов осу-

ществляется за один проход,  так как каждая линейка считывает один  из

трех  базовых цветов.  Потенциально ПЗС-сканеры более быстродейственны

чем барабанные сканеры на фотоумножителях.

                                - 11 -

      2Качество изображения. 0  Сканеры различаются по многим параметрам -

технология считывания изорбражения, типу механизма и некоторым другим.

Существуют параметры сканирующего  устройства,  влияющие  на  качество

изображения. К  таким параметрам относится оптическая разрешающая спо-

собность, число передаваемых полутонов и цветов,  диапазон  оптических

плотностей, интеллектуальность сканера,  световые искажения,  точность

фукосировки ( резкость ).

      2Интеллектуальность сканера. 0 Под интеллектуальностью обычно подра-

зумевается способность сканера с помощью заложенных в нем аппаратным и

поставляемых с  ним  программных средств автоматически настраиваться и

минимизировать потери качества.  Наиболее ценятся сканеры,  обладающие

способностью автокалибровки,  т.е.  настройки на денамический диапазон

плотностей оригинала,  а также компенсации цветовых искажений.  Допус-

тим, мы  имеем  ПЗС-сканер,  воспринимающий  оптический диапазон плот-

ностей до 3.2.  С его помощью нам нужно отсканировать  слайд,  имеющий

максимальную оптическую плотность 4.0. "Хороший" сканер сначала дела-

ет предварительное сканирование для анализа оригинала и получения  ди-

аграммы оптических плоскостей. После анализа диаграммы сканер произво-

дит свою автокалибровку с целью сдвига своего динамического  диапазона

восприятия оптических плотностей.  таким образом минимизируются потери

в "тенях" благодаря сокращению потерь в "светах".

      2Цветовые искажения сканеров. 0  Каждый сканер обладает своими собс-

твенными недостатками при восприятии  цветов  и  общими  недостатками,

присущими данной  модели.  Общие  недостатки  обусловлены техническими

возможностями и механическими характеристиками модели. Собственный не-

достаток сканера  обусловлен  индивидуальной  способностью освещающего

оригинал источника света и считывающего элемента.  Считается,  что все

продаваемые сканеры проходят заводскую калибровку. Однако, если сканер

имеет функцию автокалибровки, то это большое преимущество перед скане-

ром, лишенным такой функции. Автокалибровка сканера позволяет скоррек-

тировать цветовые искажения и увеличить число распознаваемых  цветовых

оттенков. Поскольку источник света имеет свойство изменять свои харак-

теристики со временем,  как,  впрочем,  и считывающий элемент, наличие

автокалибровки приобретает первостепенное значение,  если Вы постоянно

с цветными полутоновыми изображениями. Практически все современные мо-

дели сканеров обладают такой функцией.

                                - 12 -

                 2Ц 0  2И 0  2Ф 0  2Р 0  2О 0  2В 0  2А 0  2Я 0   2  0  2Ф 0  2О 0  2Т 0  2О 0  2К 0  2А 0  2М 0  2Е 0  2Р 0  2А

     Чтобы ввести цветное изображение со снимка в  память  компьютера,

нужен цветной сканер или дигитайзер для ввода слайдов.

     Спрашивается, а нужно ли вообще вводить изображения в компьютер?

Убедительных аргументов  в пользу ввода снимков в компьютер может быть

немало. Во-первых,  для профессиональных  целей  фоторепортерам  порой

действительно нужны  мгновенные снимки,  чтобы сразу же убедиться в их

качестве и выразительности. Во-вторых, такие цифровые снимки можно не-

медленно использовать для электронной верстки,  например, в журналист-

кой практике в газете,  на телевидении или в информационном  агенстве.

В-третьих, файл  с  изображением  можно  тут же переправить по каналам

связи на любое  расстояние.  В-четвертых,  в  цифровые  изображения  в

компьютере можно легко вмешиваться,  их удобно редактировать, кадриро-

вать, ретушировать,  оснащать спецэффектами.  В-пятых, вполне оправдан

повсеместный отказ от применения химических процессов по экологическим

соображениям. В-шестых, долговременно хранить готовые фотоснимки удоб-

нее и  надежнее  на  компакт-дисках.  В-седьмых,  с помощью компьютера

весьма удобно показывать снимки в  большой  аудитории,  студентам  или

школьникам. В-восьмых, цифровые снимки необходимы для создания мульти-

медиа. И еще многое другое.

     Итак, цифровая  камера  предназначена  для  ввода  изображений  в

компьютер. Но печатные изображения в компьютер можно ввести  и  с  по-

мощью сканера,  а  " живые " кадры можно " схватить " и ввести прямо с

видеокамеры или с видеомагнитафона. Однако цифровые фотокамеры превос-

ходят по  качеству ввод с видеокамеры.  Кроме того,  цифровая камера -

самый быстрый и простой способ ввода изображения в компьютер. Цифровые

камеры записывают  изображение в память,  которая затем может быть без

дополнительных специальных устройств введена в любой  компьютер  через

порт связи.

     А чтоб навсегда сохранить полученные снимки, фирма Kodak разрабо-

тала практическую и недорогую технологию размещения электронных фотог-

рафий на компакт-дисках в стандарте Rodak  Photo  CD.  Эта  технология

скоро вытеснит  традиционную  химическую  фотографию.  На каждом ком-

пакт-диске может поместиться целый фотоальбом. С помощью плейера, диски

Photo CD можно просматривать на экране любого телевизора или компьюте-

ра.

                                - 13 -

                          2Д И Г И Т А Й З Е Р

     Дигитайзер -  это  еще одно устройство ввода графической информа-

ции, имеющее пока сравнительно узкое применение для  некоторых  специ-

альных целей.  Свое название дигитайзеры получили от английского digit

- цифра.  То есть по-русски их можно назвать просто " оцифровыватели ".

Впрочем, есть  и более благозвучное название - англо-цифровые преобра-

зователи.

     Обычно дигитайзеры  выполняются  в  виде планшета.  Поэтому такие

устройства часто называют графическими планшетами.  Применяется  такой

дигитайзер для поточечного координатного ввода графических изображений

в системах автоматического проектирования,  в компьютерной  графике  и

анимации. Надо  отметить,  что  это  далеко не самый быстрый и удобный

способ построения рисунков и чертежей,  особенно в случае сложной гео-

метрии. Но  зато графический планшет обеспечивает наиболее точный ввод

графической информации в компьютер.

     Графический планшет обыкновенно содержит рабочую плоскость, рядом

с которой находятся кнопки управления. На рабочую плоскость может быть

нанесена вспомогательная координатная сетка,  облегчающая ввод сложных

изображений в компьютер.  для ввода информации служит специальное перо

или координатное  устройство  с  " прицелом ",  подключенное кабелем к

планшету. Сам дигитайзер также подключается к компьютеру кабелем через

порт связи. Разрешающая способность таких графических планшетов не ме-

нее 100 dpi ( точек на дюйм ).

     В самых совершенных и дорогих дигитайзерах ввод информации проис-

ходит без специальных перьев или прицелов, так как рабочая поверхность

планшета обладает " тактильной чувствительностью ",  основанной на ис-

пользовании пьезоэлектрического эффекта.  При нажатии на точку, распо-

ложенную в приделах рабочей поверхности планшета, под которой проложе-

на сетка из тончайших проводников, на пластине пьезоэлектрика возника-

ет разность потенциалов. Координаты этой точки обнаруживаются програм-

мой-драйвером, сканирующей сетку проводников.  Эта программа  выполнит

отображение точки  на  экран монитора.  Пьезоэлектрические дигитайзеры

позволяют чертить на рабочей поверхности планшета,  словно на  обычной

чертежной доске, и таким образом вводить даже несуществующие изображе-

ния. При этом графическая информация вводится с разрешением 400 dpi.

                                - 14 -

     Кстати говоря,  на этом же принципе основаны  новые  координатные

устройства для работы в графическом интерфейсе пользователя ( в опера-

ционной среде Windows или OS/2 ),  предназначенные для замены традици-

онных мышек и трэкболов.  Всякий,  кто пробовал воспользоваться такими

тактильными устройствами,  изготовленными,  например,  японской фирмой

Toshida, мог убедиться,  что гораздо удобнее и легче водить пальцем по

окошку дигитайзера размером менее спичечной коробки,  чем пользоваться

обычной мышкой:  курсор  на  экране  весьма послушно и чутко повторяет

движения пальца на планшете.  Ни каких дополнительных кнопок  в  таком

дигитайзере нет.  Указав  на  экране дисплея нужный выбор,  достаточно

дважды стукнуть пальцем по окошку и компьютер поймет сообщение.

     Для ввода  графической информации могут так же использоваться не-

которые виды планшетных графопостроителей. Однако многие готовые изоб-

ражения ( фотографии,  чертежи, рисунки, карты, графики, слайды, кино-

фильмы ) гораздо удобнее вводить с помощью специального  видеодигитай-

зера. В  простейшем случае видеодигитайзером может даже служить видео-

камера. В настоящее время выпускается множество специальных  графичес-

ких систем с различными типами видеодигитайзеров,  позволяющих вводить

в компьютер цветные изображения с бумаги или со слайдов. К числу виде-

одигитайзеров относится и цифровая фотокамера.

     В современных киностудиях применяются специальные дигитайзеры для

переноса изображения с кинопленки в компьютер. После цифровой обработ-

ки изображение снова помещается на пленку.  В связи с этим поговарива-

ют, что скоро компьютеры смогут вообще вытеснить из кино живых актеров.

Такое предположение вполне реально.  Например,  в компьютер введут фо-

тографии кинозвезд, компьютер синтезирует из этих снимков некий произ-

вольный персонаж,  который своим обликом будет  точно  соответствовать

вкусам зрителей.  Затем этот синтетический герой может очень правдопо-

добно " ожить " на экране,  и при этом  совершать  невероятные  трюки,

словно персонаж мультипликации.

     Дигитайзером в компьютерах киностудий уже сегодня вводят фотогра-

фии пейзажей и нарисованные декорации, интерьеры и костюмы. Надвигает-

ся эпоха виртуальной реальности, созданной в памяти компьютера.

                                - 15 -

         2С А У Н Д Б Л А С Т Е Р   И   В И Д Е О Б Л А С Т Е Р

     Для превращения  персонального  компьютера  в  простейшую систему

мультимедиа МРС достаточно установить в компьютер  проигрыватель  ком-

пакт-дисков CD-ROM и звуковую плату.

     Звуковая плата вставляется в свободный слот расширения  на  мате-

ринской плате.  Обычно  звуковая  плата  позволяет осуществлять запись

звукового сигнала в файл,  воспроизведение и синтез звука.  К звуковой

плате подключается микрофон,  две акустические колонки или стереонауш-

ники, джойстик и проигрыватель компакт-дисков.  Синтезатор, встроенный

в звуковую плату, помогает воспроизводить сложные звуковые эффекты, не

загружая при этом центральный процессор компьютера.  Для синтеза высо-

кокачественного звука  желателен  "  волновой " wave-синтезатор,  но в

большинстве звуковых плат применяется FM-синтезатор с частотной  моду-

ляцией.

     Различные звуковые платы становятся стандартной продукцией и  вы-

пускаются сегодня многими фирмами. На рынке представлен широкий спектр

звуковых плат от недорогих 8-разрядных моделей до самых совершенных, в

том числе  комбинированных  с видеоплатами. Целую серию моделей самых

известных звуковых плат выпускает калифорнийская форма Greative  Tech-

nologies под названием SoundBlaster.  Из-за этого любые звуковые платы

теперь принято называть саундбластерами.  Кроме того,  звуковые  платы

снабжаются эффективной программой распознавания речи ( увы не на русс-

ком языке ).

     Видеоплаты для ввода, обработки и вывода неподвижных и движущихся

изображений пока еще не стали обязательным компонентом домашних систем

мультимедиа. Поэтому видеоплаты или видеобластеры,  как их называют по

аналогии с саунбластерами,  предназначены для  работы  с  компьютерной

графикой и видео в профессиональных системах, предназначенных для соз-

дания мультимедиа,  а так же для синтеза изображения  и  звука.  Такая

плата видеобластера  позволяет выводить изображение на экран монитора,

захватывать движущиеся изображение и обрабатывать изображение, получа-

емое, например, с видеокамеры, видеомагнитафона или из передач телеви-

зионного вещания. К плате видиобластера обычно можно подключить микро-

фон и акустические системы.

                                - 16 -

     Сравнительно недорогая видеоплата Screen Machine мюнхенской фирмы

FAST Electronic GmbH позволяет, просматривать в окне Windows движущее-

ся изображение,  полученное от любого видеоисточника,  захватывает от-

дельные файлы  и помещает их в файл на диске.  Изображения можно легко

кадрировать, оснащать титрами,  оснащать различными эффектами. Исполь-

зоваться такая видеоплата может для подготовки различных изданий муль-

тимедиа - каталогов товаров и недвижимости,  электронных выпусков  но-

востей и так далее.  Кроме того,  с помощью видиоплаты можно создавать

базы данных изображений, а также - несложные системы распознавания об-

разов для  автоматизации  производства,  устройства  компьютеризованных

сигнальных и сторожевых систем.

                                - 17 -

                          2С О Д Е Р Ж А Н И Е

     Введение.................................................  1

     Клавиатура...............................................  2

         специальные клавиши..................................  4

     Мышка и другие манипуляторы..............................  5

     Принципы ввода информации с бумажных носителей...........  7

     Сканер...................................................  8

         ручной...............................................  9

         планшетный...........................................  9

         барабанный...........................................  9

         проекционный.........................................  10

         считывание изображения...............................  10

         качество изображения.................................  11

         интеллектуальность сканера...........................  11

         цветовые искажения сканеров..........................  11

     Цифровая фотокамера......................................  12

     Дигитайзер...............................................  13

     Саундбластер и видеобластер..............................  15

                                - 18 -

             2И С П О Л Ь З У Е М А Я    Л И Т Е Р А Т У Р А

     1.  А.В.Петроченков " Hardware - компьютер и периферия "

( популярно о персональном компьютере и периферийном оборудовании )

     2.  В.Э.Фигурнов   " IBM PC для пользователя "

     3.  " HARD 'n' SOFT " ( компьютерный  журнал  для  широкого  круга

пользователей ) N3 1995г.

     4.  В.М.Гасов " Технические средства ввода-вывода графической  ин-

формации " ( серия в семи книгах " Организация взаимодействия человека

с техническими средствами АСУ " под редакцией В.Н.Четверикова )

     5.  Н.И.Гурин " Работа на персональном компьютере "