Образы "Горя от ума"

Елецкий государственный педагогический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

Образы “Горя от ума”

Выполнил:

студент гр. Л-53

Скиперских А.В.

Научный руководитель:

Харлампиди О.Д.

Елец, 1998

УСПЕХ «Горя от ума», появившегося накануне  восстания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству  конца  нет», - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые  русские люди двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». В мировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь  несомненную всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали  социально-политическую актуальность комедии, воспринимая  ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический  конфликт бурного столкновения умного, благородного  и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым  конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия  крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поколений.

После Отечественной войны, в годы формирования и подъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров-декабристов, борьба нового - нарождающегося и развивающегося - со старым - отжившим и тормозящим движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "свободной жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года с предельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в основу «Горя от ума»: "...в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на «законный» государственный и  общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых,  что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего  недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той  девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно  объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей  эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей,  враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины  столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную  общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".

Отсюда - необыкновенное богатство идейного  содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума»  множества серьезнейших вопросов общественного быта, морали  и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого  негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести самого глубокого и разительного впечатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников. Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и благоприличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех  и всяческих украшающих покровов. Грибоедов с блеском выполнил эту дачу. Он запечатлел  в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, действовали «знатные негодяи»  и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и  «зловещие старухи», ханжи и доносчики, объединенные,  как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», зловредным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданьям  «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович,  достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира - сам Фамусов,  воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий  своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову  все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного  «героя» плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой  невестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества»,  которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции  (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы Фридриха...»).

Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные  персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство  Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - «душа» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать  от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов,  Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель  Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне  примирившийся с Фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца  и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней известных». Вся лакейская «философия жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

 Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

 Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, барской  Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и клубные друзья Репетилова, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного  мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания  «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от ума», по самой широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIХ столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы,  писавшие в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил  в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях»,  и вопрос о «ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской  общественной жизни в период после наполеоновских  войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в  частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию. 

 Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума», придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х годов, изображенной во всей ее исторической точности и достоверности.

В  свое время (в 1865 году) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи Писарев совершенно  справедливо заметил, что для того, чтобы писатель,  поэт мог нарисовать такую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не только внимательным  наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным  мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц,  мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает  в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов» .

«Натура всяких событий» - таков был, говоря словами Грибоедова, тот жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не распылил  свою исследовательскою наблюдательность по необозримому множеству "всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как бы в один световой луч и направил его на те явления жизни,  в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного общественно-исторического  конфликта эпохи. Будучи действительно замечательным, глубоким и смелым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями века, он выбрал из  безграничного и пестрого материала окружавшей его  реальной жизни именно то, в чем сосредоточился смысл  его эпохи: борьбу, которая с небывалым ожесточением разгорелась между мертвящим «духом рабства», проникавшим все и вся в аракчеевско-фамусовском  мире, и живительным «духом времени», воодушевлявшим  молодое поколение патриотов и свободолюбцев.

Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого  - свидетельствовало о  его социально-политической направленности.

Недаром критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей справедливости оценила "Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию политическую». Сближая  ее в этом смысле с комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережиткам  в предреволюционной Франции, критика указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры  вывели на сцену политические понятия и привычки  обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств»'. А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал

' «Библиотека для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, говоря о социально-историческом значении «Горя от ума», вспомнил в этой связи о комедии Бомарше, имевшей, по словам Герцена, значение "государственного переворота".

комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века» '.

Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных памятников  русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть богатое  позитивное, положительное  содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное  общественно-политическое звучание, как и гневное разоблачение  крепостнического мира.

«Горе от ума», конечно, остается одним из шедевров карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных  позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положительного   идеала - общественного, политического, морального.  Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный  идеал, исполненный глубокого общественно-политического  смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение  в образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.

Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был отразить  в своей исторической картине и другую сторону действительности - брожение молодых, свежих, прогрессивных  сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя. 

Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание «Горя от ума», конечно,  не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно  широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских и 

' В. Ключевский. Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.

покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось  движение декабристов, складывалась в России революционная идеология.

Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм,  устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тре­вожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины  блаженствуют на свете". И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий  с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о  вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую  речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.

Изображая Чацкого человеком умным и благородным,  человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного  героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании  писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического  воспитания, возбуждать любовь к «общественному  благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки,  но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые  самой жизнью и ходом освободительной борьбы.

Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева  о том, что в «Горе от ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской

эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая   действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал  свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами,  средствами и красками художественного  изображения.  Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась  гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь. 

Когда правда жизни становится содержанием искусства,  сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо  известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное,  даже примелькавшееся, будучи  преображенным великой обобщающей силой искусства  зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает  в своем значении, раскрывается перед современниками  с такой полнотой, которая раньше была им недоступна. 

«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных  произведений русской  мировой литературы. Грибоедов  поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить  крепостнический мир, вместе с тем не менее важной  задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем  и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи. 

Грибоедов не отступил в "Горе от ума» перед открытой  тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба  его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет художественно претворена,  если она будет  логично и естественно вытекать из существа и  содержания положенного в основу произведения конфликта,  из столкновения страстей, мнений, характеров.

В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными  темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах,  в композиции, в сюжете в речевых характеристиках,  короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.

С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную проблему «формировавшегося художественного  реализма - проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ставит перед собой реалистическое  искусство, предусматривает вскрытие смысла того явления социально-исторической действительности, на котором остановилось внимание художника. В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация,  поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым.  В этой связи нужно остановиться прежде всего на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той  новой, прогрессивной общественной силы, которая в  грибоедовское время вышла на историческую сцену  с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей  его действительности эту тогда еще только назревавщую  силу и понял, что ей принадлежит будущее.

Во времена Грибоедова дело освободительной борьбы  осуществляли немногие «лучшие люди из дворян» (по характеристике В.И. Ленина), далекие от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало,  потому что, как сказал Ленин, они «...помогли разбудить  народ»',  потому что они подготовили дальнейший подъем  революционного движения в России.

' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23, стр. 398.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой  общественного быта в самодержавно-крепостническом  государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины,  Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание.  Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться  и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду  жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах  его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители  другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская,  графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской  Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном  художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира. 

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему  типичности. Грибоедов тем самым с полной ясностью,  не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял  в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими  чертами.  Грибоедов тем самым решил и политическую  проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей  убедительностью идейная направленность его творчества.