Вавилон исторический. Вавилон легендарный

Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Ижевский государственный технический университет»

Воткинский филиал

Кафедра    Э и ОП

Реферат по курсу истории и религии

На тему: Вавилон исторический. Вавилон легендарный

          

            Выполнил: студент группы Т-213                                                          /Купчинин Л.А./                                         

          

            Проверил : ст.пр.                                                                                       /Юсупова Ю.Г./

г. Воткинск

2006 г.

Содержание

 1. Вступление  ……………………………………………………………………………… 2                                                                                                                        

 2. Вавилон исторический ……………………………………………………………….. 3

 3. Вавилон легендарный......................................................................................................5

 3.1 Вавилонское столпотворение....................................................................................5

 3.2 Гильгамеш и легенда о потопе……………………………………………………..8

 3.3 Висячие сады Семирамиды ………………………………………………………...9

 4. Список литературы .........................................................................................................12          

-1-

Вступление

Я выбрал тему реферата «Вавилон исторический. Вавилон легендарный» потому что мне интересна как история настоящего города Вавилон, так и легенды, связанные с этим городом - Вавилонское столпотворение, легенда о потопе,  висячие сады Семерамиды. Мне интересен вопрос о том,  как жил и развивался город, от чего он прекратил свое существование, какие легендарные события связаны с его именем. 

-2-

                         

                        Вавилон исторический.

Главный город Вавилонии в течение долгого времени. Столица государства, занимавшего большую часть долины между Тигром и Ефратом . Этот город в Вавилонских надписях носит несколько имен- наиболее частые из них «Врата Бога»,  «Седалище жизни» или «Дом».

Время возникновения Вавилона не может быть исторически установлено. Об этом нет сведений в древнейших сохранившихся Вавилонских памятниках. Только около 1650 г. до н. э. он, как полагают, впервые упоминается в одной исторической надписи царя Агукакриме, который восстановил капища Мардука и Сарпанит в храме Эзагила. Но по видимому Вавилон еще задолго до этого времени был значительным центром политической жизни. Сначала он по своему значению не выделялся среди многих других городов Вавилонии, но затем начинает быстро возвышаться, и в результате вся история Вавилонии может быть в сущности сведена к истории Вавилона.

Развалины, которые отождествляются с древним Вавилоном лежат в 50 милях южнее Багдада на восточном берегу Ефрата, между 440  и 450 восточной долготы и 320 и 330 северной широты, раскинувшись на пространстве свыше 5 миль. Они состоят из нескольких самостоятельных отделов:

а) Наиболее северная их часть представляет громадный холм S= в 120 000 кв. футов, достигая высоты в 64 фута, неподалеку высятся руины некогда грозной стены. Найденные под холмом остатки гидравлических сооружений делают возможным отождествление его со знаменитыми висячими садами Семерамиды.

б) Неподалеку находится другой холм, где должен находиться дворец, построенный Набопопасором и Навуходуносором .

в) Третья часть носит название «Замок». Согласно преданию, Циркулирующему среди местных арабов, холм назван так, по тому что там находился дворец Навуходуносора. Действительно, кирпичи найденные под этим холмом, носят печать этого царя. Благодаря раскопкам, установлено, что холм скрывает в недрах остатки дворца великого царя.

г)  К югу от «Замка» и почти рядом с ним разбросаны развалины, названые именем одного мусульманского пророка, могила которого здесь находится. Они лежат именно в том месте, где возвышался великий древний храм.

д) Недалеко от деревни Джумтуны расположены небольшие холмы, в одном из них было найдено много деловых табличек, клинообразные надписи которых указывают, что там некогда находились торговые заведения сыновей Эгби. Помимо главных развалин существует еще множество мелких.

-3-

Геродот весьма детально описал Вавилон. По его рассказам город

занимал обширную площадь в 55,5 миль в периметре. Его окружали ров, наполненный водой, а над ним  в виде вала возвышалась стена. Верхний край ее был превращен в улицу, по которой свободно могли разъезжаться колесницы, не опасаясь столкновения. Внутри города были красивые улицы, вдоль которых возвышались 3-х и  4-х этажные дома.Самым большим и великолепным зданием в Вавилоне считался храм Бел-Мардука, построенный в виде башни по сторонам которой вели лестницы. О висячих садах Семерамиды у Геродота не упоминается.

Лучшее описание Вавилона сделано на Вавилонском языке, было составлено по повелению царя Навуходуносора. Рассказ о постройках, воздвигнутых по его приказу, дает вместе с тем и полную картину состояния самого города в его время. Она почти вполне совпадает с данными Геродота и это лишний раз подтверждает факт, что Геродот был непосредственно знаком с городом Вавилон. Между прочим и в Вавилонском описании города не упоминается про висячие сады.

Очевидно, сады были делом рук ассирийских царей.

Зимой 689/688 г. до н. э. Вавилон перестал существовать. Он стерт с земли. В декабре 689 г. ассирийские войска штурмом берут Вавилон. Ослепленный гневом царь Синаххериб приказывает уничтожить город. Вавилон сожжен и разрушен. Население разбежалось по соседним странам, частично было продано в рабство       , перебито.

Царь Асархаддон восстанавливает Вавилон 678 г. до н. э.

В 482 г. до н. э. Вавилонское царство прекратило свое существование. Вавилон лишился своей государственности, но оставался большим городом. Время от времени в нем жили персидские цари.

В 324 г. до н. э. Александр Македонский избрал Вавилон столицей своей державы, но через год умер.

В 129  г. до н. э. Вавилон завоевали парфяне, которые в 126 г. до н. э. разгромили и сожгли его.

Вавилон занимает видное место в жизни еврейского народа.

-4-

Вавилон легендарный

Легендарный Вавилон упомянут в литературе три раза, об этом я хочу рассказать в своей работе более подробно.

Вавилонское столпотворение

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли в земле сеннар(т.е. в Двуречье равнину и поселились там  и сказали друг другу «наделаем кирпичей и обожжем огнем .» И стали кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести(нефть). И сказали они : «Построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли». И сошли был посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие и сказали боги «Вот один народ и один у всех язык. И вот что они надумали делать и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем их там язык так, чтобы один не понимал речи другого.» И рассеяли их был оттуда по свей земле . И перестали они строить город. Посему дано ему имя «Вавель» (евр. - Врата Божьи) ибо там смешан был язык всей земли и оттуда рассеяли их был по всей земле.                   

          Рассказ о башне состоит из двух частей :из предания как был построен город Вавилон и как произошло деление людей на различные племена говорящие на разных языках и живущие в разных странах.

 Сознанию первобытного человека должен был показаться проклятием тот факт, что он не в состоянии понять своего соседа. Поэтому-то и мог возникнуть ( в частности среди северных семитов) миф с объяснением причины подобного проклятия .Что этот миф существовал не только у евреев ,но и у многих других древних народов и носит мировой характер, видно из следующих примеров. У греков была распространена легенда о великанах, воздвигших Оссу на Пелион, а Пелион на Олимп с тем, чтобы добраться до небес, за это Зевс поразил их молнией, и работа их была уничтожена.

 Любопытно, что уже Юлиан Отступник считал миф заимствованным у евреев. Эфиопская вариация его, изложенная в кн, Юбилеев ,пространно повторяет библейский рассказ, внося некоторые новые детали. У народа, пришедшего из страны Арарат  в страну Синнеар, возникает желание воздвигнуть башню до небес, и он начинает жечь кирпичи и скреплять их асфальтом, который добывается в синнеарских источниках. Работа его продолжается 43 года, когда владыка Бог решает, наконец, помешать довести ее до конца. Для этого он обращается к ангелам со следующей речью:»Смотрите, вот народ, который уже начал действовать по своему желанию, отныне ничто не покажется ему невозможным и недостижимым. Спустимся же и смешаем его язык, дабы никто не понимал речи другого, тогда они рассеются по разным местам и разделятся на различные народы, и не будет у них царить один общий разум до самого Судного дня». Решение он свое привел в исполнение и не только создал многоязыкие, но и послал ураган, который разрушил башню.

 В третьей Сивиллиной книге по поводу той же легенды рассказывается, как люди, говорившие на одном языке, захотели добраться до звездного неба, для чего в Ассирийской земле стали строить высокую башню, но Бессмертный посылает бурю, которая разрушает ее, и люди ранее дружные, вступают в ожесточенную борьбу между собою. Происходит деление на народы и государства, и над миром воцаряются Кронос, Титан и Япетос. Александр Полигистор относит эту легенду к борьбе титана Прометея с Кроносом, прибавляя, что боги разрушили башню и дали каждому отдельный язык.

-5-

Полагают, что и в истории Беросса имелась легенда о В.-С.

Историк Эвполем сообщает, что Вавилон был первым городом, построенным после потопа. Население его, состоявшее из гигантов, воздвигает башню, которая, по воле Бога, разрушается, гиганты же рассеиваются по всему лицу земли. Армянский историк Моисей Хоренский также приводит данный миф и сообщает, что башня была разрушена ураганом, который развеял неизвестные слова, внесшие среди людей раздоры и ссоры. Любопытно, что и в древней Мексике существовала аналогичная еврейская легенда. Она повествует, что один из уцелевших от потопа великанов в память о своем спасении воздвиг пирамидальный холм из кирпичей на горе Тлалок в Холуле. Когда боги увидели, что вершина его достигает облаков, они ниспослали на него огонь, сжегший часть пирамиды, вследствие чего она осталась незаконченною. Даже среди дикарей озера Нгами, как сообщает Ливингстон, существует схожая легенда. Поэтому тем удивительнее представляется факт, что подобного мифа не существовало у самих Вавилонян.

 Правда, в «Chaldaische Genesis» делается попытка доказать существование у вавилонян аналогичной легенды, но она признана в настоящее время несостоятельной. В связи с этим падает, конечно, и гипотеза Штаде, будто еврейский летописец использовал в данном случае какой-то вавилонский письменный документ, содержащий этот миф . Правы, по-видимому, те, которые утверждают, что подобное предание уже потому не могло ни существовать, ни возникнуть у вавилонян. что оно в сущности, умаляло их гордость и национальное достоинство и накладывало печать проклятия на их страну, тем более. что и самое название Вавилона, означающее Врата Божии, исключает какое-то бы ни было предположение о том, чтобы Вавилоняне связывали с ним представление о разрушении и гибели. Неправильным следует считать мнение. будто тенденция легенды чисто религиозная и лишена всякого исторического значения. Сводить ее к простому протесту против астральной религии, как делает, например Джеремиас. Уже оттого невозможно, что она, ведь, повторяется и у таких народов. которые были далеки от единобожия, По-видимому миф скорее всего явился отголоском какого-то великого сейсмического явления  имевшего такое же распространение, как и потоп, и удержавшегося поэтому в сознании почти всего человечества.

Где же находилась та башня, о которой повествует Библия? Некоторые ученые считают данный вопрос неразрешимым, однако, уже весьма рано были делаемы попытки установить ее местонахождение, хотя бы приблизительно. Вениамин Тудельский. Путешествовавший около 1160 г по Р.Хр. отождествлял это место с холмом, называющимся у арабов Бирс - Нимруд и сложенным, по его рассказу. из кирпича .В 16 веке Бальби и Ральф Фитш и в 17 в. Джон Картрайт описали в качестве Вавилонской башни кирпичный холм большой высоты, в 6 или 7 милях к западу от Багдада, известный под именами Телль - Нимруд или Акаркуф. В 18 веке Пьетро дела - Валле считал местом нахождения башни холм Вавил, вблизи Хиллеха, но впоследствии Расам доказал, что там находились знаменитые висячие сады.В 19 веке Рич и Керр-Портер вновь выдвинули предположение о Бирс-Нимруде, которое было принято многими учеными. Наконец, последняя точка зрения на этот вопрос, принадлежащая Чейну, заключается в том. что на месте древней башни был воздвигнут сам Вавилон.В частности же башня есть зиккурат великого храма Эзагила, представленный в настоящее время (1909),согласно гоммелю. Телль-Амраном. Какой из выше изложенных взглядов считается наиболее правильным, науке едва ли удастся когда-либо установить. Трудность заключается в том, что от этого события, если оно даже и случилось, не осталось, да и не могло остаться, никаких реальных следов, на основании которых можно было бы точно определить место катастрофы.

В мидрашах приводится несколько преданий с целью объяснить истинную причину вавилонского столпотворения и стремлений его строителей. Таннаитская традиция

-6-

 усмотрела в этом поступке мятеж против Бога. Последний Мидраш приводит следующую

 речь строителей башни, названных «поколением рассеяния». «Он – Господь –говорили они –не имел права выбирать для собственного пребывания высший мир, предоставив нижний нам, итак, построим башню и на вершине ее воздвигнем идола держащего в руке меч с угрозою против Бога».Столпотворением люди думали бросить вызов не только Богу, но и Аврааму, который призывал их к покаянию и к вере в единого Бога. По другому толкованию, выражение «одно наречие» следует понимать в смысле «острыя» или дерзостные слова, сказанные людьми о Боге, но не приведенные в Библии. Говорили, что через каждые 1656 лет (между сотворением мира и потопом прошло именно столько времени) небеса содрогнутся в своих основаниях и снова затопят водами землю, люди и хотят укрепить их колоннами, дабы предупредить вторичный потоп. Некоторые лица этого грешного поколения попытались даже сразиться с Богом на небесах. На это безумное желание подвигло их то обстоятельство, что стрела, пущенная ими в небесную твердь, упала назад, забрызганная кровью, народ тогда поверил, что он действительно может отважиться вступить в бой с небожителями.

Согласно Флавию ,воздвигнуть башню побудил своих современников именно Нимруд, тогда как другие раввинские источники указывают, что именно он отдалился от строителей. Шестьсот тысяч человек были заняты постройкой у башни в течение 43 лет. Она уже достигла такой высоты, что понадобился год времени на доставку строительного материала с земли на вершину, вследствие этого последний стал цениться так высоко, что люди плакали и кричали. когда срывался или разбивался кирпич, но оставались совершенно равнодушными, если падал и убивался человек. Они стали бессердечны к слабым и больным которые не могли или отказывались помогать им в их работе, даже женщин они насильно привлекали к ней. Сначала Господь дал им продолжать их безбожное дело, ожидая, когда они сами постигнут ужас своего дерзостного неповиновения, но все было напрасно. Тогда они смешали их язык (сначала они говорили все по-еврейски),что не только прервало их дальнейшую работу, но и было причиной смерти многих, ибо, получая от своего товарища камень вместо просимого цемента, разгневанный человек убивал его тут же этим камнем. Часть строителей была превращена в обезьян, злых духов, демонов и привидения, а остальные были рассеяны по лицу земли.

Мощная башня была развеяна ураганом, по другому преданию, одна треть ее была сожжена огнем, другая треть провалилась в землю, а последняя часть осталась на земле. Чтобы представить невероятную высоту башни, предание рассказывает, что стоявшему на вершине ее развалин даже величайшие пальмы казались величиною с кузнечиков. Позднее это указание предания относили к развалинам какой-то башни вблизи Борсинны. Хотя поколение столпотворения было греховнее того, которое погибло от потопа.

Последнее, однако, было наказано суровее, потому что состояло из убийц и развратников, тогда как первое поколение было в сущности доброжелательным и мирным. Мир же в глазах Бога имеет столь великое значение, что он щадит даже идолопоклонников до тех пор, пока они живут в мире.

-7-

Гильгамеш и легенда о потопе

Вавилонский богатырь Гильгамеш, повелитель Урука, скитавшийся в поисках бессмертия вместе со своим другом и спутником Энкиду, умершим во время странствий, встречает своего старого предка и просит его рассказать историю всемирного потопа, от которого он один сумел спастись.

Когда совет богов решил разрушить город Шуруннак, боги внушили одному из его обитателей, Утнапиштиму, вавилонскому Ною построить корабль, который мог бы вместить всю его семью, слуг, несколько домашних и диких животных и некоторых ремесленников. Судно следовало хорошенько просмолить. Оно должно было быть достаточно велико, чтобы поднять «порождение всего живущего» (по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни- будет впоследствии сказано в Библии).

Когда сооружение судна было закончено, разразилась ужасная буря, и дождь лил семь дней и семь ночей. Водяные горы поглотили землю, и все люди погибли. Когда буря утихла, воды спали,   барка пристала  к горе Насир, на восток от Мосула и реки Тигр, в современном Курдистане, родине шумеров.

Через шесть дней после потопа Утнапиштим выпустил голубку, но она не нашла земли и вернулась на судно. То же случилось и с морской ласточкой. Третьим взлетел ворон. Он увидел , что обнажается из под воды, выступает суша, полетел на поиски пищи и не вернулся. Тогда Утнапиштим сошел с корабля на берег и на вершине горы принес богам жертвы и совершил  в их честь возлияния. Боги слетались на запахи еды, «как мухи» (и библейский бог радуется приятному благоуханию жертвоприношения). В награду Бел и Эа даровали герою бессмертие.

Достаточно сравнить этот рассказ с двумя вариантами истории потопа в библейской книге Бытие, чтобы убедиться, что мы имеем дело с литературной обработкой древнего вавилонского мира, слегка видоизмененного с целью приспособить его к израильской религии.

-8-

Висячие сады Семирамиды

Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие сады царского дворца - сады, ставшие легендой.

Создание знаменитых садов легенда связывает с именем ассирийской царицы Семирамиды. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были построены «висячие сады» в Вавилоне. Правда, вплоть до начала прошлого столетия «висячие сады» считались чистым вымыслом, а их описания – просто излишества разыгравшейся поэтической фантазии.

Первой способствовала этому сама Семирамида, вернее ее биография. Семирамида (Шаммурамат) – Историческая личность, но жизнь ее легендарна. У Ктесия сохранилось ее подробное жизнеописание, которое потом почти дословно повторил Диодор.

В давние времена был в Сирии город Аскалон, а рядом с ним глубокое озеро, где и стоял храм богини Деркето.Внешне этот храм походил на рыбу с человеческой головой. Богиня Афродита за что-то рассердилась на Деркето и заставила ту влюбиться в простого смертного юношу. Потом Деркето родила ему дочь и в гневе, раздраженная этим неравным браком, убила юношу, а сама скрылась в озере. Девочку спасли голуби : они согревали ее крыльями, носили в клювах молоко, а когда девочка подросла, приносили ей сыр. Пастухи заметили в сыре выдолбленные дырки, отправились по следу голубей и нашли прелестное дитя. Они взяли девочку и отнесли ее к смотрителю царских стад Симмасу. Он сделал девочку своей дочерью, дал ей имя Семирамида, что у жителей Сирии означает «голубка», и примерно ее воспитал. Своей красотой она превосходила всех. Это и стало залогом ее будущей карьеры.

Во время поездки в эти края Семирамиду увидел Оннес, первый царский советник, и сразу же влюбился в нее. Он попросил у Симмаса ее руки и, забрав в Ниневию, сделал своей супругой. Она родила ему двоих сыновей. «Поскольку, кроме красоты, она обладала всеми достоинствами, то имела над мужем полную власть: он без нее ничего не предпринимал, и все ему удавалось».

Затем ее муж повесился, а Семирамида вышла замуж за царя. Так она приобрела царский титул. После смерти царя властвовать стала Семирамида, хотя у царя был сын-наследник. Она решила превзойти своего умершего царственного супруга. Она основала на Евфрате новый город_ Вавилон, с мощными стенами и башнями, великолепным мостом через Евфрат. Потом осушила болота вокруг, а в самом городе построила храм богу Белу с башней, «которая была необычайно высокой, и халдеи наблюдали восход и закат звезд, ибо для этого подобное сооружение было наиболее подходящим».

При ней через семь гряд Загросской цепи была проложена удобная дорога в Лидию, государство на западе Малой Азии.  

Тем временем ее сыну Нинию наскучила бесславная жизнь. Он решил, что мать слишком долго правит страной, и организовал против нее заговор: « с помощью одного евнуха решил ее убить». Царица добровольно передала сыну власть, «потом вышла на балкон, превратилась в голубку и улетела… прямо в бессмертие».

Сохранилась, однако, и более реалистическая версия ее жизнеописания. По словам греческого писателя Афинея, Семирамида вначале была «незначительной придворной дамой при дворе одного из ассирийских царей», но была она «столь прекрасна, что своей красотой завоевала царскую любовь». И вскоре уговорила царя, взявшего ее в жены, дать ей власть всего на пять дней…

Получив жезл и облачившись в царское платье, она сразу устроила великое пиршество, на котором склонила на свою сторону военачальников и всех сановников; на второй день она уже повелела народу и благородным людям воздавать ей царские почести, а своего мужа бросила в темницу. Так эта решительная женщина захватила трон и сохранила его до старости, совершив многие великие деяния.

-9-

Однако знаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже не вовремя ее царствования, а позже, в честь другой – не легендарной – женщины. Они были построены по приказу царя Навуходуносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам  Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримерной даже в те времена.

Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высоту четырехъярусного сооружения. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца, на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение- в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше- свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.

Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света.

Человеком, который раскопал «висячие сады» был ученый Роберт Кольдевей. Он пришел к убеждению, что найденное сооружение не могло быть ничем иным, как сводом подвального этажа вечнозеленых  «висячих садов» Семирамиды, внутри которого находилась удивительная для тех времен водопроводная система.

Но чуда больше не было: висячие сады были уничтожены наводнениями Евфрата, который во время паводков поднимается на 3-4 метра. И теперь представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью собственной фантазии.

-10-

Заключение

В своей работе я попытался рассказать о древнем городе Вавилоне, и более подробно о некоторых легендах, связанных с его именем.

-11-

Список литературы

1. Еврейская энциклопедия Том 5   Москва 1991

2. «Вавилон исторический и Вавилон легендарный» В. А. Белявский изд. «Мысль» Москва 1971

3. «Люди идолы и боги»  Амбродже Дониние  Москва 1962г.

4. Сто великих чудес света  «Вече» Москва 1998 г.

-12-