Устройства ввода информации в ПК

План

Клавиатуры………………………………………………………………….

3

Сканеры……………………………………………………………………...

4

Цифровые фотоаппараты…………………………………………………

6

Графические планшеты…………………………………………………...

9

MIDI клавиатуры…………………………………………………………..

11

Клавиатуры.

Клавиатура — первое из внешних устройств ввода/вывода, с которыми нам придется сталкиваться. Точнее - устройство ввода, ведь для вывода информации служат другие устройства — принтер, монитор. Кстати, мало кто задумывается над тем, насколько уни­версально это устройство — клавиатура: это одновременно и уст­ройство ввода, и устройство управления.

Со времен появления персонального компьютера вплоть до са­мого последнего времени внешний вид и структура клавиатуры оставались неизменными. Практически неизменными... Но кое-какие изменения все-таки были.

В 1995 г , после выхода операционной системы Windows 95, привычные, 101-клавишные устройства были заменены клавиа­турами со 104/105 клавишами. Три новые клавиши были добавле­ны специально, чтобы реализовать некоторые возможности но­вой операционной системы. Подробнее об этом будет рассказано позже.

Еще ряд изменений был связан с эргономическими показате­лями, т. е. с необходимостью соответствия новых клавиатур совре­менным требованиям медицины. Было замечено, что при каждод­невной интенсивной работе со старыми плоскими клавиатурами у “операторов ЭВМ” начинало развиваться профессиональное забо­левание кистей рук. Поэтому сейчас на рынке появилось множе­ство новых, “эргономичных” клавиатур самых причудливых форм:

как бы “разломанных” надвое, изогнутых, снабженных подставка­ми для кистей и т. д.

Впрочем, вам не стоит выбрасывать на помойку старую клавиа­туру и спешно выкладывать деньги за новую: вряд ли вы “стучите по клавишам” по восемь часов каждодневно. А вот автор этой кни­ги уже начал подумывать о приобретении этого хитрого устрой­ства...

Наконец, последнее нововведение. Все более популярными ста­новятся клавиатуры на ИК- лучах, не требующие шнура для под­ключения к системному блоку. Передача сигналов с такой клавиа­туры осуществляется по принципу аналогичному “дистанционно­му управлению”. Удобно, конечно. Но и стоит такая клавиатура пока что немало.

Самое главное изменение, однако, не коснулось ни устрой­ства, ни формы клавиатуры  изменилась ее роль в персональном компьютере. Сегодня круг обязанностей клавиатуры едва ли не це­ликом и полностью ограничивается вводом текста и цифр. А все функции по управлению, отданию команд с приходом “графичес­кого интерфейса” успешно выполняет мышь.

Как мы уже говорили, современная клавиатура состоит из 104 укрепленных в едином корпусе клавиш. Традиционно все имеющи­еся на компьютере клавиши делят на две группы:

Буквенно-цифровые, предназначенные для ввода информации. Нажатие каждой из этих клавиш “посылает” в компьютер команду вывести на экран букву или цифру. “Значение” этих клавиш явля­ется постоянным и не меняется — вне зависимости от “запускае­мых” на вашем компьютере программ. Буквенные клавиши могут работать как в режимe латинских, так и русских букв. Схема их расположения — “раскладка” — соответствует той, которая исполь­зуется в традиционных пишущих машинках. Совершенно особой является группа цифровых клавиш в правой части клавиатуры: она может работать как в буквенно-цифровом режиме, так и как...

Функциональные клавиши предназначены для отдания компью­теру команды выполнить какую-либо операцию. В разных програм­мах могут соответствовать совершенно различным операциям. Впро­чем, среди функциональных клавиш есть такие, которые выполня­ют одинаковые функции в любой программе. Для вашего удобства мы приводим что-то вроде краткого справочника таких клавиш:

Большинство современных клавиатур снабжены тремя специ­альными кнопками, предназначенными для работы в операцион­ной системе Windows 95/98, расположенными в нижней части кла­виатуры, рядом с кнопками Ctrl и Alt.

Тем, кто привык работать на обычной, плоской клавиатуре, на первых порах будет значительно труднее воспринимать новые эр­гономичные клавиатуры. Но, честное слово, работать на них зна­чительно приятнее. Вот если бы вдобавок ко всему они имели еще и “эргономичную” цену. Увы, пока что такие клавиатуры в два-три раза дороже обычных — их стоимость составляет до 100 долл.

Если вы не собираетесь активно работать с текстовыми редакто­рами, то вас вполне устроит самая обычная клавиатура — лучше всего, конечно, таких серьезных производителей, как Microsoft, Cherry или ВТС. Изогнутая модель Microsoft Natural Keyboard, кстати говоря, была признана одним из лучших продуктов 1997 г.

Довольно популярны сегодня клавиатуры со встроенным мани­пулятором — трекболом, заменяющим мышь. Однако работать с обыч­ной мышью, как правило, куда удобнее. Кроме того, такие “усовер­шенствованные” клавиатуры стоят несколько дороже обычных.

СКАНЕРЫ

Сканирование — перевод изображений в цифровой, компью­терный вид, вплоть до самого последнего времени оставалось вот­чиной профессионалов. Однако время неумолимо: то, что было вчера уделом избранных, сегодня стало доступным всем.

Совершенно неожиданно оказалось, что каждый второй пользо­ватель чуть ли не главным делом своей жизни считает составление компьютерной коллекции собственных фотографий, каждому тре­тьему срочно требуется “загнать” в компьютер собрание сочинений Жюля Верна в ста томах... Ну а каждому оставшемуся сканер просто НУЖЕН — без объяснения причин. Для сканирования и последую­щей печати денег или проездных билетов, например.

В итоге мы с вами определили две главные задачи, для решения которых вам может потребоваться сканер:

1) сканирование изображений;

2)сканирование текста для дальнейшего распознавания (пере­вод из формата “картинки” с непонятными закорючками в формат собственно текста).

Для качественного сканирования и обработки изобра­жений необходим сканер гораздо более качественный, чем для про­стого сканирования текстов..

Все дело разрешаю­щей способности (Resolution).  Для сканера, как и для принтера, это основная характеристика. Измеряется она точно так же, в точках на дюйм (dpi). Кстати, на самом деле параметров разрешающей способ­ности у сканера два — оптическое (реальное) и программное. Опти­ческое разрешение — это показатель первичного сканирования: впос­ледствии программными методами сканер может повысить качество изображения и соответственно его разрешения. Так, оптическое разре­шение сканера может составлять 300х600 dpi (что, как мы уже выяс­нили, вполне устроит домашнего пользователя), а программное до 4800х4800 dpi. Однако “программное” разрешение сканера — величи­на вторичная, куда важнее первый, оптический показатель.

Заметим, что разрешение сканера и принтера — это несколько разные вещи: дело в том, что сканер воспринимает и распознает каждую точку любого цвета именно как точку, в то время как прин­теру для создания цветной точки или даже просто серой приходится группировать несколько точек разного цвета (серая точка — это смесь черных и белых).

Разрешение сканера, как и монитора, имеет два показателя — по горизонтали и вертикали. Например, 600х300, 600х600, 800х800 dpi. Однако чаще всего употребляют только первое значение — 500, 600, 800 или 1200 dpi.

Сканеры низшей ценовой категории обеспечат вам разрешение сканирования до 600 dpi — этого вполне хватит для распознавания текстов и коллекционирования картинок. Кстати, если вы просто хотите держать в компьютере любимые фотографии и изредка по­казывать их на мониторе знакомым, не слишком усердствуйте с высокими разрешениями: для качественного изображения картин­ки на экране монитора вам вполне достаточно качества 90—150 dpi. Естественно, это относится только к изображениям, показывае­мым на экране в уменьшенном по сравнению с оригиналом вари­анте или с масштабом 1:1. Если вы собираетесь масштабировать кар­тинку, т. е. растягивать, увеличивая ее объем, то вам лучше задей­ствовать — про запас — несколько большее разрешение. Но даже в  этом случае 200 dpi — разумный предел. При дальнейшем увеличе­нии разрешения лучше выглядеть на экране картинка не будет, а объем ее возрастет до немыслимых размеров. Скажем, одно полноцветное изображение формата А4, сосканированное с разрешением 800 dpi, займет не один десяток мегабайт. Впрочем, это уже относится к особенностям скорее программного обеспечения, чем к особенностям сканера.

Если вы хотите печатать картинки — скажем, на цветном струй­ном или черно-белом лазерном принтере — вам придется несколь­ко увеличить разрешение. Но и здесь 600 dpi — крайняя точка: имен­но такое разрешение обеспечивает большинство струйных и лазер­ных принтеров.

Что касается сканирования и распознавания текстов, то для этого необходимо разрешение в 500—600 dpi. что вполне соответствует сканерам средней ценовой категории.

Другое дело — профессионалы издательского дела, верстальщи­ки и рекламисты. Вот им порой необходимо разрешение вплоть до 1200 dpi и соответственно мощный сканер.

Следующий важный показатель — разрядность сканера, которая измеряется в битах. Фактически она означает то количество цветов, которое способен обеспечить ваш сканер: 24 бита соответствуют 16,7 миллионам цветов, 30 бит — 1 миллиарду. Конечно, реально такое количество цветов вам никогда не понадобится. Тем более, что разни­ца в цене 24-битных и 30-битных сканеров составляет 100—200 долларов...

Кстати, о цвете. Само собой разумеется, что сейчас мы говорим исключительно о цветных, а не о монохромных сканерах. После­дние сегодня уже редко встречаются на рынке — да и вряд ли стоит сразу же ограничивать себя распознаванием текстов. Решили, что вам нужен сканер — выберите лучше цветной.

Ручные сканеры — самые небольшие и дешевые: такой сканер занимает не больше места, чем книжка среднего формата, и стоит всего-навсего 50—70 долл. Однако при обращении с таким скане­ром нужна сноровка: вам придется медленно и равномерно прово­дить этим устройством, похожим по виду на насадку для домашне­го пылесоса, по всей площади сканируемого изображения. Дрогнет рука молодого хирурга — и прощай, качество! Так что, хотя руч­ные сканеры и обеспечивают хороший уровень качества получае­мого изображения (разрешение — до 800х800 dpi, разрядность — 24 бит), добиться его будет весьма непросто. Но главный недостаток ручных сканеров — размер изображения, помещающегося в его “раструб”. Как правило, он не превышает 10 см. Этого вполне доста­точно для сканирования фотографии или страницы книги неболь­шого формата, а вот страницу машинописного текста или журнала и даже книги обычного формата придется сканировать в несколько приемов и потом долго и нудно “склеивать” получившиеся куски.

Так что, несмотря на низкую стоимость, вряд ли можно поре­комендовать сканеры этого типа для всех пользователей, разве только

если они собираются ограничиться сканированием фотографий. Тем более, что, заплатив еще 50 долл. дополнительно, вы можете при­обрести хороший.

Планшетный сканер. Сканеры этого типа представляют собой что-то вроде большого планшета. Бумажный лист с изображением или текстом кладется на прозрачную стеклянную поверхность, под которой “снует” распознающий элемент сканера, закрывается крыш­кой... А дальше сканер сделает все сам — так же, как работает ксе­рокс. Вот только на выходе получится не бумажная, а цифровая копия картинки — файл.

Как правило, планшетные сканеры, предназначенные для мас­сового рынка (их стоимость 70—150 долл.), успешно работают с форматом картинки вплоть до А4 — стандартной машинопис­ной страницы. Есть, конечно, сканеры формата A3 и даже А2, но их цена (и громоздкость) делает их абсолютно ненужными для обычных домашних пользователей. Поставить куда-нибудь такой сканер — большая проблема... Хотя и обычный сканер фор­мата А4 — прибор не из маленьких: его формат около 50х30 см. Так что не забудьте заблаговременно освободить для него место на столе.

Есть, конечно же, еще и другие типы сканеров: листовые, про­тягивающие изображение сквозь свое нутро, специализированные сканеры для фотографий и слайдов и т.д. На Западе в последнее время стали необычайно модными специализированные сканеры для фотографий, устанавливающиеся на манер дисковода, непос­редственно в системный блок. Однако вряд ли стоит рассказывать об этих, в общем-то, не слишком массовых в нашей стране уст­ройствах именно в этой книге. Так что остановимся на двух опи­санных типах и рассмотрим еще несколько их, важных для нас,

Тип интерфейса. Показатель, определяющий, куда и как мы будем подключать сканер. Сканеры с интерфейсом SCSI требуют установки в компьютер дополнительной платы SCSI-адаптера (по­ставляется вместе со сканером). Конечно, установить плату в сво­бодный слот на материнской плате компьютера — операция нехит­рая и доступная любому пользователю. Однако лучше все-таки не рисковать и задействовать для этих целей специалиста.

Сканеры с интерфейсом параллельного порта подключаются к уже имеющемуся у вас в компьютере параллельному порту (проще говоря, к разъему для принтера на задней панели вашего систем­ного блока). Надо сказать, что пропускная способность принтерно­го порта крайне мала по сравнению со SCSI-адаптером, так что подключенный к нему сканер — невозможный тихоход. Поэтому вам придется выбирать между удобством установки и скоростью.

Наличие специальных возможностей. При сканировании текстов большого объема не слишком-то удобно каждый раз вручную ме­нять капризному устройству листы, как подгузники младенцу. Куда удобнее сканеры с автоподатчиком — те после сканирования сами позаботятся о том, чтобы загрузить очередной лист.

А если вы — профессиональный дизайнер и часто работаете с фотографиями, вам не помешает сканирующая приставка для слай­дов, которая дает возможность “загнать” изображение в компьютер прямо с пленки, минуя стадию печати.

Фирмы-производители сканеров: фигура номер один на рынке массовых сканеров, как и на принтерном рынке — Hewlett-Packard. Однако в России куда больше любят обладающие меньшими воз­можностями, но несравненно более дешевые сканеры Mustek Paragon, KYE и др. Профессионалы же предпочитают сканеры UMAX, Agfa и другие дорогие модели, для дома вряд ли необходимые.

Что поставляется вместе со сканером? Как и к любому устрой­ству, к сканеру обязательно должна прилагаться документация на русском языке (это уже делают все уважающие себя фирмы), а также компакт-диск с программным обеспечением (драйверами для Windows 95/98, специальными программами для редактирования изображений и распознавания текста). Как правило, в комплекте продающихся в России сканеров поставляется отечественная про­грамма распознавания текста FineReader Lite или CuneiForm. Если же в комплекте поставляется другая программа распознавания тек­ста, западного производства — это должно дать вам повод заду­маться — а стоит ли вообще выбирать такой сканер? Ведь западные программы в большинстве своем не умеют корректно распознавать русские символы, и вам все равно придется докупать отдельно один из двух упомянутых выше продуктов, что обойдется вам в лишние 200 долл.

К сканеру со SCSI-интерфейсом обязательно должна прилагаться плата контроллера, устанавливаемого в свободный слот на мате­ринской плате вашего компьютера. 

ЦИФРОВЫЕ ФОТОАППАРАТЫ

Если хорошенько подумать, то окажется, что привычная нам “пленочно-бумажная” фотография — жутко неудобная вещь. Бог с ней, с проявкой-печатью, с неудачными кадрами, с горами пыльных отпе­чатков в шкафу... Обычная фотография недолговечна: лет десять — и яркий некогда цветной снимок потеряет всю свою прелесть. Иное дело — компьютерный файл. Он не выцветает, не портится. Места много не занимает, альбомов не требует. Зато из файлов-фотографий можно сделать неплохой “виртуальный альбом” на компакт-диске. Даже с возможностью “слайд-шоу” и закадрового голосового сопровожде­ния. И смотрится такой “альбом” даже интереснее, чем в свое время слайды. Помните, какое это было торжественное событие?

Конечно, любую фотографию можно превратить в файл с по­мощью сканера. Но это существенно усложняет процесс, да и ре­зультат порой оказывается разочаровывающим...

А если применить некую хитрость и превратить в сканер... сам фотоаппарат? Пусть себе снимает, но только не на пленку, а сразу в готовый к переброске в компьютер графический файл.

Так, собственно, и работает цифровой фотоаппарат. По внешне­му виду он не слишком отличается от обычного, да и выпускаются “цифровики” теми же фирмами, что и обычные фотокамеры. Раз­ница — внутри: вместо пленки “цифроник” использует специаль­ный элемент памяти, который сохраняет переданную с объектива картинку в виде несжатого (TIFF) или сжатого с некоторой поте­рей качества файла (JPEG-компрессия). Позднее получившийся файл передается в компьютер, а затем его можно обработать в любом графическом редакторе и, если нужно, от­печатать, как обычную фотографию, на специальном принтере, либо на обычном струйном принтере, снаб­женном фотокартриджем.

По-настоящему массовым явле­нием цифровая фотография покуда не стала, хотя прогресс налицо — появились довольно приличного “домашнего” качества аппараты стоимостью около 200 долл. Но основ­ная масса камер хорошего качества все еще топчется на заветном 1000-долларовом рубеже.

Однако в такой ответственной области, как фотография, было бы странно опираться только на цену. Какие же параметры характе­ризуют сегодняшний цифровой фотоаппарат?

Разрешающая способность матрицы. По качеству изображения и по удобству “цифровикам” пока еще далеко до простых, аналого­вых аппаратов. Разрешение, обеспечиваемое цифровой камерой низ­шего класса — всего лишь 640х480 точек, что позволяет сделать “отпечаток” фотографического качества величиной чуть больше спи­чечного коробка. При дальнейшем увеличении изображение “зер­нится” и для печати уже непригодно. Но зато фотографии с таким разрешением вполне пригодны для размещения на WWW-страни­цах Internet и для просмотра на экране.

1280х960 — вот та величина, с которой и начинается собствен­но цифровая фотография. Снимок такого разрешения может “вы­дать” вам фотографию, по качеству практически не отличающуюся от обычного отпечатка размером около 20х15 см. Для домашнего фотоальбома и для газетной публикации вполне достаточно.

1800х1280 — это разрешение самых последних моделей фотока­мер. Его уже вполне хватает на то, чтобы получить отпечаток фото­графического качества размером до обычного машинописного лис­та (формат А4).

С разрешающей способностью матрицы крепко связан и дру­гой показатель — число пикселей (точечных элементов изображе­ния) на матрице. Именно его чаще всего указывают в качестве главной характеризующей камеру величины. Число пикселей — это результат умножения двух составляющих разрешения (напри­мер, 1024х768 даст нам суммарную величину примерно в 800 000 пикселей). Самые популярные и дорогие камеры сегодня снабже­ны “мегапиксельными” матрицами (т.е. матрицами, способными сохранять свыше миллиона пикселей). Самые совершенные из ка­мер стоимостью до 1000 долл. содержат матрицу объемом до 2,5 млн. пикселей, что соответствует 4lтичecкoмy разрешению 1800х1280 точек! Таких камер сегодня не так уж много — и в первую очередь стоит выделить таких чемпионов 1999 г., как Nikon Coolpix 950 и Olympus C2500L (цена этих камер в России состав­ляет около 1000 долл.).

Конечно, сегодня существуют камеры с матрицей больше 5 млн. пикселей, однако такие аппараты относятся уже к классу профес­сиональных устройств и стоят 5—10 тыс. долл.

Вид и емкость носителя. Носителем информации в цифровой камере служат особые карты памяти — точнее, “флэш-памяти”. С памятью этого типа мы уже встречались — именно на ней пост­роены, скажем, BIOS модема или видеокарты. Вспомним ее ос­новные свойства: данные из флэш-памяти не исчезают при от­ключении питания, они могут быть стерты или записаны только специальным электрическим импульсом. Именно поэтому “за­полненные” изображениями карты можно хранить отдельно от цифрового фотоаппарата. Недорогие аппараты первого поколе­ния были оснащены исключительно встроенной флэш-памятью объемом от 1 до 4 Мбайт. Причем — без возможности примене­ния сменных носителей: отснял — и беги к компьютеру!

Сегодня практически все цифровые камеры комплектуются смен­ными картами флэш-памяти объемом от 8 до 64 Мбайт. Самые по­пулярные типы карт флэш-памяти — CompactFlash (Kodak, Nikon) и SmartMedia (на них работают камеры Olympus, AGFA, Fuji). Кар­ты первого типа — самые популярные и недорогие, к тому же обла­дающие наибольшей емкостью (до 64 Мбайт).

Такие аппараты удобны для тех, кто хочет отправиться со сво­им аппаратом в длительную по­ездку — в этом случае ему надо будет время от времени менять “заполненные” карты на новые — точно так же, как катушки с плен­кой. А по возвращении “перека­чать” снятое из всех карт сразу... Правда, стоимость карт памяти

Карты флэш-памяти  пока что серьезно превышает сто­имость обычной фотопленки — 64-

Мбайтовая карта CompactFlash или 32-Мбаитовая карта SmartMedia обойдется вам в 200—250 долл., а вмещает она те же 32 кадра (прав­да, в высоком разрешении, которое нужно далеко не всем и не все­гда). Памятуя обвальное падение цен на оперативную память, мож­но спрогнозировать, что та же участь ожидает и флэш-карты. Но для того чтобы компьютерная фотография серьезно потеснила обычные “мыльницы” на массовом рынке, цены на носители должны упасть не меньше, чем в 10 раз!

Удивительный, просто гениальный “финт ушами” сделала фир­ма SONY: в цифровых камерах Sony Mavica вместо дорогой флэш-памяти в качестве носителей используются... обычные трехдюймо­вые дискеты размером 1,44 Мбайта, которые можно приобрести в любом уголке мира по копеечной цене. Так что теперь можно брать с собой на курорт пачку дискет — и снимать, снимать, снимать! Заодно решается и проблема переноса информации в компьютер: если для всех других аппаратов необходимы специальные кабели, переходники и программное обеспечение, то пользователи Sony Mavica спокойно обойдутся без всей этой “шелухи”. Единственное, что мешает этому великолепному аппарату, — невысокое разрешение (1024х768 или 640х480 точек). Это, впро­чем, вполне понятно — при работе с большим разрешением емко­сти дискеты хватит разве что на 8—10 снимков. Именно потому в последних моделях Mavica Sony, скрепя сердце, вынуждена была отказаться от столь выгодной в рекламном отношении технологии. Однако старые модели камер Mavica до сих пор наиболее популяр­ны среди “домашних” моделей среднего класса.

К тому же камеры Sony за счет того же встроенного дисковода весят в два раза больше, чем камеры других фирм, и долго таскать на шее этот 600-граммовый аппарат не слишком удобно.

Метод передачи данных на компьютер. После того как вы от­сняли нужное вам количество снимков, их необходимо “перебро­сить” в компьютер. Но как? Самый удобный способ — подклю­чить фотокамеру к компьютеру через LPT или LJSB-порт. Особен­но ценна последняя возможность — если контроллеры SCSI в домашних компьютерах — явление нечастое, то портом USB обо­рудована любая материнская плата, выпущенная в течение после­днего года. USB-выходом, в частности, оснащены камеры Kodak DC-260.

Существует и другой вариант — подключить к компьютеру сами карты памяти. Правда, для этого вам потребуется специальный адап­тер стоимостью около 70—100 долл. Пожалуй, в самом выгодном положении находятся владельцы камер, использующих память стан­дарта SmartMedia: для таких карт разработан специальный адаптер FlashPath, имитирующий... обычную дискету! Читать карты, уста­новленные в такой адаптер, можно с помощью самого обычного дисковода.

Число кадров, помещающихся в фотоаппарате, мо­жно изменять, варьируя степень сжатия фотографий. Хотите, чтобы все ваши снимки были как можно качественнее — ваша 4-мега­байтная карта может вместить, скажем, 20—40 стандартных “кад­ров”. А сделаете качество чуть-чуть похуже (причем разницы сво­им нечувствительным оком вы в итоге даже не заметите) — и вот уже число кадров возросло до 60—80 и даже 100 — правда, “смотрябельность” сжатых до такой степени снимков приближается к нулю...

Тип объектива — третий параметр. Не буду долго рассказывать о параметрах оптики и особенностях фокусного расстояния — те, кто интересуется фотографией, понимают в этом больше меня. Остановлюсь лишь на одном параметре — возможности оптического увеличения (ZOOM). В цифровых фотоаппаратах обычно сочетаются два вида zoom — истинный, или оптический и “виртуальный”, цифровой. Опти­ческий zoom, обеспечиваемый оптикой камеры, обычно равен Зх — т.е. изображение на отпечатке можно приблизить в 3 раза по сравнению с натурой. Двукратный цифровой zoom, также имеющийся на некоторых моделях, в сочетании с оптическим повышает коэффициент приближения до б! Стоит обращать вни­мание и на возможность “модернизации” камеры с помощью дополнительных объективов — так, модели Nikon Coolpix 950 и Olympus С-2000 (С-2500) могут быть укомплектованы теле­объективом, объективом типа “рыбий глаз” или широкоугольным объективом.

Возможность специальных видов съемки — например, пано­рамная съемка или даже запись на камеру короткого (в несколько минут) видеофильма либо звуковых комментариев к снимку час­тенько декларируется производителями фотокамер, как нечто до невероятности полезное. Однако на практике эти возможности практически никогда не применяется и вряд ли стоит переплачи­вать за них.

Наконец, при выборе камеры следует учитывать еще один па­раметр — специальные возможности вывода изображении. Нет, сама камера печатать, конечно, не может, однако к некоторым попу­лярным моделям фирмы Olympus вы можете докупить еще и спе­циализированный мини-принтер для получения отпечатков “фо­тографического” качества — непосредственно с фотоаппарата, без подключения компьютера. Стоит эта игрушка также недешево — в районе 300 долл. Поэтому большинство пользователей все-таки предпочтет использовать для печати обычный струйный принтер за 150—250 долл. — желательно, конечно, чтобы он поддерживал технологию печати снимков высокого качества (например, мож­но использовать последние модели струйных принтеров от Canon или Epson).

Кстати, многие новые фотоаппараты оборудованы специальным разъемом и кабелем для вывода изображений... на экран телевизора! Вот уж действительно неоценимая возможность для любителей до­машних “слайд-шоу”...

Фирмы-производители. Выбор цифровых камер на российском рынке, увы, не слишком велик. И если брать в расчет только каме­ры с разрешением выше, чем 1280х768 и ценой менее 1000 долл., то нам придется выбирать между продукцией фирм Kodak (DC 260), Agfa (модели 1280 и 1680), Nikon (Coolpix 900 и 950), Fuji и Olympus (модели C1400L, C2000L). Зато спектр “домашних” камер ценой 400—700 долл. и разрешением до 1024х768 куда более представите­лен — здесь крупнейшими игроками остаются Fuji, Casio, Sony, Canon и Epson.

ГРАФИЧЕСКИЕ ПЛАНШЕТЫ (ДИГИТАЙЗЕРЫ)

Художники и прочие люди, привыкшие что-то постоянно чер­тить и рисовать, облюбовали ПК в качестве рабочего инструмента уже давно. Чуть позже, чем бухгалтеры и журналисты, но раньше, чем музыканты. Все-таки цвет пришел в компьютер раньше, чем звук.

И в который раз приходится повторять уже опостылевшую шаб­лонную фразу о “фантастических возможностях компьютера в сфе­ре как сугубо индивидуального, так и коллективного художествен­ного процесса”... Впрочем, все желающие смогут перелистнуть полкниги и прямиком отправиться в раздел, посвященный про­граммам — графическим редакторам. Там о возможностях компью­терной графики сказано вполне достаточно.

Мы же здесь поговорим о “железе” — о том аппаратном сред­стве, которое ежедневно и ежечасно использует в работе уважаю­щий себя компьютерный художник. Это — графический планшет или дигитайзер.

Как известно, в большинстве компьютерных программ “вирту­альной кистью” служит курсор мышки. Не слишком удобное ору­дие — повышенной чувствитель­ностью мышь не отличается, точ­ную и плавную линию ей не про­ведешь. Да и держать ее не так привычно, как обычный карандаш.

Первоначально планировалось специально для художников раз­работать “компьютерный каран­даш” — вид мышки в форме пера.

Потом сообразили, что куда проще, чтобы сигнал передавался в компьютер не с мышкиного шарика, а с той поверхности, на ко­торой вы рисуете. Со специального планшета, оборудованного чув­ствительной поверхностью, которая реагирует на испускаемые пе­ром сигналы и передает точные координаты “точки соприкоснове­ния” в компьютер. Тесный контакт пера с рабочей поверхностью планшета при этом не обязателен — между ними может находиться лист бумаги. Именно это качество графического планшета делает возможным не только создание новых иллюстраций, но и перенос в компьютер старых рисунков — их надо просто положить на план­шет под специальную пленку и обвести контуры рисунка пером.

Короче говоря, под “шкурой” графического планшета скрыва­ются сразу два умных устройства — сам планшет и “перо”. Посколь­ку “перо” компьютерное тоже не простое — обычной ручкой на графическом планшете не порисуешь. “Перо” при контакте с план­шетом испускает специальные сигналы, говорящие ему о том, ка­ким цветом нужно нарисовать в компьютере тот или иной эле­мент, какой толщины должен быть штрих и т. д.

Несмотря на то, что оба эти устройства продаются в едином комплекте, стоит поговорить о параметрах каждого отдельно.

Графический планшет. Как и у сканера, важных параметров здесь два — размер рабочей поверхности и разрешающая способность.

Размер планшета может колебаться от стандартного формата машинописной страницы А4 до размера большого газетного листа. При этом у графических планшетов существует несколько более тонкая градация размеров, чем у тех же сканеров. Поэтому прежде всего стоит обратить внимание не просто на формат, но и на точ­ный размер рабочей площади планшета. Обычно он указывается в дюймах (один дюйм — примерно 2,5 см) — например, 6х8 дюймов (15х21 см). Кстати, это тот размер, с которого стоит начинать при выборе графического планшета.

Теперь — о разрешающей способности. Поскольку при работе с графическим планшетом вам придется иметь дело не столько с то­чечным изображением, сколько с отдельными линиями, то и раз­решающая способность планшета будет выражаться не в точках, а в линиях на дюйм (Ipi).

Скажу сразу: для домашних художеств и для простой работы по переносу в компьютер рисунков вам с лихвой хватит разрешающей способности любого планшета (если только это не детская игруш­ка). Необходимая величина для среднего пользователя — в районе 100 Ipi, ну а современные планшеты поддерживают до 2540 Ipi.

Перо. Его самые важные качества — легкость и возможности управления. Понятно, что чем легче “компьютерное перо”, тем легче с ним работать. Вот почему фактор веса для нас, поклонников эргономичности, весьма важен.

Самые легкие — перья, не содержащие внутри себя дополни­тельных элементов питания (проще говоря, батареек). Такие перья практически не отличаются “на ощупь” от обычной ручки. На ряде старых моделей графических планшетов встречаются перья с акку­муляторами и батарейками — это куда менее выгодный выбор. Кста­ти, технология, применяемая в “безбатареечных” перьях, создана и запатентована крупнейшим производителем графических план­шетов — Wacom. И именно такими “перышками” комплектуется вся их продукция.

Помимо легкости, каждое перо должно быть снабжено и еще кое-чем. Например, специальными кнопочками (обычно их три), с помощью которых регулируются параметры рисуемой линии.

Наконец, последний параметр — чувствительность пера к нажа­тию. Степень этой чувствительности у разных производителей и на разных моделях планшетов различна — от 128 до 1024 уровней на­жатия. Стандартная же величина — 256 уровней, и этого более чем достаточно — реально вы вряд ли будете использовать больше трех-четырех десятков видов нажатия...

И напоследок — о производителях, к чьей продукции стоит при­смотреться. Фактически мы назовем лишь фирму Wacom (http://www.wacom.com), исконного властелина на дигитайзерном рынке. Впрочем, в ее ассортименте найдется достаточно моделей планше­тов, чтобы удовлетворить вкусы как вашего юного Айвазовского, так и маститого художника или инженера-чертежника. Стоимость графических планшетов — 200—1000 долл.

MIDI-КЛАВИАТУРЫ

Мы как-то редко задумываемся о том, что любой домашний компьютер, снабженный более-менее приличной звуковой кар­той, таит в себе возможность профессиональной музыкальной студии.

И правда — в разделе, посвященном звуковым картам, мы уже писали об их умении работать со звуком стандарта MIDI, синтезируя звучание самых различных инструментов, от баналь­ного фортепиано до целого оркестра. Однако до сих пор мы гово­рили исключительно о воспроизведении готовых мелодий, т. е. о командах, подаваемых изнутри. Ну, а если подавать такую ко­манду ИЗВНЕ компьютера, самому ввести в компьютер M1DI-мелодию?

Вполне реально. И потребуется для этого довольно простое уст­ройство — MIDI-клавиатура, подключаемая квашен звуковой карте через обычный разъем для джойстика.

В отличие от привычных всем синтезаторов, MIDI-клавиатура сама не в состоянии издать ни звука: она лишена всякой “начин­ки” для звукотворения. Она клавиатуре не нужна — этим займется звуковая плата вашего компьютера. А роль клавиатуры — отдавать встроенному синтезатору команды: какую ноту какой длительнос­ти и на каком инструменте компьютеру следует воспроизвести.

Исходя из этого, каждая MlDI-клавнатура должна обладать не­сколькими элементами:

Собственно клавиатура — упрощенная копия фортепианной, с привычными черными и белыми клавишами. Первое, на что стоит обратить внимание при покупке, — сколько полных октав может охватить ваш инструмент. Недорогие клавиатуры, как правило, об­ладают диапазоном не больше, чем три-четыре октавы (37 или 49 клавиш). Клавиатуры “покруче” предоставят в ваше распоряжение до 7,5 октав (88 клавиш), что соответствует классическому форте­пиано. Так что если вы хотите не просто играть, но и учить ребенка в полном соответствии с классическими требованиями, — выби­райте полноразмерную клавиатуру. Обратите внимание, кстати, и на величину клавиш — большинство моделей среднего класса вы­пускаются с уменьшенными клавишами. Привыкнув к такой кла­виатуре, играть на концертном рояле вам будет затруднительно.

Средства управления инструментами, которые позволят вам пе­реключить вашу клавиатуру в режим имитации любого из имею­щихся в арсенале вашей звуковой карты инструментов. Кроме того, на панели многих клавиатур вы найдете всевозможные кнопки и регуляторы для управления “качеством” звука — например, для транспонирования (изменения тональности мелодии). Это особен­но актуально на не особенно “октавистых” клавиатурах. Если вы чувствуете, что имеющихся трех-четырех октав ну никак не хвата­ет вам для самовыражения, воспользуйтесь транспонированием для имитации недостающих октав.

Кроме того, для достижения пущего “реализма” постарайтесь выбрать клавиатуру с возможностью подключения педалей — луч­шего средства для создания клавишных “спецэффектов” человече­ство еще не придумало.

На многих клавиатурах имеются средства управления загружен­ными в компьютер банками (при условии, конечно, что в арсенале вашей карты — не один-единственный звуковой банк) плюс мно­жество других малосущественных для непрофессионалов “примо­чек”...

Понятно, что при этой кажущейся простоте устройства суще­ствует множество MIDI-клавиатур совершенно разных ценовых категорий — от 200 до 1000 долл. И при покупке клавиатуры здраво оцените не только свои возможности, но и потребности: учить сына-школьника музыкальному искусству на любительском уровне можно и на достаточно простом инструменте. А вот серьезно творить... Тут, конечно же, придется выбирать тщательнее. И учтите, что для полноценного творчества мало хорошей клавиатуры — и звуковая карта должна быть на уровне (хорошая ISA-карта с большой соб­ственной памятью, мегабайт от 20). Ведь, хотя клавиатура и “зака­зывает музыку”, делает ее все же звуковая карта...

Фирмы-производители. Из качественных MlDl-клавиатур стоит выделить популярные на нашем рынке изделия с торговой маркой Yamaha, Roland, Fatar и MidiMan.

При покупке клавиатуры обращайте особое внимание на нали­чие специального переходника для подключения к порту джойсти­ка вашей звуковой карты — без него “подружить” клавиатуру с компьютером не удастся. Часто такой переходник требуется доку­пать отдельно. И, кроме того, не забудьте установить на компью­тер специальную программу — MIDI-секвенсор, например, Cakewalk Pro. Как правило, такая программа имеется в комплекте программ­ного обеспечения вашей звуковой карты.